Базилика Мария Сантиссима Аннунциата

Базилика Сантиссима-Аннунциата

(Basilica della Santissima Annunziata / Basilica della Santissima Annunziata)

Свою популярность получила благодаря интересной легенде, после чего началось ее расширение и украшение! Здесь располагается небольшой музей живописи в котором хранятся знаменитые фрески.

На северо-востоке исторического центра Флоренции, неподалеку от Воспитательного дома, на одноименной площади располагается базилика святейшего Благовещения.

Около 1250 года на месте нынешней базилики была возведена примитивная церквушка. Заказчиками строительства выступили семь основателей ордена «слуг Марии» (сервитского ордена), члены знатных флорентийских семей. В 1252 году в церкви случилось «чудо». Одни из монахов, которому было поручено украшение церкви, долго и безуспешно трудился над фреской, изображающим Благовещение. По легенде, монах в отчаянии бросил рисовать, потому что почувствовал, что не в состоянии создать достаточно красивую картину. После этого монах вдруг заснул глубоким сном, а после пробуждения обнаружил, что картина его дорисована, вероятно, ангелом Божьим. Фреска, которая в будущем даст имя церкви, быстро стала предметом всеобщего почитания флорентинцев. Любопытно, что фреска все еще хранится в «Капелле святейшего Благовещения».

После «чуда» популярность церкви резко выросла, началось ее расширение и украшение, постоянно строятся новые капеллы. В середине 14 века и в 15 веке церковь перенесла несколько серьезных реконструкций по проектам Микелоццо и Леона Баттисты Альберти, предопределивших нынешний внешний вид и интерьер базилики. Основной этап реконструкции была закончен к 1481 году. Фасад был создан в 1601 году, и прекрасно гармонирует с разработанным Филиппо Брунеллески фасадом Воспитательного дома, находящегося рядом.

В 1857 была проведена последняя крупная реставрация под руководством архитектора Джузеппе Поджи.

На фасаде церкви – портик с коринфскими колоннами. На центральной арке портика остались следы фресок, исполненные между Понтормо в 1513 году, в центральном портале — мозаика Давида Гирландайо «Благовещение» (1509). После портика – удивительный прямоугольный дворик (Chiostrino dei Voti), в котором раньше находились гипсовые скульптуры. Проект дворика разработал Микелоццо в 1447 году, он украшен колоннами, которые поддерживают арки. Именно через этот дворик и можно попасть во внутреннюю часть базилики. В клуатре следует отметить:

  • Первая фреска справа «Вознесение Богоматери» работы Россо Фьорентино (1517);
  • Вторая фреска справа «Встреча Марии и Елизаветы» Понтормо (1516);
  • Третья фреска справа «Обручение Богоматери» Франчабиджо (1513 — 1514);
  • Четвертая фреска справа «Рождество Богоматери» Андреа дель Сарто (1513 — 1514);
  • Пятая фреска справа «Прибытие волхвов в Иерусалим» Андреа дель Сарто (1513);
  • Слева цикл фресок, посвященных жизни святого Филиппа Бенизи, руководителя сервитского ордена, работы Андреа дель Сарто и Козимо Росселли.

Впечатляющий интерьер трехнефной церкви выполнен в стиле барокко, потолок богато украшен скульптурами и позолочен, арки и стены нефа и капелл выполнены из разноцветного мрамора. В интерьере церкви следует особенно выделить:

  • Мраморные, гипсовые и золотые украшения потолка работы Вольтеррано (около 1670);
  • Картины верхнего яруса, между окнами, работы Козимо Уливели (1671);
  • В правом нефе, в «Капелле Спасителя» — орган работы Доменико ди Лоренцо да Лука (1521);
  • В «Капелле святейшего Благовещения», созданной для хранения чудесной фрески и поклонения ей по проекту Микелоццо – впечатляющие украшения потолка работы Луки делла Роббиа, ну и, собственно, сама чудесная фреска;
  • В правом нефе, в «Капелле Пьета» — «Пьета» работы прекрасного скульптора Баччо Бандинелли;
  • На трибуне, в «Капелле Рождества» — «Рождество Богородицы» работы Алессандро Аллори (1602);
  • На трибуне, в «Капелле святого апостола Андрея» — «Мадонна и святые» Перуджино;
  • На трибуне, в «Капелле Воскресения» — «Воскресение» работы Бронзино;
  • В левом нефе, в «Капелле Ферони» — «Святой Юлиан» работы Андреа дель Кастаньо (1455 – 1456);
  • В левом нефе, в «Капелле святого Иеронима» — «Святой Иероним» работы Андреа дель Кастаньо (1454).

Мадонна Сакко«Большой клуатр» (Chiostro Grande), также именуемый «Клуатр мертвых» (Chiostro dei morti), в который можно попасть через дверь в конце левого нефа, построен в 1453 году. Над дверью — знаменитая фреска «Мадонна Сакко» работы Андреа дель Сарто (1525). В других люнетах — интересный, но сильно поврежденный цикл фресок, посвященный деятельности ордена сервитов, работы Бернардино Почетти, Вентуро Салимбени, Маттео Росселли и других (начало 17 века).

Также в монастыре находится капелла Общества святого Луки, в котором с 1562 года находилась резиденция Братства Живописцев. Потолок капеллы украшен фресками работы Луки Джордано, у главного алтаря – полотно Джорджио Вазари «Святой Лука, изображающий Богоматерь». На других стенах капеллы работы Алессандро Аллори («Святая Троица»), Понтормо («Святое семейство») и Санти ди Тито («Соломон руководит строительством храма в Иерусалиме»).

На кладбище монастыря похоронены многие великие деятели искусств, в числе которых Бенвенуто Челлини, Франчабиджо, Понтормо.

Santissima Аннунциата, Флоренция — Santissima Annunziata, Florence

Базилика делла Santissima Аннунциата ( Базилика Пресвятой Благовещения ) является ренессанс -стиль, римско — католическая второстепенный базилика в Флоренции , регион Тоскана , Италия . Это считается матерью церкви в Сервиты . Он расположен на северо — восточной стороне площади Сантиссима Аннунциата , недалеко от центра города.

содержание

история

Церковь была основана в 1250 году по семи первоначальных членов Сервиты . В 1252 году картина из Благовещения была начата монахом Бартоломео, по заказу монахов сервитов. Говорят , он отчаялся о возможности рисовать девственницу с достаточно красивым лицом, и заснул, только чтобы найти картину завершена. Это чудо , что он приписан ангела. Картина в настоящее время размещены в церкви, приобрела большее почитание, например , что в 1444 году Гонзага семья из Мантуи финансируемую специальную трибуну. Первоначально Микелоццо , который был братом сервитов до, было поручено построить его, но так как Лодовико III Гонзага имел особое восхищение Альберти , этот последний архитектор дал поручение в 1469 году проектов Альберти были сужены в пре- существующие фонды. Строительство было завершено в 1481 году , после смерти Альберти. Хотя структура была восстановлена в стиле барокко -Style в семнадцатом веке, основная схема куполообразного кругового пространства в окружении алтарных ниш еще очевидна.

Фасад церкви был добавлен в 1601 году по проекту архитектора Джованни Баттиста Caccini , имитируя Ренессанс-стиль Брунеллески фасада «s из больницы Подкидыш , который определяет восточную сторону площади. Здание через дорогу от больницы Подкидыш, разработанный Сангалло Старшего , также дали Brunelleschian фасад в 1520 — х годах.

Почитание

Паломники, которые пришли в церковь, чтобы поклониться чудотворной живопись часто оставила восковой обет жертвы, многие из них в натуральной величине модели донора (иногда в комплекте с лошадьми). В 1516 году специальный атриум был построен для размещения этих цифр Chiostrino дей VÕTI. К концу 18-го века было около шестисот этих образов, и они стали одной из городских больших туристических достопримечательностей. В 1786 году, однако, все они были расплавлены, чтобы сделать свечи.

Папа Александр VI , в знак признательности за выживание Рима после французской оккупации, воздавали и подарил серебряную фигурку в церковь.

Невесты флорентийской традиционно посещают храм, чтобы оставить свои букеты.

интерьер

Эта церковь вводится с Chiostrino дей VÕTI . Барочный декор церкви интерьера был начат в 1644 году, когда Пьетро Giambelli расписан потолок с Успенским в качестве центрального на основе эскизов Бальдассар Франческини .

Первая часовня справа содержит Мадонну в Славе по Якому Эмполи , со стенами , украшенных фресками Маттео Росселл . Пятые часовня на праве содержит памятник Орландо де Медичи (1456) по Росселлино . Право трансепт имеет небольшой придел имеет Пьета (1559) по Baccio Бандинелли и украшает его могилу.

Часовня-окружали трибуна или хор, известный как Ротонда , был разработан в свою очередь, Michelozzo и Альберти между 1444-76. Примечательные среди часовен являются пятой (выровнено по нефу оси), которая имеет распятие (1594-8) по Джамболону для его могилы, статуи «деятельной и созерцательной жизни» его учеником Франкавилла , святые и ангелы по Пьетро Такки и фрески Бернардино Поксетти . Следующая часовня имеет Воскресение (1548-52) по Бронзиному со статуей св Рокха приписывается Штос . Следующая часовня имеет Мадонну со святыми последователем Перуджино .

В шестом часовне слева от нефа является СС Игнатий, Эразм и Блез по Раффаеллино Дель Гарбо ; следующая часовня имеет одну из панелей Аннунциата алтаря (1507) по Перуджина , когда на высоком алтаре церкви (в осаждении , начатую Филиппино Липпи, сейчас на Галерии dell’Accademia , в то время как другие панели разделены между прочим коллекций в мире). Запрестольный следующей часовни имеет Троицу с святым Иеронимом и двух святых (гр. 1455) от Андреа дель Кастаньо , который также нарисовал фреску Видение святого Юлиана в следующей часовне, называется часовня Feroni . Эта часовня была богато украшена в стиле барокко моды по Gianbattista Фоджиньте в 1692 году первая часовня только слева от входа имеет скинию Благовещения (1448-52) по Michelozzo и скульптор Пагно Ди Лапо Портигиани .

Читайте также  Что привезти из Венгрии

Орган (1628) является самым старым в Флоренции и второй самый старый в Италии. Церковь находится гробница итальянского писателя Мария VALTORTA . Мемориал был установлен в церкви художника Giovanna Tacconi Мессиня ее мужем после ее смерти.

Монастыри

Chiostrino дей Voti был разработан Микелоццо. Baldovinetti окрашены первый люнет в Chiostro в с. 1460. Примерно 1476 Rosselli начал цикл , посвященный затем Блаженного Филиппо Benizzi , пятый До генерал сервитов, который затем был завершен (1509-1510) от Андреа дель Сарто .

сайт Работа Дата маляр
первый правый предположение 1513-1514 Rosso Fiorentino
второй правый кара 1516 Pontormo
третье право Обручение Девы 1513 Франчабиджо
четвёртое право Рождение Богородицы 1513-1514 Андреа дель Сарто
пятые право Путешествие из волхвов 1511 Андреа дель Сарто
Первый-пятый влево Жизнь С. Филиппо Benizi 1509-1510 Андреа дель Сарто
шестой слева Жизнь С. Филиппо Benizzi 1476 Козимо Росселли
Слева от входа в церковь Рождество 1460-1462 Бальдовинетти

Другой монастырь, известный как Chiostri дей Morti , находится знаменитая Мадонна дель Сакко (1525) по дель Сарто . Капелла ди Сан — Лука , который открывается с нее, принадлежал к братству художников или Академии делле Арти дель Disegno с 1565 года Многие художники похоронены в склепе, в том числе и Бенвенуто Челлини , Понтормо , Франчабиджо , Джованни Анджело Монторсоли и Лоренцо Bartolini . Внутри Понтормо «S Святое семейство (с 1514) . Окрашена в церковь Св Ruffillo и фрески Аллори : Троица ; Вазари : Святой Лука рисует Мадонну ; и Санти ди Тито : Соломон направляет строительство храма в Иерусалиме. Десять крупных фигур лепных были скульптор Винченцо Danti , Монторсоли и другие.

Большая часть Обители СС. Аннунциата сегодня место Военно — географическим институтом (ИГМ). В 2007 году в западной части монастыря , занимаемого Istituto, группа обнаружила , монументальная лестница , по Michelozzo , ранее скрытые, в Благовещение приписываемое Паоло Uccello , некоторые «Grottesche» фрески Morto да Фельтре .

Церковь Сантиссима Аннунциата во Флоренции — просто невероятная красота за серым фасадом!

Читайте также:

Супермаркет в Карловых Варах Albert — низкие цены недалеко от Тржнице

Онлайн-экскурсия в Сием Рип (Камбоджа) от sputnik8 — обзор сервиса и мой отзыв

В церковь Сантиссима Аннунциата во Флоренции я попала совершенно случайно. Это не туристическое место, так что не ищите его в путеводителе по городу. Церковь очень старая – построена в 1250 году. Расположена на одноименной площади. На первый взгляд – ничего особенного, но стоит вам попасть внутрь…

Внутреннее убранство невероятно богатое, в церкви находятся уникальные иконы и фрески, мозаики и, конечно, орган, который все еще играет по праздникам. Вы увидите работы Джордано и Визари, скрытые от широкого круга туристов.

1. Краткая историческая справка

Орден сервитов построил эту необычную церковь в 1250 году. С тех пор начинается ее история. А уже к 1444 году ее было решено перестроить, над проектом работали архитекторы Микелоццо и Альберти.

Архитектор Качина построил аркадную лоджию с колоннами. Так церковь стала идеальным дополнением для пьяцца Сантиссима, выполненной в стиле Возрождения. Все строения на ней выполнены в едином стиле с лоджиями и колоннами.

«Сантиссима Аннунциата» — в переводе означает «Святейшее Благовещенье».

Если снаружи она не производит такого сильного впечатления, то внутреннее убранство поражает! Это сочетание архитектуры Возрождения и маньеризма. Вы увидите фрески и мозаики Каччини и Понтормо, Давида Гирландайо.

Стены и потолки базилики отделаны цветным мрамором, потолки украшены золотыми панелями.

Стиль написания фресок – флорентийский ренессанс. Две особенно известные — «Святой Иоанн», расположенная на небольшой барочной часовне Feroni.

Вторая – изображение «Святой Троицы», ее ищите в часовне Jerome.

Обратите внимание на алтарь – полотно для него создано Джорджо Вазари. На другой стене можно найти работы Бронзино, Ди Тито. Казалось бы, такая неприметная с виду церковь хранит в себе настоящие сокровища Италии.

Потолок купола изображает Судный День – очень распространенная тема Итальянских церквей. А создал изображение художник Волтеррано.

Деревянные хоры церкви Сантиссима Аннунциата выполнены Дионисио Лаззари, сделаны так, что поверхность имитирует мрамор. На левый хор позднее поставили необычный орган, который до сих пор в рабочем состоянии.

Иногда можно услышать его, например, в праздничные дни.

Существует легенда о монахе, который трудился над украшением храма и создавал фреску «Благовещенье». Он так хотел создать самую красивую фреску, что результаты его постоянно разочаровывали.

Монах был так расстроен, что отбросил кисть и… заснул. А когда проснулся – на том месте была великолепная фреска. По легенде, она была создана Ангелом Божьим. Интересно, что фреска все еще в церкви, вы увидите ее в Капелле святейшего Благовещения. Считается, что она творит чудеса.

Из церкви можно пройти в монастырь Voti, известный своими фресками. Например, знаменитая фреска «Рождество» Алессо Бальдовинетти.

2. Полезная информация

2.1. Где находится

Церковь расположена на одноименной площади, недалеко от Галереи Академии и Национального археологического музея.

Адрес: Piazza SS Annunziata

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

Из общественного транспорта во Флоренции ходят только автобусы, поэтому добраться можно следующим образом:

  • На городском автобусе: С1 до остановки Brunelleschi.
  • Или на автобусах 6, 31 и 32 до Museo Archeologico – нужно будет пройти пешком по прямой несколько минут до площади.

Научиться ориентироваться в историческом центре Флоренции можно во время обзорной экскурсии. Я отправилась на эту экскурсию в первый мой день во Флоренции и ничуть не пожалела! Стоит всего 20 евро, длится примерно 2 часа, но вы увидите все самые удивительные места старого города.

Есть вариант – посетить старый центр города вместе с экскурсией «Прогулка по Флоренции». Стоит 126 евро с группы до 10 человек. Гид покажет вам, как на самом деле выглядит Флоренция, расскажет множество интересных фактов о городе и покажет тайные уголки. Отзывы об экскурсии очень хорошие, здесь можно их посмотреть и забронировать экскурсию.

Также можно добраться и на туристическом автобусе hop-on/hop-off, если использовать остановки Donatello или Righi (Ostello). Билет на автобус действует 1 или 3 дня, маршрут проходит по всем основным достопримечательностям города. Билет можно купить в туристических киосках или сразу на сайте getyourguide, цены одинаковые.

2.3. Время посещения

Открыта с 7:30 до 18:30.

Удивительно, что в Италии принято в церквях устраивать не только религиозные службы, но и вполне светские мероприятия.

Здесь, например, можно посмотреть не только расписание месс, но и афишу представлений:

2.4. Стоимость

Вход бесплатный, что радует, т.к. во Флоренции цены на вход во многие достопримечательности довольно высокие.

2.5. Официальный сайт

3. Фотообзор Базилики

Давайте теперь вместе заглянем за фасад церкви и посмотрим, что же скрывается внутри!

3.1. Виды церкви и внутренний дворик

Внутренний дворик храма:

А за этой дверью скрывается сама базилика:

3.2 Внутреннее оформление

Зайдя внутрь, я просто обомлела, настолько все красиво:

Смотрите, какое богатое оформление:

Маленькие часовни в стене позволяют всем верующим почувствовать себя в одиночестве:

Потолок с фресками:

Помните внутреннее убранство главного собора города? Мне кажется, Сантиссима Аннунциата может с ним поспорить:

Мрамор, картины, украшения – так церковь выглядит внутри:

Орган на левом хоре:

Не очень хорошо видно икону, но вы можете оценить богатство и роскошь внутри церкви:

4. Выводы

Этой церкви нет в путеводителях, она не входит в туристические маршруты, но очень необычная — одна из самых шикарных и помпезных внутри.

В Большинстве базилик и соборов внутренняя отделка все-таки намного скромнее, здесь прямо поразило богатство и красота убранства церкви. Возможно, только ради этого впечатления стоит зайти.

Кстати, даже сегодня многие ценители искусства «ругают» перегруженность церкви предметами искусства – статуи, колонны, мрамор разных цветов, позолоту, пышные мозаики и фрески.

Церковь нашла совершенно случайно, гуляя по Флоренции с аудиогидом (например, izi.travel), если у вас будет время на прогулки, обязательно попробуйте! Программа определяет ваше местонахождение и автоматически воспроизводит рассказ об этом месте — прямо как настоящий гид!

Сама площадь Сантиссима Аннунциата тоже интересна, с каждой стороны площади необычное здание с богатой историей — Воспитательный дом, Палаццо Будини-Гаттаи, Лоджии, памятник герцогу Фердинанду I. Церковь небольшая, посмотреть можно за полчаса. Внутри очень тихо, посетителей совсем нет.

Читайте также  Чем заняться на Мертвом море

А вы любите нетуристические достопримечательности? Очень часто это самые неожиданные точки города. И самые интересные. Если знаете еще что-то такое о Флоренции – напишите нам в комментариях.

Предлагаем вам подписаться на обновления блога, чтобы регулярно получать обновление и новые истории о наших приключениях.

Кстати, если вы только собираетесь во Флоренцию, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

А я во Флоренции воспользовалась сервисом airbnb и остановилась в квартире (комнате) — так оказалось намного дешевле и удобнее. Если тоже хотите выбрать квартиру, а не отель, обязательно воспользуйтесь нашей ссылкой — так вы получите бонус (около 30 евро) и сможете сэкономить уже на первом бронировании.

Церковь Сантиссима Аннунциата

Также читайте:

В арочной галерее клуатра, перекрытой стеклянной крышей, находится небольшой музей живописи, получивший название «Монастырь обетов». Это сценически оформленное пространство украшено люнетами с фресками Россо Фьорентино, Понтормо и Андреа дель Сарто. Справа от входа находится фреска «Вознесение Мадонны» Россо Фьорентино. Затем по порядку следуют «Благовещение» Якопо Понтормо и «Обручение Марии» Франчабиджо. Особой красотой отличаются фрески Андреа дель Сарто «Рождение Марии» и «Прибытие волхвов в Вифлеем». Слева у входа в церковь находится «Рождество Иисуса» работы Алессо Бальдовинетти, за которым следуют сцены из жития св. Филиппо Бенинци, монаха-сервита, канонизированного в XVII в., работы Андреа дель Сарто. Роскошный интерьер церкви в стиле барокко сложился после всех перестроек XVII и XVIII вв. Обновление убранства носило всеобъемлющий характер, интерьер получил праздничный облик, редкий для Флоренции. Импозантный барочный балдахин кажется слишком помпезным для небольшого ренессансного храма Микелоццо.

Адрес: Piazza S.S. Annunziata
Режим работы
Портик Ордена сервитов: пн-вс 07:00-12:30 и 16:00-18:30.
Помещение церкви: пн-вс 08:00-12:30 и 16:30-18:30
Стоимость билета (входа) 5 евро, льготный 3 евро

Первоначально это была молельня Ордена сервитов, построенная за пределами второй крепостной стены города (1250 г.). Современный облик церковь приобрела в 1444-1481 гг. благодаря усилиям таких зодчих, как Микелоццо, Паньо Портинари и Антонио Манетти (под руководством Л.Б.Альберти). Портик фасада украшают коринфские колонны. Центральный портал ведет в небольшой Монастырь обетов (1447 г.) — сценически оформленное пространство, украшенное люнетами с фресками Россо Фьорентино, Понтормо и Андреа дель Сарто (1511-1513 гг.). Интерьер церкви был изменен в середине XVII века. Здесь необходимо отметить роскошный кессонированный потолок Вольтеррано (1664 г.). Дверь, находящаяся слева от трансепта, ведет в Монастырь Усопших (1453 г.), украшенный фресками Поччетти.

Это наименование носит один высший кавалерский орден, установленный в Италии в честь Благовещения св. Девы Марии. Бывший сардинский, ныне итальянский орден A. (ordine supremo dell’ Annunziata) был основан Амедеем VI, герцогом Савойским в 1362 г. Этот же орден получил свой устав от Амедея VIII 30 мая 1409 г., был преобразован 11 сент. 1518 г., затем повышен на степень первого рыцарского ордена Сардинской монархии и получил новый устав 3-го июня 1869 г. Звание гроссмейстера предоставляется королю; рыцари высших званий и уже имеющие ордена св. Морица и св. Лазаря составляют один класс. Орденский знак, состояний из золотого, овального, белого, обвитого лентами щита с изображением Благовещения св. Девы, носятся на шее, на составленной из роз и лент цепи. На розах значатся буквы: F. E. В. Т. (Fortitudo eius Rhodum tenuit). На груди рыцари ордена носят вышитое золотое солнце, посередине которого изображается Благовещение. Для торжественных дней полагается особое орденское одеяние.

Праздник ордена справляется 26-го марта. — Под именем А., или «Десяти добродетелей Пресвятой Богородицы», известен также один женский французский орден, основанный Иоанною Валуа в г. Бурже, в 1501 г., после разлучения ее с Людовиком XII. Он предназначался для безупречных девушек аристократического происхождения и в 1517 г. был отдан Папою Львом V под духовное руководительство францисканцев. Во время первой французской революции монастыри этого ордена во Франции были разрушены, но затем в новейшее время восстановлены, и их существует несколько в Булони и Вилльневе. — Другой орден А. был основан в Италии в 1604 г. вдовою Мариею Викториею Форнари, родом из Генуи, вместе с ее подругою Винцентиною Ломеллини. В цветущий свой период орден имел 50 монастырей, большею частью в Италии, и несколько монастырей во Франции и в Германии. Орден существует и в настоящее время. Главный монастырь его находится в Риме.

Базилика Мария Сантиссима Аннунциата

Официальный сайт
Помпей

Санта-Мария Аннунциата и Эспозито

«Убийства «лишних» детей, нередко зачатых вне семьи, обычное дело во всех европейских странах, были в Неаполе явлением настолько массовым, что еще в XV веке Указ королевы Джованны призывал не лишать нежеланных младенцев жизни, а оставлять под покровом ночи у церкви Санта-Мария Аннунциата, где был устроен приют. Эта мера спасла жизнь тысячам «детей Мадонны», как называли их в городе.

Прием младенцев в «Аннунциате» продолжался вплоть до 1980 г. Едва ли не самая распространенная фамилия в городе — Эспозито, что буквально означает «выложенный»: оставляя младенцев, женщины выкладывали их на встроенную в дверной проем вращающуюся полку. Одна из тех фамилий, по которым неаполитанца можно безошибочно узнать в любой стране, будь он даже звездой канадского хоккея».

Санта-Мария Аннунциата — это базилика Сантиссима-Аннунциата-Маджоре (итал. Santissima Annunziata Maggiore) в неаполитанском квартале Пендино (район Форчелла). Вращающаяся полка по-итальянски называлась la ruota, «колесо». Механизм имел окно снаружи, на via Annunziata, рядом с которым был звонок.

В окно укладывали ребенка и звонили, чтобы предупредить монахиню, которая круглосуточно дежурила в комнате внутри церкви.

Руота была устроена так, что монахиня не могла видеть того, кто оставлял ребенка.

Пройдя «сквозь» стену базилики, ребенок автоматически «терял» родителей, переходя в категорию «дитя Мадонны» и получая фамилию Эспозито (т.е., «выставленный/выложенный [на полку]», или производные Degli Esposti, Sposito, иногда Nunziata или Annunziata). Его тут же обмывали и крестили в небольшой раковине.

Каждое «дитя Мадонны» получало особую свинцовую подвеску на шею.

В начале XIX века неаполитанский король Иоахим Мюрат счел фамилию Эспозито обидной, накладывавшей на ребенка отпечаток на всю жизнь, и велел придумывать подкидышам имена посложнее. Один из таких детей — Винченцо Джемито — стал известным итальянским скульптором. Мать оставила его в Аннунциате сразу после рождения, а через две недели его усыновила неаполитанская семья, лишившаяся своего ребенка. Фамилию Дженито/Genito (которая потом превратилась в Gemito из-за ошибки в записи) дали ему в Аннунциате именно по тому указу Мюрата.

Система подкидывания детей в церкви была отменена в Италии в 1862 году, но в Аннунциате к отказу от этой процедуры пришли только в феврале 1872 года. Окончательно руота перестала функционировать 27 июня 1875 года. Сейчас она отреставрирована и демонстрируется как старинный аттракцион (экскурсия стоит менее 10 евро).

В церкви с XVII века хранятся регистры, в которые вносились данные «детей Мадонны»: дата и время их появления в руоте, возраст и физические особенности, а также любые отличительные знаки — одежда, записки или небольшие подарки, — с которыми он был подброшен (если таковые были). Эти записи могли помочь вернуть ребенка в семью, если у родителей появлялась такая возможность. Первая запись в регистрах относится к 1601 году. Фамилия Esposito впервые появилась в официальном документе 1 января 1623 года — в Аннунциату был подброшен мальчик двух лет по имени Фабрицио.

Вообще же в Европе первые такие «колеса» появились во Франции в одной из больниц Марселя в 1188 году и редкостью не были. Вот только фамилии в каждом городе давали свои. Например, во Флоренции Innocenti или Degl’Innocenti; в Генуе — Casagrande, Dellacasa, Dellacha, Della casagrande; в Риме — Proietti. Во многих монастырях было принято давать подкидышам фамилии «по святкм» — в день какого святого был подброшен, такая и фамилия: Dell’Anna, Dell’Immacolata, Diotisalvi, Diotaiuti, Diotallevi, Servodidio, Acquistapace и т.п.

Монастырь и площадь Сан-Марко. Церковь Сантиссима-Аннунциата

Сейчас площадь Сан-Марко являет собой довольно странное зрелище: снуют взад-вперед автобусы, студенты-архитекторы с тубусами и туристы с рюк¬заками; по периметру припарковано несметное количество скутеров…
Что касается монастырской церкви, то ее, в отличие от прочих помещений, переделывали столько раз, что от ори¬гинального здания ничего почти не осталось. За исключени¬ем «Распятия» Беато Апджелико на главном алтаре да мо¬гильных плит у второго алтаря слева. Зато, если удастся договориться со священником, вас пустят под крышу, где под барочной позо¬лотой скрывается расписной деревянный потолок XIV века.
Несколько слов о монастыре Сан-Марко, который в свое время считался са¬мым престижным в городе. В 1437 году Козимо Старший поручил Микелоццо обновить обитель, которая стала первым во Флоренции монастырским сооружением, получившим изящные пропорции Ренессанса. Первоначально монастырь принадлежал монахам-сильвестринцам, а потом был передан доминиканскому ордену. Микелоццо преобразовал конструкцию здания, приспособив ее для нужд монастырской общины.
Стены монастырского двора сложены из простых каменных блоков и имеют кирпичные карнизы. Внизу, вдоль всего здания идет арочная галерея. Первый этаж украшен люнетами с фресками Поччетти, Росселли, Коккапани, Ванни, Черрини, Дандини и других художников. Главный вход в Монастырь находится справа от Церкви Сан-Марко.
Алтарь доминиканского монастыря Сан-Марко был выполнен фра Анжелико по заказу Козимо Медичи в 1436-1445 годах и считается одной из вершин ренессансной религиозной живописи. Фра Анжелико принадлежит большинство фресок Монастырского двора, например Распятие со Св. Домиником при входе и мученик Св. Петр в люнете над дверью. Кстати, префикс «фра» нам встретится еще неоднократно, означает она «брат», так обращались к монахам.
В коридоре, справа, имеется вход в Библиотеку Микелоццо, и в глубине – вход в Келью Козимо с фреской «Поклонение волхвов» Фра Анджелико. В комнате перед кельей – его же знаменитое Распятие. В коридоре, слева, – «Мадонна во славе со Святыми», а в кельях, которые идут вдоль всего коридора, – «Благовещение», «Преображение», «Иисус перед Пилатом», «Жены-мироносицы у гробницы», «Коронация Девы Марии» и «Введение во храм».
Напротив церкви – через дорогу – аккуратный двух¬этажный домик, известный как палаццина Ливия: его построил в 1775 году великий герцог Пьетро Леопольдо для знаменитой балерины Ливии Мальфатти Раймонди, которая в Тоскане решила бросить сцену и нашла куда бо¬лее выгодное ремесло: сделалась герцогской любовницей.
По другую сторону площади, в кирпичного цвета строе¬нии под №4, во времена Медичи были конюшни, потом их переделали в львятник. Но Козимо I, переехав в палаццо Синьории, львов оттуда решил переселить подальше, и в конце концов а здании оказался университетский ректорат.
Если обойти монастырь Сан-Марко со стороны ректората, а потом свернуть направо, там обнаружится тихий и уютный Ботанический сад, основанный Козимо I с Элеонорой Толедской в 1545 году на землях, захваченных у проштрафившихся доминиканцев. В те времена там сажа¬ли всё больше лекарственные травы, из которых делали про¬тивоядия, да экзотические цветы, из которых извлекались ароматические эссенции. Потом противоядия несколько потеряли актуальность, но сад так и остался.
Музей Сан-Марко открылся для публики в 1869 году и размещается в здании монастыря. В свое время созданные архитектором Микеллоцо помещения были украшены Фра Беато Анжелико (годы жизни 1395-1455). Он создал уникальный живописный цикл, который сопровождал монахов во время всех их индивидуальных и общих молитв. Каждый посетитель монастыря мог совершить неторопливую прогулку по помещениям, созерцая фрески в кельях и Зале для собраний (Sala del Capitolo), а также изображения в Богадельне (Sala dell’Ospizio).
Главное качество этого музея – удивительное соответствие между зданием и его содержимым. Вы можете посетить уникальное создание архитектуры флорентийского Ренессанса – аркаду Сан-Антонио, конструкция которой несет в себе идею света, спокойствия, меры, рациональной гармонии. Аркада, созданная во время перестройки монастыря в XV веке, является исходной точкой для осмотра музея Сан-Марко. Ее стены покрыты фресками начала XVII века, которые изображают сцены из жизни Святого Антонина Пьероцци, бывшего в XV веке епископом Флоренции.
Из аркады Сан-Антонио можно пройти в Богадельню (Sala dell’Ospizio), средневековое помещение, которое Микелоццо значительно преобразовал, придав типичному готическому пространству ренессансную рациональность. В этом зале посетитель может увидеть почти все работы Беато Анжелико, принадлежавшие Флорентинским Галереям и переданные в музей в 1921 году.
Затем вы пройдете в ведущие в Большую Трапезную боковые залы. В них представлены работы Фра Бартоломео – второго доминиканского художника, жившего в обители в начале XVI века. Его произведения были обнаружены сравнительно недавно в кухонных помещениях за Большой Трапезной, и теперь посетители могут любоваться его «Алтарем Синьории» (Pala della Signoria) и недавно отреставрированной фреской «Последний суд».
В Большой Трапезной вы увидите фреску «Чудесный ужин Святого Доминика» («Cena Miracolosa di San Domenico»), созданную в 1536 году художником Джованни Антонио Сольяни. Традиционность выбора темы, простота и строгость исполнения показывают, как далеки были флорентийские художники от эмоционального маньеризма того времени.
Затем посетители попадают в Малую трапезную, которая предназначалась для наиболее важных гостей монастыря. Она примыкает непосредственно к помещениям для гостей. В Малой Трапезной можно увидеть фреску «Тайная вечеря» Доменико Гирландайо. Традиционный библейский сюжет исполнен мастером с соблюдением всех предустановленных канонов. Но любители живописи несомненно заметят в произведении Гирландайо наличие определенных символов, свойственных фламандскому искусству.
В помещениях для гостей в настоящее время располагается коллекция предметов, обнаруженных во время разрушения в XIX веке старой части Флоренции. Множество находок из камня и дерева, стенные фрески появились здесь в 1894 году, образовав особый «музей в музее» – отдел старой Флоренции.
Микелоццо, Беато Анжелико, Козимо I и Святой Антонио – главные герои музея Сан-Марко. На втором этаже это сложное сочетание особенно ярко выражено. Интеллектуальная, светлая конструкция библиотеки, созданная по образцу базилики, оттеняет и по своему дополняет ритмичную бело-серую протяженность коридора, словно уходящего в бесконечность. В коридоре, куда выходят двери келий, находится знаменитое «Благовещение Девы Марии» Беато Анжелико – образ, считающийся высшим воплощением христианского художественного воображения.
Элегантная, светлая, гармоничная конструкция библиотеки Микелоццо со стройными колоннами и логичностью всех элементов делает ее образцом ренессансных библиотек. Здесь можно увидеть старинные рукописи разных эпох, дающие представления о многих важных событиях истории Флоренции, в том числе о деятельности и казни Савонаролы, который был настоятелем монастыря в конце XV века, своими проповедями вызвал недовольство Папы и был сожжен в 1498 году.
Музей Сан-Марко открыт ежедневно с 8.30. В будние дни до 14 часов, в субботу и воскресение до 19 часов, однако бывают и «плавающие» выходные дни. Билет стоит от 4 до 6 евро.
По Виа-делла-Колонна предлагаем отправиться к Флорентийской Синагоге. По пути обратите внимание на базилику Сантиссима-Аннунциата, которая находится на одноименной площади.
——
«Сантиссима-Аннунциата» в переводе с латыни означает Святое Благовещение. Построена в 1250 г. Орденом сервитов. Современный облик церковь приобрела в 1440-х годах. благодаря усилиям Микелоццо и Леона Баттисты Альберти.
Великолепен и изящен клуатр – характерная для романской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря. В этой галерее, перекрытой стеклянной крышей, находится небольшой музей живописи, получивший название «Монастырь обетов». Это сценически оформленное пространство украшено люнетами с фресками Россо Фьорентино, Понтормо и Андреа дель Сарто. Справа от входа находится фреска «Вознесение Мадонны» Россо Фьорентино. Затем по порядку следуют «Благовещение» Якопо Понтормо и «Обручение Марии» Франчабиджо. Особой красотой отличаются фрески Андреа дель Сарто «Рождение Марии» и «Прибытие волхвов в Вифлеем».
Слева у входа в церковь находится фреска «Рождество Иисуса» работы Алессо Бальдовинетти, за которым следуют сцены из жития св. Филиппо Бенинци, монаха-сервита, канонизированного в XVII в., работы Андреа дель Сарто. Роскошный интерьер церкви в стиле барокко сложился после всех перестроек XVII и XVIII вв.
Обновление убранства носило всеобъемлющий характер, интерьер получил праздничный облик, редкий для Флоренции. Импозантный барочный балдахин кажется слишком помпезным для небольшого ренессансного храма Микелоццо.

Читайте также  Где купить фрукты в Бангкоке?

Купить экскурсию за 199.5 р.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии «Аудиогид: Флоренция»

Информация по экскурсии

Флоренция — город для упоительных прогулок. Плотность достопримечательностей на один квадратный километр приближается к критической. Соборы Санта-Мария-дель-Фьоре, Сан-Лоренцо, Сан-Марко, галерея Уффици и палаццо Пита, знаменитые мосты Понте Веккьо и Понте Санта-Тринити — все это может довести туриста до эстетического изнеможения. Не бойтесь, если вам вдруг почудилось, что мимо прошел Микеланджело или Боттичелли. Во Флоренции один день как тысяча лет и тысяча лет как один день.