Башня Торре дель Манджа

Башня Манджа – самая высокая колокольня Сиены

Панорама любого города имеет свои неповторимые очертания – силуэт, обладающий особенной индивидуальностью и характером. Панорамный рисунок Сиены невозможно себе представить без высокой колокольни, возвышающейся над городом, словно одинокий стражник. Башня Манджа (Torre del Mangia), о которой пойдет речь в данной статье, наряду с другими достопримечательностями города, стала настоящим символом Сиены, популярным и, самое главное, узнаваемым.

Расположенная на главной площади города Башня Манджа, построенная в середине XIV века, является одной из самых высоких старинных башен Италии, а если быть точней – третьей по величине после тех, что находятся в Кремоне (112 м) и Болонье (97,2 м). Торрэ Манджа, высота которой достигает 88 метра, сегодня открыта для широкой публики. Многочисленные гости города стремятся попасть на вершину колокольни, дабы полюбоваться захватывающим видом, открывающимся на средневековый город: рыжие терракотовые крыши, каменные площади и узкие переулки создают особый архитектурный колорит.

Попасть на башню возможно с внутреннего двора Палаццо Пубблико, расположенного на площади дэль Кампо. Подъем на колокольню займет не более 15 минут, однако преодолеть узкую вереницу ступеней дело далеко не из легких. Людям со слабым здоровьем или страдающим клаустрофобией лучше воздержаться от ее посещения.

  • История и описание башни Манджа в Сиене

    Строительство башни Манджа, символа могущества средневековой Сиены, началось в 1325 году и продолжалось чуть более двадцати лет. Отбивать часы на вновь возведенной колокольне городское управление поручило некому Джованни ди Бальдуччо, по прозвищу «Манджагуданьи», что с итальянского языка переводится как «поедающий зарплату». Такое прозвище синьор Бальдуччо получил благодаря своей страсти к расточительству. «Башня Манджагуаданьи» или, более укороченное – «Башня Манджа» – можно перевести как «Башня поедающего зарплату», т.е. синьора Бальдуччо. Несмотря на то, что на колокольне Джованни проработал чуть более десяти лет, ее название прочно закрепилось на все последующие столетия. Почему? А все потому, что в 1360 году на колокольню были установлены первые механические часы, которые не только поглотили огромную сумму из городской казны, но и требовали постоянной финансовой поддержки их работоспособности. Таким образом, башня «поедающЕГО зарплату» превратилась в башню, «поедающАЯ зарплату».

    В конце XVIII века в Сиене произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого было повреждено большое число средневековых зданий. Башня Манджа, благодаря произведенной незадолго до этого реставрации, осталась нетронутой.

    Колокольня, ставшая символом Сиены и ее главной гордостью, была возведена на цельном туфовом блоке, послужившим прочным фундаментом для всего сооружения. Внутри основания башни сохранились небольшие вырытые в туфе помещения, высотой с человеческий рост, использовавшиеся в качестве камер, где содержались приговоренные к смертной казни. Корпус сооружения, высотой порядка 70 метров, возведен из красного кирпича. В верхней части башни из травертина находится открытая камера, в которой установлен колокол. Внутри сооружения расположена лестница, ведущая на открытую террасу, содержащая более четырехсот ступеней.

    Где находится Башня Манджа

    Башня Манджа: режим работы и стоимость билетов

    В зимний период (с 16 октября по 28 февраля) башня Манджа открыта для посещений каждый день с 10.00 до 16.00. В остальное время года с 10.00 до 19.00. Билетные кассы закрываются на 45 минут раньше обозначенного выше времени.

    Стоимость билетов
    Обычный: 10 евро
    Семейный (2 взрослых и дети, старше 11 лет): 25 евро
    Дети до 11 лет могут посетить достопримечательность бесплатно.

    Кроме этого возможно приобрести специальный билет, действующий 2 дня и предусматривающий помимо осмотра башни Манджа, посещение городских музеев Museo Civico и Santa Maria della Scala. Стоимость такого билета – 20 евро. Семейного специального – 40 евро. Приобретая подобный вариант следует помнить, что по нему необходимо сначала подняться на башню, а только затем осуществить осмотр музейной экспозиции.

    Понравилась статья? Поделись с друзьями!

    Путеводитель по Сиене: как добраться, маршрут по городу и достопримечательности на карте

    Сиена – крупный город и центр региона Тоскана, его исторический центр с множеством дворцов (палаццо) прекрасно сохранился и является наследием ЮНЕСКО. Знаменитая своими памятниками архитектуры и ежегодным средневековым представлением Палио Сиена привлекает множество туристов.

    В древности на месте Сиены жили этруски. Древние римляне основали здесь колонию, которая называлась Сена-Юлия. Затем в средневековье Сиена становится крупным городом. До присоединения к Итальянскому королевству в 1861 году Сиена переходит от одних правителей к другим на протяжении многих десятилетий.

    В наши дни Сиена является университетским городом и более половины ее населения составляют студенты. Ее университет был основан в 1240 году и считается одним из старейших в Италии.

    А также в окрестностях Сиены производят одно из самых знаменитых итальянских вин – Кьянти. Это сухое красное вино на основе винограда сорта Санджовезе, выращиваемого здесь же.

    Что посмотреть в Сиене?

    Достопримечательности Сиены на карте

    1. Пьяцца дель Кампо

    Или Piazza del Campo – площадь в форме раковины, расположенная с самом сердце города.

    2. Палаццо Пубблико

    Или Palazzo Pubblico – находится на площади Дель Кампо.

    Дворец был построен в 1297—1310 годах для Совета Девяти и подеста. Но сегодня в Палаццо Публико размещаются городская ратуша и музей Museo Civico, где выставляются такие шедевры, как «Маэста» и «Гвидориччо да Фольяно» Симоне Мартини и работы Амброджо Лоренцетти.

    Часы работы Палаццо Публико в Сиене в 2019 году:

    01/11 – 15/03 10.00 – 18.00 (касса закрывается в 17.15)

    16/03 – 31/10 10.00 – 19.00 (касса закрывается в 18.15)

    Новый год: 12.00 – 18.00

    Время работы может меняться в период: 27.06-3.07 и 11.08-17.08 для мероприятий, связанных с Палио.

    Как купить билеты в Палаццо Публико в Сиене в 2019 году

    Билеты можно приобрести в кассе на месте или забронировать онлайн на сайте: http://www.b-ticket.com/b-ticket/sienateatri/

    Вход в Городской музей Сиены в 2019 году:

    Стоимость билета для взрослых: € 10,00 без бронирования; € 9,00 с бронированием.

    Дети в возрасте от 11 до 19 лет, люди старше 65 лет: 9,00 евро без бронирования; 8,50 евро с бронированием.

    СЕМЕЙНЫЙ БИЛЕТ (2 взрослых + несовершеннолетние старше 11 лет) – € 22,00

    Комплексные билеты на достопримечательности Сиены – цены в 2019 году:

    Городской музей + Санта Мария делла Скала – € 14.00

    Городской музей + Торре дель Манджа – € 15,00

    Городской музей + Санта Мария делла Скала + Торре дель Манджа – €. 20,00; Семьи (2 взрослых + дети старше 11 лет) – € 40

    ЗАКАЗАННЫЕ БИЛЕТЫ ВЫ МОЖЕТЕ ВЫКУПИТЬ ПРЯМО В БИЛЕТНЫХ ОФИСАХ.

    Комплексные билеты (действительны в течение 2 дней): обратите внимание, что музей Санта-Мария делла Скала закрыт каждый вторник.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МУЗЕИ (Городской музей, Санта Мария Скала) – 14,00 €

    ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙ И ТОРРЕ ДЕЛЬ МАНГИЯ – € 15

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МУЗЕИ И БАШНЯ (Городской музей, Санта-Мария-Скала, Торре-дель-Манджа) – € 20,00

    ОБЩИЙ СЕМЕЙНЫЙ БИЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И БАШНЯ – € 40.00

    3. Башня Торре дель Манжо

    Бащня Торре дель Манжо (Torre del Mangia) – 102-х метровая башня на центральной площади Сиены.

    Самая высокая в городе и пожалуй во всей Тоскане башня строилась в 1325-1349 годах. Ее высота вместе с флюгером составляет 102 метра – а это выше 94-х метровой башни Палаццо Веккьо во Флоренции.

    Назвали башню в честь звонаря Джованни ди Бальдуччо, который был знаменит на всю Сиену своей расточительностью. В народе его прозвали Mangiaguadagni – «транжира».

    Часы работы Башни Торре дель Манжо:

    На башню можно подняться в часы ее работы, билеты покупаются на месте.

    16/10 28/02 (зима): будни и праздничные дни с 10.00 до 18.00 (касса закрывается в 15.15)

    01/03 – 15/10 (лето): будние и праздничные дни с 10.00 до 19.00 (касса закрывается в 18.15)

    Рождество: Башня закрыта

    Новый год: 12.00 – 16.00 (касса закрывается в 15.15)

    Время посещения может меняться в период: 27.06-3.07 и 11.08-17.08 для мероприятий, связанных с Палио.

    Как купить билеты в Башню Торре дель Манжо

    Стоимость билета для взрослых: € 10,00

    СЕМЬЯ (2 взрослых + несовершеннолетние старше 11 лет) – € 25,00

    БЕСПЛАТНО для детей до 11 лет и проживающих в муниципалитете Сиены

    Комплексный БИЛЕТ ГОРОДСКОГО МУЗЕЯ И TORRE DEL MANGIA – 15 евро

    Комплексные билеты (действительны в течение 2 дней):

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МУЗЕИ (Civico and S. Maria Scala) – 14,00 €

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МУЗЕИ И БАШНЯ (Civico, S. Maria Scala, Torre) – € 20,00

    Комплексный СЕМЕЙНЫЙ билет МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И БАШНЯ – € 40.00

    4. Фонтан Радости

    Фонтан Радости – фонтан на площади Сиены напротив палаццо Публико.

    Фото с сайта www.scopriresiena.it

    Сиенская Синьория в 1340 году приказала создать общественный фонтан на главной площади города Сиены. За работу взялись сиенские скульпторы и архитекторы Агостино и Аньоло. Они придумали соорудить прямоугольную чашу фонтана и провести к ней воду по свинцовым и глиняным трубам. После открытия фонтана Агостино продолжил работу над ним и выполнил рисунки для мраморного украшения. Во время своей работы он и умер – прямо на площади около фонтана.

    5. Сиенский собор Дуомо

    Или Duomo di Siena (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta) – готический собор в Сиене.

    Сиенский собор строился в период 1215 – 1263 года в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии на месте более раннего сооружения. Собор имеет форму латинского креста, также у собора есть купол и колокольня, а купольный фонарь был придуман самим Джованни Лоренцо Бернини.

    Отделка собора снаружи и внутри выполнена из белого и зеленовато-чёрного мрамора с добавлением красного мрамора на фасаде. Известно, что чёрный и белый — геральдические цвета Сиены, отсюда и выбор цвета мрамора для отделки собора.

    Внутри собора Cattedrale di Santa Maria Assunta вы сможете увидеть удивительной красоты мозаичный пол, кафедру работы Никколо Пизано и статую Иоанна Крестителя, созданную самим Донателло.

    Часы работы собора и цена билетов:

    Opa Si Pass – единый билет, который позволяет получить доступ ко всем музейным объектам комплекса. С Opa Si Pass вы посетите Кафедральный собор, баптистерий Сан-Джованни, Склеп, бесплатный доступ в Музей Оперы. Визит завершается 3D-видеофильмом в Кафедральном соборе Сиены – погружением в историю, традиции и красоту Сиены.

    18/08 – 27/10 – € 15,00

    01/03 – 13/08; 28/10 – 31/10; 26/12 – 06/01 – € 13,00

    01/11 – 24/12; 07/01 – 28/02 – € 8,00

    ДЕТИ ОТ 7-11 ЛЕТ:

    01/01 – 31/12: € 2,00

    БЕСПЛАТНО: дети до 6 лет.

    Сиенские лошадиные бега – Палио

    Ежегодно 2 июля и 16 августа в Сиене проходят скачки на площади дель Кампо, которая тщательно засыпается песком по кругу. Что же представляют из себя сами бега в Сиене? В них участвуют наездники, выбираемые из 17 контрад Сиены – округов города. Во-первых, наездники управляют только неоседланными лошадьми. Естественно, что иногда наездники слетают и падают с лошадей во время скачек. И лошади заканчивают бега самостоятельно – без наездника. Во-вторых, сами бега включают 3 круга по площади дель Кампо – дистанция всего около 1 км и длятся не более 90 секунд. В конце бегов проходят масштабные шествия по городу, которые длятся до утра.

    Первое Палио было устроено в Сиене в 1656 году и изначально проводилось только 2 июля. Известно, что ранее скачки проводились на быках и назывались буффалатте.

    Время проведения Палио в 2019 году неизменно – 2 июля и 16 августа.

    Как добраться в Сиену

    Сиена находится в регионе Тоскана, в 100 километрах на юг от Флоренции. Добраться в Сиену можно несколькими способами:

    • самостоятельно на поезде из Флоренции или из других крупных городов Италии – подробнее о путешествии на поездах можно почитать здесь
    • на арендованном автомобиле
    • самостоятельно на автобусе из Рима
    • с экскурсией на экскурсионном автобусе – если взять экскурсию с гидом из любого крупного города

    Пьяцца дель Кампо – главная площадь Сиены

    Площадь Кампо (Piazza del Campo) в Сиене имеет необычную форму и непростую историю.

    История площади

    Упоминание о площади в письменных источниках относится к 1169 году. В то время Сиена была суверенной республикой. Торговцы шерстью и банкиры обеспечили её экономическую мощь, сиенский денарий был важной европейской валютой. А будущая Пьяцца-дель-Кампо была пересечением торговых путей: на юг – в Рим; на запад – к морю; на север – во Флоренцию.

    Читайте также  Гомельский дворцово-парковый ансамбль

    Согласно летописи, граждане расчистили поле (Campo) в долине трех холмов, заселенных коммунами Кастелларе, Сан Мартино и Камоллия, и сделали из него место для торговли. Так появилась «площадь полевая» – Piazza del Campo, изначально имевшая форму воронки в окружении холмистых склонов. Перепад высот от краев к низине составлял 5 метров. Жители коммун-соперниц сходились сюда не только торговать, но и выяснять отношения.

    К 1193 году относится запись о строительстве стены – границы двух площадей: Piazza del Campo и Piazza del Mercato. Стена вскоре превратилась в «Болгано» – монетный двор и сиенскую таможню. Развитие Пьяцца-дель-Кампо связано с властью «Совета Двадцати четырех» – представителей богатейших семей банкиров ( Толомеи, Салимбени, Буонсиньори и проч.). Они были гибеллинами – сторонниками императоров в борьбе с папской властью, епископ из города был изгнан.

    В правление «Совета Двадцати четырех» Сиена пережила «звездный час» своей истории – победу на вечной соперницей Флоренцией в битве при Монтаперти в 1260 году. Но своенравные сиенцы вскоре свергли это правительство. В 1270 году к власти пришел «Совет девяти» – партия торговцев-гвельфов, сторонников Флоренции и папской власти. Под их руководством и началось превращение бывшей Кампо в резиденцию правительства и центр общественной жизни города.

    В 1288- 1310 годы задание «Болгано» было развернуто фасадом на площадь Кампо и превратилось в Дворец Коммуны (Palazzo Comunale, Palazzo Pubblico). В 1327-1349 годы построили башню, известную сегодня как Torre del Mangia. Одновременно со строительством башни площадь перед дворцом вымостили красным кирпичом, разделив на 9 секторов полосами белого известняка. Веер секторов сливался в единую точку перед Палаццо Комунале, а дворец полукруглым объятием охватывал остальное пространство площади. Каждый сектор представлял одного из правителей Совета Девяти, а также был местом сбора для двух из 17-ти городских контрад. Уличные общины – контрады, вечно враждовавшие между собой, смиряли свою воинственность, занимая место на Piazza del Campo.

    Беломраморная часовня (Capella di Piazza) появилась на площади как благодарность Богородице от оставшихся в живых горожан после эпидемии чумы в 1348 году. В это же время выходит постановление Городского Совета о запрете строить дома, выступающие за линию внутрь площади. Особняки сиенской знати послушно обступили Пьяцца-дель-Кампо, образуя ровную линию окружности длиной 333 метра.

    Церковь Петра и Павла, нарушавшая гармонию, была снесена.

    Фонтан радости (Fonte Gaia) – последний штрих на красавице площади. Он назван так в память о чувствах горожан, увидевших в 1409 году на площади бьющий из-под земли источник воды.

    Достопримечательности

    Каждая постройка на Piazza del Campo имеет свою историю и служит необходимым элементом гармонии. Доминантой на ней является Palazzo Pubblico, задающий стиль, порядок и настроение всему комплексу. Вторая по значению – дворцовая башня.

    Торе дель Манджа

    Торе дель Манджа (Torre del Mangia) – башня, примыкающая к ратуше, приводит в удивление современных строителей. Имея высоту 102 метра и будучи выполненной из непрочного материала, она стоит уже 500 лет и не рушится. В летописи города записано, что в основании постройки лежат монетки на счастье, а по углам выложены камни с надписями еврейских и католических молитв – так что не страшны ей ни гром, ни молния.

    Выполнена постройка в готическом стиле из красного кирпича, белая известняковая надстройка, как корона, венчает строение.

    В 1360 году горожане вмонтировали в башню часы, а 6-тонный колокол меняли не один раз, но так и не добились четкого звучания. Не повезло постройке и с названием. Её первый смотритель был любителем поесть и получил кличку Обжора. Так легкая башня, устремлённая ввысь, стала «Башней Обжоры». Туристы, отдав 7 евро и преодолев 400 ступенек, могут полюбоваться с высоты 88 метров волнистыми тосканскими пейзажами и панорамой города.

    Часовня ди Пьяцца

    Изящная лоджия Cappella di Piazza у подножия башни – творение рук трёх мастеров: готический портик, облицованный мрамором, создал в XIV веке Джованни ди Чеко (Giovanni di Cecco).

    Спустя столетие появились арки и колонны в стиле эпохи Возрождения, украшенные тонкой скульптурной работой Антонио Федериги; ещё через 100 лет часовня была украшена фреской Мадонны с Младенцем и Богом Отцом работы Антонио Бацци (Bazzi).

    Фонтан радости

    В 1419 году было завершено строительство водопровода в Сиене. По многокилометровым подземным каналам вода поступала на Piazza del Campo и выбивалась из-под земли фонтаном. Fonte Gaia – Фонтан радости. Сейчас на этом месте построен бассейн с мраморной облицовкой работы Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia). Стены бассейна украшены барельефами Богородицы, библейские композиции «Сотворение Адама», «Изгнание из рая» дополняются языческими мотивами кормления Ромула и Рема Реей Сильвией. Статуи волчиц и львов изливают из пастей струйки воды.

    Горожане были восхищены работой скульптора, за ним осталось имя Якопо делла Фонте. Чтобы сохранить ценную работу мастера, её поместили в музей, а на площади оставили копию.

    Дома знати

    Дворцы аристократических семей Сиены Пикколомини, Саранчини, Буонсиньори кольцом охватывают площадь Кампо и составляют её украшение. Особенно поражает дом Санседони (Palazzo Sansedoni).

    Терракотовое здание в лучших традициях сиенской готики объединило пять домов знати, и широкий фасад получился с изящным изгибом, повторяющим закругление площади. По архитектурному стилю дворец Санседони поразительно похож на Palazzo Pubblico, высокая башня над дворцом Sansedoni должна была уравновешивать Torre del Mangia, но из соображений безопасности её вынуждены были укоротить.

    Скачки Палио

    Отголоском страстей, бушевавших на Piazza del Campo в средние века, являются Палио – конные соревнования между контрадами 2 июля и 16 августа. Каждая контрада, как маленькое государство, имеет свой герб, флаг, союзников и противников. К скачкам готовятся заранее, все лето участники в средневековых костюмах устраивают барабанные шествия с флагами по улицам Сиены и заканчивают их на пощади «Кампо». Лошади и наездники благословляются на скачки в церкви Петра и Павла.

    В день Палио десятки тысяч болельщиков собираются внутри площади (её вместимость 40 тыс. человек) ради нескольких минут захватывающего зрелища: каждому участнику три раза надо объехать площадь – всего 1 км – и прийти к финишу. Побеждают не наездники (соперники могут любыми путями скидывать друг друга), а лошади, даже если они придут к финишу без всадников.

    Наибольший позор терпит тот, кто приходит вторым. Победившая контрада получает 250 тыс. евро в качестве приза, её флаг висит на площади до следующих скачек. А площадь «Кампо» возвращается к своей неторопливой жизни.

    Время способно наложить отпечаток на постройки Piazza del Campo, но не может разрушить гармонии, во власть которой попадает каждый оказавшийся здесь человек. Достойны восхищения мастера, из неровностей местности создавшие архитектурный шедевр.

    Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

    Сиена — один из самых удивительных городов Италии, и без нее невозможно понять страну. Сиена сохранила свою старину — город имеет на удивление средневековый облик, свою красоту — иконы и картины большей частью остались на своих местах в церквях, а пейзажи городских окрестностей не превратились в индустриальный фон. И при этом Сиена не стала музеем под открытым небом и верна своим традициям до сих пор.

    Осмотреть Сиену нетрудно. Даже во время короткой прогулки панорамы, которые открываются в просветах между домами, виды на долины и холмы вокруг оставляют сильное впечатление подлинности. Короткий маршрут стоит начать на Кампо Сиены с фонтаном Гайа, затем посетить палаццо Пубблико с его фресками, величественный Дуомо с его инкрустированными мраморными полами и кафедрой проповедника, зайти в Музей собора, чтобы увидеть «Маэсту» Дуччо.

    В маршрут на целый день, помимо этого, войдут церкви, дом Екатерины Сиенской и Пинакотека. В Сиену можно попасть через восемь городских ворот. На дороге, ведущей к центру от ворот Сан-Марко (Porta San Marco), множество указателей. Исторический центр, который до сих пор окружен средневековыми стенами, легко обойти пешком, хотя в лабиринте улиц вокруг piazza Jl Campo (пл. Кампо) можно заблудиться. От ж/д вокзала можно доехать на автобусе до p.Matteotti (пл. Маттеотти); via Pianigniani (ул. Пьяниньяни) выведет от остановки на via Banchi di Sopra, которая идет к Кампо.

    Площадь Кампо (рiazza il Campo).

    Главная площадь города, на которой св. Бернардино Сиенский в XV веке собирал на проповеди толпы народа, кажется специально приспособленной для публичных выступлений. Это не случайно: формапьяццы повторяет очертания римского театра, камень которого пошел на ее строительство. Подобно античным театрам, часто размещавшимся на склонах холмов, площадь понижается к палаццо Пубблико. Однако для истинного сиенца Кампо — это плащ Девы Марии, укрывающий сердце города. Одна из самых красивых площадей Европы вымощена камнем разных оттенков и разделена полосами из травертина на 9 секторов, в память о том времени, когда городом правил Совет Девяти.

    Палаццо Пубблико.

    Палаццо Пубблико начали строить в 1297 году. В 1299 году возведен главный корпус, а в 1310 году закончено строительство боковых крыльев. Главный корпус палаццо выполнен в стиле тосканской готики. Верхний ярус фасада украшают солнечные часы с монограммой Христа, а двумя ярусами ниже красуется герб семьи Медичи, напоминающий о присоединении Сиены к Великому герцогству Тосканскому. Со времени строительства палаццо Пубблико подвергся лишь незначительным переделкам. В конце XVII века знаменитый римский архитектор Карло Фонтана надстроил боковые крылья и несколько изменил интерьер с целью укрепления его внутренней конструкции.

    Башня-кампанила Торре-дель-Манджа.

    Башня-кампанила Торре-дель-Манджа, примыкающая к палаццо Пубблико (1338—1348), построена, согласно преданию, по проекту Липпо Мемми, ученика и затем зятя Симоне Мартини. Колокола Торре-дель-Манджа, которая получила название по имени звонаря Джованни ди Дуччо, прозванного Ман-джагваданьи (итал. Mangiaguadagni — «тот, кто проедает весь свой заработок»), первый раз зазвонили в 1348 году, когда в город пришла чума — «черная cмерть»

    Капелла ди-Пьяцца (Cappella di Piazza).

    Окончание великого мора сиенцы отметили строительством у подножия башни лоджии Капелла ди-Пьяцца (Cappella di Piazza). Ее завершили в 1352 году, но перестроили в следующем столетии в стиле ренессанс: нижние части пилястр до карниза отделаны готической скульптурой и острыми арками, верхние — ренессансными нишами с раковинами, гирляндами и античными мотивами. Высота Торре-дель-Манджа — 88 м (с громоотводом — 102 м), и, чтобы подняться на ее вершину, где расположена смотровая площадка, придется преодолеть 512 ступеней.

    Городской собор Сиены (Duomo di Siena).

    Городской собор Сиены (Duomo di Siena), один из прославленных памятников архитектуры Италии, стоит на месте древней церкви IX века. Официально новый трехнефный храм (90 x 50 м) в честь вознесения Девы Марии освятил в 1179 году папа Александр III, великий уроженец Сиены, но строительные работы продолжались еще несколько столетий. Купол завершили в 1263 году, романскую колокольню — в 1313-м. Строителем собора называют Джованни Пизано.

    Городской собор Сиены (Duomo di Siena).

    Архитектурное решение и убранство здания соединяют романский и готический стили. Фасад завершен в конце XIV века. В нем нетрудно узнать черты собора города Орвьето, бывшего для строителей объектом соперничества и подражания. Храм отделан белым мрамором с использованием мрамора других цветов. Чередование светлых и темных полос (здесь из белого и зеленого мрамора) в боковых нефах — узнаваемая черта тосканской архитектуры.

    Городской собор Сиены (Duomo di Siena).

    К оформлению фасада приложил руку еще Джованни Пизано. Порталы декорированы барельефами Тино ди Камайно, которые изображают свв. Иоакима и Анну, родителей Девы Марии. В верхней части фасада расположено окно-роза, а вокруг него — скульптурные изображения ветхозаветных патриархов.

    Городской собор Сиены (Duomo di Siena).

    Главная достопримечательность интерьера собора — мозаичные полы. В конце главного нефа неизвестный мастер в 1372 году изобразил колесо Фортуны. На вершине колеса на троне сидит король со скипетром и державой, три мужские фигуры, цепляясь за колесо, стремятся на нем удержаться. По сторонам в медальонах изображены мудрецы древности: Эпиктет, Аристотель, Сенека и Еврипид со свитками в руках. Начертанные на свитках латинские изречения расширяют смысл аллегории, темой которой становится не только случай, правящий миром, но и мудрость, созерцающая земную суету.

    Читайте также  Ват Пхра Кео

    Сиена. Национальный Археологический музей.

    Национальный Археологический музей Сиены входит в комплекс Оспедале-ди-Санта-Мариа-делла-Скала. Ядро собрания — артефакты из раскопок в округе Сиены. Среди них — этрусская керамика (прекрасная коллекция чернолаковых, с имитацией металлической поверхности, ваз «буккеро»), расписные греческие — кампанские и апулийские — и этрусские вазы, в том числе знаменитый кратер с изображением «Смерти Эгисфа», римские саркофаги III—IV веков, произведения античной скульптуры (например, так называемый портрет Сенеки, I в.).

    Церковь Блаженного Августина.

    Церковь Блаженного Августина 10 (Sant’ Agostino) находится на расстоянии около 200 м на юг от Пинакотеки по via di San Pietro (виа ди-Сан-Пьетро). Храм построен в XIII веке и перестроен в XVI веке. Фасад создан в XVIII столетии, тогда же, после пожара, был обновлен интерьер. Здесь хранятся «Почитание Распятия» Перуджино, многочисленные произведения Ванни и Манетти. В капелле Бики можно увидеть фрески Симоне Мартини и Луки Синьорелли, а в капелле Пикколомини — Амброджо Лоренцетти, Маттео ди Джованни и Содому. На via di Citta (виа Читта) — одной из самых красивых улиц Сиены — и на продолжающей ее via Banchi di Sopra (виа Банки-ди-Сопра) расположены палаццо, некогда принадлежавшие местной знати. Via di Citta начинается от p. Postierla (пл. Постьерла) 11 , или площади Четырех углов, украшенной бронзовым фонтаном с изображением орла (знаком контрады «Орел»). Это один из 17 фонтанов (по числу контрад города), в котором проходит благословение лошадей перед скачками.

    Палаццо Пикколомини.

    От фонтана на север протянулась череда богатых городских дворцов — палаццо Пикколомини (Palazzo Piccolomini, XV в.), палаццо Киджи-Сарачини (Palazzo Chigi-Saracini, XIII—XVIII вв.) и лоджия деи-Мерканти 12 (Loggia dei Mercanti). В 100 м от лоджии на левой стороне улицы стоит палаццо Толомеи 13 (Palazzo Tolomei, XIII в.), фасад которого смотрит на маленькую одноименную площадь. Наконец, улица приведет на p. Salimbeni (пьяцца Салимбени), названную по имени извечных врагов семьи Толомеи. Дворцы, стоящие на ней, выдержаны в трех разных стилях: палаццо Салимбени 14 (Palazzo Salimbeni) — готический, дворец Спаннокки 15 (Palazzo Spannocchi) — ренессансный, а палаццо Тартуччи (Palazzo Tartucci) — барочный.

    Сиена. Базилика Св. Доминика.

    Базилика Св. Доминика (Basilica di San Domenico) возведена на холме Кампореджо, на котором, если верить сиенскому хронисту, флорентийцы, подступившие к Сиене в 1260 году, намеревались после покорения города возвести крепость. Строительство церкви велось в 1226—1265 годах, а в XIV веке она была расширена, переделана в готическом стиле, тогда же в ней разместилась резиденция ордена доминиканцев. В церкви молилась св. Екатерина Сиенская, поэтому это одна из особо чтимых церквей в городе.

    Башня Торре дель Манджа

    кросс-пост в italia_province

    Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

    Пьяцца дель Кампо (piazza del Campo)

    Сиена оказалась городом красно-коричневого цвета –
    кирпич здесь делался из местной красноватой земли,
    точно так, как кирпич в Болонье – из жжено-оранжевой
    болонской земли. Микеланджело миновал городские ворота
    и въехал на площадь дель Кампо, напоминающую
    по очертаниям огромную раковину, —
    на противоположной стороне высился дворец Общины,
    над ним пронзала небо прекрасная и дерзкая
    в своем полете башня Манджиа: от совершенства
    е скульптурной пластики захватывало дух.
    Обозрев чудесный фонтан работы делла Кверча,
    Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы…
    И. Стоун «Муки и радости»

    Площадь Кампо (иль Кампо – так называют ее сами сиенцы) чудо как хороша: блюдечко, на плавных боках которого прямо на камнях лежат туристы – закусывая, читая, загорая (некоторые — в купальнике!), играя в карты, болтая, а некоторые даже сладко спят, прикрыв лицо картой города или путеводителем. Банально, но площадь напоминает собой приоткрытую створку раковины, по краям которой высятся величественные дворцы.

    Есть мнение, что иль Кампо была выстроена на месте древнеримского форума. Красивая версия, но, по моему мнению, неправдоподобная: римское военное поселение на задворках империи было не настолько важным местом, чтобы там отстраивали форум. К тому же, сам наклонный рельеф местности мешал возведению классических римских зданий – какой уж тут форум. Тем не менее, площадь была в центре внимания – здесь пересекались важнейшие городские дороги; здесь стыковались три холма, на которых лежал город; в этом же месте сходились три независимых, соперничавших друг с другом контрады — таким образом, площадь была единственной нейтральной территорией в кипевшем страстями противостояний городе. Наконец, здесь с незапамятных времен располагался городской базар – сердце (а также глаза, уши и длинный язык) любого города.

    Кто владеет информацией – владеет миром – так решили и члены Совета Девяти, городского органа самоуправления, скупили в 1292 г. земли в округе и построили здесь новую площадь, которой суждено было стать свидетельницей важнейших событий Сиены. Поверхность площади, выложенная в 1349 г. «в елочку» красным кирпичом, разделена полосами из травертина (известкового туфа) на девять частей, расходящихся веером, каждая из которых представляет одного из членов средневекового Совета Девяти (1292-1355). Так неровности рельефа были превращены в шедевр архитектуры.

    Напротив башни внимание привлекает Лоджия ди Мерканция, величественное здание из красного кирпича, удивительно похожее на стоящее напротив палаццо Публико. Все остальные здания, окружающие площадь, выстроены в едином стиле (арочные окна и двери) из красного кирпича, правда, они порядком обветшали и подслеповато таращатся на туристов закрытыми ставнями – солнце здесь почти целый день. А когда-то на месте этих похожих друг на дружку зданий высились башни активно друживших друг против друга знатных семейств – в Сиене XIII века их было больше 100 (тогда нам еще только предстояло увидеть, как некогда это выглядело — в городке Сан-Джиминьяно, в который мы попадем вечером). Часть башен порушили сами горожане в междоусобных войнах, часть испанцы использовали как строительный материал для цитадели. Позже по закону, принятому сиенским городским советом, облик площади был приведен, как говорится, к общему знаменателю.

    Сложно сказать, откуда лучше всего снимать площадь – хороши и неожиданные ракурсы иль Кампо, когда, осмотрев весь город, выныриваешь к ней снова из неожиданного переулка и смотришь на нее снова как в первый раз, но уже в лучах заходящего солнца…

    Palazzo Pubblico (Palazzo Comunale)

    Безусловно, главным дворцом иль Кампо является Palazzo Pubblico (Общественный Дворец), где в средние века заседал Совет Девяти, а сегодня находится городской муниципалитет. Здание было построено в 1297-1342 гг. из кирпича и белого травертина, слева высится башня Торре-ди-Манджа. У основания палаццо стоит часовня Богоматери, которая была построена в 1348 г. в ознаменование окончания эпидемии чумы. Около входа во двор мы видим символ Сиены – волчицу с младенцами работы Джованни и Лоренцо ди Турино (Giovanni, Lorenzo di Turino, 1430). Оригинал из позолоченной бронзы хранится в городском музее. Вдоль первого этажа стена дворца украшена черно-белыми гербами правителей Сиены. Цвет не случаен – по легенде, сыновья Рэма, основатели Сиены, прибыли сюда на двух лошадях – черной и белой. Возле капеллы расположен вход в Двор подесты (главы городского магистрата), где по стенам с арочными окнами развешаны гербы подест. Отсюда начинается осмотр городского музея и отсюда же поднимаются на башню.

    Итак, на первом этаже (вход со двора) палаццо Публико расположен городской музей, в котором хранятся шедевры сиенской школы XIV-XVI столетия: скульптуры, монеты, оружие, гончарные изделия и керамика, ювелирные изделия. Дальше следует Sala del Mappamondo (зал мировой карты), которую во время войн использовали как штаб-квартиру. Свое название зал получил из-за огромного деревянного диска с изображением территории Сиенской республики работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti).

    Особое внимание следует уделить «Маэсте» работы Симоне Мартини Simone Martini, 1321), которая считается одним из шедевров европейской готической живописи и демонстрирует, как далеко продвинулась сиенская школа живописи 1300-хх гг. В отличие от более прославленной «Маэсты» Дуччо ди Буонисеньи (Duccio di Buoninsegna), эта Богоматерь изображена не такой каноничной (в свое время была даже выдвинута версия, что Дуччо обучался в Константинополе и оттуда перенял «византийскую» манеру живописи), и, пожалуй, более человечной. Небесный суд, что окружает Мадонну, также явился в свое время новым словом – каждый персонаж обладает своим лицом, своей позой, своим характером, в отличие от принятого ранее изображения безликой единой неподвижной толпы… На противоположной стене еще один шедевр мастера – портрет Guidoriccio da Fogliano, правителя города.

    Смежной с Sala del Mappamondo является Sala della Pace, комната, где заседал Совет Девяти, правивший городом с 1292 по 1355 гг. В выстроенном ими дворце члены Совета никогда не жили, а только проводили собрания. На трех стенах комнаты – знаменитый цикл фресок Allegoria del Buono e del Cattivo Governo (изображающие хорошее и плохое правительство) работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti). В музее также можно посмотреть на Залы деи Пиластри и дель Кончисторо, и на работы таких сиенских живописцев, как Pietro Lorenzetti, Spinello Aretino, Taddeo di Bartolo, Domenico Beccafumi.

    Torre del Mangia

    Рядом с палаццо Публико высоко в воздухе парит 102-метровая башня Torre del Mangia. Говорят, что по высоте башня равна Дуомо, что должно было подчеркнуть равенство церковной и светской властей. Правда, 102 метра – это вместе с громоотводом, который, вероятно, был построен несколько позже Преодолев 332 ступеньки, вы сможете насладиться панорамой города, которого как будто не коснулось время. Своим именем башня, обязана своему первому владельцу, Джованни Бальдуччо (Giovanni di Balduccio), прозванного «il mangiaguadagni», транжирой-чревоугодником. Возведена башня была в 1325-1348 гг. братьями Франческо и Муччо ди Ринальдо (Francesco, Muccio di Rinaldo), а белое навершие из белого травертина приписывают Агостино ди Джованни (Agostino di Giovanni). Рассказывают, что по средневековому обычаю «на удачу» в фундамент замурованы монеты, а по другому поверью, под каждым углом башни лежат камни с латинскими и еврейскими письменами – якобы это отвращает от башни грозы. Громоотвод оказался все же более надежным средством защиты На вершине башни с 1666 г. висит колокол по имени Sunto, весящий 6764 килограммов.

    У подножия башни стоят несколько русскоязычных групп, гиды которых, как обычно, несут несусветную чушь. По одной услышанной мной версии, башня получила свое имя потому, что «в эту башню был посажен и долгое время там находился самый злостный кредитор-процентщик, которому вся Сиена должна была денег. Там он однажды и умер, поэтому стали говорить, что его «съела» башня». По второй, еще более забавной, башня была названа в честь своего звонаря по фамилии Mangia. Интересно, где этих гидов готовят.

    На залитой солнцем блюдечке иль Кампо внезапно видишь фонтан, в котором нежно зеленеет вода. К источнику приникли все – и дети, что только что бегали по площади, и туристы, набиращие воду в походные бутылки из двух питьевых колонок, и птицы, сидящие на головах волчиц (куда же без них!), что лежат по периметру всего бассейна. Это Фонте Гайя, или Источник радости, который имеет весьма интересную историю. В 1342 году сиенцы завершили восьмилетнее строительство многомильного городского водопровода и ирригационной системы полей, окружавших город, и в конечной точке системы орошения построили на этом месте фонтан. История умалчивает, чем он не угодил горожанам, но в 1419 г. на месте старого фонтана Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) построил новый фонтан, ставший шедевром итальянской скульптуры, символизировавшим переход от готики к ренессансу. Мастер совершил настоящий прорыв в искусстве – впервые со времен античности изобразив в публичном месте две обнаженные женские фигуры, которые не были ни Евами, ни кающимися грешницами – мать и кормилицу Ромула и Рэма, основателей Рима. Спустя четыреста с лишним лет обе статуи, располагавшиеся по краям фонтана, показались отцам города слишком языческими или слишком обнаженными, и в 1858 г. Тито Сарроччи (Tito Sarrocchi) сделал копию фонтана – но без этих статуй. Подлинное твоение делла Кверча хранится по сей день в музее Оспедале ди Санта Мария делла Скала (Ospedale di St. Maria della Scala).

    Читайте также  Где находится Колизей в Тунисе

    От иль Кампо по Виа ди Чита (via di Citta) можно придти к Дуомо. Но нельзя пройти мимо громады палаццо Сарачини (Saracini), каменного, с отделкой кирпичом. Это здание в стиле сиенской готики было построено в XIV веке. Рядом возвышается грандиозное Палаццо Пикколомини (palazzo Piccolomini) — наиболее совершенный пример архитектуры флорентийского Возрождения (кстати, палаццо Пикколомини в Сиене целых два – одно там, где я только что описала, и второе по другую сторону от Кампо, возле университета Сиены).

    Туристический путеводитель «Сто лучших мест Италии»