Архикафедральный собор Святого Имени Пресвятой Девы Марии

Мариинский кафедральный собор (Кафедральный костел Пресвятейшей Девы Марии)

Слева от костела дом губернатора.

Костел являлся главным элементом сформировавшегося на протяжении XVI — XVIII веков ансамбля иезуитского коллегиума — опорного пункта католического ордена иезуитов.

В Минске иезуиты появились в 1654 г. Их резиденция находилась в усадьбе богатого мещанина Егора Гегера, купленной смоленским епископом И. Сангушко за 8000 злотых и подаренной ордену иезуитов (располагалась на месте дома № 1 по улице Революционной). Усадьбу окружала высокая каменная стена с несколькими брамами, во дворе находились старый деревянный дом, конюшня, пивоварня, амбар и другие хозяйственные постройки.

Наиболее выразительным сооружением всей усадьбы был жилой дом — небольшой каменный двухэтажный дворец, обращенный фасадом на площадь, накрытый высокой вальмовой крышей, над которой возвышались три железных позолоченных флюгера, изображавших Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Был еще один флюгер, «над ганком» в виде сказочной феи Мелузины*, играющей на лютне.

*Мелюзина — фея из кельтских и средневековых легенд, дух свежей воды в святых источниках и реках. Часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже (ср. русалка), иногда с двумя хвостами. Выходит замуж за смертного, поставив ему условием, чтобы он никогда не видел её в зверином обличье. Когда он застает ее в таком виде, бросает его.

По второму этажу проходила крытая галерея с балясами. На первом этаже, перекрытом сводами, находились жилые комнаты, кухня и кладовая. Внутренняя лестница вела на второй этаж, где так же были жилые помещения и столовая. Потолки в доме были расписаны. Печи голландского типа, выложенные белыми и зелеными изразцами, и камины образовывали довольно сложную систему отопления. Во всех комнатах стояла резная мебель. Жилой дом, как и все остальные постройки усадьбы, был накрыт гонтом. Позже иезуиты перестроили его под жилье для ксендзов и небольшой костел, упоминающийся в дневнике П.Толстого.

В 1678 г. они купили соседний каменный дом, который был приспособлен под сакристию костела, а в 1683 г. специальным решением Варшавского сейма за коллегиумом был закреплен ряд фундушей.

Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс. В 1699 г. они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, лощадьп Свободы,7). Рядом было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары.

История формирования этого ансамбля подробно описана в «Хронике Минской коллегии». Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 г. Дальнейшему строительству мешал расположенный рядом жилой дом. В 1703 г. иезуитам удалось его приобрести, после чего работы пошли быстрее. В 1705 г. храм был перекрыт сводами, над ними возведена крыша, а в 1708 г. закончена основная отделка интерьера. Рядом с еще неоконченным главным фасадом была установлена деревянная звонница, перенесенная из старого храма.

16 марта 1710 г. новый костел был освящен виленским епископом. Но еще довольно долго продолжалась его достройка и отделка: в 1720 г. сооружается сакристия (особое помещение в католическом храме для хранения принадлежностей культа), в 1722 г. — каплица святого Фелициана фундации Завишей (не случайно Иезуитский костел имел и второе название — костел святого Фелициана). Тогда же в ней и был погребен один из основных жертвователей — минский воевода Кристоф Завиша (1666 — 1721), автор широко известных мемуаров.

В1732 г. завершается строительство двух башен, «. одна из которых колокольным звоном созывает народ, другая. будет показывать часы и дни, чтобы было известно всякое время». В 1751 г. костел был перекрыт новой голландской черепицей.

Последним этапом формирования ансамбля стало сооружение нового здания самого коллегиума. Известно, что минская резиденция была возведена в ранг коллегии в 1713 г. В 1733 г. обрушилась его деревянная часть, примыкавшая к костелу, и началась коренная реконструкция здания коллегиума. Почти полностью законченное здание сильно пострадало во время пожара 1738 г. К нему со стороны Койдановской улицы в 1745 — 1746 гг. было пристроено трехэтажное крыло, где разместились трапезная, кухня и другие службы.
Наконец, в 1747 г. строительство здания коллегиума было завершено, а рядом с костелом в 1749 г. построено помещение для аптеки с лабораторией.

Коллегиум иезуитов. Реконструкция по материалам Денисова В.Н., архитектор Д.Бубновский — [26].

Первое упоминание о башне-звонице коллегиума относится к 1738 г., а в 1739 г. башня была окончательно построена.

После пожара 1797 г. основные здания коллегиума были реконструированы. Это подтверждается чертежами, сделанными в 1797 — 1800 гг. архитектором Ф. Крамером.

Монастырский комплекс был расположен на юго-западной стороне площади и практически формировал весь фронт ее застройки. Он был самым выразительным и представительным на площади Высокого рынка.

Высокая площадь. Литография по рисунку Б. Ловерня. 1840 г. Государственный музей БССР — [6].

В планировочной структуре ансамбля центральное место занимал иезуитский костел, который представлял собой трехнефное двухбашенное здание с двумя каплицами (Троицкой и Фелициановской) по обеим сторонам. Сам костел был отодвинут в глубину за линию застройки, благодаря чему перед ним был образован небольшой курдонер (парадный двор). В глубоких полуциркульных нишах башен размещались деревянные резные скульптуры святых Петра и Павла, а фронтон украшала фигура Марии с младенцем. На башнях было установлено четыре колокола, каждый из которых имел свое название — «Казимир», «Тадеуш», «Фелициан» и «Якоб». «Якоб» был самым большим, он весил 350 пудов (5600 кг).

Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен XVII — XVIII вв., среди которых были работы Ш. Чеховича и И. Олешкевича. Поверхность сводов в конце XVIII в. была оформлена орнаментальной живописью, а тимпаны (внутренние поля фронтонов) сводов заполнены сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром (Антоном) Антошевским.

Самым оригинальным, самым замечательным достижением архитектуры в XVIII веке в Минске являлся именно ансамбль иезуитского комплекса. Раскрытая композиция построек, единым фронтом развернувшихся вдоль западной стороны площади, существенно отличала его от других монастырей, находившихся на площади (все они имели замкнутую структуру с внутренним закрытым двориком). За костелом в глубине квартала на землях, принадлежавших этому ордену, располагались огороды, хозяйственные постройки.

В XVII — начале XVIII века вся система образования в Минске находилась в руках иезуитов. Начиная с 1682 года они преподают в своей школе риторику, поэзию, синтаксис и грамматику. Позднее в курс обучения вводятся теология, древнееврейский язык, этика, математика, физика, логика и метафизика. Сохранились сведения о существовании при коллегиуме школьного театра, первые представления которого известны с 1692 г.

Читайте также  Цены на внутренние рейсы в Индии

После упразднения ордена иезуитов и в связи с реформой просвещения на территории Речи Посполитой иезуитская школа в 1773 г. была преобразована в светскую шестиклассную школу. В конце XVIII века в здании школы размещается и находится здесь до 1917 года резиденция губернатора. А школа, переименованная в дворянское училище, в 1799 г. была переведена в корпус мужского базилианского монастыря.

С 1799 г. в здании бывшего коллегиума иезуитов находились присутственные места, а с 1852 по 1917 г. — казенная палата.

Бывший костел иезуитов. Вид после пожара. Конец XIX в. Гравюра Боярского. Журнал «Tygodnik Powszechny» 1881 года, Польша.

В 1820 — 1822 гг. в доме минского губернатора часто бывал и работал в его библиотеке декабрист Н. Муравьев. Он в эти годы начал писать первый вариант своей конституции, которая вошла в историю под названием «Минский вариант».

С 1820 г. это был Мариинский кафедральный собор.

В 50-е годы XIX века весь архитектурный комплекс подвергся серьезным перестройкам, причем дом губернатора лишился декора XVIII в., а башня-звоница коллегиума была переделана под пожарную каланчу.

Печать Мариинского кафедрального костела, которой пользовались в начале ХХ века. Фото предоставлено Алексеем Адамовичем.

После Октябрьской революции и образования БССР коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики. В помещении бывшего дома губернатора, получившего название 1-го Дома Советов, в 1919 году разместились Временное Рабоче — Крестьянское Советское правительство Белоруссии, Центральное Бюро КП(б) Белоруссии, Президиум Минского городского исполкома, а позднее — ЦИК БССР, Совнарком республики и Наркомат по иностранным делам. Здесь работали А.Г. Червяков, А.Ф. Мясников, Д.Ф. Жилунович, А.С. Славинский и др.

Майсей Сьляпян. Менская гарадская вежа, да 1928/ Сучаснае беларускае мастацтва. — Менск, 1929. Источник: https://www.facebook.com/photo.php?fb >

В годы Великой Отечественной войны архитектурный комплекс иезуитов был частично поврежден. После войны была проведена консервация памятника и объявлен конкурс на лучший проект реставрации башни-звоницы коллегиума.

Разрушенный во время Великой Отечественной войны комплекс бывшего коллегиума иезуитов. Фото 1950 г. (ЦГ АКФФД БССР) — [26].

Здание костела в 1951 г. реконструируется под Дом физкультуры (архитектор Н. Дроздов, в нем находилось ДСО «Спартак»): меняется главный фасад, интерьер, но почти не меняется алтарная часть, уходящая в глубь квартала. Тогда же был разобран корпус бывшего коллегиума, а на его месте построен жилой дом (пл. Свободы, 11).

Меняется главный фасад костела Вот и не стало костела Чуть позже исчезнет и башня Здание ДСО «Спартак». Фото 1950-х- [26]

Своеобразный старинный колорит хорошо просматривается на следующем снимке, сделанном со двора дома в середине 1970-х.

Вид со стороны апсиды, со двора — [21]

Тогда же был разобран корпус бывшего коллегиума, а на его месте построен жилой дом (площадь Свободы, 11). В 1968 году полностью перестраивается дом губернатора. Здесь сейчас находится музыкальная школа.

Вид на бывший коллегиум иезуитов. Фото Чайко И.Г., 1985 г.

Только в последнее время храм был взят под охрану как памятник архитектуры и передан верующим. В настоящее время костел приобрел прежний вид.

Мариинский кафедральный собор. Фото 2003 г. — [6] У галоўным каталіцкім касьцёле Прысьвятой Панны Марыі. Фота Валерыя Інюткіна, Пасха 05.04.2015. Вид со двора по улице Революционной. Фото Воложинского В.Г., 2003 г. Вид со двора. Фото Воложинского В.Г., 2003 г. Снято с ул. Немиги, июнь 2008 г. Фото Воложинского В.Г.

Архикафедральный собор Пресвятой Девы Марии

Фотографии достопримечательности Архикафедральный собор Пресвятой Девы Марии

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Восстановление пароля
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Mail.ru
  • Новый пользователь?
  • Уже зарегистрированы у нас?

Старейшее интернет-издание для деловых путешественников, представляющее информацию, необходимую для планирования командировок, отпусков, всевозможных путешествий и поездок. На сайте представлена информация по разделам: города и страны, регионы, села и поселки, посольства, авиа и жд расписания, такси, гостиницы, отели, пансионаты, хостелы, мини-гостиницы, рестораны, кафе, клубы, сауны, театры, музеи и многое многое другое. Подробнее

  • Новости
  • Отзывы о нас
  • Фотогалерея
  • Сувениры
  • Люди
  • Бланки

12.06.2020 Теперь возможно искать отели, квартиры и частные дома по расстоянию до моря или любого водоема! Читать далее

  • О сайте
  • Напишите нам
  • Нашли ошибку?
  • Добавить объект

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Составьте заявку и мы найдем гостиницы, которые смогут её выполнить. В ответ гостиницы отправят вам предложения и вы сможете выбрать наиболее привлекательное.

  • Для продолжения необходимо
    зарегистрироваться или войти →

Вы можете попробовать изменить параметры запроса.

По вашему запросу нашлось [Загрузка карты. ] , рекомендуем ограничить область поиска .

Заполните оставшиеся данные, чтобы отправить заявку сразу во все найденные гостиницы. В ответ они пришлют предложения вам на почту или свяжутся по телефону.

ВНИМАНИЕ! Если в течении 5 минут Вы не получите письмо о подтверждении заявки, проверьте пожалуйста свой ящик СПАМ. Если письма от нас нет, значит Вы указали неправильный электронный адрес.

Собор Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии (Минск)

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Собор
Архикафедральный собор Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии
Страна Белоруссия
Город Минск Минск , площадь Свободы, 9
Конфессия Католицизм
Епархия Минско-Могилёвский архидиоцез
Архитектурный стиль барокко
Архитектор неизвестно
Строительство 1700—1710 годы
Состояние действует
Сайт katedra.by​ (белор.)
Медиафайлы на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 712Г000235

Архикафедральный собор Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии (белор. Архікафедральны касцёл Найсвяцейшага Імя Найсвяцейшай Панны Марыі ) — католический кафедральный собор в стиле виленского барокко, главный католический храм в Минске, Белоруссия. Кафедральный собор Минско-Могилёвской архиепархии. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (код 712Г000235) [1] . Храм был построен в 1700—1710 гг. [1] [2] [3] как церковь при иезуитском монастыре, в связи с чем также известен как «костёл иезуитов» [1] . Адрес: площадь Свободы, д. 9.

Содержание

Название [ править | править код ]

Непосредственно в рамках системы канонического права Католической Церкви костёл назван в честь Пресвятого Имени Марии (лат. Ecclesia Archicathedralis Sanctissimi Nominis Mariae ), однако при регистрации религиозной общины как субъекта светского права Республики Беларусь, по причине определённых неточностей при переводе с латинского языка и заполнении документов, костёл и приход при нём были зарегистрированы как «Имени Пресвятой Девы Марии» (белор. Імя Найсвяцейшай Панны Марыі ). Эти нюансы привели к одновременному использованию обоих вариантов названия, однако объектом религиозного культа прихода при костёле является именно Пресвятое Имя Богородицы, что влияет, в том числе, и на отмечание престольного праздника.

Читайте также  Водопады в Абхазии

История [ править | править код ]

История общества Иисуса в Минске начинается в середине XVII века, когда в город прибыли первые члены общества. В 1683 году было начато строительство монастыря, а 24 октября 1700 года был заложен каменный монастырский храм. Благодаря многочисленным пожертвованиям строительство шло быстро, в 1708 году был закончен интерьер, а 16 марта 1710 года виленский епископ Константин Казимир Бжостовский освятил иезуитский костёл во имя Иисуса, Марии и св. Барбары [2] .

В последующие несколько десятилетий храм претерпел ряд перестроек. По бокам пресвитерия были пристроены две часовни, в 1732 году [1] были завершены две башни главного фасада, придавшие храму современный облик.

В 1773 году под давлением светских властей европейских стран орден иезуитов был временно запрещён папой Климентом XIV, в связи с чем иезуитский храм Минска получил статус обычного приходского. В 1798 году был создан Минский диоцез, и храм изменил свой статус, став кафедральным собором, освящённым в честь имени Пресвятой Девы Марии. В 1800 и 1853—1854 годах в храме проходили реставрационные работы.

В 1951 году храм был закрыт, его две башни снесены, а центральный фасад значительно перестроен, в здании до начала 1990-х находился «Дом физкультурника». В 1993 году храм вернули Католической церкви, в 1997 году он был повторно освящён [3] . В ходе реставрационных работ в 1990—2000-х годах был полностью восстановлен его первоначальный облик.

Архитектура [ править | править код ]

Собор Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии — трёхнефная базилика без трансепта. Пространство поделено на нефы шестью колоннами, центральный неф заканчивается полукруглой апсидой по бокам которой расположены две капеллы — св. Троицы и св. Фелициана [1] . Главный фасад в стиле виленского барокко обрамлён двумя башнями. Башни многоярусны, над уровнем центрального карниза возвышаются три яруса, башни увенчаны крестами. Над портиком главного фасада находится треугольный фронтон, над карнизом портика расположен балкон с балюстрадной оградой.

В интерьере особую ценность представляют фрески, которые были заштукатурены в советское время, ныне идёт их раскрытие и реставрация.

Пизанский собор Пресвятой Девы Марии

Пизанский собор – главное украшение Пьяцца деи Мираколи. Все знают про падающую Пизанскую башню и стремятся ее увидеть. Но когда вы оказываетесь на пизанской Площади Чудес, башня отступает на второй план, а на первый выходит Пизанский собор.

Про саму Площадь Чудес мы говорили в прошлый раз (где находится, как попасть, время работы и стоимость билетов), а сейчас внимательно рассмотрим Дуомо.

История создания кафедрального собора

В 1063 году пизанцы захватили Палермо и основательно пограбили арабский город и его мечети. А венецианцы в том же году приступили к возведению новой базилики Сан-Марко. Амбициозные пизанцы решили превзойти венецианцев и награбленные в Палермо богатства пустили на строительство роскошного кафедрального собора, к возведению которого приступили уже через год, в 1064 году.

Проект собора подготовил архитектор Бускето и 36 лет руководил строительством. В соборе он и был похоронен – его гробница находится сразу при входе, у левой двери. Его дело продолжил архитектор Райнальдо, который спроектировал фасад. Украшением фасада занимались скульпторы Гильельмо и Бидуино.

В 1118 году еще неоконченный собор был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы (Санта-Мария Ассунта).

В 1595 году в соборе случился страшный пожар. В результате восстановления и дальнейших реконструкций интерьер собора был сильно изменен.

Осмотр собора

Фасад Пизанского собора разделен на две части. Нижняя состоит из семи высоких арок, четыре из которых – глухие, а в трех прорезаны дверные проемы.

Верхняя часть фасада украшена четырьмя ярусами колоннад. Тонкие колонны придают собору ощущение легкости и устремленности ввысь. Обратите внимание, насколько выверены пропорции. В соседней Лукке пытались сотворить нечто подобное (я имею в виду собор Сан-Мартино), но неправильно выбранные пропорции сделали здание нескладным.

Вершина фронтона увенчана скульптурой Святой Марии с младенцем Иисусом. По краям стоят евангелисты Матфей (Ангел) и Иоанн (Орел).

Контуры фронтона и арок покрыты тончайшей кружевной резьбой, инкрустированы разноцветным мрамором.

Двумя ярусами ниже расположились Лука (Вол) и Марк (Лев).

Бронзовые двери были отлиты в начале 17 века мастерами из Флоренции. Они разделены на панели с барельефами, изображающими сцены из Евангелия.

Каждая такая сцена окружена орнаментом. Гербы Медичи, аллегорические фигуры перемежаются с листьями, сверху нависают фрукты, снизу помещены животные.

По обеим сторонам от главного входа стоят высокие мраморные колонны, украшенные резьбой.

Над дверьми во вдавленных полукружиях – мозаичные изображения.

Верхние части глухих арок украшены ромбами — геометрическими рисунками из зеленого и малинового мрамора.

Задняя часть Пизанского собора выдается наружу полукруглой апсидой.

Многообразие мозаичных узоров

Верх апсиды окружен двухъярусной колоннадой из колонн разного цвета.

Там же, в задней части собора, напротив Пизанской башни, находится одна из уцелевших во время пожара 1595 года первоначальных дверей, так называемая Сан-Раньери, отлитая в 1180 году мастером Боннано Пизано. Она тоже разделена на фрагменты — «кадры» из жизни Христа.

Над апсидой на колонне вознесена фигура странного животного – гиппографа, полулошади-полугрифона. Это военный трофей, захваченный пизанцами у арабов.

С высоты Пизанской башни хорошо видна форма Дуомо в виде латинского креста.

Крест на куполе

Лесенка, ведущая на вершину купола

Купол окружен изящными фронтонами

Геометрические узоры вдоль трансепта

Интерьеры Пизанского собора

Собор светлый и высокий. Центральное пространство разделено рядами колонн на пять нефов.

Колонны из серого гранита по обеим сторонам главного нефа некогда стояли в мечети в Палермо.

Пол украшен рисунками в технике «космати» (середина 12 века)

Кессонированный позолоченный потолок.

В апсиде – мозаичное изображение Христа с Девой Марией и Иоанном Богословом. Мозаика уцелела во время пожара. В ее создании принимал участие Чимабуэ в 1302 году (лицо Иоанна).

Ангел со свечой

С левой стороны — великолепная кафедра, созданная Джованни Пизано в 1302-1310 годах. Ее, к счастью, тоже пощадил пожар. Кафедра стоит на 8-ми колоннах. Ее барельефы изображают эпизоды из жизни Христа и Богоматери. Эпизоды отделены друг от друга фигурами пророков и сивилл.

Наверху вдоль центрального нефа тянется женская галерея. На фресках в верхней части собора изображены сцены из Ветхого завета.

На незанятых иной красотой поверхностях полосы темного мрамора чередуются со светлыми. Этот прием пизанцы подсмотрели в арабских мечетях. Чередованием темных и светлых полос достигался эффект приумножения пространства (достаточно вспомнить мечеть в Кордове). Впоследствии этот прием был взят на вооружении во всей Тоскане.

Трансепт разделен на три нефа.

Одна из самых ценных икон Пизанского собора — Мадонна di sotto gli organi 13 века («Мадонна под органами»)

Рассмотрев Пизанский собор во всех деталях, оглянитесь на выходе.

Посмотрите на напряженный ритм арок над апсидой. Кажется, что они вот-вот разомкнутся.

Читайте также  В Луксор из Хургады

А как притягивает взор дверка над верхней аркой!

Надеюсь, Пизанский собор произвел на вас впечатление. Венецианцев все же они не перещеголяли, но, определенно, создали шедевр. Впрочем, если меряться площадями, то пизанская Пьяцца деи Мираколи выступает против венецианской Пьяцца Сан-Марко на равных.

А у нас на очереди следующий объект Площади Чудес – Баптистерий.

Помимо отеля, в Пизе и окрестностях можно снять жилье у частников (дом, часть дома, квартиру) через Airbnb. Регистрируясь по моей пригласительной ссылке в системе Airbnb, вы получаете скидку 30$ на первое бронирование (при условии, что бронирование будет на сумму >75$).

Промокоды
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye