Археологический парк «Офел»

Археологический парк «Центр Дэвидсона»

Дешевые авиабилеты на Эль-Аль уже в кармане, апартаменты забронированы. Осталось наметить, какие достопримечательности посетить. Впервые обхожусь без турагентства, самостоятельный, индивидуальный тур.

Вот читаю, какие места надо посмотреть. В стандартом туре по Израилю уже была и поэтому мне нужны этакие углубленные экскурсии. Иерусалим загадочный город и может самый интересный город в мире.

Вот, как завороженная читаю:

Археологический парк «Центр Дэвидсон» — один из уникальных исторических центров, расположенный в Иерусалиме. Это история города в период Первого и Второго Храма. Все желающие могут посетить места раскопок и своими глазами увидеть все археологические находки.

Каждый любитель загадок древности обязательно откроет здесь для себя потрясающую и удивительную историю Иерусалима. Ритуальные бассейны и огромная груда камней — всё, что осталось от трагичной гибели Второго Храма, руины дворцов династии Омейядов, здания Византийской эпохи — все это экскурсия в археологический парк «Центр Дэвидсон».

В Центре есть современное компьютерное оборудование с археологической экспозицией. Во время экскурсии Вам продемонстрируют весьма интересный фильм под названием «Дневник раскопок», во время которого Вам расскажут о раскопках в этом историческом месте. Затем у Вас будет возможность посмотреть еще один фильм под названием «Дневник паломника».

Вы будете поистине удивлены и восхищены виртуальным макетом Храмовой горы — Вы увидите, как она выглядела во времена Второго Храма. После просмотра подземного Иерусалима и весьма интересного фильма, Вы подниметесь на верх и попадете во внутренний дворик. За стеной Вы увидите мечеть Аль Акса, а перед Вами будут Древние ступени, которые ведут в Храм. Вы также увидите центральную улицу, которую построили 2000 лет назад царем Иродом.

Археологический парк «Офел» надо посетить, чтобы представить, как выглядел Иерусалим во дни земной миссии Иисуса Христа, практически накануне разрушения города римлянами.

Парк лежит возле Навозных (Мусорных) ворот в южной стене Старого города. В древнейшие времена тут был холм Офел (это название означает «подъём, бугор»), неоднократно упоминавшийся в Ветхом Завете. При царе Соломоне холм срыли, местность начали застраивать.

Прежде чем войти в парк, имеет смысл заглянуть в находящийся тут же центр Дэвидсона – музей в подвалах дворца Омейядов, раскопанных археологами. Создан центр на пожертвования американского бизнесмена, одного из крупнейших в мире производителей автомобильных стёкол Уильяма Дэвидсона. Здешняя экспозиция с объектами виртуальной реальности – одна из самых технологически продвинутых в Иерусалиме. Можно «походить» по грандиозному Второму храму, реконструированному Иродом Великим, – убедительная визуализация создана с научной точностью.

Не менее интересны реальные экспонаты центра. Тут выставлен старейший письменный документ Иерусалима – крохотный кусочек обожжённой глины с аккадской клинописью, предположительно XIV века до н. э. В руинах дворца Омейядов был найден римский каменный столб с высеченным именем цезаря Веспасиана, завоевателя Иерусалима, и с упоминанием о Десятом римском легионе, штурмовавшем великий город в 70 году.

Реальный археологический парк рядом с центром Дэвидсона – рай для того, кто интересуется историей Святой Земли. Здесь в изобилии представлены остатки построек времён Второго Храма, включая каменные арки, в которых находились упоминаемые в Писании лавки храмовых торговцев.

В те времена каждый иудей обязан был регулярно приносить в храме жертвы. Денежные пожертвования делались специальной монетой («сиклями священными»). В дни религиозных праздников сотни тысяч паломников устремлялись к святилищу, возле которого шли бойкая торговля жертвенными животными и голубями, денежная мена. Именно в такой день Иисус «выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им; написано, – дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф 21:12-13).

Монументальные ступени ведут к Храмовой горе, к трёхарочным, заложенным каменной кладкой, воротам Хулды – они названы именем иерусалимской пророчицы, предсказавшей кару народу Израиля. Большинство ступеней реконструированы, но остались и древние – велика вероятность, что по ним проходил Христос. Тут же – множество остатков микв (ритуальных бассейнов для омовения перед входом в Храм). Археологи откопали и хорошо сохранившийся жилой дом византийской эпохи VI-VII веков с оштукатуренными стенами и мозаичными полами.

Туристы ходят по специально проложенным лестницам и пандусам, с которых удобно осматривать развалины. Сохранилась высокая башня, построенная крестоносцами в качестве наблюдательной, – на неё можно подняться, отсюда отлично видны долина Кедрон, Масличная гора, Еврейский квартал Иерусалима.

Археологический парк «Офел»

3:9. Начальник полуокруга. Известный ассирийский титул rab pilkani, «начальник округа», лучше всего позволяет понять термин, использованный только в данном контексте. К сожалению, об административном делении этой области известно мало.

3:11. Печная башня. Большинство комментаторов связывают ее с кварталом пекарей, который был расположен в этой части города, вблизи храмового комплекса (см.: Иер. 37:21).

3:13. Ворота долины. Ворота долины расположены в западной стене, на склоне холма города Давидова, и ведут в долину Тиропеон. Остатки, по–видимому, этих ворот были обнаружены в ходе археологических раскопок Кроуфута в 1926–1927 гг. Они имеют в ширину около 12 футов.

3:13. Заноах. Это город в районе Шфелы — области, расположенной в 15 милях к юго–западу от Иерусалима.

3:14. Навозные ворота. Навозные ворота расположены на самом юге города Давидова, буквально в 500 ярдах к югу от Ворот долины. Они открываются в сторону долины Енномовой и дороги к источнику Рогель, а современные Навозные ворота располагаются в другом месте (вблизи юго–западного угла Храмовой горы; эта конфигурация города относится к османской эпохе).

3:14. Бефкаремский округ. Бефкарем — современный Рамат Рахель, расположенный неподалеку от Иерусалима.

3:15. Ворота источника. Расположенные на юго–западной стороне города, эти ворота находились всего лишь в нескольких сотнях ярдов от Навозных ворот и, вероятно, вели к Силоамскому пруду (питаемому источником Гион). Такие ворота были раскопаны в 1920–е гг.

3:15. Округ Мицфы. Мицфа отождествляется с расположенным в 9 милях от Иерусалима селением Телль–эн–Насбех.

3:15. Стена у водоема Селах (Силоамского пруда) и царского сада. Принято считать, что этот пруд связан с каналом, по которому воды источника Гион отводились в восточную часть Иерусалима. Он находился на южной границе города и орошал царский сад в месте соединения Кедронской и Енномовой долин.

3:15. Ступени из города Давидова. Эти ступени располагались в южной части города и служили спуском к долине Кедрон. В этом месте найдены остатки древней лестницы.

3:16. Беф–цур. Беф–Цур располагался на крайнем юге области. Он расположен примерно в 4 милях от Хеврона.

3:16. Гробницы Давидовы. Место, которое для современных туристов обозначается как гробница Давида на современной горе Сион, относится к позднему преданию. Единственные монументальные гробницы времени первого храма находятся в современной деревне Сильван, на другой стороне долины Кедрон по пути из Давидова города. Они датируются железным веком II, но не являются царскими гробницами. Иудейские цари от Ровоама до Ахаза были похоронены в городе Давидовом (за рядом примечательных исключений). Более поздние цари были либо похоронены в «саду Озии» (Манассия и Амон), либо в своих родовых гробницах (Иосия). Места захоронения Езекии и преемников Иосии не указываются. Место царских захоронений в городе Давидовом определено недостаточно точно.

3:16. Выкопанный пруд. Это не тот пруд, который упоминался в предыдущем стихе, но расположенный неподалеку.

3:16. Дом храбрых. Этот дом, скорее всего, служил казармой, в которой размещались отборные подразделения войска Давида (см. коммент. ко 2 Цар. 23:8).

3:17. Полуокруг Кеильский. Кеиль располагался между Заноахом (ст. 13) и Беф–Цуром (ст. 16), в 20 милях к юго–западу от Иерусалима.

3:25. Описание. Дворцовая территория была непосредственно к югу от Храмовой горы. Башня в углу дворцового комплекса была сокрыта городской стеной, и именно об этом угле говорится здесь.

3:26. Офел. Холм Офел, вероятно, расположен между Храмовой горой и южным хребтом, который известен как город Давидов. Очевидно, здесь были укрепления, которые окружали дворцово–храмовый комплекс. Некоторые исследователи считают, что здесь была цитадель, которая и называлась собственно «Офел».

3:26. Водяные ворота. Эти ворота стояли поперек хребта, простирающегося из Ворот долины, и открывались на восток, к дороге на источник Гион и в Кедронскую долину.

3:27. Стена Офела. Стена Офела простиралась от Офела на юго–запад, вдоль Кедронской долины, к Водяным воротам. В более ранние эпохи эта часть стены была частично расположена на склоне, но Неемия перенес ее на гребень холма. Остатки этой стены были обнаружены при раскопках города Давидова.

3:28. Конские ворота. Эти ворота вели от храмового комплекса на восток, вниз, в Кедронскую долину.

3:29. Восточные ворота. Эти ворота рядом исследователей связываются с теми, которые обычно называются Золотыми воротами и расположены на восточной стороне храмового комплекса. Под современными Золотыми воротами обнаружена арка старых ворот.

3:31. Смотровые ворота. В тексте они названы воротами Гаммифкад. О них известно мало. Чаще всего их связывают с воротами в стене храмового комплекса, а не в городской стене как таковой.

3:31. Угольное жилье. Оно располагалось, как обычно считают, в северо–восточном углу города. Скорее всего, оно использовалось как сторожевая башня.

3:32. Овечьи ворота. См. коммент. к 3:1.

3:32. Серебряники и торговцы. Один из важных торговых центров города находился у ворот на севере, потому логично предположить, что здесь жили ремесленники.

4:1–23
Противостояние врагов

4:1. Санаваллат. См. коммент. ко 2:10.

4:2. Военные люди Санаваллата. Хотя Самария не была военной колонией, ее губернатор имел войска, которые стояли на страже интересов персидского царя. Однако неизвестно, были ли это регулярные войска, или местные силы охраны порядка.

4:2. Жертвы. Обычно крупные сооружения освящались с принесением жертв. Такие ритуальные жертвоприношения при закладывании зданий были хорошо известны в древности на Ближнем Востоке.

4:2. Оживут камни. Возможно, эта фраза отражает древнее ближневосточное поверье, что почерневшие от пожара камни прокляты и не могут быть повторно использованы в строительстве. У израильтян не было времени добывать из карьеров новый строительный материал, а известняковые плиты старых стен были слишком ломкими и непрочными, чтобы снова использовать их в строительстве.

4:3. Товия. См. коммент. к Неем. 2:10.

4:18. Трубач. На протяжении всей ветхозаветной эпохи трубы использовались для подачи сигналов в религиозной, гражданской или военной обстановке. В тексте подразумевается бараний рог, трубный звук которого сопровождал народ со времен Синая (Исх. 19:13). Более подробную информацию о трубах см. в коммент. к Чис. 31:6 и Нав. 6:4,5.

5:1–19
Политика в защиту интересов бедных

5:3–5. Жалобы бедных. Вследствие того, что бедные люди должны были работать на строительстве стены, они не имели возможности вырастить нормальный урожай, чтобы прокормить свои семьи. Они должны были покупать зерно, но не имели достаточно средств для этого и вынуждены были закладывать свою собственность (поля, виноградники и дома). Более того, персидские цари, очевидно, взимали налог на недвижимость, введенный еще халдеями. Дарий I (ок. 521—486 гг. до н. э.) ввел налог на урожай. Повсеместно и в Израиле, и в других частях империи родители вынуждены были продавать в рабство своих детей, чтобы они не умерли с голоду, надеясь со временем выкупить их (см. коммент. к Исх. 21:2—6).

Читайте также  Центр водных аттракционов

5:7. Лихва. С денег, которые одалживались бедным израильтянам, запрещалось брать проценты (см. коммент. к Исх. 22:25; Лев. 25:28; Втор. 15:1–11). Однако это не касалось чужеземцев. Положение о взимании процентов записано в кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Однако это были коммерческие займы, которые не имели места в Израиле. Дача в долг у израильтян считалась благотворительным актом и не предназначалась для поддержания бизнеса.

5:11. Решение проблемы. Все участки земли, которые были конфискованы по причине неуплаты долга, должны были быть возвращены прежним владельцам безо всяких условий. На Ближнем Востоке было принято конфисковывать собственность (включая детей) за долги. По–видимому, в этих случаях возрастали и проценты, которые взимались с должников.

5:14. Период губернаторства Неемии. Неемия был назначен губернатором (областеначальником) между 445–м и 433 гг. до н. э. Это был его первый губернаторский срок. Некоторые исследователи считают, что после этого он прослужил в этой должности еще один срок (см. коммент. к 13:6,7). Однако небиблейской информации о Неемии или о его губернаторской службе не имеется.

5:14. Хлеб областеначальника. Как и сатрап, персидский областеначальник имел право на сбор налогов для пополнения своей (а не имперской) казны. Собранные им деньги предназначались для осуществления местных проектов и содержания местной администрации. Сам губернатор и его семья снабжались надлежащей провизией. Эламские тексты, относящиеся к этому периоду и найденные в Персеполе («Тексты казначейства»), отражают эту практику и документируют расходы царского казначейства.

Над долиной Кедрона

Сразу за стенами Старого города находятся еще три памятных для евреев места. Это Город Давида, долина Кедрона и гора Сион. Раскопки Города Давида ведутся на крутом склоне холма Офел за Мусорными воротами. У археологического раскопа в этом месте религиозные фанатики не раз организовывали бурные демонстрации протеста, утверждая, будто археологи потревожили древнееврейские погребения. Те говорят, что в любом случае это слишком важное место, чтобы оставлять его под землей. Дело в том, что Офел как раз то место, где 3000 лет назад стояло самое раннее поселение, иевусейский город, первая предтеча Иерусалима.

Около 1000 г. до н.э. город захватил царь Давид и сделал его столицей. Хотя позднее его сын Соломон построил выше на горе свой Храм, основная заселенная часть города оставалась на этом склоне над долиной Кедрона. Дело в том, что у его подножия находится Источник Гихон (Гион) он же Кедрон или Кедронский поток, единственный в то время источник воды в Иерусалиме.

Поскольку он был в пещере на дне долины Кедрона, жителям Иерусалима все время грозила опасность оказаться отрезанными от источника воды в случае нападения врагов. Однако с помощью удивительного инженерного сооружения, известного под названием Туннель Езекии, который был построен при царе Езекии через триста лет после Давида, удалось соединить источник Тихон с Водоемом Силоамским (или Купелью Силоамской), который находится примерно в 533 м дальше по ходу долины. В XIX в. неустрашимый археолог Чарльз Уоррен не только обследовал этот туннель, но и обнаружил подземный штрек, через который горожане могли доставать воду ведрами. Сегодня посетители без всякого труда могут ознакомиться с ее схемой в Археологическом парке города Давида, затем пройти по освещенному ходу к выходу из штрека Уоррена, чтобы сверху взглянуть на стремительный поток. В самой долине Кедрона посетители могут пройти со свечками по туннелю Езекии от источника Тихон и сквозь холм Офел вплоть до его выхода у Силоамского водоема.

В верхней части долины Кедрона (эту ее часть называют еще Иософатовой долиной) находятся несколько достопримечательностей Иерусалима. Склон к северо-востоку называется Масличной горой (или горой Елеонской), где находится еврейское кладбище, насчитывающее не одну тысячу лет. В самой долине находятся Столб Авессалома и гробница Пророка Захарии. Несмотря на эти традиционные наименования, нет оснований считать, что под величественными надгробиями покоятся мятежный сын царя Давида и гневный библейский пророк. Археологи считают, что эти гробницы скорее всего составляли часть обширного некрополя I в. н.э, где, вероятно, хоронили богатых горожан и придворную знать при царях династии Ирода. Неподалеку находится красивая гробница Гезера. Из надписи на ней явствует, что это пещера-склеп известной семьи священника. Стоящие на отшибе недвижные безмолвные гробницы в этом конце знойной, покрытой пылью долины Кедрона навевают почти тоже настроение, что и долина царей в Египте.

На мысе за Сионскими воротами Старого города, стоит в горделивом одиночестве гора Сион. Долгие века она символизировала чаяния евреев вновь обрести родину, от нее и название еврейского национально-освободительного движения. Говорят, будто султан Сулейман казнил зодчих, построивших его Великую стену, за то, что они не догадались включить гору Сион в пределы обнесенного ею Старого города. После 1948 г. Старый город попал в руки иорданцев, но Израиль удержал за собой гору Сион, и с 1948 по 1967 гг. этот кряж был важным форпостом молодого государства. Сегодня среди садов и скрюченных ветрами сосен этого знаменитого и почитаемого места бок о бок теснятся церкви и ешивоты.

В пределах комплекса Ешибота Диаспоры находится гробница царя Давида. По мнению археологов, эта гробница — еще один пример того, как предание о памятном месте не соответствует исторической истине, что, однако, не мешает людям почитать ее. Так или иначе, но под сводчатыми потолками гробницы при свете мерцающих свечей создается ощутимая атмосфера святости. Рядом находится Палата Холокоста (катастрофы) — скромный мемориал в память об уничтоженных нацистами еврейских общинах Европы. Больно видеть выставленные в ней свитки Торы, оскверненные погромщиками. Отсюда новая пешеходная дорога, соединяющая Сионские ворота и комплекс церквей, ведет к месту, откуда открывается прекрасный вид на новый Иерусалим.

Кидрон (Кедронская долина)

Источник:

Кидро́н (от ивр. נחל קדרון ‎, Нахаль Кидрон — «ручей Кидрон»; арабское Вади аль-Джоз; в русс. трад. Кедро́н, поток Ке́дрский, Кедро́нская долина) — долина и русло пересыхающего ручья.

Содержание

Географические сведения

Ручей берёт начало на северо-востоке Иерусалима на западном склоне горы Скопус (Ѓар-hа-Цофим) на высоте 820 м над уровнем моря и впадает в Мертвое море; длина — около 30 км.

Верхняя часть русла Кидрона отделяет кряж горы Скопус — Масличной горы на востоке от отрогов высот на западе, на которых расположен Старый город Иерусалима, многократно упоминается в ТаНаХе.

Топография

Верхняя часть русла Кидрона отделяет кряж горы Скопус — Масличной горы на востоке от отрогов высот на западе, на которых расположен Старый город Иерусалима. Важнейшие притоки Кидрона на этом участке (с севера на юг): Нахал-hа-Эгоз (по-арабски Вади-эл-Джоз; искаженное от долина Иехошафата), Нахал Бейт-Зета и Терапейон (пересекают Старый город).

На юго-востоке Кидрон граничит с долиной Гей бен-Хинном, огибающей Старый город, гору Сион и южный склон Храмовой горы — Офел. В Иудейской пустыне русло Кидрона извивается в юго-восточном направлении, зарывается глубоко в почву и образует каньоны в известняковых скалах в районе монастыря Мар-Сава (5 в.) в 3 км от устья. Кидрон впадает в Мертвое море, образуя аллювиальные отложения, приблизительно в 5 км к югу от Эйнот-Цуким (по-арабски Эйн-Фешха).

Кедронская долина продолжается на расстояние 30 км на юго-восток через Иудейскую пустыню к Мёртвому морю, теряя при этом 1200 м высоты. Над долиной расположено израильское поселениe Кедрон; арабский район поблизости носит название Вади-аль-Джоз, по арабскому названию долины.

В долине у подножия «Города Давида» (чуть ниже Старого города) находится Источник Гихон, чистая вода которого, пройдя через туннель Езекии попадает в водоём Шилоах и затем выходит в долину. Далее, при выходе из восточного Иерусалима, по дну ущелья в Мёртвое море идет поток канализации со всех окрестных селений, в том числе из самого восточного Иерусалима.

Кидрон и его притоки определяли границы роста Иерусалима вплоть до конца 19 в. Город Давида, расширенный в царствование Соломона, простирался между долиной Терапейон (долиной Сыроваров) и Кидроном в южной части восточного холма. В 8 в. до н. э. долина Гей-бен-Хинном являлась южной границей Иерусалима. В эпоху эллинизма Нахал Арав (одно из ответвлений Кидрона) являлась северной границей Верхнего города, а к концу эпохи Второго храма границы города раздвинулись до русла Нахал-Иехошафат и Нахал-Бейт-Зета, которые определили местоположение второй и третьей стен Иерусалима.

В эсхатологии и под именем «Иосафатова долина»

В ТаНаХе в книге пророка Иоиля (3:2—12)упоминается «Иосафатова долина» (ивр. עמק יהושפט ‎, эмек Йеhошафат), «долина, в которой Бог будет судить»: «Я (Господь) соберу (в конце войны Гога и Магога) все народы, и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд». Обычно считается, что под этим именем имеется в виду Кедронская долина.

По мнению некоторых исследователей, эта же долина фигурирует в Бытии (14:17) под названием «долина Шавэ» «долины горской». Она упоминается в Книге Шмуэля (I, 18:18), где рассказано как Царь Давид убегал через долину во время восстания Авшалома.

Возможно, что своё название долина получила или как предполагаемое место погребения царя Иосафата, или как место большой победы, одержанной Иосафатом над Моавитянами и их союзниками (вторая книга Паралипоменон, 20:25).

Не все теологи согласны с изначальным отождествлением Кедронской долины с Иосафатовой; некоторые считают, что Иосафатова долина стала считаться с Кедронской лишь в IV веке н.э.

Главными источниками водоснабжения города в библейскую эпоху были родники Гихон и Эйн-Рогел в долине Кидрон, у вод которых, видимо, совершались особо торжественные обряды (I Ц. 1:9, 38-39, 45). Для обеспечения города необходимым количеством воды в долине Кидрон были устроены водоемы, в которых зимой собиралась дождевая вода. До конца эпохи Второго храма в долине Кидрон и руслах втекающих в нее ручьев было построено 8 таких водоемов. Самый известный из них — Шиллоах, к которому при царе Хизкияху был прорыт существующий и поныне водовод-туннель из родника Гихон (II Хр. 32:30).

В христианстве

Новый Завет свидетельствует, что Иисус проходил по долине из Вифании в Иерусалим и обратно. Согласно христианской эсхатологии, в долине будет проходить Страшный суд.

Кидрон упоминается в Библии как место служения и жертвоприношения идолам. Долина Гей бен Хинном (в христианской традиции — «геенна огненная») была местом поклонения и человеческих жертвоприношений иевуссеев Молоху [1] . Память об этом сохранилась и в арабском названии Кидрона — Вади-Джаханнам и Вади-ан-Нур (Огненное Ущелье). В самой долине Кидрон были сооружены алтари Астарты и других божеств [2] . Атрибуты идолопоклонства были сожжены, и их пепел рассеян в долине Кидрон в царствование иудейских царей Асы и Иошияhу [3] .

Ранние захоронения на восточном склоне русла Кидрона восходят к середине бронзового века. Образовавшееся в эпоху Первого и Второго храмов кладбище в русле Кидрона и на склоне Масличной горы разрослось в огромный некрополь, с течением времени окруживший весь город. Наиболее известные захоронения: так называемая гробница дочери фараона Иеху, Яд Авшалом (по преданию — памятник над могилой сына царя Давида), склепы коhенов из семейства Хезир, могилы пророка Зхарии, царя Иехошафата.

Евсевий и христианский путешественник из Бордо (первая половина 4 в.) приводят предание, согласно которому Кидрон и есть «Иосафатова долина», обозначаемая пророком Иоэлем (4:2, 12) как место Страшного суда. К периоду византийского владычества восходит христианская традиция, согласно которой на восточном склоне русла Кидрона, то есть на Масличной горе Иисус был задержан, а впоследствии вознесся на небо. Важнейшие из посвященных этим событиям святых мест: церковь Вознесения на Масличной горе (русский православный Спасо-Вознесенский монастырь) и Гат-Шманим (Гефсимания; здесь находятся католическая базилика Страстей Господних или церковь Всех Наций и русский православный монастырь Равноапостольной Марии Магдалины). Согласно той же традиции мать Иисуса захоронена в долине Кидрон (на этом месте в 12 в. сооружена церковь).

Гробницы

Долина известна своими кладбищами. Среди них величественная древняя усыпальница, в которой, как считают, был захоронен Авшалом (Авессалом), сын царя Давида. Молодой красавец запутался волосами в ветвях дерева и был пронзен стрелой военачальника Давида за то, что предал отца. Дорические колонны, украшающие фасад склепа, свидетельствуют о том, что это захоронение гораздо более позднего периода, однако на протяжении многих поколений отцы еврейских семейств приводили сюда своих отпрысков и символически «побивали» усыпальницу камнями в назидание всем непослушным сыновьям.

С могилой Авшалома соседствует могила «Бней Хезир» – погребение семьи первосвященника,(гробницы сыновей Хезира, Захарии и Иосафат) на фасаде которой сохранилась надпись на иврите. Среди величественных захоронений в Долине Мертвых — могила одной из жен царя Соломона, дочери фараона (мы знаем об этом по отдельным буквам, которые сохранились на фасаде). Многочисленные отверстия в скале неподалеку — тоже захоронения периода Первого Храма. Надгробия испещрены древними надписями, в основном средневекового периода, когда у евреев была возможность подниматься в Иерусалим.

Кроме того здесь находятся многие христианские святые места, в том числе гробница Богородицы] и апостола Иакова.

Мусульманская традиция

Мусульмани также считает долину Кидрон (Вади-Джаханнам) местом Страшного суда: над ней от Храмовой горы до площади ас-Сахира (Каменная), которая станет местом воскрешения мертвых, будет переброшен мост «тоньше волоса и острее меча».

Новейшая история

В 20 веке, в период между Войной за независимость и Шестидневной войной, когда весь Старый город и Масличная гора находились на иорданской территории, большинство еврейских могил было осквернено. Долина Мертвых — место древнейших захоронений евреев в Иерусалиме. По мере заполнения Долины кладбище поднималось в гору, вплоть до вершины Масличной горы. Сегодня здесь самая дорогая земля в Иерусалиме.

В недавний период «мира» и «братской дружбы» между евреями и арабами в Кидронской долине были начаты работы по благоустройству. Был построен променад для туристов и удобная дорога через долину от Масличной до Храмовой горы, приведена в порядок площадка у входа в подземный водовод царя Хизкияху. К сожалению, сегодня там небезопасно.

При археологическом обследовании, проведенном в Иудейской пустыне после Шестидневной войны, у впадения Кидрона в Мертвое море были обнаружены руины крепости времен Хасмонеев, построенной на развалинах крепости библейского периода. По мнению некоторых исследователей, здесь находился библейский город Миддин (ИбН. 15:61).

Кидрон (Кедронская долина)

Источник:

Кидро́н (от ивр. נחל קדרון ‎, Нахаль Кидрон — «ручей Кидрон»; арабское Вади аль-Джоз; в русс. трад. Кедро́н, поток Ке́дрский, Кедро́нская долина) — долина и русло пересыхающего ручья.

Содержание

Географические сведения

Ручей берёт начало на северо-востоке Иерусалима на западном склоне горы Скопус (Ѓар-hа-Цофим) на высоте 820 м над уровнем моря и впадает в Мертвое море; длина — около 30 км.

Верхняя часть русла Кидрона отделяет кряж горы Скопус — Масличной горы на востоке от отрогов высот на западе, на которых расположен Старый город Иерусалима, многократно упоминается в ТаНаХе.

Топография

Верхняя часть русла Кидрона отделяет кряж горы Скопус — Масличной горы на востоке от отрогов высот на западе, на которых расположен Старый город Иерусалима. Важнейшие притоки Кидрона на этом участке (с севера на юг): Нахал-hа-Эгоз (по-арабски Вади-эл-Джоз; искаженное от долина Иехошафата), Нахал Бейт-Зета и Терапейон (пересекают Старый город).

На юго-востоке Кидрон граничит с долиной Гей бен-Хинном, огибающей Старый город, гору Сион и южный склон Храмовой горы — Офел. В Иудейской пустыне русло Кидрона извивается в юго-восточном направлении, зарывается глубоко в почву и образует каньоны в известняковых скалах в районе монастыря Мар-Сава (5 в.) в 3 км от устья. Кидрон впадает в Мертвое море, образуя аллювиальные отложения, приблизительно в 5 км к югу от Эйнот-Цуким (по-арабски Эйн-Фешха).

Кедронская долина продолжается на расстояние 30 км на юго-восток через Иудейскую пустыню к Мёртвому морю, теряя при этом 1200 м высоты. Над долиной расположено израильское поселениe Кедрон; арабский район поблизости носит название Вади-аль-Джоз, по арабскому названию долины.

В долине у подножия «Города Давида» (чуть ниже Старого города) находится Источник Гихон, чистая вода которого, пройдя через туннель Езекии попадает в водоём Шилоах и затем выходит в долину. Далее, при выходе из восточного Иерусалима, по дну ущелья в Мёртвое море идет поток канализации со всех окрестных селений, в том числе из самого восточного Иерусалима.

Кидрон и его притоки определяли границы роста Иерусалима вплоть до конца 19 в. Город Давида, расширенный в царствование Соломона, простирался между долиной Терапейон (долиной Сыроваров) и Кидроном в южной части восточного холма. В 8 в. до н. э. долина Гей-бен-Хинном являлась южной границей Иерусалима. В эпоху эллинизма Нахал Арав (одно из ответвлений Кидрона) являлась северной границей Верхнего города, а к концу эпохи Второго храма границы города раздвинулись до русла Нахал-Иехошафат и Нахал-Бейт-Зета, которые определили местоположение второй и третьей стен Иерусалима.

В эсхатологии и под именем «Иосафатова долина»

В ТаНаХе в книге пророка Иоиля (3:2—12)упоминается «Иосафатова долина» (ивр. עמק יהושפט ‎, эмек Йеhошафат), «долина, в которой Бог будет судить»: «Я (Господь) соберу (в конце войны Гога и Магога) все народы, и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд». Обычно считается, что под этим именем имеется в виду Кедронская долина.

По мнению некоторых исследователей, эта же долина фигурирует в Бытии (14:17) под названием «долина Шавэ» «долины горской». Она упоминается в Книге Шмуэля (I, 18:18), где рассказано как Царь Давид убегал через долину во время восстания Авшалома.

Возможно, что своё название долина получила или как предполагаемое место погребения царя Иосафата, или как место большой победы, одержанной Иосафатом над Моавитянами и их союзниками (вторая книга Паралипоменон, 20:25).

Не все теологи согласны с изначальным отождествлением Кедронской долины с Иосафатовой; некоторые считают, что Иосафатова долина стала считаться с Кедронской лишь в IV веке н.э.

Главными источниками водоснабжения города в библейскую эпоху были родники Гихон и Эйн-Рогел в долине Кидрон, у вод которых, видимо, совершались особо торжественные обряды (I Ц. 1:9, 38-39, 45). Для обеспечения города необходимым количеством воды в долине Кидрон были устроены водоемы, в которых зимой собиралась дождевая вода. До конца эпохи Второго храма в долине Кидрон и руслах втекающих в нее ручьев было построено 8 таких водоемов. Самый известный из них — Шиллоах, к которому при царе Хизкияху был прорыт существующий и поныне водовод-туннель из родника Гихон (II Хр. 32:30).

В христианстве

Новый Завет свидетельствует, что Иисус проходил по долине из Вифании в Иерусалим и обратно. Согласно христианской эсхатологии, в долине будет проходить Страшный суд.

Кидрон упоминается в Библии как место служения и жертвоприношения идолам. Долина Гей бен Хинном (в христианской традиции — «геенна огненная») была местом поклонения и человеческих жертвоприношений иевуссеев Молоху [1] . Память об этом сохранилась и в арабском названии Кидрона — Вади-Джаханнам и Вади-ан-Нур (Огненное Ущелье). В самой долине Кидрон были сооружены алтари Астарты и других божеств [2] . Атрибуты идолопоклонства были сожжены, и их пепел рассеян в долине Кидрон в царствование иудейских царей Асы и Иошияhу [3] .

Ранние захоронения на восточном склоне русла Кидрона восходят к середине бронзового века. Образовавшееся в эпоху Первого и Второго храмов кладбище в русле Кидрона и на склоне Масличной горы разрослось в огромный некрополь, с течением времени окруживший весь город. Наиболее известные захоронения: так называемая гробница дочери фараона Иеху, Яд Авшалом (по преданию — памятник над могилой сына царя Давида), склепы коhенов из семейства Хезир, могилы пророка Зхарии, царя Иехошафата.

Евсевий и христианский путешественник из Бордо (первая половина 4 в.) приводят предание, согласно которому Кидрон и есть «Иосафатова долина», обозначаемая пророком Иоэлем (4:2, 12) как место Страшного суда. К периоду византийского владычества восходит христианская традиция, согласно которой на восточном склоне русла Кидрона, то есть на Масличной горе Иисус был задержан, а впоследствии вознесся на небо. Важнейшие из посвященных этим событиям святых мест: церковь Вознесения на Масличной горе (русский православный Спасо-Вознесенский монастырь) и Гат-Шманим (Гефсимания; здесь находятся католическая базилика Страстей Господних или церковь Всех Наций и русский православный монастырь Равноапостольной Марии Магдалины). Согласно той же традиции мать Иисуса захоронена в долине Кидрон (на этом месте в 12 в. сооружена церковь).

Гробницы

Долина известна своими кладбищами. Среди них величественная древняя усыпальница, в которой, как считают, был захоронен Авшалом (Авессалом), сын царя Давида. Молодой красавец запутался волосами в ветвях дерева и был пронзен стрелой военачальника Давида за то, что предал отца. Дорические колонны, украшающие фасад склепа, свидетельствуют о том, что это захоронение гораздо более позднего периода, однако на протяжении многих поколений отцы еврейских семейств приводили сюда своих отпрысков и символически «побивали» усыпальницу камнями в назидание всем непослушным сыновьям.

С могилой Авшалома соседствует могила «Бней Хезир» – погребение семьи первосвященника,(гробницы сыновей Хезира, Захарии и Иосафат) на фасаде которой сохранилась надпись на иврите. Среди величественных захоронений в Долине Мертвых — могила одной из жен царя Соломона, дочери фараона (мы знаем об этом по отдельным буквам, которые сохранились на фасаде). Многочисленные отверстия в скале неподалеку — тоже захоронения периода Первого Храма. Надгробия испещрены древними надписями, в основном средневекового периода, когда у евреев была возможность подниматься в Иерусалим.

Кроме того здесь находятся многие христианские святые места, в том числе гробница Богородицы] и апостола Иакова.

Мусульманская традиция

Мусульмани также считает долину Кидрон (Вади-Джаханнам) местом Страшного суда: над ней от Храмовой горы до площади ас-Сахира (Каменная), которая станет местом воскрешения мертвых, будет переброшен мост «тоньше волоса и острее меча».

Новейшая история

В 20 веке, в период между Войной за независимость и Шестидневной войной, когда весь Старый город и Масличная гора находились на иорданской территории, большинство еврейских могил было осквернено. Долина Мертвых — место древнейших захоронений евреев в Иерусалиме. По мере заполнения Долины кладбище поднималось в гору, вплоть до вершины Масличной горы. Сегодня здесь самая дорогая земля в Иерусалиме.

В недавний период «мира» и «братской дружбы» между евреями и арабами в Кидронской долине были начаты работы по благоустройству. Был построен променад для туристов и удобная дорога через долину от Масличной до Храмовой горы, приведена в порядок площадка у входа в подземный водовод царя Хизкияху. К сожалению, сегодня там небезопасно.

При археологическом обследовании, проведенном в Иудейской пустыне после Шестидневной войны, у впадения Кидрона в Мертвое море были обнаружены руины крепости времен Хасмонеев, построенной на развалинах крепости библейского периода. По мнению некоторых исследователей, здесь находился библейский город Миддин (ИбН. 15:61).

Библейская археология (19 стр.)

Палестинская металлургия

Совершенно неожиданный аспект торговой деятельности Соломона был выявлен благодаря исследованиям, произведённым Нельсоном Глюиком (Nelson Glueck) в долине Арава, к югу от Мёртвого моря, и в Ецион-Гавере, порте Соломона на Красном море.

Мягкий песчаник восточного берега Арава содержит множество железных и медных жил. Раскопки показали, что в период правления Соломона и в последующие несколько столетий руда здесь добывалась особенно интенсивно, отражением чего, возможно, является вторая часть 9 стиха 8 главы Второзакония. Исследователь занялся изучением груд шлака. Возле некоторых из них были обнаружены огороженные площадки с находящимися на них развалинами шахтёрских домиков и печей, в которых производилась первичная плавка руды. Работали здесь, скорее всего, рабы, и ограды, возможно, возводились лишь для того, чтобы предотвратить их бегство.

Где-то в Ецион-Гавере должны находиться развалины морского порта Соломона (3 Цар. 9:26). Их так и не удалось найти, однако здесь была обнаружена самая крупная на Ближнем Востоке плавильная печь. Она была построена около X века, то есть, скорее всего, в правление Соломона. Ецион-Гавер находится в самом центре естественной аэродинамической трубы, открытой для всех северных ветров и песчаных бурь. Вероятно, именно по этой причине для строительства печи и было выбрано данное место. Воздуховоды плавильной печи были обращены на север, что позволяло плавильщикам обходиться без использования мехов для форсированного поддува. Место это во всех прочих отношениях было достаточно непривлекательным, вследствие чего мы вправе предположить, что труд невольников использовался и здесь.

Храм Соломона

Особое внимание Соломон уделял Иерусалиму, где им были построены дворец, храм и правительственные здания. Завоёванный Давидом иевусейский город, располагавшийся на горе Офел, был слишком мал для Соломона. Он разровнял большой участок земли, находившийся севернее, и включил его в состав города, обведя его стеной. Именно там он и приступил к своим трудам, в которых деятельное участие принимали финикийские мастера. С той поры и по сей день эта земля почитается как самое святое место на свете.

Самым известным из архитектурных чудес Иерусалима был Храм. Делалось множество попыток его реконструкции, однако до последнего времени учёные не располагали потребными для этого археологическими данными. Сегодня ситуация заметно изменилась, поскольку был сделан целый ряд открытий, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме.

Мы вправе предположить, что Храм строился скорее по финикийским, а не по египетским или месопотамским канонам, поскольку в Третьей книге Царств нам сообщается о том, что Соломон прибег к материальной и к технической помощи Хирама, царя Тирского. К сожалению, нам мало что известно о храмовом искусстве и архитектуре Финикии этого периода, поскольку данный период изучен археологами явно недостаточно. Единственным храмом, принадлежащим к той же эпохе царей Израиля (1000-600 гг. до Р.Х.), найденным в Сирии или в Палестине, является небольшой храм царей Хаттины (VIII век до Р.Х.), обнаруженный в Тель-Тайнате (Сирия). Крайне важным представляется то обстоятельство, что он имел планировку очень схожую с планировкой Храма Соломона.

Храм Соломона был воздвигнут на платформе высотой около 9 футов (Иез. 41:8). Лестница, состоявшая из десяти ступеней, вела ко входу, по бокам которого находились две свободно стоящие колонны, известные как Иахин и Воаз (3 Цар. 7:21). Вероятно, именами колонн стали первые слова сделанных на них надписей. Их смысл и значение остаются неясными, хотя существует множество разнообразных соответствующих предположений.

Внутренность Храма была разделена на три части. За притвором или уламом находилась святилище, «Святое» или Ггекал. В святилище имелось несколько окон (3 Цар. 6:4), находившихся под самым потолком. Устройство окон финикийцы, вероятно, заимствовали у египтян. Пол храма был покрыт кипарисовыми досками, а стены обложены досками из кедра; подобная практика неизвестная жителям Месопотамии была характерна скорее для севера. Плоская крыша здания поддерживалась огромными кедровыми брёвнами. Стены и двери были украшены изображениями пальм и распускающихся цветов, а также цепей и херувимов, вырезанных на дереве и обложенных золотом (3 Цар. 6:35; 2 Пар. 3:5; Иез. 41:18 и далее). Эти резные изображения, вероятно, были исполнены в финикийской манере; собрания финикийской резьбы по кости (судя по которым, финикийцы находились под сильным египетским влиянием) позволяют нам судить, как они могли выглядеть.

В этом помещении находилась священная утварь: золотые светильники, стол для хлебов предложения и небольшой алтарь из кедра, инкрустированного (или обложенного?) золотом. Этот алтарь находился непосредственно перед лестницей, которая вела в следующее помещение. Подобная особенность была характерна и для хананейских храмов: алтарь или стол располагался непосредственно перед лестницей, которая вела вверх, к располагавшемуся выше «Святому Святых», где находилось изваяние божества, и воскуривались жертвенные благовония.

Третьим помещением было «Святейшее» или «Святое Святых». Это помещение именовалась Давир или «оракул», ибо оно считалось обиталищем Бога. Окон в нём не было. Здесь стояли два «обложенных» золотом херувима из масличного дерева высотою в пятнадцать футов. Крылья херувимов были распростёрты словно для полёта. Крылья, обращённые наружу, касались стен, обращённые внутрь касались друг друга в центре помещения. По всей вероятности, Кивот Завета находился именно здесь — под сенью крыл херувимов (3 Цар. 8:6).

Какими были эти херувимы? Почему их изваяния были помещены в Святом Святых и занимали столь видное место в резных изображениях, которыми были украшены стены и двери? К первому столетию по Р.Х. их природа уже была забыта. Иосиф Флавий пишет о том, что «никто уже не помнит, какими они были». В одном мы можем быть уверены: они, наверняка, нисколько не походили на миловидных ренессансных крылатых младенцев, заимствованных, возможно, из греко-римского искусства. Многие учёные считают, что это были гигантские крылатые быки, столь популярные в Месопотамии, однако последние совершенно не характерны для данного региона. Если мы будем пользоваться методом исключения, то придём к выводу, что образом херувима мог быть, единственно, образ крылатого сфинкса, то есть, крылатого льва с головой человека. Именно это крылатое существо наиболее характерно для финикийского искусства.

Почему же здесь использовалось именно это изображение? Среди прочих предметов из слоновой кости, найденных в Мегиддо, была и табличка, датируемая ориентировочно 1200 г. до Р.Х., с изображением хананейского царя, восседающего на троне, поддерживаемом двумя херувимами. Другие хананейские цари также изображены сидящими на таких же тронах. Подобным же образом о Боге Израилевом часто говорится как о «восседающем на херувимах». В официальной религии Израиля изображение Бога было запрещено законом, и потому считалось, что он незримым образом восседает в Святом Святых на этих двух огромных гибридных существах.

Религиозное значение херувимов достаточно неясно. В одном из фрагментов древнего гимна есть такие слова: «и воссел на Херувимов, и полетел, и понёсся на крыльях ветра» (2 Цар. 22:11; Пс. 17:11; сравните, Иез. 10:20). По всей видимости, в религии Израиля, так же как и в других ближневосточных религиях подобные крылатые существа рассматривались в качестве своеобразных подручных божества, помогавших ему переноситься с места на место. Можно вспомнить о том, что в Быт. 3:24 херувим был поставлен на востоке от рая, чтобы охранять путь к Древу Жизни. Именно этой концепции соответствуют изображения херувимов и пальмовых ветвей, вырезанные на стенах и дверях Храма. В финикийском искусстве два херувима, обращённые лицами к дереву, являются достаточно обычным мотивом.

С северной и с южной стороны здания имелись двери, за которыми находились лестницы, ведущие к двум верхним этажам. На каждом из трех этажей имелся целый ряд маленьких боковых комнаток, перекрытия которых поддерживались горизонтальными уступами основной несущей стены Храма, благодаря чему верхние этажи были на полтора фута шире нижних. Видимо, эти комнаты предназначались для хранения храмовых сокровищ.

Во внутреннем дворе, находившемся перед Храмом, стояли большой алтарь для приношения всесожжений и медное море. Судя по описанию, приведённому в Иез. 43:13-17, общий вид алтаря напоминал вавилонскую культовую башню (зиккурат). Он состоял из трёх ступеней, причём нижние две ступени были на полтора фута шире, чем верхние. Верхняя платформа являлась печью для приношения всесожжений. Она называлась словом харел (harel), что, возможно, переводилось как «Божья гора» и восходило к аккадскому понятию, которым обозначался как подземный мир, так и космическая гора, на которой, как считалось, жили боги. Лестница, находившаяся с восточной стороны, вела к алтарной печи.

Добавить комментарий

Adblock
detector