Археологический музей Никосии

Археологический музей в Никосии, Кипр

Небольшой остров Кипр на перекрестке торговых путей, соединяющих три континента, имеет историю длиной в 10 000 лет, богатую самобытную культуру. Нет ничего удивительного, что ЮНЕСКО рассматривает ряд храмов раннего византийского периода, памятников античной культуры Кипра в качестве объектов мирового культурного наследия.

Столица государства Никосия («Лефкосия» в греческой транскрипции), древний и прекрасный город, находится в самом сердце острова. В античности город носил имя Лидра, но лишь спустя одиннадцать столетий, в эпоху франкского господства, стал столицей, значительно прирос населением, приобрел пышность, представительность.

Никосия — единственная столица мира, по сей день искусственно разделенная пополам. Несмотря на это, ей присущ живой облик современного многонационального города, напряженный ритм жизни которого не нарушает атмосферы спокойствия, стабильности, гостеприимства. Многоэтажные жилые кварталы органично соседствуют с историческими памятками прошлых веков: старинными церквями, музеями, зданиями средневековой архитектуры.

Шкатулка древностей

Археологический музей Никосии помогает приобщиться к культурной сокровищнице древнего народа Кипра. Столичный археологический музей — самый крупный, старый музей страны. Колониальные власти всех времен и народов занимались форменным мародерством, вывозя с Кипра корабельный лес, медь, вино, масло, невольников, художественные ценности. Подлинные сокровища культуры Кипра осели в музеях Берлина, Стокгольма, Нью-Йорка, частных собраниях, часть их пропала бесследно.

Поток контрабанды резко снизился в связи с организацией музея. Его строительство закончилось в 1924 году, когда остров являлся британской колонией. Позднее здание многократно достраивали, постепенно формируя его современный облик.

Высокие пальмы, как часовые, стоящие по бокам от входа, оберегают неприкосновенность экспонатов, тишину музейных залов. Бродя по ним, можно проследить длинный исторический путь страны, полный трагизма, вдохновенных культурных свершений. Времена от доисторических (неолита) до раннего христианского периода (VII век) нашли свое отражение в виде уникальных экспонатов. Ювелирные изделия, керамика, скульптуры, монеты составляют основу экспозиции музея, которая выстроена в соответствии с последовательностью исторических эпох, конкретных событий.

При раскопках разного времени из глубин земли, как из глубин веков, появлялись разнообразные артефакты культурного прошлого Средиземноморья, обогатившие коллекцию музея.

Экспозиция насчитывает 14 залов. Высококвалифицированные сотрудники музея готовы удовлетворить любопытство посетителей, ответить на любые вопросы.

Здание музея включает библиотеку, реставрационные лаборатории, хранилища экспонатов, не выставленных для общего обозрения. Стены музея с трудом вмещают собранную коллекцию, тенденцией последних лет стала передача части экспонатов музеям местного значения.

Взгляд в прошлое

Начало экспозиции представляют экспонаты, относящиеся к доисторическому периоду. Образцы каменной, глиняной посуды, примитивные фигурки, статуэтки — вот первые неопровержимые доказательства пребывания людей на острове.

Примечательны глиняная посуда, другие гончарные изделия того времени, особенно многочисленные в своем разделе. Это неудивительно — посуда является неотъемлемым бытовым атрибутом любой эпохи. Характерно не только разнообразие художественных форм, но и появление растительного, геометрического орнамента. Любопытной новацией являются примитивные известняковые печати для клеймения посуды из глины, мелкие пластические формы, требующие большого мастерства: игрушки, светильники, музыкальные инструменты. Большие блюда, кувшины украшают целые скульптурные группы, бытовые жанровые сценки, поражающие точностью детализации.

Появление медных изделий ознаменовало начало так называемого халколитического периода, предшественника бронзового века, между 3000 и 2500 годами до нашей эры. Артефактами того периода являются медные долото, спиральная серьга, фрагмент лезвия. Оригинальные ожерелья составлены из каменных бус, чередующихся с местными морскими раковинами. Широкое использование получает искрящийся пирит, пикролит – зеленоватый минерал, разновидность серпентина. Распространены кулоны из камней характерной крестообразной формы, женские фигурки той же формы, найденные у деревни Помос, так называемые помосские идолы.

Фантазия древних мастеров превратила обыкновенные слитки меди и бронзы в стилизованные бычьи шкуры. Фигурка воина с рогами, запечатленного на многих фотографиях, помещена на основание в виде такой шкуры. Культ быка отражает несомненное влияние минойской культуры. Образ быка как символа мощи, неотвратимости возмездия широко использовался идеологами прошлого.

Принадлежность к периоду поздней бронзы выдает техника изготовления стеклянных сосудов, украшений из стекла, драгоценных металлов, бронзы.

Невозможно оторвать глаз от посуды финикийского периода, выполненной в характерной черно-красной стилистике. Сцены охоты, мирного домашнего быта, спортивных состязаний поражают наличием мельчайших деталей.

Приходи на меня посмотреть

Древнее святилище, обнаруженное в 30-х годах прошлого столетия у деревни Агиа Ирини, относят к железному веку. Почти 2000 терракотовых статуэток прекрасно сохранились, так как были засыпаны песком. Все они располагались перед жертвенником.

Представленные в музейной экспозиции изваяния имеют разный размер: от совсем маленьких до статуй в рост человека и даже выше. Из всего обилия фигур лишь две женские. Лица всех фигурок серьезны, сосредоточены, одухотворены. Похоже, что перед нами находятся готовые к последнему бою воины в боевом облачении. В напряженном ожидании лежат раненые на носилках, стоят солдаты с руками на перевязях, быки, боевые колесницы, конные упряжки.

Специально поставленный мягкий свет, мастерская расстановка фигур придают обстановке в зале доверительный, несколько мистический оттенок. Создается впечатление, что не посетители пришли осмотреть экспонаты, а солдаты древности пристально вглядываются в лица вошедших, оценивая наших современников. Расположение фигур амфитеатром в несколько рядов усиливает это впечатление.

В свите Афродиты

Большинство скульптурных изображений, включая статую Александра Македонского, выполнено из местного известняка. Такой вывод позволяет сделать дошедшая до наших дней голова скульптуры.
Материальная ценность коллекции золотых украшений из гробниц Саламина очевидна всем, но есть сокровища, духовную ценность которых способен воспринять не каждый, например, статуя Афродиты из Соли, датируемая I веком до нашей эры. Вечное торжество любви, красоты подчеркивает сделанная из драгоценного привозного мрамора статуя Афродиты Киприды (кипрской).

Вокруг статуи римского императора Септимуса Севера, единственной сохранившейся на острове древней бронзовой фигуры, всегда многолюдно. Прекрасная атлетически сложенная фигура воплощает достоинство, спокойную уверенность. Кажется, что император-воин раздумывает, стоит ли применять оружие, которое он явно когда-то держал.

Широта художественного спектра экспозиции

В экспозиции музея нашли отражение разные периоды истории страны: здесь крылатые ассирийские львы, богатыри Ниневии с кудрявыми многоярусными бородами, римские, греческие граждане в пышных тогах.

Отдельная экспозиция посвящена развитию кипро-минойской письменности, бесследно исчезнувшей во времена египетского владычества. Обнаружены и экспонируются предметы с оттисками печатей кипрского (слогового) письма, расшифрованного только в конце XIX столетия при помощи греко-финикийской билингвы.

Небольшая экспозиция посвящена погребальной тематике, посетителю представлены каменные саркофаги, погребальные стелы, образцы надгробных плит.

В музее разрешена фото-, видеосъемка. При посещении следует учесть, что экспонаты находятся внутри застекленных витрин, поэтому блики, отражения людей не позволят отснять качественный материал.

Экспонируемые предметы имеют большую археологическую ценность, всемирное историческое значение и типичны для кипрской культуры. Обширные раскопки, ведущиеся по всей стране, постоянно пополняют коллекцию музея. Его посещение — часть туристического маршрута «Пути Афродиты».

Кипрский археологический музей

История создания музея

Кипрский археологический музей или музей Кипра в современном виде существует с 1935 года. Строительство музея было начато в 1907 году, а свои первые коллекции музей Кипра получил в 1909 году.

Читайте также  Где лучше отдыхать в Израиле в ноябре

Однако музей был основан еще в далеком 1882 году, во время британского правления на острове. Местные жители во главе со своими мусульманскими и христианскими лидерами передали петицию британской администрации о создании национального музея.

Англичане разрешили открытие музея, однако средства на его содержание не выделили, и первое время музей существовал только за счет пожертвований в здании одного из государственных учреждений.

Переезд музея на улицу Виктории состоялся в 1889 году, и в 1907 году, в память о королеве Англии Виктории, было начато возведение здания, которое мы видим в наши дни. Строительство закончилось лишь в 1924 году, а за прошедшие десятилетия здание музея несколько раз расширялось.

Основанием для создания музея явились множественные археологические открытия, а также стремление предотвратить незаконный вывоз кипрских артефактов за границу. Одним из самых активных нелегальных археологов был американский посол на Кипре Луиджи Пальма ди Чеснола, чья варварская деятельность на раскопках древнейших поселений, проводившаяся с нарушением всех правил хранения и транспортировки находок, привела к значительным повреждениям части из них и утере.

Что интересного и уникального есть в экспозиции

На сегодняшний день кипрский музей в Никосии — один из самых больших археологических музеев острова и одна из самых значимых достопримечательностей Кипра.

В музее Кипра представлена коллекция предметов, отражающая все этапы развития острова, — от доисторического периода (10-го века до нашей эры) до венецианского периода (7-го века нашей эры). Археологические находки, хранящиеся в музее, собраны со всех раскопок острова.

Музейная экспозиция занимает 14 залов и расположена в тематическом и хронологическом порядке:

  1. Эпоха неолита (докерамического и керамического периодов), с 10000 по 2500 года до нашей эры.
  2. Экспонаты раннего бронзового периода, с 2500 по 2000 года до нашей эры.
  3. Коллекция керамики середины бронзового — конца римского веков, с 2000 по 395 года до нашей эры.
  4. Коллекция терракотовых статуэток и фигурок из святилища Агиа Ирини.
  5. Этапы развития скульптуры на Кипре, начиная с архаического и до конца римского периодов.
  6. Коллекция бронзовых и мраморных скульптур римского периода, включая доминирующую в зале статую императора Септимия Севера в натуральную величину.
  7. Оружие, статуэтки, монеты, ювелирные изделия, светильники, стеклянные сосуды и предметы, изготовленные из слоновой кости и фаянса позднего бронзового и раннего христианского периодов.
  8. Копии гробниц, датируемых от эпохи неолита до классического периода.
  9. Коллекция погребальных предметов, таких как глиняные и каменные саркофаги, надгробные стеллы.
  10. Образцы кипрской письменности.
  11. Артефакты из некрополя царских гробниц Саламина.
  12. Зал для временных выставок.
  13. Мраморные скульптуры, найденные в древнем городе Саламин.
  14. Глиняные статуэтки различных эпох, начиная с раннего бронзового века до римского периода.

Коллекция археологического музея Кипра включает:

  1. Скульптуры.
  2. Статуэтки.
  3. Монеты.
  4. Медные предметы.
  5. Печати.
  6. Ювелирные изделия.
  7. Глиняные сосуды.
  8. Докерамические каменные сосуды.
  9. Инструменты из камня.
  10. Саркофаги и надгробные стеллы.
  11. Надписи.
  12. Старинную мебель.

Среди множества художественных и археологических образцов кипрской культуры, наибольшую известность получили:

  • крестообразный идол эпохи неолита (3-й век до нашей эры);
  • мраморная статуя Афродиты Солойской (1-й век до нашей эры);
  • золотые украшения конца бронзового века;
  • керамика раннего бронзового века;
  • бронзовая статуя римского императора Септимия Севера (1-й век нашей эры).

Кроме выставочных залов, в кипрском археологическом музее расположены лаборатории и склады для хранения и изучения коллекции музея, а также обширная библиотека, посвященная археологии Кипра.

Часы работы музея

  • вторник — пятница: с 08:00 до 18:00;
  • суббота: с 09:00 до 17:00;
  • воскресенье: с 10:00 до 13:00;
  • каждая 1 среда месяца: с 08:00 до 20:00;
  • праздничные дни: с 10:30 до 13:00;
  • закрыт по понедельникам, на Новый год, Рождество и Пасху.

Стоимость билетов

  • 4,50 евро;
  • для групп от 10 человек — скидка 20%.

Интересные факты о музее

  • Из-за отсутствия строгого законодательства во время османского и британского правления, легкости получения лицензии на раскопки и беспрепятственного вывоза находок за рубеж, кипрские древности можно увидеть во многих музеях мира, в том числе в Метрополитен-музее Нью-Йорка, Британском музее Лондона, Лувре Парижа, музеях Стокгольма и Берлина и даже в Константинопольском археологическом музее.
  • Первый закон о памятниках древности, запрещавший раскопки без лицензии и вывоз предметов из страны без письменного разрешения Верховного комиссара, был принят английским правительством в 1905 году.
  • В 1935 году был создан Кипрский департамент Древностей. В этом же году вступил в силу закон о древностях, который стал первым шагом в направлении предотвращения несанкционированных раскопок и вывоза предметов старины.
  • В связи с отсутствием мрамора на Кипре, большинство найденных скульптур и статуэток выполнены из глины. Образцы мраморных скульптур, хранящиеся в музее, сделаны из привозного камня.
  • Вследствие непрекращающихся раскопок коллекция музея Кипра постоянно пополняется. В залах музея выставлена лишь небольшая часть артефактов, часть находок хранится в других музеях по всему Кипру. Обсуждаются планы о строительстве нового здания музея Кипра.

Как добраться до музея

Кипрский археологический музей находится на Miseum str. (Музейная улица), дом 1, в центре Никосии.

Музей расположен недалеко от центральной автобусной станции Никосии и общественной парковки. Пройдите прямо навстречу движению по улице Omirou, перейдите на другую сторону проспекта Egypt (не сворачивая на него) и через 150 м поверните направо — это и будет улица Музейная. Здание музея будет первым на этой улице.

Статья создана в сотрудничестве с Департаментом древностей Республики Кипр.

Кипрский археологический музей

Археологический музей Кипра (Κυπριακό Μουσείο), расположенный в Никосии, по праву считается самым крупным и увлекательным на острове. Здесь огромное количество экспонатов, большая часть из которых имеет возраст в сотни и тысячи лет. При этом раскопки продолжаются и сегодня, а значит, музейная коллекция с каждым годом растет. Ведь этот солнечный остров — настоящий рай с точки зрения археологии, в его глубинах спрятаны артефакты эпохи неолита, бронзового века, времен господства Персии, Египта, Греции и Древнего Рима.

Кипрский археологический музей

История

У крупнейшего музейного комплекса на Кипре — очень давняя история, ведь он был основан еще в 1888 году. В те времена здесь процветала так называемая «черная археология», в результате чего за рубеж бесконтрольно вывозились сотни старинных артефактов. Желая положить этому конец, киприоты обратились к британской администрации, которой принадлежала власть, с просьбой решить данную проблему.

Один из 14 залов музея

И эта просьба была удовлетворена, вскоре отправилась в путь официальная археологическая экспедиция, а затем появилась первая национальная коллекция древностей. Вначале она занимала помещения в одном из государственных зданий, а в 1924 году переехала в специально построенный музейный комплекс.

Как добраться до Кипрского археологического музея

Главный музейный комплекс Кипра находится в центре столицы Никосии, на территории ее греческой части, вблизи автовокзала Соломос-Сквер.

Точный адрес: Museum 1, Nicosia, Кипр.

Читайте также  Церковь Св. Софии

Пешком:расстояние от автовокзала Соломос-Сквер около 450 метров.

Кипрский археологический музей на карте

Что посмотреть

В Археологическом музее Кипра хранятся экспонаты невообразимой древности, начиная с эпохи неолита и заканчивая 7-8 веком. Самые ранние артефакты из его коллекций предположительно были созданы за 10 000 лет до нашей эры — это каменные статуэтки, украшения и орудия труда.

Всего здесь насчитывается 14 залов, каждый из которых посвящен определенному временному отрезку: неолит, бронзовый век, период Римской империи и т.д. К самым интересным экспонатам можно отнести:

  • Глиняные статуэтки из храма Агиа Ирини;

Терракотовые фигуры жертвенного алтаря святилища в Ирини, около 700-525 годов до нашей эры

  • Предметы из гробницы в Китионе (12-го века до н.э.);

Предметы древних захоронений, 12-й век до нашей эры

  • Мраморная голова и статуя богини Афродиты (с 4-го по 1-й век до н.э.);

Мраморная голова и статуя богини Афродиты

  • Образцы древней кипрской письменности;

Образец древней кипрской письменности

  • Помосский идол — статуэтка эпохи энеолита;
  • Артефакты из «Царских гробниц» античного города Саламин;

Бронзовый котел и трон из царских гробниц Саламина

  • Статуя древнеримского императора Септимия Севера 1-го века н.э.

Римский император Люциус Септимий Северус, бронзовая скульптура

Поскольку на Кипре постоянно ведутся раскопки, в центральной части музейного комплекса есть площадка для реставрации недавно найденных артефактов.

Колесница, едущий на квадриге

Интересно: при раскопках святилища Агиа Ирини было найдено около 2 000 терракотовых статуэток и статуй размерами от нескольких сантиметров до 2 метров и более. Сейчас они — часть музейной коллекции.

Коллекция статуэток святилища Агиа Ирини

Часы работы и стоимость билетов

Археологический музей Кипра можно посетить самостоятельно:

  • С 08:00 до 18:00 со вторника по пятницу;
  • С 09:00 до 17:00 по субботам;
  • С 10:00 до 13:00 по воскресеньям

Цена билета:

    Для посещения музейного комплекса — 4,5 € (

352 руб. ) ;
Для посещения 11 достопримечательностей Кипра — 8,5 € (

665 руб. ) на 1 день

Группам от 10 человек предоставляется 20%-ная скидка.

Официальный сайт археологического музея в Никосии: mcw.gov.cy

Виртуальная экскурсия

Археологический музей на Кипре — одна из самых ярких достопримечательностей острова. Даже тем, кого мало интересует история, будет интересно бродить по его залам, рассматривая статуэтки, кувшины и украшения возрастом в тысячи лет. Проходя всю экспозицию в хронологическом порядке, можно проследить богатую, многогранную историю древнего мира. Впрочем, не только этот музейный комплекс, но и весь микрорайон несет следы давнего прошлого, ведь буквально в двух шагах от него находится знаменитый бастион Триполи и Пафосские ворота.

Визитная карточка

Адрес

Museum 1, Nicosia, Кипр

Официальный сайт Кипрского археологического музея
Стоимость

Для посещения музейного комплекса — 4,5 € (

352 руб. ) ;
Для посещения 11 достопримечательностей Кипра — 8,5 € (

665 руб. ) на 1 день

Время работы

С 08:00 до 18:00 со вторника по пятницу;
С 09:00 до 17:00 по субботам;
С 10:00 до 13:00 по воскресеньям

Археологический музей Никосии

На мой взгляд, в первую тройку музеев Кипра входят:

Так что рассказ об Археологическом музее неизбежен и безжалостен, как кипрское лето.

О том, как варварски грабили остров и о мародерах от археологии, я уже писала в рассказе «Потерянные сокровища». Но именно эти печальные обстоятельства привели к созданию музея в далеком 1888 году. Совместную петицию жителей острова с просьбой остановить разграбление Кипра британскому колониальному правительству подали архиепископ Кипра, муфтий и кади (судья) мусульманской общины. Первоначально у музея не было собственного помещения, а выживать ему приходилось за счет частных пожертвований. Лишь в 1912 году закончилось строительство здания, в котором по сей день ютится музей. Размеры коллекции давно переросли скромные возможности помещения. Постоянно ведутся разговоры о переезде музея в новое помещение, но воз, к сожалению, и ныне там.
Все экспонаты музея найдены на территории Кипра.

Но прежде чем ехать в Никосию, я бы посоветовала побывать в неолитическом поселении в Хироктиии и в одном из античных городов, например, Курионе, посмотреть на древние руины. Тогда при посещении музея в единую картину сложатся разные стороны жизни древних островитян. При небольшой фантазии на площадях античных городов вновь встанут статуи богов и героев, дома наполнятся утварью, смутные тени станут людьми в одеждах с золотыми украшениями.

Кстати, как мы все хорошо знаем из школьных уроков , были времена, когда истории не было, времена так и назывались доисторическими. Письменность еще не изобрели, вот и нельзя было записывать истории .

Доисторические времена делятся на несколько периодов:

  • Каменный век;
  • Бронзовый век;
  • Железный век.

Помосский идол Каменного века

Самым знаменитым экспонатом доисторического периода (30 век до н.э.) является фигурка, найденная в районе деревни Помос около Пафоса и получившая название «помосского идола», символизирующего плодородие. Древние киприоты выражали восхищение силами жизни, создавая изображения женщины с распростертыми в форме креста руками, длинной шеей и круглым лицом, смотрящим вверх. Но что явилось прообразом помосского идола, надеюсь, ясно?

Интересно, что подобных идолов находили вдоль юго-западного побережья острова, в тех местах, где позднее, по преданию, из моря на берег вышла богиня любви Афродита. Кстати, это только нам рассказывали, что богиня любви родилась из пены морской. Древнегреческие мифы были куда как более ядреными и гораздо менее сентиментальными, чем преподносили нам в школе. Златокудрая богиня родилась, страшно сказать, из брошенных в море гениталий бога неба Урана, которого оскопил собственный сын Кронос. Так что даже в происхождениях идола и богини при желании можно проследить определенное сходство.

Кстати, обратите внимание на идола во втором ряду справа. Он называется «Двойные божества».

Бронзовый век 2500 — 1050 гг. до н.э.

7000 лет до н.э. в эпоху неолита древний человек, используя глину, при изготовлении своих жилищ, понятия не имел, что ее можно обжигать. Даже посуду каким-то образом он умудрялся изготавливать из камня. Время шло, человек век от века становился все более разумным, оправдывая гордое имя homo sapiens. Беженцы из Анатолии (территория совр. Турции) принесли с собой на Кипр искусство металлургии и керамики. Глина, пластичный и податливый материал, разбудила творческую фантазию. Человеку уже мало было вылепить простую миску для еды. Ему захотелось прекрасного. И прекрасное в изобилии стало возникать под его руками.

В Бронзовый век на Кипр сначала пришли жители Анатолийского полуострова, затем Крита, а потом Микен. Греческие колонисты принесли с собой язык, искусство и религию, которые постепенно усваивались местным населением. Впрочем, киприоты не забывали свою Великую Богиню и продолжали ей поклоняться. Греки, познакомившись с Великой Богиней, дали ей имя Афродита. Историки такое явление называют взаимопроникновением культур.

Легенды сохранили имена нескольких греческих колонистов. Греческие герои-цари Тевкр и Агапенор, возвращаясь с Троянской войны, малость «подзадержались» на острове. Да так, что для того, чтобы обеспечить себя местом жительства, были вынуждены основать государства. Тевкр заложил Саламис, а Агапенор — Пафос.

Читайте также  Что нельзя вывозить из Туниса

Кипр, известный в те времена, как Аласия, был крупнейшим производителем меди и бронзы в Восточном Средиземноморье. Корабли Аласии на Запад и Восток везли металл, который выплавляли в виде бычьих шкур. Каждая такая «шкура» весила, между прочим, килограммов 25, а то и все 40.

Взамен из Сирии и Египта на Кипр везли вазы, изделия из алебастра и фаянса.

А это бронзовый и весьма воинственный божок в головном уборе с рогами. Между прочим, стоит он все на той же бычьей «шкуре». Видимо, бог был не только воителем, но в свободное время покровительствовал крестьянам, являясь по совместительству богом плодородия.

Железный век 1050 — 475 гг. до н.э.

В самом конце Бронзового века катастрофы вселенского масштаба, не то наводнения, не то землетрясения, разрушили процветающие города Кипра. Но, как птица феникс, Кипр восстал из пепла в еще большем блеске и величии, в отличие от Греции, которая погрузилась в Темные времена.

Примерно в 900 гг до н.э. на остров, бросив родной Тир, пришли финикийцы, основав сильное государство с центром в Китионе, так когда-то называлась Ларнака. Затем здесь побывали ассирийцы, оставив нам на память знаменитую стеллу Саргона II, хранящуюся ныне в Берлинском музее. Даром, что острову приходилось платить дань завоевателям, VIII — VII вв. до н.э. считаются золотым временем для Кипра. Ассирийцев сменили египтяне, египтян персы. В наследство Кипру все они подарили по частичке своей культуры. Правда, «гайки» каждые новые завоеватели закручивали все туже и туже.

Самой удивительной находкой, относящейся к Железному веку, на мой взгляд, является древнее святилище в Айя Ирини, раскопанное шведскими археологами в 1929 г. Было обнаружено около 2000 терракотовых фигур, расположенных концентрическими полукружиями перед жертвенником. Среди фигур есть совсем крошечные, а есть статуи в человеческий рост. Есть быки, минотавры, воины на боевых колесницах, раненые и здоровые, все поклоняющиеся неизвестному божеству. И среди великого множества разных персонажей от мифических животных до людей — всего две женские фигуры. Терракотовые фигуры из Айя Ирини впечатляют не меньше, чем знаменитая терракотовая армия китайского императора.

Наводнение унитожило святилище, но, как это не парадоксально, сохранило его для потомков, засыпав толстым слоем песка.

Посмотрите на человеческие фигуры. Насколько современно они выглядят! Ну, или почти современно. Кто в буденовке, кто в кепке, кто с рукой на перевязи, а кто и на тачанке.

Затем в истории Кипра были классический, эллинистический и романский периоды. Но даже в романский период с его любовью к мраморной скульптуре, на Кипре большинство статуй изготавливали из местного известняка, как статую Александра Македонского, от которой сохранилась одна голова.

Но на статую Великой Богини, Афродиты Киприды, которой издревле поклонялись на острове, дорогого привозного мрамора не пожалели.

Статуя римского императора Септимуса Севера — единственная сохранившаяся статуя из бронзы, найденная на Кипре. Письменные источники свидетельствуют, что были и другие бронзовые статуи, но они не дошли до наших дней. Римский император в канонах своего времени изображен абсолютно нагим, с прекрасной атлетической фигурой, причем нагота не мешает ему обращаться с пламенной речью к собравшимся.

Я могла бы еще долго и нудно рассказывать об экспонатах музея, но дальше, как говорится, «сама-сама-сама. «

Как доехать

Музей расположен в Никосии на улице его имени: Museum 1.