Памятник жертвам сталинских репрессий «Исход и Возвращение»

Памятник «Исход и Возвращение» в Элисте

Дата 29 декабря 1996 года запомнилась жителям столицы Калмыкии открытием памятника «Исход и Возвращение». Он был посвящен калмыцкому народу России, который пал жертвой сталинских репрессий. В это время большую часть населения депортировали в Сибирь, где люди пережили не лучшие времена.

Основание памятника «Исход и Возвращение»

Увековечить память жертв, погибшим от сталинских репрессий, было доверено скульптору Эрнсту Неизвестному. Его работы отличались оригинальностью, а местами даже эпатажностью. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов также привлек к работе других архитекторов. Одним из них стал С. Курнеев. Все финансовые затраты по созданию мемориала взяла на себя правительство.

Местом возведения монумента была выбрана территория, которая находится на востоке города Элисты. Здесь расположен высокий курган, на котором и было принято решение установить мемориальный комплекс репрессированным жертвам сталинских репрессий. Памятник получил название «Исход и Возвращение». Его высота вместе с курганом составила около 3 метров. Бронзовая скульптура стала ключевой фигурой мемориала. Она была специально отлита в Нью-Йорке.

Творение скульптора отличается своей нестандартностью. Он нашел и смог соединить в единый комплекс абсолютно противоречивые вещи. Здесь встречаются такие достопримечательности и объекты, как:

  • голова коня;
  • лотос;
  • птица;
  • овечка, которая плачет;
  • след человека;
  • различные механизмы.

Поэтому у людей он вызывает неоднозначные эмоции.

Символика мемориала

Сам комплекс расположен на кургане. Он включает в себя несколько ключевых объектов. К ним относятся:

  • Вагон железнодорожного состава. Телушка стоит на рельсах у начала кургана. Именно на ней были увезены репрессированные калмыки в Сибирь.
  • Вдоль столбиков расположены гранитные столбики. Их насчитывается 14 штук – ровно столько, сколько длилась депортация. На каждом из них закреплена мемориальная табличка с названием одного из городов, куда была депортирована калмыцкая нация из Элисты.
  • Обелиск. На нем указывается временной промежуток 1943-1957 гг. В это время проходила депортация населения в Сибирь. Здесь также выгравировано стихотворение о страдании калмык, которое написал поэт Калмыкии Давид Кугультинов.

Для того, чтобы подняться к памятнику «Исход и Возвращение», необходимо пройти по дорожке, которая по спирали огибает курган. Это напоминает буддийский обряд, который совершает человек при обходе храма.

Монумент не оставляет человека равнодушным и вызывает в нем противоречивые эмоции. Это происходит из-за большого количества различных символов, которые трудно правильно интерпретировать с первого раза. К основным образом относятся:

  • овца, которая плачет над ребенком. Она олицетворяет собой кротость калмыцкого народа;
  • штыки и мечи. Они передают войну и насилие, которое пережили люди;
  • лошади. Животные являются символом времени;
  • следы, которые были оставлены детьми, женщинами и мужчинами. Они показывают, как репрессированные люди целыми семьями покидали свой город;
  • лотос. Цветок представляет собой символ возрождения;
  • лев и змея. Животные венчают скульптуру и олицетворяют победу народа.
  • Будда, окруженный злыми духами. Он передает вечную борьбу добра со злом.

Еще одним важным элементом мемориального комплекса является капсула. В ней заложена земля из места в Сибири, куда были депортированы калмыки. Капсулу было принято заложить под сам памятник.

Исход и возвращение

После экспозиций работ Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, иллюстраций книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» новую выставку в Иркутск привёз Александр Шадрин. Неутомимость уральского мецената удивляет последовательностью, с какой он не просто коллекционирует произведения современного искусства, но и щедро делится с россиянами выставками приобретённых им шедевров.

В экспозиции Музейной студии Иркутского областного краеведчес­кого музея представлено 60 работ русских мастеров, имена которых стали легендами, воплощением духа бунтарства и убеждения в необходимости изображения мира таким, каким они его видят. Кроме того что Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин художники по призванию, они ещё и философы, отображающие в своих работах собирательные образы пространственной среды человека, её глубокое осмысление в первозданности бытия.

В 2015 году Эрнсту Неизвестному исполнится 90 лет. Живёт и работает он в Нью-Йорке, удостоен почётного звания «Зарубежный академик Российской академии художеств», лауреат Государственной премии РФ. Скульптор-фронтовик, он не понаслышке знает, что такое война, ужасы массового уничтожения человека, поэтому часть его работ связана с призывом к миру, общности людей, заряженных на созидание. Важна Неизвестному и память о жертвах сталинских репрессий, в Магадане установлена 15-метровая скульптура «Мас­ка скорби», в Элисте – мемориал «Исход и возвращение», посвящённый насильственному переселению калмыков в Сибирь в 1943-1944 годах и возвращению их на родину в 1957 году. Кроме того, скульптуры Неизвестного установлены в Москве, Екатеринбурге, Одессе.

Эмиграция художника из СССР стала вынужденной. В 1962 году он был участником выставки в «Манеже», которую посетил Никита Хрущёв. На вопрос генерального секретаря: «Вы зачем советских людей уродуете?» – Неизвестный ответил, что имеет право видеть мир таким, каким хочет его видеть. Противостояние «власти и художника» было жесточайшим, но по иронии судьбы именно памятник Неизвестного стоит на могиле Хрущёва на Новодевичь­ем кладбище.

На выставке в Иркутске представлены небольшие бронзовые скульп­туры Неизвестного – «Распятие», «Равновесие», «Танец», «Скачок». Работы полны той экспрессии, когда застывшие формы кажутся точкой напряжения перед свободным и стремительным движением. Каждая скульптура представляет глубокий философский образ, вызывающий у зрителей собственные ассоциации, своё видение многогранности мира. Графические работы в технике пастель повторяют способ мышления скульптора, его причудливое выражение сакральности окружающей действительности.

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году. 14-летним подростком поступил в художественную школу при Институте живописи, скульп­туры и архитектуры имени Репина в Ленинграде. В 1961 году был отчис­лен за «эстетическое развращение однокурсников и несоответствие нормам соцреализма». Юного художника арестовывали, «лечили» в психушке, в 1971 году он был выдворен из СССР. Шемякин говорил, что преследовали его не столько милиционеры, сколько собратья-художники, умеющие ловко подстраиваться под идеологические догмы советского государства.

В Париже Шемякин занялся исследованием искусства всех времён и народов, которое выросло в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям. За эту работу Шемякин был удостоен пяти почётных докторских степеней, а коллекция послужила основой для создания института философии и психологии искусства во Франции.

С 1989 года начал выставляться в России, сотрудничать с Мариинским театром оперы и балета в Санкт-Петербурге, вместе с Вячеславом Полуниным с 1990 года организовывает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве, Венеции. В Санкт-Петербурге установлены три его монумента – Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям города на Неве. Вариант памятника Петру Великому установлен в Нормандии. В 2001 году в Лондоне открыт монумент, посвящённый трёхсотлетию посещения Лондона русским царём, а в Москве – скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых».

Сегодня имя Шемякина стало неотъемлемой частью культурного пространства России. Он постоянный сценограф балетов Мариинского театра, совместно со студией «Союзмульт­фильм» работает над созданием мультипликационного фильма «Гофмониада». Шемякин – лауреат Государственной премии России, награждён национальной премией «Золотая мас­ка», Санкт-Петербургскими премиями «Петрополь» и «Золотой софит», удостоен почётной докторской степени ряда университетов и академий художеств Франции и США.

Читайте также  Памятники в Краснодаре

В Иркутске Михаил Шемякин представлен циклом работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Петрушки», «Метафизические рисунки», созданных с 1975 по 1994 год в Париже. Прежде чем начать просмотр этих творений художника, необходимо уточнить, что же такое метафизика (от греческого – «после физики»). «Это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия или какого-либо типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употребляется как синоним философии. Близко ему понятие «онтология».

Итак, если вы готовы прийти на выставку не только для созерцания, но и для работы мысли, «тайны» образов Михаилы Шемякина вами будут разгаданы. Даже если вы не прочтёте в них созвучие с авторскими размышлениями, эти рисунки пробудят в вас собственные мысли, помогут представить картину мира в его простых и сложных «сверхопытах» начала бытия.

Карнавальный Шемякин широк и очень театрален. В изображениях он пользуется приёмами гротеска, буффонады, соединения трагического и комического. В этих картинах звучат музыка Стравинского, голоса актёров итальянского театра масок «дель-арте». Шемякин смело соединяет традиции древнего искусства с современностью, зашифровывая под масочностью характеры персонажей, выводит их сущность и, по выражению Михаила Чехова, наделяет их тем «психологическим жестом», который конкретизирует образ в целом.

Также на выставке представлены иллюстрации к стихам поэта-авангардиста Алексея Хвостенко «Слон-на», вернее, рисунки-ассоциации на такие, например, слова:

Я разгадываю их,

Перед тем как взять перо.

Художник дружил с Владимиром Высоцким, и иллюстрации к его стихам родились после смерти актёра и поэта. Сколько в них боли, сожаления о судьбе Высоцкого, судьбах всех, кто был несвободен в своём «нерве» свободы творчества.

В Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея работает уникальная выставка, на которой посетители знакомятся не просто с произведениями больших русских мастеров, они проживают здесь страницы истории России и судьбы художников, которые, несмотря ни на что, остаются верными ей.