Памятник затопленным кораблям

Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Памятник затопленным кораблям — архитектурный символ Севастополя. Он является визитной карточкой не только Города Героя, но и всего Крыма. Благодаря своей узнаваемости и популярности, монумент получил право быть отображенным на новой купюре номиналом в 200 рублей. Его история столь же необычна, как и решение, принятое русскими адмиралами во время Крымской войны. Яркий монумент красуется у береговой линии Севастопольской бухты, возле Приморского бульвара. Памятник является объектом культурного наследия, имеет особый статус среди достопримечательностей Севастополя. Его композиция не только отображает историческую веху в истории Российского флота, но и жизненную позицию народа.

Где находится Памятник Затопленным кораблям в Севастополе

Найти памятник Затопленным кораблям в Севастополе не составит труда. Большая часть городского транспорта проходят через Площадь Нахимова. Площадь является не только центром города, но и его сердцем. Здесь расположены самые узнаваемые памятники Севастополя. Отсюда открывается прекрасный вид на Севастопольскую бухту. Во главе архитектурного ансамбля у побережья Хрустального пляжа из воды выступает белоснежная колона у края которой красуется черный орел устремивший свой взгляд к воротам Севастопольской бухты. Этот монумент и является памятником Затопленным кораблям.

Трансформация в названии памятника

Памятник затопленным кораблям был открыт в 1905 году. В день своего появления он получил свое официальное название «Памятник затопления кораблей». С таким названием памятник просуществовал чуть более 3 месяцев после чего правительство Российской империи решила придать названию большей конкретики и утвердила новое наименование: «Место заграждения Севастопольского фарватера». Несмотря на то, что первое наименование просуществовало относительно короткий срок, оно крепко въелась в сознание местных жителей, а более сложное наименование, еще долгое время фиксировалось только в официальных документах.

Через два года в исторических путеводителях утвердилось новое название: «Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями». Несмотря на то, что новое название отображала основную характеристику сооружения, в обиходе все же укрепилось более сокращённое название: «Памятник затопленным кораблям».

После прихода советской власти наименование менялось более 20 раз, но так и не одно не прижилось. Сегодня памятник официально именуется «Памятник Затопленным кораблям». Часто можно встретить от туристов наименование «Памятник затонувшим кораблям», оно не отображает сути исторического наименования и считается заведомо неправильным. Между понятиями «затопленный» и «затонувший» существует колоссальное отличие. Затопленный означает что его потопили специально, а затонувший – что он потонул сам, не специально. Для местных жителей это колоссальное отличие, и назвать памятник Затонувшим корабля – это равнозначно как оскорбление.

История Памятника затопленным кораблям в Севастополе

Как ранее упоминалось монумент был воздвигнут в 1905 году к пятидесятой годовщине обороны Севастополя. Оборона Севастополя стала ключевым витком в Крымской войне надолго определившая историческое развитие России.

Флот России значительно уступал эскадре неприятеля. На момент военных действий 1854-55 году, Российская армия уступала англо-французской по всем параметрам. В большей степени это касалось флота, который со времен Петра I практически не изменился, в то время как корабли неприятеля претерпели важные модернизации. Они стали железными, с мощным и дальнобойным вооружением, а в Российском флоте все корабли были деревянными и парусными. Любой матрос понимал, что выйдя в бой на открытом море у них не было бы ни единого шанса. Российский флот не мог даже подойти к вражеским кораблям. А новейшая железная броня кораблей, делала их непобедимыми.

Когда стало понятно, что в лобовом сражении России не одержать победы, вице адмирал В. А. Корнилов и вице-адмирал П. С. Нахимов сели за круглый стол, чтобы решить, как защитить город от атак неприятеля. Главной задачей было не впустить врагов в Севастопольскую бухту. Попадя в Севастопольскую бухту, город мгновенно пал бы.

Нахимов предложил единственно возможный вариант, затопить парусную эскадру российского флота у входа в бухту, и полностью заблокировать все входы и выходы из бухты. Семь судов было направленно фарватеру между Константиновской и Александровской батареями. Князь Меньшиков, руководящий флотом дал отмашку и суда пошли на дно.

На протяжении всей обороны Севастополя, была необходимость дополнительно топить новые суда, потому что со временем шторма отбрасывали корабли от входа в бухту. На дне Черного моря посреди форватора были затоплены:

  • Фрегаты: «Сизополь», «Флора», «Кагул», «Месемврия», «Мидия»
  • Корабли: «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Двенадцать апостолов», «Гавриил», «Ростислав» и «Святослав»,
  • Купеческое судно «Карвет Пилад»

Крымский Памятник затопленным кораблям является историческим напоминанием тех непростых для города событий. За год практически весь флот России пошел на дно у входа в Севастопольскую бухту. Для Севастопольцев корабль — роднее дома, и затопить свой корабль – это равноценно, что уничтожить святыню. Поэтому памятник для каждого Севастопольца имеет огромное значение, несмотря на то что, военные действия проходили в середине 19 века.

Военная смекалка адмирала Нахимова позволила городу выкроить столь важное для отечества время. Это стало кульминационной вехой во всей Крымской войне, что и привело к мировому соглашению 1855 годы. Многие историки склоняются, что Россия потерпела поражения в той войне, но каждый Севастополец знает, что оборона города, слаженные действия мужей отечества, позволили сохранить город в целостности, не дав врагу захватить его. Это была победа, пусть и не во всей войне, но в сердце каждого жителя Российской империи.

Композиция памятника Затопленным Кораблям

Памятник Затопленным кораблям был построен скульптором А. Г. Адамсоном, архитектором и военным инженера Ф. О. Энбергом. Памятник Затопленным кораблям на фото не может в полной мере отобразить мелких нюансов, которые были заложены в идею проекта. Памятник укреплён гранитовым монументом, который словно каменный хаос выступает с моря. И гранита выступает триумфальная диоритовая колонна. Белая колонна обрамлена коринфским ордером. Дань уважения греческой и римской архитектуре, напрямую связанная с историческим прошлым города. На самой вершине красуется бронзовый орел на капителе. Сверху двуглавого орла корона Российской империи, на грудине бронзового щит с изображение Святого. С обоих сторон установлены гранитные барельефы. Со стороны набережной барельеф на котором написано название памятника, в правом углу которого автограф автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904». С противоположной стороны два барельефа с историческими датами Крымской войны 1854-1855 года.

Затопление кораблей в Севастопольской бухте — это важное историческое событие для Севастополя. В основу события были положены фундаментальные качества российского народа: доблесть, честь, отвага, военная смекалка, принадлежность к монархическим устоям, религиозность. Авторы стремились в мелких деталях воссоздать не только отблеск исторического события, но и все кульминационные вехи народа. Именно благодаря этому памятник и приобрел народную любовь и стал главной достопримечательностью Севастополя.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Общепризнанным главным символом города Севастополя является памятник Затопленным кораблям. Его образ напоминает людям о событиях, произошедших в 1854 — 1855 гг. Во время Крымской войны обстоятельства сложились таким образом, что ради того, чтобы не допустить противника на территорию города, потребовалось пожертвовать практически всем Черноморским флотом. Память о героях, принявших такое непростое решение и сражавшихся уже не на море, а на суше, и хранит этот монумент.

Фото памятника:

История музея

Во время Крымской войны, в 1854 году, объединенные силы флота Англии и Франции подступили к берегам Севастополя. В то время город был главной базой Черноморского флота в России. Вражеская эскадра должна была в течение двух недель полностью уничтожить Черноморский флот, захватить Севастополь и другие крупные города Крымского полуострова. Во главе защиты Севастополя стояли вице-адмирал В.А.Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. При согласии и поддержке последнего и было принято решение затопить часть наиболее устаревших кораблей, чтобы защитить фарватер и не допустить,чтобы флот неприятеля прорвался в бухту. Главнокомандующий князь А.Меньшиков приказал прямо у входа в бухту затопить несколько кораблей, создав при этом под водой баррикаду. Корабельные мачты, покоящиеся теперь под водой, должны были препятствовать прохождению вражеских судов. Экипажи затопленных кораблей защищали город уже на берегу. Они вошли в состав двенадцати гарнизонов батальона.

Читайте также  Памятник Советской армии

После осенней-зимней непогоды часть заграждения разрушилась. Поэтому вскоре пришлось затопить еще два корабля. А в феврале 1855 года образовалась новая линия, из шести судов. Она выросла между Николаевской и Михайловской батареями. На исходе военных действий, в августе 1955 года, был затоплен и остальной флот. Оборона Севастополя шла на протяжении 349 дней. Всего на дно Черного моря легло порядка 90 судов.

Важная информация:
• Памятник был сооружен в 1905 году.
• Высота монумента — 16,7 метра.
• Создатели: А.Адамсон, О.Энберг, В.Фельдман.

Становление монумента

Чтобы увековечить память о тех непростых героических днях, было принято решение воздвигнуть бронзовый монумент. Это случилось спустя 50 лет после знаменитой первой обороны Севастополя, в честь этого знаменитого исторического события. Интересно и необычно местонахождение памятника: он расположен в море, приблизительно в 23 метрах от берега. Пьедестал монумента имеет восемь граней. Наверху выступающего в море сооружения — серая колонна в античном коринфском стиле. Смотрящего в сторону моря двуглавого орла украшает императорская корона. На груди у птицы находится щит, где изображен Святой Георгий Победоносец. Также пьедестал украшен бронзовой картиной небольшого размера, на ней можно увидеть скрещенные мачты тонущих кораблей.

Это интересно:
Монумент не уничтожило землетрясение, произошедшее в 1927 году, не затронули его и снаряды Великой Отечественной войны. С 1969 года изображение памятника Затопленным кораблям можно увидеть на гербе Севастополя.

Как добраться до музея

Находится достопримечательность в удобном месте, практически в самом центре города, недалеко от Приморского бульвара. Поэтому добраться до нее не составляет труда. Можно воспользоваться общественным транспортом (троллейбусы: No 3, 5, 7, 9, 12, 13, маршрутные такси: No 12, 16, 109, 110, 120). Выходить нужно на площади Нахимова. На личном транспорте необходимо ехать к центру города, остановиться можно на набережной Артиллерийской бухты, а дальше до набережной Приморского бульвара дойти пешком.

Памятник на карте Крыма

GPS Координаты: 44.618584, 33.524249 Широта/Долгота

Памятник затопленным кораблям

Общая информация
История города
Херсонес
Городской герб
Карты города
Памятники Севастополя
Улицы Севастополя
Городские топонимы
Факты из жизни Города
Маршрутами Севастополя
Сленговый СевСловарь
Неправильный словарь
Расписание поездов
Гостям Севастополя

Каталог сайтов города
Севастопольский юмор
Голосования на сервере
Файловый архив
Наш Instagram

Обратная связь
Карта сайта
Информация о сайте

В данном разделе нашего сайта представлена самая подробная информация по памятникам Севастополя.
Перейти на основную страницу раздела >> здесь

Если у Вас есть какая либо дополнительная информация по памятникам Севастополя — пишите нам по адресу: [email protected]

Воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря.

В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная коринфская колонна. Её венчает бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив голову, он держит в лавровый венок. Надпись на пьедестале гласит: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». Общая высота памятника — 16,66 м. Против памятника, на стене набережной Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей.

Сооруженный в 1905 г. в связи с 50-летием первой героической обороны, памятник посвящен одному из скорбных и героических эпизодов этой эпопеи.

После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота.

У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросила якоря ветераны флота: линейные корабли «Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя» и «Варна». Ближе к берегам — один к северному, другой к южному — стали фрегаты «Сизополь» и «Флора». Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные орудии, пороховой запас сняли с кораблей и доставили па берег. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.

В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: «. Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла. «

Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское мастерство, отвага и мужество служили примером для всех участников обороны. Осадная зима выдалась суровой. Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов, поэтому в феврале 1855 г. еще шесть старых судов — линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Святослав», «Ростислав», фрегаты «Кагул», «Мидия» и «Месемврия» — были пущены на дно бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее затопленных ранее). Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями.

В августе 1855 г., когда русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота.

Автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 г. в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке значится и Памятник затопленным кораблям. Последние исследования выявили участие в создании этого памятника архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера О.И. Энберга.

Этот величественный и гордый памятник — один из самых любимых севастопольцами и гостями города.

Памятник затопленным кораблям

Самая известная достопримечательность Севастополя — Памятник затопленным кораблям. Установили его в начале XX века для увековечивания подвига моряков, пожертвовавших флотом для защиты города во время Крымской войны 1853-1856 годов. С 1969 года очертания монумента включены в герб Севастополя и сегодня уже невозможно представить, что когда-то могло быть иначе.

Изображение Памятника затопленным кораблям растиражировано на множестве открыток, почтовых марок, плакатах, путеводителях, обложках книг, посвящённых героической защите Крыма. Оно есть и на российской 200-рублёвой банкноте. К рукотворному символу Севастополя ежегодно устремляются тысячи туристов.

Памятник расположен в море, в 20 метрах от берега у Приморского бульвара, неподалёку от Графской пристани и хорошо виден как с набережной, так и со стороны бухты.

Символом стойкости и мужества защитников Севастополя является классическая семиметровая колонна с коринфской капителью, на которой восседает двуглавый орёл, олицетворяющий Российскую державу. Его головы венчает императорская корона, а грудь украшает щит с барельефом Св. Георгия Победоносца. Птица с распростёртыми крыльями словно готова в любой момент взлететь над морем. В своих клювах она держит венок, сплетённый из ветвей дуба и лавра, перевитый Андреевской лентой. Верхняя часть венка скреплена цепью с морским якорем.

Вся композиция, кроме восьмигранного постамента, отлита из бронзы и установлена на вершину поднимающейся из моря гранитной скалы. Общая высота монумента составляет 16,7 м. Со стороны Приморского бульвара на постаменте заметна сцена с затоплением кораблей, выполненная в виде горельефа. Чуть ниже находится надпись: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденія входа на рейдъ».

К памятнику также относятся и два якоря, которые когда-то служили двум из затопленных судов. Они установлены у прибрежных плит набережной напротив монумента.

Россия боролась с Османской империей за свободный проход своих судов через проливы Босфор и Дарданеллы, доминирование в Чёрном море и оказание поддержки христианам, являющимся подданными Омера-паши. После блестящей победы русской эскадры во главе с адмиралом Нахимовым при Синопе, когда удалось уничтожить османский флот в его собственной бухте, войну Николаю I объявили Великобритания, Франция и Италия.

В сентябре 1854 войска османской коалиции высадились в Крыму. Их целью было захватить Севастополь и уничтожить главную базу российского Черноморского флота. Противник рассчитывал, что военная компания продлится не более двух месяцев, но отвага и изобретательность русских защитников не дала этим планам осуществиться. Оборона Севастополя длилась 349 дней. Одиннадцать месяцев русский гарнизон, состоящий из 40 тысяч бойцов, противостоял 140 тысячам воинов объединённой армии неприятеля.

В самом начале обороны города было принято решение затопить часть кораблей, чтобы перекрыть доступ в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Своей численностью и оснащением он в разы превосходил силы русской эскадры, бой на море только бы усложнил положение русской армии. Поэтому ночью 11(23) сентября 1854 года залпами с фрегатов были затоплены «Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя», «Варна», «Сизополь» и «Флора».

Вторую линию подводных заграждений образовали затопленные 13(25) февраля 1855 года ещё 6 судов. Когда после сильного шторма корабельные баррикады были повреждены, для их восстановления на дно дополнительно отправили два корабля. Остальные использовались в качестве артиллерийской поддержки сухопутных войск, для отражения вылазок десанта противника со стороны моря, на некоторых оборудовали плавучие госпитали.

Решение оказалось верным. Принесение в жертву флота ради спасения русской земли, мужество защитников были оценены не только в Санкт-Петербурге, но и в столицах стран, организовавших осаду. О героях Севастополя писали восторженные статьи в газетах, восхищались на званых приёмах. Отступив к концу противостояния в северную часть города, русские не сдали своих позиций, не покинули Крым, как об этом мечтала коалиция.

Истощение сил и ресурсов коснулось в равной степени всех, поэтому в марте 1856 года воюющие стороны заключили Мирный договор. Россия вынуждена была пойти на ряд уступок, но при этом полностью вернула себе Севастополь, Феодосию и другие города полуострова. Чёрное море было объявлено нейтральным.

В бухте, в которой были затоплены корабли, за всё время осады и боев Крымской войны на дно ушло 75 больших боевых судов и 16 вспомогательных. С наступлением мира, в 1857-1859 годах, значительную часть из них удалось поднять. 20 кораблей даже продолжили дальше нести свою службу, но большинство не подлежало ремонту. На восстановление судоходства и расчистку морского дна у Севастополя ушло более 10 лет.

Установить памятный знак решено было к 50-летию героической защиты Севастополя, которая выпадала на 1904 год. Приготовления начались заранее. В 1899 г. для этих целей создали комитет, который возглавил Великий Князь Александр Михайлович. Проекты будущего монумента появились к 1901 г. Из нескольких вариантов выбрали работу инженер-подполковника Ф.О. Энберга — начальника инженерной службы Севастопольской крепости. Именно благодаря Энбергу были определены место расположения, идея и облик монумента.

После обсуждения в комитете, доработку проекта поручили архитектору В.А. Фельдману. Он изменил форму колонны с параллелепипеда на цилиндрическую. Также архитектор настоял, чтобы композиция возвышалась на искусственной скале, сооружённой вблизи от берега. Свою лепту в разработку внёс и архитектор Е.И. Грушевский, удалив из плана излишества в виде павильона с ангелами, который должен был располагаться на набережной напротив искусственной скалы.

На завершающей стадии привлекли А.Г. Адамсона — эстонского скульптора, который уже имел опыт в реализации подобных проектов. Очевидно, членов комиссии вдохновила его монументальная работа в Таллине, посвящённая морякам с броненосца «Русалка». На бронзовом барельефе со сценой затопления кораблей севастопольского монумента и сегодня в правом нижнем углу можно рассмотреть надпись: А. Адамсонъ Скульп.1904.

Официальное открытие Памятника затопленным кораблям произошло в 1905 году, так как празднования отложили из-за шедшей тогда русско-японской войны. Никто не предполагал, что этот год будет отмечен революционными событиями. К слову, в композиционную часть памятника на подпорных плитах набережной, рядом с якорями, прикреплена мемориальная табличка, с упоминанием о мятежном ноябре 1905 года.

Конструкция монумента оказалась очень прочной, но бесконечные штормы, революции и войны оставили свой след. При осмотре конструкции после окончания Великой Отечественной войны было обнаружено, что частично разрушена база колонны и её капитель, бронзовая скульптура орла была изрешечена пулями и осколками, утрачена одна из табличек с датой. Из-за разрушения гранитной скалы возникла опасность прочности фундамента. Осилить сразу весь объём работ в послевоенной стране не представлялось возможным.

1952 г. — устранение повреждений подводного основания монумента.

1961 г. — ремонт и возвращение изначального внешнего вида всем элементам памятника. Проект восстановления был готов в 1957 г. Его разработал архитектор из Севастополя А.Л. Шеффер. Однако уже в 1975 году во время сильного волнения на море с монумента сорвало фок-стеньгу (бронзовую мачту) и до наших дней восстановить её не удалось.

2008 г. — ликвидация промывов, образовавшихся в скале, реставрация треснувшего крыла орла и возвращение креста, украшающего корону Российской империи. Чтобы снизить воздействие морской стихии, в подводной части вокруг основания рукотворной скалы выстроили бетонную стену буквой «П».

В XXI в. Памятник затопленным кораблям является объектом культурного наследия и находится под защитой государства.

За всё время своего существования памятная композиция более 20 раз меняла своё название. С момента открытия — 29 июля 1905, монумент именовался «Памятник затопленных кораблей». Но уже в августе 1905-го его переименовали в «Место заграждения Севастопольского фарватера». Через два года в путеводителях и официальных документах о нём упоминали, как о «Памятнике заграждения фарватера затопленными кораблями», а в 1914 вернулось изначальное название. Метания продолжались и позже. Одним хотелось сформулировать более благозвучно, другим более точно исторически. Однако, какие бы предложения не поступали, название «Памятник затопленным кораблям» уже прочно закрепилось в народе. Так его именуют и сейчас.

Памятник Затопленным кораблям

Опубликовано Olga в 30.07.2019 30.07.2019

Севастополь – один из крупнейших городов Крыма, а его живописные окрестности и богатая история ежегодно привлекают множество туристов. Настоящей визитной карточкой города считается памятник Затопленным кораблям. Именно его чаще всего изображают на открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции, связанной с Севастополем.

Для большинства туристов этот памятник – просто достопримечательность, но его создание связано с трагическими событиями. В сегодняшней статье мы расскажем, как создавался монумент, какими особенностями он обладает, и как лучше к нему добраться.

История создания

Севастополь – важный стратегический морской пункт на Черном море. Не удивительно, что история города насчитывает множество трагических событий, связанных с военными действиями. Одному из таких и посвящен памятник Затопленным кораблям.

В Крымскую войну, когда английский, французский и турецкий флот подступали к берегам Севастополя, князь Александр Меншиков распорядился затопить часть суден прямо у входа в Севастопольскую бухту. Для этого использовались самые старые корабли флота.

По другим данным, решение затопить часть флота, приняли вице-адмирал Корнилов и его помощник вице-адмирал Нахимов.

Несмотря на то, что мнения относительно того, кто принял судьбоносное решение о затоплении расходятся, факт остается фактом: это был поистине гениальный выход из сложившейся тяжелейшей ситуации.

Рисунок 1. Монумент отображает богатое историческое прошлое города

План был гениальным в своей простоте. Часть парусных судов Черноморского флота усаживают на дно бухты так, чтобы их мачты торчали из-под воды. Вражеские суда, заходя в нее, будут попадать на эти мачты. В результате днища будут пробиты, а береговые батареи смогут расстрелять противника (рисунок 1).

Попытки вражеской армии захватить Севастополь окончились одной из самых ярких и трагичных страниц истории города – первой обороной Севастополя, которая длилась 349 дней. На рейде города собралось около 350 вражеских кораблей, а противник неоднократно пытался высадить морской десант. В ходе ожесточенных боев за город погибло два талантливых военачальника: Корнилов и Нахимов, но Севастополь удалось отстоять, а его героическая оборона закончилась подписанием Мирного договора спустя 11 месяцев после начала военных действий.

Особенности архитектуры

Героическое военное прошло видно в каждом уголке Севастополя, но больше всего его дух чувствуется на Приморском бульваре, рядом с которым и расположен монумент.

Изначально для обороны города в бухте было затоплено пять кораблей и два фрегата Черноморского флота. Однако дальнейшая расчистка дна показала, что вместе с вражескими судами в бухте было затоплено 90 суден. Очистка бухты от обломков длилась 10 лет.

Современный символ Севастополя был построен в 1905 году. Его открытие посвятили 50 годовщине первой обороны города. Памятник Затопленным кораблям представляет собой искусственно созданный утес из гранитных глыб. Его вершину венчает семиметровая коринфская колонна, на которой расположен бронзовый двуглавый орел (рисунок 2).

В клюве у птицы находится лаврово-дубовый венок с прикрепленным к нему якорем. К пьедесталу прикреплена табличка с памятной надписью, в которой указано, что монумент посвящен памяти кораблей, затопленных в 1854 и 1855 годах для заграждения входа в рейд.

Рисунок 2. Оригинальное архитектурное решение сделало монумент главным символом Севастополя

Долгое время автор сооружения оставался неизвестным. Лишь в 1949 году был обнаружен список работ эстонского скульптора Амандуса Адамсона, в числе которых значился и памятник Затопленным кораблям.

Интересные факты

Несмотря на то, что сам факт создания монумента связан с трагическими для города событиями, с этим монументом связано несколько интересных фактов (рисунок 3).

Рисунок 3. Памятник уцелел во время войн и землетрясений

Вот некоторые из них:

  1. Его первоначальное официальное название было «Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями». Несмотря на существование официального приказа именовать памятник именно так, название не прижилось в народе. Его продолжали называть «Памятник затопленным кораблям», и с приходом Советской власти это название стало официальным.
  2. Конструкция монумента была выбрана очень удачно. Благодаря такому архитектурному решению он устоял во время сильного землетрясения 1927 года и выдержал взрыв донной мины в годы Второй мировой войны.
  3. Памятник Затопленным кораблям начали реставрировать только в 1951 году, так как военные действия все же повредили часть самой скульптуры и ее постамент.

Сейчас реставрационные работы периодически возобновляют. Это связано с тем, что расположение монумента делает его открытым морским стихиям, и без участия человека он неминуемо пошел бы ко дну.

Следует уточнить, что севастопольцы очень трепетно относятся к истории своего города, и большая часть достопримечательностей, связанных с обороной города в Крымскую и Вторую мировую войну, сохранились очень хорошо. Только ради этих мрачных страниц истории стоит посетить город, хотя вам обязательно понравятся его приветливые люди, живописные окрестности и многочисленные пляжи.

Как добраться

Найти памятник Затопленным кораблям в Севастополе несложно. Любой местный житель подскажет, как до него добраться, тем более, что монумент расположен в самом центре города (рисунок 4).

Рисунок 4. Добраться до достопримечательности проще всего с площади Нахимова

Если заезжать в город со стороны Балаклавского шоссе, нужно свернуть на проспект Генерала Острякова, оттуда – на улицу Маршала Бирюзова, улицу Олега Кошевого, улицу 4-го бастиона и улицу Ленина. Она выходит прямо на площадь Нахимова. Здесь расположен Приморский бульвар.

Погулять по нему приятно и просто так, но, если спуститься к Графской пристани и пройтись несколько минут вдоль берега, вы выйдете к акватории Севастопольской бухты, где и расположен памятник Затопленным кораблям. Больше информации об этом символе Севастополя вы сможете найти в видео.

Памятник Затопленным кораблям

Памятник Затопленным кораблям​

Памятник Затопленным кораблям — самая известная достопримечательность Севастополя. С 1969 года изображение памятника появилось на гербе города .

Географические координаты памятника Затопленным кораблям на карте Крыма GPS: N 44.618364, E 33.524212.

​Добраться к памятнику Затопленным кораблям, проще всего от площади Нахимова или с Приморского бульвара. Памятник находится недалеко от набережной Приморского бульвара, на расстоянии 10 метров от берега, в Артбухте.

Подводная его часть памятника Затопленным кораблям состоит из хорошо уложенных каменных блоков, в форме квадрата. Это хорошо видно с воздуха. На этом надежном основании, возвышается искусственный каменный утес, высотой 3-ри метра. На утесе просматривается основание колонны, на которой находится цитата: В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». Над основанием утеса возвышается 7-ми метровая колонна, завершающаяся капителью или постаментом, на котором стоит царский двуглавый орел. Царский Орел гордо расправил свои крылья, а в клювах держит венок. От верхней части венка свисает якорная цепь, заканчивающаяся непосредственно якорем, а сам лавровый венок состоит из двух частей: листьев лавра- символа победы и листьев дуба -символа веры и славы. Над головой двуглавого орла завершает композицию царская корона, с крестом.

История возникновения памятник Затопленным кораблям.

В 1953 году, в ноябре месяце, адмирал Нахимов, под городом Синопом (Турция), наголову разбил турецкую морскую эскадру, вместе с 6-тью береговыми батареями. Тем самым сорвал планы Турции по формированию и укомплектованию морского десанта для высадки на территории Грузии, с последующей интервенцией.
Морская победа Нахимова, очень изменила расклад сил в Черном море, что вызвало озабоченность морских держав- Англии, Франции и Италии. Озабоченность каждый день усиливалась из-за укрепления морского флота и подхода российских войск к Босфору. Англия и Франция, предложили военную помощь Турции в полномасштабной войне с Россией. После долгих уговоров Турция решила начать войну с Россией. Италия присоединилась к этому союзу, без обсуждения своих выгод, хотя особо и не участвовала в морских и наземных сражениях. Несколько раз Итальянские войска были замечены в мародерстве, захваченных деревень и один корпус участвовал около часа в осаждении Михайловской батарее. Но под напором российских войск вышли из боя.

В 1854 году объединенный флот 4-х государств приблизился к Севастополю-главной базе Черноморского флота царской России. По плану неприятеля, кампания была рассчитана на две недели, во время которых, должен был полностью уничтожен Черноморский флот, взят Севастополь и большие города Крыма. Территория Крыма должна была частично быть отдана Турции, а Российские войска должны были отойти на материк.
Знаменитую Оборону Севастополя возглавили- вице-адмирал В А Корнилов, ближайший его помощник-вице-адмирал П.С.Нахимов. Именно они приняли судьбоносное решение затопить большую часть парусных судов Черноморского флота, дабы не дать, в разы превосходящему вражескому флоту, попасть в Артбухту. План был таков: корабли усаживаясь на дно, оставляют торчащие мачты, которые при подходе вражеских кораблей пробивают им днища или вредят рулевое управление, а в это время береговые батареи расстреливают беспомощные корабли.

По одной из версий, план принадлежит адмиралу Нахимову, а большая часть кораблей которые он затопил участвовали в Синопской битве. Как писали современники, Нахимов плакал, как ребенок во время затопления. Но как бы там не было — план полностью себя оправдал. Вражеская флотилия несколько раз пыталась войти в бухту Севастополя, но каждый раз отступала с большими потерями. Так началась 349-дневная оборона города Севастополь, и 14 дневная кампания превратилась в годовую. Вражеский флот возрос до 350 кораблей с несколькими высадками морского десанта. Ожесточенные бои, с небольшими передышками длились 11 месяцев. Погиб талантливый организатор и руководитель обороны — В.А.Корнилов. А затем, почти сразу и П.С.Нахимов. Силы были истощены с той и с другой стороны. Героическая оборона Севастополя закончилась подписанием 8 марта 1856 года Мирного договора.

Из-за этой героической истории и появился памятник Затопленным кораблям в городе Севастополь. Прогуливаясь по Приморскому бульвару, возле Графской пристани или по набережной Вы обязательно увидите памятнику Затопленным кораблям. В летнее время там всегда много отдыхающих, а рассветы и закаты, там чуточку романтичней и приятней чем на всем Крымском полуострове, хотя об этом судить именно Вам. Если Вы планируете посетить Крымский полуостров-обязательно посетите город Севастополь. Севастополь, с его историей и достопримечательностями, не оставят Вас равнодушными и скорее всего станет одним из Ваших любимых городов в Мире.

Памятник Затопленным кораблям на карте Крыма

Добавить комментарий

Adblock
detector