Памятник Томасу Бекету

БЕКЕТ ТОМАС

Фома Кентерберийский. / Ориг. : Англ. Thomas Becket

Канцлер при английском короле Генрихе II (1155-1162). Архиепископ Кентерберийский (1162-1170). Канонизирован в 1173 году.

Ранние годы

Появился на свет в лондонском районе Чипсайд. Его дед был рыцарем, а отец Гилберт Бекет стал очень преуспевающим купцом и владельцем недвижимости. Мать – Матильда Бекет.

Наставником маленького Томаса стал друг семьи Ришар де л’Эгль. Затем мальчик учился и воспитывался в столичном монастыре Мертон, после чего стал студентом университетов в Париже и Болонье, где штудировал юридическую науку. На родину Томас возвратился в 1142 году и вскоре стал служить архиепископу Кентерберийскому Теобальду. Вместе с ним он побывал на Реймском соборе, а в 1152 году представлял патрона перед папой Римским, сумев получить от того запрет на коронацию Евстахия IV, отпрыска короля Стефана Блуаского. Через два года после этого Томас стал кентерберийским архидиаконом, а вскоре – канцлером нового короля Генриха II по протекции архиепископа.

Канцлер

На посту канцлера Бекет стал заметной политической фигурой. Он был наставником королевского наследника Генриха Молодого. В 1158 году он был послом во Франции, где добился договоренности о браке между наследником и дочерью французского короля. Также канцлер руководил многими военными кампаниями. Он был сторонником короля во всех вопросах, в том числе, и церковных. Именно Бекет способствовал установлению налога с церковного имущества. Благодаря Генриху II его верный соратник стал в 1162 году новым архиепископом Кентерберийским, сменив своего бывшего, недавно почившего патрона.

Архиепископ

Король, рассчитывавший через Бекета ослабить и подчинить церковь, страшно ошибся. В новом статусе тот, отказавшись от должности канцлера, повел свою политику. Он проводил суды над захватившими имущество церкви во время гражданской войны 1135-1154 годов; был абсолютно несогласен с объявленным Генрихом в 1163 году желанием ввести очередной налог на земли церкви и вывести дела о преступлениях духовенства из церковного ведения. Всем своим образом жизни архиепископ показывал произошедшие с ним перемены, став молитвенником и аскетом.

В начале 1164 года король в присутствии знати и духовенства объявил в Кларендонском дворце принятие Кларендонских конституций, существенно ограничивавших власть клириков и регламентировавших различные стороны их жизни (например, они не могли покинуть страну без дозволения монарха). Без королевского согласия духовенство не могло предавать анафеме, замещать свободные церковные посты, претендующие на них приносили клятву верности государю. Также король получал некоторые доходы церкви.

Английские клирики одобрили новые законы, однако Бекет не стал сразу их подписывать, отказавшись окончательно это делать после неодобрения конституций папой Римским. Тогда осенью 1164 года Генрих предъявил архиепископу обвинение в государственных растратах в бытность того канцлером. Однако Бекет считал, что суд короля не имеет права его судить. Он спасся бегством во Францию.

Изгнанник

Генрих пытался давить на Людовика VII, однако французский монарх приветствовал у себя архиепископа со всеми почестями. Изгнание Бекета продлилось до 1170 года. Почти все это время он обитал в аббатстве цистерцианцев Понтиньи, впоследствии из-за угроз английского государя в адрес английских же монахов этого ордена он обосновался в бургундском Сансе. В изгнании он вел переписку с французским королем и папой Римским, королевой Сицилии Маргаритой Наваррской. Он стремился к тому, чтобы папа Александр отменил конституции Генриха, но тот, сам находясь в изгнании и конфликтуя с императором Фридрихом Барбароссой, не хотел еще более ухудшать отношения с Англией. Однако в 1170 году все переменилось. Тогда венчался на царство воспитанник Бекета Генрих Молодой. Однако происходила коронация в Йорке, а венчали его архиепископ Йоркский и епископы Лондонский и Солсберийский, тогда как по всем канонам это мог делать только архиепископ Кентерберийский. Тогда папа пригрозил Генриху II интердиктом, в результате чего тот помирился с Томасом Бекетом.

В конце 1170 года архиепископ возвратился на родину, где его ждали многочисленные верующие. Первым же делом он низложил трех клириков, совершавших коронацию, вызвав у Генриха II новый приступ недовольства. В итоге сторонники короля, рыцари Реджинальд Фитц-Урс, Хьюг де Моревиль, Уильям де Траси и Ричард ле Бретон отправились в Кентерберийский собор. По некоторым данным, сначала они, встретив там Бекета, сказали, что Генрих ждет его на суд в Винчестере. Архиепископ, собиравшийся служить вечернюю службу, ответил на это отказом. Тогда рыцари вынули свои мечи и закололи ими Бекета в самом соборе, на ступеньках к алтарю, после чего скрылись.

Святой

Подобная бойня в храме Божьем сильно потрясла все европейское общество. Уже через три года после кончины Томас Бекет был причислен Католической церковью к лику святых. Его почитание быстро достигло и южных рубежей Европы, в самой Англии паломники отовсюду стекались на его могилу в Кентерберийском соборе (это, в частности, отразилось в «Кентерберийских рассказах» Чосера). В 1174 году ее посетил каявшийся Генрих II.

В 1538 году, при короле Генрихе VIII, порвавшим с Католической церковью, были вскрыты мощи Томаса Бекета, а ценности из захоронения забрали. По указу монарха, архиепископа прекращали почитать в Англии, что продолжалось вплоть до XIX века.

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

29 декабря — св. Томас Бекет

Томас Бекет родился 21 декабря 1118 года в Лондоне. Его отец, Гилбер Бекет, был купцом и занимал значительное положение в обществе. В молодости он совершил путешествие в Святую Землю, вскоре после возвращения из которого женился. Возможно, близость двух этих событий во времени породила позднее легенду о том, что мать Томаса была сарацинкой, помогшей Гилберу бежать из плена, последовавшей за ним и принявшей в крещении имя Грация – «благодать». Эта легенда нашла отражение во многих литературных произведениях. На самом деле мать Томаса звали Матильдой, и она была англичанкой, как и его отец.

Томас получил прекрасное образование, сначала в Лондоне, в Мертонском монастыре, затем в Парижском и Болонском университетах, что открыло перед ним возможность сделать значительную политическую карьеру. С 1142 года Беккет служил у епископа Кентерберийского Теобальда и проявил себя блестящим дипломатом и умелым политиком, не раз удачно представлявшим интересы Англии, в том числе и в Риме. Начало политической карьеры Бекета совпало с трудным временем в истории Англии. Уже много лет шла борьба между двумя претендентами на английский престол – королевой Матильдой – дочерью покойного короля Генриха I и его племянником Стефаном Блуаским, разорявшая и истощавшая страну. Архиепископ Кентерберийский Теобальд считал законными наследниками королеву Матильду и её старшего сына Генриха. В 1152 году именно Томас Беккет по поручению архиепископа добился от папского престола поддержки королевы Матильды. Это обеспечило ему стремительный карьерный взлёт, когда в 1154 году Генрих II стал королём Англии. Тогда же, в 1154 году, Томас был рукоположен в архидиаконы.

Генрих считал его вернейшим из своих сторонников и даже другом, настолько, насколько возможно было быть другом монарха. Он доверил ему воспитание своего старшего сына и наследника, который, как свидетельствовали хронисты, видел от своего воспитателя каждый день больше любви, чем от родного отца за всю жизнь. Спустя год после восшествия Генриха на английский престол Томас Беккет становится первым после короля лицом в государстве – канцлером и хранителем государственной печати. Генрих, владевший помимо Англии огромными по тем временам территориями Анжу, Аквитанией и Нормандией, стремился к увеличению своих земель. Фактическим руководителем его многочисленных военных операций был канцлер Бекет. Войны требовали колоссальных расходов, и поэтому, налоги росли. Наконец, был введён и налог на земли, принадлежавшие Церкви, и канцлер выступил в возникшем конфликте на стороне короля. Неудивительно, что после смерти в 1162 г. архиепископа Кентерберийского Теобальда, Генрих оказал на епископат Англии всё возможное давление, чтобы главную кафедру Англии занял Томас Бекет, к моменту избрания даже не бывший священником. На тот исторический момент Церковь Англии была единственной институцией, которая хотя бы формально могла возражать королю, и, сделав главой английской Церкви своего друга, король рассчитывал добиться абсолютной власти в стране, уничтожив всякую тень оппозиции.

И именно с момента избрания на главную епископскую кафедру королевского любимца и верного друга и началось то, что с уверенностью можно считать чудом. Первое, что сделал новоизбранный архиепископ, всегда известный как щёголь, любитель роскоши и поклонник моды – приказал продать все свои драгоценные вещи, дорогую мебель и великолепную одежду, а полученные деньги пустить на нужды благотворительности. Он облачился в бедную одежду (позднее, уже после его смерти обнаружилось, что под этой одеждой он носил власяницу, от которой вся его кожа была покрыта незаживающими ранами) и из любителя пиров и охоты превратился в строгого аскета. С момента епископской хиротонии Томас Бекет вернул королю государственную печать и сложил с себя обязанности канцлера. Расчёт короля на то, что новоизбранный архиепископ будет формально занимать кафедру, а на самом деле останется вельможей, политиком и царедворцем, поддерживающим короля в борьбе с Церковью, не оправдался, потому что об одном качестве своего друга — о его безусловной честности – король, по-видимому, просто не знал. Возможно, он вообще не предполагал, что честность и правда существуют в мире, и есть те, кто готов умереть за них. Став архиепископом Кентерберийским, Томас Бекет ощутил в полной мере, что на него возложена ответственность за нечто большее, чем интересы отдельно взятой королевской семьи или даже государства, но что иной Монарх, гораздо более великий, чем все монархи мира, повелел ему заботиться о Своём Царстве.

Читайте также  Памятник Францу Кафке

Конфликт между новым архиепископом и королём обнаружился в полной мере, когда в 1164 году король потребовал от английских епископов подписать так называемые Кларендонские Конституции, сводившие независимость Церкви от королевской власти практически к нулю. Многие епископы, опасаясь репрессий со стороны короля, были готовы подписать их, но архиепископ Кентерберийский, хотя и признал некоторые пункты справедливыми (например, он соглашался с тем, что совершивший уголовное преступление клирик должен быть судим, но не дважды – королевским и церковным судом, как требовалось в конституциях, а один раз), но тем не менее, отложил их подписание. После того, как папа Александр III объявил Кларендонские конституции противоречащими каноническому праву, Беккет уже открыто отказался подписывать их. Этот отказ вызвал репрессии со стороны короля, и в 1164 г. Томас Беккет вынужден был покинуть Англию и искать убежища во Франции, где был принят королём Людовиком VII со всем возможным уважением, и в течение нескольких лет жил в монастыре цистерцианцев. Но после того как Генрих II пригрозил, что за гостеприимство французских монахов поплатятся монастыри ордена в Англии, Беккет был вынужден переехать в Санс. Папа Александр III, хотя и поддерживал позицию Томаса Беккета в отношении Кларендонских конституций, не мог оказать ему существенной поддержки, так как сам находился в сложном политическом положении. Тем временем, Генрих II распорядился короновать своего старшего сына на английский престол. Коронация английских монархов всегда была правом и привилегией архиепископа Кентерберийского, однако Генрих распорядился, чтобы коронацию провели три других епископа – Йорка, Солсбери и Лондона. Права главы Церкви Англии были нарушены так явно, что папа, угрожая королю интердиктом, потребовал от него примириться с архиепископом и гарантировать ему безопасное возвращение в Англию.

Возвращение архиепископа Кентерберийского в Англию в 1170 г. стало его триумфом. Лодку, которая доставила его с корабля к берегу, верующие несли на руках до Кентербери. Такой энтузиазм, показавший как высок авторитет Томаса Бекета в стране, вызвало враждебность со стороны короля, несмотря на то, что формальное примирение состоялось. Кроме того, архиепископ настаивал на неправомочности действий епископов, в его отсутствие короновавших сына Генриха на английский престол и отлучил их от Церкви. Он также требовал, чтобы в Англии были опубликованы папские послания, осуждавшие Кларендонские конституции. Король был в ярости. Легенда говорит, что он воскликнул: «Неужели никто не избавит меня, наконец, от этого мятежного попа?». По-крайней мере для четырёх рыцарей Хьюго де Моревиля, Уильяма де Трейси, Реджинальда Фитц-Урса и Ричарда ле Бретона эти слова короля стали руководством к действию. 29 декабря они вошли в собор Кентербери, скрыв латы под плащами. Оружие убийцы вначале оставили снаружи, может быть, убивать священника прямо у алтаря им было всё-таки страшно, поэтому они попытались выманить архиепископа наружу, сказав, что король срочно вызывает его на суд, на что тот ответил отказом. Тогда четверо рыцарей вышли и вернулись уже вооружёнными. Они убили архиепископа в его кафедральном соборе. Золотая легенда повествует, что в этот момент белая риза Томаса Беккета, оставшаяся в ризнице папы Александра III, стала красной – это было первое из множества чудес, совершившихся после смерти святого, потом же «…слепые обретали зрение, к немым возвращалась речь, хромые выздоравливали, мёртвые оживали».

Томас Беккет был канонизирован папой Александром III 21 февраля 1173 г.

Автор:

  • Редакция Рускатолик.рф

Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

Альпийский лед помог ученым узнать о глобальных последствиях убийства мученика Томаса Бекета

Следы загрязнения воздуха, которые сохранил Альпийский лед, помогли ученым узнать о последствиях убийства Томаса Бекета — архиепископа Кентерберийского, служившего церкви в XII веке. Убийство повлекло за собой события, которые привели к колоссальному загрязнению окружающей среды. В ходе исследования специалисты обнаружили аэрозоли, содержащие свинец, перенесенные ветром из британских шахт в Европу девять веков назад. В статье, опубликованной на сайте BBC, отмечается, что загрязнение воздуха свинцом в тот период было столь же сильным, как и во времена промышленной революции в XVIII—XIX веках.

В XII веке в Англии правил Генрих II Плантагенет. Он поддерживал дружеские отношения с архиепископом Томасом Бекетом, которого позже назначил канцлером.

Генрих II полагал, что если он отдаст должность канцлера священнослужителю, это позволит Короне получить контроль над богатой английской Церковью, а также лишить ее ряда привилегий. С такой позицией короля Бекет был не согласен и практически сразу на новом посту стал проводить политику, совершенно противоположную ожиданиям Генриха II.

Недовольство канцлером росло. Король был раздосадован службой Бекета и даже пришел в ярость. Одна из легенд гласит, что однажды Генрих II воскликнул: «Неужели никто не избавит меня от этого мятежного попа?»

К несчастью для Бекета, группа верных королю рыцарей восприняла слова монарха буквально. В конце декабря 1170 года четыре рыцаря зарубили архиепископа мечами внутри Кентерберийского собора.

Это событие потрясло средневековую Европу. Папа Александр III пригрозил Генриху II отлучением от церкви. Чтобы умерить гнев понтифика, король Англии был вынужден пойти на уступки и пообещал в кратчайшие сроки построить множество крупных монастырских учреждений в Англии.

В начале марта 2020 года ученые провели анализ ледяного керна ледника Колле Гнифетти, расположенного на границе Италии и Швейцарии. В результате исследования образцов они нашли доказательства, показывающие, какие глобальные последствия для планеты вызвало обещание Генриха II.

«Поверхность ледника состоит из нескольких слоев снега, между которыми есть воздушные полости. Когда снег накапливается, нижние слои прессуются и переходят в зернистый материал со структурой, напоминающей сахарный песок. Воздушные полости остаются. В них продолжает циркулировать воздух из окружающей среды, который попал туда сотни и даже тысячи лет назад. Когда снег постепенно накапливается, зернистый лед уплотняется, и воздушные поры закрываются, сохраняя часть воздуха внутри», — объясняет профессор Кристофер Лавлак из Ноттингемского университета

Анализируя 800-летний лед с помощью высокочувствительного лазера, ученые смогли извлечь аэрозоли с огромным содержанием свинца. Моделирование распространения атмосферных загрязнений показало, что эти аэрозоли переносились ветрами с северо-запада Англии, где добыча и плавка свинца получили широкое распространение в конце 1100-х годов.

«В XII веке свинец и серебро больше всего добывали в шахтах, расположенных в местности Пик-Дистрикт и Камбрия. Эти шахты были одними из самыми крупных и производительных во всей Европе», — говорит Лавлак

Ученые смогли сопоставить данные, полученные после исследования швейцарского ледника, с налоговыми отчетами о производстве свинца и серебра в Англии. Специалисты выяснили, что в XII веке свинец широко использовался в строительстве, начиная от водопроводных труб до церковных крыш и витражей.

«Наше исследование показывает, что столь высокая добыча свинца прежде всего была связана с политическими событиями, — делится результатами своей работы Лавлак. — В период 1169-70 гг. между Генрихом II и Томасом Бекетом возникли серьезные разногласия, из-за которых Церковь отказалась работать с королем. В этот год мы видим снижение добычи этого металла, а уже через несколько лет — резкий скачок»

После убийства архиепископа Кентерберийского Генрих II развернул масштабное строительство.

«Король хотел помириться с Папой, поэтому пообещал ему в кратчайшие сроки возвести множество крупных монастырей. — говорит Лавлак. — После этого производство свинца увеличилось. Этот металл использовался для строительства кровли новых монастырских комплексов»

Ученые утверждают, что масштабы добычи и выплавки свинца в Англии после 1170-года привели к такому же уровню загрязнения воздуха, как и в XVII веке, а также в 1890 году.

«Считать, что загрязнение атмосферы началось с промышленной революции — неверно», — заключают авторы работы.

О публикации на сайте новостей и лонгридов вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: Вконтакте; Twitter; Одноклассники; Facebook; Telegram

У нас выходят и материалы, которые мы не публикуем на сайте, а размещаем на каналах. Заходите и читайте: Яндекс Дзен и Instagram

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

УБИЙСТВО ТОМАСА БЕКЕТА

УБИЙСТВО ТОМАСА БЕКЕТА

Убийство Томаса Бекета. Старинная миниатюра

Ярчайший эпизод всего правления Генриха II Плантагенета — убийство архиепископа Кентерберийского Томаса (Фомы) Бекета. В этом событии тесно переплелась трагическая история личных отношений двух выдающихся представителей своей эпохи и объективная история противостояния Английского государства и церкви, которой суждено было закончиться лишь в XVI в. победой государства.

Томас Бекет происходил из знатной саксонской семьи. Он получил блестящее образование, был одним из приближенных архиепископа Кентерберийского (главы английской церкви) Теобальда, уже в молодости выполнял ответственные дипломатические и другие поручения. Например, действуя в 1152 г. от имени архиепископа в Риме, он добился папского эдикта, запрещавшего коронацию сына Стефана Блуасского. Именно Теобальд посоветовал Генриху II, когда тот пришел к власти, своего смышленого помощника в качестве одного из советников. Томас быстро сошелся с новым монархом и стал, в результате, канцлером — по сути вторым лицом в государстве. Учитывая же то, что в последние годы жизни Теобальда церковные вопросы тоже всецело находились в его власти, можно представить могущество этого человека.

Читайте также  Памятники в Турции

Любопытно, что Бекета и Плантагенета связывали не только государственные, но и по-настоящему дружеские отношения. Томас поддерживал Генриха во всех его начинаниях, рьяно исполняя его волю и разделяя политические убеждения. Они были практически неразлучны, устраивали шумные пиры — Бекет был не менее жизнерадостен, чем его друг. Казалось, что канцлер сочувствовал королю и в церковном вопросе. Генрих рассчитывал подчинить себе английскую церковь, лишить ее чрезмерных привилегий, заставить работать на государство и обогащать его.

В 1161 г. Теобальд умер, и Генрих II добился назначения на вакантное место Бекета. Перед монархом и его преданным другом открывалась широкая перспектива преобразований. Недаром церковники роптали по поводу нового назначения, поскольку Бекет до этого поддерживал инициативы короля в отношении религиозной реформы.

Но во взглядах бывшего канцлера произошла, судя по всему, непредвиденная и досадная для короля перемена. Теперь Бекет становится ревностным сторонником сохранения церковных позиций. Подчеркивая свой новый статус слуги Бога, Бекет накладывает на себя епитимьи, прибегает к показному аскетизму, кается в прошлых грехах. Между королем и архиепископом начинается противостояние. В январе 1164 г. Генрих II наносит серьезный удар по церкви. Поводом для этого послужило дело некоего священника, изнасиловавшего и убившего дочь одного джентльмена. Судить человека, имевшего духовный сан, мог только церковный (а не гражданский) суд, и он оправдал преступника. Король потребовал передать дело в обычный суд и изменить всю систему судопроизводства.

В январе 1164 г. в городе Кларендон Генеральный совет из представителей знати и духовенства под давлением короля принимает 16 пунктов соглашения между королем и церковью. В частности, один из важнейших пунктов этих соглашений предусматривал обязательное присутствие королевских юристов на церковных судах и немедленный перевод дел осужденных духовных лиц в гражданские суды. Папа Александр III категорически отказался признавать «Кларендонскую конституцию». С проповедями против нее выступал и Бекет, хотя и дал епископам указание подписать ее, вероятно, понимая, что папа все равно будет возражать.

Генрих решительно отстаивал свои реформы. Архиепископа Кентерберийского вызывали в суд, где обвиняли в хищениях, когда тот занимал пост канцлера. (Возможно, кстати, что так оно и было.) Бекета также обвиняли в государственной измене. В том же 1164 г. ему пришлось бежать во Францию, где он провел шесть лет. За границей Бекет пользовался всеобщим уважением.

Летом 1170 г. английский король короновал и своего сына Генриха. Обряд в нарушение традиций провел архиепископ Йоркский, а не Кентерберийский. Папа и Бекет использовали это как дополнительный повод давления на короля, понтифик угрожал королю наложением интердикта на Англию. 22 июля между Генрихом и Бекетом состоялись переговоры в нормандском городе Фретиваль. Генрих II отказывался от судебного расследования по делу Бекета и разрешал ему вернуться в Англию, тот, в свою очередь, обещал провести «правильную» коронацию Генриха младшего и не вести антиправительственной агитации. Архиепископ вернулся на родину зимой 1170 г.

Однако как только Томас Бекет вернулся в Кентерберийское аббатство, он нарушил свои обещания, предал анафеме многих соратников короля в деле борьбы с церковью, отстранил архиепископов Йорка, Лондона и Солсбери, приказал опубликовать папское послание, направленное против «Кларендонской конституции».

Генрих II пировал по случаю Рождества, когда ему принесли весть о шагах, предпринятых Бекетом. Король пришел в ярость. «Неужели в моем королевстве не найдется смелых людей, которые избавят меня от этого предателя!» — прокричал разгневанный король. До сих пор не вполне ясно, можно ли считать эти сказанные в состоянии аффекта разозленным Генрихом слова прямым приказом убить архиепископа, не было ли других, более точных указаний с его стороны. Так или иначе, призыв Плантагенета был услышан. Четыре рыцаря во главе с комендантом Дувра 29 декабря 1170 г. во время богослужения в Кентерберийском аббатстве предъявили Бекету требования убираться из королевства, а когда он отказался, зарубили его своими мечами. Это произошло на глазах многих людей.

Когда Генриху II доложили о смерти противника, он приказал жестоко наказать убийц. Но это не спасло его от всеобщего осуждения и папского гнева. 21 мая 1172 г. Генрих вынужден был публично покаяться. Он обещал снарядить отряд для нового Крестового похода, вернуть церкви конфискованную собственность, отменить старые законы, ограничивающие права церкви, и не вводить новых. В следующем году Бекет был канонизирован, в церковном календаре 29 декабря стало Днем святого Фомы. В июле 1174 г. король в Кентерберийском аббатстве, где был похоронен его соперник, прошел сквозь строй бичующих его монахов, а затем всю ночь молился у могилы Бекета. Есть сведения, что сам король так и не простил себе смерти человека, которого несмотря ни на что любил и уважал.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

omnesolum

Храброму любая земля — родина

Авторский блог о путешествиях

В сегодняшнем рассказе мы прогуляемся по городу Кентербери возле знаменитого Кентерберийского собора — матери англиканской церкви и резиденции архиепископа Кентерберийского. Собор занесён в список Всемирного наследия, как шедевр человеческого созидательного гения.

Вот типичная улица недалеко от собора — вроде бы средневекового типа, но в то же время выглядит вполне современно.

Среди зданий Кентербери есть свои знаменитости. Например, в отеле «Солнце» (Sun Hotel), построенном в XV веке, останавливался Чарльз Диккенс во время своих путешествий по графству Кент.

А Чайная Маленького Тима (Tiny Tim’s Tearoom) — знаменитый дом с привидениями. Во время реставрации в одной из комнат были найдены зубы и локоны 186 детей, разных поколений одной и той же семьи. А в камине обнаружили целую коллекцию детских ботинок XVI века.
После того, как эти артефакты были отправлены на исследования, рабочие стали замечать странные вещи — неожиданные снижения температуры внутри здания, звуки шагов на лестнице, а также детский шёпот и пение. Сегодня любой посетитель может подняться в комнату на чердаке на свой страх и риск и убедиться в наличии (или отсутствии) призраков.
Кроме того, в одном из гостевых туалетов есть очень необычный пожарный выход — люк в полу, ведущий на нижние этажи. Хотя этот выход не является официальным и отсутствует на плане эвакуации здания, им можно с успехом воспользоваться в случае пожара.

Остроконечные башенки собора видно практически отовсюду.

Считается, что собор был основан в 597 г. миссионером папы Григория Великого — Августином.

После норманнского завоевания собор был перестроен архиепископом Ланфранком в 1070-1077 гг., а в 1098 г. началось строительство первых хоров над криптой.

В 1540 г. по приказу Генриха VIII был распущен монастырь при соборе. Сам же собор продолжил функционировать вплоть до наших дней. Некоторые считают, что это самая старая религиозная община в англоязычном мире.

Во время Гражданской войны в XVII веке храм был повреждён пуританами: некоторые средневековые витражи были разбиты, а в нефе была устроена конюшня. В 1660-х годах начались восстановление и реконструкция собора.

В 1942 году часть пристроек и библиотека были уничтожены во время налёта люфтваффе. Всё это было восстановлено в 1950-х годах, а в 2000 году было завершено строительство нового Образовательного центра.

В 1988 году Кентерберийский собор был занесён в список историко-архитектурных памятников всемирного значения вместе с аббатством Святого Августина и церковью Святого Мартина в Кентербери.

Современный вид неф собора приобрёл в XIV веке. На его строительство ушло почти 30 лет. Это один из лучших примеров т.н. перпендикулярной готики.

Потолки в соборе и близлежащих постройках удивительно красивы.

Стена между храмом и алтарём («пульпитум») была возведена около 1450 г. Она отделяет пространство для священников (хоры) от пространства для прихожан (неф).

Крипта является самой старой частью собора (XI век).

Многие витражи датируются XII-XIII веками. Есть также и витражи викторианской эпохи, и даже совсем новые, послевоенные.

Одна из первых в мире мастерских по реставрации витражей появилась в Кентербери в начале XIX века. Надо сказать, работы для них было немало.

Кентерберийский собор считается важным местом паломничества — верующие со всего мира приезжают поклониться могиле Томаса Бекета (Thomas Becket). Бекет был архиепископом Кентербери, не поладившим с королём Генрихом II. К досаде Его Величества, Бекет во всех вопросах оставался верен Церкви и Папе Римскому. Согласно легенде, четыре королевских рыцаря, заметив недовольство своего короля, направились в Кентербери, ворвались в собор и тремя ударами зарубили архиепископа. Вскоре после этого Бекет был объявлен святым мучеником, а потом был канонизирован Папой в 1173 году. Гробница Бекета находилась на т.н. «месте мученичества» вплоть до 1538 г., когда её приказал уничтожить Генрих VIII. Тем не менее, камни, протёртые коленями миллионов верующих, не дадут ошибиться в её расположении.

Клуатр или внутренний двор собора.

Собор окружён домами, и чтобы попасть к его главному входу, надо пройти сквозь богато украшенные ворота.

Изображение Христа очень впечатляет.

Под аркой менестрель и королевский рыцарь рекламировали музей «Кентерберийские рассказы» (The Canterbury Tales).

Напоследок стоит сказать, что архиепископ Кентерберийский — духовный глава Церкви Англии, а также духовный лидер Англиканского сообщества. На данный момент это Роуэн Уильямс (Rowan Williams). Именно он будет венчать принца Уильяма и Кейт Миддлтон 29 апреля этого года. Но об этой нашумевшей свадьбе я обязательно расскажу позже.

Читайте также  Памятники в Болгарии

Подземная мечеть Бекет-Ата

Подземная мечеть Бекет-Ата находится в предгорьях плато Устюрт, территориально относящемся к Мангистауской области на полуострове Мангышлак в Казахстане. Добраться до нее не так просто. Нужно преодолеть сотни километров по пустынной местности, а затем еще несколько километров пройти пешком. Однако, несмотря на трудную доступность, мечеть Бекет-Ата является объектом паломничества огромного количества людей. Она была основана одним из самых почитаемых казахских религиозных деятелей и проповедников суфизма Бекет-Ата, который при жизни славился даром исцеления не только тела, но и души. Могила святого находится прямо в мечети. Это место с особой энергетикой. Верующие рассказывают, что после посещения некрополя с ними происходят настоящие чудеса.

Расположение

Полуостров Мангышлак — одно из самых красивых и загадочных мест на побережье каспийского моря. От пустынь Средней Азии его отделяют Сарыкамышская впадина и плато Устюрт, известное путешественникам своими фантастическими пейзажами с каменными изваяниями, которые в древности являлись дном океана. Плато непригодно для жизни человека. Даже кочевые племена никогда не задерживались здесь на долгое время. А вот граничащие с ним территории предоставляют людям чуть более пригодные для существования условия. Но в любом случае эти места даже в XXI веке по-прежнему предельно далеки от цивилизации. Тем более странно, что здесь расположена большая часть не только природных, но и исторических памятников Казахстана.

Мечеть Бекет-Ата находится на границе плато Устюрт. Расстояние от ближайшего к ней поселения Сенек составляет 115 километров. А от ближайшего города Жанаозен до мечети примерно 150 километров. Трудно поверить, но еще в конце прошлого века верующие проделывали весь этот путь пешком. Идти приходилось под палящим солнцем. Сегодня редко кто из паломников решается на такое испытание. Большинство приезжает сюда на машинах. Долгое время доехать до мечети можно было только по грунтовой дороге, что создавало определенные сложности. Но совсем недавно к святыне проложили трассу.

Некоторые жители западного Казахстана сетуют на появление хорошей дороги. Получить благословение от святого раньше считалось возможным, только проделав нелегкий путь. Когда люди приезжают сюда в комфортных условиях в автомобилях с кондиционерами — это уже нарушение.

Перед подземной мечетью верующие стараются посетить еще одну важную святыню — мечеть Шопан-Ата. Она расположена по дороге к некрополю Бекет-Ата. Это более ранняя постройка, относящаяся в XII–XIII векам. Две религиозные достопримечательности крепко связаны между собой, т. к. Шопан-Ата сыграл в жизни Бекет-Ата одну из ключевых ролей, даже несмотря на то, что они были разделены веками.

Бекет-Ата

Между XII и XIII веками на Мангышлак пришли странствующие аскеты, проповедовавшие суфизм. Об их появлении сложено несколько легенд. Все они связаны с именем реально существовавшего человека по имени Ходжи Ахмет Яссауи, который был одним из первых суфийских проповедников. Предания гласят, что Ходжи Ахмет метнул посох мудрости в сторону Мангышлака, после чего отправил на его поиски 360 своих учеников. Когда ученики нашли посох, он уже врос в землю и превратился в дерево. Так последователи Яссауи остались на полуострове, чтобы распространять его философское учение. О некоторых из них можно найти небольшие подробности, о других нет вообще никакой информации. Однако жители Мангышлака называют его «святой землей», опираясь на то, что когда-то здесь жили и проповедовали 360 святых. Наиболее известными из них являются Шопан-ата, Масат-ата, Кенты-Баба, Султан-эпе, Шакпак-ата, Кошкар-ата.

Главными местами религиозного поклонения стали неожиданные для данной местности сооружения — подземные мечети. В тот период на Мангышлаке появилось сразу несколько таких строений. Для ислама строительство подземных храмов было несвойственно. А вот для христианства с его скальными монастырями и пещерными церквями это было вполне традиционно. Скорее всего, появление мечетей под землей связано со смешением большого количества культур, которые появлялись и исчезали на Мангышлаке. В результате сформировалось что-то абсолютно новое.

Культ святых тоже не вписывается в ислам, но важен для суфиев. Бекет-Ата стал для приверженцев суфизма ключевой фигурой. Его почитают как святого. Он очень любил людей, неравнодушно относился к их тяготам, учил их быть справедливыми и добрыми.

О Бекет-Ата известно довольно много. Он родился в 1750 году в поселке Куйсары. Еще с ранних лет он испытывал невероятную тягу к знаниям и обладал живым умом. Как гласят сказания, в 14-летнем возрасте Бекет-Ата пришел поклониться праху Шопан-Ата. Во время ночевки в мечети мудрец явился юноше и дал наказ учиться. Так, молодой парень отправился в далекую Хиву за знаниями. Он окончил медресе (ударение ставится на последний слог) — мусульманскую религиозно-просветительскую школу. После учебы Бекет-Ата начал заниматься врачеванием. Он брался даже за лечение нервнобольных и людей с ограниченными возможностями, достигая в этом деле больших результатов. Ходят легенды о его невероятной физической силе и таланте оратора.

Достигнув 40 лет, Бекет-Ата стал суфием. Учение суфизма говорит о том, что и в этой жизни человек может познать Бога и приблизиться к нему. Они посвящают себя самосовершенствованию. Их путь духовного развития получил название «тарикат».

Большое значение в своих учениях Бекет-Ата уделял вопросам нравственности, достоинства и единства. Люди шли к нему за помощью и советом. Но и это еще не все. Он был мастером на все руки и разбирала в строительстве. За свою жизнь Бекет-Ата построил четыре мечети. Кстати, все его строения до сих пор находятся в хорошем состоянии. Последователи не дают им прийти в запустение, настолько сильна их вера и культ личности создателя. Подземная мечеть Бекет-Ата по праву считается наиболее масштабным его творением.

Бекет-Ата умер в 1813 году в возрасте 63 лет. Он попросил похоронить его в подземной мечети. Здесь верующие и сегодня ищут его поддержки. Сюда приезжают со всего Казахстана. Некоторые бывают в мечети по несколько раз в год. Паломники просят святого о милости. Вопросы у всех очень личные: кто-то молит о здоровье для себя и своих близких, другие о мире в семье и свершении благого дела. Казахи верят, что даже само по себе произношение имени Бекет-Ата способно отвести беду.

Особенности мечети

Некрополь Бекет-Ата уникален по своему строению. Чтобы попасть внутрь мечети, посетителям необходимо спуститься вниз примерно на полторы тысячи метров. В мечети поразительная акустика. В каждом помещении голос звучит иначе.

По пути в подземную мечеть встретиться целебный источник, из которого, как говорят, брал воду сам Бекет-Ата. В этом месте часто можно увидеть диких коз, лис и косуль. Все дело в том, что Бекет-Ата в свое время запретил охотиться в окрестных землях, поэтому животные привыкли подходить к людям на довольно близкие расстояния.

Мечеть состоит из 4 комнат. Сам святой похоронен в одной из них. В другой находится прах его сестры Аккуаш, сюда могут войти только женщины, здесь они имеют возможность поведать о своих тяготах и попросить помощи. В третьей комнате хранится посох Бекет-Ата. А четвертое помещение приспособлено под молельню. Согласно правилам, чтобы не оскорбить духов, выходить из каждой комнаты следует только спиной вперед.

Ученые считают, что мечеть служила Бекет-Ата своего рода обсерваторией, откуда он мог наблюдать за небесными телами. Это тоже свидетельствует о многогранности его натуры. По происходящему на небе мудрец предсказывал погоду, определял, насколько суровая ожидается зима и насколько жарким будет лето.

Также в комплексе Бекет-Ата есть так называемый Дом путника. В нем может остановиться любой паломник. Многие верующие стараются остаться здесь на ночевку.

Туристы

Многих интересует вопрос, пускают ли в подземную мечеть тех, кто не является паломниками. Долгое время святыня была местом, предназначенным исключительно для верующих. Но в последнее время она стала одной из точек на туристическом маршруте по плато Устюрт. Однако посещение Бекет-Ата из праздного интереса не приветствуется ни со стороны служителей, ни со стороны паломников. В мечеть приходят в трудные минуты жизни, а не ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство и сделать пару необычных фотографий. К тому же фотографировать или снимать видео внутри мечети строго запрещено.

На мечеть Бекет-Ата можно посмотреть, не приближаясь к ней на близкое расстояние, дабы не оскорбить ничьих чувств. Без веры сюда лучше не входить.

Как добраться до мечети Бекет-Ата

Расстояние от города Актау до Бекет-Ата составляет примерно 280 км. По времени это займет около 5 часов. Практически весь путь будет проходить по хорошей заасфальтированной дороге, которую построили совсем недавно.

Если в качестве отправной точки взять город Актау, то на первом этапе необходимо через поселок Жетибай доехать до города Жанаозен (Новый Узень). Это примерно 150 километров. Далее через 25 километров появится поселок Кызылсай. Примерно с этого момента начнут встречаться направляющие знаки до Бекет-Ата. Дорога будет проходить через мечеть Шопан-Ата. Почти все верующие посещают ее по пути, это своего рода традиция. От Шопан-Ата до Бекет-Ата останется преодолеть еще порядка 70 километров.