Памятник Петру Первому

Памятник Петру I

Фото Памятника Петру I в Москве

Памятник Петру I — Москва, Крымская набережная, 10

Парк Культуры, Полянка, Октябрьская

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Памятник Петру I

Памятник Петру I — «В ознаменование 300-летия российского флота» — невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 — 1725) — последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток. Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император. Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами. Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника — 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и Покорителям космоса (107 метров).

Автор скульптуры: скульптор Зураб Церетели.

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде. Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность. На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля. Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной. Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года — в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы «Реввоенсовет» заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры. Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте. И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

«Вас здесь не стояло»: критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан — слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника — дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги — символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом. Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб. Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: «Пётр Христофорович», «Кинг-Конг», «Колумб с головой Петра», «Гулливер» и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия российского флота» находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики «Красный Октябрь». Добраться до него можно пешком от станций метро «Парк Культуры» Сокольнической и Кольцевой линий, «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской и «Октябрьская» Калужско-Рижской.

Памятник Петру I в Москве

Одна из самых масштабных фигур-памятников России находится в Москве. Это памятник Петру I на Москве-реке. Он сооружен на небольшом насыпном островке между рекой и Водоотводным каналом. Выполненный Церетели памятник Петру I в Москве носит официальное название «В ознаменование 300-летия российского флота». Монумент образован из 3 частей: пьедестала, корабля и императора.

Окруженный множеством споров по поводу облика, эстетики, размеров, месторасположения и затрат на изготовление и установку, монумент заработал себе неоднозначную славу. После установки памятник Петру Великому в Москве упоминался в различных литературных, музыкальных и кинопроизведениях.

Панорамный вид на памятник Петру I в Москве:

Автор памятника Петру в Москве

Знаменитый российский скульптор и художник Зураб Церетели стал автором памятника Петру I в Москве. В некоторых СМИ утверждают, что история создания памятника Петру I в Москве основана на фальши, так как скульптура выполнена из образца памятника Колумбу, автором которого является Зураб Церетели.

Читайте также  Памятники во Франции

Скульптор впоследствии столкнулся с еще большей критикой своей работы — памятника Петру Великому в Москве. Высказывалось, в первую очередь, недовольство неправильными пропорциями: фигура российского царя выглядит слишком большой на маленьком корабле. Жители города говорили также о неудачно выбранном месте и в целом, слишком огромных размерах монумента. Эксперты указывали на ряд фактических ошибок в форме царя и корабельном оснащении. Церетели и памятник Петру в Москве стали объектами разнообразных жалоб и обвинений.

История создания

Памятник Петру I в Москве был возведен к знаменательной дате — 300-летнему юбилею нашего флота, состоявшемуся в 1996 году. Проектировка и строительство заняли около года. В научно-исследовательском институте механики Московского госуниверситета макет будущей скульптуры, подготовленный сотрудниками института, продули в аэродинамической трубе. Это помогло проверить устойчивость конструкции, как она будет реагировать на ветер и т. д. По результатам проверки были внесены необходимые корректировки.

Открытие памятника Петру Первому в Москве состоялось в сентябре 1997 года, в дни празднования 850-летнего юбилея города. Монтажом памятника занималась команда из 120 человек. История памятника Петру на Москве-реке широко известна из-за множества негативных отзывов. Когда установили памятник Петру I в Москве, были организованы масштабные акции, устроенные СМИ и недовольными москвичами, был даже проведен сбор подписей против установки памятника. Одна подпольная радикальная организация планировала взорвать памятник Церетели Петру в Москве.

В связи с резко негативной реакцией весной 1997 года мэр Лужков организовал специальную общественную комиссию для решения вопроса об установке монумента. Большинство членов комиссии проголосовало «за». Гораздо позднее стали появляться мнения о том, что такие крупные акции и мероприятия по всему городу против Церетели и памятника Петру I в Москве были заранее запланированы и имели политический подтекст, направленный против Лужкова. Сразу после того, как Юрий Лужков перестал быть московским мэром, были инициированы дискуссии по переносу памятника Петру Великому, но монумент так и остался на своем прежнем месте. Возможно, в дальнейшем история памятника Петру I на Москве-реке продолжится новыми обсуждениями и предложениями по демонтажу.

Характеристики

Памятник Петру I в Москве выполнен из разных материалов: нержавеющая сталь, облицованная бронзой высочайшего качества, медь для парусов, а также позолота для свитка в руке императора и Андреевских крестов на флагах. Вокруг постамента установлены фонтаны.

Высота памятника Петру в Москве — 98 метров, при этом 18 метров из них составляет фигура императора. По многим параметрам монумент является уникальным. На вопрос, сколько весит памятник Петру I в Москве, сложно дать точный ответ, общий вес составит более 2000 тонн.

Как добраться до памятника Петру I в Москве

Монумент расположен в районе Якиманка, на островке между Пречистенской и Крымской набережными, возле парка искусств «Музеон». С первой набережной для более близкого осмотра памятника можно пройти по Большому Каменному мосту, со второй — по Малому каменному.

Доехать до московского памятника Петру I можно на общественном транспорте. Ближайшая остановка, от которой можно спуститься через «Музеон» близко к памятнику — «3-й Голутвинский переулок». До нее едут:

  • Автобусы № м1, н11, т7, 144.
  • Троллейбусы № м4, 4.

Дальше можно пройти пешком по набережной к Крымскому мосту, с которого открывается хороший панорамный вид на памятник Петру на Москве-реке. До моста можно также доехать на автобусах:

  • № Б, т79, остановка «Крымский мост».
  • № т10, остановка «Центральный ПКиО им. Горького».

Вид на монумент с обратной стороны открывается с Патриаршего моста. Добраться до памятника Петру Первому в Москве можно на такси с помощью сервисов Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Метро у памятника Петру в Москве

Ближайшие станции метро:

  • Станция «Парк культуры» Сокольнической линии — у Крымского моста со стороны Пречистенской набережной.
  • Станция «Октябрьская» Калужско-Рижской и Кольцевой линий — у Крымского моста со стороны Крымской набережной.
  • С обратной стороны памятника находится станция «Кропоткинская» Сокольнической линии.
  • Со стороны ул. Большая Якиманка — станция «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Видео о памятнике Петру на Москве-реке:

Памятник Петру Первому

Originally published at С фотоаппаратом по Питеру. You can comment here or there.

В разных местах нашего города установлены памятники его основателю.

1. Медный всадник

Вряд ли ошибусь, назвав самым известным среди них памятник Петру I работы скульптора Э.М.Фальконе. Воспетый А.С.Пушкиным в своей поэме, с 1833 года он известен как «Медный всадник». В работе над образом Петра I Этьену Морису Фальконе помогала его ученица Мари Анн Колло.

Работа над памятником длилась более 10 лет (с 1766 по 1778 гг). Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года и было приурочено к двадцатилетию царствования на престоле Екатерины II. О чем и свидетельствуют надписи на гранитном постаменте: на одной стороне «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая лета 1782», а на другой «PETRO primo KATHARINA secunda MDCCLXXXII».

Конная скульптура возвышается на гранитном постаменте («гром-камень» весом порядка 1600 т был доставлен из Лахты, камнетесы трудились над ним прямо во время транспортировки). Памятник очень выразителен, четко прорисовывается на фоне перспективы города. Подняв коня на дыбы на вершине скалы, правой рукой Петр I как бы указывает на Петропавловскую крепость на Заячьем острове – «Здесь будет город заложен…» по словам А.С.Пушкина. По замыслу скульптора Э.М.Фальконе Петр I предстает в образе созидателя и законодателя, который «простирает десницу над объезжаемой им страной».

«Медный всадник» является одним из символов Санкт-Петербурга.

2. Памятник Петру I у Михайловского замка

В 1716 году скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание памятника Петру I. Но при жизни императора осуществить задуманное не удалось. Только в 1744, незадолго до своей смерти, скульптор завершил работу над литейной формой. Отливку памятника осуществил в 1747 году его сын — Франческо Бартоломео. Однако обстоятельства сложились таким образом, что скульптор был отстранен от дел взошедшей на престол императрицой Екатериной II, вследствие чего памятник так и не был установлен и отправлен на хранение на склад Канцелярии строений.
В 1800 году император Павел I приказал установить памятник перед своей новой резиденцией — Михайловским замком. Он же приказал сделать на постаменте надпись «Прадеду Правнук».

Петр I изображен в виде римского императора, увенчанного лавровым венком победителя, сидящим на мощном коне и сжимающим в правой руке жезл полководства. Скульптурная группа установлена на высоком мраморном постаменте работы архитектора Ф.И. Волкова.

На постаменте, кроме доски с надписью «Прадеду Правнук 1800″, установлены два бронзовых барельефа на темы сражений Северной войны — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте». Барельефы выполнены группой скульпторов под руководством М.И. Козловского.

3. Царь-плотник

В период празднования 200-летия Санкт-Петербурга император Николай II заказал скульптору Леопольду Бернгард Лейб-Бар (Адольфовичу) Бернштаму памятник Петру I.

27 июня 1910 года на аллее Адмиралтейской набережной памятник был торжественно открыт. Скульптор изобразил молодого Петра во время обучения корабельному делу в голландском городе Саардаме (Заандаме). Отсюда и довольно длинное название памятника, выбитое на постаменте: «Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году». В народе же за памятником закрепилось краткое, но емкое «Царь-плотник».

Николаю II памятник очень понравился и он велел изготовить такой же в «половинный размер» в дар городу Саардаму. Но размеры нового памятника оказались не соразмерны выбранной властями для установки площади. Поэтому был заказан третий, в размер петербургского, памятник. Который и был открыт в мае 1911 года в Саардаме.

Второй же памятник «в получеловеческий рост» (так было написано в сопроводительном документе) осенью 1911 года был установлен в Летнем саду.

Судьба оказалась неблагосклонна к обоим петербургским памятникам «Царю-плотнику» — в 1918 году один из них, на Адмиралтейской набережной, был сперва снят, а потом переплавлен. В 1934 году был снят и памятник в Летнем саду.

По случаю 300-летия создания Российского флота и в память Великого Посольства Петра I правительство Нидерландов приняло решение о создании копии с памятника в Саардаме, которая и была установлена на прежнем месте. На низком гранитном постаменте выбита памятная надпись: «Этот памятник подарен городу Санкт-Петербургу Королевством Нидерланды. Открыт 7 сентября 1996 года Его Королевским Высочеством Принцем Орланским».

Лично мне этот памятник очень нравится. Особенно эффектно смотрится при взгляде на него слева, на фоне мачт парусного корабля, пришвартованного поблизости.

4. Памятник Петру I у Сампсониевского собора

Напротив Сампсониевского собора стоит памятник Петру I. Надпись на обратной стороне его гранитного постамента гласит: «Памятник Петру I. Скульптор М.Антокольский. Сооружен потомками фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Велткого в память 200-летия победы над шведами под Полтавой. 27 июня 1909 г.»

Даже изначально сама скульптура являла собой бронзовую отливку с модели скульптора М.М.Антокольского, впервые установленной еще в 1884 году в Нижнем парке Петергофа. Было отлито несколько скульптур для памятников Петру I в разных городах Российской империи, так или иначе связанных с именем Петра: Шлиссербурге, Архангельске, Таганроге… (это позволяло уменьшить как затраты, так и сроки сооружения памятников).
Не знаю, как в других городах, но в нашем городе памятник в 1929 году был разобран под предлогом расширения Большого Сампсониевского проспета (переименованного в проспект Карла Маркса) .

К 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 г. памятник восстановили.

Петр I изображен в полный рост в мундире Преображенского полка с треуголкой на голове, на груди орден Андрея Первозванного с лентой. В левой руке зажата подзорная труба, ею же он придерживает палаш на бедре; правой рукой опирается на трость. Выложенная гранитом площадка памятника ограждена низкими гранитными тумбами с цепями.

На бронзовой доске-картуше на лицевой стороне гранитного постамента написано: «ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ «А О ПЕТРЕ ВЕДАЙТЕ, ЧТО ЕМУ ЖИЗНЬ НЕ ДОРОГА — ЖИЛА БЫ ТОЛЬКО РОССИЯ..

PS. 5 июня 2009. Уже после написания этой статьи вспомнил, что ровно три года назад в Таганроге отдыхала моя жена Аннушка. Естественно, брала с собой и фотоаппрат, (правда, не зеркалку, а мыльницу, но техническая сторона в данном случае не так уж и важна). Подняв свой фотоархив, нашел на нескольких фотографиях памятник Петру I. Вот одна из фотографий:

Действительно, памятники очень похожи и отличаются лишь деталями. Так, площадка вокруг памятника огорожена тумбами не гранитными, а чугунными, с цепями, да и размеры площадки под памятник в Таганроге больше. На пьедестале памятника Петру I в Таганроге нет бронзовой доски-картуша со знаменитым его высказыванием, а отлита просто историческая справка: «Императору Петру 1му Таганрогъ 1698 1898″. Памятник работы М.М.Антокольского был установлен по случаю 200-летия основания Таганрога.
5. Памятник Петру I М. Шемякина

Читайте также  Памятники в Болгарии

6 июня 1991 года на территории Петропавловской крепости был открыт памятник Петру I. Надпись на бронзовой доске гласит — «…от Русского Художника Михаила Шемякина». Как говорится в русской пословице: «Дареному коню…» — и далее по тексту. И все же, все же… Это — единственный памятник, который я абсолютно не воспринимаю. Помню, какой ажиотаж был при его открытии — как же, широко известный (в то время в основном за рубежом) художник и скульптор дарит свое произведение городу, где он когда-то учился и работал! И так же хорошо помню свои первые впечатления: «Ну и урод». С тех пор прошло много лет, каждый год по несколько раз прихожу к этой скульптуре, а первоначальные впечатления не меняются, если не сказать — усиливаются.

М. Шемякин гордится тем, что для усиления достоверности образа, он использовал посмертную маску Петра, снятую итальянским скульптором Растрелли. Образно говоря, он посадил на кресло труп. И именно это я не воспринимаю. Ведь все мы храним в своей памяти близких нам людей в лучшие моменты их жизни, а уж никак не на смертном одре.

Да и в остальном образ императора выполнен в гротескной манере, свойственной М. Шемякину. Худые ноги с острыми коленями… А нервно изогнутые тонкие пальцы!? Глядя на них, никогда не поверишь, что их владелец был человеком большой физической силы, знакомый со многими ремеслами, владеющий и топором и другими инструментами… Конечно же, мне могут возразить, что художник имеет свое право на отображение образа. Прекрасно, я же могу возразить, что у меня есть право на неприятие этого образа.

6. Памятник Петру I Н.Ф. Жилле

На Петровской набережной перед музеем «Домик Петра I» стоит памятник Петру I работы скульптора Николя-Франсуа Жилле.

Памятник представляет собой бюст, установленный на высокий гранитный постамент.

7. Бюст Петра I на фасаде Нахимовского училища

В декоративно оформленном проеме на уровне 3-его этажа фасада Нахимовского училища установлен бюст Петру I работы скульптора В.В.Кузнецова.

Даты 1703 — 1903 не должны вводить в заблуждение относительно сроков постройки здания. «Городской училищный дом имени Императора Петра Великого» решением юбилейной комиссии по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга был задуман еще в 1899 году. Первая торжественная закладка Училищного дома состоялась в мае 1903 года, а 9 июля 1909 — вторая. Здание строилось по проекту архитектора Александра Ивановича Дмитриева. В результате, только к осени 1910 года строительство было закончено. И уже в ноябре 1910 года начались занятия в многочисленных классах.

В октябре 1944 году здание Училищного дома было передано Нахимовскому училищу, второму в Советском Союзе. Были еще два Нахимовских училища — в Тбилиси (1943 — 1955 гг) и в Риге (1945 — 1953).

PS. Мой отец был моряком, всю войну прослужил на линкоре «Октябрьская революция», один из моих родных дядей тоже был военным моряком (дослужился до капитана 2 ранга или даже 1, подзабыл). Ну и я в детстве мечтал быть моряком, родители пробовали устроить меня в Нахимовское училище. Но сперва что-то не получалось, а потом пришло официальное письмо из Нахимовского училища, что уже поздно по возрасту. Помню, переживал тогда я сильно, что не судьба стать моряком…

8. Бюст Петра I на Московском вокзале (обновление от 8 апреля 2013)

В световом зале Московского вокзала встречает и провожает пассажиров памятник основателю нашего города. За основу взят бюст Петра I, созданный в 1723-1729 годах К.Б. Растрелли. Скульптор Альберт Серафимович Чаркин, которому помогал скульптор-реставратор Владимир Владимирович Оленев, увеличил в размерах до 229 см и доработал исходный материал. Отлили бюст из бронзы в ООО «Комбинат «Скульптура». Установлен бюст на постамент высотой 450 см из чёрного лабрадора, доставшийся от ранее стоявшего на нём бюста В.И. Ленина скульптора Л.А. Месса. В работе по установке бюста Петра I в световом зале Московского вокзала принимал участие архитектор Сергей Леонидович Михайлов.

Торжественного открытия памятника не было. Бюст Петра I в световом зале Московского вокзала был установлен в ночь на 23 июля 1993 года.

9. Памятник Петру I З.К. Церетели

В марте 2005 года гостей и посетителей персональной выставки скульптора З.К.Церетели на ступенях Манежа встречал Петр I. Естественно, не лично он, а его бронзовая статуя высотой под 6 метров. По окончании выставки скульптор решил подарить ее Санкт-Петербургу. И уже на следующий год, 25 сентября 2006, в городе был открыт еще один памятник Петру I. Место для него выбрали на Васильевском острове, на площади перед гостиницей «Прибалтийская».

В свойственной Зурабу Константиновичу Церетели тяге к гигантизму, статую установили на высокий — 8 метров — гранитный постамент.

Лично мне этот новый памятник Петру I не очень-то и нравится — из-за его размеров вблизи рассматривать его, задрав голову, неудобно, да и пропорции искажаются. А издали — трудно разглядеть детали. Да и смешение стилей смущает: тщательная проработка обуви, одежды, даже орден Андрея Первозванного на груди — и вдруг, нате вам, лавровый венок на голове…

Памятник Петру I в Москве работы Церетели

Памятник Петру I в Москве, созданный Зурабом Церетели, — самый высокий в России и один из самых высоких в мире. Он был установлен 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы и вызвал практически единодушное отторжение как общественности, так и архитекторов. По итогам голосования активистов и экспертов сайта «Виртуальный турист» Памятник Петру I в Москве вошел в десятку самых уродливых памятников мира. А, между тем, в техническом плане, это уникальное инженерное сооружение.

История создания

Официальное название монумента, установленного по заказу Московского Правительства, — памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Однако, подарком морякам к юбилею он не являлся, поскольку праздник отмечался на год раньше — в октябре 1996 года. Кроме того, моряки просили Виктора Черномырдина установить в столице совсем другой памятник Петру I — выполненный по эскизу народного художника академика Льва Кербеля, Эту статую планировали установить напротив Третьяковки.

Вместе с тем, комиссии, созданные Правительством столицы, сравнив два проекта, решили, что замыслы Церетели прекрасны и его творение несет в себе большую эстетическую ценность и высокую информационную насыщенность, а работа Льва Кербеля должна быть «выселена» в Измайлово.

Удивительно, что появление этого монумента вызвало значительно больший общественный резонанс, чем любые выборы во власть или какое-нибудь чрезвычайное происшествие.

Среди москвичей мнение относительно монумента также было неоднозначно. Противники работы Церетели нашли в ней множество противоречий и исторически недостоверных деталей:

  • В СМИ появилась информация, что монумент является измененной статуей Колумба, которую Церетели создал к 500-летию открытия Американского континента и безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991–1992 году. Противники этой версии считают, что монумент в столице ничего общего с Колумбом не имеет. Надо признать, что две скульптуры схожи лишь по композиции, а в создании памятника Петра I в Москве, кроме мастерской Зураба Церетели, участвовали специалисты пяти институтов
  • Москвичам не понравилось место, где был установлен монумент. Имя императора больше связано с Санкт-Петербургом, а скульптура мореплавателя появилась в месте впадения Обводного канала в Москва-реку рядом с шоколадной фабрикой «Красный октябрь» — в этом жители также увидели несуразицу
  • Постамент сооружения украшают ростры и, по мнению знатоков мореплавания, это всегда были трофеи с вражеских кораблей. Здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом, и это означает, что царь воевал против собственного флота. Кроме того, в Российском флоте Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке (на носу) кораблей на гюйс-штоке поднимается гюйс
  • Церетели облачил императора в римские латы, а на носу кораблика размером с половину его фигуры сидит птица, хотя праздничная комиссия рекомендовала скульптору переодеть статую царя в традиционную форму российского моряка начала XVIII века и убрать орла с носа судна.

В 2010 году, когда Юрий Лужков покинул кресло мэра, заговорили о демонтаже и переносе сооружения в другое место. Однако, по оценкам экспертов, эти работы обошлись бы бюджету в миллиард рублей, а на эти деньги можно построить два детских сада.

Среди предложений о совершенствовании памятника — устроить на нем смотровую площадку. С палубы корабля открываются потрясающие виды на столицу, и петровский ботик мог бы стать не менее привлекательным, чем Эйфелева башня или монумент в память о Лондонском пожаре работы Кристофера Рена.

Вместе с тем, сам Зураб Константинович заявил, что все эти скандалы — хорошая реклама для него, а споры возникают по той причине, что у некоторых просто аллергия на царей.

Памятник Петру I в Москве — описание

В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки — из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.

Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.

Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.

Создание памятника Петра I в Москве обошлось в 100 миллионов деноминированных рублей, то есть 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.

Уход за памятником Петра I сложен. Внутри имеется лестница для наблюдения за его состоянием. Для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать, причем, к флагу на носу корабля добраться достаточно просто, а для уходя за остальными требуется не только опыт, но и альпинистская подготовка. Люк в памятник находится в голове и, чтобы попасть в паруса или в фигуру царя, необходимо по подкосам мачты подниматься на самый верх.

Можно сказать, что Зураб Церетели свою миссию выполнил и цели достиг, поскольку он произвел впечатление, не оставил людей равнодушными, заставив их волноваться, а это главная задача скульптора.

Оценить является ли памятник Петру I в Москве работы Церетели шедевром высокого искусства или уродливой скульптурой смогут лишь наши потомки. Вспомним, ведь Эйфелева башня в Париже тоже вызывала споры и ее хотели снести, а затем стала символом города и туристической достопримечательностью. Даже писатель Ги де Мопассан обедал в ресторане башни, и говорил, что «это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно!»

Читайте также  Памятники в Нижнем Новгороде

Медный всадник в Санкт-Петербурге — памятник Петру I

Медный всадник в Санкт-Петербурге — самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока — Адмиралтейство, с юга — Исаакиевский собор.

Медный всадник — история создания

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой — другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям», — писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I — Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой — не более одного сантиметра.

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.

Памятник Медный всадник

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла — звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника — восемь тонн, а высота — пять метров.

Медный всадник — название

Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

  • Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан — так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
  • Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте — памятник Как змея спасла Петра I
  • Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
  • Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда всё-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.