Памятник Красавчику Наци

Скульптуры и памятники Братиславы


Памятник Водопроводчику

Несмотря на то что в Братиславе много памятников и скульптур, поставленных в разные годы ее многовековой истории, эта скульптура, на сегодняшний день, пожалуй является самой знаменитой.
Этого, выглядывающего из канализационного люка, бронзового мужчину зовут Cumil (Чумил или Гумил или Кумил), его поставили сравнительно недавно, в 1997 году.
Если верить Интернету, то его автор Виктор Гулик. Вот он скульптуру сделал, а имя ей не дал. И народ включил свою фантазию, иногда весьма буйную. Как только этого милого персонажа не называли, и Наблюдатель, и Зевака, и Сантехник и более сложно Зевака – наблюдатель и много еще как. Нашлись даже такие, кто утверждал, что он заглядывает женщинам под юбки и называли его Хулиганом. А того охальники не сообразили, что в Европе женщины давно уже не носят юбки, а ходят в брюках.
На просторах русского интернета за ним прочно закрепилось имя Водопроводчик.

Скульптура Водопроводчика находится на углу улиц Панской и Рыбацкой в Старом Городе. И несмотря на свою огромную популярность совсем не велика по размерам, почти в натуральную величину. Так что ее вполне можно и не заметить, что я и сделал. И только проходя в следующий раз, обратил внимание что на мостовой сидят люди на корточках и что-то фотографируют.
Говорят что бывали случаи, когда водители не замечали сантехника и проезжали по нему. Как-то не верится, уж слишком близко он стоит к дому, а вот споткнуться об него вполне возможно.
Так или иначе, но чтобы этого избежать рядом был установлен знак «Man at work» (Человек за работой) что дало повод фантазерам дать ему это имя. Хотя это всего лишь дорожный знак, типа нашего: «Внимание! Работают люди.»

Памятник городскому сумасшедшему

В центре Братиславы стоит забавная скульптура господина, с любезной улыбкой приветствующего проходящих мимо людей. Этого господина в Братиславе называют «Красавчик Наци». Никакого отношения это имя к нацизму не имеет, это уменьшительная форма имени конкретного человека, которому посвящен памятник. Звали его Игнац Ламар. В первой половине 20-го века он был известен всей Братиславе. Он прожил сложную, полную разочарований и потерь жизнь (говорят что невеста бросила его у самого алтаря), но не утратил оптимизма и не обозлился на женщин, видя привлекательную девушку, приподнимал шляпу со словами «схуоне» (прекрасно). Несмотря на бедность всегда был элегантно одет, этим и объясняется эпитет «красавчик». Ну и наверно не только этим — приветливый человек всегда выглядит красивым. Кстати, после войны, по понятным причинам, Игнац Ламар просил не называть его «Наци».
Спустя 30 лет после смерти (в 1967-м году), ему установили памятник в центре Братиславы, рядом с кондитерской Мейера, где он частенько бывал (позади скульптуры вывеска этой кондитерской).
Эту скульптуру у нас часто называют «Памятник городскому сумасшедшему». Наверное, нам трудно представить, что человек, любезно приветствующий проходящих мимо незнакомых людей, находится в здравом рассудке.

Памятник Людовиту Штуру Ludovit Stur Statue

Памятник Людовиту Штуру (1815 — 1856) словацкому поэту, филологу, общественному деятелю установлен на одноименной площади Братиславы недалеко от набережной Дуная, напротив здания национальной оперы и филармонии.
Композиционно памятник состоит из трех фигур — самого Штура и двух его соратников. Все сооружение выполнено в темном цвете, фигуры напряжены. В общем мне памятник покзался несколько зловещим. Так обычно изображают борцов за свободу или за что-нибудь еще. И совершенно не вписывается в пространство домов XXI века, находящихся на площади.

Вот так памятник выглядит на площади

Памятник Мареку Чулену

Марек Чулен (1887 — 1957) — словацкий политический и государственный деятель, активный участник антифашистского движения сопротивления в годы Второй мировой войны, заместитель словацкого национального Совета.
Был в числе учредителей Коммунистической партии Словакии (1939). На учредительном съезде Коммунистической партии избран заместителем председателя ЦК компартии.
В 1935—1938 — организатор движения по защите Словацкой республики против фашизма. В 1939 году был арестован и заключен в тюрьму, но под давлением демонстрирующих крестьян его освободили. После освобождения он бежал в СССР.
После освобождения страны от немецко-фашистских оккупантов в марте 1945 был кооптирован в ЦК Коммунистической партии Словакии.
Из-за разногласий с К. Готвальдом, был исключен из партии. После самокритики восстановлен в КПЧ.
В последние годы жизни руководил колхозом.
Википедия.

Что меня удивило в этом памятнике, так это бутылка, которую кто-то положил в его вытянутую руку. Причем, эта бутылка оставалась там все время нашего пребывания. А так же какая-то надпись на пьедестале, явно не почтительного содержания. И хотя в Братиславе надписи и граффити встречаются повсюду, памятники все-таки не уродуют.
Повидимому, у народа выработано стойкое отвращение к коммунистическим деятелям. Хотя, судя по биографии, человек в общем-то заслуженный. Правда, может быть Википедия не все знает.

Памятник жертвам холокоста

9 сентября 1941 года профашистское правительство Словакии приняло свод законов о полном бесправии евреев и тем самым обрекли большинство из них на смерть.
В память об этом дне в Братиславе, на площади у эстакады, отделяющей Старый город от Замкового холма, поставили памятник Holocaust Memorial, связанный с геноцидом словацких евреев в годы войны. На площади находится обелиск жертвам Холокоста, а рядом – гранитная плита с изображением братиславской синагоги, которая сначала подверглась разрушению со стороны нацистов, а затем была окончательно снесена во время строительства Нового Моста через Дунай.
Памятник выглядит довольно мрачно. Но, и событие не из веселых.

Музей еврейской культуры

Адрес музея: Zidovska, 17. По русски — Жидовская (Еврейская). В большинстве славянских языков, слово «жид» не имеет оскорбительного оттенка.
Время работы: ежедневно кроме субботы с 11 до 17 часов

Памятник состоит из доски с именами братиславских жертв Холокоста. На вершину памятника водружена звезда Давида, как символ еврейского народа и вероисповедания, а внизу нанесена надпись на двух языках, словацком и иврите, с одним лишь словом – «помните!».
Недалеко от памятника расположен музей еврейской культуры. Музей занимает здание, построенное в XVIII столетии. Музей небольшой, состоит всего из пяти залов, в которых представлены экспонаты, связанные с историей, культурой и традициями братиславских евреев. Его торжественно открыли в 1991 году с целью почтить память евреев погибших в нацистских концлагерях во время Второй мировой войны.
Место, где находятся памятник и музей называется Подградье, здесь в прошлые века селилась еврейская община.

Памятники второй мировой войны

Памятник Красной Армии – освободительнице Братиславы, стоит в углу парка на пересечении улиц Jesenskeho и Mostova.
На пьедестале из красного гранита фигура женщины с букетом цветов, встречающая освободителей.

Памятник Дунайской флотилии , учасвовавшей в освобождении Братиславы, стоит в маленьком скверике на набережной Дуная. Памятник неказистый и стоит так что его не сразу и заметишь. Но, все же помнят.

Памятник советским солдатам, защитникам Сталинграда

Памятник состоит из трех фигур: солдата и двух женщин, а так же стены (слева) с пояснительной надписью. Если бы не эта надпись, подумал бы что это памятник словацким партизанам. Уж больно не по-нашему они одеты. Женщины, в странных головных уборах, которых на Руси и не видывали. У воина, кроме плащ-палатки и автомата, все не так (гимнастерка, галифе, сапоги).
Но суть не в этом, главное что сделано с любовью. И композиция красивая.

Стена с пояснительной надписью.

Памятник болгарским партизанам, участникам восстания 1944 г. в Братиславе.

В партизанском движении на территории Чехословакии участвовали и болгары. В основном это были болгарские студенты, обучавшиеся в высших учебных заведениях Словакии. В 1944 году несколько десятков болгар приняли участие в словацком антифашистском восстании.
Количество погибших болгарских партизан и подпольщиков на территории Словакии составило 20 человек. После окончания войны им был установлен этот памятник.

А эта скульптура, повидимому, никому не памятник — просто красивая девичья фигурка у фонтана.
Конечно, на этой странице показаны не все скульптуры Братиславы. Некоторые не попались на глаза, во время недолгого посещения города, другие описаны на иных страницах раздела:

Памятники Братиславы

Памятник городскому сумасшедшему в Братиславе

Есть в Братиславе памятник джентльмену, посвящен он не какому-то абстрактному джентльмену, а вполне реальному персонажу, который жил здесь в прошлом столетии.

В середине двадцатого века в Братиславе проживал своеобразный мужчина, носивший прозвище Схуоне Наци, что переводится, как «Прекрасный Наци». Настоящее его имя — Игнац Ламар. А свое прозвище он получил потому, что при прогулке по улице, видя привлекательную девушку, приподнимал шляпу со словами «схуоне», что в переводе значит «прекрасно». Он был вежливым и тихим, жил небогато, умер в возрасте 70 лет.

Его фигуру и сейчас встретишь, гуляя по Старому городу. Его так и увековечили с приподнятой шляпой над головой. Легенда гласит, что если надеть его шляпу, то это принесет удачу. Поэтому туристы непременно фотографируются с этим джентльменом, даже если им и кажется, что это увековечен городской сумасшедший. И это, кстати, весьма распространенное мнение, но главное, не это, а то, что кем бы не был этот человек – то ли джентльменом, то ли городским сумасшедшим, он был весьма незаурядной личностью, если так запомнился жителям города.

Читайте также  Памятники в Геленджике

Координаты: 48.14287400,17.10860400

Памятник Святополку

Памятник Святополку был воздвигнут в честь великого князя Моравии, которому удалось создать великое государство, включавшее в себе такие страны как Чехия, Польша, Словакия, Венгрия, Германия, Австрия, западная Украина и часть Румынии.

Князь Святополк великолепно правил с 871 по 894 гг. его называли умным и расчётливым полководцем, именно поэтому он смог уберечь великое государство от всяческих набегов и нападений вплоть до своей смерти. К сожалению, последователям великого князя так и не удалось удержать земли в своих руках, и великая Моравия полностью распалась.

Народ Словакии до сих пор помнит и гордится великим князем и не забывает его заслуги. В 2010 году 6 июня официально был открыт памятник Святополку, автором стал талантливый искусствовед Ян Кулич. Памятник был выставлен в центре чудесного города Братислава, рядом с величественным древним замком.

Если вы вдруг приедете в Словакию, обязательно посетите город Братислава, город с древней великолепной архитектурой, город с прекрасной истории и не забудьте полюбоваться на памятник, посвященный великому Святополку!

Координаты: 48.14421200,17.11395300

Памятник Паволу Гвездославу

В столице Словакии, Братиславе, на одноименной площади установлен памятник Паволу Гвьездославу. Словацкий поэт, писатель и драматург Павол Орсаг Гвьездослав родился 2 февраля 1849 года в населенном местечке Вишни-Кубин в небогатом семействе, владеющем небольшим участком земли. Публиковаться он начал в 1860 году.

В своих произведениях он показывал жизнь народа в словацком селе, отображал отношения, возникающие между дворянством и селянами. Все творчество Гвьездослава пронизано социальными мотивами того времени.

На монументе он изображен сидящим на стуле, задумчивым, возможно, он как раз обдумывает сюжет своего нового шедеврального произведения. Перед скульптурой имеется фонтан овальной формы. Многие местные жители и туристы приходят сюда, чтобы почтить память великого творца.

Координаты: 48.14163500,17.10706500

Памятник фее Тинке

Памятник фее Тинке посвящен всем безвременно ушедшим детям. Его в память о своей десятилетней дочери Валентинке, умершей от лейкемии, установили несколько лет назад в парке на набережной Дуная родители.

Памятник Папарацци

Памятник Папарацци — самое оригинальное сооружение в столице Словакии Братиславе. Он изображает ловкого и пронырливого журналиста-фотографа, который пристально следит за окружающими. Монумент стал одной из визитных карточек Братиславы.

Памятник находится на углу одноимённого кафе, которое имеет безупречную репутацию, а монумент, посвященный папарацци, только добавляет антуража этому заведению. Памятник изображает человека с неприятным лицом — именно таким, по задумке скульпторов, и является настоящий папарацци.

Что интересно, образ любопытного и вездесущего журналиста из «жёлтой прессы» впервые возник у Федерико Феллини в его знаменитой ленте «Сладкая жизнь», где другом главного героя является как раз папарацци.

Координаты: 48.14338200,17.10912500

Памятник жертвам холокоста

Ежегодно Словакия отмечает памятный день – 9 сентября. В этот скорбный день вся страна чтит память о жертвах Холокоста и расового насилия. Именно 9 сентября считается одной из самых печальных дат в жизни страны, потому что в этот день в 1941 году профашистское правительство приняло свод законов о полном бесправии евреев.

В память об этом дне в Братиславе, на площади у эстакады, отделяющей Старый город от Замкового холма, поставили два памятника, связанные с геноцидом словацких евреев в годы войны. На площади находится памятник жертвам Холокоста, а рядом – гранитная плита с изображением братиславской синагоги.

Этот памятник создали скульптор Милан Лукач и архитектор Петр Жальман, он состоит из таблицы воспоминаний с именами братиславских жертв Холокоста. На вершину памятника жертвам Холокоста водружена звезда Давида, как символ еврейского народа и вероисповедания, а внизу нанесена надпись с одним лишь словом – «помните!».

Координаты: 48.14148500,17.10480100

Памятник Хансу Кристиану Андерсену

Ханс Кристиан Андерсен — известный датский сказочник, прозаик и поэт — посетил Братиславу в 1841 году. В память об этом событии жители города возвели памятник, увековечивший его образ. Кроме фигуры Андерсена на памятнике есть персонажи его сказки «Улитка и розовый куст», а на его плече расположился Оле Лукойе.

Памятник французскому солдату

На главной площади города, напротив французского посольства, стоит памятник солдату, пришедшему в город с армией Наполеона. По легенде он был ранен, влюбился в медсестру, которая за ним ухаживала, и остался в Братиславе. Многие уверены, что это памятник Наполеону. Но на самом деле это всего лишь рядовой. Что еще раз подчеркивает особенность города — в историю может войти каждый человек, будь он сантехник, солдат или безумец.

Необычные статуи Братиславы: сантехник, городской сумасшедший, солдат и не только

Столица Словакии любопытна тем, что в центре города необычайно высокая концентрация нетривиальных статуй. Поэтому неудивительно, что у любого уважающего себя туриста возникает непреодолимое желание сделать с каждым из местных персонажей не только селфи, но и фото в полный рост.

У трех из них: сантехника, солдата наполеоновской армии и красавчика Наци — общий День рождения, их установили в центре столицы Словакии 26 июня 1997 года. Само собой, статуи Братиславы — герои городских легенд, подчас, весьма забавных. Предлагаю вместе со мной познакомиться поближе с персонажами столицы Словакии.

ЛЮБОПЫТНЫЙ САНТЕХНИК

Сантехник, выглядывающий из канализационного люка, — самая знаменитая бронзовая статуя Братиславы. Согласно местному поверью, каску сантехника нужно тереть и загадывать заветные желания, оттого она отполирована и сияет, словно начищенный самовар.

Любопытно, что официальное название скульптуры — Čumil — слово переводится на русский язык, как «наблюдатель» или «зевака», и вот в чем тут дело. Согласно популярному толкованию, выглядывает из канализационного люка сантехник не просто так, на самом деле, он заглядывает под юбки дамам, гуляющим по улице. Правда, существует и более невинное толкование названия статуи — мол, сантехнику просто надоело работать, вот он и решил передохнуть и осмотреться по сторонам.

Находится статуя на пересечении улиц Laurinská и Panská, но пропустить ее вы все-равно не сможете, ведь вокруг нее неизменно столпотворение. Автор скульптуры — Viktor Hulík.

КТО ЗДЕСЬ С ЦИЛИНДРОМ?

Если свернуть с главной площади Братиславы Hlavné námestie на улицу Sedlárska, то вы увидите статую мужчины со шляпой в руке. Она называется Schöner Náci — красавчик Наци в переводе на русский язык. У статуи есть реальный исторический прототип, с которым связана романтическая и одновременно печальная история.

Якобы в конце XIX — начале XX века, когда Братислава еще называлась Прешпорок, жил в городе человек по имени, нет, не Наци, а Игнак Ламар. Он был безумно влюблен в женщину, которая не отвечала ему взаимностью. После того, как многочисленные попытки заслужить внимание и любовь дамы сердца не увенчались успехом, Игнак тихо сошел с ума. Он принялся покупать цветы и дарить их всем случайным женщинам, которых встречал на улицах родного города.

Говорят, Игнак неизменно появлялся на улицах Прешпорока в шляпе-цилиндре. Сегодня его статуя приветствует всех гостей города на улице Sedlárska, правда, вместо цветов Игнак держит в руке тот самый цилиндр. Автор скульптуры — Juraj Meliš.

СОЛДАТ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ

На самой главной площади города Hlavné námestie имеется сразу две любопытные статуи. Первая — бронзовая скульптура солдата во французской форме, что опирается на лавочку, на которой так любят фотографироваться туристы. У статуи тоже имеется реальный исторический прототип, с которым опять-таки связана романтическая история на этот раз со счастливым финалом.

Итак, когда в 1805 году в Братиславу прибыли войска Наполеона, один из французских солдатов влюбился в местную жительницу. Причем, влюбился с серьезными намерениями. Он выхлопотал себе возможность остаться в городе, женился на предмете своей страсти и начал заниматься в Братиславе любимым делом французов — производством игристого вина.

Надо сказать, и семейная жизнь у солдата сложилась удачно, и в бизнесе он преуспел, ведь и по сей день вино Hubert — именно так звали солдата, остается самым известным игристым вином Словакии. Автор скульптуры — Juraj Meliš.

ЧАСОВОЙ НА ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДИ

Напротив солдата на площади Hlavné námestie красуется еще одна узнаваемая скульптура Братиславы — статуя часового или дозорного, он стоит рядом с магазином сувениров. Со скульптурой тоже связана история, но на этот раз не романтическая, а самая, что ни на есть практическая. Дело в том, что до XIX века дома на главной площади города были преимущественно деревянными, и местное население не без оснований крайне опасалось пожаров.

Кстати, от огня город часто страдал, к примеру, крупный пожар случился здесь во время коронации императора Максимилиана Второго. Тогда в Братиславе и появились дозорные — они должны были смотреть за тем, чтобы ночной город не загорелся, а, если уж неприятность случилась, быстро оповещать об этом горожан. Кстати, тут же на площади установлен и фонтан Роланда с массивной фигурой на пьедестале. Он тоже напоминает о пожаре, что произошел во время коронации императора, ведь поставить его повелел сам Максимилиан Второй, дабы в будущем в случае возгораний жителям Братиславы было откуда быстро взять воду.

Читайте также  Памятник Битве народов

Со статуей, что возвышается в центре фонтана, опять же связано местное поверье. Мол, два раза в год в новогоднюю ночь и ночь Страстной пятницы, скульптура сходит с пьедестала и обходит дозором город. Видимо, она помогает таким образом солдату.

ПАПАРАЦЦИ В РЕСТОРАНЕ

Раньше в центре Братиславы можно было увидеть и статую папарацци. В течение 11 лет она находилась на Лауринской улице близ одноименного ресторана. Ее автор — скульптор Радько Мачух — вдохновлялся репортером из фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Установлен памятник был в 2002 году, но в 2013-ом папарацци с улицы Братиславы пропал. Дело в том, что принадлежала скульптура хозяевам ресторана «Папарацци», а когда заведение разорилось, статую пришлось убрать, поскольку владельцы здания, о которое опиралась фигура, начали требовать у обанкротившихся рестораторов арендную плату.

Долгое время папарацци оставался на складе, но сегодня его перенесли в ресторан «UFO», что выглядит, как летающая тарелка и находится на Новом мосту. Так что теперь папарацци следит за гостями ресторана из-за барной стойки. Тем не менее, познакомиться с репортером можно безо всяких проблем — просто заходите в ресторан «UFO» и фотографируетесь со статуей.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Памятник фашистскому преступнику до сих пор стоит на российской земле

Суд уже полгода не может решить его судьбу, хотя свой манифест от 22 июня 1941 года атаман Краснов закончил словами: «Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!»

Гитлеровскому генералу Краснову, начальнику Главного управления казачьих войск вермахта, на российской земле установлен памятник — и российский суд в течение шести месяцев, с мая 2009 года, не может решить его судьбу.

Еще в 2007 году некий предприниматель на территории своей усадьбы в станице Еланской Шолоховского района построил мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками». На открытие собрались сотни человек, священник служил молебен. Смысловой и архитектурный центр мемориала — огромная фигура атамана Краснова.

Депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломийцев отправил возмущенный запрос в Генеральную прокуратуру. Оттуда его переслали в областную, затем — в районную.

«Мы установили факт возведения памятника государственному преступнику генералу Краснову, — заявил исполняющий обязанности прокурора района Денис Любименко. — Он, напомню, возглавлял формирования казачьих войск вермахта, создал 15-й казачий кавалерийский корпус войск СС. 16 января 1947 года Военной коллегией Верховного суда СССР Краснов был приговорен к высшей мере наказания».

Прокуратура подала иск в Шолоховский районный суд, требуя снести мемориал. Но вот уже полгода, как решения нет и нет. Процесс может стать общественно-политическим. Местные судьи просто-напросто боятся. Удовлетворить иск — нажить врагов в лице многих казаков. Отказать — значит, на весь мир объявить, что российская Фемида встала на защиту гитлеровского генерала.

Возможно, есть юридические сложности с собственностью. Полномочен ли суд выносить вердикт о сносе какого-либо строения на частной земле? Волен ли любой человек на своем участке возводить мемориалы в честь фашистов?

И не только на своей, а, к примеру, на территории общественной организации, церковной? Речь всё о том же печально знаменитом мемориале на территории храма Всех Святых в Москве.

Его называют памятником «Вождям Белого движения и Казачьим атаманам». На постаменте высечено: «Атаманы: Краснов, Шкуро, Доманов, Султан-Гирей Клыч, Павлов, фон Паннвиц, Кононов, Зборовский, генералы: Кутепов, Миллер, Михайлов, Каульбарс, Туркул, Хольмстон-Смысловский, Скородумов, Штейфон. Воинам Российского общевоинского союза, Русского корпуса, Казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество».

Надпись неточная. 15-й кавалерийский корпус назывался «XV кавалерийский корпус войск СС». Возглавлял его группенфюрер СС Отто фон Паннвиц. Корпус прославился карательными акциями в Югославии, а также боями с советскими войсками на реке Драве в декабре 1944 года.

Вторая и главная неточность — из вождей Белого движения здесь имена только тех, кто сотрудничал с фашистами (Миллер и Кутепов) и воевал в рядах гитлеровцев (все остальные).

Когда началась Великая Отечественная война, генерал Краснов издал манифест, который заканчивался словами: «Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!» Краснов возглавил Главное управление казачьих войск гитлеровского вермахта. А генерал Шкуро — Резерв казачьих войск при Главном штабе СС.

Доверие меж фашистами и казаками было так велико, что казаков исключили из «расовой теории», признали их не славянами и тем более не русскими, а отдаленными потомками некоего древнегерманского племени. И потому казаков принимали в СС (русских в СС не принимали, а украинцев — с 1944 года, когда была создана эсэсовская дивизия «Галичина»). Более того, гитлеровским казакам как «потомкам арийцев» разрешено было создание своего государства.

Летом 1942 года, когда немецкая армия вышла к Волге и на Северный Кавказ, в Новочеркасске собрался Казачий сход, на котором казаки приветствовали гитлеровскую власть и стали формировать полки для боевых действий на стороне германской армии. Казаки составляли значительную часть гитлеровской группы войск, наступавшей на Сталинград. После поражения армии Паулюса тысячи и тысячи казаков с семьями двинулись в отступление вместе с гитлеровцами. Так возник Казачий стан. Вначале в Кировограде, а потом в Белоруссии и в Польше, где казаки вместе с гитлеровцами утопили в крови Варшаву при подавлении Варшавского восстания. После окончания войны в австрийском городе Лиенце британское командование, в соответствии с договоренностями Ялтинской конференции, выдало Казачий стан советским властям. Ежегодно проходят молебны, поминовения. В год 60-летия Победы программа «Вести» Российского государственного телевидения дала подробный репортаж из Лиенца. В нем не было ни одного слова о том, что эти казаки сражались на стороне Гитлера. Зато все время повторялось: «эмигранты», «белые офицеры». Заканчивался репортаж так: «В общей сложности на территории Австрии союзными войсками было задержано и передано в советскую зону оккупации 50 тысяч казаков. Среди них были и белые генералы Краснов и Шкуро.»

Это уже обман с вовлечением в него государственного телевидения.

Почему-то на памятнике «Вождям Белого движения» на территории храма Всех Святых нет фамилий Корнилова, Каледина, Врангеля и многих других, воевавших против большевизма. Нет тех, кто в эмиграции не запятнал себя сотрудничеством с Гитлером. Генерал Деникин тогда писал: «Сотрудничеством с гитлеровцами Краснов и подтвердил, что русских он не любит. Русских, Россию — как нерусский казак со всей самостийностью… Нет теперь армии красной, нет теперь армии белой, а есть только одна армия — русская, и она победит».

Очевидно, что под вывеской «Вождей белого движения» нам упорно навязывают вождей войны против советского народа в составе гитлеровского вермахта и войск СС.

Так что о случайности говорить не приходится. Еще 7 лет назад в городе Шахты Ростовской области в городском музее открылась экспозиция «Казаки в рядах Вооруженных сил нацистской Германии». Ростовская интернет-газета «Седьмая столица» недоумевала: «Одно дело — „Предатели Родины в казачьей форме“ или „Казаки со свастикой: позор вольного народа“. А так — „Казаки в рядах Вооруженных сил…“. Даже как-то благолепно: экие бравые ребятушки, лихие рубаки! В экспозиции представлена казачья форма с элементами фашистской символики, фотографии казачков, позирующих перед аппаратом в немецкой форме, и даже подлинные вещи казаков-фашистов, собранные неким господином… Аж слеза прошибает…»

Были там и нагрудные знаки в форме Георгиевских крестов, но — со свастикой посередине.

Оказывается, администрация города о подготовке и открытии выставки в подведомственном ей городском музее ничегошеньки не знала.

Полтора года назад атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий издал приказ о создании рабочей группы, задача которой — «политическая и общественная реабилитация известного борца с коммунистическим режимом казачьего атамана Петра Краснова».

При этом личность фашистского генерала Водолацкий связывает только лишь с историей гражданской войны: «Реабилитация Краснова станет для нас частичной реабилитацией всего казачьего народа, геноцид которого начался после циркуляра Якова Свердлова от 24 января 1919 года «О расказачивании».

Ростовские ветераны Великой Отечественной войны возмутились. С Водолацким имел беседу губернатор области Чуб. Через неделю казаки отказались от идеи реабилитации Краснова. Правда, с оговорками. «Вопрос с Красновым был поднят не вовремя», — посетовал атаман. Имелось в виду, что нежелательно в парламентскую избирательную кампанию связывать партию «Единая Россия» с именем гитлеровского генерала. Водолацкий — вовсе не буйный неформальный лидер. Нет, вполне проверенный административный кадр. Состоял в КПСС, дослужился до ранга директора, c 1999 года — заместитель губернатора Ростовской области, депутат Государственный думы от партии «Единая Россия».

История казачества многогранна. В ней столько истинно героических страниц служения Родине! Казачьи полки покрыли себя неувядаемой славой на фронтах Великой Отечественной. Почему донские атаманы упорно выбирают из истории страницы, связанные со службой Гитлеру и пытаются реабилитировать казаков-эсэсовцев?

Может, секрет еще и в том, что они не считают себя русскими? Водолацкий в прошлом году так и сказал: «Геноцид… продолжается до сих пор, что выражается в отказе признать казаков отдельным народом».

Ну хорошо, казаки ощущают себя отдельным народом. Но почему со свастикой?

Жуткий мемориал в Лидице, изображающий 82 ребёнка, убитых нацистами в Чехии

Вторая мировая война принесла настоящий ад на Землю, унеся с собой жизни более 65 млн человек. Общая цифра погибших — это просто статистика, где за каждой смертью стоит настоящая трагедия. Одной из таких кровавых трагедий является уничтожение деревни Лидице, расположенной в Чехословакии, а теперь в Чешской Республике.

Читайте также  Памятники в Карловых Варах

82 бронзовых ребенка смотрят на место, где когда-то была деревня Лидице

Бронзовая скульптура была сделана Марией Учитиловой, чешским скульптором и дизайнером медалей, и установлена в Лидице, Чехия. Скульптура изображает детей, которые были убиты нацистами летом 1942 года.

В скульптуре увековечена группа детей, 42 девочки и 40 мальчика, которые были отравлены в польском лагере смерти Хелмно. Это был первый немецкий лагерь смерти, созданный специально для проведения этнической чистки посредством массовых убийств.

Все они были убиты нацистами во время Второй мировой войны

10 июня 1942 года нацисты убили почти всех жителей села Лидице. Это было сделано в качестве ответного удара за убийство нацистского чиновника Рейнхарда Гейдриха, рейхспротектора протектората Богемии и Моравии. Деревня была полностью уничтожена, мужчин убили, женщин и детей разлучили и отправили в концлагеря. Это лето было для них последним.

Вся их деревня была полностью уничтожена

После убийства Рейнхарда Гейдриха Гитлер немедленно издал приказ о массовых убийствах в Чехословакии, чтобы отомстить за его смерть. Он также хотел, чтобы суровое наказание было применено против любой деревни, которая укрывала убийц.

С жителями деревень должно было произойти следующее: всех взрослых мужчин убьют, женщин — отправят в концентрационные лагеря, детей, которые выглядят как арийцы, будут «германизировать», а остальных — убить.

Нацисты неспроста выбрали своей целью Лидице, потому что у одной из семей деревни сын служил в чешской армии в Англии

10 июня 1942 года нацисты убили всех 173-х взрослых мужчин в селе Лидице. 184 женщины и 88 детей были увезены.

Детей привезли на неиспользуемый завод в Лодзи, Польша

Шестеро из них были отобраны для германизации, остальные 82 ребенка были доставлены в лагерь смерти в Хелмно для отравления газом.

Спустя несколько десятилетий они навсегда вернутся в деревню в виде бронзовых статуй.

Сжимающая сердце скульптура была создана руками чешского скульптора Марии Учитиловой

Мария Учитилова-Кучова 1924 года рождения была чешским скульптором и дизайнером медалей. Художница была до глубины души тронута жестоким преступлением, совершенным в Лидице и в 1969 году решила почтить память жертв, создав бронзовый памятник в виде погибших детей.

На создание 82-х скульптур детей у неё ушло 20 лет

Пока художница работала над скульптурой, ее мастерскую посетили многочисленные люди, которые позже начали собирать деньги для памятника.

В марте 1989 года Мария закончила скульптуры из гипса, однако денег она так и не увидела

Поэтому художница отлила первые три бронзовые статуи, используя собственные сбережения. В том же году Мария неожиданно умерла, и проект остался незавершенным.

Теперь памятник хранит молчаливую память о детях, погибших в результате хладнокровной и бессмысленной расправы

После внезапной смерти скульптора её работу продолжил её муж Иржи Вацлав Гампл.

В 1995 году 30 детей из бронзы были наконец «возвращены» их матерям в Лидице

Начиная с 1996 года начали постепенно устанавливаться другие. Последние статуи были установлены в 2000-м году. В настоящее время, убитые в 1942 году 42 девочки и 40 мальчиков, молчаливо смотрят на долину.

Краснов со свастикой: в России стоит памятник пособнику нацизма

В центре композиции — казачий атаман Пётр Краснов в форме генерала русской армии. Хотя некоторые считают, что серый мундир вермахта был бы ему более к лицу.

Господин атаман

Пётр Николаевич Краснов родился в 1869 г. в семье генерал-лейтенанта царской армии. Воевал в Русско-японскую войну, к моменту начала Первой мировой войны — командир 10-го Донского казачьего полка, позднее командовал дивизией и корпусом. Октябрьской революции не принял и ушёл на Дон. В мае 1918 г. избран Донским атаманом. В силу личных амбиций не смог договориться о совместных действиях с командиром Добровольческой армии Деникиным. Некоторые историки полагают, что именно личной антипатией этих двух вождей Белого движения объясняется победа красных в Гражданской войне.

С 1920 г. Краснов в эмиграции, с 1936 г. — в Германии. Нападение Гитлера на СССР воспринял с воодушевлением, поскольку предполагал, что нацизм поможет казакам справиться с большевизмом и основать на Дону независимое казачье государство. Некоторые основания для таких прожектов были: казачество, сильно обиженное советской властью, принесло германскому вермахту и войскам СС почти 300 тыс. штыков и сабель. 265 тыс. из них были «советскими» казаками, ушедшими вместе с немцами с донской земли в 1943 г.

Герр генерал

Сам Краснов по причине преклонного возраста в боевых действиях не участвовал. В марте 1944 г. он был назначен начальником Главного управления казачьих войск при Министерстве восточных территорий рейха. С прочими русскими коллаборационистами, например с генералом Власовым, Краснов не дружил. И знаменитый власовский манифест, положивший начало созданию Русской освободительной армии (РОА), он раскритиковал за то, что «там мало говорится о православной вере и нет ни слова о жидах». Позиция Краснова даже в кругах русской антибольшевистской эмиграции не встретила всеобщего одобрения.

В апреле 1945 г. большинство казаков, в том числе и генерал Краснов, оказались в английской зоне оккупации в Австрии возле города Линц. В соответствии с ялтинскими соглашениями в СССР были депортированы примерно 35 тыс. казаков, в том числе и Краснов. 16 января 1947 г. в Москве, в Колонном зале Дома союзов состоялся, как писала «Правда», «Закрытый судебный процесс по делу шести генералов: эмигрантов П. Н. Краснова, А. Г. Шкуро, С. Н. Краснова (троюродный племянник генерала Краснова. — Ред.), Султан-Келеч-Гирея (потомок крымских ханов и «фюрер» кавказских коллаборационистов. — Ред.), бывшего советского гражданина Т. И. Доманова и германского подданного Г. фон Панвица (группенфюрер СС, командир 15-го казачьего корпуса. — Ред.). 17 января 1947 г. все они были приговорены к повешению и казнены в Лефортовской тюрьме в Москве. Все попытки современных российских «неоказаков» настоять на их реабилитации закончились провалом.

Понять Краснова можно. Можно ли простить?

Владимир Мелихов, владелец мемориала «Донские казаки в борьбе с большевиками»: «Весь мемориал посвящён трагедии Гражданской войны, и не стоит принижать роль Краснова в ней. Самую большую армию, Всевеликое войско донское — в 45 000 человек — для борьбы с большевиками создал именно он. И это не перечеркнут события Второй мировой войны, когда Краснов выступил на стороне вермахта. Он был одним из 1,3 млн. граждан СССР, кто воевал за нацистов. Когда на сторону врага переходят сотни — это предатели, но когда это миллионы — возникает вопрос: а что же побудило их пойти против Родины, что же такое она им сделала?»

Сергей БАЛМАСОВ, историк: «Какими бы мотивами ни руководствовался генерал Краснов, он воевал на стороне противника и по мере своих сил способствовал осуществлению плана «Ост», в результате выполнения которого СССР лишился десятков миллионов (точнее до сих пор не подсчитали) жизней. Почему-то в Норвегии не ставят памятников Квислингу, во Франции не чтят Петена и Лаваля. Почему мы должны выделяться на их фоне и ставить памятники генералу Краснову, который написал такой текст присяги для своих казаков: «Обещаю и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Евангелием в том, что буду Вождю Новой Европы и Германского народа Адольфу Гитлеру верно служить и буду бороться с большевизмом, не щадя своей жизни, до последней капли крови»?

Не все белые — коричневые

Антон Деникин — русский генерал, участник Русско-японской и Первой мировой войн. В Гражданскую возглавлял (до 1920 г.)

Добровольческую армию. В эмиграции жил во Франции. Наотрез отказался сотрудничать с нацистами и осудил тех русских генералов (в частности, Краснова), которые на это пошли. Умер в США в 1947 г.

Михаил Кедров — вице-адмирал, участник Русско-японской и Первой мировой войн. В 1920 г. Врангель назначил его командующим Черноморским флотом.

Эмигрировал во Францию. После начала немецкой оккупации участвовал в распространении призывов к русским эмигрантам отказаться от сотрудничества с Гитлером. Умер в Париже в 1945 г.

Вячеслав Баранов — генерал, участник Первой мировой и Гражданской войн. Служил в армии Врангеля заместителем командующего авиацией.

В эмиграции жил во Франции, на момент начала Второй мировой работал в министерстве авиации. Эвакуирован в Англию, сотрудничал со «Свободной Францией» де Голля. Умер в 1964 г.

Тимофей Доманов — после Гражданской войны, в которой воевал сперва за красных, а потом за белых, остался в СССР. Работал шахтёром и бухгалтером, сидел в лагерях, сотрудничал с НКВД. В 1942 г. остался на оккупированной территории. Сформировал два казачьих полка для борьбы с партизанами. Казнён в 1947 г.