Памятник капитан-лейтенанту А. Казарскому

Памятник Казарскому и бригу Меркурий в Севастополе

Нет ничего удивительного в том, что севастопольцы, устанавливая в своем городе монументы, в первую очередь стремились увековечивать имена прославленных военных моряков. Памятник Казарскому является самым первым в городе морской славы Севастополе, а сам этот человек являлся морским офицером и героем сражения на водах.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится памятник Казарскому на карте

Он располагается в самом сердце города-героя, рядом с Приморским бульваром, площадью Нахимова и Аквариумом.

Биография с битвами и уголовщиной. История

Александр Иванович Казарский (1797-1833), сын небогатого отставного чиновника, прославился тем, что во время войны с Турцией в 1829 г. он, еще молодой капитан-лейтенант, командир брига «Меркурий», вступил в бой с двумя линейными кораблями противника одновременно. Но главное было даже не в этом – турки имели почти 10-кратное преимущество в вооружении над ним, но он вышел из стычки победителем. Он не потопил суда врага, но нанес им такие повреждения, что противник вынужден был предпринять спешное отступление.

После этого подвига Казарский занимал довольно высокие посты «по флотской части», в том числе выступая в роли ревизора. Он был строг и не имел привычки покрывать случаи разбазаривания казенных средств и другие правонарушения во флоте. С этим качеством связывают обстоятельства его ранней смерти.

Основная версия, озвученная в том числе главным жандармом России Бенкендорфом, гласит, что флотоводец был отравлен мышьяком. Наиболее вероятной причиной для этого убийства выглядят многочисленные злоупотребления, имевшие тогда место среди флотского руководства – ревизор не признавал для них оправданий. Как ни прискорбно, но получилось так, что казнокрады смогли справиться с офицером, против чести и умения которого оказались бессильны два вражеских линкора.

Исторический очерк: память героя

С этого преступления (нераскрытого) началась история создания севастопольского памятника. Честные черноморские военные сожалели о смерти Казарского, а тут к тому же подоспела 5-я годовщина подвига «Меркурия». И командующий Черноморской эскадрой М.П. Лазарев (первооткрыватель Антарктиды) выдвинул предложение установить в Севастополе памятный знак геройскому человеку и команде его судна.

Идею поддержали, но реализовали только к 10-й годовщине подвига. Связано это с тем, что средства на памятник собирались среди жителей города и моряков, на что потребовалось время. Но в 1839 г. он был готов и установлен на Матросском бульваре. В то время это было престижное закрытое место – он назывался Мичманским и прогуляться по нему тем, кто не служил на флоте, можно было только по особому пропуску Морского собрания.

Автором проекта стал архитектор и художник А.П. Брюллов. Широкой публике лучше известно имя его младшего брата Карла – автора «Последнего дня Помпеи». Существует легенда, что надпись на памятнике была результатом творчества лично царя Николая I, который относился к Казарскому с немалым уважением.

За прошедшие годы бульвар поменял название и стал доступен для всех, так что осмотр достопримечательности перестал представлять собой сложную процедуру. В 1988 г. рядом с ней проведена реконструкция Матросского бульвара, улучшившая возможности ее осмотра. Сегодня скверик переживает очередную реставрацию, в план которой включено и бетонирование подпорной стены возле памятника Казарскому. С этим обновление все не так гладко, как с тем, что прошло в 1988 г. – оно уже окружено скандалами, срывами сроков, угрозами судебных исков и выражениями протестов. Но конкретно монумент бригу «Меркурий» эти баталии не задевают.

Корабль и греческие боги

Если смотреть на фото, памятник Казарскому выглядит довольно-таки просто. Но его описание оказывается куда сложнее, ибо простая композиция в Севастополе на деле составлена из большого количества элементов.

Общая высота монумента составляет 5,5 м, причем большинство ее приходится на постамент. Он исполнен из инкерманского камня в форме усеченной пирамиды, на гранях укреплены бронзовые военные символы, две резные львиные головы и надпись накладными буквами «Казарскому. Потомству в пример». Имеется и дата, причем указан 1834-й год. Когда было решено ставить памятник, а не 1839-й, когда он был все-таки поставлен.

На каменном постаменте укреплен чугунный куб, в свою очередь служащий постаментом для изображения триремы – античного военкора. Четыре грани куба украшены горельефами. Один из них – портрет А.И. Казарского, остальные представляют собой стилизованные изображения античных богов. Флотскому офицеру составляют компанию Ника (богиня победы), Посейдон (покровитель моря и моряков) и Меркурий, вестник богов (он дал имя кораблю Казарского). Из-за этого символизма гостям Севастополя, далеким от истории, лучше осматривать место с экскурсией, иначе им будет трудно понять его значение.

Возможно, по причине такой сознательности туристов, отзывы о визитах сюда встречаются нечасто – экскурсанты получают слишком насыщенную программу и делятся впечатлениями об экскурсии в целом.

Как добраться (доехать) до памятника бригу «Меркурий»?

Выходите на голословной остановке «пл. Нахимова», где проходит большинство маршрутов севастопольского городского транспорта.

На машине от района Центрального автовокзала проехать сюда несложно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: бул. Матросский, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.615901, 33.524125.

Хотя памятник Казарскому в Севастополе патриарх, стареть он не собирается. Причина понятна – верность долгу, профессиональное мастерство и подлинная твердость характера устареть не могут. В заключение – видео-ролик в тему этой памятки Крыма, приятного просмотра!

Памятник капитан-лейтенанту А. Казарскому

Первый памятник, установленный на земле Севастополя, высится в начале современного Матросского бульвара. Это дань памяти о подвиге, который совершили матросы брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского. Будущий герой Александр Казарский родился в 1797 году. В 1814 году он окончил Николаевское штурманское училище.

И уже в 17 лет начал служить на боевых кораблях, входивших в состав Черноморского флота. В 1828 году лейтенант Казарский командовал бригом «Соперник», отличившемся при взятии городов Анапы и Варны. За свои умелые действия капитан брига получил звание капитан-лейтенанта и в качестве награды получил именную саблю с гравировкой «За храбрость», а также назначен командиром брига «Меркурий».

Памятник Казарскому в Севастополе

Что посмотреть в Крыму — Памятник Казарскому в Севастополе

Бриг «Меркурий» в 1820 году сошел со стапелей Севастопольской адмиралтейской верфи. Основным материалом для изготовления этого судна был крымский дуб. Корабль получился небольшим, но быстроходным. На его вооружении стояло 18 пушек. Корабль предназначался для ведения разведки или для переправки посылок. «Меркурий» входил в состав Черноморского боевого флота на протяжении 30 лет, но в момент отступления русских войск на Южной стороне Севастополя вместе с прочими кораблями эскадры в августе 1855 года был затоплен.

Но до этого бриг «Меркурий» успел славно повоевать под командованием храброго капитана Казарского. Так в ходе военных действий на Балканах и Кавказе суда Черноморского флота блокировали турецкие порты, стараясь при этом разорвать вражеские коммуникации. Очень важно было перекрыть турецким кораблям проход через пролив Босфор, поэтому на выходе из него постоянное дежурство несли русские корабли.

14 мая 1829 году после завершения патрулирования возвращались бриги «Меркурий», «Орфей» и фрегат «Штандарт». Неожиданно на них вышла турецкая эскадра в составе 6 линейных кораблей. Русские капитаны решили не принимать бой, а уходить для соединения с основным флотом. «Орфею» и «Штандарту» удалось осуществить маневр, а «Меркурий» задержался. У экипажа нарисовалась неприятная перспектива спустить флаг, сдаться в плен и обрести позор.

Пара турецких кораблей, а именно 74-х пушечный «Реал-бей» и 110-и пушечный «Селимие» пустились в погоню за скромным русским бригом. Турки уже предвкушали легкую победу, с ней награды, добычу и премии.

На заседании военного совета брига «Меркурий» было принято единогласное решение – флаг не спускать, а принять бой и вести его до последнего патрона, а при угрозе захвата, взорвать свое судно и ближайший корабль противника. Рядом с крюйт-камерой, в которой находился склад пороха, для такой крайней цели был оставлен заряженный пистолет. В критической ситуации их него предстояло произвести выстрел по боеприпасам для их детонации.

Когда турецкие моряки поняли, что маленькое русское суденышко не собирается сдаваться, а напротив, намерено атаковать, они были шокированы. В своих воспоминаниях о том бое офицер «Реал-бея» писал, что они поняли намерения капитана брига – тон сдаваться не планирует, а при потере всяческой надежды взорвет свой корабль. Такой поступок русского офицера достоин помрачить деяния предков, а храбрость капитана такова, что в обязательном порядке должна быть занесена на скрижали храма славы золотыми литерами.

Бой продолжался 4 часа. Турки зажали русский бриг в клещи, но командир так успешно командовал судном, что во время маневрирования «Меркурий» смог нанести такелажу и рангоуту обоих вражеских кораблей такие повреждения, что неприятель был вынужден первым выйти из боя. Уж турки никак не планировали стрелять по своим крюйт-камерам.

С 22-мя пробоинами и 297-ю другими повреждениями «Меркурий» сохранил плавучесть и смог направиться на соединение с основными силами флота.

Мужество, непомерная отвага, преданность флагу и верность долгу экипажа брига «Меркурий» по достоинству были оценены самим Императором. Казарского он наградил орденом Святого Георгия Четвертой степени, вручил погоны капитана второго ранга и произвел во флигель-адьютанты, то есть Казарский стал членом царской свиты. Все офицеры корабля получили внеочередные звания, а весь экипаж двойную пожизненную пенсию. В офицерских гербах добавился пистолет – тот, который лежал у входа в крюйт-камеру.

Сам бриг был удостоен наивысшей корабельной награды – кормового Георгиевского флага, что на геральдическом языке означает «корабль-герой». Император Николай Первый был настолько потрясен мужеством матросов, что издал Приказ, гласящий о том, чтобы в состав русского флота всегда входил корабль под названием «Память Меркурия».

Читайте также  Памятники в Астрахани

А. Н. Казарский получил назначение на должность командира фрегата «Поспешный», а позже – «Тенедос», и снова участвовал в морских сражениях. В 1831 году Казарский сошел на берег в чине капитана первого ранга. В 1832 году он вошел в состав инспекции, контролировавшей строительство водопровода для городского Адмиралтейства.

В 1833 году Казарский ненадолго покинул Севастополь и отправился в Николаев, где в возрасте 36 лет скоропостижно скончался. Существует версия, и вполне обоснованная, что герою и гордости русского флота и любимцу императора в пищу подмешали яд. Ведь не секрет, что всегда на Земле жили люди, для которых личности типа Казарского являлись камнем преткновения и мешали жить.

Известие о смерти Казарского застало жителей Севастополя врасплох. Первым пришел в себя начальник флотского штаба М. П. Лазарев. Он организовал сбор средств для будущего памятника. Офицерам удалось собрать 12 тысяч рублей. На эти средства архитектор А. П. Брюллов, брат знаменитого художника, разработал проект и соорудил на Малом бульваре монумент. На усеченной пирамиде из крымского известняка установлен отлитый из чугуна античный корабль – боевая трирема. В боковых нишах расположены изображения Богов: античной Ники – Богини победы, Нептуна – Бога морских глубин и Меркурия – покровителя мореплавателей. Также имеется выбитая фраза: «Казарскому. Потомству в пример». Эту надпись придумал никто иной как Император Николай Первый. А слова эти непостижимым образом определили дальнейшую судьбу Севастополя.

Корабли «Память Меркурия» в самом деле неоднократно бороздили просторы морей и океанов. Последний корабль с таким названием погиб на глазах наших современников холодной январской ночью 2001 года в акватории Черного моря. Скромный сухогруз, спущенный на воду в 1965 году, совершал рейс из Стамбула в Евпаторию. Некогда судно входило в состав гидрографической службы Черноморского флота, но к тому злополучному году имело иного хозяина и под легендарным именем курсировало между Крымом и Турцией.

На море разыгрался 4-х бальный шторм. Вдруг судно накренилось на борт и моментально пошло на дно. На корабле находилось 52 пассажира и членов экипажа. Спастись удалось 32 человекам. Остальные погибли во время эвакуации или на плотах от страха и переохлаждения. В момент эвакуации на корабле возникла паника – погас свет. Сигнал СОС моряки не успели передать, или призыв о помощи просто не услышали. В результате поисковых работ первый плот со спасенными удалось обнаружить на вторые сутки после кораблекрушения. Все эти часы люди мерзли под ледяным дождем и в холодной воде, ведь температура воздуха была около нуля.

В качестве вероятной причины гибели корабля было названо смещение грузов в трюме почтенного теплохода.

Памятник Казарскому в Севастополе

История

Памятник Потомству в пример

Крымский полуостров — уголок рая на земле, вот почему не смотря на официальное признание Турцией его российского подданства, попытки вернуть его Османской империей не прекращались на всем протяжении XIX столетия. Бесконечные войны, вошедшие в анналы истории под названием Крымских, длились бесконечно, и даже во время непродолжительных перемирий они продолжались в мелких стычках на большой воде.

1829 год очередное обострение русско-турецких отношений. На рассвете 14 мая небольшой русский отряд в составе фрегата “Штандарт” и двух бригов (“Меркурий” и “Орфей”) обнаружил в опасной близости турецкую эскадру из четырнадцати кораблей. Силы были неравны и поэтому командующим был отдал приказ к отступлению в порт Сизополь.

Но отказ, от казавшейся столь легкой, добычи не входило в планы противника — при отступлении российской флотилии вдогонку пустились несколько кораблей. На долю двадцатипушечного (при чем пушки малого калибра) “Меркурия”, длинна которого от носа до кормы не превышала тридцати метров, достались два линейных корабля с вооружением сто десять и семьдесят четыре крупнокалиберных орудия . Преследование началось.

Памятник Карскому

Попутный ветер позволил турецким кораблям в кратчайшее время нагнать свою цель, но внезапный штиль помог командующему бригом капитан-лейтенанту Александру Ивановичу Казарскому (1797 — 1833) на веслах увеличить дистанцию с противником. Затишье длилось недолго, и вот уже оба турецких линейных корабля в опасной близости. Офицерским же советом единодушно было принято предложение штурмана “Меркурия” о принятии боя, а в случае поражение — подрыва порохового склада корабля.

Когда трехмачтовые турецкие парусники подошли на расстояние орудийного выстрела, с брига прозвучал первый залп – бой начался. Маленькая юркая цель четыре часа вела изматывающий бой против двух гигантов противника. И, не смотря на численный и огневой перевес, сначала стодесятипушечный турецкий корабль вышел из боя со значительными повреждениями такелажа и парусов, требующих немедленного устранения, а потом и его соплеменник лег в дрейф, оставив поле боя за маленьким суденышком.

“Меркурий” Казарского, не смотря на двадцать две пробоины (частично – подводные) при общем числе повреждений около трехсот и потери в личном составе (четверо убитых и восемь раненых, в том числе контуженный капитан), гордо направил свой нос в сторону Сизополя.

Боковой фасад памятника Казарскому в Севастополе

Вскоре весть о том славном подвиге облетела мир, и награды нашли своих героев. Но продолжению славных подвигов, которые продлились еще лишь четыре года, помешала безвременная предательская кончина капитана от руки алчных убийц с высокопоставленными связями.

Не прошло и года с момента трагической смерти капитана Казарского, как на средства двухсот двадцати двух сочувствующих в мае 1834 года был заложен памятник герою по инициативе вице-адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788 – 1851).

Его торжественное открытие состоялось пятью годами позднее на Хребте между Южной и Артиллерийской бухтами напротив будущего дома главнокомандующего Черноморским флотом России, где он и ныне венчает Матросский бульвар, оставаясь самым старым памятником города.

Архитектура

Пройдя сквозь все бури и лихолетья двух веков, Памятник капитан-лейтенанту Казарскому красуется на пьедестале из семипролетного лестничного марша, который берет свое начало от Мемориала защитников Отечества, что соседствует с площадью Нахимова.

Созданный по проекту Александра Павловича Брюллова (1798 — 1877) он представляет собой усеченную пирамиду из местного инкерманского известняка с венчающим его бронзовым стилизованным военным античным судном с загнутыми носом и кормой.

Лестница Матросского бульвара Севастополя

Грани постамента-пирамиды украшает лаконичная надпись на главных фасадах: “Казарскому – Потомству в пример”, а с боковых — стилизованный крест победителя с лентами на фоне якоря и перекрещенных пушечных стволов под главенствующим над полумесяцем символом христианства. Верхний контур обрамлен изображениями мечей и боевых топоров в окружении лавровых венков

Между пирамидой и кораблем связующим звеном служит невысокая прямоугольная тумба с вмурованными барельефными изображениями богов, которым бриг “Меркурий” был обязан своим подвигом. Здесь Ника, приносящая успех, соседствует с Пасейдоном, создавшим благоприятные для боя морские условия, а Меркурий, как главный покровитель корабля, защитил его от вражеских ядер и сильных повреждений.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, АР Крым, г. Севастополь, Матросский бульвар.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) на кольце повернуть на Балаклавское шоссе. Затем в строну города на развилке следовать пр. Генерала Острякова – ул. Олега Кошевого – ул. Николая Музыки (переходит в ул. 4-го бастиона) — пл. Ушакова — ул. Ленина, которая выходит к пл. Нахимова, откуда начинается пешеходный Матросский бульвар.

Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы) затем в центр старого города до площади Нахимова, над которой на холме возвышается памятник Казарскому.

18 пушек против 184. Побеждает храбрейший

Когда я осмотрел памятник Д. И. Сенявину и заодно послушал экскурсовода, разливающуюся соловьём о том, кто памятник подарил, то повернул налево и оказался перед высокой лестницей, ведущей на холм. На вершине холма просматривался корабль на постаменте.

Подумалось, что может в честь древних греков памятник соорудили. Но поднимаясь выше увидел надпись: «Казарскому. Потомству в пример».

Как гласит легенда эту надпись придумал лично российский император Николай Первый и по его указанию она появилась на постаменте.

Памятник Казарскому и его бригу «Меркурий» стал первым памятником молодого на тот момент города, созданного во времена и благодаря бабушки Николая Первого — Екатерины Великой.

Появился памятник Казарскому по инициативе первооткрывателя Антарктиды контр-адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788 — 1851). К моменту закладки памятника в 1834 году М. П. Лазарев уже стал вице-адмиралом и командующим Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. И хотя памятник был построен в 1839 году, на его пьедестале стоят цифры закладки памятника.

Если сравнить современный памятник с первоначальным, то они очень похожи, но немного отличаются.

Особенно изменилась окружающая среда вокруг памятника. Много времени и событий прошло с момента установки памятника и не одна реставрация прошлась по нему. Автор памятника — русский художник и архитектор Александр Павлович Брюллов (1798 — 1877). Строительные работы выполнил севастопольский мастер О. Г. Нюман.

Почему появился этот памятник?

Шла российско-турецкая война 1828–1829 года. В 1829 году капитан-лейтенант Казарский

был назначен командиром 18-пушечного брига «Меркурий».

Александр Иванович Казарский (1797- 1833) в 17-летнем возрасте поступил на Черноморский флот волонтёром и вся служба Казарского была до последнего дня связана со ставшим ему родным флотом. За храбрость, проявленную в боях за Анапу и Варну в 1828 году был награждён золотой саблей и получил звание капитан-лейтенанта. «Меркурий» — 18-пушечный военный бриг русского флота. Построен бриг в Севастополе, спущен на воду 7 мая 1820 года.

Читайте также  Памятники А.С. Пушкину

Начиная с 12 мая 1829 года три российских корабля: 44-пушечный фрегат «Штандарт», 20-пушечный бриг «Орфей» и 18-пушечный бриг «Меркурий» крейсировали возле выхода у пролива Босфор. 14 мая появилась турецкая эскадра из 14 судов, русские суда подняли паруса и попытались оторваться от противника. «Меркурий» был самым тихоходным, самые скоростные турецкие корабли начали настигать бриг. Это были 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей». Остальные корабли турецкой эскадры легли в дрейф, ожидая когда бриг будет потоплен. Другого развития событий никто не ожидал. 184 пушки против 18 — гигантское преимущество. Сначала турки сократили дистанцию, а затем открыли огонь из пушек.

Вот как описывал события штурман «Реал-бея» в своём письме, посланном через 2 недели после описываемых событий: «Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь. Во время сражения мы поняли, что капитан этого брига никогда не сдастся и скорее взорвет себя на воздух. Если чье-либо имя достойно быть начертанным золотыми литерами на храме славы, то это имя капитана этого брига. Он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».

Турки помнили другого русского офицера — Христиана Ивановича Остен-Сакена (Johann Reinhold von der Osten-Sacken, 1755 — 1788). 20 мая 1788 дубель-шлюпка (небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья), чье вооружение состояло из 7 орудий, а экипаж из 52 человек под его командованием, пыталась уйти от 13 галер турков, но не получилось. Турки пошли на абордаж и дубель-шлюпка была атакована сразу 4 судами. Судно было практически захвачено противником. Отправив часть экипажа на шлюпке, Сакен-Остен спустился в крюйт-камеру и страшный взрыв поднял судно в воздух вместе с четырьмя турецкими галерами.

В его честь был назван минный крейсер Черноморского флота «Капитан Сакен», построенный в Николаеве в 1889 году.

Говорят учиться лучше на чужих ошибках, но турки на собственном опыте убедились что абордаж русских судов таит в себе опасность и предпочитали избегать подобных ситуаций, даже при численном превосходстве. Поэтому турки не шли на абордаж, решив все решить с помощью пушечных ядер, были правы, но просчитались. Сначала «Меркурий» перебил мачты «Селимие», затем пришёл черёд «Реал-бея».

Ведь помнили об этом подвиге и русские моряки. На многих флотах во время критических ситуациях опрашивали офицеров, начиная с самого младшего. Предание гласит, что самый младший по чину поручик Корпуса флотских штурманов Прокофьев Иван Петрович (1794 -1865) на совещании офицеров перед боем высказался за подрыв брига «Меркурия» в случае неудачного исхода боя. Должность штурмана в России впервые была введена в 1798 году, на военных кораблях штурманом называли офицера, ведающего вопросами кораблевождения и маневрирования. До 1880-х годов штурманами был образован особый корпус офицеров, затем упраздненный.

В своём донесении адмиралу А. С. Грейгу Казарский написал: «…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру».

К счастью этого делать не пришлось. Русские корабли, оторвавшиеся от погони, «Орфей» и «Штандарт» слыша канонаду, решили, что «Меркурий» погиб и спустили паруса в память о погибших. Каково же было удивление их экипажей, когда к Созополю приблизился бриг, изрядно пощипанный, но не побеждённый. Потери составили: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 — в такелаже, разбиты все гребные суда. Но корабль остался на плаву и своим ходом пришёл в Созополь (Болгария)

Казарский был произведён в капитаны II ранга, награждён орденом Святого Георгия IV степени и назначен флигель-адъютантом. Эта должность и сгубила Казарского. В апреле 1831 года он был переведён в Николаев, в распоряжение штаба Черноморского адмиралтейского правления. Попытался бороться с коррупцией и его отравили.

Прокофьев был произведен в штабс-капитаны, награжден как и Казарский орденом Св. Георгия IV-й степени. Остальные офицеры были награждены орденами Владимира IV степени с бантом, все матросы — знаками отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования.

В гербы офицеров «Меркурия» Департамент Геральдии Сената внес изображение тульского пистолета, того самого, что лежал на шпиле брига перед люком крюйт-камеры, а матросские штрафы были исключены из формулярских списков. Бриг получил вторым из русских судов памятный Георгиевский флаг и вымпел. В 1857 году бриг «Меркурий» по причине крайней ветхости был исключён из списков флота и разобран.

Во исполнение указа Николая Первого: «Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига „Меркурий“ и его никогда во флоте не исчезала, а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству» — в составе Черноморского флота были несколько кораблей с названием «Память Меркурию».

Первым в их строю был 11-пушечный парусно-винтовой корвет «Память Меркурия» , построенный в Николаеве в 1865 году и служивший до 1883 года. После чего был переделан в плавучую тюрьму на 40 камер и только в 1910 году был отправлен на слом.

Вторым был, переименованный в 1883 году из «Ярославля» в «Память Меркурия»,парусно-винтовой крейсер,

Новое в блогах

Потомству в пример. Бриг Меркурий. Первый памятник Севастополя.

Первый памятник Севастополя. Памятник капитану брига Меркурий Казарскому.

Картина кисти Айвазовского. Бой брига Меркурий с двумя турецкими кораблями.

Бриг «Меркурий» был заложен в январе 1819 года в Севастопольском адмиралтействе (Южная бухта, между Минной и Телефонной стенками). Спущен на воду 7(19) мая 1820 года.

Строил этот корабль Осминин Иван Яковлевич — полковник корпуса корабельных инженеров.

Бриг предназначался для дозора и разведки, крейсерской и посыльной службы. Для возможности передвижения при полном штиле бриг имел 14 больших весел. Гребли этими веслами стоя. Экипаж корабля — 115 человек.

Артиллерийское вооружение брига состояло из восемнадцати 24-фунтовых карронад и двух длинноствольных 8-фунтовых пушек, имевших, по сравнению с карронадами, большую дальность стрельбы.

Шла русско-турецкая война.

В мае 1829 года три русских корабля: 44-пушечный фрегат «Штандарт» (командир капитан-лейтенант П.Я. Сахновский), 20-пушечный бриг «Орфей» (командир капитан-лейтенант Е.И. Колтовский), и 20-пушечный бриг «Меркурий» (командир капитан-лейтенант А.И. Казарский) крейсеровали у выхода из пролива Босфор. Командовал отрядом кораблей капитан-лейтенант Сахновский.

На рассвете 14 мая 1829 года от Босфора отошел турецкий флот в составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига, 3 тендеров. Неприятельская эскадра, заметив русские корабли, пустилась за ними в погоню.

На «Штандарте» был поднят сигнал: «Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход», после чего более быстроходные «Штандарт» и «Орфей» быстро вырвались вперед, а тихоходный «Меркурий» стал отставать.

К 14 часам дня корабли неприятеля — 110-пушечный линейный корабль «Селимие» и 74-пушечный линейный корабль «Реал-бей» уже начали настигать «Меркурий».

Видя невозможность уклониться от неравного боя, Казарский собрал совет из офицеров.

Шансы на спасение у «Меркурия» были ничтожны (184 пушки против 20), почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.

Как пишет Казарский в своем рапорте командующему Черноморским флотом адмиралу А.С. Грейгу от 14 мая 1829 года №130 (Фонд Музея КЧФ, ГУ-678), первым попросили высказаться поручика корпуса штурманов Прокофьева, который предложил: «Взорвать бриг, когда он будет доведен до крайности». Далее Казанский продолжает: «Вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности и если будет сбит рангоут, или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятельским кораблем, и тот офицер, который остается в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль пистолет».

Казарский также обратился к нижним чинам и объяснил им, «чего ожидает от них Государь и чего требует честь императорского флага, нашел в команде те же чувства, как и в офицерах: все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге».

Успокоенный таким общим единодушием, он приказывает: «Прекратить действие веслами, поставить людей к пушкам, сбросить в море ял, висевший за кормой, и открыть огонь из ретирадных портов».

Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего корабля, бриг был очень тяжел на ходу, спасти его могли только искусное маневрирование и меткость канониров.

В течение получаса «Меркурий», маневрируя, умело уклонялся от залпов неприятельских кораблей, но потом был поставлен между обоими кораблями, и с линейного корабля капудан-паши «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся! И убирай паруса».

Ответом на это с «Меркурия» были залп всей артиллерией и дружный ружейный огонь.

Оба турецких корабля, сдавшись к корме брига, открыли по нем непрерывную канонаду ядрами, книпелями и брандскугелями. На «Меркурии» возник пожар, который, к счастью, удалось потушить.

Метким огнем канониров брига был поврежден гротовый рангоут стопушечного турецкого корабля «Селимие» под флагом капудан-паши, что заставило его лечь в дрейф.

Другой корабль 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана продолжал сражение, переменяя галсы под кормой брига, и бил его продольными выстрелами, которых никакими движениями невозможно было избежать.

Читайте также  Памятники в Уфе

«Меркурий» отстреливался, и счастливым выстрелом удалось перебить у неприятеля нок-фор-марс-рею, падение которой увлекло за собой лисели.

Эти повреждения лишили «Реал-бей» возможности продолжать сражение и в половине шестого он прекратил бой.

Как писал в своем рапорте Казарский: «Урон в команде брига состоялся из четырех убитых и шести раненых нижних чинов. Пробоин в корпусе оказалось 22, повреждений в рангоуте 16, в парусах 133 и в такелаже 148; сверх того разбиты гребные суда и повреждена карронада».

Сам Казарский во время боя получил контузию головы, но, несмотря на это, оставался на мостике и руководил боем.

В заключение он пишет, что «не находит слов для описания храбрости, самоотверженности и точности в исполнении своих обязанностей, какие были оказаны всеми вообще офицерами и нижними чинами в продолжение этого трехчасового сражения, не представлявшего никакой совершенно надежды на спасение, и что только такому достойному удивления духу экипажа и милости Божией должно приписать спасение судна и флага Его Императорского Величества».

14 мая 1829 года А.И. Казарский и экипаж брига навечно вписали свои имена в историю Российского флота.

Они шли на явную гибель, но не склонили головы перед неприятелем, как это сделал незадолго до этого боя бывший командир брига «Меркурий» (1826—1828 гг.) капитан 2 ранга Семен Михайлович Стройников.

Командуя 36 пушечным фрегатом «Рафаил», он буквально за два дня перед героическим сражением «Меркурия», оказавшись в тумане в гуще турецкой эскадры, спустил флаг корабля и сдался туркам.

Впервые с момента утверждения Морского Устава Петром I русский корабль спустил перед неприятелем флаг. Турки переименовали фрегат в »Фазли-Аллах» (данный Богом).

В момент сражения Стройников находился на борту линейного корабля «Реал-бей». Так сошлись судьбы двух командиров брига «Меркурий». Одна – бесславная, а другая — бессмертная.

Разгневанный император Николай I издает указ, в котором говорится: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».

Воля императора была выполнена.

После разгрома турецкой эскадры в Синопском сражении, когда адмирал П.С. Нахимов сжег османскую эскадру в бухте Синопа, свой доклад императору он начал словами: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена — фрегат «Рафаил» не существует».

После Синопского сражения флагманский корабль эскадры Нахимова «Императрица Мария» залпами ста пушек разнес бывший фрегат «Рафаил» в щепки.

Мужество командира и экипажа брига «Меркурий» оценил даже неприятель.

В письме из Биюлимана 27 мая 1829 года, написанном штурманом «Реал-бея», сказано:

«Если на свете и существуют герои, чье имя достойно быть начертано золотыми буквами на Храме Славы — то это он, и называется он капитан Казарский, а бриг — «Меркурием». С 20 пушками, не более, он дрался против 220 ввиду неприятельского флота, бывшего у него на ветре».

Экипаж «Меркурия» был щедро награжден.

«В воздаяние блистательного подвига брига «Меркурий», вышедшаго победителем из беспримернаго боя 14 мая им выдержанного противу двух турецких кораблей, Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил: командира капитан-лейтенанта Казарского в капитаны 2 ранга, с назначением флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству, и сверх того кавалером ордена св. Георгия 4 класса; лейтенантов Скорятина и Новосильского, мичмана Притупова и поручика корпуса флотских штурманов Прокофьева следующими чинами, и первых орденами св. Владимира 4 степени, а Прокофьева, как предложившаго мужественный совет взорвать бриг, орденом св. Георгия 4 класса. Всем нижним чинам знаки отличия военного ордена. Всем вообще, как офицерам, так и нижним чинам, в пожизненный пенсион двойной оклад жалованья по окладу, какой они получали до Настоящего времени. Вместе с тем Его Императорское Величество соизволил отличить и самый бриг, пожалованием на оный Георгиевскаго флага. А дабы увековечить в роде сих офицеров память примерной их храбрости и мужественной решимости на очевидную гибель, Государь Император соизволил повелеть, чтобы пистолет, как оружие избранное ими для взорвания на воздух при невозможности продолжать оборону, был внесен в гербы их». («Морской сборник» № 6-1850 г., с. 493-494).

Бриг «Меркурий» был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом (второе награждение после линейного корабля «Азов»).

Кроме награждений указ императора Николая 1 повелевал «. Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, приписав к тому же экипажу, наименовать его «Меркурий», на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству».

Вот откуда слова на постаменте памятника бригу «Меркурий» и его командиру, исполненного Брюлловым: «ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР».

Бриг «Меркурий» прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года, затем был разобран по «совершенной ветхости».

Но имя брига было сохранено в русском флоте с передачей вновь названному кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: в 1865 году — корвет, а в 1883 и 1907 годах — крейсера. Ходил под Андреевским флагом балтийский бриг «Казарский».

К великому сожалению, сейчас отсутствует в Российском Черноморском флоте военный корабль с таким названием.

В 1834 году на Матросском бульваре по инициативе адмирала М.П. Лазарева на средства, собранные моряками, был заложен памятник бригу «Меркурий». Его открыли в 1839 году. Автор проекта — академик архитектуры А.П. Брюллов.

Высокий постамент, на котором выбита надпись: «Казарскому. Потомству в пример», венчает бронзовая триера.

Памятник А.И. Казарскому и подвигу брига «Меркурий» стал первым памятником, воздвигнутым в Севастополе

Памятник А. И. Казарскому

Памятник
Памятник А. И. Казарскому
44°36′57″ с. ш. 33°31′26″ в. д. H G Я O
Страна Россия/Украина [1]
Город Севастополь
Дата основания 1839
Статус ОКН № 9230183000 № 9230183000
Памятник А. И. Казарскому на Викискладе

Памятник Казарскому (памятник бригу «Меркурий») — первый памятник Севастополя. Был установлен на центральном городском холме в честь подвига Александра Ивановича Казарского, когда он в ходе Русско-турецкой войны 14 мая 1829 года в чине капитан-лейтенанта командовал 18-пушечным бригом «Меркурий» и вышел победителем в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями.

Памятник А. И. Казарскому

Вид с торца. Виден барельеф Казарского

Инициатором создания памятника стал командующий Черноморской эскадрой адмирал Михаил Петрович Лазарев [2] . Памятник создан по проекту Александра Павловича Брюллова. Заложен в 1834 году к пятилетию боя, открыт в 1839 году. Установлен в начале Матросского (Мичманского) бульвара Севастополя на деньги, собранные жителями Севастополя и моряками Черноморского и Балтийского флотов.

Памятник представляет собой древнегреческую трирему, стоящую на кубе, который установлен на постамент в виде усечённой пирамиды. На постаменте написана лаконичная надпись «Казарскому. Потомству в пример». По некоторым сведениям автором этой надписи является Николай I. Также на постаменте установлены горельефы Казарского, богов Ники, Меркурия и Нептуна. Также на постаменте изображены военные атрибуты и два маскарона в виде львов. Постамент изготовлен из инкерманского камня. Трирема, куб и литые части изготовлены из чугуна. Высота памятника 5,5 метров.

В начале XX века Матросский бульвар принадлежал Морскому собранию и чтобы попасть на него и осмотреть памятник требовалось специальное разрешение администрации Морского собрания [3] .

В 1988 году производилась реконструкция Матросского бульвара, направленная на максимальный обзор памятника со стороны проспекта Нахимова [3] .

Примечания

  1. ↑ Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. ↑ Источник: Памятник капитану Казарскому. Проверено 28 марта 2009.Архивировано 3 декабря 2012 года.
  3. 12 Источник: Матросский бульвар (недоступная ссылка — история) .

Литература

  • Севастополь: Краткий путеводитель по центру города / Ю. Воронцова. — Севастополь: Библекс, 2006. — 64 с. — ISBN 966-8231-70-8.
  • Памятники Севастополя / В. О. Стрельцов. — Киев: Мистецтво, 1976. — 137 с.

Ссылки

Памятник А. И. Казарскому на Викискладе
  • Памятник Казарскому. Проверено 28 марта 2009.Архивировано 3 декабря 2012 года.
  • Памятник А. И. Казарскому.
  • Памятник капитану Казарскому. Проверено 28 марта 2009.Архивировано 3 декабря 2012 года.
  • Панорама памятника Казарскому. Проверено 25 сентября 2012.Архивировано 3 декабря 2012 года.

Что такое wiki.moda Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.