Памятник Битве народов

Памятник Битве народов. Völkerschlachtdenkmal

Этот Монумент возвышается над Лейпцигской низменностью и виден за долго до приближения к нему. Еще бы, высота сооружения составляет 91 метр, что дает ему статус самого большого и массивного памятника в Европе. До смотровой площадки ведут 500 ступенек вверх. Памятник впечатляет, пугает, завораживает, восхищает, но точно не оставляет никого равнодушным, ведь он рассказывает о десятках тысяч смертей и битве, которая навсегда изменила историю.

16-19 октября 1813 года состоялось сражение, которое считается самым масштабным и кровопролитным до Первой мировой войны. Русские, шведы, прусаки и австрийцы силами объединенной коалиции разбили французскую армию Наполеона. Полем боя стало шестнадцати километровое плато перед Лейпцигом. Общая численность войск составляла более полумиллиона человек. 120000 солдат так и осталось лежать на поле сражения. Каждый пятый был убит, и еще десятки тысяч солдат умерли в лазаретах. Деревни в окрестностях были опустошены.

19 октября 1814 года, в первую годовщину сражения, на главной площади деревни Пробстхайда у Лейпцига был установлен первый памятник погибшим. Памятник представлял собой огромный деревянный крест высотой 30 локтей. Спустя 80 лет немецкий архитектор Клеменс Тиле / Clemens Thiele организовал «Союз патриотов», задачей которого был сбор средств на сооружение нового монумента. Власти Лейпцига выделил территорию бывшего песчаного карьера на южной окраине города для возведения монумента. В 1896 году состоялся конкурс на архитектурный проект, на который была представлена 71 работа. Члены жюри выбрали продет архитектора Бруно Шмитца/Bruno Schmitz.

18 октября 1900 года был заложен первый камень. Пять лет ушло только на закладку фундамента. Строительство продолжалось 15 лет. На 90 % монумент состоит из бетона и только снаружи облицован гранитом. Проект постройки был выполнен на деньги Лейпцигских масонов, и непосредственно магистра ложи Клименса Тиме. Многие знатоки находят символы масонской идеологии, а сам памятник спланирован, как Храм Соломона.

В честь столетия со дня сражения, 18 октября 1913 года состоялось торжественное открытие мемориала в присутствии германского императора, саксонского короля, а также почетных гостей из стран-участниц коалиции.

Позднее, в 1930-1940 годах монумент часто использовали для пропаганды идеологии национализма. А после Второй мировой войны были предложения его снести.

До 2003 года памятник был заброшен, после чего началась его реконструкция, длившаяся до 2013 года, к 200-летию со дня битвы.

Монумент выполнен в стиле модерн. У основания памятника огромная скульптура Архенгела Михаила — покровителя воинов. Над скульптурой высечена надпись «Gott mit uns» (Бог с нами). По бокам от него две фурии с факелами войны. Купол памятника обрамляют 12 скульптур рыцарей 13 метровой высоты с опущенными мечами. Это символ Стражей Свободы.

Перед монументом искусственно созданный водоем — «Озеро слез», символизирующий море слез, пролитых над тысячами погибших.

Внутри памятника находится Крипта, символизирующая могилу. Главная идея — почтить память всех павших солдат. Пространство, охраняют Стражи Смерти. За их спинами — 6 метровые лица-маски, символизирующие память. Над криптой второй ярус, где находится Зал памяти с 4 фигурами высотой 9,5 метров, весом 400 тонн каждая, олицетворяющих 4 добродетели:

  • Кормящая мать олицетворяет народную силу. Два младенца у груди символизируют постоянно обновляющуюся силу народа.
  • Мальчик на коленях у мужчины олицетворяет веру в лучшую долю будущих поколений.
  • Фигура с напряженными мускулами, олицетворяющая мужественность. Сведенные руки с рельефными мускулами как бы пытаются разорвать невидимые цепи.
  • Мощная мужская фигура олицетворяющая самоотверженность. Сложенные руки держат абстрактный плод, символизирующий результат его собственного труда.

Над Залом памяти (на потолке купола) изображены 324 всадника почти в натуральную величину. И как было сказано выше, здесь много символов масонской идеологии:

Монумент Битве народов обязательный пункт для посещения в Лейпциге. Жители города очень любят его, гордятся и считают главной достопримечательностью города. В 2019 году завершится полная реконструкция комплекса (сейчас восстанавливается «Озеро слез») и это место еще больше будет притягивать людей со всех уголков земли.

Адрес: Straße des 18. Oktober 100

Трамвай 2, 15 (ост. Volkerschlachrdenkmal)

Апрель-октябрь: ежедневно с 10-18 часов,

ноябрь-март: ежедневно с 10-16 часов

Вход: 8 € для взрослых, 6 € для льготников, до 18 лет вход бесплатный

Тел.: 0341 24 16 870



Памятник Битве народов в Лейпциге — место поражения армии Наполеона

Путешествуем сами! traveltu.ru

Добрый день, друзья! Памятник Битве народов в Лейпциге открыт к 100-летию со дня окончания легендарного сражения. Битва народов это — победа объединенной коалиции нескольких стран над армией Наполеона в 1813 году. Величественный монумент задумывался как национальный памятник-мемориал и посвящён всем немецким солдатам, погибшим за время войны.

Комплекс расположен под Лейпцигом. Сами немцы считают его главной достопримечательностью города. Добраться до него можно примерно за 25 минут от ж/д вокзала Лейпцига. На осмотр можно заложить 1-2 часа.

Масштабы мемориала-музея поражают. Комплекс называют самым крупным в Европе. Его высота — почти 100 метров! Расположен он в центре поля, где проходила великая битва. Здесь же находится Озеро Слез и Камень Наполеона.

Долгое время памятник был практически заброшен, только в 2003 году началась реконструкция.

Теперь это внушительное сооружение, в котором многие видят элементы масонской символики. Не секрет, что строился он на деньги масонской ложи. Что же, осмотрим мемориал изнутри и снаружи, проникнемся торжественным моментом и рассмотрим масонские символы.

История памятника

Памятник Битве народов (Völkerschlachtdenkmal) находится под Лейпцигом. Это — самое массивное мемориальное сооружение на территории Европы.

Кто же сражался на этом месте? С 16 по 19 октября 1813 года здесь прошла самая крупномасштабная битва до Первой мировой войны. Русские, шведы, австрийцы и прусаки силами объединенной коалиции разбили французскую армию. Наполеон Бонапарт был повержен и вскоре сослан на остров Святой Елены.

Идея построить памятник принадлежит Эрнсту Морицу Арндтому, причем, он предложит установить монумент практически по завершению войны. Горячей поддержки идея не нашла в основном из-за отсутствия денег. Кроме того, Саксония была на стороне проигравших, понесла большие потери, в том числе, потеряла часть своих территорий.

Закладка первого камня прошла ровно через 50 лет после окончания битвы, в 1863 году. Правда, тогда первым камнем все и ограничилось.

В 1898 году фундамент заложили второй раз, уже основательно по чертежам Бруно Щмица. Монумент возводился 15 лет, и 18 октября 1913 года состоялось его открытие.

Проект постройки был выполнен на деньги Лейпцигских масонов, и непосредственно магистра ложи Клименса Тиме. Он же глава союза патриотов Германии.

Власти ГДР серьезно планировали снести памятник, — его часто использовали для пропаганды идеологии национализма в 1930—1940 годах. В конце концов, объявили чем-то вроде памятника «братства по оружию России и Германии», оставили в покое, но никакой реставрации или восстановлений долгое время не проводилось.

С 2003 по 2013 годы началась масштабная реконструкция памятника. Тогда внутренние помещения были закрыты для посещений. Сейчас они открыты, но идёт укрепление Озера слёз. Окончание работ намечено на 2019 год.

Памятник в деталях

Völkerschlachtdenkmal установили в центре исторического поля битвы.

Немного цифр, чтобы вы могли лучше представить себе размеры монумента:

• Высота: 91 м
• Высота внутреннего зала с куполом: 68 м
• Фундаментная плита: 80 х 70×2 м
• Количество фундаментных свай: 65 шт.
• Количество ступеней до обзорной платформы: 500 шт. (Здесь находится первая смотровая площадка).
• Ширина пьедестала: 126 м
• Масса: 300 000 т
• Использовано каменных блоков: 26 500 шт.
• Использовано бетона: 120 000 м³
• Стоимость: 6 миллионов золотых марок

Сам памятник Битве народов отлит из бетона. Его общий вес более 300 000 тонн. Позднее, он был облицован гранитом.

Читайте также  Памятник Афанасию Никитину

Впечатляет, не правда ли? Особенно 500 ступеней, которые предстоит пройти, чтобы рассмотреть сооружение внутри и увидеть поле, где проходила когда-то величайшая в истории народов битва.

Для тех, кому 500 ступеней не под силу, с недавних пор работают лифты.

Для сравнения: вы видели памятник Родина-мать зовет на Мамаевом кургане? Высота женской фигуры 52 метра, и она кажется невероятно высокой. А теперь представьте себе, два таких памятника в высоту, и получится высота памятника Битве народов.

С внешней стороны

У основания Völkerschlachtdenkmal выделяется гигантская скульптура. Это — Архангел Михаил. Немецкие солдаты считали его своим покровителем и защитником во всех войнах и битвах.

Над скульптурой высечена надпись «Gott mit uns» (Бог с нами).

Купол памятника обрамляют 12 скульптур рыцарей с опущенными мечами. Это символ Стражей Свободы.

Вся конструкция оканчивается массивной платформой. Кажется, что тут чего-то не хватает, какого-нибудь шпиля, башенки, например. Историки спорят: или так и было задумано, или же это площадка для символа Германской империи — орла.

Перед монументом прямоугольный водоем, в котором вся массивная конструкция эффектно отражается. Его название «Озеро Слез».

Совсем рядом с памятником находится камень Наполеона. На этом месте Наполеон расположил свой командный пункт во время битвы. Некая дань уважения императору Франции, хоть и побежденному.

Внутреннее помещение

В сердце монумента находится Зал славы или крипта. К ней ведёт нижний вход.

Главная идея всего комплекса и зала Славы — почтить память павших в битве солдат. На этом месте погибло более 120 тысяч человек.

Пространство, в центре которого всегда лежат живые цветы, охраняют воины-стражники. За их спинами — лица-маски, символизирующие память.

Над ними 4 фигуры высотой 9,5 метров, олицетворяющих 4 добродетели немецкого народа:: храбрость, силу веры, народную мощь и самоотверженность.

  • Кормящая мать — единство народа
  • Мальчик на коленях у мужчины — вера
  • Мужчина с напряженными мускулами — мужественность
  • Мощная фигура — самоотверженность

324 всадника в натуральную величину изображены на потолке купола.

Помните, кто финансировал постройку? Если сложить все составляющие этого числа (3+2+4), то мы получаем число 9. У масонов это значимое число, обозначает Орден Девяти Избранных Рыцарей.

Крипта. Мемориал в Лейпциге

Здесь много символов масонской идеологии, а сам памятник спланирован, как Храм Соломона и поделен на несколько областей:

Знатоки находят и другие символы, менее заметные.

Обзорные площадки

  • Первая площадка находится на первом этаже мемориала.
  • Следующий выход — вторая смотровая площадка на уровне Зала славы. Сюда мы поднимаемся по ступеням, или же пользуемся лифтом.
  • Третья площадка прямо под куполом. Отсюда открывается вид на город и далеко за его пределы. Город как на ладони. Наверх ведет узенькая винтовая лестница, но многие туристы пользуются лифтом.

Время работы

Каждый день с 10:00 до 18:00.

Сколько стоит

Стоимость взрослого билета 8 евро.

В галерее мемориала проходят концерты классической музыки. Тогда выход на смотровые площадки разрешен за 30 минут до начала концерта.

Адрес: Str. des 18. Oktober 100, 04299 Leipzig

Где остановиться в Лейпциге

Сейчас много вариантов жилья в Лейпциге появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Лейпциге

Как добраться

На трамвае. Маршрут S1, S4 S11 или 2, до остановки Leipzig Völkerschlachtdenkmal. Это самый простой вариант, как добраться до памятника.

Трамвай начинает движение от главного вокзала Лейпцига (Leipzig Hauptbahnhof).

Памятник Битве народов на карте

Друзья, спасибо вам за то, что осмотрели вместе с нами этот захватывающих дух памятник. А у нас для вас еще много интересных историй о путешествиях по всему миру. Подпишитесь на обновления, тогда вы сможете первыми получиться наши статьи. До новых встреч!

Памятник битве народов

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Монумент
Памятник битве народов
нем. Völkerschlachtdenkmal
Страна Германия
Город Лейпциг
Архитектурный стиль модерн
Автор проекта Бруно Шмитц
Архитектор Шмитц, Бруно
Дата основания 18 октября 1913
Дата постройки 1913 год
Высота 91 м
Медиафайлы на Викискладе

Памятник Битве народов (нем. Völkerschlachtdenkmal ) — одна из главных достопримечательностей Лейпцига и самый массивный памятник на территории Европы. Филиал музея истории города.

Содержание

История памятника [ править | править код ]

С 16 по 19 октября 1813 года под Лейпцигом произошла так называемая Битва народов, в которой коалиция русских, австрийских, прусских и шведских войск разбила французскую армию Наполеона Бонапарта. До Первой мировой войны эта битва являлась крупнейшей в истории Европы.

Впервые идея воздвижения памятника предложена вскоре после самой битвы Эрнстом Морицем Арндтом [1] . Но поскольку Саксония, участвовавшая в битве на стороне Наполеона, понесла серьёзные территориальные потери, идея памятника не встретила поддержки. После приуроченной к 50-летию битвы закладки первого памятного камня в 1863 году — так называемого «Камня Наполеона» (нем. Napoleonstein ) [2] —, до конца XIX века серьёзных планов реализации памятников Битвы народов не появлялось.

18 октября 1898 года состоялась закладка национального мемориала Битвы народов, возведённого по чертежам берлинского архитектора Бруно Шмица. Торжественное открытие состоялось в 1913 году, к столетию сражения [3] . Инициатором проекта был Клеменс Тиме, председатель Германского союза патриотов и магистр Лейпцигской масонской ложи. Финансирование осуществлялось за счёт специально организованной лотереи и пожертвований.

После Первой мировой войны Битва народов и посвящённый ей памятник стали трактоваться как один из символов национального пробуждения германского народа; особенно в 1930—1940 годах нацисты широко использовали этот мемориал в пропагандистских целях. Вследствие чего во времена ГДР власти даже думали снести памятник, ассоциировавшийся с прославлением германского национализма; как символ «русско-немецкого братства по оружию» он всё же был оставлен. Тем не менее значительных усилий по его сохранению не предпринималось.

В 2003 году начались работы по восстановлению монумента, которые завершились к его столетию в 2013 году. Затраты на восстановление, составили больше 30 миллионов евро. Источниками финансирования являлись фонд «Памятник Битве народов», земля Саксония, город Лейпциг и пожертвования.

Описание [ править | править код ]

Памятник высотой 91 м расположен в центре поля битвы. От основания к верхней обзорной платформе ведут 500 ступеней. С недавних пор имеется два лифта, поднимающихся до средней обзорной платформы на высоте 57 м. Внутри памятника расположен «Зал славы», на потолке которого изображены 324 всадника почти в натуральную величину. В зале стоят четыре статуи «поминальщиков» высотой 9,5 метров, олицетворяющих добродетели: храбрость, силу веры, народную мощь и самоотверженность.

Фигура у основания памятника изображает архангела Михаила, считавшегося защитником немецких солдат и во многих других битвах. Вокруг его головы высечена надпись: «Святой Михаил», а выше — «Бог с нами!».

В непосредственной близости от памятника находится камень Наполеона (Napoleonstein). На этом месте 18 октября 1813 года Наполеон расположил свою ставку. Монумент и камень Наполеона нередко считаются частями общего комплекса, посвящённого Битве народов.

Монумент «Битва народов под Лейпцигом»

У победы всегда много отцов, поражение всегда сирота. Справедливая аксиома для всех воин.

История Второй мировой войны теперь немыслима без образовавшейся за 70 лет палитры трактовок «решающего вклада». И это при всей казалось бы очевидности предмета вопроса.

Что уж говорить про другие войны. Например, наполеоновские. Каждый русский (да и советский) школьник знает, что звезда Наполеона начала свой закат с Бородинского сражения и начала стремительно падать с московского пожара, Малоярославца и бегства по старой смоленской дороге. Все что после – так, добивание раненого зверя. И в этом немало истины. Англичанин же заметит, что последнее поражение Наполеона произошло в битве при Ватерлоо в 1815 году, и лишь оно окончательно усмирило «корсиканское чудовище». И с ним тоже будет сложно поспорить.

Читайте также  Памятник князю Михаилу Тверскому

А вот немцы сразу скажут, что главное поражение Наполеон потерпел под Лейпцигом, во время «битвы народов», невиданной по своим масштабам и жертвам для современников. И они также будут во многом правы. После Лейпцига войска Наполеона, понеся огромные потери, откатились к французской границе, оставив Центральную Европу, Германию, Нидерланды. Император был вынужден в одиночку продолжать борьбу против всей Европы. Закончилось это предсказуемо.

Несмотря на то, что немецкие солдаты в этой битве сражались с обеих сторон, почетная память потомков удостоила чести лишь противники Наполеона. Когда в 1871 г. немцы, наконец, объединились в единое государство-империю, «Битва народов» стала занимать место в её истории как один из дней воинской славы германского оружия, наряду со сражением в Тевтобургском лесу и триумфом под Седаном.

Вскоре возникла и необходимость в монументальном воплощении подвига предков. Как раз приближалось столетие битвы, и 1913 год должен был показать, что немцы помнят славные страницы своей истории. Грандиозный памятник на месте Лейпцигского сражения должен был стать прекрасным тому доказательством. Посмотрим же, что получилось у сумрачного германского гения.

Надо сказать, что современники «битвы народов» сразу осознали всю важность великого сражения. Уже через год, в 1814 г. жители Лейпцига возвели на центральной площади одной из разрешенных в ходе битвы деревень внушительных размеров деревянный крест в память о погибших. Однако всем было очевидно, что это лишь временное решение.

Писатель Эрнст Мориц Арндт в том же 1814 г. сказал, что «… он должен стоять так, чтобы был виден отовсюду, со всех улиц, по которым шли союзные войска к кровавому решающему бою… ему под стать быть большим и величественным, как колосс, пирамида, Кельнский собор». Таким образом, было задано общее направление для творческого поиска.

Проектов было много. Один из них представлял собой огромную голову Фридриха Барбароссы. Другой выглядел как исполинский крест с мечом. Третий представлял собой нечто среднее между христианским собором и дворцом.

Однако до строительства по разным причинам дело не доходило почти весь век. Сказывалась нехватка средств и обилие других более актуальных проблем. С первой проблемой стало значительно легче после объединения Германии в 1871 г. – экономический рост новой империи позволял удариться в гигантоманию.

Но кроме денег нужна была и воля. С ней было сложнее. Вялые потуги сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на одном проекте и довести его до конца привели лишь к тому, что в 1863 г. удалось залить фундамент для монумента. Который, впрочем, так и остался неприглядным недостроем.

Все изменилось в 1894 г. Молодому лейпцигскому архитектору Клеменсу Тиме надоело, что проект памятника «Битве народов» постоянно срывается. Он взял ситуацию под свой контроль. Провел новые конкурсы, на финальном из которых победил проект Бруно Шмитца, окончательно доработанный в 1898 г. Был наведен порядок в организации строительства – определена стоимость, рассчитано количество необходимых материалов.

Стройка получалась масштабная. Для фундамента размером 70 на 80 метров и толщиной в 2 метра в течение двух лет было извлечено 82 000 кубометров земли. Основу сооружения составила массивная бетонная конструкция (монумент на 90% состоит из бетона). С началом стройки каждый день расходовалось около 100 кубометров трамбованного бетона. Кроме того, было использовано 26 500 гранитных блоков, которые также составили основу конструкции.


Благодаря добросовестному труду рабочих и четкой немецкой организации, монумент был торжественно открыт в срок – 18 октября 1913 г. Что же увидели зрители в этот день?

Символизм и значение

Хотя речь идет о «битве народов», ничего не напоминает здесь о неком «многонациональном» аспекте сражения. Перед нами мемориал, призванный прославить силу немецкого духа и оружия, сделавшего решительный шаг к свободе через разгром армии Наполеона.
Знатоки архитектуры находят в монументе мотивы древнеегипетских и вавилонских храмов, масонские символы, отмечают схожие с парижским Домом Инвалидом элементы. Очевидно одно – монумент «Битва народов» был произведением нового германского стиля.
Одной из его отличительных черт стоит назвать умышленную архаизацию. Памятник должен был выглядеть так, как будто ему минимум несколько тысяч лет и он ровесник пирамидам в Гизе. По своей организации он явно несет в себе мотивы сакрального. Правда «божественную идею» храма здесь заменят «торжество германского духа».

Снаружи монумента посетителей встречает аллегорически изображающий Лейпцигское сражение рельеф размером 19 на 60 метров. Центральной фигурой является скульптура Св. Михаила с огненным мечом, который мчится на поле боя, стоя в своей боевой колеснице. По бокам на лестницах расположены головы Фридриха Барбароссы. Их расположение связано с популярной легендой о «спящем короле», который проснется со своим воинством в нужный для отечества час. В сознании тогдашних немцев «спящий король» ассоциировался именно с Барбароссой.

Войти в крипту строения можно, преодолев 136 ступеней (внутри есть лифт). Она символизирует символическое место погребения павших. 16 воинов, скорбно опустивших головы, несут вечный караул. Восемь посмертных масок за ними символизируют смерть.

Выше расположен «зал памяти». 4 массивные фигуры почти 10 метровой высоты символизируют истинно германские добродетели, позволившие выиграть войну за освобождение Германии от французской оккупации Наполеоном. Добродетели эти: мужество, вера, народность, самоотверженность. Вес каждой фигуры составляет 400 тонн.

Завершает конструкции монумента огромный купол. С внутренней стороны на нем изображены 324 всадника, символизирующих вернувшихся домой победителей.

Наконец, снаружи композиции довершают 12 фигур опирающихся на мечи воинов. Они обозначают готовность немецкого народа защищать свою свободу и независимость. Каждая фигура сложена из 47 гранитных блоков, достигают 13 метров в высоту и весят по 200 тонн.

Наверху купола расположена обзорная площадка, куда ведут 364 ступени довольно узкой винтовой лестницы. Высота площадки – 91 метр. Само собой, вид на Лейпциг и его зеленые окрестности оттуда открывается исключительный.

Судьба монумента в бурный для Германии ХХ век нередко находилась под вопросом. В годы Первой мировой войны и Веймарской республики памятник продолжал служить символом доблести немецкого духа. В приходом к власти Гитлера пропагандистское значение монумента усилилось. Архитектура Третьего рейха сама тяготела к гигантомании и мистическому символизму. Монумент «Битвы народов» органично вписался в нацистскую идеологию, паразитировавшей на в том числе и на образах славного прошлого Германии. В дни государственных праздников здесь проходили торжественные митинги с почетным караулом.

Бомбежки англо-американской авиации почти не принесли монументу повреждений. Лишь немного он пострадал от осколков и разрывов.

С установлением ГДР возникла дискуссия о судьбе памятника. Было мнение, что что его необходимо снести как символ немецкого милитаризма. Однако было решено сместить акценты в его трактовке. Теперь монумент символизировал русско-германское братство по оружию, что в каком-то смысле даже больше соответствует реальному историческому наполнению события. Все-таки вклад русских солдат в победу под Лейпцигом сложно переоценить. Вновь монумент стал местом проведения митингом, торжественных мероприятий. И вновь с почетным караулом, только теперь из советских солдат и бойцов Народной армии ГДР.

После объединение Германии акценты снова поменялись. Отныне идеологическое содержание монумента выхолощено в пользу его туристической доступности и включенности в общую инфраструктуру туризма ФРГ. Была проведена комплексная реконструкция. Сейчас монумент «Битвы народов» является, пожалуй, самым посещаемым туристическим объектом в Лейпциге. Посетите его и Вы!

До монумента ходит трамвай 15 маршрута. От главного вокзала и центра города всего несколько остановок. Некоторые отели Лейпцига предоставляют бесплатный проездной на городской транспорт на один день.

Читайте также  Памятники в Ноябрьске

Памятник Битве народов

В городе Лейпциге, в стороне от основных достопримечательностей центра, стоит огромный памятник Битве народов. Это самый массивный памятник на территории Европы: его высота достигает почти ста метров, внутри есть огромный зал славы, а сверху, со смотровой площадки, открывается красивый вид на окрестности.

Памятник Битве народов посвящён крупнейшему сражнению времён Наполеоновских войн, произошедшему 16-19 октября 1813 года. Немецко-австрийско-русско-швецкая коалиция разбила армию Наполеона, и до начала Первой мировой войны эта битва считалась самой крупной битвой в истории человечества.

Памятник Битве народов начали строить в конце 19-го века на том самом поле, где и проходила битва. По задумке, он должен был стать самым большим памятником на территории Европы. Его высота – 91 метр, ширина пьедестала – 126 метров, обшая масса – 300 тысяч тонн. Внутри находится огромный зал славы высотой в 68 метров, а наверх, к смотровой площадке, ведут 500 с лишним ступенек. Строили памятник 15 лет, и открыли к 100-летию празднования победы в Битве народов, меньше, чем за год, до начала Первой мировой войны.

В основании памятника в образе грозного война изображён архангел Михаил, считавшийся защитником немецких солдат во многих битвах:

Зал славы выглядит сурово и мрачно: памятник войнам на первом ярусе, скорбящие войны – на втором, три сотни всадников в натуральную величину – на потолке.

Наверх ведёт длинная лестница. Стены, по традиции, украшены надписями про путешественника Васю, который был и там, и тут, и вообще везде:

Вид на воина-освободителя с одного из промежуточных ярусов:

Сверху открывается вид на само поле битвы и близлежайшие окрестности. Центра отсюда почти не видно, потому что памятник находится довольно далеко от старого города:

Вот здесь вдалеке виден купол русского православного храма:

Я потом специально подъехала к этому храму, очень уж необычное строение. Что удивительно, его тоже построили в память Битвы народов, и освятили в тот же самый день, когда и открыли памятник Битве народов, в октябре 1913-го года.

Стоит ли удивляться, что на улицах Лейпцига и сейчас можно услышать русские песни:

А архитектура некоторых районов центра до боли напоминает советскую застройку:

Как и всюду в Германии, в Лейпциге есть инсталляции, посвящённые погибшим евреям. На месте древней синагоги сейчас расположена небольшая площадь, заставленная пустыми стульями. Просто и лаконично: стулья есть, а людей нет. До гитлеровских времён в Лейпциге проживало почти 20 тысяч евреев.

Но вернёмся в центр. Вот это массивное здание – федеральный суд Германии:

Напротив него находится один из самых известных музеев Лейпцига – музей Штази, министерства госбезопасности ГДР:

В музее довольно подробно рассказано о целях и методах немецкого аналога КГБ, о том, как проводились разведка и пограничная охрана, как внедрялись агенты во все основные министерства, фирмы и печатные издания ГДР, какой техникой пользовались агенты, и как работали те, кто занимался вопросами «идеологии».

Сам музей расположен в очень старом помещении, и всё здесь – от представленных экспонатов до коридоров и комнат – пропитано духом ГДР. Советскому человека эта атмосфера почему-то кажется до боли знакомой.

Без подарков от единомышленников не обойтись:

Выйдем на свежий воздух и проникнемся духом современности:

Под конец — пара фотографий из центра города для разряда обстановки:

Памятник Битве Народов

И смотришь иногда — вроде бы и памятник маленький, и всё такое, а пробирает — до мурашек по коже. Так один мой друг детства музыку всегда оценивал: если мурашки по коже бегут, то — годная музыка.

Ну а я — памятники.

Недавно моя коллекция пополнилась ещё одним.

Но сначала о коллекции. Первый памятник в ней — конечно же, этот:

Это — памятник нерождённым детям (жертвам аборта). Без комментариев. Ничего пронзительнее и больнее не видел.

Второй памятник в ней — это памятник погибшим астронавтам во Флориде, мыс Канавералл, Спейс-центр Кеннеди. Я так жалею, что я проебал сфотографировать этот памятник, когда был там, что не буду публиковать его фотографии (чужой), просто скопирую описание:

«На космодроме на мысе Канаверал (штат Флорида) в космическом Центре имени Дж.Кеннеди установлен монумент — памятник пятнадцати погибшим американским астронавтам. «Космическое зеркало» — так назвали этот своеобразный по архитектуре обелиск, на котором начертаны имена покорителей космоса, погибших в полетах, на тренировках и в авиационных катастрофах. Пятнадцать имен были высечены весной 1991-го. Время, безжалостное и суровое, работа, полная опасностей и риска, допишут эти строки.
Сооружение весьма необычно. Большая плита из полированного черного гранита размером 13 на 15 метров помещена на вращающемся основании вместе со смотровой площадкой и поворачивается так, что тыльная ее сторона всегда обращена к Солнцу. И приезжающие видят как бы светящиеся имена астронавтов. Такой необычный эффект создают солнечные лучи, проходящие через насквозь прорезанные в граните буквы.»

Третье место делят Иисус над Рио (я там пока не был) и памятник жертвам политических репрессий напротив питерской тюрьмы «Кресты».

Этот монумент, о котором я вам хочу рассказать, встал в ряд таких памятников. Пробирающих до мурашек.

Это под Лейпцигом.

Кажущаяся снизу не очень высокой башня:

Монумент Битве Наций (народов).

В октябре 1813 года в Европе было неспокойно. Очередной фюрер в мундире на французский манер, изрядно опиздюлившийся только что на этом диком Востоке, в России, пытался сохранить остатки былого величия. Коалиция русских, пруссаков (немцев), австрийцев и шведов за три дня разбила его армию, и вплоть до Первой Мировой войны сия баталия оставалась крупнейшей на полях Европы.

Происходило сие массовое опиздюливание француза под Лейпцигом. И именно здесь в 1898 году был заложен памятник. Торжественное открытие памятника состоялось в 1913 году — последнем году мирной жизни четырёх Империй, поделивших Старый свет: Прусской, Российской, Османской и Австро-Венгерской. Из всех из них только Османская уже явно клонилась к закату, но пожар Первой мировой утянет в могилу все четыре.

И в этом мне тоже видятся какие-то сакральные смыслы. Ибо и памятник — такой, и дата его открытия.

Таинственные фигуры исполинов встречают вас:

Внутри — словно Пантеон:

Фигуры будто спят.

В голливудских фильмах такие «пирамиды» и «фигуры» любят использовать, которые по нажатию какой-нибудь панели или кнопки вдруг «восстают» из небытия, и начинают как-то двигаться и вообще жути нагонять. )))

Вики утверждает, что по количеству всевозможных масонских знаков этот памятник — рекордсмен, что кагбе косвенно подтверждает его непростую природу происхождения, двойные смыслы, ЗОГ, вот это всё:

Каждая из фигур наверняка наполнена потаённым смыслом. Нам недоступным:

Вид с одного из уровней башни на какой-то замок под Лейпцигом:

Вот такой вот «миру — мир, войны не нужно, нам девизом станет дружба!» (с):

Нам в этой жизни — можно все:
Взлететь почти до звезд,
Крутить фортуны колесо
И выпадать из гнезд,
Встревать в любую круговерть,
Скакать во весь опор. Но —
Ни на солнце, ни на смерть
Нельзя смотреть в упор.
(с) Владимир Станцо

Видимо, в этом памятнике есть либо солнце, либо смерть. На него тяжело «смотреть в упор», и что-то жуткое пробирает от вида его. Нечеловеческое что-то, как столкновение с другой цивилизацией.

Да, кстати, о сверхлюдях — этот памятник нацисты активно использовали в пропаганде своей идеологии. Так что, может, отсюда такие ощущения. Не знаю.