Памятник Александру Пересвету в поселке Борисоглебский

Про посёлок и монастырь

Осмотрев достопримечательности Ростова и совершив увеселительно-фотографическую лодочную прогулку по озеру, отправились в посёлок Борисоглебский, что в 20 километрах западнее Ростова. По улицам посёлка редко-редко прошмыгнёт утомлённый жарой прохожий или промчит, поднимая клубы пыли, автомобиль. Отличное место для измученного толпой и суетой горожанина, сумевшего урвать свободный летний денёк посреди рабочей недели. Важно оказаться в Борисоглебском не в выходной день, чтобы избежать увлекательной встречи с охочими до достопримечательностей туристами. Хотя в будни имеется и свои минусы, которые случилось познать, посещая город Плёс на Волге. Кстати, в Борисоглебском, как и в Плёсе, сто лет тому назад побывал Прокудин-Горский со своей фотоэкспедицией, желающие могут полюбоваться цветными фотографиями более чем вековой давности.

В наступившем, 2013 году в посёлке готовятся отметить 650-летие основания монастыря и ПГТ. На сайте администрации пишут: «650 лет святой Борисоглебской земле» — под таким девизом пройдет в 2013 году 650-летие нашего поселка Борисоглебский. Это не просто старинное русское поселение с интересным прошлым — это неотъемлемая часть России, ее православной истории и культуры. Поэтому все, кому интересна и дорога история России, хотя бы раз в жизни должны побывать здесь, на берегу реки Устье, посмотреть эту красоту природы, проникнуться духом прошлого, который во все времена служил источником силы и мудрости.

. К 650 летию поселка, при поддержке Губернатора Ярославской области С.А.Вахрукова, Правительства Ярославской области и региональных органов власти, будет реализована масштабная программа подготовки к юбилею, которая охватывает практически все направления и отрасли жизни района. К своему юбилею поселок должен помолодеть и преобразиться».

Как бы не переборщили с омоложением и преображением.

Борисоглебский монастырь был основан в XIV веке, как форпост на подступах к Ростову. Первые его постройки были деревянными и не сохранились. Каменное строительство началось в XVI веке.

Поселок городского типа Борисоглебский, в просторечии называемый Борисоглеб — районный центр Ярославской области. Расположен на правом берегу реки Устье, которая ниже, сливаясь с рекой Векса, образует Которосль, впадающую в Волгу в черте города Ярославля.

Поселок, бывший уездный город Борисоглебск Ярославской губернии, возник как слобода при Борисоглебском монастыре, который и представляет его главную и почти единственную достопримечательность.

Александр Пересвет (8 сентября 1380г) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря и бывший боярин Брянский, вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

Как повествует житие Преподобного Сергия, «их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил себе в свои полки Великий Князь у Преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу. И Преподобный Сергий не задумался исполнить просьбу Великого Князя, на вере основанную, он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное.

С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное,– говорил при сем Преподобный,– да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!» Поручая их Великому Князю, святой старец сказал ему: «Вот тебе, возлюбленный Княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» А им сказал: «Мир вам, возлюбленные мои о Христе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Xpистовы!

В честь Пересвета был назван броненосец Российского флота, участвовавший в Русско-японской войне. В наши дни имя «Пересвет» носят теплоход Волжской речной флотилии, большой десантный корабль КТОФ и поезд сообщением Брянск — Санкт-Петербург. Наименование «Пересвет» носит тепловоз 2ТЭ25К, выпускаемый с 2005 года в Брянске.

А этот памятник, точнее полутораметровый бронзовый бюст вождя народного ополчения 1612 года князя Дмитрия Пожарского, установленный на постамент из мрамора высотой 2,5 метра, во многом примечателен. Автор скульптуры (памятник, что интересно, был подарен скульптором посёлку) — член Российской академии художеств Михаил Переяславец. Кстати, Михаил Владимирович работал и над памятникам десантникам, который был установлен прошлым летом в посёлке Демянск.

Так вот, на Советской площади райцентра, прямо перед зданием администрации района стоял, как и положено в таких случаях, памятник другому вождю — В.И. Ленину. Как утверждают, «26 сентября полпред президента ЦФО Георгий Полтавченко участвовал в открытии памятника герою Куликовской битвы Пересвету работы Зураба Церетели. Полтавченко, ратовавший за вынос тела Ленина из мавзолея, якобы выказал недовольство нахождением памятника вождю мирового пролетариата рядом с администрацией района».

13 октября 2005 года памятник Ильичу был снесен или демонтирован. 14 октября перед зданием районной администрации Воробьев организовал несанкционированный пикет против сноса памятника Ленину. Он проходил три часа параллельно с заседанием собрания представителей Борисоглебского МО. Местные депутаты, обсудив вопрос о памятнике, решили вернуться к нему после того, как свое решение вынесет районная прокуратура, в которую обратились представители КПРФ. Обратившиеся просили привлечь к ответственности виновных и восстановить памятник Ленину на прежнем месте.

По факту обращения прокуратура начала проверку законности решения главы Борисоглебского муниципального округа Виктора Почернина о сносе памятника Ленину, расположенного на Советской площади райцентра. Итогом проверки стал отозванный протест прокуратуры и решение о повторной установке снесённого памятника Ильичу, но уже перед домом престарелых, называемого «пунктом временного пребывания при центре социальной адаптации».

В итоге, 21 ноября торжественная церемония открытия памятника князю Пожарскому в поселке Борисоглебском проходила при деятельном участии ОМОНа, потому как во время выступления губернатора области Анатолия Лисицына приехавшие из Ярославля коммунисты и национал-большевики попытались провести несанкционированный митинг.

Вот и дари после такого людям памятники.

Какой-то талантливый ландшафтный дизайнер то ли аккуратно спилил надоевшие деревья, то ли украсил улицу столбиками неясного назначения.

На территории действующего мужского монастыря располагается филиал ростовского музея-заповедника, действуют постоянные экспозиции и временные выставки. Вход, насколько, понял свободный, во всяком случае найти кого-нибудь кто хотел бы взять флату за посещение и съёмку я не сумел. Говорят, если удастся найти музейных работников, есть шанс забраться на стену и прогуляться в башню.

Первые кирпичные стены монастыря относились ко времени Ивана Грозного. По-видимому, именно они и выдерживали осаду польско-литовских войск, подходивших в Смутное время к монастырю. Точных сведений о том, был ли монастырь взят или не сдался, нет – одни источники утверждают, что поляки отошли ни с чем, другие – что монастырь был разграблен. Есть также легенда, что поляков с гетманом Сапегой во главе усовестил преподобный Иринарх, убедивший их не грабить и не разорять обитель.

Крепостные стены имеют длину более километра, высота их колеблется от десяти до двенадцати метров, толщина достигает трех метров. По стенам сделаны открытые пешеходные переходы вокруг всего монастыря (гульбище), прежде их использовали для проведения крестных ходов. Стены приспособлены и для ведения боевых действий.

По периметру крепостных стен размещены четырнадцать башен высотой от 25 до 38 метров. Самая высокая башня – северо-восточная, Максимовская, высота ее 38 метров, с ее обзорной площадки местность видна на расстояние до пятнадцати километров. Большей частью своего объема башни вынесены за крепостную стену, что должно было обеспечивать наилучшее ведение огня вдоль стен.

Трехъярусная Звонница была сооружена в начале 80-х годов XVII века, вероятно, артелью ростовских зодчих. Звонница сохранилась почти без изменений. Пристроенное тогда же или немного позднее крыльцо звонницы украшено многоцветными «ценинными» рельефными изразцами, производство которых в то время процветало в Ярославле.

В 1989 году Борисоглебский собор был передан РПЦ и открыт как приходской храм.

Определением Священного Синода от 24 ноября 1994 года приход преобразован в мужской монастырь. Обители переданы Борисоглебский собор, Благовещенская церковь, келья-часовня св. Иринарха, Сергиевская надвратная церковь. В остальных помещениях монастыря расположен филиал Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника.

С 1998 года в Борисоглебском монастыре проходят ежегодные всероссийские Иринарховские научно-практические Чтения. В 1997 году игуменом Иоанном возобновлена древняя традиция почитания прп. Иринарха — совершается пеший крестный ход из монастыря к источнику святого Иринарха на его родине близ села Кондаково.

Ну и до кучи: на сайте администрации Борисоглебского обнаружил вот такой странный документ:

Что посмотреть в поселке Борисоглебский за один день

Борисоглебские слободы, так изначально назывался поселок Борисоглебский (1363), находятся чуть западнее Ростова, всего в двадцати километрах от него. История его возникновения связана с Борисоглебским монастырем. Безмятежная и даже немного сердитая красота монастыря привлекает всех его посетителей и проезжих.

Совсем недавно ему исполнилось 650 лет, но выглядит он для своего седовласого возраста неплохо. Его гигантские стены напоминают стены Московского Кремля. Для маленького поселка такое сооружение несколько великовато. Но в те далекие смутные времена татарские набеги, княжеские междоусобицы и польские поползновения просто вынудили основателей монастыря укреплять его стены.

Борисоглебский монастырь

Монастырь всегда открыт для посетителей. Нынче он пребывает в реставрационном состоянии, но некоторыми его строениями уже можно любоваться, как историческими памятниками. Кстати, одежда посетителей может быть любая, никто не требует посещать монастырь в надлежащем для этого виде, как это делается в других монастырях. Головные уборы для женщин можно найти на центральном входе.

На территории монастыря расположились надвратные церкви, украшениями которых служат резные галереи. Немного южнее красуется Сергиевская церковь , которая, по словам историков, перестраивалась в конце семнадцатого века. Ворота церкви открывают вид в глухой и уединенный парк. А вот Сретенская церковь со своими воротами выводит посетителей из монастыря в поселок Борисоглебский. Этот ансамбль церквей один из самых невероятно красивых построек семнадцатого века в России.

Борисоглебский собор – самое большое строение в монастыре, которое построено чуть более пяти столетий назад. В нем хранятся мощи святых Павла, Федора и Иринарха. Необычайный интерьер создают своды со столбами, которые придают объемности и торжественности помещению. Внутренние росписи собора выполнены художником Егоровым уже в ХХ веке, но гармонично вписываются в стиль прошлого.

Единственным построением Григория Борисова принято считать Благовещенскую церковь, в которой находится трапезная палата и настоятельские покои. Это церковь-дом настоятеля монастыря. Каменная резьба и изразцы лаконично украшают пристроенное крыльцо церкви. В настоящее время на реставрации.

Самым необычным строением внутри монастыря принято считать звонницу. Три маленькие главы, трехъярусное резное крыльцо, ну и, конечно же, колокола, правда, уже новые. Все старые колокола во времена советской власти бесследно исчезли.

Все покои, корпуса и кельи создают в монастыре маленький спокойный и уютный городок, в котором своя жизнь, свои правила, резко отличающиеся от внешнего мира. Но это и влечет всех посетителей, желающих впитать дух тех далеких веков.

Немного из истории

Место для монастыря выбирал Сергий Радонежский, рассчитывая, что обитель станет защитой от монголо-татар на подступах к Москве. Противостояние уже в другой войне, с поляками, продолжил преподобный Иринарх. Когда-то его цепи, тяжесть которых на себя сейчас примеряют паломники, произвели на польского военачальника огромное впечатление, после чего он одарил монастырь деньгами.

Читайте также  Памятники в Тюмени

В свое время поляки хотели завладеть монастырем. Иринарх − единственный, кто тогда остался в монастыре. После разговора с командиром польского отряда монастырь был оставлен поляками.

Святой Иринарх пришел в монастырь из ближайшей деревни. В затворе он молился тридцать лет. Его маленькая келья была шириной около двух метров и длиной около четырех метров. Живя в монастыре, он много претерпевал и от местной братии. Поговаривают, что, когда у него исчезли сапоги, он прекрасно обходился без них, а когда настоятель отобрал у него часть продуктов, он без замешательства отдал настоятелю все продукты. Иринарх один из немногих благословил Минина и Пожарского на освобождение Москвы.

В народных сказаниях говорится, что именно Иринарх своими молитвами изгнал всех гадюк из монастыря. Во всей округе можно встретить гадюку, а на Борисоглебской слободе их нет.

Недалеко от реки Устье, правый берег которой занимает Борисоглебск, есть места, где еще до революции обитали монахи в маленьких землянках. Даже святой источник был там с родниковой водой. После всех неурядиц монахи исчезли, и источник долго найти не могли. Уже в наши времена прошла большая буря, которая валила деревья. Под упавшим дубом пошла родниковая вода. Впоследствии этот родничок расчистили, облагородили, и по сей день к нему приходят люди напиться святой воды. Среди деревьев и девственной природы теперь журчит маленький родник, который создает сказочную обстановку.

О поездке к источнику святого Иринарха читайте в этой заметке.

Торговые ряды

По всей длине северной стены монастыря расположились каменные лавки, которые были построены руками монахов еще в XIX веке. Ростовские купцы и крестьяне Борисоглебска брали в аренду эти лавки и продавали свои товары. Сегодня лавки сохранились как единственное доказательство провинциальной жизни былого волостного центра Ростовского уезда.

Памятник Александру Пересвету

К юбилею Куликовской битвы в 2005 году был открыт памятник Пересвету – воину-монаху. Скульптурная композиция принадлежит автору З.К. Церетели. Высота бронзового памятника составляет три метра. Легенд ходит много об этом герое Куликовской битвы, который принимал постриг в Борисоглебском монастыре.

Памятник преподобному Иринарху

В уютном местечке возле автовокзала расположился памятник Иринарху, автором которого был З.К. Церетели. Среди тенистых деревьев и цветочных клумб, вокруг которых находятся скамейки для отдыха, освещенные в вечернее время фонарями, в гордом одиночестве Иринарх встречает гостей поселка, а также охраняет его от врагов, как и в былые времена.

Краеведческий музей Борисоглебска

На территории монастыря мирно расположен краеведческий музей, в фонде которого присутствуют:

  • предметы быта древних жителей поселка;
  • экспозиция деятельности В.А. Королева, который вошел в лучшую десятку гармонистов России;
  • выставка изделий и картин, искусно вышитых лентами из атласа и шелка;
  • выставка как юных, так и состоявшихся художников;
  • фотографическая выставка поселка Борисоглебска с ХХ по ХХI века.

Квартира- музей К. Васильева

Поэт Васильев – уроженец поселка Борисоглебский. Он посвятил поэзии четверть века и оставил богатое наследие для своих односельчан. Его стихотворения знают даже маленькие жители поселка.

Как добраться до поселка Борисоглебский

Железной дороги в этом поселке нет. Ближайшая железнодорожная ветка находится в Ростове Великом.

Каждые два часа из Ростова в Борисоглебский прибывают автобусы, которые сорок минут находятся в пути. Из Ярославля автобус идет около двух часов, но тоже прибывает так же часто, как из Ростова. Из Углича до поселка автобус трижды в день привозит пассажиров. Поездка занимает около двух часов. Путь не покажется длинным, так как можно любоваться красотами лесов, не тронутых человеком.

Поездку в Борисоглебский можно совместить с посещением Углича или Ростова. Но если у путешественников есть цель посетить монастырь, лучше для этого выделить целый день. Чувство умиротворенности, ощущение волшебства или влияния высших сил будут сопровождать посетителей на протяжении всего пребывания в монастыре.

Гостиница «Ковчег»

Небольшая гостиница поселка принимает одновременно сорок человек. В ней есть 17 номеров со всеми удобствами. Первый этаж гостиницы приходится под кафе, в уютной обстановке которого можно отведать местные блюда. Возле здания находится бесплатная стоянка. Она не охраняется, но случаев угона не было. Собственная котельная отапливает гостиницу зимой.

Борисоглебский отель располагается в доме №2 по улице Первомайская. Ищите желтое двухэтажное здание с балконами и мансардой.

Стандартный номер на двоих в выходной день обойдется в 2300 руб. Полу-люкс дороже: 3300 на буднях и 3600 в выходной. Есть номера из разряда Хостел. Они находятся в мансарде. Минимальная цена за ночлег 500 руб.

Еще в поселке можно отдохнуть на турбазах, расположенных на берегу реки. Послушать пение лесных птиц в сочетании со звоном монастырских колоколов, сблизиться с природой, половить рыбу. Покататься на лодке можно в выходные дни. Это надолго останется в памяти и отвлечет от городской суеты.

Даже прогулка по поселку принесет немало впечатлений. Местные жители настолько внимательны и доброжелательны, что складывается впечатление, будто они тоже святые. Старожилы поселка охотно и даже с азартом рассказывают легенды о своем крае, увлекая ваше воображение в середину шестнадцатого века.

«Новые Известия»: Церетели превращается в такой же русский бренд, как балалайки

В понедельник в поселке Борисоглебский Ярославской области был освящен и открыт очередной шедевр Зураба Церетели — памятник герою Куликовской битвы Александру Пересвету. Монумент общей высотой 5 метров установлен на въезде в поселок у стен монастыря. По преданию, Пересвет принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре.

Рост бронзового воина-монаха составляет 3,5 метра. В правой руке он держит православный крест, в левой копье. Скульптура установлена на мраморном пьедестале.

Памятник, приуроченный к 625-летию Куликовской битвы, освятил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Как заявил приехавший к открытию Зураб Церетели, ему «выпала огромная честь увековечить образ великого русского воина, который сыграл значительную роль в победе над татарами». Церетели отметил, что по просьбе жителей Борисоглебского он ваяет еще одну скульптуру — святого Иринарха-Затворника, который основал Борисоглебский монастырь.

Как пообещал Церетели, уже в ноябре ко Дню согласия и примирения этот памятник также будет открыт. Никаких акций протеста замечено не было, хотя, по слухам, некоторые и обещали закидать памятник сырыми яйцами. Ранее, как только стало известно о желании скульптора подарить скульптуру поселку, ряд представителей местной общественности высказались против. Поселковые власти долго проводили разъяснительную работу.

Кроме того, в минувшие выходные Зураб Церетели сообщил, что собирается установить во Франции семиметровый монумент Иоанну Павлу II. В связи а этим сообщением газета «Новые Известия» пишет о «всемирном и туристическом» феномене Церетели. Только за год скульптор подготовил монументы для Израиля, Америки, Франции, Италии.

«Почему власти небольшого городка Плоэрмель решили поставить у себя монумент Иоанну Павлу II, одному Богу известно. Видимо, для того, чтобы во всех путеводителях по Бретани к скупым сведениям о ее бывшей столице прибавился еще один пункт: здесь стоит русская скульптура Римскому Папе», — пишут «Новые Известия». Из тех же соображений Иерусалим в этом году уже принял от Церетели композицию «Жертвам Холокоста», а Нью-Йорк готовится к созерцанию его огромной стелы памяти жертв теракта 11 сентября.

В запасе у скульптора остался огромный проект памяти жертв цунами, который он намеревался воплотить где-нибудь на побережье Таиланда, пострадавшего от стихии в декабре прошлого года.

Как отмечает издание, удивительно, как быстро в американском Нью-Джерси улеглись страсти вокруг монумента Зураба Церетели. Стоило президенту России «освятить своим присутствием» закладку камня в основание будущего памятника, как творение скульптора стало восприниматься как событие международного масштаба.

Такую судьбу имеют почти все иностранные работы Зураба Константиновича, отмечает газета. Сценарий развивается одинаково: сначала Церетели сообщает о каком-нибудь проекте на злободневную тему, потом в спешном порядке отливается модель сооружения, которую, «хихикая и недоумевая, рассматривают журналисты». «Потом вдруг возникает мало-мальский политический повод — и вот уже лица статусом не ниже президентов перерезают ленточку», — отмечают «Новые Известия».

Таким образом Церетели постепенно превращается в такой же русский бренд, как балалайки или шапки-ушанки с кокардами: все понимают, что это по большому счету китч, однако продолжают покупать и вывозить, резюмирует издание.

Также газета пишет, что президент Академии художеств разрушил два важных российских стереотипа. Первый стереотип — насчет «мук художественного творчества»: Церетели этих мук не испытывает совсем. Даже в беседе с журналистами и на переговорах он не выпускает карандаш, постоянно выписывая новые силуэты скульптурных групп, портретов или символических композиций. Скульптор не просто работает на заказ, он этот заказ опережает.

Второй стереотип — «настоящий художник не пользуется положением для продвижения своих произведений». «Так или иначе на сегодняшний день не только в России, но и в мире нет такого арт-олигарха, какого родила российская столица. И в этом смысле Зураб Церетели — наше национальное достояние, каковым не грех поделиться и с остальным миром», — пишет газета.

Памятник Александру Пересвету в поселке Борисоглебский

Борисоглебский монастырь расположен в центре одноименного поселка. Рядом проходит оживленная дорога и расположились многочисленные магазинчики, в том числе устроенные прямо в стене обители. Напротив — здание местной администрации, перед которым в 2005 году был установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому (1578- 1642 гг.), возглавившему Второе народное ополчение, возникшее в Нижнем Новгороде в 1611 году и продолжившее формироваться в Ярославле. В 1612 году году отряды горожан и крестьян разбили польское войско и освободили Москву от интервентов. Ныне Россия отмечает это событие 4 ноября, как День народного единства.

Чуть дальше, возле автовокзала, стоит памятник еще одному легендарному герою Смутных времен — преподобному Иринарху (1548 – 1616 гг.), затворнику Борисоглебскому, благословившему Дмитрия Пожарского перед походом в Москву. Его мощи хранятся в соборе монастыря, который он прославил своей подвижнической деятельностью и чудесами. Трехметровая бронзовая скульптура весом 2,5 тонны создана неоднозначным, но тем не менее популярным художником-монументалистом Зурабом Церетели на собственные средства. Установлена в 2006 году. Кстати, это второе произведение автора в Борисоглебске. Годом ранее в поселке, ведущем свою историю с 1363 года, он воздвиг памятник еще одной исторической личности — монаху Борисоглебской обители, легендарному герою Куликовской битвы Александру Пересвету (ум. 1380 г.).

Уже издалека Борисоглебский монастырь поражает мощью своих башен и стен. Настоящая крепость! На фото 38-метровая северо-восточная угловая башня «Максимовка». В ней устроена смотровая площадка.

Обширная территория старинной обители, основанной на излете XIV века и отстроенной в первой половине XVI столетия, окружена высокими, прямоугольными в плане стенами с 14 башнями и двумя надвратными храмами. Протяженность стен — 1 040 метров, высота — от 10 до 12 метров, толщина достигает 3 метров. Все башни поставлены по периметру симметрично, на расстоянии 200-300 шагов друг от друга. Их высота — от 25 до 38 метров.

Строились башни в разное время. Наиболее ранними считаются сооружения южной стены, имеющие простые формы. Архитектура башен северной стены, появившихся последними, значительно интереснее.

Читайте также  Памятники в Витебске

Сведений об основании монастыря мало. Согласно историческим хроникам, во второй половине XIV века в эти места прибыл пустынножитель Федор из Великого Новгорода. А через три года и его брат Павел. Тихо жили они в келье у реки Устье, пока в 1363 году в Ростов не приехал вершить свои политические и церковные дела Сергий Радонежский. Братья решили встретиться с ним, чтобы испросить разрешения возвести церковь и основать обитель. Преподобный активно поддерживал строительство монастырей-крепостей. А на северо-восточной границе Московского княжества это было особенно важно — вначале для защиты от татар, а позднее от польско-литовской армии.

Сергий Радонежский не только договорился с ростовским князем Константином Васильевичем (1312-1365 гг.) о создании монастыря с оборонительными функциями, но даже сам нашел для него оптимальное месторасположение. Обитель в честь первых русских святых Бориса и Глеба выстроили на возвышенности, окруженной густыми лесами и рекой, огибающей крепостные стены с трех сторон.

События Смутных времен, угроза внешней интервенции, народные бунты диктовали необходимость дополнительной защиты от неприятностей. В XVII веке разворачивается масштабное каменное строительство фортификационных сооружений вокруг монастырей. В Борисоглебской обители оно, вероятно, затянулось на годы, о чем может свидетельствовать различие в архитектуре башен и частей стен.

Со временем обитель становится духовным и экономическим центром на Ярославской земле. Вокруг нее разрастается торговое село Ростовского уезда — Борисоглебские слободы. У монастырских стен ежегодно проводится большая ярмарка.

Обитель всегда была окружена вниманием представителей правящих семей. Здесь бывали все великие Московские князья и многие цари из династий Рюриковичей и Романовых. Среди их пожертвований были и богатые земельные наделы и значительные денежные вклады. Во владении Борисоглебского монастыря находились 22 тысячи десятин земли, 360 сел и деревень. Возведение вокруг монастыря мощных крепостных стен и башен связывают с финансовой поддержкой Ивана Грозного, хотя достоверность этой информации некоторыми исследователями оспаривается.

Процветание обители завершилось с указом Екатерины II (1729-1796 гг.) о секуляризации монастырских земель. В конце XVIII века Борисоглебские слободы перешли во владение графа Орлова. Большинство ценных даров прежних русских правителей к XIX столетию были распроданы или разворованы. Только неприступные стены и грозные башни неизменно сохраняли свое величие.

Необыкновенно нарядна архитектура входа в Борисоглебскую обитель.

Водяные врата, ведущие в монастырь с северной стороны, отличаются щедрым декором. И даже в обветшавшем состоянии древняя постройка смотрится очень эффектно.

Башню украшает трубящий ангел.

Замечательный памятник архитектуры подлежит охране как всенародное достояние. Хотелось бы заострить на этом внимание тех, кто отвечает за его сохранность. Некоторым составляющим монастырского комплекса уже давно требуется тщательная реставрация.

Входим на территорию обители через ворота, справа и слева от которых располагаются выставочный зал, касса и церковная лавка.

У входа установлена схема, на которой указаны все постройки монастыря:

С этой точки хорошо видна надвратная Сретенская церковь, выстроенная над Водяными вратами.

По поводу даты возведения здания существуют разногласия. В литературе, посвященной обители, указывается 1680 год. В монастырских архивах есть информация о том, что храм строился по времена Петра Первого и был освящен в 1692 году.

Считается, что церковь построена ростовскими мастерами по типу надвратных церквей Ростовского кремля.

От Сретенской церкви идем вглубь кажущейся совсем пустынной территории Борисоглебской обители.

Церковь Благовещения (1524-1526 гг.) объединена с настоятельскими покоями (XVI-XVII вв.). Каменные жилые постройки в монастырях являлись редкостью для того времени. Обычно они были деревянными.

Существуют документальные свидетельства, что возведением храма занимался один из лучших ростовских зодчих XVI века, «церковных каменных дел мастер» Григорий Борисов со своей артелью. В конце XVII столетия Благовещенская церковь претерпела значительные изменения в своей архитектуре и нам уже не дано увидеть, как она выглядела по замыслу автора.

Собор Бориса и Глеба, датируемый XVI веком, также не раз реконструировался. В частности, была разобрана паперть, позакомарное покрытие заменено на четырехскатную кровлю.

В 1810 году к храму пристраивают западный придел в честь Илии Пророка, в котором покоятся останки затворника Иринарха. Преподобный жил в обители в конце XVI — начале XVII веков, 38 лет находясь в веригах. Он прославился различными подвигами, предсказаниями, а после кончины мощи святого стали чудотворными.

У северной стены храма находится гробница основателей обители — братьев Федора и Павла.

В эпоху советской власти судьба Борисоглебской обители не стала исключением. В 1924 году она была упразднена. Монастырские здания заняли отделение почты, госбанка, милиции. Часть строений отдали под зерновые склады. Из ценностей сохранились только те, что в тот период были переданы в Третьяковскую галерею и Ярославль. Оставшиеся реликвии почти все утрачены.

В 1961 году на территории монастыря открывается народный музей, который потом станет филиалом Ростовского музея-заповедника. Он сохранил этот статус и после возрождения обители в 1994 году. В настоящее время в Просфорном корпусе XVI-XVII века располагается администрация музея. В архимадричьих кельях XVIII века устроен выставочный зал.

Все постройки Борисоглебской обители находятся под охраной государства, как памятники русской истории и культуры. При этом печальны свидетельства сотрудников музея о том, что переданные монастырской общине древние памятники начали перестраиваться по усмотрению новых хозяев. Постройки реконструируются под собственные нужны, в процессе чего теряется их историческая ценность.

Однако, пока мы еще можем видеть древние строения в их былых формах. Необыкновенно красивая, изящная звонница Борисоглебского монастыря дошла до наших дней почти без изменений в своих архитектуре и декоре.

Сооружение было возведена в 1680 году, предположительно, ростовскими мастерами. Освящение состоялось в 1682 году.

Трехъярусная прямоугольная в плане постройка имела многоцелевое назначение. Нижний этаж занимала ризница, над которой был устроен небольшой храм в честь Иоанна Предтечи.

В арочных пролетах верхнего яруса на балках из кованого железа висели 10 крупных колоколов. В северо-западном углу здания сделали шахту, куда разместили механизм часов с боем, соединенный системой тросов с колоколами. Увы, старинные часы были утрачены в конце XIX-начале XX века. В 1929 году, благодаря бурной деятельности советских властей, исчезли и колокола.

В 1680-х годах с северной стороны было пристроено массивное и щедро украшенное крыльцо. Входные арки декорированы висячими гирьками. В нише сохранилась фреска «Вход в Иерусалим». Очень красиво смотрятся на фасадах цветные изразцы.

Русское искусство керамики было известно еще в X—XIII веках. Цветные изразцы встречались в архитектуре многих церквей. Развитие поливной керамики прервалось в татаро-монгольскую эпоху, но с начала XVII века оформление ею храмовых фасадов вновь обретает большую популярность.

В XVII столетии крупным центром производства изразцов становится Ярославль. Город входил в Ростовскую митрополию, что обусловило распространение такого декора в ростовском и борисоглебском зодчестве.

Сооружения Борисоглебского монастыря украшают полихромные муравленые (от слова «мурава», то есть травяного, зеленого цвета) изразцы.

В 1931 году на заседании президиума райисполкома было принято безумное решение разобрать звонницу. К счастью, вмешательство сектора науки Наркомпроса спасло этот чудесный древний памятник от гибели.

Интересна архитектура старинного корпуса настоятеля, возведенного в XVI столетии.

Здание была перестроено в XVII веке, и впоследствии стало использоваться под хозяйственные нужды.

Казначеский корпус был возведен в начале XVI столетия.

По сравнению с другими сооружениями Борисоглебской обители, это здание выглядит скромно. Старинное сооружение признано памятником архитектуры.

Мы обходим монастырские строения со всех сторон по несколько раз, не переставая восхищаться мастерством русских зодчих, трудившихся над созданием обширного архитектурного ансамбля. И наблюдаем, как жизнь в обители течёт своим неспешным чередом.

Монахиня с энтузиазмом поливает клумбы, иногда перекидываясь новостями с проходящими мимо нее сестрами.

Местная кошка, явно привыкшая к частым гостям, провожает нас прищуренным взглядом.

А мы с сожалением покидаем один из впечатляющих монастырей Ростовской земли.

За стенами обители уже другая жизнь. Ее быстрый ритм подхватывает нас и резвый автомобиль уносит дальше по Ярославским дорогам. Путешествие продолжается.

Поселок Борисоглебский находится в 18 километрах к северу от Ростова Великого.

Бунт против Церетели

Маленький поселок Борисоглебский в Ярославской области переживает в эти дни грандиозные потрясения. Потрясения, каких его жители не испытывали, наверное, никогда за всю многовековую историю поселка. Обитатели Борисоглебского до хрипоты спорят о целесообразности возведения вблизи местного кремля памятников монахам Алекс

При въезде в поселок Борисоглебский с дороги открывается замечательная картина. На фоне неба сквозь зелень деревьев возвышается изящная надворотная церковь с фигурными маковками, возведенная по подобию храмов Ростовского кремля. Все достопримечательности поселка сконцентрированы на одной площади вокруг стен обители. Напротив современного здания местной администрации раскинулись ветхие торговые ряды, на которые смотрит бюст Ленина. Справа и слева одноэтажные жилые домики утопают в яркой весенней зелени. И над всем этим возвышаются остроконечные монастырские башни, видимые со всех концов райцентра. Однако вскоре этой архитектурной идиллии, возможно, придет конец.

«На фоне надворотной церкви у дороги Церетели и задумал установить свой монумент, – возмущается директор филиала музея «Ростовский кремль» Марина Кузьмичева. – Эта огромная скульптура должна стоять как раз на подъеме и, по проекту, своими масштабами будет перекрывать сформировавшийся архитектурный пейзаж. Сначала нам было объявлено, что памятник Пересвету будет иметь высоту более 10 метров. Такой же высоты и стены монастыря. А если учесть, что люди будут смотреть на монумент снизу вверх, то в проекции он будет казаться даже выше, чем кресты на монастырских маковках. Весь средневековый дух поселка полетит в тартарары».

По словам специалистов музея, проект установки предусматривает не только возведение скульптуры, но и снос уже имеющихся памятников древности. Предполагается вырубить старинный парк, засыпать пруд и, главное, разрушить кузницу XVIII века, в которой, по преданию, перековывали лошадей из кареты Екатерины Второй, когда она проезжала из Углича в Ростов. Большим монументам – большие просторы!

«Для нас предложение Зураба Константиновича было большой неожиданностью, – исполняющий обязанности главы Борисоглебского муниципального округа Алексей Огурцов рад появлению маститого скульптора в его краях. – Примерно год назад он приезжал в поселок, погулял по монастырю, посмотрел на нашу природу и, видимо, решил оставить свой творческий след и здесь. Церетели пообещал установить в поселке памятник герою Куликовской битвы Александру Пересвету. А затем пришло еще одно предложение: помимо Пересвета воздвигнуть в нашем небольшом поселке второй памятник, тоже работы Церетели, но уже иноку Иринарху. Поначалу мы подумали, что это просто неумелая шутка, но потом выяснилось, что известный скульптор настроен решительно и готов поставить свои памятники у нас в поселке абсолютно бесплатно. По-моему, замечательное предложение. Особенно если учесть, что до этого здесь было всего три памятника, и все Владимиру Ильичу».

От местных властей требовалось лишь одно – сделать проект благоустройства территории и расчистить место под постамент. При этом выдвигалось требование обеспечить монументам мощную подсветку в ночное время, что сразу стало камнем преткновения. Все улицы поселка не имеют искусственного освещения – фонари отключены за долги. Администрация который год не может изыскать средства на покрытие гигантского дефицита бюджета. Энергетики злятся и грозятся вырубить электричество, в том числе и в жилых домах, если плата не будет поступать вовремя. Между тем отказываться от столь щедрого подарка власти не намерены и обещают выполнить почти все требования столичного автора.

Читайте также  Памятник Битве народов

Вчера один по 10, сегодня – два по 5

Штаб-квартира Борисоглебского музея находится на территории монастыря, в стареньком одноэтажном здании, выстроенном монахами в XVI веке под хозяйственные нужды. Летом здесь всегда прохладно, а зимой тепло. Заведующая музеем предложила подняться на самую высокую башню. С нее открывается отличный вид на всю округу. Крошечные домики липнут к стенам крепости, а вокруг на многие километры раскинулись бескрайние леса.

«Вот здесь и взметнется ввысь бронзовый истукан, – Марина Кузьмичева указала рукой на заросший пруд. – А вон там, у стен кремля, будет стоять и второй монумент, но уже иноку Иринарху. Расстояние между ними от силы 200 метров. Поговаривают, что где-то посередине появится и третий памятник-монстр – Дмитрию Пожарскому. Под него якобы собираются снести торговые ряды, которые стоят перед монастырем с момента его основания. Подобную концентрацию ваяний Церетели на одном небольшом пятачке можно увидеть лишь на Поклонной горе или на Манежной площади в Москве. Но там вроде ничего не разрушали».

«Да, они плодятся методом деления, – поддержала разговор местный художник Татьяна Кошелева. – Сначала нам обещали один памятник высотой 10 метров, потом два, но по 5 метров. Теперь вот и Дмитрий Пожарский намерен у нас поселиться. Поговаривают, что высота самих скульптур без постамента будет уже по 3 метра. Да вы приглядитесь к скульптурам. Кого бы ни лепил Зураб Константинович, у него всегда получается один человек, а именно – сам Церетели. Художник представляет себя в разных образах и, изваяв себя то в виде Петра, то Шарля де Голля, раздаривает памятники по миру. Теперь очередь дошла и до нашего крошечного поселка».

Памятник Александру Пересвету в поселке Борисоглебский

В преддверии 80-летия Ярославской области Молодежный портал, в рамках информационного проекта: «Дом, в котором мы живем: история Ярославии», продолжает рассказывать историю каждого из муниципальных образований нашей области.

В этом выпуске мы узнаем о Борисоглебском районе, который был образован 10 июня 1929 года, согласно постановлению ВЦИК. Среди всех районов нашей области его площадь занимает двенадцатое место, а рядом с его границами находятся Большесельский, Ярославский, Ростовский, и Угличский районы Ярославской области.

Административный центр района – поселок Борисоглебский – маленькое, но уютное поселение городского типа, история основания которого тянется с 1363 года – даты создания Борисоглебского мужского монастыря и появления Борисоглебской слободы. Это был один из богатейших монастырей на ростовской земле в XVI — XVII веках.

В 1764 году Екатерина II передала Борисоглебские слободы из владения монастыря графу Григорию Орлову. Чуть позже бывшие монастырские слободы получили статус уездного города под названием Борисоглебск. В то время горожане занимались ремесленничеством и ткачеством, поэтому в праздник Бориса и Глеба у стен монастыря всегда проводилась богатая ярмарка.

Однако после революции городок сделали селом. В 1962 году поселок Борисоглебский официально получил статус поселка городского типа, который сохранил и по сей день.

Поселок располагается на реке Устье, примерно в 20 км от Ростова Великого, который входит в Перечень исторических городов России. На его территории действуют крахмалосушильный, сыродельный заводы, хлебозавод, птицефабрика. Основная достопримечательность — Борисоглебский мужской монастырь, о котором мы сейчас расскажем подробнее.

История монастыря

В середине XIV века в излучине реки Устье поселился отшельник Федор, монах Троице-Сергиевой обители. А через 3 года к нему присоединился инок того же монастыря Павел. Благословление на возведение обители отшельники получили у Сергия Радонежского, который был в то время в Ростове. Преподобный испросил разрешение на устроение монастыря у князя Ростовского Константина Васильевича и сам выбрал место для строительства в 20 км от Ростова Великого. Первые постройки обители были деревянными и до наших дней не сохранились.

Каменное строительство в Борисоглебском монастыре началось в XVI веке. Изначально обитель строилась как форпост на подступах к Ростову, возводились очень мощные стены. Поэтому и внешний облик монастыря напоминает неприступную и грозную крепость.

Слова Сергия Радонежского о процветании Борисоглебской обители сбылись. Монастырь пользовался покровительством московских князей и первых русских царей, которые считали его своим «домашним». Так, в середине XV века в стенах Борисоглебского монастыря скрывался князь Василий Тёмный. В 1440 году здесь был крещен его сын, будущий русский царь Иван III. Оба правителя жаловали «домашнюю» обитель, одаряя вотчинами и деньгами. В 1522 году при Василии III, сыне Ивана III, в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Налаживается производство кирпича, добывается песок, для фундамента привозятся валуны, и руководит всеми работами мастер Григорий Борисов. Обитель отметил своим присутствием и Иван IV Грозный, причем, трижды. Он также делал огромные вклады в Борисоглебский монастырь, в том числе денежные. Не забывали про обитель и другие русские цари: Борис Годунов и Алексей Михайлович. Оказывали помощь князья Сабуровы, Шуйские, Пронские, Сумароковы, Орловы и другие. Таким образом, к середине XVII века Борисоглебский монастырь считался одним из богатейших в Ростовской митрополии. Во владениях у монастыря было 22 тысячи десятин земли и 4 подведомственные монастыря: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою.

Однако при Екатерине II, решившей провести секуляризацию, произошли изменения. В результате у Борисоглебского монастыря были отобраны земли и уменьшились доходы. В XVIII — XIX веках монастырь существует лишь за счет 280 десятин земли, плодового сада и сдачи в аренду башен и торговых лавок за крепостными стенами. В то время в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III проездом во время паломничества по святым местам Углича и Ростова.

В 1924 году как и многие другие святыни, после революции монастырь был официально упразднен. Постройки использовались под различные нужды, часть зданий была передана ростовскому музею-заповеднику. Удивительно, но Борисоглебский монастырь, построенный по благословлению преподобного Сергия Радонежского, находящийся под неустанным покровительством святых Бориса и Глеба, действительно оказался счастливым. Его архитектура мало пострадала от влияния войн и времени, что позволяет нам насладиться целостным архитектурным ансамблем XVI — XVII веков.

С 1994 года Борисоглебский мужской монастырь вновь является действующим. Одновременно в его стенах расположен филиал музея-заповедника Ростовского Кремля, а на территории активно проводится реставрация.

С Борисоглебским монастырем тесно связаны имена героев при чьем непосредственном содействии Русская земля не раз одерживала победу над неприятелями. Это и монах-воин Александр Пересвет, и преподобный Иринарх, и князь Дмитрий Пожарский.

В поселке есть и памятник преподобному Александру Пересвету — воину за Русь святую. Это воин-монах, герой Куликовской битвы. По преданию, в конце XIV века он принял постриг в Борисоглебском монастыре, а потом со своим братом-иноком Ослябей сражался вместе с войсками Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 году. До принятия монашеского чина Александр Пересвет был брянским боярином и знаменитым воином, отличался богатырским сложением и огромной физической силой, знал ратное дело. Об этом прекрасно знал Сергий Радонежский, настоятель Троице-Сергиевой обители. Поэтому, готовясь к решительной битве с ордой хана Мамая, он благословляет князя Дмитрия Ивановича и дает ему в помощь двух братьев-монахов Пересвета и Ослябю. Воин-монах Александр Пересвет сошелся в бою с представителем орды Темир-мурзой (Челубеем). Оба богатыря погибли, но их поединок послужил началом великой Куликовской битвы. Пересвет и его брат похоронены в Симоновском монастыре в Москве.

Монумент монаху Пересвету по просьбам жителей Борисоглебского поселку подарил Зураб Церетели к 625 годовщине Куликовской битвы в 2005 году. Скульптуру освятил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Бронзовая фигура монаха-воина весом в три тонны грандиозна и внушительна. Александр Пересвет выглядит строгим и сосредоточенным, его взор устремлен вдаль, монашеская одежда не скрывает внутренней силы героя. В руках Пересвет держит копье и православный крест.

Еще один памятник посвящен Дмитрию Пожарскому. Именно в Борисоглебском монастыре князь получил благословение преподобного Иринарха на народное ополчение 1612 года. Князь Дмитрий Пожарский (1578 — 1642 гг.) — русский политический и военный деятель. Он был участником первого ополчения под предводительством Прокопия Ляпунова в 1611 году. Поэтому, когда по указанию Кузьмы Минина к нему явились послы с предложением стать воеводой, Пожарский согласился. Народное ополчение собиралось у нас, в Ярославле, где базировался Земский собор — «Совет всея земли». От стен Спасо-Преображенского монастыря по Московской дороге (сейчас Московский проспект), многотысячное ополчение двинулось в сторону столицы. Там русское войско дало отпор польской рати под предводительством гетмана Ходкевича. Вскоре Москва была освобождена, а Земским собором был выбран новый царь — юный Михаил Романов.

Автор установленного около местной администрации бюста — народный художник России Михаил Переяславец. Это очень сильная скульптура: на мужественном и открытом лице князя читается решительность, крепкие руки сжимают острый меч, на плече красуется православный щит. Дмитрий Пожарский изображен настоящим героем, именно такой человек смог собрать народное ополчение и спасти Россию от ига польско-литовской интервенции.

Борисоглебский край также богат природными ресурсами. Он славится своими сосновыми борами, которых на территории муниципального района находится целых шесть. Не менее интересна долина реки Устье — памятник природы, который представляет собой хорошо сохранившиеся ландшафты речной долины.

И в заключение, о том, как молодежь Борисоглебского района относится к истории родного края, нам расскажет директор «Социального агентства молодежи» Екатерина Бобровская:

Конечно, в нашем районе есть молодые люди, которые увлекаются историей нашей малой родины. Например, на базе «Социального агентства молодежи» группа активистов собирается организовать клуб исторической реконструкции, а также театр-студию народного костюма.

Молодежь участвует в исторических играх и викторинах, квестах, фотовыставках — это показывает, что интерес к истории у молодежи есть. Немаловажно то, что в нашем районе есть школы, в которых изучается историческое наследие не только нашей страны, но и нашего района.

Есть в нашем районе и уникальные традиции, например, Всероссийские Иринарховские чтения, Хоровой Зиновьевский фестиваль, где также активное участие принимают молодые люди.

И, конечно, особенное влияние на молодежь оказывает жемчужина нашего края — Борисоглебский монастырь. Даже неискушенный в архитектуре и исторических деталях взгляд разглядит в нем уникальный памятник древнерусского зодчества. О его красоте, истории и о влиянии на историю нашей страны, можно говорить бесконечно. Но лучше увидеть все своими глазами. Приезжайте к нам в гости, и мы покажем вам всю красоту нашего района.

А я люблю Борисоглебский край за то, что мое детство прошло здесь. Обожаю красоту его природы: сосновый бор в поселке, необъятные просторы Борисоглебской возвышенности, тихую и спокойную реку Устье. Я горжусь богатой историей Борисоглебского посёлка: нашим древним монастырем и святыми местами. И, конечно же, я люблю наших удивительных и необыкновенных людей, которые жили и живут на нашей земле, а также молодежь, в которую верю.