Скульптуры в Испании

Скульптура испанского Возрождения.

Хуан де Хуни. Погребение Христа

Мы не случайно заводим разговор о скульптуре сразу вслед за разговором об архитектуре испанского Возрождения. Дело в том, что две эти области искусства были очень тесно связаны между собой, развивались рука об руку, в одном русле. Скульптура в Испании XV-XVII вв. существовала в основном как смысловая и декоративная составляющая дворцов и соборов, их внутреннего убранства и фасадов. Статуи и памятники в то время практически не создавались отдельно, не существовали как независимый вид искусства. Все они были в первую очередь изображением святых, — составной частью соборов, или же фигурами королевских особ, в основном на монарших надгробиях, и тоже внутри соборов. По сей день, путешествуя по городам Испании, мы видим бесчисленные скульптурные фигуры, украшающие собой своды арок, окон, алтарные преграды и сводчатые потолки храмов.

Практически каждый зодчий, каждый архитектор эпохи испанского Возрождения был в то же время скульптором, и наоборот.

Итак, как мы уже поняли, за образцами скульптуры испанского Ренессанса следует отправляться в соборы. Именно их фасады изобилуют рельефами и композициями на библейские сюжеты. И именно здесь возводились огромные многоярусные алтари, известные как ретабло.
Что представляет из себя ретабло? Традиционно, вместо икон, которые мы привыкли видеть на алтарной перегородке православных храмов, алтари католических соборов состоят из множества скульптур. И если фигуры на фасадах выполнялись в мраморе и камне, фигуры внутри-храмовых ретабло XV-XVII вв. чаще всего были ничем иным как деревянными раскрашенными статуями. Сам алтарь также был выполнен в основном из дерева, с деревянным же декором.

Фелиппе Боргонья. Ретабло Собора Гранады.

Увлечение резьбой по дереву было действительно широко распространено среди крупных испанских скульпторов того времени. Свои деревянные произведения мастера собственноручно покрывали золотом и красками. Созданные таким образом скульптуры были довольно реалистичны, большое внимание уделялось деталям.

Статуи не только раскрашивали, но и одевали в настоящие одежды, украшали ювелирными изделиями, им даже клеили волосы! Натурализм этих творений часто соединялся с особенной эмоциональностью зарождающегося барокко: на лицах святых нередко изображались раны, кровоподтеки или следы слез.

Скульптурные композиции на библейские сюжеты, состоящие из этих реалистичных «кукол» называли «пасос». С испанского «пасос» можно перевести как «шаги» или «шествие», ведь именно такие статуи, раскрашенные и наряженные, несли по улицам городов во время торжественных шествий, приуроченных к тому или иному церковному празднику. Особенной пышностью по сей день отличаются шествия Страстной Недели (последняя неделя перед Пасхой).


Первым испанским скульптором раннего Ренессанса является Бартоломео Ордоньес из Барселоны (начало XVI в.). Он известен как автор надгробных памятников супругам Филиппу Красивому и Хуане Безумной в Королевской Капелле в Гранаде.

Бартоломео Ордоньес. Надгробие Филиппа Красивого и Хуаны Безумной

Принято считать, что ранний Ренессанс в испанской скульптуре отличает некоторая тяжелая пышность, однако довольно быстро итальянское влияние привносит сюда микеланджеловскую манеру, легкость и грацию. Так скульптурную историю испанского Ренессанса, как и его архитектурную историю, по-настоящему открывает период платереско, о котором мы говорили в прошлый раз .

К платереско близко творчество Фелиппе Вигарни де Боргонья (конец XV- сер. XVI в.) и Дамиана Формента (1480-1543 гг.).

Боргонья — автор полихромного алебастрового ретабло королевской капеллы в Гранаде (1521 г.), на рельефах которого, наряду с религиозными сюжетами можно увидеть исторические события последнего этапа Реконкисты. Это удивительно изящное творение, легкость которого достигается благодаря системе вертикальных и горизонтальных членений — пилястрам. Своеобразна и сама скульптура гранадского ретабло: довольно крупные статуи втиснуты в ограниченное пространство ниш. В большинстве своем эти образы уже свободны от готической скованности и угловатости.

В Бургосском соборе мы можем любоваться другой работой Боргонья — алебастровыми рельефами Страстей Христовых. Прекрасны и самобытны его медальоны и композиции к «Посланиям Апостольским» собора в Толедо, а также резной деревянный алтарь Королевской капеллы в Гранаде со статуями коленопреклоненных Фердинанда и Изабеллы.

Современник Боргоньи, Дамиан Формент — автор алебастровых изображений из жизни Девы Марии на главном алтаре Собора Дель Пилар в Сарагосе. Ему же принадлежат рельефы Страстей Господних на главном алтаре Собора в Гуэске (1520-1533), представляющие, по мнению многих, одно из наиболее чистых и классических проявлений Ренессанса в испанской скульптуре. Примерно в те же годы в королевстве Арагон отец и сын — Хуан и Диего Морланес украсили фасад собора Санта Энграсиа (Сарагоса) новыми скульптурными группами, в духе новых веяний.

Дамиан Формент. Ретабло Базилики дель Пилар в Сарагосе.

Конечно вытеснение готических элементов волнами Возрождения происходило постепенно. Но очевидно, что начало XVI в. — время первых по-настоящему уверенных шагов скульптурного Ренессанса на испанской земле. Именно в это время происходит зарождение основных центров новой испанской скульптуры. Наиболее значительными из них оказались Кастилия и Андалуссия (в первую очередь города Севилья и Гранада).

Кастилия (в особенности город Вальядолид) славилась своими ремесленниками, резчиками и ваятелями с XVI в. Самые знаменитые мастера этого региона — Алонсо Берругете и Хуан де Хуни, а также скульптор Грегорио Фернандес. Их работы отличаются особенной чувственностью, экзальтацией. При этом Берругте (1480-1561), относящийся к наиболее последовательным представителям итальянской школы в Испании, был собственно скульптором, без «примесей» зодчего. Множество его работ можно увидеть в Толедо и его окрестностях. Разумеется, Берругете был и гениальным резчиком по дереву, а также живописцем.

Город Бургос, бывший одно время столицей Кастилии, известен отцом и сыном де Силоэ. Хиль де Силоэ (конец XV — начало XVI вв.) создал деревянный узорчатый алтарь картезианского монастыря Мирафлорес близ Бургоса. В этом кружевном, обрамленным скульптурами, ретабло сплелись готические и мавританские мотивы.

Хилю де Силоэ принадлежит также авторство гробницы родителей Изабеллы Кастильской (короля Хуана II и его жены) там же, в Мирафлорес. Надгробие выполнено в форме восьмиконечной звезды, украшенной статуями. Ренессансные мотивы уже повсеместно применялись при сооружении гробниц, выполненных из мрамора и украшенных богатым декором.

Хиль де Силоэ. Гробница Хуана II и Изабеллы Португальской

Сын Хиля — Диего де Силоэ — архитектор, задействованный в возведении знаменитого собора в Гранаде (мы упоминали его в разговоре об архитектуре, ссылка на статью) был, подобно отцу, и талантливым скульптором. Самые ранние и свежие скульптурные произведения Диего-скульптора можно увидеть на алтаре капеллы Св. Анны в Бургосском Соборе. В том же Бургосском Соборе он выполнил надгробный памятник епископа Акунья. А зрелые произведения Де Силоэ-сына украшают порталы и алтари многих церквей в Гранаде, в том числе Кафедрального Гранадского собора (Мадонна и бюсты Апостолов).

Чуть позже, уже в XVII в. в Кастилии творит также Грегорио Эрнандес (ок. 1576-1636). Он создал прекрасную натуралистическую композицию из раскрашенного дерева «Оплакивание Христа» (1616 г.), что хранится в музее скульптуры Вальядолида. Смысловой центр композиции — Божья Матерь. Работа крайне эмоциональна, автор постарался передать всю глубину страдания Девы Марии. Вообще драматизм и чувственность, свойственная так или иначе всей скульптуре испанского Возрождения, в работах кастильских мастеров проявились особенно ярко.

Грегорио Фернандес. Оплакивание Христа.

Грегорио Эрнандес. Мертвый Христос.

А вот севильские мастера работали несколько в иной манере. В их произведениях «пре-барочная» экзальтация сменяется античной строгостью. В Севилье античность всегда играла значительно бОльшую роль, чем в других городах Испании, и местные художники вдохновлялись греко-римским спокойствием и гармоничностью.

Самым знаменитым скульптором и художником родом из Севильи был Хуан Мартинес Монтаньес. Этот мастер прославился как создатель образа Мадонны «Непорочное зачатие», хранящийся в Севильском Кафедральном Соборе. Монтаньес известен также как основатель большой школы скульпторов. Его ученик Алонсо Кано украсил своими работами не только Севилью, но также Гранаду и Мадрид.

А другой севильский мастер Педро Миллан оказался последним представителем нидерландско-бургундского направления в скульптуре. Его полные жизни терракотовые статуи под куполом Севильского собора, готические фигуры святых на портале и величественная Пиларская Мадонна внутри воистину достойны восхищения.

Хуан Монтаньес. Иоанн Креститель.

Что до скульптурной школы Гранады, ее расцвет пришелся уже на вторую половину XVII в. Особенно тесно он связан с творчеством уже упомянутого А. Кано. В свою очередь, учеником Кано являлся знаменитый гранадский художник и скульптор Педро де Мена. В работах этого мастера особенно ярко прослеживается характерный для всей Испании того времени мистицизм. Раскрашенная деревянная статуя Святого Франциска (1650-е гг.) авторства де Мена хранится в Толедском Соборе. Глядя на это произведение мы в деталях наблюдаем духовное и физическое состояние, а также степень физического истощения святого (Де Мена изобразил даже выбитые зубы).

Педро де Мена. Святой Франциск.

Скульптура испанского Возрождения прошла собственный путь становления и развития, явившись неотъемлемой составляющей и украшением архитектурных памятников того времени. Да, возможно здесь не было достигнуто тех вершин, что мы можем наблюдать в живописи, переживавшей свой «Золотой век». Однако именно скульптура была самым распространенным видом искусства в Испании того времени.

Достопримечательности Испании

Топ достопримечательностей (761)

Искупительный храм Саграда Фамилия (Святого Семейства) – это самый значительный проект Антонио Гауди, работа, которой он посвятил основные годы своего творчества, и которую сам считал главным делом своей жизни.

Готический квартал в Барселоне – самая старая часть города: здесь было римское поселение Барсино. Главной достопримечательностью Готического квартала является Кафедральный собор. В XV веке здесь были построены здания мэрии и правительства Каталонии.

В начале прошлого столетия великим мастером Антонио Гауди было создано еще одно завораживающее творение – парк Гуэль. Заказчиком проекта выступал Эусебио Гуэль, который хотел создать территорию, сочетающую жилые зоны и зоны садов, так называемый «город-сад».

Читайте также  Чем славится Испания

Музей Прадо был основан Изабеллой Браганской, женой Фердинанда VII. В 1819 г. он разместился в теперешнем здании в качестве Королевского музея. Здесь выставлены полотна испанской, итальянской, нидерландской, фламандской и немецкой школ.

Гора Тибидабо – это самая высокая вершина горной гряды Сьерра-Кольсерола, возвышающаяся на уровне 512 метров. Гора Тибидабо – это одно из самых живописных мест Барселоны и всей Каталонии. С возвышающейся в сторону северо-запада горы открывается прекрасный, захватывающий вид на город и все побережье.

Крепость Вила Велья – последний и единственный сохранившийся образец укрепленного средневекового города на каталонском побережье Коста Брава. Расположена она на небольшом, но высоком полуострове в городе Тосса-де-Мар.

Золотая башня – одна из основных достопримечательностей Севильи, ставшая одним из ее символов. Сооружение, являющееся примером мавританской архитектуры, было возведено на берегу реки Гвадалквивир в 1120 году.

Знаменитый художник, скульптор, керамист, основатель кубизма Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года, и умер в возрасте 91 года. За свою долгую жизнь он оставил огромное количество работ, которые хранятся в частных коллекциях и музеях, расположенных по всему миру.

Дворец Виррейна был построен в период между 1772 и 1778 годами по заказу вице-короля Перу Мануэля де Амата, маркиза Кастельбель. Дворец расположен на бульваре Ла Рамбла, с двух сторон красиво обсаженном густыми деревьями, который знаменит своей красотой и расположенными на нем достопримечательностями.

Недалеко от арены Пласа-де-Торос-де-ла-Маэстранса, практически на берегу реки Гвадалквивир в Севилье расположено здание благотворительного госпиталя Де-ла-Каридад, или Госпиталя милосердия. Основателем госпиталя был дон Мигель Маньяра, который после смерти молодой жены решил создать на этом месте больницу.

Расположенный в центре Бургоса Кафедральный собор является одной из самых красивых и величественных готических храмовых построек не только в Испании, но и на территории всей Европы. Его строительство была начато 20 июля 1221 года по приказу короля Фердинандо III.

Город искусств и наук – это грандиозный архитектурный комплекс, расположенный в Валенсии, на территории бывшего устья реки Турия, перенесенного южнее после катастрофического наводнения. Город искусств и наук можно смело назвать величайшим архитектурным шедевром современности.

Королевский дворец в Мадриде является официальной резиденцией испанской королевской семьи. При этом, король Испании Хуан Карлос I использует дворец только для проведения официальных церемоний, а проживает с семьей в более скромном дворце.

Музей Малаги – городской музей, созданный в 1973-м году при объединении бывшего Провинциального музея изящных искусств (существовал с 1913-го года) и Археологического музея (открытого в 1947-м году). В начале 21-го века Музей Малаги остается разделенным на две соответствующие секции: археологическая насчитывает свыше 15 тысяч экспонатов, художественная – чуть больше 2 тысяч.

Санта Мария дель Наранко — римско-католическая церковь, образец астурийской дороманской архитектуры, расположенная на склоне горы Монте Наранко в 3 км от города Овьедо. Она была построена по приказу Рамиро I Астурийского как королевская резиденция и часть большего по размерам комплекса, в состав которого также входила стоящая в 100 метрах в стороне церковь Сан Мигель де Лильо.

По легенде, в XIII веке король Хайме I Арагонский по пути на Майорку, где он собирался сражаться с арабами, попал в страшный шторм. Король поклялся построить великолепный храм во славу Божию, если Господь оставит его живым и невредимым.

В течение шести столетий Алькасар оставался резиденцией испанских королей. Верхний этаж дворца используется королевской семьей и по сей день. Дворец был построен королем Педро I в середине XIV века на месте арабской крепости и включил в себя многие ее залы и постройки.

Комплекс Порт Авентура поблизости от испанского города Салоу был открыт в 1995 году и с тех пор стал самым посещаемым среди европейских парков развлечений. Он постоянно расширяется и в нем периодически открываются новые объекты.

Ботанический сад Санта Клотильда в городке Ллорет де Мар на побережье Коста Брава – место удивительной красоты, расположенное на вершине утеса, с которого открываются захватывающие виды. Этот ботанический сад был спроектирован в 1919-м году в итальянском стиле по проекту Николау Мариа Рубио и Тудури.

Королевские сады Валенсии – это знаменитый зеленый парк с невероятным количеством красивейших субтропических растений. Королевские сады расположены рядом с Музеем изящных искусств Валенсии. Этот парк, который жители города называют Лос Виверос, был образован еще в 1560 году, когда Филипп II пожелал украсить территорию вокруг своего дворца и заказал четыре тысячи растений для того, чтобы создать красивый сад.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 08.04.2017 18:56 Просмотров: 2318

К XVII в. Испания достигла высокого расцвета культуры.

В конце XV в. завершилась война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти 800 лет (Реконкиста), образовалось единое Испанское королевство. В XVI в. Испания захватила огромные территории в недавно открытой Америке и стала одной из богатейших монархий. Но уже в конце столетия страна переживала экономический упадок, а в войнах с Англией XVI-XVII вв. она утратила господство на море.
Но, тем не менее, культурное развитие Испании эти обстоятельства не остановили.
И ещё одно важное замечание о культуре Испании: наиболее яркие мастера работали в провинции, несмотря на то, что представители королевского двора уделяли достаточное внимание искусству. Но именно творчество провинциальных художников определяло главные художественные направления Испании того времени.
О творчестве выдающихся испанских художников Б. Мурильо, Д. Веласкеса, Х. де Рибера, Эль Грекомы рассказали на нашем сайте. В данной статье речь пойдёт об архитектуре и скульптуре.

Архитектура

Испанская архитектура отличалась эклектизмом: традиции европейского и арабского зодчества (особенно в декоре), влияние итальянского Возрождения, а с XVII в. – барокко. В результате – соединение в одном произведении черт разных стилей.
Испанская архитектура XVI в. ещё во многом следовала средневековым традициям. Обычная планировка испанского дома: помещения чаще всего образовывали каре (четырехугольник) вокруг внутреннего двора; городская застройка была довольно беспорядочной. Но уже возник интерес к достижениям итальянского Возрождения.
В первой половине XVI в. возник новый стиль – платереско (в переводе с испанского – «чеканный», «узорчатый»), хотя само название возникло в XVII в. В стиле платереско в основном создавались университеты, больницы, частные дома – т.е. светские здания.

Университет в Саламанке (стиль платереско), 1529 г.

Церковная архитектура была представлена в основном монастырями, которых также коснулся этот стиль.

Монастырь Сан-Марко в городе Леоне (1514-1549). Архитекторы Х. де Орочко, М. Виллареаль, Х. де Бадахоз

Детали на главном фасаде оплетены орнаментом в виде виноградной лозы.
Но стиль платереско не долго был востребован и вскоре сменился формами рациональной ясности.

Эскориал (1563-1584) – крупнейший памятник испанской архитектуры второй половины XVI в.

Он был построен испанским королем Филиппом II в честь военной победы над Францией. Эскориал – монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида. Архитектурный комплекс Эскориал называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне», и «архитектурным кошмаром». Это грандиозный замок, в котором, кроме монастыря и королевской резиденции, размещалась также усыпальница испанской королевской семьи.

Эскориал. Архитекторы Хуан Бауттиста де Толедо (?-1567) и Хуан де Эррера (1530-1597).

В XVII в. в испанскую архитектуру стали внедряться черты итальянского барокко в более сдержанной форме.
В соборе Гранады (1667), возведенном архитектором, скульптором и живописцем Алонсо Кано, господствуют прямые линии: вертикали и горизонтали четко расчерчивают фасад на отдельные части, здесь уже исчезает эклектика и появляется полное единство архитектурных форм.

Но пристрастие к обильным украшениям в архитектуре Испании возвратилось на рубеже XVII-XVIII вв. и нашло яркое воплощение в творчестве архитекторов братьев Чурригера. Крупнейшим мастером среди них был Хосе Бенито Чурригера (1665-1725). Вычурный архитектурный стиль стали называть чурригереско (или мексиканского барокко, или ультрабарокко).

Фасад собора Сантьяго-де-Компостела в стиле чурригереско. Архитектор Ф.К. де Нуова

В соборе города Сантьяго-де-Компостела использовано обильное убранство в западном фасаде. Верхние ярусы башен и центральной части фасада кажутся скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями.

Сооружения зодчих Чурригера просты по композиции, как, например, ратуша в Саламанке.

Ратуша в Саламанке (1729-1733)

Но фасад насыщен декоративными элементами. В этом же стиле построено здание приюта в Мадриде (1722-1799), архитектор Педро де Рибера.

Скульптура

Если в испанской архитектуре долгое время преобладала эклектика, то в скульптуре ярче проявилось национальное своеобразие. Особенно это касается деревянной пластики.
В испанской скульптуре XVII в. нет таких вершин, как в живописи, хотя скульптура была самым распространенным видом искусства того времени.
В соборах создавались огромные многоярусные алтари (ретабло).

Ретабло (1757 г.), Сантибаньес де Валькорба (Вальядолид, Испания)

Вместо живописных икон алтари состояли из множества деревянных скульптурных изображений, которые представляли библейские сцены (их называли «пасос»). Фигуры раскрашивали, на них надевали настоящие одежды, ювелирные украшения, к головам приклеивали волосы.
Испанские скульпторы добивались правдоподобия в своих произведениях: их интересовали детали, внешность конкретного человека или подробности события. Натурализм часто соединялся с эмоциональностью барокко.
Выдающимся испанским скульптором первой половины XVII в. был Грегорио Эрнандес (ок. 1576-1636). В знаменитом «Оплакивании» (1616) смерть Иисуса Христа изображена натуралистически.

Эрнандес Грегорио «Оплакивание Христа» (1616). Раскрашенное дерево. Музей скульптуры (Вальядолид, Испания)

Эрнандес расположил фигуру Христа так, чтобы зритель провёл свой взгляд слева направо по восходящей линии, чтобы привлечь внимание к смысловому центру произведения – Богоматери. Ее страдальческое лицо обращено к небу, а широкий жест правой руки – к зрителю.
Во второй половине XVII в. самым известным скульптором был Педро да Мена (1628-1688), он работал в Гранаде. Его зрелые работы также натуралистичны.

Читайте также  Природа в Испании

Мена Педро «Святой Франциск» (1650-е гг.). Раскрашенное дерево. Собор в Толедо (Испания)

В фигуре св. Франциска (1650-е гг.) подчеркнуты предельная степень физического истощения и даже выбитые зубы. Но это сочетается с передачей духовного состояния.

Испанская скульптура XVII века

Скульптура не играет такой видной роли в испанской художественной культуре 17 века, как живопись. Однако и пластика этого времени, развивавшаяся исключительно как религиозная, отличается большой самобытностью и выдвигает ряд крупных мастеров. Испанская скульптура имеет ярко выраженный национальный характер и прочную традицию в средневековом искусстве. Ее своеобразие заключается уже в самой технике. Статуи резались из дерева и раскрашивались в естественные тона, причем в раскраске статуй нередко принимали участие крупные живописны. Трактовка материалов, одежды, волос достигала порой полной иллюзорности. В отдельных деталях иногда применялась инкрустация других материалов. Свойственные всему испанскому искусству суровый драматизм и выразительность образов сочетаются в работах лучших испанских скульпторов с простотой и жизненностью трактовки. Эти черты уже присущи творчеству одного из видных испанских мастеров начала 17 века — Грегорио Эрнандеса (1570—1636), работавшего в Вальядолиде. Правда, в его скульптурах еще не вполне изжиты готические традиции. Об этом свидетельствуют трактовка человеческого тела, угловатые позы и остроломающиеся складки одежды (Пьета в музее Вальядолида; «Мертвый Христос» в Прадо).
Хуан Мартинес Монтаньес. Самым крупным испанским скульптором 17 века был Хуан Мартииес Монтаньес (1580—1649) — представитель севильской школы. В его искусстве готические пережитки оказываются полностью преодоленными. Работы Монтаньеса характеризуются монументальностью, величавой простотой и глубоким драматизмом. Его образам присуща большая одухотворенность; вместе с тем они совершенно лишены внешнего пафоса, отличаются реализмом трактовки, нередко наделены яркими индивидуальными чертами. Одной из наиболее прославленных работ Монтаньеса является Распятие в соборе в Севилье. Наряду с ним может быть упомянута «Мадонна с младенцем» (Севилья), а также отдельные статуи святых, в которых напряженная выразительность сочетается с портретностыо образов («Игнатий Лойола» в Университетской церкви в Севилье, «Св. Бруно» в Севильском музее). Искусство Монтаньеса во многом близко творчеству Сзфбарана и Веласкеса.
Для второй половины 17 века показательно творчество Педро де Мена (1621—1668), в искусстве которого появляются черты мистицизма и условности,
С конца 17 века испанское искусство вступает в период упадка и па протяжении значительной части 18 века не играет заметной роли в развитии западноевропейской художественной культуры. В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. В XVI в. активная военная политика, и прежде всего захват огромных территорий в недавно открытой Америке, превратила Испанию в одну из богатейших европейских монархий. Однако процветание длилось недолго — уже в конце столетия страна переживала экономический упадок, а в войнах с Англией XVI—XVII вв. она утратила господство на море.

В культурном же развитии именно к XVII в. Испания достигла наивысшего расцвета, в первую очередь в литературе и живописи. Поскольку Испания обрела независимость и единство довольно поздно, создание национального художественного стиля представлялось особенно важным. Для страны, не имевшей прочно укоренившихся традиций, это было непросто.

Развитие испанской живописи и скульптуры осложнялось также позицией Католической Церкви: инквизиция установила жёсткую цензуру в отношении искусства. Однако, несмотря на целый ряд строгих ограничений, испанские мастера работали практически во всех жанрах и охватили в своём творчестве тот же круг тем, что и их современники из других стран Европы.

В архитектуре традиции средневекового европейского и арабского зодчества (особенно в декоративном оформлении зданий) соединились с влиянием итальянского Возрождения, а с XVII в. — барокко. В результате испанская архитектура так до конца и не освободилась от эклектизма — сочетания в одном произведении черт разных стилей. Гораздо ярче национальное своеобразие проявилось в скульптуре, в частности в деревянной пластике. В живописи сочетание европейского влияния и национальных особенностей оказалось наиболее гармоничным и получило глубоко оригинальное воплощение.

Говоря о культуре Испании, необходимо отметить, что при всём внимании к искусству со стороны королевского двора наиболее яркие мастера работали всё же в провинции. Именно их творчество определяло главные художественные направления того времени.

Инквизиция (от лат. inquisitio — «розыск») — в Католической Церкви в ХIII-ХIХ вв. независимые от светской власти суды, учреждённые для борьбы с ересями (религиозными течениями, отклонявшимися от официальных положений Церкви).

АРХИТЕКТУРА

Испанская архитектура XVI в. во многом следовала средневековым традициям. Сохранились и привычная планировка испанского дома (его помещения чаще всего образовывали каре — четырёхугольник — вокруг внутреннего двора), и беспорядочная городская застройка (регулярная планировка появилась здесь позднее, чем в градостроительстве других стран Европы). В то же время возник интерес к достижениям итальянского Возрождения. Испанские архитекторы начали работать в Риме и других городах Италии, в свою очередь итальянцы приезжали в Испанию.

Название платереско (исп. plateresco — «чеканный», «узорчатый») возникло в XVII в. и относится к испанским постройкам первой половины XVI столетия, оформленным с ювелирной точностью и изысканностью. Основные работы в стиле платереско — это светские сооружения: университеты, больницы, частные дома. Церковная архитектура представлена главным образом монастырями.

В новом стиле в Саламанке (Центральная Испания) было сооружено здание университета (1529 г.), а образцом для многочисленных жилых построек платереско в этом городе послужил дворец герцогов Монтеррей (1539 г., архитекторы Родриго Хиль де Онтаньон и брат Мартин из Сантьяго), оставшийся незавершённым. Высокие стены, образующие в плане гигантское каре, разделены на горизонтальные ярусы. Нижние почти ничем не заполнены, а в верхнем расположена изящная арочная галерея, которая снизу воспринимается как кружево. Над ней проходит карниз с богатым орнаментом — деталь в духе местных средневековых традиций.

В Испании был особенно распространён тип храма, в плане воспроизводящий церковь Иль-Джезу в Риме. Это базилика в форме латинского креста (т. е. креста с одной вытянутой ветвью, ориентированной на запад) с укороченным поперечным нефом и боковыми нефами, представляющими собой ряды капелл (часовен). Именно такова, например, церковь монашеского ордена иезуитов в Саламанке (середина XVII в.) архитектора Хуана Гомеса де Мора (около 1580— 1648). Западный фасад церкви по бокам завершают две башни. Такая композиция получила название «иезуитской», потому что она нередко применялась в постройках этого могущественного монашеского ордена.

В соборе, который возвёл Алонсо Кано (1601 — 1667) в Гранаде (1667 г.), господствуют прямые линии: вертикали и горизонтали чётко расчерчивают фасад на отдельные части, исчезло впечатление перетекания и полного единства архитектурных форм, как в постройках барокко в Италии.

Давнее пристрастие к обильным украшениям восторжествовало в архитектуре Испании на рубеже XVII—XVIII вв. Оно нашло яркое воплощение в творчестве семейства Чурригера. Крупнейшим мастером среди них был Хосе Бенито Чурригера (1665—1725). Сооружения зодчих Чурригера просты по композиции, как, например, ратуша в Саламанке (1729—1733 гг.). Фантазия авторов проявилась в оформлении фасада, который предельно насыщен декоративными деталями. Архитектурный стиль X. Чурригеры и его последователей получил название чурригереск.

В здании приюта в Мадриде (1722—1799 гг.), построенном в этом стиле Педро де Риберой (около 1683—1742), сочетаются чистые белые стены и богато украшенный вход-портал. Множество мелких скульптурных элементов создают эффект резьбы по дереву. В более поздней постройке — соборе города Сантьяго-де-Компостела (1738— 1747 гг.) — архитектор Фернандо Касас де Нувоа (? — около 1751) использовал столь обильное убранство в западном фасаде, что совершенно преобразил традиционную двухбашенную композицию. Верхние ярусы башен и центральной части фасада кажутся скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями.

СКУЛЬПТУРА

Испанская скульптура XVII столетия не достигла таких вершин, как живопись, хотя была самым распространённым видом искусства. В соборах высились огромные многоярусные алтари — ретабло. Они походили на древнерусские иконостасы, только вместо живописных икон состояли из множества деревянных скульптурных изображений.

Очень распространены были скульптурные группы, называемые «пасос» (исп. «шаги», «движение», «шествие»), которые представляли библейские сцены (их носили по городу во время частых религиозных

празднеств). Пасос тоже делали из дерева и раскрашивали, на фигуры надевали настоящие одежды, ювелирные украшения, к их головам приклеивали волосы.

В отличие от итальянских скульпторов, стремившихся воплотить в своих произведениях прежде всего идею, создать обобщённый образ, испанские мастера добивались правдоподобия: их интересовали частности, детали, внешность конкретного человека или подробности события. Натурализм в испанской скульптуре часто соединялся со страстностью и эмоциональностью барокко.

Выдающимся испанским скульптором первой половины XVII в. был Грегорио Эрнандес (около 1576— 1636). В знаменитом «Оплакивании» (1616 г.) смерть Иисуса Христа изображена с безжалостным натурализмом: мастер показал складки кожи и обвисшие мышцы хрупкого, измождённого тела. Эрнандес расположил фигуру Христа слева направо по восходящей линии, чтобы

привлечь внимание зрителя к смысловому центру произведения — Богоматери. Её страдальческое лицо обращено к небу, а широкий жест правой руки — к зрителю.

Наиболее интересный из испанских мастеров второй половины XVII в. Педро да Мена (1628—1688), работавший в Гранаде, в своих зрелых работах сохранял приверженность жёсткому натурализму. В фигуре Святого Франциска он подчеркнул и грубость монашеского балахона, и предельную степень физического истощения, и даже такую деталь, как выбитые зубы. Но всё это сочетается с обострённой эмоциональностью в передаче духовного состояния. Святой запечатлён в момент молитвенного экстаза — (один из самых любимых сюжетов Педро да Мены). Подобное соединение низкого и высокого, натуралистических подробностей физического облика и возвышенного, мощного духа человека очень характерно как для скульптуры, так и для живописи Испании XVII в.

Читайте также  Что можно ввозить в Испанию

Скульптуры в Испании

Рассылка Пикабу: отправляем лучшие посты за неделю 🔥

Спасибо!
Осталось подтвердить Email — пожалуйста, проверьте почту 😊

Комментарий дня

Вышел парень на площадь с табличкой, на которой написано одно слово: «Вор!». Менты его вяжут за неуважение к действующей власти.

Парень: Ну тут же не написано кто вор!

Менты: Ты нас за идиотов не держи!

Вакансии Пикабу

Рекомендуемое сообщество

Активные сообщества

Тенденции

Любовники из Теруэля

По легенде, знатные юноша и девушка из испанского города Теруэль были влюблены, но не могли быть вместе, так как юноша был слишком беден. Пообещав отцу девушки, что через шесть лет вернется богатым, юноша отправился странствовать. Снискав славу и богатство, через шесть лет и один день он вернулся на родину, чтобы увидеть, как его возлюбленная выходит замуж за другого. В отчаянии он просил у любимой одного поцелуя, но та отказала ему, ведь уже была женой другого. Влюбленный умер у ее ног. На его похороны девушка пришла в свадебном платье и умерла от горя, обнимая его тело. Эта история так растрогала весь город, что Любовников из Теруэля похоронили вместе в соседних саркофагах.

(Кстати, по соображениям благочестия руки возлюбленных все же не касаются друг друга, так как девушка успела стать женой другого).

Загадки испанской глубинки или предок пикабушника

Гуляя по малюсеньким улочкам исторического центра города Уэска (да ни абы где, а на задворках городского собора), можно наткнуться на всякое интересное. Собственно, вот:

Скульптурная композиция на древней стене (а стена эта построена мусульманами в IX веке на развалинах еще римских построек). Если кто не разглядел:

Вот такой коллега сидит в нише на уровне глаз. Пропорции явно пикабушные, хотя сам персонаж может быть отсылкой к яркому тамплиерскому прошлому Уэски (кольцо Саломона, демон Асмодей и всё такое), но это не точно, потому как у нас от тамплиеров только названия остались. Ну или просто языческо-ведьминский фетиш. Этому другану регулярно красят член, видимо, чтобы его тщательно потерли муниципальные работники во время чистки, ибо никаких других вандальных актов против него не случается.

Отсылки к языческим богам плодородия и тем же языческим ритуалам можно встретить по всей Европе, и Испания не исключение. Пару лет назад на побережье во время местного праздника сфоткала такого красавца из папье маше (его и еще несколько скульптур потом радостно сожгли):

зы: о клубничке не может быть и речи — это искусство.

Трудови-и-и-ик, @#$.

В Испании решили обновить средневековую скульптуру Георгия Победоносца XVI века. Ох, зря

The Guardian, 17:45, 26 июня 2018

В церкви святого Михаила в испанском городе Эстелья «отреставрировали» скульптуру Георгия Победоносца XVI века. Правда, новый облик статуи получился совсем не таким, какой она была предыдущие 500 лет.

Голова статуи Георгия Победоносца в Эстелье. До и после «реставрации»

Реставратор сделал Святому Георгию ярко-розовое лицо и раскрасил его доспехи. Новый внешний вид статуи расстроил мэра Эстельи Кольдо Леоса: он рассказал The Guardian, что приход самостоятельно решил отреставрировать скульптуру и заказал работу местному учителю труда.

Мэр рассказал, что церковь не советовалась с местными властями перед началом работ, а в ходе реставрации были использованы гипс и неправильная краска. Эксперты уже изучают, можно ли восстановить исходный вид скульптуры и провести правильную реставрацию.

Статуя Георгия Победоносца до «реставрации»

Статуя Георгия Победоносца после «реставрации»

Вас освежить?

Испанские песочные человечки

Забавная скульптура

В такого тапком не кинешь

В Испании протестуют против «слишком дружелюбного» сатаны.

Жители города Сеговия протестуют против установки этой статуи Сатаны, делающего селфи, потому что она «слишком дружелюбная».
Бронзовая статуя была создана как дань местной легенде о том, как жители провели Дьявола и заставили построить городской акведук.
«Сатана должен быть отталкивающим и отвратительным, а не добрым и соблазнительным», – считают местные жители.
Более 5400 человек подписали петицию, призывающую отменить установку скульптуры. Судья приказал приостановить работу, пока он выясняет, оскорбительно ли это для христиан.

Все это мне напомнило фильм «Догма». Все же помнят?

Задница Барселоны.

Эту историю мне поведал испанский гид, потому за правдивость истории не ручаюсь.

Как-то в Испании собирались проводить очередной чемпионат, и мэр города решил украсить улицы скульптурами. Пригласил одного художника и попросил его вылепить скульптуру как игрок Барселоны забивает гол в ворота Реал Мадрида. Художник, не будь дурак, согласился за определённую сумму, был заключён договор. Ваятель принялся за работу, и вот уже почти всё готово..
Но тут мэр пришёл к художнику и сказал, что он заплатит ему меньше, чем оговорено в договоре. Творец договор читал, потому напомнил мэру, что если меняется условленная сумма, то художник вправе внести изменения в проект. Градоначальник не возмущался, договор есть договор, право твоё, вноси изменения.
И вот наконец день икс. Толпа народа окружила скульптуру, накрытую полотном и перевязанную ленточкой. Глава города в начищенных до блеска ботинках с галстуком на шее торжественно перерезает ленточку.
Полотно падает и пред всеми предстаёт отнюдь не футболист, забивающий гол в чужие ворота, а большая задница, под которой красовалась табличка:
«В благодарность щедрому мэру от жителей Барселоны.»

Историю хоть и слышала я, но тег «моё» ставить не стану.

Скульптуры в Испании

КУРСЫ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА HISPANISTA ОБ ИСПАНИИ:

НЕОБЫЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЖИВОТНЫМ В ИСПАНИИ.

Испанцы любят животных. Дома у испанцев, в отличие от русских, чаще можно встретить собаку или канарейку. Трепетно они относятся к лошадям и быкам, считая их национальной гордостью. Именно поэтому в Испании можно встретить много необычных памятников различным животным.

РАВАЛЬСКИЙ КОТ (EL GATO DE RAVAL)

Номер 1 – это страж Барселоны по имени Кот Ботеро или El gato de Raval. Бронзовый толстячок весом 2 тонны празднует в этом году свое 20-тилетнее проживание в каталонской столице и последнее место его прописки – район Раваль. Его «хозяин», а точнее автор – художник и скульптор Фернандо Ботеро, фамилию которого и унаследовала скульптура кота.

COBI –СИМВОЛ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 1992 ГОДА.

Коллекцию памятников пополнила скульптура Cobi – cобаки, который был талисманом Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году. Скульптора Хавьер Марискаль вдохновила порода каталонской овчарки на создание этого образа, он был представлен обществу за 4 года до того, как стать символом Олимпийских игр. Другой дизайнер Josep María Trías немного подредактировал скульптуру, добавив по пальцу на каждой лапе и логотип на груди.

Имя Cobi – произвольная от аббревиатуры COOB- организатора Олимпийских Игр Comité Organizador de las Olimpiadas de Barcelona. Сейчас он проживает в el Parc del Port Olímpic

ОБРАЗ МАТЕРИ В СКУЛЬПТУРЕ ПАУКА.

Вы любите пауков? А испанцы любят, поэтому установили однажды «Добрую Маман» — знаменитую скульптуру паучихи из бронзы и стали, рядом с Музеем Гугенхайма в Бильбао. Паучиха несет мешок с двадцатью шестью мраморными яйцами. Эта скульптура очень символична, она отражает материнскую заботу и любовь. Прообразом ее стала любящая мать автора Луизы Буржуа, которая вдобавок была ткачихой.

ПАМЯТНИК БРОШЕННЫМ ЖИВОТНЫМ.

Беспородная собака, у лап которой сидит кот – памятник художницы Carmen Grandae брошенным животным, который находится на набережной в Понтеведре. Он был установлен в 2010 году по инициативе Общества защиты животных. Скульптура призвана бороться против такого отношения к животным и обратить внимания людей на то, с чем эти животные сталкиваются, когда остаются на улице.

Об этом напоминает текст по-галисийски: «В память о всех брошенных животных. Наших любимцах, за их доброту, которую они нам дарят и учат нас. Людям, которые уважают права животных, для которых они не стали прихотью на один день, которые не истязают и не выбрасывают потом их на улицу».

БЫК-МЫСЛИТЕЛЬ и ЖИРАФ-КОКЕТКА. (El toro pensador y La jirafa coqueta).

В Барселоне есть и такая парочка — две скульптуры, которые выполнены с человеческой иронией. Первая – El toro pensador, получила в народе имя «Бык-мыслитель», хотя официально эта скульптура называется «Сидячий бык» или «Медитация». Опираясь на собственное копыто, как люди опираются на руку, когда о чем-то думают, бык сидит на постаменте в центре Барселоны. А на другом конце улицы сидит «Жираф-кокетка» (La jirafa coqueta).На создание обеих скульптур автора вдохновили такие шедевры, как «Мыслитель» Родена и «Венера – Победительница» Антонио Кановы.

ПАМЯТНИК АСТУРКОНАМ В АСТУРИИ.

Астурконы — местная порода и гордость региона Астурия. Маленькие, но сильные астурийские пони, как их еще называют, были приручены кельтами для сельскохозяйственного дела, воевали во время Пунических войны, а сейчас они — вымирающий вид. Поэтом скульптура «Астурконы» художника Маноло Вальдеса напоминает, как важны эти лошадки для Астурии и является достопримечательностью Овьедо

УЛЫБАЮЩАЯСЯ КРЕВЕТКА ИЛИ La Gamba de Mariscal

Одну из самых известных скульптур Барселоны создал знаменитый каталонский скульптур Хавьер Марискаль, автор Cobi, и тоже в преддверии Олимпийских игр. Заказчиком выступил ресторан Gambrinus, который закрылся после Игр, а креветка досталась городу по наследству. На самом деле это лобстер, который распластался на небольшой колоннаде с ажурной крышей. Креветка встречает туристов кованой кривой улыбкой, заставляя улыбнуться в ответ