Сколько лет Испания владела Филиппинами

История Филиппин

Примерно с 30 тысячелетия до н.э. переселяются люди современного типа – австралоиды, предки племен ита и аэта, которые до сих пор обитают во внутренних районах Лусона, Висайских о-вов, Палавана и др. Они занимались собирательством и примитивным рыболовством.

В 14–15 веках интенсивно развивались связи со странами Юго-Восточной Азии и Индокитая (Вьетнамом, Камбоджей, Сиамом). Японцы создали свою торговую факторию в Апарри и поддерживали связи с Северным Лусоном.

В середине 15 в. на Сулу возник мусульманский султанат. На Минданао мусульманские султанаты образовались в 16 в. К началу 16 в. на Лусоне и Висайских о-вах уже существовали объединения общин – барангаев, во главе которых стояли правители–вожди и феодальная аристократия. На южных островах Сулу и Минданао сложились относительно централизованные феодальные княжества со своими правящими династиями.

ИСПАНСКИЙ ПЕРИОД. 1521 – 1898 г.

1521год — Филиппинский архипелаг впервые нанес на мировую карту знаменитый исследователь Фернан Магеллан, португальский и испанский мореплаватель высадившийся на Филиппинах.. Он объявил острова владением Испании и заключил договор с правителем о.Себу. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит вождем Лапу-Лапу в сражении на о.Мактан 27 апреля 1521года. Испанцы были вынуждены покинуть острова.

Фернан Магеллан — исп. Fernando( Hermando ) de Magallanes – ( 1480 – 27.04. 1521г.) Магеллан по происхождению португалец. Место его рождения спорно, но некоторые источники указывают в качестве такового город Саброза в провинции Траж-уш-Монтиш. О семье мореплавателя также известно немногое, в частности, то, что она принадлежала к дворянству, а именно— к разряду fidalgos de cota de armes. Отцом был Руй или Родриго де Магальянеш, либо же Педру Альфонсу.. Рано осиротев, юный Магеллан стал пажом при дворе королевы Элеоноры, затем учился в знаменитой мореходной школе на мысе Сагриш. Повзрослев, поступил на флот в качестве sobresaliente— «сверхштатного» рядового воина. Участвовал в битве при Каннаноре (1506г.). Под начальством. В португальских экспедициях в Индийский океан ( 1509 – 12гг ) Дважды доходил до Малакки ( Малайзия ) в 1509 и 1511годах. Принимал участие и в битвах с маврами в Марокко, где и получил ранение пикой в колено, сделавшее его на всю жизнь хромым.

КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ МАГЕЛАНА.

ПОДГОТОВКА. Магеллан вместе с видным португальским учёным того времени Руем Фалейру разработал проект плавания западным путём к островам пряностей— Молуккским (Малайский архипелаг в Индонезии), но он был отклонён португальским королём в связи с тем, что экспедицией Васко да Гама был открыт более близкий восточный путь.

После этого Магеллан принимает решение эмигрировать в Испанию и перейти на службу к испанскому королю. Он поселился в Севилье и женился на дочери высокопоставленного горожанина Дьогу Барбозы, также португальца по происхождению. Однако его цель— найти западный путь к Молуккским островам оставалась неизменной. В этом ему, как ни странно, много помогла неразвитость географии тех времен. Тогда принадлежность новооткрытых колоний определялась по Тордесильясскому договору— все земли, лежащие западнее мередиана, проходящего в 370 лигах (около 1770 км ) западнее о-вов Зелёного мыса, принадлежали Испании, восточнее— Португалии. Размеры земного шара были плохо известны, а измерять долготу почти что не умели, поэтому многие картографы считали, что Молуккские острова должны принадлежать Испании, а не Португалии.

На самом деле линия Тордесильясского договора проходила по меридиану 49°33′ з.д.— 130°27′ в.д., то есть Молуккские острова должны были принадлежать Португалии. Магеллан этого не знал либо же делал вид, что не знал. Поскольку это было выгодно Испании, проект Магеллана в 1517 году был принят испанским королём Карлом I. В инструкции, данной Магеллану королём, было сказано: “Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова”.

Флотилия Магеллана состояла из следующих кораблей:

1.”Тринидад” водоизмещением 110 т под командованием адмирала Магеллана.

2. “Сан-Антонио”, 120 т— капитаном был инспектор флота Хуан де Картахена.

3.“Консепсьон”, 90 т— капитан Гаспар де Касадо

5. “Сантьяго”, 75 т— капитан Жуан Серано

Чтобы успешно вести в открытом океане столь «разнокалиберную» флотилию, Магелланом был разработан специальный язык световых сигналов. Капитан-генерал “требовал неуклонного соблюдения правил о сигналах и вахтах всеми кораблями, дабы тем обеспечить наиболее благоприятные условия для плавания”. Учитывая необходимость весьма длительного автономного плавания вдали от цивилизации, флотилия была снабжена всем необходимым. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус, солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис из расчёта на многие месяцы пути. На случай весьма вероятных вооружённых столкновений матросы были превосходно вооружены, а на кораблях было размещено в общей сложности шестьдесят пушек.

В качестве переводчика Магеллан взял своего раба-малайца Энрике; знанием же туземных языков Бразилии обладали несколько офицеров флотилии, в том числе соотечественники Магеллана Жуан Серрану и Жуан Карвалью.

Каракка Виктория (исп. Victoria)— первый корабль в истории, обогнувший Земной шар. Получил название в честь церкви, в которой португальский мореплаватель Фернан Магеллан принёс присягу на верность испанскому королю Карлосу I.

НАЧАЛО ЭКСПЕДИЦИИ. АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН.БРАЗИЛИЯ.

Влияние разных стран на Филиппины

Испанское влияние на Филиппины

Испанцы оказали на Филиппины огромное влияние во времена своего «царствования» на островах. Огромная часть истории Филиппин принадлежит периоду испанской колонизации, продолжавшейся более 300 лет. Поэтому, не удивительно, что в современной культуре Филиппин мы встречаем множество отголосков испанской эры. Они слышатся в обычаях и традициях, культурных нормах. Наверное, испанцы оставили наибольший след в становлении филиппинской культуры, чем какая-либо другая нация.

Испания была одной из самых могущественных стран на протяжении 1500-х. В то время разные нации пребывали в гонке за завоеванием «ничейных» территорий. Согласно историкам, филиппинские острова потребовались Испании ради трех целей. В первую очередь, они предоставляли возможность распространить католичество. Другие цели, возможно, состояли в том, чтобы получать богатства посредством торговли пряностями в Азии, а также политическую власть, завоевав и предъявив права как можно большему количеству земель.

Известным всем португалец по имени Фердинанд Магеллан, путешествовавший под испанским флагом, однажды обнаружил Филиппинские острова. Именно он «завез» в страну католицизм. В Себу, куда он приехал, крестилось около 800 человек. Испания продолжала отправлять экспедиции на Филиппины до 1564 года. Конфликт и война разразились между двумя странами. Испания, в конечном счете, взяла Филиппины силой, остров за островом, пока вся страна не была завоевана. Филиппины оставались под контролем испанцев до 1898 года.

Не удивительно, что за столь долгое время испанский язык просочился в местные диалекты, перемешался, да так и остался. Примерно 20% слов Тагальского языка заимствованы из испанского. Самый простой пример: «Kumusta?» – говорят филиппинцы, что напоминает нам испанское «Como esta?» (Как дела?). Вот еще несколько слов, которые звучат ровно так же, как испанские (хотя правописание немного различается): Diyos (Бог), Eskwela (школа), Gwapа (красавица), Kalye (улица), Kabayo (лошадь), Karne (мясо), Pamilya (семья), Sapatos (ботинки), Bintana (окно).

Цифры и деньги

Испанская денежная система (основанная на песо) и использование испанских цифр были приняты филиппинцами.

Католицизм

Знаете ли вы, что Филиппины – единственная преимущественно христианская нация в Азии? Все потому, что, когда испанцы пришли на Филиппины, они принесли с собой и Библию. И по нынешнее время филиппинцы являются глубокими католиками, исправно посещающими церковь по воскресеньям. Христианство наложило отпечаток и на повседневную жизнь филиппинцев: например, в стране не практикуются разводы и аборты, Филиппины по-прежнему празднуют и участвуют во многих католических праздниках и обычаях. Практически везде, куда бы вы ни отправились, вы увидите большие католические соборы. Во многих филиппинских домах вы встретите изображения Девы Марии или «Тайной вечери». Даже на общественном транспорте, джипни, вы увидите граффити, изображающие Иисуса и Деву Марию!

Фамилии

На Филиппинах вы встретите множество людей с типичными испанскими фамилиями. Все потому, что в 1849 году губернатор разослал приказ о том, чтобы все семьи выбрали себе новую фамилию из списка испанских. Делалось это, чтобы создать более организованную систему отслеживания людей. В результате на Филиппинах множество Гарсия, Круз, Рейес, Мора, Васкес, Вальдес, Флорес, Рамос, Перес, Вильянуэва, Ортис и т.д. Однако некоторые филиппинцы в то время отказались от смены фамилии, оставив свои. Вот несколько примеров типичных филиппинских фамилий: Макараг, Матапанг, Масипаг, Димагиба, Гуинто, Магсайсай, Макапагал, Батунбакал.

Столица и название страны

Также интересно отметить, что испанцы были теми, кто назначил Манилу столицей Филиппин. Они также назвали острова «Filipinas» в честь принца Филиппа, который впоследствии стал королем Испании.

Западная культура

Во время испанского правления западная культура постепенно начала проникать в филиппинский образ жизни. Филиппины приняли западную музыку, танцы, искусство, отдых и обычаи. Даже их убеждения и взгляды на жизнь немного отдалились от восточных мусульманских философий до более вестернизированной перспективы. Одним из примеров этого было упразднение рабства. Однако классы между богатыми и бедными остались.

Образование

Испанцы основали множество католических школ, где учителями были монахи и монахини. Филиппинцы были грамотными и до того, как приехали испанцы, но испанцы добавили новые предметы, такие как математика, испанский язык. Со временем испанцы также создали колледжи.

Испанцы внесли свою лепту и в филиппинскую кухню. Так в стране начали выращивать и готовить такие продукты как: кукуруза, мука, кабачок, авокадо, сосиски, говядина, гуава, папая, капуста, какао, картофель, ветчина, кофе, пиво, пшеничный хлеб, соленья, сардины.

Кроме того, именно благодаря испанцам, филиппинцы начали пользоваться вилками, ложками, тарелками и чашками (но не ножи). И все-таки большинство филиппинцев до сих пор любят есть традиционно без приборов и посуды, руками, с банановых листьев, например.

Американское влияние на Филиппины

В 1898 году Соединенные Штаты объявили войну Испании, что в конечном итоге привело к Парижскому договору, в котором испанцы согласились отказаться от филиппинских островов в обмен на 20 000 000 долларов. В течение первых лет «американского царствования» на Филиппинах между странами возникали некоторые конфликты. Но во время Первой мировой войны нации объединились, и филиппинцы сражались вместе с американцами. После окончания Первой мировой войны США продолжали властвовать над Филиппинами, и постепенно их отношения стали более дружественными. В 1934 году был принят Закон Тайдинга/Макдаффи, в результате которого Соединенные Штаты согласились предоставить Филиппинам 10 лет для подготовки к их полной независимости. Но из-за Второй мировой войны и японского вторжения на Филиппины это обещание не было реализовано до 1946 года. 4 июля 1946 года Соединенные Штаты объявили Филиппины независимой нацией. Теперь отношения между американцами и филиппинцами очень дружелюбны и теплы. Филиппины любят Америку. Они часто украшают свои джипни американскими флагами или словами «God Bless the USA» (Боже, благослови Америку). Они также слушают американскую музыку, носят американскую одежду, сохраняя при этом свой собственный филиппинский образ жизни. Вот некоторые вещи, которые филиппинцы переняли у Америки.

Читайте также  Сколько в Испании городов

Религиозная свобода

Когда Соединенные Штаты захватили Филиппины, люди обрели религиозную свободу и имели право присоединиться к той религии, к которой желали. (Во время испанского правления католическая церковь была создана как национальная религия и строго соблюдалась). Сегодня на Филиппинах можно найти как даосские храмы, так и православные. Хотя, конечно, католицизм до сих пор преобладает.

Бесплатное обучение

Американцы представили идею бесплатного образования на филиппинских островах. США отправили на острова множество американских учителей, которые быстро основывали школы и брались за обучение школьников.

Английский язык

За это время в школах начали преподавать английский. Даже сегодня большинство филиппинцев не могут не смешивать английские слова, когда они говорят по-филиппински. «Таглиш» буквально стал частью культуры. Фактически, английский язык теперь является вторым национальным языком. Конечно, и в тагальский язык «пробилось» огромное количество английских слов. Они произносятся одинаково, но написание различается. Вот несколько интересных примеров:

Cake = Keyk = Пирог
Cookie = Kukis = Печенья
Biscuit = Biskwit = Бисквит
Ballpen= Bolpen = Ручка
Interview = Interbyu = Интервью
Computer = Kompyuter = Компьютер
X-ray = Eksrey = Рентген

Одежда

Вот несколько принадлежностей гардероба, которые филиппинцы начали использовать после появления американцев: ремни, подтяжки, поло, обувь для тенниса, короткие платья и юбки, головные уборы, туфли на высоких каблуках, колготки. А женщины начали пользоваться косметикой.

Конечно, американское влияние не могло не затронуть и кухню. На Филиппинах приобрели популярность такие продукты как: гамбургеры, сэндвичи, овсяная каша, кетчуп, жевательная резинка, яблочные пироги, майонез, хот доги, стейки, мороженное, кукурузные хлопья и многое другое.

Появились и рестораны быстрого питания: McDonald’s, KFC, Dunkin Donuts.

Японское влияние на Филиппины

Во время Второй мировой войны японцы захватили Филиппины. Это произошло между 1941 и 1945 годами, после чего США снова смогли вернуть себе острова. После восстановления Соединенные Штаты отказались от своего контроля, выполняя обещание предоставить полную независимость Филиппинам.

Поскольку японцы оккупировали Филиппины всего на три года, они не успели оставить многое, что бы было перенято филиппинским обществом. Тем не менее, кое-что все-таки филиппинцам пришлось пережить:

-Был введен строгий комендантский час;

-Была введена японская валюта;

-Было реализовано военное правительство.

Японская оккупация не считается на Филиппинах счастливым временем. Скорее, наоборот. Но Япония не оставила следа в филиппинском образе жизни. Как только японцы ушли, филиппинцы вернулись к той жизни, что была у них до вторжения. Пройдет еще много лет, прежде чем японская культура начнет влиять на филиппинскую и в стране появится страсть к караоке, множество ресторанов японской кухни, огромное количество гаджетов и так далее.

Филиппины — кратко вся история

Филиппины представляют собой государство, состоящее из островов. Самыми крупными островами являются Лусон, Панай, Самар, Негрос. В состав Филиппин входит примерно 7000 островов разного размера. Их общая площадь равна 300 тысяч квадратных километров.

История Филиппинских островов учеными делиться на несколько периодов.

1. Древний период.

Как показывают исследования, первые люди пришли на Филиппины с суши, их стоянки датируются пятидесятым тысячелетием до н.э. Затем на островах появляются люди современного типа, которых называют австралоиды. Начиная с 3000 года до н. э. на Филиппины прибывают монголоидные народности. Это переселение заняло несколько веков. Население начало заниматься земледелием, а затем распространение получила керамика и железо. С наступлением новой эры племена филиппинских островов начали вести оседлый образ жизни, основной их деятельностью стало выращивание риса.

Население Филиппин получило развитие благодаря иноземным торговцам и мореплавателям. Индонезия оказала огромное влияние на культуру островного государства. Особенно четко это влияние прослеживается в обрядах, ремеслах, в стране начинает развиваться индуизм. С Филиппин торговцы вывозят жемчуг и золото.

Торговцам из Китая филиппинские острова были знакомы задолго до наступления новой эры, однако, более прочный характер эти контакты приобрели в 9 веке. Начиная с 13 века, китайские торговцы прочно разместились на островах. Они вывозили отсюда воск, жемчуг, орехи, фрукты, ткани. Влияние Китая на развитие Филиппин было большим и оставило свой след в быте и хозяйственной деятельности населения.

В 16 веке на островах уже существовали объединенные общины, которые возглавляла аристократия. В некоторых районах архипелага распространение получил ислам. На острове Сулу образовалось феодальное княжество, и появился мусульманский султанат.

2. Испанский период.

В 1521 году Ф. Магеллан появился у берегов Филиппинского архипелага. Экспедиция под его командованием объявила Филиппины собственностью Испании. Однако в ходе восстания Магеллан был убит, и испанцы покинули Филиппины. После этой неудавшейся экспедиции начались новые. В 1565 году испанцы захватили остров Себу. В 1570 году на острове Лусон испанцы построили свой укрепительный центр и захватили центральную часть архипелага. Юг Филиппин продолжал оказывать иноземцам сопротивление и сохранять свою независимость.

Филиппинские острова стали испанской колонией, ими управлял губернатор. В стране быстрыми темпами начала развиваться католическая вера, в которую к 1620 году было обращено практически все население. Огромными территориями на островах стали владеть религиозные ордены, такие как иезуиты, доминиканцы и августинцы. Распространение христианства привело к тому, что образование стало развиваться по европейскому образцу. В 1593 году в стране стали печатать книги, открыли первые школы, а в 1611 году университет.

Изначально на Филиппинах испанскими колонистами была введена система поместий, которые были переданы частным лица или религиозным орденам. Владельцы поместий взимали с населения в свою пользу налог. В конце 17 века на Филиппинах появились крупные поместья (асьенды), за ними закреплялись батраки, вынужденные работать на владельцев поместий. Работники выплачивали налоги урожаем, а не деньгами. В целом Филиппинская колония была убыточной и получала большую часть финансирования из Мексики.

В начале 17 века на Филиппинах начался голод. Это привело к значительному уменьшению численности населения (с 600 тысяч человек до 500). Для своих нужд крестьяне выращивали рис, а колонизаторы получали доходы с выращивания табака. Однако широко развивались торговые отношения с китайцами и японцами.

Испания постоянно вела борьбу с другими странами, чтобы удержать за собой Филиппины. В 16 веке Япония начала претендовать на филиппинские острова, и испанцы вынуждены были выплачивать японскому правителю дань. Завладеть Филиппинами пытались Голландия и Китай. Помимо этого, испанцы постоянно подвергались нападению мусульман с юга страны.

Постоянные внешние военные угрозы привели к тому, что Филиппины были разделены на провинции, которые стали возглавлять военнослужащие. Провинции в свою очередь были разделены на округа, которыми стали управлять филиппинцы.

В 1762 году Англия направила свои корабли к филиппинским берегам. Англичанам удалось победить небольшой военный гарнизон испанцев и заключить договор с султаном острова Сулу. Однако дальше они продвинуться не смогли, и после продолжительной войны в 1765 году были вынуждены покинуть острова архипелага.

Появление англичан положило начало череде новых восстаний, которые все труднее становилось подавлять. Одно из таких восстаний, начавшееся в 1744 году под предводительством Дагохоя не удавалось прекратить около 85 лет.

3. Революция на Филиппинах.

В 1892 году на Филиппинах возник революционный союз, который получил название Катипунан. В конце лета 1896 года союз поднял восстание против испанских колонистов. Революционерам удалось захватить несколько районов на острове Лусон. На Филиппинах начались массовые казни и аресты, но, несмотря на это, движение быстро росло. К революционерам присоединились землевладельцы и торговцы. Мэр Агинальдо был лидером восставших.

Весной 1897 года было объявлено о независимости Филиппин, а Агинальдо стал президентом страны. В ноябре 1897 года была принята филиппинская конституция. Однако вскоре Агинальдо пошел на соглашение с испанцами, прекратил военные действия и покинул острова.

В апреле 1898 году началась война между США и Испанией. Войскам США удалось разгромить флот Испании, вернуть в страну Агинальдо и создать временное правительство. В августе 1898 года испанцы уступили США столицу Филиппин.

4. Американский период.

После завершения испано-американской войны в 1898 году испанцы передали Филиппины, а также Гуам и Кубу Америке. Испании была выплачена компенсация в размере 20 миллионов долларов. Но филиппинцы под руководством Агинальдо продолжали бороться за свою независимость. Между Филиппинами и Соединенными Штатами Америки началась война.

Война по официальным источникам продолжалась до 1902 года, но отдельные столкновения не завершались вплоть до 1913 года. Хотя на Филиппинах на протяжении всего этого времени было свое собственное правительство, страна подчинялась Соединенным Штатам. В 1935 году Филиппины были объявлены автономным государством, а в 1946 году обрели полную независимость.

5. Период независимости.

В 1947 году между Филиппинами и США были заключены дополнительные соглашения, по которым США могли пользоваться природными ресурсами страны наравне с филиппинцами. Также США имели право построить 23 военные базы на Филиппинах, которые изначально планировалось строить на 99 лет. В 1967 году этот срок был сокращен до 25 лет. Филиппинская денежная единица была полностью зависима от курса доллара.

После того как Филиппины стали независимыми, стране пришлось столкнуться с множеством внутренних проблем, гражданскими войнами и многочисленными восстаниями сепаратистов.

Читайте также  Сколько в Испании стоят экскурсии?

ИСПАНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ

Испанская колониальная империя — совокупность колониальных владений Испании в Сев. и Южн. Америках, Юго-Вост. Азии, Африке и в Тихом океане; существовала с конца XV по конец XIX в.

И. к. и. сложилась в результате открытия, завоевания и освоения испанцами островов Карибского бассейна, территорий Центральной и Южн. Америки за исключением Бразилии, островов Филиппинского архипелага, Марианских и Каролинских островов (XV—XVII вв.); в Сев. Америке — областей от Калифорнии до Техаса, включая нижнее течение р. Миссисипи и п-ов Флорида (XVIII в.); части территории Марокко (XV—XIX вв.). В конце XVIII в. Испания купила у Португалии острова у побережья Гвинеи — Фернандо-По и Аннабон. И. к. и. достигла наибольших размеров во 2-й половине XVI — 1-й половине XVII в., во время испано-португальской унии, когда испанский король получил власть и над колониальными владениями Португалии в Южн. Америке, Африке и Азии. И. к. и. развивалась в условиях постоянного соперничества с Англией, Францией, а затем Германией и США.

Создание И. к. и. связано с историей Великих географических открытий. Путешествия Х. Колумба (1492—1503) положили начало установлению власти испанцев в Америке. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519—1522) и экспедиции М. Легаспи (1565) и А. Лескано (1686) открыли испанцам доступ на Филиппины (1570—1571), Марианские (1667) и Каролингские о-ва (1686). Проникновение в северные области Африки началось в XV в. c завоевания Мелильи, Масалькивира и Орана и продолжалось вплоть до XIX в.

Установление власти испанцев в Америке и Азии произошло в результате войн с местным населением. К началу XVII в. испанцы покорили высокоразвитые цивилизации майя, ацтеков и инков в Центральной и Южн. Америке (Конкиста). Конкиста сопровождалась насильственной христианизацией индейцев. Утверждению власти завоевателей на землях Америки служил активный процесс переселения испанцев в Новый Свет. На Филиппинах, Марианских и Каролингских о-вах становление политического господства испанцев не повлекло за собой ни образования многочисленного сообщества европейских переселенцев, ни массовой христианизации. Несмотря на почти вековые военные действия, испанцам не удалось подчинить себе все население открытых ими территорий. В глубинных областях Америки (п-ов Юкатан, юг Чили) война с индейцами шла до XVIII в. В горных районах Филиппин до конца XIX в. оставались области, неподконтрольные испанцам.

Испанское государство играло главную роль в организации управления колониями и эксплуатации их богатств. Завоеванные земли вошли в состав Испании в виде двух вице-королевств — Новой Испании (Сев. и Центральная Америка, Филиппины и острова в Тихом океане; столица Мехико) и Перу (Южн. Америка; столица Лима). В 1739—1778 они были разделены на более мелкие административные единицы: вице-королевства Новая Гранада и Ла-Плата, генерал-капитанства Куба, Венесуэла, Внутренние провинции (в Сев. Америке), Филиппины и президенсию Чили. В Америке была введена система интенданств. Высшим органом колониального управления в метрополии был Совет по делам Индий (1524—1717). Ему подчинялась Севильская торговая палата (1503), непосредственно контролировавшая деятельность колониальной администрации, экономическое освоение колоний. Было создано и развивалось колониальное законодательство — Законы Индий (1542) и Свод законов Индий (1688).

Вице-короли назначались испанским королем из представителей аристократии и обладали широкими военными, финансовыми и судебными полномочиями. Их деятельность подвергалась регулярным инспекциям из метрополии. Вице-королевства делились на судебные и военные округа. Существовали особые чиновники по делам туземцев. До 1750 должности колониального управления продавались. Полномочия чиновников разных уровней переплетались, что делало испанское колониальное управление малоэффективным.

В колониальную административную систему была включена Католическая церковь. В начале XVI в. испанский король получил от папы право покровительства (патроната) над церковью в Новом Свете: он мог назначать епископов, основывать монастыри и контролировать деятельность священнослужителей. Часть собранной в колониях церковной десятины поступала в королевскую казну. В колониях Католическая церковь была крупным землевладельцем, участвовала в торговых операциях. Духовенство занималось миссионерской деятельностью; особой активностью отличались иезуиты.

Экономику колоний определяли экспортные отрасли: добыча драгоценных металлов в Америке (в Перу и Мексике), красителей (кошениль и индиго), возделывание сахарного тростника, какао. В течение XVII и XVIII вв. испанцы были основными поставщиками серебра и золота на рынки Европы и Азии. К концу XVII в. в И. к. и. сложилась многоукладная экономическая система: натуральное хозяйство коренного населения, полунатуральное хозяйство свободных колонистов, товарное производство разного масштаба — ремесленные мастерские, крупные компании, занимавшиеся торговыми операциями на внутреннем и внешнем рынке, плантации и рудники, работавшие на экспорт. Элементы капиталистического производства присутствовали во всех отраслях колониального хозяйства.

Метрополия подчинила развитие колониальной экономики своим интересам при помощи изощренной налоговой системы. Существовали ограничения на производство товаров, которые могли конкурировать с продуктами, ввозимыми из Испании (вина, оливковое масло, лен, шелк). Несмотря на запреты, в испанских колониях оформилась хозяйственная специализация регионов и развивалась внутренняя торговля. К началу XVIII в. колонии в экономическом плане были автономны по отношению к метрополии.

Важным инструментом колониального господства была торговая монополия. Колонисты не могли торговать с другими странами, экономические связи между вице-королевствами запрещались. Торговые связи между Испанией и ее колониями поддерживались при помощи регулярных рейсов флотилий из Севильи (с конца XVII в. — из Кадиса) в Веракрус, Портобельо и Картахену. Связь с Филиппинами осуществлялась посредством отправки кораблей из Акапулько в Манилу. Только в конце XVIII в. для колониальной торговли было открыто 12 портов в метрополии и 24 порта в колониях. Особенности внутреннего экономического развития Испании в XVII в. создали условия для вмешательства иностранных держав в торговый обмен на территориях ее колоний. К концу XVII в. Испания превратилась в торгового посредника между Европой, Америкой и Азией. Большую роль в разрушении испанской монополии сыграла контрабандная торговля и пиратство.

В результате завоевания и колонизации на территориях И. к. и. произошло стихийное смешение рас и этносов. Сосуществование европейских поселенцев, автохтонных племен, негров-африканцев привело к формированию новых этнических групп. В И. к. и. социальный статус зависел от цвета кожи. Колониальную элиту составляли испанцы (выходцы из метрополии) и креолы (потомки поселенцев, родившиеся в колониях). В низу социальной лестницы находились индейцы и африканцы. Существование рабства — характерная черта общественных отношений И. к. и. Метисные расовые группы занимали промежуточное социальное положение: они были ограничены в доступе к общественным должностям и образованию, в правах на профессии.

В американских колониях испанцы сохранили и использовали традиционные общественные институты индейцев. Основной податной единицей оставалась индейская община. Испанское государство запрещало порабощать индейцев и сгонять их с земли. Эти запреты нарушались повсеместно и открыто. К концу XVI в. коренное население испанской Америки уменьшилось примерно в 14 раз, составив около 4 млн человек. Аборигены Антильских о-вов исчезли полностью. Индейцы работали на строительстве городов, дорог, в рудниках, платили подушную подать и церковную десятину. Одной из основных форм эксплуатации коренного населения И. к. и. до XVIII в. была энкомьенда (от исп. encomendar — «вручать»). Индейцы и принадлежащие им земли распределялись между поселенцами; индейцы должны были обеспечивать хозяйственные потребности колонистов, а те обязывались превратить туземцев в добрых католиков.

На основе взаимовлияния культурных и религиозных традиций разных народов и рас в И. к. и. сложилась своеобразная социокультурная общность. Ее основой были испанский язык и католицизм. Лексика и фонетика испанского языка менялись под влиянием местных заимствований, и на этой основе возникло множество его современных вариантов.

Распад И. к. и. был вызван комплексом причин: военной и экономической слабостью метрополии; развитием хозяйственной самостоятельности колоний; недовольством колониальной элиты социальной политикой Испании; развитием освободительного движения. К XVII в. Испания утратила свои колонии в Карибском море, за исключением Кубы, Пуэрто-Рико и восточной части Эспаньолы. В результате войны за Испанское наследство (1701—1714) Испания была вынуждена отказаться от монопольного права на торговлю со своими колониями: Великобритания получила право ввозить африканских рабов в испанский Новый Свет (асьенто). В начале XIX в. Испания уступила США и Франции территории в Сев. Америке. В результате Войны за независимость испанских владений в Америке (1810—1826) от власти Испании освободились все американские колонии за исключением Кубы и Пуэрто-Рико. По итогам Испано-американской войны 1898 обрела независимость Куба, а Филиппины, Пуэрто-Рико и о. Гуам были переданы под управление США. В 1899 Испания продала Германии Марианские и Каролинские о-ва. В 1956—1959 часть испанских владений в Сев. Африке воссоединилась с Марокко. Фернандо-По и Аннабон получили независимость в 1968 и вошли в состав Экваториальной Гвинеи.

Распад И. к. и. не привел к полному разрыву экономических, политических и культурных связей между ее бывшими частями, главным образом между странами Южн. и Центральной Америки и Испанией. С 1949 действует Иберо-американская организация (совр. название с 1985, в составе 22 государства), координирующая сотрудничество стран Пиренейского п-ова и Южн. Америки в культурной сфере и обеспечивающая взаимные консультации по политическим проблемам.

Ист.: Colección de documentos inéditos, relativos al descubrimiento, conquista y organización de las antiguas posesiones españolas de Ultramar. T. 1—25, Madrid, 1885—1932. Juan J., Ulloa A. Noticias secretas de América. Madrid, 1991; Гумбольдт А. Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799—1804 гг. Т. 1—3. М., 1963—1969.

Лит.:История Латинской Америки. Т. 1. М., 1991; Кеймен Г. Испания: дорога к империи. М., 2007. Elliott J. H. Empires of the Atlantic World: Britain and Spain in America, 1492—1830. New Haven, 2006; Historia de España. Fundada por R. Menéndez Pidal / Dir. por J. M. Jover Zamora. T. I—XLII. Madrid, 1991—2005. T. 27, 31, 32, 36. Morales Padrón F.Аmérica Hispana hasta creación de las nuevas naciones. S. а.. Parry J. H. Spanish Seaborne Empire. London, 1966.

Говорят ли филиппинцы на испанском?

Панорама Манилы. Автор изображения — joiz. С Flickr, используется в рамках лицензии Creative Commons Attribution-NoDerivs 2.0 Generic (CC BY-ND 2.0).

Читайте также  Сколько градусов в Испании зимой

Филиппины, архипелаг в Юго-Восточной Азии, состоящий из более 7 000 островов, в прошлом, подобно латиноамериканским странам, были колонией Испанской империи. Филиппины находились под испанским господством в течение трех веков и фактически принадлежали королевству Новая Испания. В то время преобладающим языком колониального правительства на островах являлся испанский. Впоследствии, после Испано-американской войны, когда Испания за 20 миллионов долларов передала Соединенным Штатам контроль над островами, его заменил английский.

В двадцатом веке использование испанского языка сократилось, особенно после разрушения испанского гарнизона [исп] во время освобождения Манилы [анг]. Последующая модернизация страны и Вторая мировая война сделали английский язык наиболее распространенным среди населения.

В 1946 году Филиппины получили независимость от Соединенных Штатов, однако английский остался одним из двух официальных языков, наряду с филиппинским. В настоящее время родным для филиппинцев является английский или один из местных языков. По имеющимся оценкам, менее 1% нынешнего населения Филиппин говорит на испанском.

В 2008 году Гаспар Канела написал [исп] в блоге Reino de Siam, что состояние испанского языка на Филиппинах на самом деле гораздо хуже, поскольку, считает он, испанцам так и не удалось вытеснить местные языки:

Интрамурос. Автор изображения shankar s. С Flickr, используется в рамках лицензии Creative Commons, Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0).

Muchos filipinos, los menos estudiados, hasta desconocen que estuvieron sometidos a un reino ibérico durante más de tres siglos. Los estadounidenses, tras expulsar a los españoles, trajeron a Filipinas barcos repletos de profesores de inglés. Tuvieron más éxito que los españoles en extender el uso de su idioma, pero tampoco todos en las islas dominan hoy día la lengua de Shakespeare.

Многие филиппинцы даже не признают, что три с лишним века были подданными Пиренейского королевства. Американцы, изгнав испанцев, прислали на Филиппины полные корабли профессоров английского языка. Они достигли большего, чем испанцы, успеха в распространении их языка, но еще не на всей территории островов царит язык Шекспира.

Тем не менее, испанский исчез не отовсюду. Следы этого языка присутствуют в фамилиях [исп] многих филиппинцев, в названиях городов и исторических достопримечательностей [анг] а также улиц и площадей [анг] страны. Более того, классическая филиппинская литература [анг] полностью писалась на испанском, даже на протяжении большей части двадцатого века. Среди множества произведений классической филиппинской литературы на испанском такие работы, как «Не прикасайся ко мне» [анг] Хосе Рисаля, сыгравшего, как говорят эксперты, значительную роль в укреплении филиппинского национализма [анг].

Рисаль, считающийся сейчас национальным героем Филиппин, был казнен испанскими властями 30 декабря 1896 года за подстрекательство к мятежу. В ночь перед казнью он написал поэму «Мое последнее прощай» [анг], в которой описывает свою любовь к Филиппинам. Пользователь YouTube Hispanic Filipino [анг] загрузил видео, где он декламирует эту поэму:

Но является ли испанский мертвым языком на Филиппинах? Вряд ли. Испанский все еще имеет крепкие корни на островах, хотя на первый взгляд это трудно заметить. Гильермо Гомес Ривера, директор манильской еженедельной газеты Nueva Era, оптимистично оценивает будущее испанского языка на Филиппинах. Своим мнением [исп] он делится в блоге Filipinas Única, где утверждает, что испанский очень прост для любого филиппинца, владеющего тагалогским, висайским или илоканским.

El español es bien fácil para cualquier filipino que hable tagalo, bisaya, bicolano e ilocano porque en estas lenguas indígenas están incrustadas miles de hispanismos. En estos idiomas indígenas todas las prendas que se llevan en el cuerpo se llaman en español: sombrero, camiseta, cinturón […] Todos los muebles y enseres que se encuentran dentro del hogar se llaman en español: cocina, cuarto, sala […] Todo lo que es infraestructura de urbanización se llama en español: […] esquinita, avenida, plaza…

Испанский очень прост для любого филиппинца, владеющего тагалогским, висайским или илоканским, поскольку тысячи заимствований из испанского языка вошли в эти языки коренных народов. Все предметы одежды в этих языках имеют испанские названия: sombrero (шляпа), camiseta (рубашка), cinturón (пояс) […] Вся мебель и утварь, которую только можно найти в доме, имеет названия на испанском: cocina (кухня), cuarto (комната), sala (гостиная) […] Вся городская инфраструктура называется на испанском: […] esquinita (угол), avenida (проспект), plaza (площадь)…

Интернет-пользователь Neptuno Azul демонстрирует этот принцип на примере поэзии Элиодоро Баллестероса, написанной на чабакано — креольском языке, который произошел от испанского и различных местных языков:

В последнее время появляются признаки того, что испанский, возможно, возрождается, благодаря усилиям Института Сервантеса и других испанских и филиппинских организаций, а также людей, желающих спасти наследие филиппинского языка. Эти группы даже получили официальную поддержку от прежнего правительства президента Глории Макапагал-Арройро, которая в 2009 году инициировала частичное возобновление изучения испанского языка в средней школе. Кроме школ, интерес к испанскому восстанавливается и в бизнес-сообществе (все – [исп]).

Одной из подходящих иллюстраций того, что испанский — живой язык на Филиппинах, является это YouTube-видео под названием «Обучение испанскому на Филиппинах», на котором несколько филиппинских студентов демонстрируют, чему они научились в школе.

Филиппинская революция: «Свершилось!»

Первое испанское поселение появилось в Филиппинах еще в XVI веке. Тогда же острова и получили свое имя – в честь испанского принца Филиппа II. Территория оставалась под контролем Испании вплоть до конца XIX века. Правда, время от времени на островах вспыхивали восстания, но ни одно из них так и не увенчалось успехом. Пока не наступил 1896, и филиппинцы не подняли восстание, перешедшее в настоящую революцию.

Главной движущей силой восстания стала организация Катипунан, которая именовала себя «Высочайшим и досточтимым союзом сынов родины». Ее аббревиатура ККК в точности повторяла сокращенное название Ку-Клукс-Клана. Катипунан возглавил Андрес Бонифасио, который долгое время был настоящим лидером революции. Конечно, Катипунан была не единственной организацией, которая хотела бороться за права местного населения. В 1892 знаменитый филиппинский просветитель Хосе Рисаль основал Филиппинскую лигу. Она долго не протянула -— после ареста Хосе лига распалась на два течения. В одном из них и был Андрес Бонифасио.

В 1896 произошло первое крупное сражение между повстанцами и колониальной армией. Неподалеку от города Сан-Хосе-дель-Монте революционеры, казалось, почти одержали победу, но вскоре испанцы получили подкрепление, и повстанцы были разбиты на голову. Город был сожжен, а многим жителям пришлось бежать.

Первые пленные Филиппинской революции, 1896

Ситуация развивалась стремительно. Хосе Рисаль, один из главных идеологов восстания, добровольно отправился на Кубу бороться с желтой лихорадкой и всячески пытался откреститься от революции. В своем манифесте Хосе писал, что народ Филиппин еще не был готов к таким изменениям. Он полагал, что колонизаторы привили местному населению рабскую психологию, которую сперва необходимо изжить. Иначе после свержения испанского владычества появится новая тирания, которая может оказаться еще хуже прежней. В последствии биографы Хосе часто называли его «первым филиппинцем» и «гордостью малайской расы».

Но Хосе не удалось скрыться. Вскоре его арестовали и отправили обратно в Манилу на суд. Несмотря на всего его заявления, военный трибунал все-таки судил Хосе за мятеж, восстание и заговор. Идеолога революции приговорили к расстрелу. Суд вызвал большой резонанс в обществе, даже многие испанцы считали его абсурдным. Генерал-губернатор Рамон Бланко не хотел утверждать приговор. Его отстранили от должности, и приговор все-таки был утвержден -— уже новым начальником. 30 декабря 1896 Хосе расстреляли. Взвод филиппинских солдат испанской армии под надзором регулярных испанских войск казнили революционера. Толпа скандировала: «Да здравствует Испания». Сам же Хосе комментировал свою предстоящую казнь так: «Я счастлив, что могу принести небольшую жертву за дело, которое считаю святым». А в своих последних словах он процитировал Христа: «Consummatum est!» («Свершилось!»).

Солдаты повстанческой армии на Филиппинах, 1899 год

Но с казнью Хосе революция не кончилась. Основные силы повстанцев сосредоточились в провинции Кавите. Их возглавил молодой генерал Эмилио Агинальдо, ставший позже первым президентом Филиппин. Агинальдо был куда более успешен на поле боя, чем Бонифасио. Это привело к расколу среди повстанцев. Одна группировка поддерживала Бонифасио, а другая выступала за Агинальдо. Споры дошли до того, что они перестали помогать друг другу. Даже специально созванное собрание не помогло решить конфликт. 22 марта 1897 была провозглашена независимая Филиппинская республика. Ее президентом избрали Агинальдо. Рассерженный Бонифасио объявил выборы недействительными, попытался даже создать собственное правительство, но его арестовали, и вместе с братом приговорили к смертной казни.

Но оказалось, что провозгласить республику – это еще полдела. Испанцам удалось вернуть часть территорий под свой контроль, и армии бравого генерала Агинальдо пришлось отступить. По пути повстанцы основали еще одну республику Биак-на-Бато и даже приняли ее конституцию. Вскоре им пришлось пойти на переговоры с Испанией и после обещания реформ подписать соглашение и сложить оружие.

Из огня да в полымя

Перемирие было недолгим – некоторые повстанцы продолжали сопротивляться. Вскоре в дело вмешалась Америка – во время испано-американской войны она очень хотела использовать вспыхнувшее восстание в свою пользу. Американский флот под командованием Джорджа Дьюи разгромил испанскую флотилию и предложил Агинальдо, высланному в Гонконг, вернуться на родину. 24 мая 1898 была провозглашена декларация независимости Филиппин. Один из революционных лидеров Аполинарио Мабини возражал против диктатуры Агинальдо, но потом получил пост премьер-министра и успокоился.

Конгресс в городе Малолосс

В 1899 была принята «Малолосская конституция», постепенно начали проводиться реформы. Но Филиппины попали из огня да в полымя: США решили взять под контроль освобожденные от испанцев острова. В 1902 американцы разбили отряды повстанцев и еще на полтора десятилетия оставили Филиппины без настоящей независимости. Формально острова получили полноценную свободу только в 1946.