Пещеры в Испании

Пещера Альтамира и наскальные рисунки каменного века

Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.

Где находится

Пещера Альтамира лежит в 2 километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Ближайшие крупные города Торрелавега (в 7 км) и Сантандер (в 28 км).
Географические координаты 43.377499, -4.122480

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14 о С. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

Сразу на входе расположился «вестибюль».

Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м 2 , полностью покрыт цветными рисунками животных.

Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам Пещеры Ласко во Франции.

«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.

Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.

Комната черного бизона

«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира

Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.

Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.

Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.

Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.

В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.

Копия потолка Большого Зала

Научные споры

Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.

Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.

К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.

Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.

1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт — 1 апреля 2016 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.

Возраст рисунков

Большая часть наскальных изображений принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Но есть некоторые рисунки, которые относят к Граветтской и ранней Ориньякской культурам. По данным ученых, сама пещера использовалась человеком не менее 22000 лет (то есть период 35600 – 13000 лет назад). Это время относится к периоду позднего палеолита.

Около 13000 лет назад оползень запечатал вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные картины древности.

Как рисовал первобытный человек

Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.

Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.

Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый 3D эффект в истории человечества.

Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.

Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.

Пещера Альтамира в туризме

Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.

Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.

В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.

Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.

Не все рисунки хорошо сохранились

В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.

Интересный факт — В 2015 году испанский монетный двор выпустил монету, достоинством в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. На ней изображен бизон.

Копия пещеры Альтамира

Чтобы показать всем желающим живопись каменного века, в 2001 году рядом с пещерой построен Национальный Музей и Исследовательский Центр Альтамира.

Главной особенностью музея стала точная копия Большого Зала пещеры. Она воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. В отдельной экспозиции представлены копии рисунков из других частей пещеры. Реплика наскальной живописи выполнена Педро Саурой и Матильдой Музвиз из университета Мадрида. Художники применяли те же краски, материалы и приемы, характерные для оригинальных рисунков.

Создание копии пещеры Альтимара

В городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого присутствуют рисунка пещеры Альтамира. Кроме этого, такие копии есть в музеях Германии и Японии.

Как попасть в пещеру Альтамира

С 2015 года в оригинальную пещеру может попасть только 5 человек в неделю. Никаких очередей и записи нет. По пятницам проводится обычная лотерея среди всех посетителей музея Альтамиры.

Для победителей по пятницам проводится 37-минутная экскурсия.

Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и транспортных маршрутах можно узнать на Официальном сайте достопримечательности.

Достопримечательности Испании

Топ достопримечательностей (761)

Искупительный храм Саграда Фамилия (Святого Семейства) – это самый значительный проект Антонио Гауди, работа, которой он посвятил основные годы своего творчества, и которую сам считал главным делом своей жизни.

Готический квартал в Барселоне – самая старая часть города: здесь было римское поселение Барсино. Главной достопримечательностью Готического квартала является Кафедральный собор. В XV веке здесь были построены здания мэрии и правительства Каталонии.

В начале прошлого столетия великим мастером Антонио Гауди было создано еще одно завораживающее творение – парк Гуэль. Заказчиком проекта выступал Эусебио Гуэль, который хотел создать территорию, сочетающую жилые зоны и зоны садов, так называемый «город-сад».

Музей Прадо был основан Изабеллой Браганской, женой Фердинанда VII. В 1819 г. он разместился в теперешнем здании в качестве Королевского музея. Здесь выставлены полотна испанской, итальянской, нидерландской, фламандской и немецкой школ.

Гора Тибидабо – это самая высокая вершина горной гряды Сьерра-Кольсерола, возвышающаяся на уровне 512 метров. Гора Тибидабо – это одно из самых живописных мест Барселоны и всей Каталонии. С возвышающейся в сторону северо-запада горы открывается прекрасный, захватывающий вид на город и все побережье.

Читайте также  Озера в Испании

Крепость Вила Велья – последний и единственный сохранившийся образец укрепленного средневекового города на каталонском побережье Коста Брава. Расположена она на небольшом, но высоком полуострове в городе Тосса-де-Мар.

Золотая башня – одна из основных достопримечательностей Севильи, ставшая одним из ее символов. Сооружение, являющееся примером мавританской архитектуры, было возведено на берегу реки Гвадалквивир в 1120 году.

Знаменитый художник, скульптор, керамист, основатель кубизма Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года, и умер в возрасте 91 года. За свою долгую жизнь он оставил огромное количество работ, которые хранятся в частных коллекциях и музеях, расположенных по всему миру.

Дворец Виррейна был построен в период между 1772 и 1778 годами по заказу вице-короля Перу Мануэля де Амата, маркиза Кастельбель. Дворец расположен на бульваре Ла Рамбла, с двух сторон красиво обсаженном густыми деревьями, который знаменит своей красотой и расположенными на нем достопримечательностями.

Недалеко от арены Пласа-де-Торос-де-ла-Маэстранса, практически на берегу реки Гвадалквивир в Севилье расположено здание благотворительного госпиталя Де-ла-Каридад, или Госпиталя милосердия. Основателем госпиталя был дон Мигель Маньяра, который после смерти молодой жены решил создать на этом месте больницу.

Расположенный в центре Бургоса Кафедральный собор является одной из самых красивых и величественных готических храмовых построек не только в Испании, но и на территории всей Европы. Его строительство была начато 20 июля 1221 года по приказу короля Фердинандо III.

Город искусств и наук – это грандиозный архитектурный комплекс, расположенный в Валенсии, на территории бывшего устья реки Турия, перенесенного южнее после катастрофического наводнения. Город искусств и наук можно смело назвать величайшим архитектурным шедевром современности.

Королевский дворец в Мадриде является официальной резиденцией испанской королевской семьи. При этом, король Испании Хуан Карлос I использует дворец только для проведения официальных церемоний, а проживает с семьей в более скромном дворце.

Музей Малаги – городской музей, созданный в 1973-м году при объединении бывшего Провинциального музея изящных искусств (существовал с 1913-го года) и Археологического музея (открытого в 1947-м году). В начале 21-го века Музей Малаги остается разделенным на две соответствующие секции: археологическая насчитывает свыше 15 тысяч экспонатов, художественная – чуть больше 2 тысяч.

Санта Мария дель Наранко — римско-католическая церковь, образец астурийской дороманской архитектуры, расположенная на склоне горы Монте Наранко в 3 км от города Овьедо. Она была построена по приказу Рамиро I Астурийского как королевская резиденция и часть большего по размерам комплекса, в состав которого также входила стоящая в 100 метрах в стороне церковь Сан Мигель де Лильо.

По легенде, в XIII веке король Хайме I Арагонский по пути на Майорку, где он собирался сражаться с арабами, попал в страшный шторм. Король поклялся построить великолепный храм во славу Божию, если Господь оставит его живым и невредимым.

В течение шести столетий Алькасар оставался резиденцией испанских королей. Верхний этаж дворца используется королевской семьей и по сей день. Дворец был построен королем Педро I в середине XIV века на месте арабской крепости и включил в себя многие ее залы и постройки.

Комплекс Порт Авентура поблизости от испанского города Салоу был открыт в 1995 году и с тех пор стал самым посещаемым среди европейских парков развлечений. Он постоянно расширяется и в нем периодически открываются новые объекты.

Ботанический сад Санта Клотильда в городке Ллорет де Мар на побережье Коста Брава – место удивительной красоты, расположенное на вершине утеса, с которого открываются захватывающие виды. Этот ботанический сад был спроектирован в 1919-м году в итальянском стиле по проекту Николау Мариа Рубио и Тудури.

Королевские сады Валенсии – это знаменитый зеленый парк с невероятным количеством красивейших субтропических растений. Королевские сады расположены рядом с Музеем изящных искусств Валенсии. Этот парк, который жители города называют Лос Виверос, был образован еще в 1560 году, когда Филипп II пожелал украсить территорию вокруг своего дворца и заказал четыре тысячи растений для того, чтобы создать красивый сад.

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов

Бронирование отелей, вилл, апартаментов

Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников

Аренда автомобиля за границей и в России

Страховка арендованного авто

Страхование для туристов

Реклама на форуме Винского

Сайт Винского

  • Список форумовЕВРОПА форумИСПАНИЯ форумДостопримечательности Испании. Культурная жизнь
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Достопримечательности Испании: (пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?)

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Достопримечательности Испании: (пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?)

Виракоча » 24 авг 2011, 23:15

Доброго времени суток вам, многоуважаемые форумчане!
Через неделю собираюсь в Испанию, и вот пытаюсь систематизировать и сопоставить всю найденную и краем уха услышанную информацию.
Очень интересуют пещеры Испании с наскальной живописью.
Самая известная, насколько я понимаю, это пещера Альтамира. А правда ли что там пускают только в копию пещеры. В оригинал никак не попасть?
На сайте самого пещерного комплекса Альтамиры есть ссылки на другие пещеры Испании с доисторической живописью. Но не понятно, что действительно интересно, красиво и завораживает?
Если вы были в любых пещерах Испании с наскальными рисунками, поделитесь пжл информацией и впечатлениями! Ну а если еще и фото будут — то вообще супер!
Спасибо заранее всем единомышленникам! ))))

Не забывайте указывать в заголовке темы страну/остров/город, которые фигурируют в вопросе!
tutovka, модератор

Re: Пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?

мяу! » 24 авг 2011, 23:39

Сама пещера временно закрыта для посещений. Можно посетить музей (там копии росписей Адьтамиры), парк вокруг .
http://museodealtamira.mcu.es/cueva_altamira.html

Другие доисторические пещеры — в Кантабрии.:
http://cuevas.culturadecantabria.com/imagenes/rotatorias_home/home_01.jpg

Re: Пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?

Виракоча » 24 авг 2011, 23:41

В том то и вопрос — какие из этих других пещер наиболее интересно посмотреть.

Re: Пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?

Виракоча » 24 авг 2011, 23:47

Re: Пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?

мяу! » 25 авг 2011, 21:59

Re: Пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?

Алена1976 » 25 авг 2011, 22:05

Re: Пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?

Cutie Pie » 25 авг 2011, 22:05

Re: Пещеры в Испании с наскальной живописью, кто был, кто зн

Виракоча » 26 авг 2011, 00:15

Re: Пещеры в Испании с наскальной живописью, кто был, кто зн

mashiko » 22 май 2013, 21:34

Re: Пещеры в Испании с наскальной живописью, кто был, кто знает?

евгений.0/ » 26 май 2013, 20:20

Re: Пещеры в Испании с наскальной живописью, кто был, кто знает?

Виракоча » 27 май 2013, 11:30

Евгений я был в Альтамира, в копии настоящей пещеры. Сделано там все красиво — если не знать, можно и не понять, что это копия. Даже голографические изображения включают, из жизни пещерных людей. Мне просто Альтамира давно грезилась, поэтому я рад и ее копии. Не думаю, что в настоящую пещеру когда-то откроют вход.
Больше всего поразили также пещеры в окрестностях Альтамира (их там много разных) также с рисунками возрастом 15-25 000 лет. Это уже не копии. Только проверяйте время работы (посещений).

Re: Достопримечательности Испании: (пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?)

NataSun » 22 мар 2014, 08:10

Виракоча, Добрый день! Собираюсь этим летом в Испанию, очень хочу попасть в пещеры с рисунками. Вы говорите, что кроме Альтамиры (копия) есть еще и другие пещеры с рисунками настоящие. Могли бы дать ссылку на сайт или гже куда смотреть, чтобы в них попасть? И из какого города лучше добираться? Мы, увы, пешие, не машинные, так что поезда, автоубсы, ноги. в крайнем случае такси.
Спасибо
Наташа

Re: Достопримечательности Испании: (пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?)

SiempreSola » 24 мар 2014, 14:25

Re: Достопримечательности Испании: (пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?)

alter ego » 24 мар 2014, 15:08

В Кантабрии, кроме Альтамиры, Вы можете посетить еще как минимум 7 пещер с наскальными рисунками. На этом сайте Вы можете посмотреть всю интересующую информацию, и даже сделать виртуальный тур. http://cuevas.culturadecantabria.com/english/default.htm

Re: Достопримечательности Испании: (пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?)

NataSun » 24 мар 2014, 16:38

Re: Достопримечательности Испании: (пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?)

Варвара2 » 20 окт 2016, 10:12

ОБМАН !! Пускают только в копию.

grudov » 28 окт 2016, 19:21

Re: ОБМАН !! Пускают только в копию.

Варвара2 » 28 окт 2016, 23:47

Re: Достопримечательности Испании: (пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?)

anatol’ » 29 окт 2016, 00:01

Re: Достопримечательности Испании: (пещеры с наскальной живописью, кто был, кто знает?)

Варвара2 » 31 окт 2016, 10:25

Читайте также  Дворцы в Испании

anatol’, я в октябре походила и в Пикосах и в Пиренеях. Мне больше понравилась в Высоких Пиренеях: долина Vallferera, озёра Sotllo и d’Estats, вершина Pica d’Estats.

Пещеру Tito Bustillo можно совместить с ещё одним интересным местом — «берегом динозавров». Километров в 5-6-ти к западу от пещеры, около деревни Тереньес есть прибрежные каменистые участки, на которых сохранились отпечатки лап разных динозавров. Удивительная штука, если учесть, какая это эфемерная вещь — следы! Лучше всего понятны отпечатки, если смотреть на них сверху и на некотором расстоянии. Полазив по берегу, начинаешь «считывать» отпечатки, находясь рядом с ними.
Я туда ехала на такси от пещеры (номер взяла в информационном киоске — 10 минут, 7 евро), обратно шла полтора часа пешком до ж/д станции Рибадаселья.

Пещеры Сан Хосе

Красивые пещеры около города La Vall d´Uixó, в которых протекает самая длинная подводная река Европы – Сан-Хосе. Большая часть маршрута по пещере осуществляется на лодках.

Возле местечка Валь-де-Ушо (Vall de Uxó), что находится в районе Плана-Баха на юге провинции Кастельон, есть знаменитый природно-археологический памятник. Пещеры Святого Иосифа или Сан-Хосе (Cuevas de San José) – это подземное чудо, расположенное на территории заповедника Сьерра Эспадан, где растет вечнозеленый пробковый дуб, а по склонам тенистых оврагов журчат источники.

В заповедной зоне Сьерра Эспадан (Sierra Espadán) можно отдыхать целый день. Для туристов обустроены прогулочные тропы, детский игровой городок и два открытых бассейна; есть рестораны и зона барбекю. В подземелья Куэвас де Сан Хосе отправляются организованные экскурсии. Группы по десять-двенадцать человек на лодках, в сопровождении проводников, плывут по реке Сан-Хосе навстречу подземным тайнам.

В XIX веке жители Валь-де-Ушо праздновали у пещер «фиесту цветов». В подземелье входили только самые смелые – это считалось верхом отваги.

Сокровища пещер

Сразу за входом, на каменных стенах пещеры, сохранились наскальные рисунки первобытных людей. Ученые определили их возраст примерно 16-м тысячелетием до н.э. Здесь также были найдены следы иберийской и древнеримской цивилизаций, ископаемые останки рептилий и других древних животных.

Под землей протекает река Сан-Хосе. Это ее течение за миллионы лет образовало пещеры и гроты, создало скальные пейзажи удивительной красоты. Река судоходная; ее протяженность определяют примерно в 2,5 км и считают максимальной в Европе. В пещерах не холодно – температура держится на уровне +20ºC. Чтобы подчеркнуть мистическую красоту подземных ландшафтов, подводное пространство, стены и своды тоннелей и залов подсвечивают электрическими огнями.

Сейчас общая протяженность исследованных пещер достигает 2348 м. На долю пешеходных участков приходится 250 м; на лодке можно пройти до 1400 м. «Красная зона» (участок в 1932 м) пока недоступна для посещений. Где заканчиваются река и пещеры, до сих пор неизвестно.

Туристический маршрут

Путешествие идет по заданному маршруту и длится 40 минут. В основном, группы движутся по воде, но часть пути приходится преодолевать пешком.

Первым на маршруте расположен Зал Летучих мышей – грот с куполообразным сводом. Дальше следуют Аллея Влюбленных, Озеро Дианы (Lago Diana) с дном, поросшим мягкими водорослями, узкая и длинная Галерея Сифонов, в которой обитают крошечные подземные рачки.

Через четверть часа лодка останавливается на узком участке. Дальше приходится продвигаться пешком по Сухой Галерее. Тесный проход, высота которого местами не превышает 90 см, приводит туристов сквозь Пещеру Динозавров к Пещере Дьявола.

Дальше группы возвращаются в лодки и плывут к Залу Собора с двенадцатиметровым сводом и множеством сталактитов. Там путешествие и заканчивается.

Постепенное исследование пещеры

В 1902 году впервые два местных парня добрались до узкого тоннеля Бока дель Форн, но дальше пройти не смогли. В последующие годы пещеры исследовали ученые и обычные смельчаки (один из них утонул в Галерее Сифонов). С 1929 года были предприняты попытки сделать маршрут более удобным. Появились лодки, было проведено освещение. В 1950 году опасный тоннель Boca de Forn расширили, а в 1958 году был составлен первый топографический план пещер. Через три года самые узкие участки увеличили взрывотехники, и маршрут стал гораздо безопаснее.

Часы работы и стоимость билетов:

Месяца Время первой и
последней экскурсии
Перерыв Выходные дни
Январь – май 10:15 – 17:45 14:00 – 15:30 1 января, 6 января
Июнь, июль 11:00 – 18:30 14:00 – 15:30
Август 11:00 – 19:15 14:00 – 15:30
Сентябрь 11:00 – 18:30 14:00 – 15:30
Октябрь, ноябрь, декабрь 10:15 – 17:45 14:00 – 15:30 24 декабря и 31 декабря,
начиная с 14:00;25 декабря

*Экскурсии по пещере проводят каждые 45 минут.

Цена входного билета € 10.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Галерея

От носорога до корабля: представляем самые интересные образцы «живописи», найденные в разных уголках Земли

Отпечатки ладоней из «Пещеры Замка», или Куэва-де-Эль-Кастильо (Испания), 40 тыс. лет до н.э.

Так называемая Пещера Замка, или Куэва-де-Эль-Кастильо, в Испании была открыта испанским археологом Эрмилио Алькальдом дель Рио в 1903 году. Позднее ее изображения были изучены французским археологом Анри Брейлем. Отпечатки человеческих ладоней сделаны прижатыми к стене руками с распыленной охрой. Здесь встречаются и изображения простых геометрических фигур, и более поздние изображения необычных животных. Есть предположения, что эти росписи принадлежат неандертальцам. Даже если не относить эти образы к наскальной живописи, их вполне можно считать, по их художественной выразительности, ее предшественниками.

Черные носороги из пещеры Шове (Франция), 35 тыс. лет до н.э.

Фото: Delmarty / Alpaca / DIOMEDIA

Пещера Шове расположена на юге Франции. Она была открыта в 1994 году командой спелеологов и получила название по имени одного из них. Считалось, что это самый древний в мире пример наскальной живописи. Кроме того, это место интересно и своеобразием самих образов: такое количество хищников — львов, медведей, а также носорогов — трудно найти в дошедших до нас рисунках древних людей. По большей части изображения касаются охоты и тех животных, которых древний человек употреблял в пищу. До сих пор общепризнанным остается мнение, что пещеры с большим количеством наскальных рисунков имели ритуальное назначение. Там совершались — или лишь однажды совершились — обряды инициации. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся детские следы в таких местах.

Красные быки из пещеры Альтамира (Испания), ок. 25-35 тыс. лет до н.э.

Фото: Universal History Archive / UIG via Getty images

Еще одно собрание шедевров наскальной живописи в Испании — пещера Альтамира. Именно ее открытие в 1879 году впервые обнаружило для мира еще неизвестное тогда чудо живописи древних людей. На ее первооткрывателя, археолога-любителя Марселино-Санс де Саутола, обрушился поток клеветы и обвинений в фальсификации, когда вместе со своим другом из Мадридского университета они опубликовали результаты раскопок и заявили о принадлежности этих рисунков к эпохе палеолита. Только после его смерти удалось установить, что изображениям действительно более 25-35 тысяч лет. В пещере сохранилась полихромная каменная живопись эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура), ее главный образ — быки. Похожие изображения находятся в Скандинавии и Северной Италии.

Изображения людей, национальный парк «Какаду» (Австралия), ок. 18-20 тыс. лет до н.э.

Фото: DeAgostini / DIOMEDIA

Австралийские наскальные рисунки были обнаружены еще в середине XVIII века, однако пристально изучаться стали лишь через столетие. Только в 50-х годах XX века удалось определить, что наскальные рисунки в Национальном парке «Какаду» относятся к 18-20 тыс. лет до н.э. Такая ранняя датировка тем более интересна, если принять во внимание, что в наскальной живописи достаточно поздно появляются изображения людей. Считается даже, что условность первых изображений человека связана с определенного рода табу. Рисунки аборигенов Австралии, как правило, делятся исследователями по двум стилям: так называемые Мими, выполненные тонкими линиями охры, как будто составлены из тонких тростинок, и «рентгеновский» стиль, выдающий тонкое знание анатомии древних людей.

Пятиметровый бык из пещеры Ласко (Франция), ок. 17 тыс. лет до н.э.

Фото: ARCHIVES / AFP

Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции. 12 сентября 1940 года она была случайно обнаружена во время прогулки четырьмя школьниками, которые рассказали о ней своему учителю Леону Лавалю. Он, в свою очередь, пригласил для ее изучения археолога и специалиста по истории первобытного искусства Анри Брейля, который позже писал об этом месте: «Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко — ее Версаль». Сейчас там обнаружено более 2 тысяч фигур. Среди них и этот пятиметровый бык — самое большое изображение, известное до сих пор среди наскальных фигур. Интересны и другие образы: голова лошади анфас, фигура наподобие человеческой с птичьей головой, а также различные геометрические фигуры. Существует предположение, что эти образы не только имеют обрядовое значение, но и являются визуальной передачей мифологических героев и сюжетов.

Коровы с ритуальными символами, пещерный комплекс Лаас-Гааль (Сомали), самые древние изображения, 9-8 тыс. лет до н.э.

Читайте также  Что такое Каталония в Испании

Фото: Robert Harding Premium / AFP

Лаас-Гааль обнаружила французская экспедиция в конце 2002 года. Это 10 неглубоких пещер (альковов), составляющих комплекс с прекрасно сохранившимися изображениями. Этот комплекс — самые древние росписи полуострова Сомали — известен странными образами коров, украшенных ритуальными символами. Какое участие эти изображения принимали в ритуалах и о каком культе свидетельствуют «наряды» этих коров — неизвестно. Очевидно, однако, что искусством в том смысле, в каком оно представляется нам сейчас, эти изображения точно не были. Стоит только принять во внимание тот факт, что пещеры с наскальной живописью не освещались. Среди искусствоведов существует мнение, что последними, кто видел эти рисунки до нас, могли быть сами авторы в момент творения.

Корабли в пещере Лаха Альта (Испания), ок. 6 тыс. лет до н.э.

Фото: Juanlu Gonzalez / wikimedia.org

В испанской наскальной живописи, в частности в пещере Лаха Альта, сохранились любопытные примеры пересечения древней общинной культуры с развивающейся рядом цивилизацией. Эти образы поздней наскальной живописи относятся к 6-му тысячелетию до н.э. и представляют корабли финикийских мореплавателей глазами испанских аборигенов.

Скала «Газета» Сан-Хуан (США), 2 тыс. лет до н.э.

Фото: John Warburton Lee Photography / DIOMEDIA

Так называемая скала «Газета» (Newspaper Rock) находится в округе Сан-Хуан штата Юта. Датировка всех изображений на ней охватывает почти 2 тысячи лет древней человеческой культуры в этом регионе. Эта стена, площадью всего лишь 19 квадратных метров, полностью покрыта сотнями древних индейских наскальных рисунков — петроглифами. Характер изображений, который сказался на условном названии этого места, действительно подчеркивает сходство этой площади с самыми древними средствами массовой информации, известными по более поздним античным памятникам. По содержанию эта древняя «газета» содержит образы людей, животных, различных орудий и фигур, которые, вероятно, имеют отношение к культуре индейцев фремонт, анасази, навахо и англо.

Мегалиты Испании

Наши очень далекие предки с удовольствием селились территории современной Испании и наглядных доказательств тому предостаточно. Хотя люди Каменного века не знали письменности, но они умели рисовать и «строить». Наскальные рисунки древних найдены во многих пещерах Испании, а самое известное «произведение» доисторических художников в пещере Альтамира (Кантабрия) стало одним из первых памятников, которое попало в список Мирового наследия человечества ЮНЕСКО. Строительные достижения первобытных людей, обитавших на территории Испании, были признаны несколько позже — в начале ХХI в. Речь идет о дольменах Антекеры. Однако Андалусия не единственный регион Испании, где сохранились мегалиты. Эти странные строения, возведенные раньше египетских пирамид, поражают. При виде загадочных циклопических сооружений на ум приходят слова из Козьмы Пруткова: «не верь глазам своим». И как им поверить, когда знаешь, что в доисторические времена у людей не было ничего кроме пары рук и примитивных каменных орудий труда. Так как же наши предки перемещали камни весом в несколько тонн? Может быть они обладали каким-то тайным знанием? Или им помогали инопланетяне? Наука пока молчит…

1. Дольмен Телья / Dolmen de Tella (провинция Уэска, Арагон)

Этот мегалит, известный под несколькими именами: дольмен Телья (dolmen de Tella), лоса ла Кампа (Losa La Campa) и Пьедра (камень) Васар (Piedra Vasar), расположен в километре от селения Тельа-Син (Tella-Sin) в окружении величественного пейзажа Национального парка Ордеса-и-Монте Пердидо (Parque Nacional de Ordesa y Monte Perdido).
Этот район издавна пользуется дурной славой места, где обитает нечистая сила. Многочисленные предания рассказывают о ведьмах, которые регулярно устраивают свои шабаши в окрестностях селения. Чтобы защититься от происков нечистой силы, многие дома местных жителей украшены оберегами.

2.Ла Чабола де ла Эчисейра / La Chabola de la Hechicera (Элвильяр/ Elvillar, провинция Áлава, Страна Басков)

Название этого дольмена на языке басков пишется как Sorginaren Txabola. Этот мегалит один из самых крупных и хорошо сохранившихся памятников Неолита в Эускади (Страна Басков). Он был «открыт» в 1935 году и состоит из трех хорошо сохранившихся вертикально поставленных «стеновых панелей», на которые опирается «крыша». К входу ведет открытая галерея обозначенная большими камнями. Предполагается, что Ла Чабола является погребальным памятником, так как внутри были обнаружены человеческие кости и другие предметы. Находки хранятся в музее Лагуардии (Laguardia).
В августе к дольмену слетаются ведьмы и устраивают веселый «акеларре» (шабаш ведьм).

3. Кромлех Ойанлеку / Crómlech de Oianleku (Ойарсун/ Oyarzun, провинция Гипускоа, Страна Басков)

Этот мегалит расположен в окружении живописного пейзажа Пеньяс-де-Айа (Peñas de Aia) примерно в 7 км от селения Ойарсун. Кромлех Ойанлеку не единственный, но самый крупный мегалит в Природном парке Айко Аррия (Parque Natural de Aiako Harria).
Погребальный памятник Железного века впечатляет: больше десятка вросших в землю остроконечных менгиров образуют правильный эллипс. Сейчас этот кромлех охраняется правительством Страны Басков.

4. Дольмен Сан Мартин /Dolmen de San Martín, (Лагуардия /Laguardia, Риоха)

Дольмен расположен в 1,5 км от городка Лагуардия. Добраться до него очень просто. Мало того, что доисторический памятник удостоился информационного щита на шоссе, ведущего в селение Leza (A-124), его очень хорошо видно прямо с дороги.
Дольмен состоит из одной камеры, имеющей форму ассиметричного прямоугольника. 10 камней из песчаника формируют «стены», еще один камень образует «крышу». Сложенная из камней хижина оживляет пейзаж.

5. Дольмен Соргинетце / Dolmen de Sorginetxe (Аррисала / Arrizala, провинция Áлава, Страна Басков)

Несмотря на свой почтенный возраст дольмен хорошо сохранился. Памятник расположен в местечке Аррисала, возле сьерры Энтсиа (la Sierra de Entzia). До этого мегалита можно легко добраться на автомобиле. Название дольмена очень красноречиво и означает «дом ведьм».
Мегалит, датируемый 2500 годом до нашей эры, «построен» с использованием 5 глыб известняка, на которых лежит еще один плоский камень, исполняющий роль крыши. Общая высота сооружения достигает 2,3 м.

6. Дольмен Мельисо / Dolmen del Mellizo (Валенсия-де-Алькáнтара / Valencia de Alcántara, провинция Кáсерес, Эстремадура)

Дольмен Мельисо не единственное название почтенного доисторического памятника, есть и другие: Aceña Borrega, Anta de la Marquesa, Data III или просто Mellizo. Это самый известный мегалит Эстремадуры и один из самых древних дольменов и кромлехов разбросанных вокруг городка Валенсия-де-Алькáнтара. Дольмен Мельисо отличает высокая степень сохранности. До нас дошла не только крыша, но и «дверь», отделявшая погребальную камеру от «коридора».
В окрестностях Валенсии-де-Алькáнтара расположен еще один впечатляющий ансамбль эпохи мегалита. Он состоит из более 30 гранитных дольменов и 8 из сланцевого камня.

7. Дольмен Санта Крус / Dolmen de Santa Cruz (Кангас-де-Онис /Cangas de Onís, Астурия)

Дольмен Святого Креста (Санта Крус) находится на равнине, возле слияния рек Гуэнья (Güeña) и Селья (Sella), в легендарном астурийском городке Кангас-де-Онис. Этому памятнику Каменного века, спрятанному под фундаментом капеллы Святого Креста (737 г.), более 6 000 лет. Подлинная капелла стала жертвой гражданской войны в Испании (1936). Дольмен тоже серьезно пострадал. Уже после войны капеллу отстроили заново.
Линейные символические рисунки, нанесенные охрой, выделяют дольмен Святого Креста из общего ряда подобных памятников Каменного века. Линии и пунктиры покрывают внутреннюю поверхность погребальной камеры. Что они означают? Этого мы уже никогда не узнаем.

8. Дольмен Педра Хентиль / Dolmen Pedra Gentil (Вальгоргина / Vallgorguina, провинция Барселона, Каталония)

Как гласят местные легенды к дольмену Педра Хентиль регулярно слетались все окрестные ведьмы. Рассказывают, что возле камня они устраивали шабаши и совершали тайные магические обряды. Даже сейчас возле дольмена довольно часто появляются поклонники оккультизма и «практикующие маги».
Дольмен находится в муниципалитете Vallgorguina, в Природном парке Монтнегре-и-эль Корредор (Parque Natural del Montnegre i el Corredor). В средние века было решено усмирить нечистую силу. Для этого возле дольмена построили церковь Санта Эулалия де Тапиолес (Santa Eulàlia de Tapioles), которая до сих пор отпугивает ведьм .

9. Куэва (пещера) Дайны / Cueva de Daina (Романья-де-ла-Селва / Romanyá de la Selva, провинция Жирона, Каталония)

Ла Куэва де Дайна — большой дольмен из гранита, сооруженный в период между 2700 — 2200 годами до нашей эры. Мегалит расположен в окрестностях небольшого селения Romanyà de la Selva, в провинции Жирона. Ведущая к дольмену тропа начинается от станции Фонт Пикант (Estación de la Font Picant).
Этот погребальный монумент прекрасно сохранился. Священное пространство дольмена защищает кромлех из гранитных камней, образующих внешнее кольцо диаметром 11 м.

10. Кампо де ла Рата / Campo de la Rata (город А Корунья, Галисия)

Этот своеобразный памятник не имеет отношения к Каменному веку. Однако его камни полны символизма. Памятник, открытый в 2001 году, очень похож на творение наших далеких предков. На самом деле, громадные гранитные блоки покрытые пятнами красной краски, расставленные на открытом пространстве в строгом порядке, должны напоминать о жертвах франкистских репрессий середины ХХ века. Автор столь необычного памятника — Исаак Диас Прадо (Isaac Díaz Pardo).
Это своеобразное поле памяти находится в галисийском городе A Coruña, возле знаменитого римского маяка Башня Геркулеса (la Torre de Hércules) в окрестностях района Адормидерас (barrio de Adormideras).