Францисканский монастырь и церковь Вознесения Девы Марии

Церковь Вознесения Девы Марии

Церковь при францисканском монастыре св. Катерины в Крешево

  • Рейтинг
  • Исторический период XX в., СФРЮ
  • Бюджет бесплатно
  • Религия католицизм

Церковь в Крешево по историческим меркам совсем новая – строительство завершено в 1970 году, – но уже успела войти в список национальных памятников.

История

В конце 14-го века в Крешево пришли монахи-францисканцы и основали здесь монастырь. При монастыре была построена церковь в готическом стиле. Через сто лет Босния и Герцеговина оказались под властью Османской империи, и для католиков настали трудные времена. Церковь в Крешево много раз была разрушена и сожжена. Жители города и монахи каждый раз её восстанавливали, с большими трудностями добывая разрешение от турецких властей.

На пути к церкви Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Сохранились сведения о грандиозном пожаре на пасху в 1765 году. Тогда новенькая, всего два года назад вновь отстроенная церковь дотла сгорела. Сгорел и монастырь со всеми своими ценностями: библиотекой, архивом.

В середине 19-го века была построена новая большая церковь в неороманском стиле, основательная, трёхнефовая. В 1923-24 годах её перестроили с использованием армированного бетона без дополнительного фундамента. Несколько десятилетий конструкция продержалась, но потом алтарная часть начала проседать, и в 1963 году здание пришлось снести.

Современная церковь

Сейчас мы можем видеть в Крешево самую новую версию церкви, спроектированную в стиле модернизма архитектором Антуном Караваничем. Он переориентировал планировку: раньше церковь составляла со зданием монастыря прямой угол, а сейчас они стоят параллельно.

Интерьер церкви Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Внутренне пространство церкви единое, без деления на зоны, однако архитектор обыграл внешнюю форму так, что снаружи она кажется состоящей из трёх нефов, как и предшествующая.

Формы церкви и стоящей слева колокольни простые и монументальные. Единственное украшение колокольни – декоративная решётка на вытянутых вверх окнах. Фасад украшен витражом и мозаиками.

Фасад церкви Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Витраж и мозаики

Доминанта фасада – огромный витраж с образом Девы Марии. Витраж выполнен по эскизам хорватского художника Иво Дулчича при участии Джуро Путилики. Иво Дулчич автор и пяти мозаичных панно под витражом (1974 г.).

Крайняя левая композиция – св. Никола Тавелич, первый хорватский святой, францисканский монах, был миссионером в Боснии, а потом отправился в Палестину, и там принял мученическую смерть за веру.

Св. Никола Тавелич, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Далее – основатель ордена францисканцев св. Франциск Ассизский. Традиционный сюжет: св. Франциск проповедует птицам.

Св. Франциск проповедует птицам, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

В центре композиция «Коронование Богоматери». Мария стоит между Отцом и Сыном, которые увенчивают её короной, над ней – голубь, то есть коронует её Святая Троица. Коронование в иконографии – финальный эпизод Вознесения Девы Марии, которому посвящена церковь.

Коронование Девы Марии, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Четвёртая мозаика – «Обручение св. Катерины», на которой она символически обручается с младенцем Иисусом. По пространству композиции летают колёса – один из символов её мученичества. Св. Катерине посвящён монастырь, которому принадлежит церковь.

Св. Катерина, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Крайняя мозаика справа – св. Леопольд, в миру Леопольд Мандич, святой родом из Боки Которской. Он не очень известен в остальном католическом мире, но хорватами весьма почитаем. Он изображён с малышом, которого одновременно и защищает и направляет. Вероятно, это метафорическое изображение его таланта исповедника – тысячи верующих шли к нему за утешением и советом.

Св. Леопольд, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Интерьер

Церковь внутри просторная и светлая. Её освещает упомянутое огромное витражное окно и горизонтально ориентированные окна высоко под потолком. Эти окна тоже украшены витражами с абстрактными мотивами.

В интерьере церкви две доминанты – огромный орган в алтарном пространстве и горизонтальная живописная «лента» напротив алтаря, изображающая крёстный путь. Цикл создан Джуро Седером в 1986 году.

Крёстный путь, автор Джуро Седер Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

В контраст к современному стилю «Крёстного пути» – полотна венецианских мастеров 17-го и 18-го веков. Среди них те, которые удалось спасти от пожара 1765 года и более поздние приобретения.

Орган

Орган был куплен ещё для предыдущей церкви в 1958 году. После строительства нового здания его установили в апсиде. Орган, надо сказать, отличный, да и акустика церкви выше всяких похвал.

Без дела он не простаивает. Кроме сопровождения месс орган используют в качестве учебного инструмента студенты Студии музыкального искусства – филиала музыкальной академии Мостарского университета. Одно из направлений обучения – церковная музыка.

Орган Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Крешевские святые

Слева от алтаря находится саркофаг с телами так называемых крешевских святых.

Во время перестройки церкви в 1923 году под плитами пола были найдены гробницы и в одной из них нетронутые тлением тела. Слух об этом разнёсся по всей округе, и верующие стали почитать их как святых.

Их имена выяснены совсем недавно: это апостольские викарии (епископы, управляющие от имени папы) Мате Деливич, умерший в 1740 году и Марьян Богданович, умерший в 1771 году

Они положены в стеклянные гробы, а в саркофаге сделана дверца, и любопытствующие могут взглянуть. По праздникам гробы вынимают из саркофага и устанавливают в церкви, чтобы верующие могли им поклониться.

Фотогалерея

Полезная информация

Церковь Вознесения Девы Марии
хорв. и босн. Crkva Uznesenja Blažene Djevice Marije

Адрес и контакты

Крешево, ул. Фра Грга Мартича
Kreševo, ul. Fra Grge Martića 1

Городская приходская церковь Вознесения Девы Марии. Линц, Австрия.

Городская приходская церковь Вознесения Девы Марии в Линце(нем. Stadtpfarrkirche Mariä Himmelfahrt der Stadt) одна из старейших в Верхней Австрии. Она была построена в XIII веке в виде трехнефной романской базилики. Упоминание о закладке церкви встречается в планах расширения города в 1207 году.

В 1448 году в церкви расширили пресвитерий, а в 1453 году — построили башню. Ее 84-метровая колокольня до сих пор является третьей по высоте в Верхней Австрии. Свой современный облик башня получила в 1823 году.

В конце XV века Линц ненадолго стал столицей и резиденцией императора Фридриха III. Он очень любил город и многое сделал для его развития. Умер он также здесь — в Замке Линц в 1493 году. Прах с его сердцем был замурован в урну в стене церкви Вознесения Девы Марии.

26 мая 1521 года, предположительно, в этой же церкви состоялась свадьба будущего императора Священной Римской империи Фердинанда I и Анны Ягеллонской, сестры Людовика, короля Чехии и Венгрии. Эта свадьба заложила основу Австро-Венгерскому союзу династий, который впоследствии создал империю, просуществовавшую до 1918 года.

Главный алтарь собора был создан в 1771 году Матиасом Людвигом и Иоганном Каспаром Модлер Криннером. Боковые алтари церкви оформлены Бартоломео Альтомонтео и Иоакимом Сандрартом. Алтарь Флориани расписан в 1860 году, на нем изображен исторический вид Линца 1694 года. На картине приходская церковь легко узнаваема по куполу в стиле барокко, который был у нее в то время.

На внешней стороне здания находится апсида с фигурой Святого Иоанна Непомуцкого, сделанная по проекту Иоганна Лукаса Хильдебрандта, который датируется 1727 годом. Одна из последних работ, проведенных в церкви, — потолочная фреска «Триумф религии».

Орган церкви с 36 регистрами был спроектирован в 1849 году Людвигом Моозером. Всемирно известный австрийский композитор Антон Брукнер в то время был органистом собора (1855-1868). Он раскритиковал работу Моозера и качество его органа. Это сильно расстроило проектировщика, так как он считал, что Брукнер не имел права судить его.

На сегодняшний день церковь Вознесения Девы Марии является уникальным, хорошо сохранившимся архитектурным памятником Верхней Австрии.

  • Название: Pfarre Linz-Stadtpfarre
  • Адрес: 4020 Linz , Pfarrplatz 4
  • Telefon: 0732/776120
  • Сайт: Dioezese-linz
  • Ссылка на Google maps
  • Остановка: Hauptplatz (Трамвай: 1,2,3,4) (2,40 евро билет)
  • Парковка: Garage Pfarrplatz(Ссылка на Google maps) (2,80 евро за час.)

Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Вы найдете много полезной информации о достопримечательностях европейских стран, истории, авторские статьи и лайфхаки, интервью с европейцами. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram, Twitter, Яндекс.Дзен, а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram

Как австрийские СМИ усиливают давление на власть

Сегодняшняя жизнь в Австрии вернулась на круги своя. Можно выйти на улицу и уже не заметить каких-то отличий от предыдущего лета. Мало кто уже носит маску, и редко кто соблюдает

СМИ Австрии: Владимир Путин преподает историю Западу

Президент России незадолго до парада в День Победы выпускает собственную статью с уникальным взглядом на историю: он защищает пакт Гитлера – Сталина и аннексию Балтики (далее…)

Вавельский замок, Краков, Польша. Июль, 2013

Вавельский замок — (полск. Zamek Królewski na Wawelu) это резиденция, расположенная в центре Кракова, Польша, и первый в мире объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенный по указанию короля Казимира III Великого,

Монастырь францисканцев и костёл Успения Девы Марии. Часть 1. 14 -17 столетия.


L. Кляштор отцов францискан. Изображение на гравюре Киприана Томашевича 1673-1679 гг.

Монастырь францисканцев первоначально занимал территорию в границах квадрата размером 54 на 54 метра между западной границей Рынка и улицей Замковой, которая тянулась вдоль кромки острова Старого города. С северной стороны монастырь достигал улочки, которая соединяла Замковую улицу с рынком и была ориентирована на Ратушу. С юга монастырь граничил с жилыми усадьбами.

Монастырь и костёл на современной карте.
Улица Францисканская 6-8.

Яндекс-панорама

Вид на монастырь с воздушного шара. Октябрь 2014г.

Источник

Костёл Успения Девы Марии монастыря францисканцев — один из храмов классической кафедральной группы, расположенных на окружности радиусом 500 футов, описанной вокруг Рынка.

Система храмов вокруг Рынка.
1. Ратуша
2. Кафедральный костёл Св. Петра и Павла.
3. Костёл Св. Екатерины.
4. Францисканский костёл Успения Девы Марии.
5. Доминиканский костёл Св. Николая.
ABCD — гипотетический римский лагерь.
KMFD — рынок 12-13 ст.
OMNP — рынок 14 ст.
GMNE — рынок начала 17 ст.

Версии исследователей относительно даты постройки и эволюции храма противоречивы. По одной из версий (Ю-А. Ролле, Е. Сецинский) костёл первоначально был деревянным и его возведение относится к началу 15 столетия. Каменный храм возник в период между пожаром 1616 года и началом турецкой оккупации в 1672 году, а монастырские строения оставались деревянными и каменными стали лишь в 18 столетии.
По другой версии (С. Юрченко, М. Трайдос), костёл сразу был построен каменным в первой половине 15 столетия.

Читайте также  Церковь Святого Франциска Ксаверия

Более ранние свидетельства 1320 года о существовании монастыря францисканцев в Каменце уже в начале 14 столетия по причине их недостаточной достоверности подвергались сомнениям у таких историков, как М. Симашкевич, Ю-А. Ролле, М. Грушевский. В недавних публикациях польских исследователей появились данные, что существование монастыря подтверждают документы 1345 года, которые содержат самое раннее упоминание о нём.

Далее, по документам 1400 (1402?) года литовский князь Свидригайло во время своего краткого владычества на Подолье пожаловал францисканцам десятину из села Голоскова, каменецкого замкового фольварка, мельницы около Польской брамы и право пользования землёй между Польской брамой и Замковым мостом.

Недостаток письменных источников придал больший вес натурным исследованиям костёла и монастыря, которые произвела в начале 1960-х годов историк архитектуры и реставратор Евгения Пламеницкая. Ей удалось установить наличие нескольких фаз в строительной истории храма и выявить его старейшее каменное ядро, которое складывалось из нефа и равной с ним по величине гранённой абсиды, имевших в интерьере общую длину 16 метров (28 хелминских локтей) и ширину 8,9 метров (15 локтей). С юга к первичному костёлу, вровень с западным фасадом, примыкал прямоугольный объём 6,5 х 8,5 метров, возможно, башня-звонница или часовня.

План и хронологическая периодизация Е. Пламеницкой и О. Пламеницкой:
1.первичный однонефный костёл
2. первичная костёльная башня-звонница
3. новая часть нефа
4. новая башня-звонница
5. часовня армян-униатов
6. часовня св. Антония
7. звонница 18 столетия

Периодизация:
I – 14 столетие, II- разобранные стены 14 ст., III – конец 15 -начало 16 ст., IV — 16 ст., V — 1616 г. – середина 17 ст., VI — вторая половина 18 ст.

Костёл был однонефным, под высокой гонтовой крышей и имел цилиндрические арковые своды с распалубками, высокие готические окна, уступчатые контрфорсы в простенках нефа и на гранях абсиды.

Древнее ядро костёла.

Первоначальную готическую архитектуру францисканского костёла демонстрирует отреставрированный в 1960-е годы южный фасад, где под позднейшими перестройками были открыты стрельчатые окна с контрфорсами в простенках.

Южный фасад.

Аналогичная структура была выявлена на северном фасаде древнего объёма и на абсиде, к которой в 18 веке была пристроена звонница. В интерьере северной грани абсиды была раскрыта замурованная ниша с белокаменным обрамлением классического готического абриса, сделанного из трёх блоков: двух вертикальных стоек и поставленной на них арочной стрельчатой перемычки, вырезанной из одного блока.

Пресвитериум. Ниша-тайник.

В итоге, архаичная пространственная структура каменного храма, а также характерные готические детали, которые сохранились от первой строительной фазы, в свете архивных документов 1345 года, позволяют пересмотреть приведённые выше версии и перенести датировку древнего ядра костёла Девы Марии к концу 14 столетия.

В конце 15 столетия костёл был расширен пристройкой значительного объёма с западной стороны шириной по размеру нефа и длиной 15,5 метров.

Достроенная западная часть нефа с нартексом.

Наличие в этой части арочного каменного свода пока ставит под сомнение упоминание в описании 1597 года того, что костёл имел деревянные перекрытия. Возможно, там речь идёт именно про новопостроенную часть.

Перед новым западным фасадом появился ещё один типично каменецкий элемент — высокая вежа-нартекс, подобная тем, что существовали в кафедральном костёле Петра и Павла и в армянской Благовещенской церкви. Но, в отличии от этих храмов, вход в нартекс францисканского костёла находился на его южном боковом фасаде, с шатровой крышей и крыльцом. Такое решение было обусловлено спецификой размещения костёла, новую западную часть которого возвели на склоне и для организации входа на традиционной западной стороне там не хватало места.

Вход к пристроенной западной части нефа находился по центру северного фасада. Створ, обрамлённый белокаменным порталом, со временем был переделан в связи с расширением входа, но ещё до недавнего времени там сохранялись остатки правой части портала: стойка и часть готической арки в рамке.

Северный фасад. Остатки готического портала. Схема Е. Пламеницкой.

В верхнем углу рамки вырезан герб «Задора» — на геральдическом щите размером 34 на 37 см —голова льва, извергающего пламя. Герб Задора принадлежал начальнику каменецких фортификаций Станиславу Лянцкоронскому. В начале 16 столетия его герб появился на ещё одном сооружении — Русской браме. Очевидно, что Лянцкоронский был причастен к строительству западной части храма. Рядом с гербом на стойке портала вырезан знак размером 37 на 25 см, в котором соединена графика литовского (ягеллонского) креста и косой свастики.

Северный фасад. Остатки готического портала с гербом «Задора».
Фото А. Тюпича.

Перестройка костёла, вероятнее всего, происходила в годы правления епископа Мачея Ломжинского (1479-1484), который считался строителем пяти каменецких костёлов.

Последующие изменения архитектурного облика костёла произошли во второй половине 16 столетия. В описании (визите) храма 1597 года указаны сведения о некотором разрушении храма: костёл имел 5 алтарей и звонницу с тремя звонами и был «большой и просторный, но разрушенный». Перестраивал костёл настоятель Ян Друшковский.

К северному фасаду старой восточной части пристроили часовню размером 6,5 на 15,5 метров с алтарём и нартексом, а к южной стене западной части нефа пристроили квадратную в плане часовню размером 8 на 8,5 метров, которая примкнула к костёльной веже первого строительного этапа.

Северная часовня предназначалась для армян, которые приняли унию во второй половине 16 столетия. Часовня вошла в историческую литературу Каменца, как загадочная армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую многие исследователи считали кафедральным армянским храмом.

Во второй четверти 17 столетия после большого пожара 1616 года произошла очередная перестройка монастырских зданий. Сохранились также сведения об основании в первой половине 17 века часовни Св. Антония. Вероятно, ею была юго-западная часовня.
Во время ремонта реализовали новую архитектурную концепцию монастыря, строения которого соединили с костёлом.

План с хронологической периодизацией.
I. 14 ст.
II. Конец 15 -17 ст.
III. Середина 18 ст. – 1830-е годы.

В литературе распространены две ошибочные версии, по которым каменный костёл и деревянные здания монастыря возвели или после пожара 1616 года и перед турецкой оккупацией 1672 года, или даже в начале 18 столетия. Однако архитектурные «слои» свидетельствуют о существовании как минимум четырёх строительных этапов, которые предшествовали турецкой оккупации.

Изображение на медерите К. Томашевича трёхэтажных келий убеждает в том, что они были каменными и их сооружение можно отнести ко второй четверти 17 столетия. Западное крыло Г-образного здания келий размещалось вдоль кромки острова и выходило на улицу Замковую по линии западного фасада костёла. Со стороны монастырского двора оно имело два яруса, а со стороны Замковой улицы, из-за перепада рельефа — три. Южное крыло монастыря примыкало к северному фасаду костёла. Все его помещения находились на разных уровнях, с понижением к западу.

Каменная ограда ограничивала прямоугольный в плане (20 х 30 метров) монастырский двор с севера, вдоль улочки, которая пролегала между Замковой и Иезуитской (сейчас — Францисканская) улицами и вела на Рынок. Северная граница монастыря находилась на 37 метров южнее нынешней, а западное крыло келий состояло из 4-х сводчатых камер, размещённых вдоль сводчатого коридора.

Костёл и монастырь на гравюре К. Томашевича в 1673 – 1679 годах.

Лаконизм силуэта и сдержанность архитектурных форм францисканского монастыря, который будто бы вырастал из скалистого острова, готическая архитектурная концепция костёла с высокой стройной крышей, увенчанной башенкой, создавали монументальное впечатление. Скромную дань господствующему в то время в Европе позднему ренессансу неизвестные зодчие отдали при оформлении двух южных часовен, объединёнными общим фигурным аттиком в манеристическом духе, а также аналогичного по характеру брандмауэра костёльной крыши. Все эти особенности показал гравёр Киприан Томашевич.

Ансамбль францисканского монастыря, наряду с величественным кафедральным костёлом, существенно обогатил силуэт католического фасада средневекового Каменца.

________________________________________ ______________________
Источник:
О.Пламеницька. «Сакральна архітектура Кам’янця на Поділлі» — Кам’янець-Подільський: Абетка, 2005.

Монастырь францисканцев и костёл Успения Девы Марии. Часть 1. 14 -17 столетия.


L. Кляштор отцов францискан. Изображение на гравюре Киприана Томашевича 1673-1679 гг.

Монастырь францисканцев первоначально занимал территорию в границах квадрата размером 54 на 54 метра между западной границей Рынка и улицей Замковой, которая тянулась вдоль кромки острова Старого города. С северной стороны монастырь достигал улочки, которая соединяла Замковую улицу с рынком и была ориентирована на Ратушу. С юга монастырь граничил с жилыми усадьбами.

Монастырь и костёл на современной карте.
Улица Францисканская 6-8.

Яндекс-панорама

Вид на монастырь с воздушного шара. Октябрь 2014г.

Источник

Костёл Успения Девы Марии монастыря францисканцев — один из храмов классической кафедральной группы, расположенных на окружности радиусом 500 футов, описанной вокруг Рынка.

Система храмов вокруг Рынка.
1. Ратуша
2. Кафедральный костёл Св. Петра и Павла.
3. Костёл Св. Екатерины.
4. Францисканский костёл Успения Девы Марии.
5. Доминиканский костёл Св. Николая.
ABCD — гипотетический римский лагерь.
KMFD — рынок 12-13 ст.
OMNP — рынок 14 ст.
GMNE — рынок начала 17 ст.

Версии исследователей относительно даты постройки и эволюции храма противоречивы. По одной из версий (Ю-А. Ролле, Е. Сецинский) костёл первоначально был деревянным и его возведение относится к началу 15 столетия. Каменный храм возник в период между пожаром 1616 года и началом турецкой оккупации в 1672 году, а монастырские строения оставались деревянными и каменными стали лишь в 18 столетии.
По другой версии (С. Юрченко, М. Трайдос), костёл сразу был построен каменным в первой половине 15 столетия.

Более ранние свидетельства 1320 года о существовании монастыря францисканцев в Каменце уже в начале 14 столетия по причине их недостаточной достоверности подвергались сомнениям у таких историков, как М. Симашкевич, Ю-А. Ролле, М. Грушевский. В недавних публикациях польских исследователей появились данные, что существование монастыря подтверждают документы 1345 года, которые содержат самое раннее упоминание о нём.

Далее, по документам 1400 (1402?) года литовский князь Свидригайло во время своего краткого владычества на Подолье пожаловал францисканцам десятину из села Голоскова, каменецкого замкового фольварка, мельницы около Польской брамы и право пользования землёй между Польской брамой и Замковым мостом.

Недостаток письменных источников придал больший вес натурным исследованиям костёла и монастыря, которые произвела в начале 1960-х годов историк архитектуры и реставратор Евгения Пламеницкая. Ей удалось установить наличие нескольких фаз в строительной истории храма и выявить его старейшее каменное ядро, которое складывалось из нефа и равной с ним по величине гранённой абсиды, имевших в интерьере общую длину 16 метров (28 хелминских локтей) и ширину 8,9 метров (15 локтей). С юга к первичному костёлу, вровень с западным фасадом, примыкал прямоугольный объём 6,5 х 8,5 метров, возможно, башня-звонница или часовня.

План и хронологическая периодизация Е. Пламеницкой и О. Пламеницкой:
1.первичный однонефный костёл
2. первичная костёльная башня-звонница
3. новая часть нефа
4. новая башня-звонница
5. часовня армян-униатов
6. часовня св. Антония
7. звонница 18 столетия

Читайте также  Площади во Франции

Периодизация:
I – 14 столетие, II- разобранные стены 14 ст., III – конец 15 -начало 16 ст., IV — 16 ст., V — 1616 г. – середина 17 ст., VI — вторая половина 18 ст.

Костёл был однонефным, под высокой гонтовой крышей и имел цилиндрические арковые своды с распалубками, высокие готические окна, уступчатые контрфорсы в простенках нефа и на гранях абсиды.

Древнее ядро костёла.

Первоначальную готическую архитектуру францисканского костёла демонстрирует отреставрированный в 1960-е годы южный фасад, где под позднейшими перестройками были открыты стрельчатые окна с контрфорсами в простенках.

Южный фасад.

Аналогичная структура была выявлена на северном фасаде древнего объёма и на абсиде, к которой в 18 веке была пристроена звонница. В интерьере северной грани абсиды была раскрыта замурованная ниша с белокаменным обрамлением классического готического абриса, сделанного из трёх блоков: двух вертикальных стоек и поставленной на них арочной стрельчатой перемычки, вырезанной из одного блока.

Пресвитериум. Ниша-тайник.

В итоге, архаичная пространственная структура каменного храма, а также характерные готические детали, которые сохранились от первой строительной фазы, в свете архивных документов 1345 года, позволяют пересмотреть приведённые выше версии и перенести датировку древнего ядра костёла Девы Марии к концу 14 столетия.

В конце 15 столетия костёл был расширен пристройкой значительного объёма с западной стороны шириной по размеру нефа и длиной 15,5 метров.

Достроенная западная часть нефа с нартексом.

Наличие в этой части арочного каменного свода пока ставит под сомнение упоминание в описании 1597 года того, что костёл имел деревянные перекрытия. Возможно, там речь идёт именно про новопостроенную часть.

Перед новым западным фасадом появился ещё один типично каменецкий элемент — высокая вежа-нартекс, подобная тем, что существовали в кафедральном костёле Петра и Павла и в армянской Благовещенской церкви. Но, в отличии от этих храмов, вход в нартекс францисканского костёла находился на его южном боковом фасаде, с шатровой крышей и крыльцом. Такое решение было обусловлено спецификой размещения костёла, новую западную часть которого возвели на склоне и для организации входа на традиционной западной стороне там не хватало места.

Вход к пристроенной западной части нефа находился по центру северного фасада. Створ, обрамлённый белокаменным порталом, со временем был переделан в связи с расширением входа, но ещё до недавнего времени там сохранялись остатки правой части портала: стойка и часть готической арки в рамке.

Северный фасад. Остатки готического портала. Схема Е. Пламеницкой.

В верхнем углу рамки вырезан герб «Задора» — на геральдическом щите размером 34 на 37 см —голова льва, извергающего пламя. Герб Задора принадлежал начальнику каменецких фортификаций Станиславу Лянцкоронскому. В начале 16 столетия его герб появился на ещё одном сооружении — Русской браме. Очевидно, что Лянцкоронский был причастен к строительству западной части храма. Рядом с гербом на стойке портала вырезан знак размером 37 на 25 см, в котором соединена графика литовского (ягеллонского) креста и косой свастики.

Северный фасад. Остатки готического портала с гербом «Задора».
Фото А. Тюпича.

Перестройка костёла, вероятнее всего, происходила в годы правления епископа Мачея Ломжинского (1479-1484), который считался строителем пяти каменецких костёлов.

Последующие изменения архитектурного облика костёла произошли во второй половине 16 столетия. В описании (визите) храма 1597 года указаны сведения о некотором разрушении храма: костёл имел 5 алтарей и звонницу с тремя звонами и был «большой и просторный, но разрушенный». Перестраивал костёл настоятель Ян Друшковский.

К северному фасаду старой восточной части пристроили часовню размером 6,5 на 15,5 метров с алтарём и нартексом, а к южной стене западной части нефа пристроили квадратную в плане часовню размером 8 на 8,5 метров, которая примкнула к костёльной веже первого строительного этапа.

Северная часовня предназначалась для армян, которые приняли унию во второй половине 16 столетия. Часовня вошла в историческую литературу Каменца, как загадочная армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую многие исследователи считали кафедральным армянским храмом.

Во второй четверти 17 столетия после большого пожара 1616 года произошла очередная перестройка монастырских зданий. Сохранились также сведения об основании в первой половине 17 века часовни Св. Антония. Вероятно, ею была юго-западная часовня.
Во время ремонта реализовали новую архитектурную концепцию монастыря, строения которого соединили с костёлом.

План с хронологической периодизацией.
I. 14 ст.
II. Конец 15 -17 ст.
III. Середина 18 ст. – 1830-е годы.

В литературе распространены две ошибочные версии, по которым каменный костёл и деревянные здания монастыря возвели или после пожара 1616 года и перед турецкой оккупацией 1672 года, или даже в начале 18 столетия. Однако архитектурные «слои» свидетельствуют о существовании как минимум четырёх строительных этапов, которые предшествовали турецкой оккупации.

Изображение на медерите К. Томашевича трёхэтажных келий убеждает в том, что они были каменными и их сооружение можно отнести ко второй четверти 17 столетия. Западное крыло Г-образного здания келий размещалось вдоль кромки острова и выходило на улицу Замковую по линии западного фасада костёла. Со стороны монастырского двора оно имело два яруса, а со стороны Замковой улицы, из-за перепада рельефа — три. Южное крыло монастыря примыкало к северному фасаду костёла. Все его помещения находились на разных уровнях, с понижением к западу.

Каменная ограда ограничивала прямоугольный в плане (20 х 30 метров) монастырский двор с севера, вдоль улочки, которая пролегала между Замковой и Иезуитской (сейчас — Францисканская) улицами и вела на Рынок. Северная граница монастыря находилась на 37 метров южнее нынешней, а западное крыло келий состояло из 4-х сводчатых камер, размещённых вдоль сводчатого коридора.

Костёл и монастырь на гравюре К. Томашевича в 1673 – 1679 годах.

Лаконизм силуэта и сдержанность архитектурных форм францисканского монастыря, который будто бы вырастал из скалистого острова, готическая архитектурная концепция костёла с высокой стройной крышей, увенчанной башенкой, создавали монументальное впечатление. Скромную дань господствующему в то время в Европе позднему ренессансу неизвестные зодчие отдали при оформлении двух южных часовен, объединёнными общим фигурным аттиком в манеристическом духе, а также аналогичного по характеру брандмауэра костёльной крыши. Все эти особенности показал гравёр Киприан Томашевич.

Ансамбль францисканского монастыря, наряду с величественным кафедральным костёлом, существенно обогатил силуэт католического фасада средневекового Каменца.

________________________________________ ______________________
Источник:
О.Пламеницька. «Сакральна архітектура Кам’янця на Поділлі» — Кам’янець-Подільський: Абетка, 2005.

Пльзень

Пльзень – родина знаменитого чешского пива Пилзнер, которое варят здесь со дня основания. Множество пивных ресторанов, музей пивоварения, уличные автоматы по продаже баночного пива – показатели того, что вы находитесь в «пивной столице» Чехии. Но при этом город, основанный в XVIII веке, сохранил свой средневековый колорит и вместил следы последующих исторических периодов.

Город Пльзень (Plzeň) стоит на месте пересечения четырёх рек – там, где Радбуза, Углава, Услава и Мже сливаются в крупнейший приток Влтавы – Бероунку. Город красивый, колоритный: он сохранил исторические черты, но не избежал и веяний современности. Основная примета архитектуры Пльзеня – упорядоченное пересечение улиц под прямым углом, в плане напоминающее шахматную доску. Главная достопримечательность города – пльзеньское пиво, известное всему миру.

В 2015 году Пльзень провозглашена культурной столицей Европы.

История города

В X столетии у слияния четырёх рек возник первый сторожевой град. В 1295 году, по велению короля Вацлава II, был основан торговый город. Выгодное положение способствовало росту и экономическому процветанию: казна Пльзеня всегда была полна. В 1307 году Пльзень получил разрешение на пивоварение. Город был оплотом гуситов, пережил эпидемию чумы. Для тушения частых пожаров властями была обустроена разумная система пожаротушения. После событий Тридцатилетней войны Пльзень не участвовал более в ратных событиях.

По окончании Грюнвальдской битвы польский король Владислав II Ягайло подарил участвовавшим в ней чешским воинам верблюда. На гербе Пльзеня до сих пор изображение верблюда присутствует.

Škoda, одна из крупнейших машиностроительных компаний Чехии, была основана в 1859 году в городе Пльзень.

В 1953 году в городе произошло массовое рабочее восстание, одно из первых в Восточной Европе, против коммунистического режима.

Что посмотреть и чем заняться в Пльзене

Площадь Республики

Собор Святого Варфоломея

Ратуша

Императорский дом

Большая синагога

Старая синагога

Францисканский монастырь

Доминиканский монастырь

Западночешский музей

Научный центр Техмания

Динопарк

Музей марионеток

Музей чудовищ

Музей пивоварения

Пльзеньские исторические подземелья

Западночешская галерея

Пивзавод Plzeňský Prazdroj

Кржижиковы сады

Шафаржиковы сады

Большой театр

Новый театр

В архитектуре Пльзеня преобладает стиль Возрождения. В эпоху Ренессанса сюда съезжались лучшие европейские строители, ваятели и художники.

Площадь Республики

Любителям старины советую прогуляться по площади Республики (náměstí Republiky), которая является ядром Старого горда. Это самая большая площадь в Западной Европе. В средние века она была не только торговым местом, около нее располагались кладбище и несколько озёр с запасами пресной воды. Площадь окружена ансамблем исторически ценных, декорированных домов. Это городская ратуша, музеи чудовищ и марионеток. Украшением площади служат Чумной столб и несколько интересных фонтанов.

Собор Святого Варфоломея

Над площадью Республики возвышается готический Кафедральный собор Святого Варфоломея (Katedrála svatého Bartoloměje), основанный в 1295 году и окончательно достроенный в 1476 г. Внутри храма обратите внимание на алтарь со статуей Пльзенской Девы Марии (1390 г.), одной из святынь собора и объектом паломничества. А еще, найдите решетку с ангелочками, загадайте желание и подержитесь за одного из них!

Соборная башня со шпилем, взметнувшаяся к небу на 102 метра, считается высочайшей в Чехии. К её смотровой площадке ведёт 301 ступень. Кафедральным собор стал в 1993 году, когда была создана епархия Пльзеня.

Ратуша

Городская ратуша (Plzeňská radnice) построена в 1554–59 гг., по плану итальянца Джованни ди Статио. Ренессансное здание появилось на месте сгоревшей ратуши XV века.

Императорский дом

Слева от Ратуши находится Императорский дом (Císařský dům), состоящий из двух особняков, который раньше служил личной резиденцией правителя Чехии, ныне является частью мэрии и связан с ней крытым переходом. Фасад дома украшен статуей рыцаря Зумбера. На п ервом этаже сохранился Ренессансный зал с фресками времен императора Рудольфа.

Напротив Императорского дома стоит Чумной столб, увенчанный фигурой Яна Непомука.

Большая синагога

Большая пльзеньская синагога (Velká synagoga), построенная в 1892 году, по масштабам считается третьей в мире. Архитектура еврейского храма представляет собой синтез романского, мавританского и готического стилей. Высота купольных башен-близнецов по краям главного фасада составляет 45 метров. В здании синагоги находится постоянная экспозиция “Еврейские обычаи и традиции”.

Францисканский монастырь

Францисканский монастырь (Františkánský klášter) в стиле готики появился в Пльзени почти сразу после основания города, в 1380 году. Одновременно со святой обителью была построена и церковь Вознесения Девы Марии (kostelem Nanebevzetí Panny Marie). Сегодня в бывшем монастыре открыт Музей церковного искусства, а в храме проходят службы. В церкви не пропустите алтарь XVII века, украшенный изображением покровительницы храма.

Читайте также  Церкви во Франции

Доминиканский монастырь

Доминиканский монастырь (Dominikánský klášter) был основан в начале XVIII века. В 1735 году на территории обители возвели костел святой Анны (Kostel sv. Anny). Сегодня в здании монастыря, построенного в стиле барокко, открыта областная библиотека. Церковь святой Анны с 1952 года принадлежит православной церкви. Интересно, что новые хозяева храма решили не избавляться от католических предметов культа в интерьере, поэтому здесь можно увидеть и иконы, и скульптуры святых.

Западночешский музей

Самое впечатляющее здание за пределами исторического центра – неоренессансный Западночешский музей (Západočeské muzeum), адрес Kopeckeho sady, 2. В его Оружейной палате содержится большая коллекция готического оружия. Сайт музея: zcm.cz.

Для детей

Детям, приехавшим в Пльзень, интересно будет побывать в научном центре Техмания (Techmania Science Center), расположенном в зале бывшего завода Škoda. В центре вам предложат интерактивные технические игры, изготовленные компанией Microsoft, интерактивные экспонаты и экспозиции, а также экспозиции со шпионскими и криминалистическими устройствами.

В зоопарке, объединенном с ботаническим садом, и в развлекательном Динопарке (DinoPark Plzeň) кроме обычных животных вас ожидает сюрприз в виде подвижных и озвученных моделей динозавров натуральной величины.

Интересны детишкам будут Музей марионеток (Muzeum loutek), сайт музея: muzeumloutek.cz, и музей чудовищ (Muzeum strašidel), сайт музея: muzeumstrasidel.cz, где представлены персонажи из чешских сказок и повестей.

Музей пивоварения

Центр притяжения туристов – Музей пивоварения (Pivovarské muzeum), работающий в здании средневековой солодовни на улице Veleslavinova, 6. Это первый музей в мировой истории, полностью посвящённый «пивной» теме. Кроме его посещения для публики организуют туры на пивоварни Gambrinus и Pilsner Urquell при заводе Plzeňský Prazdroj). Сайт музея: prazdrojvisit.cz. После экскурсии посетите самую большую пивную в Чехии Na Spilce (U Prazdroje 7). Находится она на территории завода, здесь всегда самое свежее пиво и вкусная еда.

На территории пивного музея начинается экскурсия по катакомбам.

Экскурсия на завод Pilsner Urquell

Экскурсия по пивоварне Pilsner Urquell

Экскурсионный маршрут «Pilsner Urquell» оценивается туристами всего мира очень высоко. В начале экскурсии вам расскажут о компании Pilsner Urquell (это международное название, а по-чешски Plzeňský Prazdroj), которая является лидирующей в международном пивоваренном концерне SABMiller. Любителей истории заинтересует модель пивоваренного завода конца XIX в., варочный цех 30-х годов XX века, а также исторические подвалы, в которых и сегодня пиво производится тем же традиционным способом, что и во времена первого пивовара. Вы узнаете, как варится пиво «Pilsner Urquell» сегодня, увидите современный варочный и разливочный цеха. После экскурсии рекомендую зайти в фирменный сувенирный магазин.

Экскурсия доступна на чешском, немецком, английском, русском, французском, испанском и итальянском языках. Продолжительность – 100 минут, стоимость входного билета – 199 крон. Подробнее об экскурсии…

Экскурсия по пивоварне Gambrinus

Во время экскурсии вы узнаете, как варится пиво Gambrinus, самое продаваемое пиво в мире; осмотрите сооружение «Gambrinus Arénа»; вам расскажут о известных людях завода; познакомитесь с сырьем, методами и технологией, используемыми на пивоварне.

Экскурсия только на чешском языке. Продолжительность – 120 минут, стоимость входного билета – 120 крон.

Подземелья

Пльзеньские исторические подземелья (Plzeňské historické podzemí) – обширная система лабиринтов под старым центром, общая длина которых составляет 24 км, но для посещения доступны лишь 700 метров. Они содержат сотни склепов, галерей и пещер, вырытых под городом в XIV-XVII веках. Средневековые катакомбы строились под склады, канализационную и водопроводную системы; они служили горожанам убежищем в неспокойные годы.

Познакомьтесь со средневековой жизнью под городом и откройте тайны, скрытые в подземелье. Маршрут проходит на глубине 9 – 12 м под историческим центром. Температура в подвалах примерно +8С, захватите теплую одежду. Экскурсия доступна на чешском, немецком, английском, русском и французском языках. Продолжительность – 50 минут, стоимость входного билета – 120 крон. Сайт подземелий: plzenskepodzemi.cz.

Западночешская галерея

Если вы интересуетесь живописью, то посетите в Западночешскую галерею (Západočeská galerie), адрес: Pražská 83/13, с коллекцией лучших работ чешских художников всех эпох. Сайт галереи: zpc-galerie.cz.

Театр Й. К. Тыла

Театралам рекомендую сходите на спектакль в Театр Й. К. Тыла (Divadlo Josefa Kajetána Tyla). Театр имеет 5 трупп: опера, драма, мюзикл, балет и оркестр; и два здания. Большой театр (Velké divadlo) расположился в представительном строении эпохи Возрождения 1897-1902 годов постройки. Новый театр (Nové divadlo) находится в современном здании, построенном в 2014 г.

Когда устанете от осмотра достопримечательностей и городской суеты, то зайдите отдохнуть в Кржижиковы сады (Křižíkovy sady), где в прудах плавают декоративные карпы, или в Шафаржиковы сады (Šafaříkovy sady), с фреской 200 м, изображающей выдающиеся личности Пльзеня.

Собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя

Римско-католический Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя.
(Katedrála Nanebevzetí Panny Marie а Svatého Jana Křtitele).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj). район Кутна Гора (Okres Kutná Hora).
Кутна Гора, район Седлец (Kutná Hora-Sedlec), улица Vítězná 1.

В Чехии до наших дней сохранился замечательный памятник архитектуры конца 13 – начала 14 века — Монастырский собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя, являющийся одним из мощнейших сооружений того времени.

Начало строительства Седлецкого монастыря, самого старого монастыря цистерцианцев, основанного на территории Чехии, относится к 1142 году, в эпоху наивысшего расцвета ордена цистерцианцев.

Цистерцианцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.

Первая община монахов пришла в Чехию из монастыря Вальдзассен в Баварии. Информация о первых 150 годах существования Седлецкой общины, за исключением имен аббатов, не сохранилась.

Приблизительно в это время был построен первый монастырский храм, фундамент которого был открыт под каменным плиточным полом нынешнего здания храма.

Монастырский собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя основали как альтернативу романскому костелу. Храм строился в 1280—1320 годах. Собор является самым массивным из сохранившихся сооружений той эпохи, длина храма составляет 87 метров. Здание, в плане имеющее форму латинского креста, с возвышенным главным нефом, первоначально с двумя боковыми нефами, в своем общем устройстве продолжало традицию крупных соборов севера Франции, и одновременно заимствовало некоторые элементы немецкой кафедральной готики. Это объясняется тем, что колыбелью ордена цистерцианцев является Франция.
Интересен храм и тем, что в нем, впервые в Чехии использовали кафедральное завершение собора с ансамблем часовенок рядом с пресвитерией. Таким образом был достигнут компромисс между требованиями цистерцианцев – простотой и роскошью.

Вторая половина 14 века прошла в условиях экономического упадка, хотя Седлецкий монастырь и в дальнейшем продолжал пользоваться репутацией ведущего монастырского учреждения в стране. Роковыми для монастыря стали гуситские войны. В 1421 году он был взят гуситами и сожжен. Монашеская братия была казнена. Скромное возобновление монашеской жизни осуществилось только в 1454 году.

Седлецкий монастырь новые силы набрал только после Тридцатилетней войны (1618—1648 годы), когда постепенно удалось упрочить экономическую обстановку, стабилизировать число монахов и укрепить монастырскую дисциплину. Настоятели (аббаты) развивали широкую восстановительную деятельность в руинах монастыря в зависимости от экономических возможностей обители, пока, наконец, не был в 1685 году избран аббатом монастыря Йиндржих Снопек (Jan Snopek, 1685-1709 годы). Йиндржих Снопек родился в 1651 году, а в возрасте 20 лет вступил в орден цистерцианцев. В 35 лет он уже был избран седлецким аббатом. С именем Йиндржиха Снопека связан прежде всего большой труд по возобновлению храма Вознесения Девы Марии, который простоял в развалинах 279 лет.

Реставрация собора Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя началась около 1700 года. Работа была поручена пражскому архитектору Павлу Игнатию Байеру (Pavel Ignác Bayer), который провел укрепление готического торса, отремонтировал и провел кладку отсутствующих частей стен, построил второй южный неф и спроектировал колонны тосканского ордена для боковых нефов и за алтарной части. В 1703 году архитектором стал Ян Блажей Сантини Айхел (Jan Blažej Santini Aichel). Замена привела к принципиальному изменению проекта. Был сохранен общий средневековый характер, но здание было украшено совершенно уникальными готизирующими элементами. Более всего концепция Сантини проявилась в возведении цилиндрического свода главного нефа, хоров и трансепта с декоративной сетью скрученных ребер. В боковых нефах, портике и четырех портиковых часовнях выведены парусные своды, отличающиеся своей значительной плоскостью. Своеобразным вкладом Сантини являются также самонесущие винтообразные лестницы. Перед передним порталом был помещен портик с тремя балдахинами, а верхушку фронтона закончила четырехлепестковая розетка с пинкалями по сторонам. Так называемая барочная готика, нашедшая место впервые именно в седлецком соборе, в короткий срок стала вдохновением для подобного рода произведений.

Для создания фресок был приглашен пражский художник Яна Якоб Штайнфельс, холсты являются произведениями Михаила Вильмана и Петра Брандла. Скульптуры и художественную резьбу поставила мастерская пражского резчика Матея Вацлава Екела. Последние важные декоративные работы были проведены к концу 50-х годов 18 века, когда были преобразованы фрески, размещенные напротив часовни Четырнадцати святых помощников и Девы Марии. Работы проводил Иуда Тадеаш Суппер.

Восстановленный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя был освящен в 1708 году. Срок возобновления экономического процветания длился недолго. В рамках реформ австрийского императора Иосифа 2 (Joseph 2) монастырь в 1784 году был ликвидирован, освящение с монастырского храма было снято и он был закрыт, причем значительное количество художественных предметов было распродано на аукционе.

Некоторое время храм был складом муки, но в 1806 году его возвратили Церкви. В 1806 году собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя стал играть роль приходского храма для города Седлец и близлежащего города Малин, которую он играет до сих пор. В здании монастыря в 1812 году была основана табачная фабрика, которая работает там по сей день. Села и усадьбы, которые принадлежали седлецкому монастырю, в 1819 году купил князь Шварценберк.

С 1995 года собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. После крупной реконструкции, которая отчасти финансировалась из собственных денежных средств, отчасти из программы Спасения архитектурного наследия Министерства культуры Чешской Республики, он был снова открыт для публики весной 2009 года.