Церковь Святого Франциска Ксаверия

Собор Святого Франциска Ксаверия

В центре Гродно, одного из древнейших городов Беларуси, расположен великолепный и притягательный кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия. Еще на стадии планирования путешествия я изучил богатую историю храма. А теперь с уверенностью могу сказать, что он является центром католической жизни Гродно и вполне заслуженно притягивает внимание туристов со со всего мира вне зависимости от их вероисповедания.

Второе, неофициальное название собора — Фарный костел, что в переводе с польского и белорусского языков значит «главный», двери которого отворены с самого утра до глубокого вечера для любого прихожанина либо усталого путника…

Именно кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия в Гродно значился первой точкой в моем списке обязательных к просмотру достопримечательностей самого «западного» города Республики Беларусь.

История собора

Возводить костел начали в 1678 году как часть комплекса монастырей ордена иезуитов в Гродно. Завершить столь грандиозный проект удалось лишь через 27 лет. Собор освятили в 1705 году под титулом Франциска Ксаверия — католического святого и миссионера, одного из основателей ордена иезуитов, умершего мученической смертью в Китае в 1552 году. На церемонии освящения костела присутствовали король Речи Посполитой Август Сильный и российский государь Петр I.

Сам костел стал частью иезуитского коллегиума, где преподавались курсы философии, схоластики, теологии, математики, французского и немецкого языков. При коллегиуме была построена первая на территории современной Беларуси аптека, которая открыта и работает по сегодняшний день.

Непосредственно фарным, т. е. приходским, костел стал в 1783 году. В годы советской власти над собором нависла угроза сноса, однако горожанам удалось уберечь культовое здание от уничтожения. Жаль, что другой знаменитый гродненский собор — «фару» Витовта — не удалось сохранить для будущих поколений. Этот храм был взорван в 1961 году. А в 1990 году, после падения атеистического режима, Папа Римский Иоанн Павел II наделил кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия в Гродно почетным титулом Малая базилика.

Интерьер и экстерьер

Собор Святого Франциска Ксаверия — выдающийся памятник популярного в XVII–XVIII веках стиля барокко. Высота башен храма составляет 65 метров, что делает собор заметным практически из любой точки города. На одной из башен расположены часы, как я узнал позже, они являются одними из старейших ныне действующих в Европе. Их возраст, по мнению некоторых экспертов, составляет не менее 600 лет.

Внутрь костела я вошел примерно в 7 утра, однако несмотря на раннее субботнее утро, в храме уже можно было встретить прихожан: от молодых парней и девушек до людей пожилого возраста. Вскоре должна была начаться утренняя Святая Месса, поэтому осмотр внутреннего убранства храма я отложил до окончания службы. Сама Месса оставила только положительные эмоции, лишь прошу обратить внимание, что службы в кафедральном соборе Гродно ведутся на белорусском, русском и польском языке согласно расписанию богослужений.

Теперь перейду непосредственно к описанию внутреннего убранства костела.

Одной из главных достопримечательностей храма является великолепный деревянный алтарь 1736 года. Его создал польский мастер Ян Смита за счет пожертвований мстиславского каштеляна Самуила и его супруги Констанции Лозовых. Их скульптуры в знак благодарности были размещены в алтарной композиции.

В центральной части первого яруса алтаря располагается фигура небесного заступника костела Святого Франциска Ксаверия. По обеим сторонам от него расположены скульптуры 10 апостолов: Павла, Петра, Андрея Первозванного, Иакова Зеведеева, Нафанаила, Иакова Алфеева, Фадея, Филиппа, Симона. На втором ярусе позолоченного алтаря — статуя Христа, четыре фигуры апостолов-евангелистов: Луки, Марка, Матвея, Иоанна, а также четырех великих докторов-учителей католицизма: святых Амвросия, Иеронима, Григория и Августина.

Помимо главного алтаря в кафедральной церкви 12 боковых алтарей, посвященных Святой Троице, Богоматери и святым католической церкви.

Удивило наличие в костеле бюста великого короля Речи Посполитой Стефана Батория (1533–1586). Хотя, если заглянуть в глубину истории, то ничего удивительного в этом нет. Именно Стефан Баторий в свое время пригласил иезуитов в Гродно и пожертвовал деньги на строительство комплекса монастырей и коллегиума. К тому же, в годы царствования Стефана Батория Гродно стал одним из основных политических и экономических центров Белорусско-Литовско-Польского государства.

Жемчужиной кафедрального собора Святого Франциска Ксаверия является чудотворная икона Богоматери Студенческой (Конгрегатской). Образ был подарен шляхтичем Жалеровским студентам гродненского коллегиума, после чего изображение Богоматери Конгрегатской прославилось многочисленными чудесами и исцелениями. Ежегодно 5 августа в Гродно проходят торжественные празднования в честь Матери Божьей Студенческой.

Не упустил возможности и я испросить у Богоматери помощи и заступничества. Сейчас могу с уверенностью сказать, что мои просьбы были услышаны, а проблемы чудесным образом разрешены. Такую вот чудесную заступницу имеют горожане. Ей возносят свои молитвы уже десятки поколений белорусов и гостей Гродно.

Как добраться

Фарный костел расположен в центре Гродно по улице Советской в двадцати минутах ходьбы от железнодорожного и автовокзала. Рекомендую направляться к храму именно пешком, это позволит вам лучше окунуться в атмосферу жизни гродненцев.

Узнать точное расписание богослужений вы можете по контактным телефонам: +375 (152) 74 36 67 (настоятель), 74 36 17 (канцелярия).

Собор Святого Франциска Ксаверия. Гродно. Беларусь

Кафедральный собор святого Франциска Ксаверия, широко известный также как Фарный костел на центральной площади Гродно считается одним из красивейших в Беларуси. Храм был основан иезуитами во второй половине XVII века и строился около ста лет.

Костел поражает своей величественностью, он виден практически со всех точек города и является центром притяжения для туристов. Высота костела составляет около 50 метров

Фарный означает приходской, двери его открыты с раннего утра до позднего вечера.

Деревянный алтарь храма имеет высоту с семиэтажный дом, его украшают более 20 фигур святых и апостолов. Алтарь был создан в 1736 году из дерева и отделан под мрамор. Фресковая роспись 1752 года состоит из нескольких сюжетных композиций, находящихся в арочных нишах и сводах.

Часть уникального деревянного алтаря костела была уничтожена пожаром 2006 года, утраченные фигуры были восстановлены из цельной липы, как были изготовлены изначально.

Верхнюю часть 21-метрового алтаря украшает алтарь, изображающий голубя в лучах солнца. Колористика витража основывается на аналоге из римской базилики святых апостолов Петра и Павла.

В одной из башен костела размещены уникальные маятниковые часы, старейшие в Европе.

Считалось, что механизм часов сделан в конце XV столетия. Однако первое упоминание о башенных часах зафиксировано в 1496 году. Но уже тогда часы характеризуются как “допотопные”, т.е. старинные.

Во время реставрации часов 1995 году выяснилось, что столь уникальный механизм XII — XIV веков. В механизме часов использовалось двухклиновое соединение, относящееся к эпохе XII века и считавшееся утерянным.

Ранее часы украшали башню иезуитского коллегиума, построенного в середине XVII века. Затем она обветшала, и часы были перенесены.

В XIX — начале ХХ века по этим часам сверял время весь город, и их содержание оплачивалось из средств магистрата. Часы шли до начала Первой мировой войны. Во время войны немецкие войска увезли древние часовые колокола в Германию. Часы долгие годы простояли неработающими, пока их не восстановили в апреле 1989. С тех пор часы идут секунда в секунду.

Как только минутная стрелка показывает четверть часа, на всю округу слышится один удар в колокол, 30 минут — два удара, 45 — три, а ровно в час — четыре.

В советское время костел находился под угрозой сноса. Узнав о готовящемся взрыве, прихожане много дней держали здесь осаду, сутками напролет не покидая здание, и отстояли его.

С 1960 по 1988 год в приходе этого огромного храма не было даже священника. На протяжении этих 28 лет верующие проводили богослужение самостоятельно, подвергаясь всяческим гонениям и притеснениям.

Сегодня службы в костеле проводятся на белорусском, польском и русском языках.

Адрес:
Беларусь, г. Гродно, пл. Советская, 4.

Координаты для навигатора: 53.678168,23.831069

Фарный костёл в Гродно Кафедральный Собор Святого Франциска Ксаверия фото история расписание богослужений

Содержание:

На центральной площади областного центра Принеманья вот уже более трех столетий возвышается один из красивейших католических храмов Беларуси – кафедральный собор святого Франциска Ксаверия, широко известный также как Фарный костел. Этот храм был основан иезуитами во второй половине XVII века, и входил в комплекс монастыря этого ордена, а потому долгое время он назывался иезуитским костелом.

Сегодня собор является одним из самых ценных памятников архитектуры стиля барокко в нашей стране, и одним из важнейших туристических объектов города на Немане. Видимый из многих точек исторического центра, он поражает своим величием и монументальностью. И неудивительно, ведь этот костел строили около ста лет.

Собор святого Франциска Ксаверия в Гродно (Фарный костёл) — это одна из визитных карточек Гродно и красивейший католический храм Речи Посполитой. Название «Фарный» происходит от слова парафиальный (parafia) – главный храм, двери его открыты с раннего утра до позднего вечера. А потому здесь не только много прихожан, но и туристов.

Костел на своем веку повидал почти все, хотя за триста лет ни капельки не поменялся. А история самого храма берет начало еще раньше. Идею его строительства лелеял еще в XVI веке польский король Стефан Баторий, избравший Гродно одной из своих любимых резиденций. Он пожертвовал на возведение костела десять тысяч злотых. Но из-за внезапной смерти монарха его задумка была реализована только спустя столетие.

Читайте также  Спа и лечение во Франции

Строительство Фарного костёла в Гродно

В 1622-м в Гродно обосновался могучий в ту пору орден иезуитов, чьими усилиями был возведен вначале деревянный костел Святых апостолов Петра и Павла. А в 1678-м был заложен первый камень в строительство каменного храма в честь французского миссионера Франсуа Ксавери, реальной исторической личности, посвятившего в христианство множество африканских народов.

Здание возводилось более четверти века, и только в 1705 году, как свидетельствуют документальные источники, костел был освящен. Это само по себе великое торжество было отмечено серьезным политическим событием. К нему приурочили свои визиты в Гродно русский царь Петр I и польский король Август II. Освящение храма стало поводом для встречи двух самодержцев.

Фарным, т.е. приходским храм стал в 1783 году. Фарный костел и монастырь — это воистину выдающиеся памятники зодчества Беларуси. В свое время ансамбль домов костела и монастыря занимал целый квартал в самом центре Гродно, при всем при этом костел был наиболее роскошным во всей Речи Посполитой. В ансамбль застройки входили коллегиум, аптека (первая в Беларуси, работает в том же месте), библиотека и большое количество подсобных помещений. Вместе с аптекой, библиотекой и прочими помещениями костел входил в комплекс иезуитского монастыря, который занимал целый квартал в Гродно.

Архитектура и убранство костёла в Гродно

Высота костела составляет приблизительно 50 метров, делая его доминантой региона. «Фарный» в самом центре города, это как Эйфелева башня в Париже — заметна отовсюду. Не лишним будет заметить, что, ранее башни были всецело открыты, а в настоящий момент прикрыты ставнями, которые оберегают их от ливня и ветра.

В начале основной фасад был довольно несложен, 2 его башни были лишены пластики, присущей развитому барокко. В настоящее время фасад предполагает собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам 2 башнями-колокольнями. Фасад насыщен ордером, немало тут трудных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни очень ажурные с ярко выраженными силуэтами. Во внутреннем убранстве широко применялись средства архитектурной пластики, статуя и живопись.

Великолепный Алтарь костёла.

Одна из главных достопримечательностей костела — деревянный алтарь высотой с семиэтажный дом, его украшают более 20 редких фигур апостолов, меценатов, святых. 20-метровый центральный алтарь был создан в 1736 году из дерева и тонированный после этого под мрамор. Специальную красоту внутреннему убранству придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, красиво оформленные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Его убранство и в настоящий момент поражает фантазия: удивительная резьба по дереву, фрески, прекрасные статуи — иезуиты не пожалели ни сил, ни золота для украшения основного храма гродненского края. Фресковая роспись 1752 года состоит из нескольких сюжетных композиций, находящихся в арочных нишах и сводах.

Пожар 2006 года сильно повредил уникальный деревянный алтарь Фарного костёла в Гродно

Часть уникального деревянного алтаря костела была уничтожена в июле 2006 года при пожаре, случившемся из-за короткого замыкания. Были утрачены рельефные колоны, часть балюстрады, декор, четыре скульптуры: мецената Лозового, апостолов Якова и Фомы, святого Амброзия.

Восстановить все четыре скульптуры удалось по фотографиям резчикам по дереву из г.п. Вороново Казимиру Мисюре и его сыну Игорю. Мастера вырезали фигуры, как того требовал оригинал — из цельной липы.

По ходу реставрационных работ были восстановлены ранее утраченные элементы (части декора и прочее). Например, у фигуры апостола Андрея, как выяснилось, недоставало левой руки до кисти. Ее отсутствие скрывали деревянные складки одежды, к которой кисть была прикреплена. В результате положение фигуры было сильно изменено, но реставраторы исправили этот недостаток.

Золочение проводилось мастерами из Вильнюса. Цветовое решение определено после проведения исследований оттенков уцелевшей при пожаре части и четырех боковых алтарей, поскольку центральный алтарь, хоть и является главным, был покрашен в последнюю очередь и простоял неокрашенным почти 50 лет. Таким образом, его художественное решение было обусловлено уже духом другой эпохи.

При принятии решения учитывалось и влияние витража, расположенного в верхней части 21-метрового алтаря и изображающего голубя в лучах солнца, так как он является центром художественного решения всего костела. К слову, колористика витража основывается на аналоге из римской базилики святых апостолов Петра и Павла.

На башне костёла Старейшие в Европе часы

В одной из башен размещены уникальные маятниковые часы. Длительное время считалось, что они изготовлены в XVII веке, хотя не так давно при тщательном обследовании историки установили, что городские часы в Гродно существенно старше часов в Праге, которые раньше признавались старейшими.

Праге, гордящейся своими знаменитыми курантами с движущимися фигурками, не сохранился старинный часовой механизм, его полностью заменили современным, а в Гродно он уцелел.

Считалось, что механизм часов сделан в конце XV столетия. Но дело в том, что первое упоминание о башенных часах зафиксировано в актах о “Гродненских привилегиях” за 1496 год. Но уже тогда часы характеризуются как “допотопные”, т.е. старинные.

Во время реставрации часов 1995 году выяснилось, что столь уникальный механизм XII — XIV веков. Дело в том, что в механизме часов присутствует очень важный артефакт – двухклиновое соединение, относящееся к эпохе XII века и считающееся утерянным.

Вначале они украшали деревянную башню иезуитского коллегиума, построенного в середине XVII века. Затем она обветшала, и часы были перемещены. Когда точно это произошло, сказать трудно, но в росписи Конгрегатской каплицы костела, сделанной во второй четверти XVIII века, изображение часов уже присутствует.

Интересно, что в XIX — начале ХХ века часы официально считались ратушными, то есть по ним сверял время весь город, и их содержание оплачивалось из средств магистрата. Часы шли до начала Первой мировой войны. Во время войны немецкие войска увезли древние часовые колокола в Германию, позже польские власти приняли решение поменять допотопный механизм на прогрессивный, хотя не успели.

После этого часы многие годы стояли, пока уже в постсоветское время их не удалось восстановить. И вот после долгих лет молчания апреле 1989 года горожане услышали звон часового колокола. И теперь, несмотря на почтенный возраст, эти башенные часы идут секунда в секунду.

Любопытные детали: действие механизма старинных часов происходит под тяжестью груза — 70-килограммовой гири, которая опускается с 15-метровой высоты на протяжении 36 часов. Гиря, отвечающая за бой, и все 150. Механизм словно живой – здесь все открыто, каждая деталь на виду, все крутится, тикает. Царственно качается двухметровый маятник.

До недавнего времени накручивали вручную механизм часов не только хода, но и боя часов. Сейчас же молотки, отбивающие время, отсоединены от часового механизма – ими руководит компьютер. Это упрощает работу, но, к сожалению, бой часов стал более искусственным, утратил свою мелодичность.

Циферблаты часов диаметром более двух метров. Часовая стрелка на циферблате часов имеет метровую длину, минутная — 115-сантиметровую. Чтобы добраться до часов и колоколов, надо преодолеть 132 крутые каменные ступеньки. Как только минутная стрелка показывает четверть часа, на всю округу слышится один удар в колокол, 30 минут — два удара, 45 — три, а ровно в час — четыре.

Старый Гоа

15° 26.6734 ′N , 73° 53.1817 ′E
15.44456N, 73.88636E
15°26′40.41″N, 73°53′10.90″E

19 материалов по 9 объектам, 429 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Старом Гоа.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Базилика Святого Ксавьера

Материал понравился:

Эта заметка является частью дневника «Индия и я»

В Старом Гоа, расположена загадочная церковь. Это храм Святого Франциска Ксавьера. Это имя широко известно людям, исповедующим католическую веру.
Во время нашего пребывания в Старом Гоа перед собором были выстроены какие-то навесы, вероятно для празднования очередного праздника.

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Читайте также  Пещеры во Франции

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Франциск Ксаверий — покровитель Гоа

Будущий святой католиков всего мира и покровитель индийского штата Гоа, а также Австралии, Новой Зеландии, о. Борнео, Индии, Китая и Японии (таковым являясь для католических общин этих стран) р одился за тысячи километров от всех этих мест в замке Ксаверий 7 апреля 1506 г. в королевстве Наварра (сейчас провинция Испании) в аристократической баскской семье. Через 6 лет Кастилия вторглась в Наварру. Многие замки были разорены, включая замок его семьи, а земля конфискована. Отец Франциска умер в 1515 г.

В возрасте 19 лет Франциск Ксаверий отправился учиться в Парижский университет, где получил степень лиценциата в 1530 г. в области искусства и философии. Он продолжил изучать теологию и познакомился с Игнатием Лойолой.

Игнатий Лойола — основатель Общества Иисуса (иезуитов), родился в 1491 г. в замке Лойола в стране Басков в Испании. Он поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны в 1521 г., он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Он исследовал пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении учился в Барселоне и Саламанке, но гонения Церкви вынудили его перебраться в Сорбонну в Париже.

В 1534 г. в часовне Монмартра в Париже собрались Игнатий Лойола, Франциск Ксаверий, Петр Фабер, Яков Лайнес, Альфонс Сальмерон, Николай Альфонс Бобадилья и Симон Родригес. Они принесли клятву посвятить свои жизни Богу. Это событие принято считать основанием Общества Иисуса. Игнатию было 43 года, его другу Франциску 28. Одновременно через 88 лет после этого события они были канонизированы католической церковью.

После появления португальцев в Индии, король Португалии Жуан II попросил Игнатия де Лойолу отправить несколько священников из его Общества в восточные земли для миссионерской деятельности. Выбор пал на двух священников, один из которых заболел. Тогда его заменил Ксаверий. Задача была привить иноземцам не только веру в Христа, но и изменить их образ жизни и моральные ценности. В этот путь Ксаверия благословил Папа Римский Павел III.

Франциск покинул Лиссабон 7 апреля 1541 г., вместе с двумя другими иезуитами и новым вице-королём Мартином де Соуза, на борту каравеллы «Сантьяго». Через 4 месяца он прибыл в африканский Мозамбик, где провел полгода. Мозамбик, благодаря своему стратегическому месторасположению, был тогда одной из 5 главных колоний востока под управлением Гоа.

6 мая 1542 г. он прибыл в Гоа, столицу португальской Индии. Ему было 36 лет. Официальная должность Франциска в Гоа — «апостольский нунций». Центром миссионерской деятельности Франциска Ксаверия в первые три года его деятельности был индийский город Гоа, откуда он совершал многочисленные поездки по южной Индии и соседним странам.

В сентябре 1542 г. он начал свою миссию среди народа паравас, ловцов жемчуга с восточного берега южной Индии. Затем он помог обращению в христианство короля Траванкора с западного берега Индии (сейчас штат Керала), а также посетил о. Цейлон. Он сознательно лишил себя излишеств комфорта и даже ходил босиком. Миссия проходила успешно и он вскоре получил титул «Апостола Востока».

Свыше 30 тыс. индусов приняли христианство. Противников ждало сожжение живьем. В принципе, Ксаверий был не против распространения христианства силой. Об этом говорит его письмо королю Португалии Жуану III, написанное 20 января 1548 г. Инквизиция в Индии была настолько жестокой, что затмила собой испанскую. Ее отменили только в 1812 г.

Через 3 года работы в Гоа он решил переместить миссионерскую активность восточнее, на Молуккские о-ва (сегодня Индонезия). Именно оттуда в основном везли арабы специи для продажи в Европе. Представьте сколько они могли стоить в конечном пункте после 2-х летнего путешествия с караванами и на кораблях. Понятны были причины завоевания португальцами этого архипелага. Для Франциска же вслед за открытием новых земель для португальской короны продолжались интересные, но длительные и опасные плавания.

В октябре 1545 г. он прибыл в Малакку. 1 января 1546 г. отправился на о. Амбон, где он оставался почти 7 месяцев. Далее были другие острова Молуккского архипелага. Потом был снова о. Амбон, снова Малакка.

В Малакке Франциск Ксаверий познакомился с японцем из Кагосимы по имени Андзиро. Тот услышав о Франциске, отправился в путешествие специально, чтобы встретиться с ним. После их знакомства Франциск решил отправиться в Японию. Но пока нужно было возвратиться в Гоа.

Январь 1548 г. и следующие 15 месяцев были посвящены административным делам в Индии. Франциск Ксаверий был крайне разочарован нехристианской жизнью и излишней жестокостью португальцев, препятствовавших его работе по евангелизации местных жителей.

В апреле 1549 г. он вновь оставил Гоа и отправился дальше, на неизвестный Дальний Восток. В путешествии его сопровождали Андзиро, а также отец и брат. С собой он взял подарки для короля Японии, которому намеревался представиться апостольским нунцием. Через 4 месяца корабль причалил к главному порту провинции Сацума на о. Кюсю в г. Кагосима. Его встретили тепло. Более чем двухлетняя миссия в Японии оказалась успешной. В 3-х японских городах образовались христианские общины. Он решил вернуться ненадолго в Индию.

По пути в Индию через 5 месяцев плавания в 1552 г. корабль «Санта Круз» достиг острова Макао и района Шэньчжень в 20 км от современного Гонконга.

21 ноября 1552 г. он упал в обморок после мессы, а через 11 дней умер в возрасте 46 лет. Вначале он был похоронен на этом же острове. Через 3 месяца его тело было вывезено и временно захоронено в церкви Св. Павла в Малакке (современная Малайзия). Еще через 6 месяцев тело Ксаверия было перевезено в Гоа, где оно находится и поныне. В Гоа провели медицинское обследование, признавшее факт отличного состояния неживого тела, спустя почти год после смерти. Существуют разные мнения о том, как тело может оставаться нетленным такое длительное время. Некоторые считают, что дело в бальзамировании или спиртовании, другие настаивают, что это свидетельство чуда.

Более полувека гроб хранился в иезуитском колледже Св. Павла в Гоа, пока тело не нашло в 1613 г. свое последнее пристанище в усыпальнице базилики Бом Иисус (на фото внизу).

Первые 80 лет после канонизации нетленное тело выставлялось для обозрения раз в год в день смерти святого в базилике Бом Иисус в Гоа. Оно начало портиться и терять влагу из-за постоянных показов посетителям и исследований. К 1700 г. глава иезуитов Рима приказал изолировать тело в гроб. 75 лет с 1707 г. оно было недоступно для лицезрения. Кроме 1744 и 1751 годов, когда гроб открыли для высоких сановников Гоа. Первая публичная экспозиция состоялась в 1782 г., чтобы разогнать слухи, что тело было вывезено по приказу Премьер-министра маркиза де Помбал, противника иезуитов.

С этих пор тело периодически выставлялось для обозрения. В последнее время каждые 10 лет в Соборе Св. Екатерины (фото внизу) в декабре-январе на 6 недель верующие могут увидеть тело своими глазами и прикоснуться к саркофагу. В 2014 г. прибыло более миллиона паломников со всего мира. Следующее такое событие произойдет в 2024 г.

Франциск Ксаверий выполнил огромную работу по распространению христианства в странах Азии. Он нашел компромисс с древней церковью Св. Фомы в Индии. Он разработал новый метод миссионерства. Ему удавалось смешивать миссию и политику.

Он был харизматической личностью, имел ораторский талант и всегда без остановок рвался вперёд. Его деятельность оставила огромный след в миссионерской истории Индии, Японии и Китая, указав путь для дальнейших поколений католических миссионеров. В этом его поддерживала и Римско-католическая церковь. Потому эффект от его усилий распространился далеко за пределами его собственного ордена.

Он сам смог увидеть многие из результатов своей работы, но цели, которые он ставил перед собой, были намного больше. Широким распространением христианства в Азии католическая церковь, в значительной степени, обязана Франциску Ксаверию, Маттео Риччи и всему поколению миссионеров того времени. Франциск Ксаверий — англиканский и католический святой. Он был беатифицирован папой Павлом V 25 октября 1619 г. и канонизирован папой Григорием XV 12 марта 1622 г., одновременно с Игнатием Лойолой.

В 1839 г. Теодор Райкен основал Братство Ксаверия или Конгрегацию Св. Франциска Ксаверия. В США она спонсирует более 20 ВУЗов. Церкви и университеты по всему миру названы в его честь. День его памяти 3 декабря.

Экскурсии в Гоа с «Россиянкой»
WhatsApp: +38 (098) 231-4158
Тел. в Гоа: +91 (869) 888-9199

Фарный костел в Гродно

Гродненский Фарный костел Святого Франциска Ксаверия

Кафедральный костел Гродненского диоцеза (бел. Фарны касцел г. Гродна, Сабор Святога Францішка Ксаверыя, Катэдральны касцел Гродзенскай дыяцэзіі; пол. Farny kościół Grodno, Kościół Świętego Franciszka Ksawerego, Katedra Grodzieńska)

Выбери нужный раздел:

Собор святого Франциска Ксаверия в Гродно — Кафедральная базилика

Фарный костел на Советской площади – архитектурная доминанта в историческом центре города. В 1991 году после образования гродненской католической епархии храм стал Кафедральным. Величественная церковь с богатой историей, не подвластная времени, разрушительным войнам и правящим режимам является визитной карточкой города над Неманом. В декабре 2015 года верующие прихода и многочисленные гости торжественно отметили триста пятнадцатую годовщину консекрации святыни. Кафедральный собор св. Франциска Ксаверия – достопримечательность – обязательный пункт в программе экскурсионных маршрутов, посещающих Гродно туристов.

Читайте также  Площади во Франции

Архитектура и внутреннее убранство храма

Фарный костел – барочный памятник архитектуры и декоративно-монументального искусства европейского уровня. По размеру здание сопоставимо с иезуитскими церквями в Вильнюсе святого Казимира и Кракове святых Петра и Павла. Костел построен в виде трех нефной с двумя башнями базилики шириной 30 метров и длиной 60 метров. Высота главного нефа 21,5 м. По бокам апсиды, в которой размещается главный алтарь, пристроены две часовни – Святого Михаила Архангела и Матери Божьей Студенческой (Конгрегатской). На левой башне установлены действующие маятниковые часы–куранты начала XVI века. Восстановлены в 1997 году местными мастерами. Подлинный часовой механизм один из старейших в Европе, первое подтвержденное архивными документами упоминание датируется 1561 г. Первоначально часы были установлены на башне городской ратуши, после ее разрушения в ходе войны с Московией часы перенесли в деревянный иезуитский коллегиум.

Фронтальный 3-х ярусный фасад базилики практически лишен декоративных элементов: кроме коринфских капителей, в центре верхнего яруса установлена фигура покровителя храма святого Франциска Ксаверия, а в нишах нижнего яруса находятся скульптуры христианских святых Петра и Павла. Вход в базилику оформлен двух маршевой лестницей, на парапете которой установлена фигура Иисуса Христа на Крестном Пути. Композиция выполнена вначале XX столетия и напоминает фрагмент костела Святого Креста с Краковского предместья Варшавы.

Для прихожан и туристов двери храма открыты с раннего утра до позднего вечера. При посещении базилики в составе туристических групп соблюдайте тишину, костел действующий – экскурсии больших групп во время богослужений не приветствуются. Время посещения всегда можно согласовать по телефону канцелярии прихода, или планируйте визит согласно расписанию Святых Месс.

Внутреннее пространство базилики в плане представляет крест с высоким куполом в центре. Три нефа опираются на аркады. Купол, аркады и балкон для органа держаться на мощных колоннах. В стены фронтального фасада встроены две винтовые лестницы, ведущие на балкон к органу. Над аркадами под карнизом перекрытия главного нефа в нишах выполнены 14 фресок с изображением сцен из жизни покровителя гродненского кафедрального собора святого Франциска Ксаверия. Четыре фрески с изображениями евангелистов украшают паруса, поддерживающие купол.

Главный алтарь гродненской Базилики

Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.

В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.

В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.

Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:

  • Матери Божьей Конгрегатской;
  • Матери Божьей Розария;
  • Святого королевича Казимира;
  • Бичевание Христа;
  • Святого Иосафата Кунцевича;
  • Святого Иосифа;
  • Матери Божьей Шкаплерной;
  • Матери Божьей Неустанной Помощи;
  • Святого Иуды Фадея;
  • Святого Станислава Костко;
  • Святой Троицы;
  • Святого Михаила Архангела.

Это великолепие стоит увидеть в живую, послушать многоголосье органа, окунувшись в Божье присутствие. Двери костела гостеприимно открыты для всех гостей города Гродно.

Храм по праву входит в тройку ценнейших католических историко-архитектурных памятников Беларуси. В 1990 г. костелу св. Франциска Ксаверия Святой отец Иоанн Павел II присвоил титул малой базилики. Этим титулом удостаивают католические святыни, представляющие большое историческое и религиозное значение. В Беларуси три малых базилики – в Будславе, Пинске и Гродно. Таким храмам передается ряд полномочий и разрешается использование специального облачения служителей церкви, намета герба и других символов.

История Фарного костела святого Франциска Ксаверия

Смотрите видео об истории Кафедрального костела гродненской епархии – Базилики Святого Франциска Ксаверия, и вы узнаете об исцеляющей чудотворной иконе Матери Божьей Конгрегатской (Студенческой, Снежной), а также почему костел называется фарным и иезуитским. Тайны о святыне рассказывает настоятель кс. Ян Кучинский.

История гродненской кафедральной базилики связана в первую очередь с деятельностью ордена иезуитов. В годы Контрреформации иезуитский орден на ряду с миссионерской успешно проводил просветительскую деятельность, а его коллегиумы были в то время лучшими учебными заведениями в мире.

В 1584 году король Стефан Баторий в письме варшавскому провинциалу иезуитов пригласил монашеский орден в Гродно, с целью выбрать место для строительства образовательно-душпастырского центра. На возведение монастырского комплекса королем была выделена внушительная для того времени сумма – 10 000 злотых.

История не сохранила достоверных данных, почему иезуиты приехали в Гродно только в 1622 году. В 1623 году монахи основали в городе свою резиденцию, а в 1625 году открыли школу. Архивные документы свидетельствуют, что в 1637 году иезуиты заказали колокол. Это позволяет предположить, что уже тогда они имели деревянный костел святых Петра и Павла, в который 3 августа 1664 г торжественно внесли икону Матери Божьей Конгрегатской (Снежной). Более подробные сведения о деревянном храме не сохранились. Известно только то, что в 1700 году его отдали под школу.

Каменный костел, по сохранившимся записям в каталоге ордена иезуитов за 1654 г., либо уже строился, либо велись подготовительные работы. Известно, что строительство несколько раз прерывалось военными действиями того времени. Разрушительные войны несколько раз опустошали город и постройки иезуитского монастыря, лишь в январе 1662 г. монахи смогли возобновить возведение храма.

21 июня 1678 г. епископ Николай Слупский освятил угловой камень под фундамент святыни – костела св. Франциска Ксаверия. Фундаментные работы сопровождалось с огромными трудностями, поэтому их закончили только в 1683 году. После чего строительство пошло быстрее. 30 мая 1700 года в храме прошла первая Святая Месса. На протяжении следующих лет велись завершающие работы: в 1702 году закончили купола на башнях, поштукатурили внутренние стены, поставили скамейки. В 1703–1704 годах выполнили ограждения по периметру внутреннего карниза под потолочным перекрытием, над часовнями и на балконе для хора, повесили колокола. 6 декабря 1705 г. хелминский епископ Теодор Патоцкий в присутствии короля Августа II и царя Петра I освятил храм.

  • В 1707 г. скульптор Криштоф Пёйхер из Крулевца (сегодня Калининград) выполнил проекты главного и боковых алтарей. Шесть изготовили в Вильнюсе и Крулевце в 1709 г., а в 1715-1716 гг. украсили костел еще четыре.
  • В 1737 г. закончены работы по изготовлению главного алтаря.
  • В 1744 г. из Крулевца прибыл новый орган, установили входные кованые двери.
  • В 1750-1752 гг. изготовлен амвон, перекрашен главный алтарь. В нишах над арками главного нефа нарисованы 14 фресок со сценами жизни св. Франциска Ксаверия.
  • В 1761 г. ювелир из Гданьска Христиан ван Гавсен выполнил серебреную раму для иконы Матери Божьей Студенческой (Снежной).
  • В 1768 г. в нишах фасада установлены фигуры святых Франциска Ксаверия, Петра и Павла. Мастер Иоганн Майльфельт начал работы по изготовлению новых и реставрации сделанных ранее конфессионалов.
  • В 1773 году после ликвидации иезуитского ордена постройки обители, в том числе и костел, перешли в распоряжение Комиссии по образованию.
  • После пожара в храме Пресвятой Девы Марии (Фаре Витовта) приходские богослужения перенесли в костел св. Франциска Ксаверия. С того времени храм стал приходским и его называют фарным.