Церковь Св. Франциска Ассизского и монастырь францисканцев

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (Basilica di San Francesco d’Assisi)

Главный монастырь ордена францисканцев Сакро-Конвенто и его центральный храм — Церковь Сан-Франческо — находятся в итальянском городке Ассизи в регионе Умбрия. Храму присвоен высокий статус Папской базилики, всего Великих базилик Католической церкви только шесть по всему миру.

Культовые строения и фрески на их стенах отмечены ЮНЕСКО и внесены в список Всемирного наследия. Храм получил известность как духовный центр братства францисканцев и как место погребения его Святого основателя. Привлекают путешественников известнейшие фрески Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), созданные мастером в XIII в. и изображающие житие Святого.

Фрески и росписи

Работа над росписью стен Базилики велась в общей сложности полтора века.

Фрески в Нижней Базилике

Фрески, которые украшают центральный неф Нижней Базилики, считаются самыми древними в храме. В исторических документах имя первого автора не сохранилось, поэтому в истории искусств его принято называть Мастер святого Франциска. Также неизвестны и даты создания шедевров, предположительно роспись велась в 1260 — 1263 г., а в 1974 г. подверглась реставрации. Работы выполнены в древнейшей живописной технике «аль секко», что в буквальном переводе означает «по сухому», то есть по сухой штукатурке.

Фрески Нижней Базилики искусствоведы признают лучшими образцами тосканской настенной живописи, которые были созданы до Чимабуэ. Потолок нефа голубой, его украшают золотые звезды. На правой стене сохранились пять сцен жизни Христа, а на левой — пять сцен жизни святого Франциска. Считается, что подобное расположение было призвано подчеркнуть великую роль основателя ордена.

Значительная часть фресок на сегодняшний день утрачена. И дело не только в разрушительном влиянии времени: в XIV в. храм стал очень популярен у знатных и богатых семейств, которые заказывали возведение капелл — пристроек к главному нефу. Чтобы выполнить работы, приходилось уничтожать часть стен, а вместе с ними и фрески. Лучше всего сохранились «Оплакивание» и «Снятие с креста». Специалисты отмечают, что Мастер святого Франциска писал в соответствии с византийским каноном, но в то же время старался подчеркнуть высокую эмоциональность сцен, как будто призывая зрителя к глубокому сопереживанию.

На стене трансепта находится и одна из самых знаменитых работ Чимабуэ под названием «Мадонна со святым Франциском». Правое крыло трансепта украшено фресками Джотто и его учеников. Здесь истории детства Христа и сюжет явления святого Франциска детям. Работы основоположника эпохи Проторенессанса привлекают много внимания, их уникальность и вызов в совершенно новом для того времени подходе: лица Святых были по-человечески эмоциональными, а обстановка и пейзажи вокруг — узнаваемыми и натуралистичными.

Изображения Верхней базилики

Главными фресками Верхнего храма считаются 28 составных изображений кисти Джотто — так называемый Францисканский цикл. При его создании мастер опирался на жизнеописание святого Франциска Ассизского. Удивительная работа «Мадонна с младенцем» тоже принадлежит Джотто, на фреске младенец улыбается, а это было не характерно для итальянской живописи тех лет. В нижней части стен вы увидите картины из Нового и Ветхого Завета. По ним бедные и безграмотные люди того времени могли «читать» Библию.

Апсиду украшали фрески Чимабуэ, которые плохо сохранились до наших дней. Это «Поцелуй Иуды», «Евангелисты», «Распятие». Верхний ярус нефа украшают 32 сюжета Ветхого и Нового Завета, которые создали последователи Чимабуэ — Джакомо, Якопо Торрити и Пьетро Каваллини. Именно эти изображения пострадали в 1997 г. из-за землетрясения.

Верхняя Базилика святого Франциска внутри на Google-панораме

Архитектура церкви Сан Франческо

Церковь San Francesco — это храм в двух ярусах, построенных в разное время. Отсюда возникли и названия: Верхняя и Нижняя Базилики. Обе части храма — это однонефные строения с трансептом. С южной стороны к церкви пристроена колокольня высотой 60 м.

Нижний Храм

Нижняя Базилика была возведена после первой всего за пару лет, уже в 1230 г. она была открыта. Строение располагается в глубине холма рядом с монастырскими постройками. В общем архитектурном ансамбле хорошо просматривается только южный портал. В целом внешний облик храма по типу близок к римской крипте. Войти в Нижний храм можно со стороны каменной площади через огромные резные двери, которые сами по себе являются предметом искусства (XVI в.).

Центральный неф окружен полуциркульными арками, трансепт имеет цилиндрический свод, а за ним располагается роскошно декорированная апсида. План Нижней церкви усложнен достроенными в разное время капеллами:

  • Капелла Св. Екатерины Александрийской построена в XIV в. по приказу кардинала Эгидия Альборноса. Украшена фресками Андреа де Бартоли, которые изображают житие Святой.
  • Капелла Св. Себастьяна слева от входа украшена полотнами Жакомо Джоржетти и фресками Джероламо Мартелли.
  • Капелла Св. Мартина Турского уникальна своей росписью, которая признана лучшим образцом живописи XIV в. Автор Симоне Мартини в работе использовал свинцовые белила, из-за этого изображения очень потемнели с годами.
  • Капелла Св. Стефана расписана Доно Дони во второй половине XVI в. и украшена витражом того же периода.

Алтарь апсиды выполнен из цельного камня, его окружают готические арки, опирающиеся на колонны. Роспись купола выполнил ученик Джотто. Здесь изображены так называемые Великие аллегории: Целомудрие, Бедность и Послушание — все то, что проповедовал Франциск. На стенах апсиды фреска «Страшный суд» Чезаре Сермеи ди Орвьето (середина XVII в.).

Крипта Святого Франциска

Спуститься в крипту Святого можно по одной из двух лестниц, которые находятся в середине нефа Нижней Базилики. Сначала внутренняя отделка была выполнена в неоклассическом стиле с использованием мрамора. Но чуть позже, в 1925 — 1932 гг., архитектор Уго Тарчи изменил интерьер, теперь это нео-романский стиль.

Массивный каменный саркофаг с мощами Святого закреплен над алтарем. В первой половине XX в. вокруг алтаря установили урны с прахом учеников Франциска и его ближайших соратников.

Верхний храм

К возведению Верхнего храма приступили в 1239 г., а закончили его только в 1253 г. Церковь возвышается на холме, ее фасад просматривается издалека. Главный вход ориентирован на восток, перед ним — Верхняя площадь святого Франциска.

Верхний храм — образец итальянской готики (сочетание французской готики и стиля базилик романского периода). Внутри очень много пространства, воздуха и света. План строения простой: один неф с трансептом и апсида. Привлекают внимание яркие витражи на окнах, которые были сделаны городскими ремесленниками и сохранились еще с XIII в. Сводчатый купол расписан золотыми звездами на голубом фоне.

Мощи святого Франциска

Когда строительство Нижней Базилики было завершено, под главный ее алтарь поместили останки Франциска. По сути, для этого построили скрытый этаж под землей, который выполнял роль крипты. Спуститься туда можно было по узкому подземному ходу.

Чуть позже главный архитектор храма Илия Бомбардоне заложил и скрыл ход в крипту. Историки считают, что сделал он это, чтобы тело его друга и основателя ордена осталось в целостности, а мощи не были разделены и розданы другим монастырям на территории Европы. Так о существовании крипты и ее точном местонахождении постепенно забыли, а история о мощах Святого стала легендой.

Только в 1818 г. монахи ордена получили благословение Папы и провели раскопки. В результате действительно обнаружили ход и крипту. После изучения находки в Ватикане подтвердили — в усыпальнице находятся мощи святого Франциска. Папа римский Пий IX отдал распоряжение декорировать склеп и открыть его для посещения.

История

Симон ди Пукьярелло подарил францисканцам участок за чертой средневекового города Ассизи, между реками Тешо и Сполето. Этот скалистый район был известен горожанам как место казни преступников, поэтому в народе бытовало название «Адский холм». Предчувствуя кончину, Франциск отправился в лес на горе, чтобы умереть и быть погребенным здесь. Сегодня на этом месте раскинулся монастырь, а холм называют «Райским».

Строительство монастыря началось через 2 года после кончины святого Франциска и его канонизации. Хотя первый камень торжественно заложил Папа Григорий IX летом 1228 г., к тому времени работы уже активно велись. Организацию строительства взял на себя викарий Илия Бомбардоне (Elia Bombardone) — близкий друг и соратник святого Франциска. Это неслучайно, викарий имел богатый опыт возведения каменных склепов и усыпальниц в Сирии.

Храм, задуманный как усыпальница основателя францисканского братства, получался слишком роскошным для монашеского ордена, проповедовавшего аскетизм. Однако сдержанность и самоотречение Папа Григорий IX отменил, когда весь орден после смерти Святого перешел под управление Ватикана. Поэтому храм и монастырь уже без стеснения декорировали лучшие мастера того времени. Через 50 лет Папа Николай IV присвоил храму статус Папской базилики.

В 1530 г. произошло обрушение верхней части колокольни, ее шпиль упал из-за прямого попадания молнии. Поэтому по распоряжению Папы Сикста VI провели реставрационные работы, а вместе с тем и расширили территорию монастыря. В результате в Сакро-Конвенто появилась летняя резиденция понтификов.

В XVII в. монахам жертвовали значительные средства, поэтому появилась возможность построить приют для паломников. С тех пор в монастырь стекается большое количество пилигримов. После обнаружения мощей государство изъяло монастырскую собственность в свою пользу. С тех пор монахи не могли поддерживать покой и умиротворенность этих мест и были вынуждены мириться с соседством туристов, искусствоведов, историков.

Сегодня мужской монастырь не действует. Еще в 1971 г. здесь открылся Теологический институт, где обучаются студенты и работают ученые со всего мира. Хотя и много веков до этого братья францисканцы большую часть времени отдавали научным изысканиям.

В 1997 г. в монастыре произошло несчастье: землетрясение погребло под обломками 4 человек. Одновременно была разрушена и осыпалась часть бесценных фресок со стен базилики. Реставраторы долго работали над их восстановлением, собирая фрагменты как пазл. Фактически удалось восстановить 180 кв. м. росписи, но это только 80%, остальное безвозвратно утеряно. Однако компьютерные технологии позволяют паломникам увидеть свод храма таким, каким он был до обрушения: создана трехмерная модель, которая транслируется лазерным проектором. Чтобы увидеть недостающие фрагменты фрески, нужно надеть специальные очки.

Читайте также  Церкви во Франции

Время работы

Базилика открыта в разное время в зависимости от сезона:

  1. Зима. Верхняя церковь — с 8:30 до 18:00, Нижняя Церковь и Гробница — с 06:00 до 18:10. Обратите внимание, что верующие могут находиться в Нижней Церкви и молиться до 19:00.
  2. Лето. Верхняя церковь с 8:30 до 18:50, Нижняя Церковь с 06:00 до 18:50, а молящиеся могут войти до 20:00. Гробница открыта для молитвы только два раза в неделю: в пятницу и субботу с 21:00 до 22:00.

Внутри храма запрещена фото- и видеосъемка, служители тщательно следят за этим. Помимо церкви вы можете посетить небольшой музей, где кроме предметов искусства выставлены личные вещи Святого. На входе вам дадут аудиогид и брошюры, в том числе на русском языке.

Фасад базилики Святого Франциска на Google-панораме

Как добраться

Если вы приехали в Ассизи на автомобиле, то будьте готовы к трудностям с парковкой. Улочки в городке очень узкие и оставлять машину на них нельзя. Ближайшая к монастырю крупная подземная парковка находится в районе автовокзала.

Если вы добираетесь общественным транспортом, то от ж/д вокзала Ассизи ходит автобус. За 10 минут он доставит вас к монастырю. Билеты можно купить или на станции, или у водителя при посадке. Расписание и билеты на поезда — на сайте TrenItalia.

Если хотите доехать на такси, обратитесь в одну из городских служб «Taxi Foligno F.lli Giomma», «Taxi Ii Posteggio», «Perugia Taxi», «Chiamaguido».

Видео о церкви Сан-Франческо

Базилика Сан-Франческо

Базилика Сан-Франческо в Ассизи — излюбленное место паломников со всего света. Чем прославился св. Франциск и почему в его честь названа церковь (фото).

Содержание:

Умбрия — удивительный край самого центра Италии. Горы с востока плавно переходят в долины запада, создавая замечательный климат и благоприятные условия для выращивания винограда и оливковых садов. Ее история насчитывает более трех тысячелетий. На востоке Умбрии находится небольшой городок Ассизи.

Чем прославился Франциск Ассизский

В начале первого тысячелетия с южной стороны горы Монте-Субазно вблизи реки Киашо, берущей начало в горах, а затем наполняющей своими водами Тибр, это место стали обживать этруски. Об этом свидетельствуют развалины городских стен, некогда возведенные их руками, и хорошо сохранившийся портик храма Минервы. Этруски поклонялись этой богине.

Римская империя хорошо относилась к трудолюбивому народу. Этруски имели те же права, что и римляне, но после падения Империи жизнь Ассизи замерла.

Горы и отсутствие пролегающих вблизи главных дорог позволили сохранить неповторимость самобытного города. Развитие ремесел, торговля и наличие природного камня позволили строителям развить свой архитектурный стиль. Здесь каждый дом произведение искусства. К концу XII века город привлекает своим своеобразием многих известных живописцев, которые расписывают жилища богатых горожан и украшают построенные храмы.

Панорама Ассизи, центром которого стала базилика сан-Франческо

Поэт Проперцио воспевал в своих произведениях красоту города, где он родился. Епископ Ассизи Руфин один из первых, кто стал распространять христианскую веру. В 236 году он понес мученичество за свои христианские проповеди. Его называют покровителем Ассизи. Эти люди навсегда прославили свой город. История христианства в Ассизи тесно переплетается с именем еще одного великого человека — Франциска Ассизского.

Горожане гордятся, почитают и преклоняются перед самоотверженностью этого проповедника, причисленного к лику святых. Франциск родился в Ассизи, здесь прошла его юность. После долгих скитаний по миру он вернулся в Ассизи и основал монашеский орден, названный его именем — Орден францисканцев. В этом городе он прожил остаток дней и здесь находится его могила.

Франциск умер 4 октября 1226 года. Народ сразу стал почитать его как святого. Многие утверждали, что их молитвы доходят до Франциска, и он помогает людям. Официальная церковь два года спорила по вопросу его канонизации. В 1228 году папа Григорий лично провел ее, и Франциск был причислен к лику святых.

При жизни Франциск был скромным веселым добрым и неприхотливым человеком, свято верившим в Иисуса Христа и проповедовавшим добродетель. Он вел аскетический образ жизни, но при этом не искал уединения, а нес свою веру в народ.

Основав монашеский орден, он снискал великую любовь и уважение у своих духовных братьев. Близкий друг и преемник Франциска, Илья, решает возвести храм на холме в том месте, где нашли тело святого. Для этого он приглашает зодчего Якова из Германии.

На высоком холме, были выделены земли основателю ордена для постройки монастыря. Этот холм, некогда носил название «холм ада», ибо на нем казнили преступников. После возведения монастыря, холм этот был переименован в «холм рая». Именно здесь и выросла в 1236 году красивейшая базилика Сан-Франческо в Ассизи, куда и перенесли тело святого Франциска.

Базилика в честь Св. Франциска

Центральный вход в базилику

Освящение церкви папой Иннокентием IV (бывшим монахом ордена францисканцев) прошло в 1253 году. Великолепие и изысканный вид интерьерам монастыря и церкви придали замечательные картины Чимабуэ и Джотто.

Храму было суждено стать главным святилищем францисканцев и самым красивым из всех церквей ордена. Церковь святого Франциска выстроена в готическом стиле и представляет двухэтажное здание.

Чем интересна базилика Сан-Франческо

Фото: интерьер церкви Сан-Франческо

Первый этаж скрытый внутри холма называется Нижней церковью. Вход в нее ведет через южный портал с Нижней площади Святого Франциска. Интерьер центрального нефа церкви Сан-Франческо с невысокими сводчатыми потолками и боковыми капеллами похож на крипту (склеп), украшающие ее неф фрески самые древние в базилике. Автор этих фресок достоверно неизвестен и поэтому ему дали имя Мастер Святого Франциска.

Подчеркивая сходство святого Франциска с Иисусом (которого святой считал своим господином) мастер изображает пять сцен с сюжетами, рассказывающими о последних событиях земной жизни Иисуса на правой стене. А на левой стене им описаны пять сцен из жизни св. Франциска. Ярко голубой свод, как мостик, соединяющий обе фрески, украшен золотыми звездами.

В конце достаточно просторного помещения находится капелла святой Екатерины Александрийской. Предположительно роспись капеллы принадлежит Паче ди Бартоло Ассизским (он писал святых) и Андреа де Бартоли изобразившим восемь сцен из жизни Екатерины.

Слева от входа в церковь Сан-Франческо расположена капелла святого Себастьяна. Джироламо Мартелли украсил ее эпизодами из жизни святого. Здесь же находится надгробие короля Иерусалимского — Иоанна де Бриенна.

Фрески Джотто стали настоящей достопримечательностью церкви

Капеллу Марии Магдалины украшают восемь фресок, описывающих жизнь Девы Марии, их написал Джотто. Ученики Джотто расписали хор. Левую часть трансепта расписывал приехавший из Сиены в 1315 году Пьетро Лоренцетти. Его цикл фресок написанных в Ассизе, считают одними из лучших в его творчестве, их сюжеты, рассказывают о последних событиях земной жизни Иисуса.

Сценами из жизни святого Мартина, украсил одну из капелл Симоне Мартини в двадцатых годах XIV столетия. В правой части трансепта о детстве Христа рассказывают фрески Джотто. А фреска «Мадонна с четырьмя ангелами и св. Франциском» — одна из самых лучших из известных работ Чэимабу.

Алтарь базилики Святого Франциска сооружен из единого камня, который привезли из альпийского региона Ломбардия. Готические арки поддерживают колонны, выполненные в разных стилях и украшенные орнаментом. Алтарь расположен в их окружении. Стены апсиды расписаны фресками с изображением библейского страшного суда, выполненные Чезаре Сермеи ди Орвьето.

Свод над алтарем расписан картинами, описывающими «Триумф св. Франциска» и аллегорическое изображение трех добродетелей, которым следовал всю сознательную жизнь св. Франциск — послушание, целомудрие и бедность.

Рака с мощами св. Франциска находится в склепе под алтарем. Склеп украшен и открыт для посещения. Совершенно другое ощущение вызывает Верхняя церковь. В нее можно подняться по одной из лестниц, или попасть с верхней площади св. Франциска. Эта церковь, выполнена в готическом стиле и наполнена дивным светом, льющимся сквозь большие витражные окна. Витражи сами по себе являются произведением искусства из стекла.

Церковь Сан-Франческо в плане представлена одним нефом с трансептом и многогранной апсидой. Голубые сводчатые потолки расписаны фигурами Иисуса, св. Франциска, Иоанна Крестителя и девы Марии. Весь интерьер заполнен воздухом и светом.

Фресками живописца Чимабуэ расписаны трансепт и апсида в правом западном крыле. Они едва различимы из-за плохой основы и красок, замешанных на оксиде свинца, темнеющем от времени. Тамже можно увидеть росписи других мастеров, имена которых потерялись в вечности, а творения живут по сей день. Джиакомо и Якопо Торрити, продолжатели наследия Чимабуэ в живописи, расписывали верхний ярус стен нефа. Эти фрески посвящены Пятидесятнице и Вознесению Христа, а также изображают 32-е сцены из Ветхого Завета.

Еще раз полюбуемся на собор Святого Франциска

Но самым выдающимся декоративным украшением церкви является цикл фресок созданный Джотто. В 28-ми фрагментах художник описал жизненный путь св. Франциска. Создается впечатление трехмерности изображения, ощущается восхищение и преклонение мастера перед величием святого Франциска.

Выйдя из базилики Сан-Франческо, еще раз окиньте ее скромный и в тоже время прекрасный вид. Белоснежная базилика на фоне высокого синего неба, изумрудной травы и окружающего пейзажа словно готовится к вознесению, и только стены примыкающего монастыря не отпускают ее.

Базилика Сан-Франческо на карте Италии

Какие еще церкви Италии заслуживают внимания:

Костёл святого Франциска Ассизского

  • 2 отзывов |
  • Ценник: средний |
  • Интерьер: очень красиво
  • Парковка: нет |
  • Экскурсии: да

Kostel svatého Františka z Assisi

Все многочисленные соборы и храмы Праги все имеют свое лицо, свой неповторимый облик, от самых величественных, как собор святого Вита, до самых небольших, уютных и домашних. Вот и храм святого Франциска Ассизского тоже обладает своей неповторимостью.

История

Площадь Крестоносцев, на которой находится костел, — историческое место. Здесь святой Анежкой (Агнесс), сестрой короля Вацлава I, аббатисой монастыря был заложен госпиталь, подающий помощь больным и увечным. Служили в нем монахи единственного ордена, основанного на земле Чехии в 1233 году. На эмблеме союза крестоносцев помимо креста была изображена шестиконечная красная звезда, говорившая о высоком предназначении служителей, поэтому орден называется Орден рыцарей креста с красной звездой у подножия пражского моста.

Читайте также  Церковь Св. Франциска

Вторая часть названия ордена появилась позже, когда монахам-рыцарям доверили охранять Юдитин мост, а потом и построенный на его месте Карлов мост.

Орден существует до сих пор, и имеет на территории Чехии несколько храмов, главный из которых – храм Франциска Ассизского.
Чуть позже после основания, в 1252 году, совсем недалеко от Влтавы и Юдитина моста начали возведения монастырского комплекса: госпиталя, монастыря и главного собора. Строили собор в стиле раннечешской готики, восстановили после пожара в конце XIV века, и в этом виде он дожил до конца XVII века.

В 1678 году власти города совместно с рыцарями (тогда уже орден имел большую власть) приняли решение построить вместо старого обветшавшего костела новый и пригласили для создания проекта итальянских архитекторов Доменико Каневалле и Гауденцио Казанова. Они и возвели здание, дошедшее до сегодняшнего дня в почти неизменном виде.

Архитектурный облик

Храм святого Франциска Ассизского построен в форме креста, как и большинство соборов, только крест равносторонний, что встречается не очень часто. В постройке зодчие столкнулись с еще одной проблемой: так как здание нужно было вписать в ряд уже существующих, необходимо было ориентировать его не с востока на запад, как принято в христианских храмах, а с севера на юг, иного выбора не было. В стиле барокко, в котором выдержан костел это допускалось, каноны тогда несколько ослабили, и с благословения пробста (главы) ордена, так и сделали.

На широком и мощном корпусе будто возлежит прекрасный купол, выполненный в итальянских традициях. По основанию купола находится ряд высоких окон, через которые внутрь проникает солнечный свет. Как и положено, он льется сверху, олицетворяя свет божественного присутствия. На фронтоне здания установлены скульптуры пяти святых, благословляющих прихожан.

Внутри состоит из алтарной части в северной части, двух боковых часовен и входной прямоугольной зоны. Все части собора украшены картинами и фресками.

В алтарной части находится изображение святого Франциска Ассизского со стигматами (ранами, подобными ранам Христа). Считается, что первые стигматы появились именно у него. В боковых часовнях – картины «Воздвижение святого креста» и «Изгнание торгующих из храма», автор – М. Вильман. Здесь же есть потрясающая статуя Богоматери XV века.

Самая великолепная роспись находится на куполе. Это фреска В. Райнера «Страшный суд».

Богатый интерьер кажется излишне вычурным: много картин, много скульптур святых, резные скамьи, сохранившиеся с самого начала существования храма. Особого внимания заслуживает лепнина, выполненная итальянским мастером Томазо Солдати. Она покрыта позолотой и вполне соответствует пышному и вычурному барокко.

В храме святого Франциска Ассизского сразу установили один из самых больших органов. Клавиш этого замечательного инструмента касались великие музыканты: Кристоф Виллибальд Глюк и Бедржих Сметана.

И все-таки часть старинного готического храма сохранилась: это подземная часовня. Сюда можно спуститься, ощутить дыхание веков, увидеть гробницы магистров ордена.

Эпилог

На орден и храм покушались дважды, и оба раза они возрождались. Первый раз – во времена гуситских войн, второй раз – в годы социалистической республики. Орден подвергался страшным гонениям. И все-таки милосердие и доброта неподвластны никаким политическим движениям и революциям. Они существуют и вновь, как и прежде, помогают тем, кто нуждается в милосердии.

galik_123

Наводы

Курс — на эстетику и позитив!

Осталось вспомнить ещё одну достойную внимания достопримечательность Брешии, которую удалось мимолётно посмотреть за однодневный визит в этот город, уже перед отправлением в Дезенцано. Это монастырь монахов-францисканцев и церковь святого Франциска Ассизского, расположенные на одноименной площади. Комплекс был построен в позднероманском стиле в XIII-XIV веках на земле, подаренной муниципалитетом ордену францисканцев в награду за умиротворение враждующих городских группировок.

В самой Брешии монахи-францисканцы жили с 1220 года и живут до сих пор: монастырь действующий. В церкви, которая находится при монастыре, есть несколько творений итальянских живописцев XVI-XVIII веков – Романино, Моретто, Грацио Коссали, Джованни Батиста Сасси.
В 1797 году, с появлением французов, францисканский комплекс был разорён, а монахи были изгнаны из монастыря. За этим последовало рассеяние библиотеки и архивов. С 1839 года архитектор Родольфо Вантини придал церкви неоклассический вид. В 1928 году сюда разрешили вернутся и монахам.

1. Романо-готический фасад церкви разделен тонкими пилястрами на три части и заканчивается богатым терракотовым декором. Над арочным порталом сияет двухцветное окно-роза.

2. Со стороны апсиды хорошо видна высокая колокольня.

4. С этой же стороны находится небольшой клуатр конца XIII века с фонтаном в центре. По-видимому, он относится к раннему строительству церкви.

6. На стенах сохранились фрески мастеров, которые в то время работали в старом кафедральном соборе.

10. Заходим внутрь через малый клуатр.

11. И попадаем в храм. Три нефа разделены двенадцатью стройными колоннами, которые поддерживают слегка заостренные арки. Голые стены и слабое освещение придают строгую торжественность и таинственность внутреннему пространству. Длинный центральный неф ведет к высокому готическому алтарю. Главный алтарь с изображением Мадонны и святых францисканцев был расписан Романино.

12. Много в интерьере элементов барокко. Великолепную барочную часовню украшает алтарь «Коронация Богородицы» конца XVI века Грацио Коссали.

13. Но самое ценное в этой церкви — это фрески, сохранившиеся с правой стороны нефа. Например, фрески XIV века школы Джотто «Положение во гроб». На других фресках чувствуется византийское влияние.

14. Рядом фреска Романино — «Сошествие Святого Духа».

15. Второй большой клуатр с крытой обходной галереей расположен с другой стороны.

16. Внутренний двор имеет в центре колодец, от которого отходят дорожки, разделяющие пространство двора на квадранты.

19. Вот теперь всё. И бегом на вокзал, благо в Брешии всё рядом.

Церковь Франциска Ассизского (Оуру-Прету)

Церковь Франциска Ассизского – небольшой католический храм в Оуру-Прету, построенный в барочном стиле с использованием изящных декоративных элементов стиля рококо. Она является памятником колониальной архитектуры и одним из наиболее известных бразильских храмов, построенных мастером Алейжадинью.

История церкви Франциска Ассизского

Подготовка к строительству католического храма велась с 1765 г. Инициировал и финансировал его Третий орден Франциска Ассизского. Несмотря на то, что в 1766 г. его представители внесли предоплату мастеру Домингушу Морейра де Оливейра, официальное разрешение на строительные работы по проекту Алейжадинью было получено только в 1771 г.

Возведение церкви Франциска Ассизского в Оуру-Прету начали с алтарной части. Спустя три года после установки крыши мастера приступили к фасадным работам с использованием гипсового и деревянного декора. Основную кладку завершили в 1794 г., хотя внутреннее и внешнее оформление продолжалось до 1890 г. В XX в. из-за некоторых разрушений была проведена реконструкция и реставрация храма. В 2009 г. по инициативе специалистов историко-художественного института церковь Франциска Ассизского вошла в число Семи чудес света.

Архитектура и интерьер церкви Франциска Ассизского

При проектировании католического храма Алейжадинью использовал элементы итальянского и португальского барокко, а также детали рококо, которые особенно заметны в декоративном оформлении. Украшением фасада церкви Франциска Ассизского в Оуру-Прету служит великолепный рельеф, вырезанный самим мастером. Помимо него в экстерьере выделяются пилястры. Они поддерживают арку с ангелами, обрамляющими медальоны с гербами францисканского ордена и королевства Португалии. Над ними установлен большой медальон с изображением молящейся Девы Марии, оформленный королевской короной, гирляндами и лентами.

Центральный неф церкви Франциска Ассизского в Оуру-Прету обрамляют шесть боковых алтарей конца XIX в., выполненных в стиле рококо. Интерьер дополняют:

  • религиозные статуи католических святых;
  • рельефные медальоны, доставленные из Санту-Антониу-де-Падуи, Сан-Конрадо, Сан-Бонавентуры и Санто-Иво;
  • алтарь, выполненный в виде триумфальной арки и украшенный многочисленными фигурами;
  • настенные панно с изображением сцен из жизни Авраама;
  • потолочная фреска мастера Атайда, посвященная прославлению Богоматери в окружении ангелов.

Помимо архитектуры и религиозных артефактов, храм привлекателен обрядами, проводящимися здесь во время католических праздников. В остальное время в церкви Франциска Ассизского в Оуру-Прету проходят концерты оркестровой и вокальной музыки, на которых можно послушать произведения колониальных авторов.

Как добраться до церкви Франциска Ассизского?

Католический храм находится в самом центре города Оуру-Прету, что расположен на юго-востоке Бразилии в штате Минас-Жерайс. Добраться до него можно пешком или на автомобиле. Если идти на юго-восток по дорогам R. Cláudio Manoel и R. Costa Sena, путь до церкви Франциска Ассизского займет около 2 мин. Дороги в этой части города крутые и мощеные, поэтому поездки на общественном транспорте здесь запрещены.

На автомобиле до церкви Франциска Ассизского в Оуру-Прету тоже можно доехать только по основным улицам. Например, можно двигаться на северо-восток по R. Costa Sena до пересечения с R. Amália Bernhaus, а оставшуюся часть пути (60 м) пройти пешком. Стоимость проезда на такси составляет от $3,8.

св. Франциск Ассизский

Проповедуйте Евангелие всегда, и когда это абсолютно необходимо, используйте слова.

Святой Франциск Ассизский, урожденный Джованни Франческо ди Бернардоне (1181 — 3 октября, 1226), был итальянским католическим монахом и проповедником. Святой Франциск Ассизский основал мужской монашеский францисканский Орден, Монашеский Орден женщин из Сент-Клэр, и Орден Святого Франциска для мужчин и женщин, не давших монашеского обета. Хотя он никогда не был рукоположен в сан католического духовенства, Франциск Ассизский является одним из самых почитаемых религиозных деятелей в истории Христианства. Он был великим мистиком, исповедником и молитвинником, явившим первые известные и официально засвидетельствованные Христовы стигматы на своем теле (14 сентября 1224 года на Альвернской горе в во время праздника Воздвижения Святого Креста). Св. Франциск обладал даром прозорливости, о чем свидетельствовали бывшие с ним, что «когда он говорил о чем-нибудь: это так и есть или так будет, это всегда в точности исполнялось». Молясь, он не скрывал своих эмоций от посещавшей его Божественной Благодати, входя в мистический экстаз.
Вскоре после смерти последовавшей 3 октября 1226 в Ассизи, Умбрия, Папской области, он был канонизирован 16 июля 1228 года папой Григорием IX. Святой Франциск Ассизский почитается в Римско-католической церкви, Англиканской церкови, Лютеранской церкови, в Старой Католической церкви и поклонниками Нью Эйдж.

Читайте также  Природа во Франции

Русский религиозный философ Николай Бердяев, посетивший Ассизи зимой 1910–1911 гг., назвал жизнь Св. Франциска Ассизского «величайшим фактом христианской истории после жизни самого Иисуса Христа». Св. Франциск Ассизский возвестил миру о христианстве как о религии любви, свободы и творчества в Духе Святом. Также св. Франциск был проповедником простоты, терпения и смирения, всем подавая пример своей собственной жизнью. Черезмерная простота и смирение св. Франциска и его последователей часто вызывали негодование священников: ведь францисканцы проповедовали примат Внутреннего над Внешним и часто даже креста не носили, считая, что он «должен быть внутри». «Пусть никто не гордится, но славится крестом Господним» — говорил св. Франциск Ассизский. Взгляните на прижизненное изображение св. Франциска Ассизского:


Старейшее из известных прижизненное
изображение Св. Франциска на стене монастыря
св. Бенедикта в Субиако, Лацио, Италия.

Дмитрий Мережковский в книге «Вечные спутники» говорил о Св. Франциске Ассизском как о проповеднике,объединившем «мироздание с христианством», земное и человеческое с Божественным. Св. Франциск Ассизский утверждал человеческую ипостась вовсе не в противовес Христу, а в нем: прежде всего подчеркивая человечность Христа.

Проповеди св. Франциска Ассизского были далеки от умозрительных, оторванных от жизни «умствований» ради самих себя. В своих пропведях Св. Франциск Ассизский утверждал первенство любви Христовой и познание Веры, которая способна просветить, а не затмить разум. Особым образом Св. Франциск Ассизский относился к солнцу, огню, воде, камням, деревьям и птицам, ибо они напоминали ему о Христе. «Любовь Франциска к птицам и всяким животным, наполнявшим устраиваемые им общежития братьев, а также к цветам и всему в природе — очень существенная черта его душевного облика, делающая его еще более близким и понятным», — писала о св. Франциске Ассизском писательница З. А. Венгерова в конце XIX века (1897 г.). Он учил, что благодать божья живет во всякой земной твари, разлита во всем существующем — в звездах, растениях, животных, которых он называл братьями человека. Св. Франциск Ассизский понимал язык птиц, а взглядом был способен укротить волка. В росписях ассизской церкви кисти Джотто есть сцена: св. Франциск проповедует птицам.

Религиозный философ и мистик Митрофан Лодыженский (1912 г.) провел многочисленные паралели между жизнью и духовным подвигом Св. Франциска Ассизского и Св. Серафима Саровского. В тоже время многие священники Русской Православной Церкви подвергают святость Св. Франциска Ассизского сомнению. Святитель Игнатий Бряченинов советовал своим чадам заняться «чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых)»…

Менее критично к личности св. Франциска Ассизского относились православные священники из Русской Правславной Церкви Заграницей. Профессор Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке Н. С. Арсеньев (1948) писал: «Христианские великие святые и мистики Запада суть истинные братья по духу великих святых христианского Востока. Каким-то избытком, каким-то восторгом, какой-то безмерностью любви к ближнему и смиренного любовного служения ему дышат рассказы о Франциске Ассизском. У него же безмерная любовь и сострадание ко всей твари во Христе, как и у Исаака Сирина» . Н.С. Арсеньев сравнивал Св. Франциска Ассизского как Божъего угодника с Дмитрием Ростовским и Тихоном Задонским.

Идеи Св. Франциска Ассизского нашли свое воплощение в образах старца Зосимы в „Братьях Карамазовых“ Ф. М. Достоевского, и старца Памвы в „Запечатленном ангеле“ Н. С. Лескова. В «Братьях Карамазовых» Иван Карамазов, обращаясь к Алеше, говорит: „Ну, иди, иди к своему патер серафикус“. „Pater Seraphicus“ — это известное прозвище Франциска Ассизского («Фауст» Гёте, часть 2, акт 5, строки 11918–25), отражающего суть истинного монаха как ангела-серафима во плоти. Возможно, что отсыл именно к ангельскому чину Серафима связан с тем, что Христовы стигматы у св. Франциска Ассизского появились после иссечения его тела лучами света, пущенными спустившимся к нему с небес шестикрылым ангелом Серафимом.

Приветсвие св. Франциска Ассизского

Да будет мир Божий с вами!

Святая Иисусова молитва св. Франциска Ассизского

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, раба Твоего, льва грешного!

Молитва св. Франциска Ассизского

Господи, сделай меня орудием твоего мира;
Там, где ненависть — дай мне сеять любовь;
там где есть несправедливость — милосердие;
где есть сомнения — веру;
там, где отчаяние — надежду;
там, где темнота — свет;
и где есть печаль — радость.
Сделай так, чтобы я, возможно, не столько искал
чтобы меня утешали, сколько утешал сам;
не столько быть понятым — сколько понимающим;
не столько быть любимым — сколько любящим;
ибо в том что мы получаем,
прощая — мы прощены будем,
и умирая для себя, мы рождаемся для вечной жизни !

Мудрые мысли св. Франциска Ассизского

Тот, кто работает руками — рабочий.
Тот, кто работает руками и головой — мастер.
Тот, кто работает руками, головой и сердцем — художник.

Каждый из нас стоит ровно столько, во сколько его оценивает Бог.

Освяти себя — и ты освятишь общество.

Одного солнечного луча достаточно, чтобы отогнать много теней.

И люби тех, которые так плохо поступают с тобою, и не желай другого от них, если Господь не судил иначе.
Люби их так, как они есть, не требуя, чтобы они были лучшими христианами.

Бесы — Божии палачи. И подобно тому, как правитель через палача наказывает преступника, так и Господь посылает Своих палачей, т. е. бесов, чтобы исправить и наказать тех, кого Он любит.

Господь призвал нас для поддержания веры и на помощь священнослужителям святой Римской церкви, которых мы должны по мере сил любить, почитать и уважать. Но я хочу любить и почитать и подчиняться не столько епископам, сколько беднейшим священникам.

Я определенно предписываю, во имя послушания, всем братьям, где бы они ни были, чтобы они не смели просить какой-либо привилегии от папского престола ни для себя, ни для третьих лиц, ни для церкви, ни для обители, ни для проповеди, ни для защиты от преследований.

Я для себя желаю одну привилегию от Господа: ни от кого никогда не иметь привилегии, кроме той, чтобы служить всем, и послушанием нашему святому правилу обратить всех более примером, чем словом.

Те, кто поставлен над другими, пусть столько же гордятся этим начальствованием, сколько если бы были предназначены исполнять службу омовения ног братьев. И если более смущаются об отнятом у них начальствовании, нежели об утрате обязанности мыть другим ноги, тем более набивают себе денежных ящичков на погибель души.

Зарабатывать деньги ради денег – это хуже, чем содомский грех.

Апостол говорит: «Буква убивает, а дух животворит». Те мертвы от буквы, кто стремится познать одни лишь слова, чтобы среди других считаться весьма мудрыми и стяжать большое богатство для родственников и друзей. И те монахи мертвы от буквы, кто не хочет следовать духу буквы божественной, но хочет лучше узнать только слова и объяснять другим.

Блажен раб, который так же смиренно находится среди своих подчиненных, как если бы он был среди своих господ.

Начинайте делать то, что вы обязаны, затем делайте то, что сможете и, однажды, вы обнаружите, что способны сделать то, что раньше было невозможным.

Человек, не относящийся с состраданием к любой Божьей твари, и к людям будет относиться точно также.

Гимн брату Солнцу св. Франциска Ассизского

Всевышний, всемогущий, всеблагой Господь!
Вся хвала — Твоя, вся слава, вся честь
И всяческое благословение.

Тебе единому, Всевышний, принадлежат они.
Ничьи смертные уста не достойны
Произнести Твоё имя.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от всего Твоего творения,
Прежде всего от господина брата Солнца,
Который приносит день, и свет Ты даёшь нам через него.
Как прекрасен он, как сверкающ во всём своём великолепии,
Напоминая о Тебе, Всевышний!

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Луны и от Звёзд;
В небесах Ты создал их, яркими,
И драгоценными, и прекрасными.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от братьев Ветра и Воздуха,
И ясной, и бурной, и всякой иной погоды,
Которыми ты лелеешь всё Своё созданье.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Воды,
Столь полезной, скромной, драгоценной и девственной.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от брата Огня,
Которым Ты просветляешь ночь.
Как прекрасен он, как радостен, полон энергии и силы!

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Земли, матери нашей,
Которая кормит нас и правит нами,
И производит разнообразные плоды, и пёстрые цветы, и травы.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от тех, кто прощает
Ради Твоей любви; от тех, кто терпит
Немощи и искушения.

Блаженны те, кто переносит это в мире,
Тобой, Всевышний, они будут коронованы.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Смерти,
Чьих объятий никому из смертных не избежать.
Горе тем, кто умирает в смертном грехе!
Блаженны те, кого она застанет за исполнением воли Твоей!
Вторая смерть не причинит им вреда.
Хвалите и благословляйте Господа моего, и благодарите Его,
И служите Ему с великим смирением!

Православные молитвы на разные случаи жизни: перейти к списку молитв

Копирайт автора статьи: © 2011 Андрей Демкин Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Добавить комментарий

Adblock
detector