Архитектура во Франции

Архитектура Франции

Романская архитектура Франции 4

Готическая архитектура Франции 6

Ренессанс во Франции 8

Стиль Барокко и Рококо 9

Современная архитектура Франции 10

Список литературы 12

«У каждого человека две родины – его собственная и Франция», — писал Анри де Борнье.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что Франция — это не просто страна Старого Света с богатой историей и уникальными традициями. Это одна из самых романтичных стран мира, которая известна своей архитектурой разных эпох, разных стилей и с разной историей. Франция является самой посещаемой страной на планете, и это неудивительно. Памятники архитектуры Франции отражают влияние разных эпох и культур.

Что касается романского стиля в архитектуре, то он получил распространение на территории Франции уже в одиннадцатом веке. Представителями данного течения считаются церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в городке Пуатье и Базилика святого Сатурнина в знаменитой Тулузе.

Несколькими веками спустя широкое распространение в стране получил готический стиль. Первым построенным на территории Франции готическим сооружением является базилика Сен-Дени, возведённая в 12 веке. Яркими представителями направления можно назвать соборы Реймса, Шартра и Амьена. В шестнадцатом веке архитектура Франции становится более разнообразной, и её представляют, главным образом, замки в долине Луары и дворец Фонтенбло.

В следующие столетия вплоть до настоящего времени архитектурные стили Франции претерпевают значительные изменения, и на сегодняшний день переплетаются между собой в великолепных памятниках старины и современных сооружениях.

Романская архитектура Франции

Само понятие «романский стиль» появилось в начале XIX века. Данное понятие ввел Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой. Основное направление романского стиля – это церковная архитектура.

Романская архитектура – это характерный пример рационального художественного мышления. Орнамент романского искусства заимствован с Востока.

В основе архитектуры романского стиля лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов. Такие сооружения отличаются тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. Такие сооружения представляют собой отдельную мощь, силу, самозащиту. Это вполне объяснимо в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.

Романские здания в основном покрывались черепицей. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Необычная кладка из обтесанных камней создавала мрачный образ строения. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в дани были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц. Стены собора внутри покрывались росписями, которые почти не сохранились до нашего времени. Так же использовалась мраморная инкрустация мозаики для украшения алтарей.[1]

Для романского стиля искусства характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов. Все мифические звери, расположенные на сооружениях, скорее носят декоративный характер, нежели символический смысл.

Так же для романского стиля характерно использование железы и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и другое. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами.

На смену романского стиля в архитектуре пришел готический стиль.

Готическая архитектура Франции

Готический стиль Франции стал образцом для подражания на территории большинства стран Западной и Центральной Европы.

Готический стиль архитектуры развивался в тех странах, где господствовала католическая церковь. Готическое искусство осталось культовым по назначению и религиозным по тематике. Готическое искусство было соотнесено с вечностью, с высшими силами.

Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий.

Особое место в Готической архитектуре занимал собор, как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи, в основном витражей. Такие соборы оказывали на верующих сильное эмоциональное воздействие. Огромное пространство собора, многоцветное сияние витражей, вертикальность башен и сводов оставляли огромное впечатление.

Развитие Готического стиля искусства отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества, начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира, складывались новые архитектурные типы и тектонической системы.

Готика зародилась в Северной части Франции в середине 12 века и достигла расцвета в первой половине 13 века. Готический соборы практически все похожи друг на друга, т. е. имеют определенную классическую форму. Таким стандартом является высокий и просторный интерьер, который украшен цветными витражами. На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали – узорные вимперги, фиалы и т. д.

В Готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам.[2]

Для готического стиля во Франции характерна гармония и ясность. Как было сказано выше, готический стиль является одним из самых великолепных направлений в архитектуре. Этот стиль богат, как ни один из существующих до и после стилей, потому что создатели его смогли одновременно использовать воздействие архитектурного пространства, линии, пластики и чистой цветовой игры. Благодаря таким качествам французская готика сохраняет свое своеобразное единство.

На смену готическому стилю пришел Ренессанс.

Ренессанс во Франции

Архитектура Ренессанса или как по-другому называют, архитектура эпохи Возрождения, во Франции появилась в начале 16 века и распространялась до 70-х годов.

Эпоха Возрождения – это начало нового этапа культуры и искусства. Данный период соответствует периоду формирования буржуазных отношений, образованию и укреплению абсолютистского государства во Франции.

Одним из центров французского Раннего Возрождения был Фонтенбло – предместье Парижа. Стиль Возрождения затронул замки королей и высшей знати, при этом городское строительство им затронуто не было. При этом не все замки подверглись влиянию нового направления искусства. В некоторых замках переделывались лишь фасады, в других перестраивали и возводили новые здания в совершенно ином стиле.

Стены зданий периода Раннего Возрождения прорезаны высокими и узкими окнами. Окна имели небольшие подоконники и находились почти под потолком. Оконные проемы имели каменные крестообразные переплеты, которые были заимствованы из готического направления в архитектуре. Так же от готического направления в архитектуре остались крутые крыши с люкарнами и очень большие дымовые трубы.

Особое место среди памятников архитектуры данной эпохи занимали городские ратуши башни с высокими остроконечными крышами, с люкарнами и трубами, с крестообразными переплетами. [3]

Одним из самых знаменитых сооружений периода Зрелого возрождения является дворец Лувр. Раньше на этом месте стоял средневековый замок с таким же названием, но его пришлось заменить.

Стиль Барокко и Рококо

Барокко во Франции – это отражение классического направления данного стиля. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков преобладала строгость над художественной фантазией. Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты.

Во Франции стиль барокко был воплощен в великолепном ансамбле Версаля (1668-1689), расположенного в нескольких километрах от Парижа. В его строительстве и украшении принимали участие многие архитекторы, строители, художники, скульптуры. Версаль много раз достраивался и изменялся. Дворцу был придан строгий и импозантный вид.

Рококо в отличие от барокко имел грациозность и легкость. Темные цвета и тяжелые позолоты стиля барокко сменяются светлыми тонами с большим количеством белых деталей.

Архитектурный стиль рококо оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, так как в основном он применялся для украшения интерьеров. Стиль рококо во Франции уже к середине 18 века стал терять свою популярность под влиянием исторических событий, а в странах Центральной Европы к нему относились с интересом еще долгое время.[4]

Современная архитектура Франции

Помимо исторических памятников архитектуры во Франции есть и современные постройки, которые так же удивительны и необычны по сравнению с архитектурой прошлых веков.

Одним из удивительных современных построек является Большой театр в Альби. В Большой театр входит кинотеатр на 8 залов. Главной «изюминкой» данного здания является его внешний облик – огромная металлическая сетка вокруг самого здания, которая помогает не только вписаться в ландшафт, но и защищает интерьеры от жаркого солнца.

Еще одним современным памятником является концертный зал «Зенит» в Страсбурге, который рассчитан на 10 тысяч человек. Его открытие состоялось в 2008 году. Данный концертный зал по своей форме больше напоминает стадион. [5]

В 2013 году был открыт 35-этажный небоскреб с характерным названием «Лови момент». Главной особенностью небоскреба является многогранный фасад.

В 2004 году был построен фантастический Виадук в Мийо, который являет собой образец уникального сооружения вантовой системы, проходящего через долину реки Тарн на юге Франции. Он является самой высокой автомобильной дорогой в мире, одна из его опор достигает в высоту 341 метр.

В начале 2015 года в Париже была открыта Филармония. Здание имеет необычную и удивительную форму. Снаружи оно напоминает бесформенную кучу из огромных бетонных плит, а внутри интерьеры образованы плавными линиями и округлыми объемами, перетекающими друг в друга.

Читайте также  Архитектура в Гродно

Рассмотрев стили в архитектуре во Франции можно сделать небольшой вывод. Франция является необычным местом, в котором уживаются и постройки прошлых столетий и современные постройки. Каждое здание, вне зависимости от того, в какое время оно было построено, имеет свою историю и индивидуальны внешний вид.

Романский стиль в архитектуре Франции отличался своей тяжестью сводов и грузностью башен, на смену которого пришел готический стиль, как признак гармонии и ясности. Позже появился Ренессанс или как по-другому говорят, эпоха Возрождения которого выдают высокие остроконечные крыши. Знаменитый Барокко и Рококо, которые хорошо могут уживаться в одном здании: грузность, тяжесть и позолота Барокко соседствует с легкостью, грациозностью и серебром Рококо.

Ну и конечно же, современная архитектура Франции. Каждое здание которого единственное и ни на что не похожее в мире. Формы, интерьеры современных зданий больше похожи на фантастические и сказочные сооружения, чем на обычные здания, которые мы привыкли видеть.

Можно сказать однозначно, что Франция будет удивлять нас долгое время. Ведь появляются все новые и новые примеры необычным внешним видом, цветом, и интерьером.

Но как говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому я считаю, что Франция является одним из удивительных мест в мире, который стоит посетить хотя бы раз в жизни.

Список использованной литературы

1. . , /Замки Франции. Путешествие в глубь истории/, М., Вече, 2008,336с;

2. Д. Рассел /Архитектура Франции/, М., Нобель-Пресс, 2012, 64с.;

3. /Удивительная Франция/, М., Инфра-М, 2014, 130с.;

4. Мари-Анн Поло де Болье /Средневековая Франция/, М., Вече, 2009, 384с.;

5. Р. Томан /Готика. Архитектура и живопись/ М., Кенеманн, 2000, 520с.;

[1] , /Замки Франции. Путешествие в глубь истории/, М., Вече, 2008,45с;

[2] Р. Томан /Готика. Архитектура и живопись/ М., Кенеманн, 2000, 41с.;

[3] Мари-Анн Поло де Болье /Средневековая Франция/, М., Вече, 2009, 113с.;

[4] Д. Рассел /Архитектура Франции/, М., Нобель-Пресс, 2012, 36с.

[5] /Удивительная Франция/, М., Инфра-М, 2014, 98с.;

Архитектура Франции

Эпоха Великой Французской Революции

Во Франции в период Великой Французской Революции не было построено ни одного значимого здания.

В эту эпоху церковь святой Женевьевы стала Пантеоном, Дом Инвалидов превратился в храм Человечности.

Только в 1794 году создалась Комиссия художников, занимавшаяся благоустройством города, и планированием изменений в его облике.

Французская архитектура эпохи Наполеона I

Главная роль в эпоху Наполеона отводится неоклассицизму. При этом архитектурные формы приобретают особую торжественность и пышность, а масштабы обретают грандиозный размах. Неоклассицизм времён этого времени стали называть ампиром. В эпоху Наполеона начинается активная реконструкция Парижа. Наполеон, став императором задумал превратить Париж в Новый Рим. При нем перестраивают активно центр Парижа.

Средневековые кварталы соединяют системой проспектов. Знаменитая улица Риволи заполняется типовой застройкой. Бесконечные повторы аркад взяты у итальянских архитекторов. Основные монументы во Франции, заложенные в этот период:

Готовые работы на аналогичную тему

  • триумфальная колонна на Вандомской площади, построенная в 1806-1810 годах, возведенная архитекторами Лепером и Гондуэном;
  • триумфальная арка Великой армии в самом центре площади Звезды, построенная в 1806-1837 годах архитектором Шальгреном.

Архитекторы Персье и Фонтен в 1806-1808 годах создают арку площади Карузель. Трехпролетная арка из разноцветного мрамора представляет собой красивую полихромию, характерную для интерьеров той эпохи.

До 1866 года продолжается активное строительство в районе Вандомской площади. На Вандомскую площадь вела улица Риволи.

Во Франции готика в архитектуре возникает позже, чем в других странах, примерно с тридцатых годов 19 века. В этот период храмовое строительство начинает свое яркое и интересное развитие. Ампир перестает быть универсальным художественным языком.

Промышленная архитектура

Промышленное или техническое направление в архитектуре также активно развивается во Франции. Это здания, стоящие на периферии искусства: склады, вокзалы, торговые помещения. Их не стремятся подвести и украсить в определенном стиле, именно поэтому эти архитектурные решения кажутся более смелыми и новаторскими.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В связи с тем, что в 19 веке сталь становится очень дешёвым материалом и металлические конструкции позволяют перекрыть большие проёмы, конструкции из этого материала возводятся на протяжении большого периода времени.

Примером промышленной архитектуры во Франции является Центральный рынок в Париже, построенный в 1853 году. Он просторный, с максимально большими пролетами, чтобы покупатели могли спокойно передвигаться.

Активное вокзальное строительство началось в 1830-1840-х годах. Лидером наравне с Англией являлась Франция. Ярким примером является Восточный вокзал, находящийся в Париже. В нем сочетаются несколько стилистических решений.

Знаменитые сооружения Франции

Лувр. Луи Висконти отстроил новое здание Лувра. В нем очень ярко и достаточно чётко вырисовываются особенности нового стиля и вкуса. Лувр был ориентирован на площадь Карузель и изначально строился как музей, но при этом выглядел как дворец. Его характерными особенностями было то, что центральная часть и боковые компартименты были отмечены павильонами. Отразился в нем и признак национальной архитектуры – высокая кровля. Лувр изобилует пластикой, в нем прослеживаются некоторые итальянизмы. Это здание в дальнейшем будет огромное количество раз повторяться. Его часто будут использовать в качестве прототипа для отелей.

Гранд Опера. Здание Гранд Опера построено в 1862 году в стиле Необарокко. На его фасаде красуется гигантский ордер. В этом архитектурном сооружении множество итальянизирующих моментов. Образцом для всей Европы стали огромный купол, венчающий композицию и богатый декор. Это театральное здание в последующие годы находило отклик в разных архитекторских решениях в Европе. В Гранд Опера обильно представлена скульптура. На кровле здания в скульптурных композициях присутствует позолота. Внутри театра отделка выполнена роскошными материалами, с обилием позолоты, мрамора и хрусталя. Гранд Опера является одновременно храмом искусств и дворцом.

Рисунок 1. Гранд Опера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эйфелева башня. Эйфелеву Башню построили в 1889 году. История ее происхождения удивительна. В Париже в 1889 году, была проведена Всемирная выставка, посвященная столетнему юбилею Французской революции. В этот момент городские власти поручили воздвигнуть временное сооружение, которое бы служило входной аркой.

Конкурс инженерных и архитектурных проектов на определение архитектурного облика предстоящей Всемирной выставки начался первого мая 1886 года. Более 107 претендентов приняли участие в конкурсе. Большинство из них в определенной степени повторяли проект башни, которую предложил Эйфель. Проект Эйфеля стал одним из четырёх победителей в конкурсе. К окончательной победе Эйфеля привели внесенные изменения, которые привели проект к компромиссу между чисто инженерной схемой конструкции в первоначальном варианте и конечным декоративным вариантом башни. Следует отметить, что идея башни принадлежала не Эйфелю, а его сотрудникам — Эмилю Нугье и Морису Кёхлену. Такое сложнейшее сооружение, как башня, собрать в течение двух лет стало возможно только потому, что Эйфель использовал особые методы в строительстве.

Для большей изысканности башни, архитектору Стефану Совестру поручили поработать над художественным обликом знаменитого сооружения. Совестр предложил обшить опоры цоколя камнем, связать опоры башни и площадку первого этажа при помощи величественных арок, ставшими главным входом на выставку. На этажах башни он предложил разместить огромные застеклённые залы, а верхушке башни придать округлую форму и украсить разнообразными декоративными элементами.

Рисунок 2. Эйфелева башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эйфель и муниципалитет Парижа в январе 1887 года подписали договор, по которому Эйфелю в личное пользование по договору аренды предоставлялась башня сроком на двадцать пять лет, также договором предусматривалась денежная субсидия в размере полутора миллионов франков, которая составляла четверть всех расходов на грандиозное строительство. Финальный бюджет строительства составил около восьми миллионов франков.

В течение двух лет, двух месяцев и пяти дней триста рабочих выполняли строительные работы. Быстроте возведения способствовали чертежи безупречно высокого качества с указанием очень точных размеров. Уже 31 марта 1889 года, Эйфель пригласил нескольких чиновников подняться на одну тысячу семьсот десять ступеней.

За свою историю башня не раз меняла свой цвет: от желтого цвета до красно-коричневого. Последнее время Эйфелева башня красится неизменно в «коричневый-эйфелевый» цвет, который официально запатентован и близок к естественному бронзовому оттенку.

Вес только металлической конструкции башни составляет 7300 тонн, а ее общий вес 10100 тонн.

Нижний этаж башни — это пирамида, которая образуется четырьмя колоннами, соединяющимися арочным сводом на высоте 57,63 метров. На своде расположена первая квадратная платформа Эйфелевой башни. На этой платформе располагается вторая пирамида-башня, которая также образуется четырьмя колоннами, соединенными сводом и завершенная второй платформой. Четыре колонны на второй платформе сближаются пирамидально и переплетаясь, образуют пирамидальную колонну, которая несет на себе третью платформу, такой же квадратной формы. На третьей платформе возвышается маяк с куполом, на высоте трехсот метров над которым находится площадка. На башню ведут лестницы, состоящие из 1792 ступеней, а также лифты.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Достопримечательности Франции

Топ достопримечательностей (1332)

Лувр был и крепостью, и королевским дворцом, а сейчас он – один из крупнейших музеев мира, принимающий в год до 10 миллионов посетителей. Построенный в 1190 году при Филиппе-Августе как крепость, Лувр потерял свои оборонительные функции в XIV столетии, и архитектор Карла V Раймон дю Тампль начал превращать его в королевскую резиденцию.

Читайте также  Архитектура в Дубае

Могила Наполеона Бонапарта находится под золочёным куполом собора Святого Людовика Дома инвалидов. Как известно, Наполеон скончался на острове св. Елены 5 мая 1821 года. В 1840 году король Луи-Филипп получил согласие Великобритании на возвращение праха изгнанника во Францию.

Парижский Диснейленд – одна из самых популярных достопримечательностей не только Франции, но и всей Европы. Люди часто предпочитают этот парк аттракционов Лувру или Эйфелевой башне. А ведь парк мог оказаться в другой стране.

Эйфелева башня – символ Парижа, её силуэт виден здесь почти отовсюду. Каждый день сюда стремятся тысячи туристов. Но так было не всегда. Стальная башня на Марсовом поле – памятник дерзаниям XIX века. Во второй половине столетия Франция, демонстрируя своё технологическое лидерство, провела ряд всемирных выставок.

Версаль – самая известная в мире королевская резиденция. Окружённая знаменитым парком, она находится в шестнадцати километрах к юго-западу от Парижа. История Версаля Первое упоминание о замке на этом месте восходит к XII веку.

Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками. Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана.

Одним из знаменитых уроженцев Блуа был часовщик, изобретатель и иллюзионист, также называемый отцом современной магии, Жан-Эжен Робер-Гуден. Он жил в XIX столетии – с 1805 по 1871 год. Его фамилию в качестве творческого псевдонима взял, немного видоизменив, американский гипнотизер и фокусник Эрик Вайс, более известный как Гарри Гудини.

Коммуна Сикст-Фер-а-Шваль является частью горнолыжного региона Гранд-Массив и расположена в департаменте Верхняя Савойя региона Рона-Альпы. Деревня входит в состав национальной ассоциации «Самые красивые деревни Франции».

Церковь св. Марии Магдалины парижане называют неформально – Мадлен. Она и выглядит необычно – как греческий храм, и историю имеет удивительную: за 85 лет строительства проект менялся несколько раз, в зависимости от режима.

Монмартр – бывшее предместье Парижа, лежащее примерно в 4,5 километрах к северу от Сите. В черту города бывшая деревня вошла только в 1859 году. Сегодня это одно из самых привлекательных для туристов мест – здесь находится великолепная базилика Сакре-Кёр, отсюда открывается невероятный вид на Париж.

Необыкновенно красивая площадь Массена по масштабам не уступает парижским. Это настоящий центр города, по которому хочется ходить и ходить. Площади почти два века: она зарождалась в период интенсивного развития города в 1820-1830 годах.

Старейшая в Биаррице кондитерская Miremont расположена на площади Жоржа Клемансо. Возможно, это заведение чаще, чем другие кондитерские мира, видело в своих стенах просто знатных и даже коронованных особ.

Кладбище Кокад – второе по размерам русское кладбище во Франции (после парижского Сен-Женевьев-де-Буа). На нём нашли упокоение более трёх тысяч русских. Многие из этих имён составляют гордость России.

Елисейские поля – самая известная и де-факто главная улица Парижа. Здесь — самые дорогие и шикарные рестораны, здесь проходят военные парады в дни национальных праздников Франции, сюда устремляются миллионы туристов со всего мира.

Мулен Руж («Красная мельница», Moulin Rouge) – самое известное в мире классическое кабаре, основанное в 1899 году. Находится оно на бульваре Клиши, в районе площади Пигаль, в известном «квартале красных фонарей».

Набережная Круазет – всемирно известный бульвар в Каннах, тянущийся вдоль линии моря. Трёхкилометровый променад, соединяющий старый и новый порты, прославился благодаря Дворцу фестивалей и конгрессов, в котором проходят Каннские кинофестивали, и теперь Круазет – не просто популярнейшая улица города, а символ роскоши и успеха.

Триумфальная арка высится на площади Шарля де Голля (раньше она называлась площадью Звезды). Находится памятник точно на прямой, соединяющей две другие знаменитые арки Парижа — на площади Карузель возле Лувра и Большую арку района Дефанс.

Вилла Ротшильд – один из самых красивых архитектурных памятников Канн, яркое наследие «прекрасной эпохи». Находится она у подножия холма Круа-де-Гард, в так называемом английском квартале, где по примеру лорда Брума селились состоятельные англичане.

Кафедральный собор Отёна был освящен именем Лазаря – того самого, которого воскресил Иисус Христос. Лазарь был воскрешен на четвертый день после своей смерти, после этого прожил еще целых тридцать лет, за которые успел даже стать епископом.

Английская набережная – символ Ниццы, главная и самая гламурная артерия города, известнейший французский бульвар за пределами Парижа. Шестикилометровый променад тянется от аэропорта до набережной Эта-Уни, повторяя изгиб бухты с очаровательным названием «залив Ангелов».

Архитектура

Первобытное искусство.

Первобытное искусство Франции выражается в таинственных металлических камнях. Это всевозможные менгиры, дольмены и длинные цепочки металлических камней, которые называются Бретонским Карнаком.

Римская Галлия.

Римляне воздвигали величественные сооружения из камня. В городах «росли» амфитеатры (Оранж, Ним), храмы (Квадратный дом в Ниме), термы (Париж), триумфальные арки, украшенные фресками и мозаиками дома знати. Города соединяли акведуки (Гардский мост в Провансе).

Эпоха Меровингов.

В IV в. н.э. было принято христианство, что отразилось на архитектуре. Смешались черты античного, варварского и раннехристианского строительного искусства и техники. Со временем строятся храмы базилиакального типа, с планом в виде латинского креста. До сих пор сохранились крипты — небольшие подземные сооружения над могилой святого или христианской реликвией, над которыми позднее возводились романские и готические храмы (Жуарр). Появились и первые баптистерии (Пуатье).

Эпоха Каролингов.

В конце VIII-X в. архитектура Франции перешла на новую ступень своего развития. Размеры и формы зданий стали более сложными. Самыми значительными сооружениями славилась столица империи Карла Великого Ахен. Сегодня там можно увидеть дворцовую капеллу, которая сохранилась почти в первозданном виде.

Романская архитектура Франиции (X-XII вв.)

Романский стиль выражался множеством различных направлений — романские архитектурные памятники Бургундии, Оверни, Прованса или Нормандии, несмотря на стилевую общность легко различимы. Прослеживается некое соревнование между мастерами школ в украшении скульптурой фасадов, порталов, капителей колонн (храмы Сен-Лазар в Отене, Сент Мадлен в Везле, Сен Трофим в Арле, Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье). В строительстве крпести часто используются башни над стенами и воротами (донжон в Ланже). В романском стиле выполнен мост Сен-Бенезе.

Готическая архитектура Франции (XII-XV вв.)

Ярким примером готической архитектуры во Франции является собор Парижской Богоматери. Это базилика длинной 129 метров, состоящая из пяти подпольных нефов и одного поперечного – трансепта. В храме три входа-портала, над ними — статуи иудейских царей. Важным элементом готического стиля выступает окно-роза в центре западного фасада.
Готические храмы восхищают своими размерами и помпезностью. Лучшими образцами готического стиля являются соборы в Шартре (с сохранившимся ансамблем витражей XII-XIII вв.), Лане, Реймсе, и Амьене. В XIV-XV вв. готический стиль деформируется, линии приобретают черты пламени (дом Жака Кера в Бурже, церковь Сен-Маклу и Дворец Правосудия в Руане).

Эпоха возрождения (XV-XVI вв.)

Война затормозила развитие архитектуры во Франции. Эпоха Возраждения наступила лишь в на рубеже XV-XVI вв. Возрождение в архитектуре – это замки Луары (Блуа, Шенонсо, Азе-ле-Ридо, Шамбор), королевские резиденции в Фонтенбло и Лувре, дворцовые ансамбли Анэ, Шантийи. Французская архитектура возраждения выражалась в ажурных лестничных башнях, орнаментальных резных окнах, высоких кровлях и в строгих колоннадах. Появляются именитые архитекторы — Пьер Леско, Филибер Делорм, Андруэ Дюсерсо.

Эпоха классицизма (XVII в.)

В этот период известны работы архитектора Ж. Лемерсье. Он строил Лувр, церкви Валь-де-Грас и Сорбонны. Другой известный архитектор — Ф. Мансар — стремился к симметрии и гармонии (Мезон-Лаффит, Блуа). Л. Лево (дворец в Во-ле-Виконт) пыталася выполнить все с блеском и величием.

Рококо (1715-1750 гг.)

Архитекторы рококо используют классические принципы композиции в экстерьере. Но меньше обращают внимание на архитектурный декор. Рококо — это в большинстве своем частные особняки, отели, где парадные анфилады уступают место интимным салонам, будуарам и кабинетам, где стены обшиты драгоценными породами дерева, украшены зеркалами, изящной лепниной и позолотой (отели Субиз, Матиньон, Ласе в Париже).

Неоклассицизм

Неоклассицизм вновь упрощает взгляд архитекторов на строительство. За основу берутся античные образцы (в частности только что открытые руины Пестума). В это время строятся городские ансамбли (Площадь согласия в Париже 1770, арх. Ж.А. Габриель), величественные храмы (Пантеон в Париже, 1780, арх. Ж. Суфло), общественные здания (театр в Бордо, 1780, арх. В. Луи).

XIX век

Неоклассицизм XIX века в архитектуре был назван ампир (от империя). Заказы выполнялись по желанию императора, возводились триумфальная арка площади Карузель (1808, арх. Ш. Персье и П. Фонтен), церковь Мадлен (1814, АРХ. Виньон).

Ближе к середине века архитекторы стали смешивать стили разных эпох. Возникли псевдо-(нео-) готика, псевдовизантийский и неогреческий стили. Здание Парижской оперы – один из ярких примеров эклектики(1785, арх. Ш. Гарнье).

Читайте также  Архитектура в Бразилии

В конце века появились железо, чугун и стекло. Это в корне изменило архитектуру. Рождается стиль модерн с асимметрией и криволинейными формами (Э. Гимар – входные павильоны в парижское метро, Кастель Беранже).

XX век

В начале нового века в искусстве строительства использовались строгая простота и геометрические объемы. Это время господства рационализма и конструктивизма, функционального подхода к архитектурным задачам. Самым известным аржитектором того времени стал Ле Корбюзье (1897-1965).

ХХ век характеризуется новыми веяниями в строительстве. Стали появляться современные районы, которые сильно отличаются от исторических зданий. Это деловой район Дефанс с огромной прямоугольной аркой и небоскребами, Центр Помпиду (Бобур), стеклянная Пирамида во дворе Лувра, Новое здание Оперы на площади Бастилии.

Современная архитектура Парижа: 10 знаковых построек

Париж стабильно входит в десятку самых посещаемых городов мира. При всей насыщенности город очень компактный: чтобы пересечь его пешком с севера на юг, потребуется всего два часа. Многие памятники архитектуры настолько растиражированы, что, кажется, бывалого путешественника уже ничем не удивишь. Но стоит доехать до ближайшего пригорода, чтобы прогуляться по грандиозным декорациям «Голодных игр», заглянуть в современный музей с двигающимися этажами или посмотреть на футуристические проекты архитекторов-модернистов.

Основная часть парижских построек приходится на конец XIX – начало XX века. Это хорошо видно на карте, указывающей время строительства каждого здания. Современный Париж придумал архитектор Барон Осман, почти полностью перестроив столицу за 20 лет. Именно благодаря ему каждый из нас сразу узнает Париж по домам из песчаника с черными кружевными балконами. Спустя сто лет они стали прекрасным фоном для яркой современной архитектуры. Ее сравнительно немного, зато практически каждое здание становится знаковым.

В 1950-60-е во Франции происходит индустриальный бум. Люди покидают сельскую местность в поисках работы на промышленных предприятиях в городах. Растет потребность в доступном жилье, начинается масштабное строительство и урбанизация. Для создания новых районов привлекают знаменитых архитекторов. Результат их работы – футуристические кварталы в пригородах Парижа, которые навсегда вошли в историю. О десяти уникальных памятниках современной архитектуры рассказывает архитектор Мария Троицкая, ведущая телеграм-канала «А как там в Париже?»

Башни Айо
Les Tours Aillaud, Allée de l’Arlequin, Nanterre

Построенные между 1973-м и 1981-м восемнадцать жилых башен в пригороде Нантер – образец французского футуризма семидесятых. Архитектор Эмиль Айо вдохновлялся природой, деревьями и облаками. Он представлял себе не привычный жилой комплекс, а композицию из скульптур разных размеров. Первые две башни высотой в 38 этажей (105 метров) привели в ужас президента Жискара д’Эстена, и он приказал уменьшить высоту последующих высоток. Комплекс вмещает 1607 квартир. Их необычная форма клевера или облака на самом деле представляет собой сочетание кривых и прямых линий, одинаковых для всех башен и выстроенных с помощью техники скользящей опалубки, набиравшей популярность в то время.

Башни покрыты мозаикой из стеклянной пасты размером 2×2 см. Дизайн раскладки сделал сам архитектор и художник Фабио Риети. «Полностью покрытые цветной плиткой, башни будут изображать небо с облаками, пересекаемое ветвями деревьев. Они превратятся в пейзаж, сольются с небом. Все здания будут разными, чтобы ребенок, гуляющий внизу, всегда знал, что он живет в этом облаке или на той ветке», – писал автор проекта. Под высотным жильем расположен паркинг и технические помещения. Центр композиции – парк с искусственным рельефом французского пейзажиста Мишеля Коражу и огромная извивающаяся «змея» – излюбленное место местных детей.

К сожалению, реализованная фантазия архитектора оказалась слишком сложной в эксплуатации. Изготовленные под заказ окна в виде капель и квадратов со скругленными углами невозможно заменить или починить. У семей, живущих на государственное пособие, часто нет денег на хороший ремонт и покупку специальной мебели для круглых квартир. Отвалившуюся плитку не восстанавливают, а закрашивают. Несмотря на то, что с 2008 года район находится под защитой министерства культуры, в 2017 году власти приняли решение о реконструкции с частичным разрушением.

«Озерные аркады»
11, 21 Rue Jacques Cartier, Montigny-le-Bretonneux

В 1978 году в пригороде Монтиньи-Ле-Бритоннё началось строительство жилого комплекса в форме виадука. Автором стал один из главных архитекторов эпохи постмодернизма испанец Рикардо Бофилл, а само жилье необычной формы было частью грандиозного проекта застройки «Версаль для народа» на юго-западе от Парижа. Весь комплекс состоит из «Храма», «Озерных аркад» и «Виадука» над искусственным озером.

Перед архитектором стояло несколько важных задач: диверсифицировать население, создав социальное жилье с необычной архитектурой. Бофилл вдохновлялся эпохой Возрождения, Версальским дворцом с его садами и Древней Грецией. Прототип «Виадука» – замок Шенонсо на Луаре. К сожалению, несмотря на амбициозность реорганизации территорий и желание вдохнуть в них жизнь, проект не сработал. Вынеся концепцию и стиль на передний план, Рикардо Бофилл не учел базовые потребности населения. Отсутствие магазинов рядом, комары, появившиеся из-за стоячей воды в озере, и новая эстетика, которая многим пришлась не по вкусу, только оттолкнули потенциальных жителей.

После неудачного с коммерческой точки зрения «Виадука» архитектора решили отстранить от последующего строительства. Однако новоизбранный мэр дал ему шанс спустя несколько лет. Так появился «Храм», архитектурное переосмысление античной Греции и Парфенона. Сейчас комплекс напоминает заброшенные декорации к фантастическим фильмам 80-х годов или кадры из «Жизни после людей». Улицы пустуют, в раскинувшихся зеленых парках не играют дети, многие квартиры заброшены.

Организация мероприятий и банкетов во Франции

Эпоха Ренессанса, или Возрождения, характерна переменной в сознании людей, и перехода от средневекового сознания, к возрождению гуманизма. Это время, когда человек, его интересы и желания ставятся «во главу угла». Это период возвращения к античным идеалам, именно поэтому время названо Эпохой Возрождения.

Общие черты в архитектуре того периода

Начнем с того, что истоком и очагом распространения Возрождения становится Италия. Именно из этой солнечной страны во Францию перекочевали основные нормы, веянья и направления в искусстве, в том числе и архитектуре.

Ренессанс не был периодом создания чего-то «сверхнового». Зодчество того времени, соединяло в себе новые мотивы и уже устоявшиеся формы, это несомненно готический стиль и народные мотивы.Несмотря на то, что ренессансная архитектура пришла из Италии, за счет другого общественного устройства во Франции она очень отличалась.

Новые элементы не меняли здания кардинально, зачастую изменялся только фасад помещения, или пристраивали новые части к основному строению, но уже в стиле Ренессанса.

Изменениям поддавались в основном замки, за счет того, что в основном в роли заказчиков выступали монархи и придворные аристократы.

В качестве основных черт этого периода, можно выделить:

  • Наличие чердачных окон;
  • Деление на этажи при помощи тяг, по структуре напоминающих антаблемент;
  • Высокие дымовые трубы-стояки;
  • Выведенные в виде отдельных башен винтовые лестницы.

Все перечисленные черты – это типичные признаки, по которым можно распознать здание периода Возрождения.

Еще одна особенность, это высокие узкие окна, прорезанные прямо в стене, и занимали ее практически всю. На окнах были крестообразные переплеты из камня. Это как раз таки тот элемент, который сочетает в себе народные мотивы, остатки готики и новый стиль.

Часто мы встречаем перестроенные готические замки, с добавлением новых элементов. Но в это время архитекторы не только перерождали уже имеющиеся строения, но и создавали новые. В основном среди новых построенных зданий были дома придворных аристократов.

Несколько примеров архитектуры

В эпоху ренессанса во Франции, строительство церквей не имело большого масштаба, но есть одно потрясающее здание – это церковь Сен-Эсташ, которая построена в Париже. Архитектором этого строения был П. Лемерсье. Удивительным является гармоничное сочетания готического и ренессансного стилей архитектуры. На плане, церковь напоминает собой готическую, но имеет окна и своды нового вида, а декор фасада и внутреннего помещения воплощает стиль Возрождения в полном объеме.

Самые популярные здания этого стиля – это замки Блуа и Шамбор.Замок Блуа является ярким примером соединения нескольких стилей. Основой было готическое строение, к которому был присоединен новый флигель. Фасад пестрее типичными ренессансными элементами: разделение на этажи при помощи карнизов, высокая крыша, дымовые стояки, чердачные окна-люкарны. Здание имеет и спиральную лестницу, которую заключает башня, выступающая из стены.

Замок Шамбор был построен на стыке эпохи готики и Возрождения, и это сочетание двух стилей и периодов отчетливо видно. Первое, что «бросается в глаза» – это симметричность здания, с центральным донжоном (квадратный корпус). Замок также прекрасно дополняют круглые башни с высокими крышами.На первый взгляд, замок представляет полностью готический стиль, но это не так. Стены его, в том числе и башен, прорезаны окнами с крестовидными переплетениями. Этажи размечены карнизами, а люкарны и трубы имею богатую декоративную отделку в стиле Ренессанса.

Изменения практически не затронули градостроение и жилые помещения. Так что элементы Возрождения мы можем наблюдать в основном в архитектуре Французских замков того времени.