Архитектура в Волгограде

Наследие

Старый «Горхоз»

1. Историческое здание

Александр Михайлович Шлыков — один из крупнейших лесопромышленников и домовладельцев Царицына, дважды (в 1890-е годы) занимавший пост Городского Головы. Начинал свой путь с владения небольшой колёсной мастерской. Шлыкову принадлежал ряд крупных зданий, в том числе здание современного Казачьего театра, корпус Педагогического университета на углу ул. Рабоче-Крестьянской и Академической, и ряд других. На собственные средства выстроил Крестовоздвиженскую церковь на Сенной площади ( о Шлыкове — см. подробную статью ).

Сюрпризы эти держатся за очень маленький объём информации, который имеется об этом здании: на сегодняшний день не известно ни одной его дореволюционной/довоенной фотографии, полностью отсутствуют и фотографии соседних зданий (за исключением Казачьего театра).

рис. 2. Послевоенные разрушения, снимок сделан со стороны совр. Казачьего театра

рис. 3. Послевоенные разрушения, снимок сделан со стороны совр. ул. Циолковского. Фотография из архива П.П. Олейникова

рис. 4. Восстановление здания (1950-1951 гг.)

рис. 5. Фрагмент аэрофотосъёмки 1943 г.

рис. 6. Общий внешний вид реконструированного здания, 50-е гг.

рис. 7. На фото зелёным цветом выделены объёмы, существовавшие в довоенный период (цифры соответствуют рис. 5). Как видно, современный главный фасад здания состоит из трёх старых домов, причём небольшие двухэтажные «крылья» («1» и «3») — это когда-то здания, отдельные от дома Шлыкова («2»). Красным цветом выделен объём, построенный к 1951 году (обозначен «В»). Этот объём заполнил пустое пространство, существовавшее прежде между домом Шлыкова («2») и зданием по ул. Циолковского («1»), а также дополнил дом Шлыкова третьим этажом. На фото выделен также объём «B`», поставленный на месте разрушенного фасада дома Шлыкова.

рис. 8. Спутниковый снимок «Корпуса А» (обведён жёлтым кругом)

рис. 9. Довоенные и послевоенные объёмы здания.

рис. 10. Часть здания, выходящая на ул. Циолковского

рис. 11. Фото с ул. Циолковского с выделенной исторической частью («1») и послевоенным объёмом «А»

рис. 12. Бывший боковой вход в корпус

рис. 13. Объём «1», бывшее отдельное здание на углу ул. Циолковского и Академической

рис. 14. Детали оформления угла здания

Подобные же полуколонны есть на объёме «3», но там они значительно сложнее оформлены.

рис. 15. Главный фасад

рис. 16. Главный фасад с выделенным объёмом старого дома Шлыкова

рис. 17. Герб СССР и дата завершения реконструкции здания

рис. 18. Окно, с обрамляющим его богатым сандриком — тип окон первого этажа дома Шлыкова. На пристроенном объёме «В» эти окна досконально имитированы.

рис. 18. Окно, с обрамляющим его сандриком — тип окон второго этажа дома Шлыкова. На пристроенном объёме «В» эти окна также качественно имитированы

рис. 19. Верхняя часть здания (объём «В»). Сюда в 80-90-е гг. добавлено ещё несколько рядов кирпичей, которые с того времени не красились

рис. 20. Парные полуколонны, имитация дореволюционной архитектуры 1951 г.

рис. 21. Вид на объём «3», который был когда-то самостоятельным зданием, пристроенным к дому Шлыкова

рис. 22. Угловые элементы здания. ср. с рис. 14

рис. 23. Дворовая часть объёма «3». Оформление здесь намного проще, но также присутствует. Также здесь сохранился фрагмент старого кирпичного забора (до ворот)

рис. 24. Бывший магазин или склад — объём «4»

Объём «5», как уже указывалось выше, расширен приблизительно в два раза, что сразу видно по кирпичной кладке здания:

рис. 25. Объём «5». Зелёной линией обозначена граница старого здания, которое почти полностью состоит из исторического кирпича, и пристройки 50-х гг., в отличие от предыдущей части полностью силикатной

рис. 26. Дворовой фасад пристройки вдоль ул. Циолковского (объём «А»). Этот объём полностью новодельный и целиком состоит из силикатного кирпича 40-50-х гг.

Надо сказать, что, несмотря на сложности с восстановлением исторических частей здания и большими объёмами послевоенного строительства, требовавшими от строителей укладываться в сроки, восстановление и новое строительство будущего здания института велось с большой тщательностью. При поверхностном, беглом взгляде на дворовые фасады у случайного зрителя сложится полное впечатление того, что он находится в старом царицынском дворе, в полностью сохранившемся дореволюционном здании. Между тем, первый двор, наиболее крупный, прилегающий к ул. Циолковского, до революции вообще отсутствовал, отсюда существовал свободный выход на ул. Каширскую (Циолковского), хотя, возможно, он был перегорожен одноэтажными деревянными домами, полностью уничтоженными во время боёв, которые вела здесь с фашистами 92-я отдельная стрелковая бригада Северного флота в сентябре 1942 года. Здесь великолепно имитированы не только кладка, но и многочисленные архитектурные элементы, например, сандрики. Некоторые элементы созданы в оригинальном виде, но они полностью укладываются в старый стиль.

Основная часть корпуса, выходящая на ул. Академическую, со стороны двора выглядит таким образом:

рис. 27. Внешний вид дома Шлыкова («2») и объёма «В» (часть второго и весь третий этаж) со двора

К сожалению, даже беглый взгляд на этот фасад выдаёт его почти полностью послевоенное происхождение. Более 90% всего кирпича, видимого на рис. 27 — силикатная кладка начала 50-х гг. Обращают на себя внимание оригинальные балконы разных форм.

Большое внутреннее пространство здания делится на два внутренних двора небольшой одноэтажной постройкой, представляющей собой изнутри коридор с одним рядом кабинетов. Судя по данным аэрофотосъёмки, данная пристройка (сообщающая старому дому Шлыкова Т-образный вид) сохранилась с дореволюционных времён, однако вся стена, выходящая в большой двор, построена после войны, вероятно на историческом фундаменте.

рис. 28. Постройка, разделяющая внутренний двор здания на две части

Для того чтобы понять, насколько велик объём послевоенного восстановления дворового фасада, достаточно сказать, что при визуальном осмотре нам удалось выделить всего два фрагмента стены, уцелевшего со времён Шлыкова. Первый фрагмент выделен на следующем фото:

рис. 29. Фрагмент стены дворового фасада, сохранившийся со шлыковского времени. Над историческими окнами второго этажа сохранились оригинальные сандрики, которые не стали имитировать на более поздних частях здания

Интересной особенностью сохранившихся фрагментов стены является то, что все они состоят из кладки тычкового типа — когда кирпич выходит на внешнюю стену своим торцом. Такая кладка придаёт стене наибольшую прочность, но, вместе с тем, она — наиболее дорогая и сложная в строительстве.

рис. 30. Граница «шлыковской» кладки и кладки 1951 г. На фото также виден фрагмент исторического дворового сандрика

Второй полностью сохранившийся фрагмент исторической стены располагается над постройкой, делящей внутренний двор на две части:

рис. 31. Граница исторического кирпича по основной стене отделена зелёной линией, здесь также присутствуют исторические сандрики

В заключение необходимо добавить, что с большого двора имеется вход в подвальное помещение, в котором сегодня располагается Музей архитектуры Царицына-Сталинграда-Волгограда, один из интереснейших и наиболее атмосферных музеев Волгограда. Здесь полностью сохранилась старая кладка, включая сложнейшие потолочные своды.

рис. 32. Один из залов музея

Читайте также  Архитектура во Франции

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Царицын.РФ

(с) «Царицын.рф», 2020. «При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Copyright © 2012-2020 All Rights Reserved

Архитектура общеобразовательных школ в Царицыне- Сталинграде — Волгограде Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н.В., Мала Р.С., Булавкина Е.А.

В статье проведен мониторинг строительства и дальнейшей эксплуатации зданий общеобразовательных учреждений на примере Царицына Сталинграда. Представлен обзор научной литературы и практики современного строительства объектов зданий школ Волгограда.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Н.В., Мала Р.С., Булавкина Е.А.

FORMATION OF COLOR-COMPOSITE SOLUTIONS OF RES >The purpose of the article is a historical reference on Volgograd ‘s educational institutions in the past ( Tsaritsyn and Stalingrad ) and the present ( Volgograd ). Overview of the architecture of schools of time of different generations, different concepts and views. Reasoning about the schools of the future. A look at new technologies used in new schools.

Текст научной работы на тему «Архитектура общеобразовательных школ в Царицыне- Сталинграде — Волгограде»

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ЦАРИЦЫНЕ-СТАЛИНГРАДЕ — ВОЛГОГРАДЕ

Н.В. Иванова, канд. архитектуры, профессор Р.С. Мала, студент Е.А. Булавкина, студент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

Аннотация. В статье проведен мониторинг строительства и дальнейшей эксплуатации зданий общеобразовательных учреждений на примере Царицына — Сталинграда.

Представлен обзор научной литературы и практики современного строительства объектов зданий школ Волгограда.

Ключевые слова: архитектура школ 19-20 веков, Царицын — Сталинград- Волгоград, школа будущего.

Актуальность статьи заключается в цына-Сталинграда-Волгограда (19-20 проведении первого анализа архитекту- века). ры школьных зданий на примере Цари-

Рис. 1. План города Царицына,19 век

Царицынъ н/В. Мужская гимнаэт,

Рис. 2. Здание 1-ой Александровской мужской гимназии

Открыта гимназия была 13 сентября 1875 года и являлась самой первой гимназией города Царицына. С 1883 года стала с полным 8 летним обучением и подготовительным классом. Названа школа в честь будущего императора Александра III, посетившего город Царицын в 1870-х годах. Школа выполнена в «Царицынском» стиле или в стиле эклектики.

Рис. 3. 4-я женская гимназия

Известно, что до революции в Царицыне активно развивалось образование населения: в городе насчитывалось шесть гимназий (две мужские и четыре женские), реальное, ремесленное и

коммерческое училища, 31 начальное училище, школа для глухонемых и школа рукоделия. Среди них, 1 -я, Александровская мужская гимназия, имеется архивное фото 2-х этажного здания, рис.2.

Двухэтажное здание мужской гимназии удивляет своей выточенностью -множество деталей — профессионально уложенная каменная кладка, колонны, пилястры, «корона» на крыше здания.

Сегодня здание является главной администрацией Волгоградской области.

Поистине одним из самых интересных в декоре зданий Царицына является 4-я Женская гимназия, рис.3.

Считается, что дом построил купец Шлыков в память об утонувшей дочери-лицеистке — специально для женской гимназии №4, разместившейся здесь в 1910. На барельефе с изображением девушки в раковине-жемчужине, украшающий фасады здания — портрет дочери Шлыкова, а Посейдон на фронтоне — жестокий бог вод, отнявший дочь у отца.

В 1913 году за нехваткой помещений в гимназии было решено расширить постройку, тем самым, нарушилась прежняя композиция здания.

Жилым домом семьи Шлыковых являлся современный корпус «А» Института Архитектуры и Строительства. За свою столетнюю историю здание пере-

жило три эпохи. Изначально оно было намного меньше, чем сейчас и встроено в сплошной ряд домов, ориентировано окнами на Базарную площадь.

От последующих перестроек были потеряны многие архитектурные детали с фасадов гимназии: вазы, балкон, лю-карны (круглые окна сверху здания) другие декоративные элементы. После революции в здании расположился Педагогический институт.

После восстановления в конце 40-х гг. здание приобретает свой современный вид, становясь сначала кинотеатром «Гвардеец», а потом — Казачьим театром.

Больше всего внимания привлекает к себе центральная композиция — два ангела, держащих Лиру на щите. Под Лирой — портрет женщины. Над Лирой -символическое изображение пчелы, устремленной вверх, символизируя вознесение в Царство Небесное.

К середине 1930-х гг. в городе Сталинграде было построено большое количество школ (в 2,3 и 4 этажа).

В целом, в народном образовании Сталинграда к 1940 г. имелось 124 шко-

лы (в них обучалось 67372 учащихся), 4 высших заведения и 21 техникум. Школы в основном строились по типовым проектам, но были и исключения. Весной 1936 года в поселке Сталинградского Тракторного завода началось строительство школы по проектам, разрабо-

танным 1-й мастерской Московского архитектурного института. Эти проекты отличались от типовых лучшим архитектурным оформлением, другой конфигурацией здания, хотя объем помещений оставался таким же.

Рис.4. Школа им.Орджоникидзе

Первой школой, построенной по индивидуальному проекту архитектурной мастерской и оформленной художниками, стала школа им. Орджоникидзе, рис.4. После возведения школы её фронтон был расписан фресками с изображением сцен из жизни школьников, взятых из древней истории. Фрески были выполнены по эскизу художника

Л.Бруни. Вход имел парадную лестницу, перед которой был устроен фонтан, в фойе школы установлены скульптуры Сталина и Орджоникидзе. Школа после войны была восстановлена в числе первых, но уже без росписей. В настоящее время в этом здании расположена средняя школа №12 Тракторозаводского района Волгограда.

Рис. 5. Школа им. И. В. Сталина

В начале августа 1936 года была построена школа им. И. В. Сталина, рис.5. в Верхнем поселке Сталинградского тракторного завода. Здание вошло в ансамбль Предзаводской площади и имело более величественный монументальный вид по сравнению с другими школьными зданиями. Автором проекта стал заместитель руководителя мастерской Московского архитектурного ин-

ститута М. Сергеев. Росписи выполнили художники В. Эльконин и С. Соколов.

В период Сталинградской битвы здание школы им. Сталина сильно пострадало, но было восстановлено, и сейчас это одно из немногих зданий Волгограда, в архитектуре которого можно увидеть стилевую направленность построек 1930-х годов.

Школа им. И.В. Сталина вошла в список памятников истории и культуры

Волгоградской области, подлежащих государственной охране, как памятники местного значения. Сейчас бывшая школа — лицей №3 Тракторозаводского района Волгограда.

В нашем современном городе Волгограде и Волгоградской области имеется более 468 общеобразовательных школ (в их числе и частные), гимназий и лицеев. Темпы застройки города неуклонно растут.

Рис.6. Проект общеобразовательной школы на 1000 мест района Волгограда

Рассмотрим новые проекты школ, которые совсем скоро будут радовать глаз жителям и давать знания детям.

Школа на 1000 мест строится в Советском районе Волгограда, рис.6.

По плану учреждение рассчитано на 40 классов. Там будет спортивный зал, деловой центр, актовый зал на 336 мест, библиотеки, web-мастерские, лингафонные кабинеты и др. Более того, здание строят таким образом, что оно бу-

Читайте также  Архитектура в Чехии

дет доступно для детей с ограниченными возможностями. Подъемники, широкие дверные проемы, пандусы — все это предусмотрено в плане. Обучение будет проходить на современных компьютерах, а уроки физкультуры — в спортивном зале, оборудованном качественным инвентарем. Кроме того, в учреждении появится собственный интерактивный музей.

Рис. 7. Проект школы на 550 мест в Котельниково

Разработана проектная документация школы на 550 мест, рис.7, строительство которой планируется в жилом районе «Дубовая роща».

Школа будет просторной, светлой и удобной для детей и преподавателей.

Внутренняя структура здания будет разделена на две группы помещений — учебную и общешкольную. В отдельный блок войдут помещения начальной школы (классы, игровая комната, помещение для групп продленного дня,

спальни для мальчиков и девочек, лингафонный кабинет иностранного языка, кабинет пения).

В учебной части также разместятся классы-кабинеты основной и средней школы (II и III ступени обучения), лаборатории по физике, химии, биологии, лаборантские-практикумы, специализированные кабинеты иностранного языка, информатики и вычислительной техники, компьютерные классы, кабинет технического черчения и рисования. Школа будет располагать двумя спортивными и актовым залами, медицин-

Старый тип школ уступает новому архитектурному направлению. В замену классике приходит новые концепции, дизайн. Классы снабжаются различными современными технологиями: интерактивные обучающие пространства, полная замена книг компьютерными гаджетами, возможность самостоятельного выбора нужных ученику знаний, свобода для собственных реализаций своих мыслей, желаний, но всё же классическая школа навсегда останется «фундаментом» современных концепций и идей.

ским блоком, столовой, мастерскими.

1. Архитектурное наследие Сталинграда: монография / П. П. Олейников. — Волгоград: Издатель, 2012. — 563с.

2. Олейников, П.П. Из прошлого — в будущее. Архитектура Царицына, Сталинграда, Волгограда: монография / П. П. Олейников; ВолгГТУ. — Волгоград: Панорама, 2017. — 184 с.

3. Сталинград (Архитектура городов СССР), Пожарский А.Е., Издательство Академии Архитектуры СССР. Москва. 1948, 66 с.

FORMATION OF COLOR-COMPOSITE SOLUTIONS OF RESIDENTIAL HOUSES OF THE CITY OF VOLGOGRAD

N.V. Ivanova, candidate of architecture, professor R.S. Malay, student E.A. Bulavkina, student Volgograd state technical university (Russia, Volgograd)

Abstract. The purpose of the article is a historical reference on Volgograd’s educational institutions in the past (Tsaritsyn and Stalingrad) and the present (Volgograd). Overview of the architecture of schools of time of different generations, different concepts and views.

Reasoning about the schools of the future. A look at new technologies used in new schools.

Keywords: school, history, Tsaritsyn, Stalingrad, Volgograd, the school of the future.

Архитектура в Волгограде

Старинные предметы быта и макеты утраченных зданий можно увидеть в помещении дома царицынской постройки.

Уникальный музей работает на территории Института архитектуры и строительства ВолгГТУ. Любой желающий может прийти сюда и погрузиться в атмосферу Царицына, Сталинграда или Волгограда прошлых лет. Музей располагается в старинных сводчатых помещениях бывшего царицынского жилого дома купца Шлыкова, построенного в конце XIX — начале XX века.

Четвертый зал пока не готов к приему посетителей — здесь идет ремонт. Позднее в нем разместится экспозиция «История строительства Царицына-Сталинграда-Волгограда»

Фото: Алексей Волхонский

На входе в музей, в открытом помещении со сводчатыми потолками, посетителей встречает основатель и «градоделец» Царицына — князь Григорий Осипович Засекин (макет скульптора Владимира Серякова и архитектора Алексея Антюфеева). Скульптура установлена на фоне крепостной стены города, которая выполнялась из заостренных сосновых бревен — «тычин».

— Во время Сталинградской битвы не только погибли сотни тысяч людей, были уничтожены документы, архивы и весь город, — напоминает директор музея Петр Олейников. — Нам удалось найти сведения о творческой работе более чем 70 довоенных архитекторов, инженеров с фотографиями, биографиями, перечнем довоенных проектов.

Директор информационного музейно-выставочного центра, к.т.н., профессор, член Союза архитекторов России, лауреат государственной премии Волгоградской области по архитектуре, лауреат государственной премии Волгоградской области в сфере культурно-просветительной деятельности, почетный архитектор РФ Петр Петрович Олейников

— В целом, удалось «воссоздать» архитектурный облик довоенного города, — делится Петр Олейников, — в том числе и Царицына — в макетах утраченных зданий, опубликовать несколько монографий на эту тему, назвать имена авторов проектов довоенных зданий. Во многом это было сделано впервые. Найдены уникальные, нигде ранее не публиковавшиеся фотографии довоенных зданий и многое другое.

Макет Крестовоздвиженской церкви, которая находилась в Ворошиловском районе. Церковь была закрыта в 1938 году, в 1947 году окончательно разобрана, но в 2006 году возрождена в виде деревянной церкви. В 2014 году церковь сожгли, батюшка отец Игорь передал в музей колокола, два из них прогорели, но самый большой, весом до 200 кг, уцелел. Сейчас все желающие могут позвонить в него.

Макеты для музея делают студенты в рамках изучения дисциплины «Региональная архитектура», ее преподает профессор Олейников. Над созданием произведения в течение одного семестра работает группа из двух-четырех студентов, они выполняют все работы — от разработки проекта до его реализации в виде макета.

Самый крупный в городе макет центральной части Волгограда, а также фотографии об истории создания архитектурного ансамбля на Мамаевом кургане. Макет изготовлен под руководством заслуженного архитектора РФ Александра Вязьмина

Первый этап — сбор информации об утраченных зданиях в музеях и архивах не только города, но и зачастую всей страны. Затем начинается непосредственно процесс создания произведения. Материалом для макетов служит в основном пластик, но применяется и картон, а также дерево, бумага, самоклеящаяся пленка.

Макет Центрального универмага. Проект выполнен архитекторами Марией Цубиковой, Иваном Иващенко и Анатолием Чекулаевым в 1935 году. Здание универмага построено в 1938 году

Экспозиция музея состоит из трех залов: «Царицын», «Сталинград» и «Волгоград».

В зале «Царицын» интерьеры выполнены в духе древнего города, а подлинные вещи тех времен дополняют атмосферу старины.

Зал «Царицын» погружает посетителей в далекие незнакомые времена

Росписи стен здесь выполнены студентами, будущими художниками-монументалистами.

Колокол можно трогать и даже ударять в него

В этом зале хранятся уникальные артефакты, например, керамическая расписная подставка от торгового дома купца Ивана Рысина, канализационные царицынские люки, колокола Крестовоздвиженского храма, кирпичи собора Александра Невского.

Невозможно не проникнуться атмосферой прошлого века среди подлинных вещей Царицына

Здесь же представлены макеты царицынской крепости, первого кирпичного здания города — храма Иоанна Предтечи, самого древнего сохранившегося здания — храма Никиты Исповедника, а также макет жилого дома братьев Рысиных.

Здесь выставлены настоящие кирпичи собора Александра Невского

Всё в зале «Сталинград» демонстрирует величие героического города — его промышленный рост в предвоенные годы, беспримерное сопротивление его защитников во время Сталинградской битвы и грандиозные планы по возрождению после войны.

Каким был Сталинград до войны, расскажет этот зал

Здесь можно увидеть поистине уникальные экспонаты — документы довоенных архитекторов, оригинал чертежа первого генерального плана Сталинграда, выполненного Академией архитектуры в 1944 году.

Макет здания управления зрелищных предприятий (УЗП). Здание построено в 1940 году по проекту архитектора Георгия Кожевникова (начало строительства – 1933 год). В 1938 году архитектор был арестован и осужден по 58-й статье

Читайте также  Архитектура в Минске

Утраченные здания Сталинграда — дом летчиков, дом Красной Армии, железнодорожный вокзал, ЦУМ и другие воссозданы в макетах.

Макет застройки площади Павших Борцов перед началом Сталинградской битвы. Из 15 зданий сохранились только ЦУМ и гостиница «Волгоград», сильно перестроенная (бывшая гостиница «Сталинградская»)

Подлинный чертежный стол главного архитектора Сталинграда, народного архитектора СССР Василия Симбирцева, сделанный для него немецкими военнопленными в 1945 году сохранился до наших дней и выставлен именно здесь.

Рабочее место Василия Симбирцева — московского архитектора, приехавшего после войны отстраивать Сталинград

Формированию архитектурного облика города с 1961 года по настоящее время посвящен зал «Волгоград».

Из послевоенного Сталинграда посетители музея переходят в более привычный Волгоград

Здесь демонстрируется рабочий кабинет заслуженного архитектора РФ, лауреата государственной премии СССР, почетного гражданина Волгограда Ефима Левитана, документы и личные вещи заслуженного архитектора РФ, почетного гражданина города-героя Волгограда Федора Лысова и других талантливых архитекторов, работавших в Волгограде.

За этим столом Ефим Левитан создавал здания, которыми мы любуемся до сих пор

Экспонаты для музея передают родственники архитекторов из Санкт-Петербурга, Волгограда, Саратова, Симферополя, действующие архитекторы, преподаватели, студенты и жители Волгограда.

Слева — проект входа на Сталинградский тракторный завод, выполненный архитектором Яковом Додицей. Справа — рукомойник, выпускавшийся в Сталинграде артелью «Металлург» сразу после войны

Экспозиция музея постоянно обновляется, недавно здесь появились макеты дворца Миллера, Крестовоздвиженского храма, немецкой кирхи, дома Воронина, театра на Сталинградском тракторном заводе.

Двери на входе в музей действительно царицынские, кованые. Они были сильно повреждены, внизу насквозь проржавели, но не без труда найденный кузнец сумел восстановить их в первоначальном виде

Музей ждет всех желающих. За совсем еще небольшой срок — всего два года — здесь побывали тысячи экскурсантов, среди которых ученые из Японии, Киргизии, Германии, бизнесмены из Австрии, волгоградские студенты, профессиональные музейные работники и экскурсоводы, архитекторы и строители со всей России, выпускники «Горхоза».

Макет собора Александра Невского в свое время восхитил патриарха Кирилла

В 2017 году работа музея была отмечена Государственной премией Волгоградской области, а две студентки стали победительницами молодежного конкурса исследовательских работ «Музей XXI века».

Записаться на экскурсию можно по телефону: +7-903-315-50-81. Здесь же, в музее, можно приобрести новые уникальные издания по истории архитектуры нашего города, получившие признание на международных конкурсах: монографии «Здания — крепости Сталинграда» и «Из прошлого — в будущее. Архитектура Царицына-Сталинграда-Волгограда» (автор Олейников П. П.).

Витрины с документами и личными вещами заслуженных архитекторов РФ Семена Кобелева, Владимира Статуна и Константина Дынкина

Макет памятника выдающимся сталинградским архитекторам, народным архитекторам СССР Вадиму Масляеву, Каро Алабяну и Василию Симбирцеву. Авторы макета: скульптор Владимир Серяков и архитектор Алексей Антюфеев

Никаких 3D-принтеров — все макеты студенты создают вручную

Музей находится в одном из корпусов Института архитектуры и строительства ВолгГТУ

Местонахождение: Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ, ул. Академическая, 1.