Архитектура в Тюмени

Архитектура города Тюмени

Тюмень – старейший город Сибири, обладающий богатейшим историческим наследием. К сожалению, памятников архитектуры и истории в Тюмени с каждым годом становится все меньше. Cтаринный русский город, сохранивший до наших дней свой древний центр, планировочную структуру, немало интересных памятников в наше время терпит бедствие. Пожары, уносящие безвозвратно шедевры архитектуры, отсутствие достаточного финансирования могут привести к невосполнимым потерям!

Историческая часть города расположена на берегах Туры и её правого притока — р. Тюменка, на клиновидном мысу между которыми в конце 1580-х гг. была отстроена русская крепость (разрушилась в 18 в.), ставшая ядром города.

Напротив крепости — т.н. Царёво городище с остатками татарского города (вал и ров). Тюмень развивалась в основном на юго-восток от крепости, вдоль берега р. Тура, правого берега Тюменки и Сибирского тракта.

В северной части Тюмени — архитектурный комплекс Троицкого мужского монастыря (первоначально Преображенский, основан в 1616 монахом Нифонтом из Казани), включающий Троицкий собор (1709-15), Петропавловскую церковь (1755, ныне Музей истории города), 2-х этажные настоятельские покои (1739), высокие каменные стены (1741). Тюменский Свято-Троицкий мужской монастырь В 1997 году при монастыре открылось Тюменское духовное училище.

Первыми каменными постройками в городе были церкви . На территории города Тюмени находятся уникальные культовые архитектурные памятники: Свято- Троицкий монастырь, Знаменский кафедральный собор, Спасская церковь, Костел святого праведного Иосифа Обручника или Римско-католический молитвенный дом, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Михаила Архангела. Особенностью Тюмени является сочетание современного города и старой «столицы деревень». Рядом с новыми особняками, коттеджами и многоэтажными микрорайонами теснятся кварталы старой, деревянной застройки с печным отоплением, даже в центре города. Тюмень окружают многочисленные садовые участки, где горожане с успехом решают продовольственные задачи.

Наиболее ярким примером полностью деревянного здания, в архитектуре которого используются мотивы каменного зодчества, является дом Иконникова ( ул.Республики, 19 ). Фасад с видом на площадь строго симметричен. Главная ось его отмечена фигурным фронтоном барочного типа — с венчающими и фланкирующими волютами, а также двумя резными колоннами, несущими креповки карниза. Сходство с каменными зданиями усиливается сплошной обшивкой стен узкими рейками с выявлением швов, что создаёт иллюзию рустовки стен. Но при всём этом деревянные наличники выполнены в традиционном тюменском духе.

Дом Иконникова, поднятый на цокольный этаж, прямоугольный в плане, но оживлённый большим ризалитом на главном фасаде. Ризалит имеет очень интересную деталь — барочно-ренессанскую полукруглую нишу с резной раковиной в своей верхней части. Под ней подвешен своеобразный овальный медальон. Ниша прикрыта сверху сегментным фронтоном, заполненным традиционной тюменской объёмной резьбой. Над этим фронтоном возвышается другой ( на фото не показан ). венчающий фасад ризалита. Интерьеры дома Иконникова имеют роскошный и изысканный вид благодаря насыщенному лепному декору. Каждое помещение особняка имеет свою индивидуальную гипсовую отделку. Планировка дома выполнена в стиле, который называется анфиладой, то есть последовательно расположенные комнаты и соединённые друг с другом дверными и арочными проёмами.

В этой небольшой спальной комнате со скругленными углами в верхней части стен выполнены квадрвтные кессоны.

А потолок украшен гигантской объёмной розеткой. Художественная выразительность миниатюрной комнатки очень привлекает своей красотой и задерживает внимание именно здесь.

является гармоничной частью интерьера. Отделка печи-камина глинянными изразцами в былые времена являлась уважением хозяина к самому себе.

Потолок гостиной украшен сложным лепным плафоном, но вместе с тем отличается тёплой гармоничной композицией, а верхняя часть стен богато профилирована и украшена декоративными кронштейнами.

Спасская церковь — одно из самых красивейших зданий в Тюмени, построенное в весёлом узорчатом Русском стиле архитектуры XVII века. В Тюмени нет ни одного такого архитектурного сооружения, столь прекрасно и гармонично насыщенного декоративными архитектурными элементами, где, казалось бы, продумано архитекторами всё, что можно продумать для идеального украшения фасадов. Гармоничное сочетание архитектурных элементов фасадов делает здание очень привлекательным для созерцания и внимательного зрительного изучения. Но вот уже около 85 лет оно находится в запущенном состоянии. История постройки Спасской церкви очень интересна. Есть в ней и один примечательный факт : купцу, желавшему построить самое великолепное здание в Тюмени, пришлось приложить некоторые усилия, чтобы церковь стояла именно здесь : он дал большую взятку тогдашним властям города. Своеобразие архитектуры Спасской церкви проявляется во многом, в том числе и в явном влиянии форм католических церквей. [2]

Знаменская церковь была построена деревянной в 1624 году. 4 июня 1766 года она сгорела в одном из сильнейших пожаров. новое каменное здание заложили в 1851 году на средства купца 1-ой гильдии, Городского головы Ивана Васильевича Иконникова. Новая каменная церковь была построена в стиле «русского барокко».[3] В 30-е годы XX века храм закрыли, в его помещении расположилась пересыльная тюрьма.

Дом Высоцкого (он же : дом Дмитриевых и дом Князева)

В 1880-е годы каменное строительство в Тюмени резко активизировалось. Большие особняки, купеческие лавки, казённые здания стали один за другим появляться на улицах центральной части города. Почти все они отличались эклектичностью своей архитектуры, некоторой декоративной перегруженностью, вполне, впрочем, соответствовавшей той раскованной общественной жизни города, которая была характерна для всей русской действительности периода быстрого развития частного предпринимательства.

Архитектура в Тюмени

Тюмень – один из самых приятных городов России для жительства по данным многочисленных опросов и статистических подсчетов. Тюмень интересна для жителей России, интересна своим неспешным течением жизни, интересна уровнем жизни горожан, и интересна с точки зрения архитектуры, ведь история города насчитывает уже почти 500 лет существования и развития архитектурного облика.

Архитектура Тюмени.

Архитектурный облик этого российского города многогранен и разнообразен, включая в себя храмовую, историческую, советскую и современную архитектуру. При этом Тюмень продолжает активно меняться, ведь регулярный прирост населения дает возможность воплощать в жизнь новые жилые и коммерческие архитектурные проекты, которые преображают архитектурный облик города.

Историческая архитектура Тюмени.

Дом Благородного Собрания – уникальный памятник исторической архитектуры Тюмени, который представляет собой красивейший особняк в два этажа, построенного в стиле классицизм. Украшают данное архитектурное сооружение два портика с четырьмя колоннами на втором этаже, и массивные аркады – на первом. Также, имеются данные про многочисленные тайные ходы, ведущие к реке Туре, но этот факт не подтвержден планами здания. Точной даты постройки дома нет, но историки склоняются к 1840 году и купцу Семену Трусову, и он долгое время служил местом для деловых встреч, будучи элитарным клубом для знати.

Дом Машарова – приватный особняк, выстроенный для одного из основателей чугунолитейного дела в Тюмени. Здание построено в стиле неоклассицизма, и представляет собой аккуратный одноэтажный дом, который был национализирован в период с 1919 по 1980 гг., служа детской городской поликлиникой. В наши дни, здание является домом для музея, посвященного семейному быту конца 19-го века.

Дом Ушакова – уникальное деревянное здание, прекрасно сохранившееся до наших времен. Архитектура в стиле позднего классицизма является главной изюминкой этого деревянного дома, а балкон и мезонин, делают его весьма привлекательным внешне. В наши дни дом является административным зданием.

Усадьба Я. Шайчака была построена в 1914 году, и это здание является ярчайшим примером архитектурного стиля модерн в Тюмени. В 1919 году усадьбу национализировали, и она долгое время служила домом для образовательных учреждений (фельдшерская школа и медицинское училище).

Архитектура советского периода.

Времена существования СССР стали довольно богатыми для архитектурной части Тюмени, так как в городе появилось немало интересных зданий, которые впоследствии стали главными архитектурными изюминками.

Железнодорожный вокзал является примером типичной советской архитектуры – монументальные прямые черты, с выделяющимся зданием привокзальной гостиницы высотой в 9 этажей, которая служит одновременно и административным зданием. Железнодорожный вокзал Тюмени был возведен в 1974 году, а в 2003-2010 года здание было подвергнуто масштабной реконструкции.

Дом Советов – наиболее яркий пример советской архитектуры в Тюмени, который имеет статус архитектурного объекта регионального значения. Располагается сооружение напротив центральной площади города, и является симбиозом двух архитектурных стилей – монументализма и функционализма. В отделке фасадов здания использовалась лепнина, а по центру размещен герб СССР.

Читайте также  Архитектура в Дели

Тюменская филармония была построена в 1967 году, а в 2001-2003 годах подверглась реконструкции. Здание выстроено в стиле классицизма, и принимает в своих стенах масштабные концерты.

Храмовая архитектура.

Вознесенско-Георгиевская церковь Тюмени была возведена в 1798 году, и с тех пор является одним из самых посещаемых храмов города. Внешний облик церкви привычен для российских храмов – белоснежные фасады дополнены зелеными крышами и златоглавыми куполами. С 2008 года в церкви проводятся вялотекущие реставрационные работы.

Всехсвятсякая церковь – одна из старейших церквей региона, которая была заложена еще в 1779 году, в виде деревянного здания. С тех пор церковь неоднократно перестраивали, и современное здание храма представляет собой образец храмового классицизма.

Церковь Архангела Михаила является памятником архитектуры федерального значения, и является одной из старейших церквей Тюмени. Современное здание было освящено в 1791 году, тогда как сама церковь появилась на этом месте в далеком 1616 году. Храм возведен в стиле сибирского барокко (первый этаж), и ампира (второй этаж), что обусловлено затянувшимся периодом строительства каменного храма.

Спасская церковь Тюмени является главной храмовой достопримечательностью города. Облик храма сочетает в себе симбиоз двух русских архитектурных стилей – сибирского барокко и псевдорусского стиля. Каменный храм был возведен в 1798 году (первый этаж). В 1932 году, церковь могла быть взорвана советскими властями, но данный процесс был остановлен указом наркома.

Современная архитектура Тюмени.

Российский город стремительно развивается, а с ним развивается и городская архитектура. Так, современная архитектура Тюмени (постсоветский период), уже является неотъемлемой частью архитектурного городского облика.

Центральный спортивный комплекс был возведен в 2004 году, и в нем проводятся самые разнообразные спортивные соревнования. Архитектура комплекса стандартна для спортивных сооружений России, а изюминкой сооружения является передняя часть крыши, которая изогнута вверх, и стеклянные фасады.

Тюменский драматический театр – самый большой театр России, впечатляющий не только своими размерами, но и роскошной архитектурой. Здание было возведено в 2008 году, и представляет собой огромный пятиэтажный дворец с роскошным парадным входом, украшенным колоннами. Площадь театрального здания впечатляет – 36 тысяч квадратных метров.

Тюменский государственный цирк – оригинальное современное сооружение, которое уже завоевало поклонников своей архитектуры. Возведено здание цирка было в период с 2002 по 2004 года. Зрительский зал вмещает в себя внушительную аудиторию в 1600 человек. Ночью здание украшено иллюминацией в виде большого светящегося шара, а возле цирка установлены статуи знаменитым клоунам.

Также, кроме названных городских архитектурных достопримечательностей, в Тюмени активно развеивается современная жилая застройка и офисное строительство, что говорит об экономическом процветании этого российского города.

Архитектура в Тюмени

Облик Тюмени немыслим без каменного зодчества — показываем, чем богата Тюмень

Архитектурный облик Тюмени немыслим без каменного зодчества, именно оно отражает историю многовекового сибирского города и делает областную столицу заметной.

Ничего удивительного, что в большинстве своем именно кирпичные здания пополнили список памятников архитектуры: они дожили до наших дней практически в первозданном виде и до сих пор не требуют кардинальной реконструкции.

А хорошо ли вы знаете главные архитектурные достопримечательности родного города? Если немного сомневаетесь в этом вопросе, рассказываем и показываем, чем богата Тюмень.

Уже больше ста лет в центре Тюмени возвышается кирпичная башня из пяти кирпичных ярусов, облик которой отчетливо напоминает популярную в Средневековье башню-донжон. Этим редким образцом архитектурного сооружения по сей день любуются наши горожане и гости города.

Эта уникальная для Тюмени постройка стала настоящим образцом архитектуры второй четверти ХХ века, выполненная в стиле конструктивизма. Тюменской «круглой бане» присвоен статус выявленного памятника архитектуры регионального значения, она закономерно включена в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Первое упоминание о Спасской церкви Тюмени относится к первой четверти XVII века. Судьба храма была непростой. Церковь неоднократно подвергалась пожарам, ее вновь и вновь восстанавливали буквально из пепла: в 1687 году огнем был уничтожен первый деревянный храм, и на протяжении XVII и XVIII века эта огненная история повторялась. Из-за столь частых пожаров встал вопрос о строительстве каменной церкви.

Двухэтажная каменная церковь была заложена в 1794 году. В 1797 году храм нижнего этажа был освящен в честь Тихвинской иконы Божией матери, а строительство верхней церкви растянулось на долгие годы и завершилось лишь в 1819 году с освящением в честь нерукотворного образа Христа Спасителя. Престол в честь Спаса Нерукотворного считался главным. По нему церковь и стала именоваться Спасской, так же, как и проходящая мимо церкви улица (ныне ул. Ленина).

Женская гимназия — один из наиболее ярких представителей «краснокирпичного» стиля в застройке Тюмени конца XIX — начала XX вв. Здание строилось на средства торгового дома «И. П. Колокольников и наследники» и лично Степана Ивановича Колокольникова в 1901–1904 годах. Именно с этого места берет свое начало женское образование в Тюмени.

Это большое двухэтажное здание из красного кирпича знакомо сегодня многим: здесь расположены управленческие кадры ТюмГУ: кабинеты ректора, проректоров, президента университета и другие.

Сегодня, в каменном одноэтажном здании конца XIX века, некогда входившем в состав усадьбы купца В. В. Колмакова в качестве скромного «флигелька», расположен литературно-краеведческий центр. 100 лет назад здесь начиналась Базарная площадь. Здание взято под государственную охрану как объект культурного наследия.

Здание возведено в середине XIX века на месте, определенном генеральным планом 1766 года, — стрелке Тюменского мыса. Проект, предусматривавший сооружение двухэтажного корпуса в виде замкнутого каре, выполнил в 1822 году губернский архитектор Михайло Малышев. К 1848 году была закончена северо-восточная часть здания. Вторая половина так и не была достроена (долгое время там располагались деревянные лавки). Непосредственное строительство корпуса осуществили приезжие мастера — крестьяне Нижегородской губернии. Первоначальная композиция здания повторяла приемы, типичные для русских гостиных дворов.

Дом купца Колмакова

Этот красивый каменный двухэтажный с подвалом дом построен в 1880 годах, вблизи бывшей Хлебной (Центральной) площади купцом первой гильдии Василием Васильевичем Колмаковым. Он является образцом здания конца XIX века в сдержанных формах «краснокирпичного» стиля с сохранившейся планировочной структурой и отделкой интерьера. Здание находится под охраной как памятник культурного наследия.

Все эти сооружения пережили смену эпох, невзирая на климат, политические и экономические реалии разных времен.

Они веками украшают наш город, наверное, потому что возводились из керамического кирпича. Благодаря этому прочнейшему материалу водонапорная башня, купеческие особняки, Знаменский кафедральный собор и другие памятники архитектуры будут радовать своей архитектурой еще не одно десятилетие.

Каждый современный архитектор может дать городу новые проекты, дополнить архитектурную летопись, построить дома, которые смогут составить наследие искусных творений зодчих XXI века. Кирпичные строения готовы веками служить людям, представляя несомненную ценность для наших потомков.

Создание неповторимого облика города — трудоемкий процесс, в котором должен участвовать каждый житель, отдавая предпочтения надежным кирпичным домам!

Архитектура в Тюмени

Первый русский город Сибири, основан 29 июня 1586 года отрядом казаков, руководимым воеводами В. Сукиным и М. Мясным, запись об этом событии сделал письменный голова Данила Чулков. Город был заложен на высоком мысу, образованном берегами рек Туры и Тюменки, вблизи развалин древней татарской столицы Чинги-Тура. Начавшись с укрепленного поселения – крепости, Тюмень в XVII веке постепенно утрачивает военно-стратегическое значение, приобретая характер центра торговли и ремесел. Выгодное географическое положение – на сухопутном Сибирском тракте и пересечении речных путей – стимулировало экономический рост города в XVIII веке, промышленный подъем в XIX веке. Традиционными занятиями жителей были кожевенное производство и деревообработка. Проведенная в 1885 году через Тюмень железная дорога упрочила ее хозяйственные позиции, но в корне подорвала ямской промысел.

Город исторически развивался линейно вдоль реки и уже в XVII веке разделялся на несколько частей: крепость с «городским посадом» и окраинным женским Ильинским монастырем; на противоположной стороне реки Тюменки, при въезде в город из Москвы – Ямская слобода; близ нее, на высоком Затюменском мысу стоял мужской Преображенский монастырь; на левом луговом берегу Туры – Бухарская слобода. Позднее к западу от Тюменского мыса, на рассеченной оврагами местности, в застройке образовались также территории Большого, Малого и Царева городищ. Однако своеобразная линейность до конца XIX века будет характеризовать структуру Тюмени. Главная дорога (Московско-Сибирский тракт), пересекавшая весь город, в дальнейшем определила и направление параллельных ей улиц, а перпендикулярные возникли как кратчайшие пути между берегами Туры и Тюменки. Этот принцип был использован при регулярной перепланировке города в конце XVIII – XIX веках. Проектные предложения по упорядочению участка бывшей крепости, где находился каменный Благовещенский собор, реализовались строительством гостиного двора и городской управы. Территория старого кремля, получив новое архитектурное оформление, была вовлечена в пространственную перекличку различных по характеру городских ландшафтов (Затюменки, Заречья, Царева городища) и двух больших площадей, образовавшихся на противоположных

Читайте также  Архитектура в Сиде

Оконечностях главного и Затюменского мысов, соединенных мостом. Вертикали приходских церквей в совокупности с монастырским комплексом создавали архитектурно организованную целостную среду, объединяющую периферийные и центральные зоны города.

Каменная архитектура XVIII века представлена в Тюмени исключительно культовыми сооружениями. Ее истоки в начале столетия обозначили Благовещенский собор (не сохранился, возводится новый в сквере Депутатов) и Троицкая монастырь, являющийся ярким и самобытным произведением русской сибирской культуры. Расположенный на высоком Затюменском мысу монастырский ансамбль, благодаря укрупненному «героическому» масштабу своей архитектуры, занимает центральное место в структуре и панораме города.

Барочные приемы, наметившиеся в архитектуре Троицкого собора монастыря, отчетливо прозвучали в каменных приходских храмах второй половины XVIII века. В этот период строилась Успенская, Воскресенская (Крестовоздвиженская), Знаменская, Михаилоархангельская, Спасская и Вознесенская церкви. Тюменские храмы, как и тобольские, берут свое начало от трапезных церквей конца XVII – начала XVIII века, имеют продольно-осевой план, отличаются живописностью, пластичностью и вместе с тем монументальностью облика. Декоративный слой их архитектуры, в котором органично сплавились древнерусские и барочные украинские и московские мотивы, составляет специфическую особенность местной тобольско- тюменской школы «сибирского барокко». Стиль барокко в регионе был не только сложным, но, что особенно важно, длительным явлением. Об этом свидетельствует яркая праздничная архитектура уникального памятника – тюменского Знаменского собора, заложенного во второй половине XVIII века, но окончательно сформировавшегося на рубеже XIX – XX веков.

В отличие от культовой, гражданская деревянная застройка лишь во второй половине XIX века начала активно заменятся в центральной районах каменной. Еще в середине века на ее долю приходились единичные общественные сооружения и 14 обывательских домов. Часть из них сохранилась и отражает различные этапы классицизма. Позднее развитие определило преимущественно эклектический характер основной массы гражданской архитектуры. Специфика быта торгово-ремесленного города наложила свой отпечаток на типологию зданий. Тюменские дома имеют относительно компактные объемы обычно в два этажа с магазинами внизу. Вне зависимости от симметрии плана главные фасады зданий решались симметрично: оси выделялись ризалитами, аттиками, фронтонами, придающими им представительность. Репрезентативный облик имеют и те купеческие дома, которые не включали в себя торговые помещения. Для них тоже характерны относительно компактный план и выделение центральных осей уличных фасадов. Среди различных направлений стилизаторской архитектуры конца XIX века, оставивших наиболее ощутимый след в Тюмени, справедливо называются неоренессансные, неорусские и неоклассицистические концепции. В нескольких зданиях города проявились такие черты, как повышенная монументальность, телесность, крупность окон второго этажа, их арочная форма, подчеркнутая декоративность карнизов и наверший наличников. Характерными образцами этого направления служат дома Оверштейнов, Панкратьева, Аверкиева и ряд других.

Основная часть каменных зданий сосредоточена вдоль дорог, соответствующих направлениям торговых и хозяйственных связей (современные улицы Республики, Ленина), на участке между гостиным двором и территорией бывшей базарной площади, а также по улице Первомайской, ведущей к железнодорожному вокзалу, и в кварталах, прилегающих к реке, где когда-то находились пристани. Здесь же располагались лавки, магазины, торговые дома, банки и гостиницы, необходимые для нужд купеческого города. Экономическое развитие Тюмени во второй половине XIX века стимулировало и строительство учебных заведений. Александровское реальное училище, женская гимназия, ремесленное, коммерческое училища и другие создавались на благотворительные пожертвования купечества. Важным для Тюмени в художественном и градостроительном отношении является неоклассицистическое здание бывшего коммерческого училища Колокольниковых, расположенное на стрелке Затюменского мыса.

Богатый и своеобразный пласт составляют памятники деревянного зодчества конца XIX- начала XX века. Для Тюмени характерны в основном одноэтажные и двухэтажные дома, полностью деревянные или комбинированные с каменным цоколем и деревянным верхним этажом. Их композиция либо сравнительно проста, сохраняя в объемно-пространственном построении связь с традиционной типологией, либо представляет собой симбиоз приемов деревянной и каменной архитектуры. Встречаются также дома мезонинного типа. Выразительность строений достигается различным сочетанием дерева и камня, широкими крупными фасадами, фактурой стеновой поверхности – открытой бревенчатой или обшитой тесом, большими удлиненными окнами, часто имеющими легкое закругление верха, наличием аттиков, эркеров, парадных крылец, но главное – нарядной фасадной резьбой, которая выделяет и подчеркивает основные членения. Специфику декора тюменских зданий в значительной степени определяет накладная объемная резьба, ее особый плотный скульптурно-пластический характер и чрезвычайно нарядные мотивы, по стилю близкие барокко. Памятники этого архитектурно-декоративного искусства, образцы высокого мастерства тюменских резчиков, уникальны и представляют значительную художественную ценность. Не менее выразительна в декоре домов глухая резьба, ее мотивы, включающие солярный орнамент, стилизованные изображения занавеса и растительный узор. Связанная по большей части с народными истоками глухая резьба являлась преобладающим типом декора в крестьянском зодчестве юго-западных районов, прилегающих к Тюмени – Ярковском, Исетском, Нижнетавдинском.

Развитие города до 1970-х годах почти не затрагивало прочно сложившейся структуры его кварталов. Однако современная застройка активно ведется в центре, охватывая районы Ямской слободы и городищ. В историческое ядро жестко, без учета охранных зон, включены массивы новых многоэтажных сооружений, решительно изменивших панораму города. Обладая крупными формами, они фактически «погасили» существующие памятники, камерные по своему характеру. Многие ценные здания, образцы резьбы, оказались безвозвратно утрачены в начале 2000-х годов. Теперь лишь отдельные уголки Тюмени удерживают свои прежние черты, среди них фрагменты улиц Дзержинского, Семакова, Володарского, Кирова и некоторые другие.

Источник: Е.М. Козлова-Афанасьева «Архитектурное наследие Тюменской области», ООО «Издательство Искусство», Тюмень -2008 г.скачать dle 12.1

Достопримечательности Урала

Топ достопримечательностей (238)

Памятник основателям Сургута представляет собой небольшую скульптурную четырехфигурную композицию и располагается в самом центре города Сургута на транспортном кольце проспект Ленина — улица Островского.

Памятник клавиатуре в Екатеринбурге – это самая оригинальная и необычная достопримечательность города. Композиция посвящена одному из великих изобретений человека – устройству для ввода информации, известному под названием клавиатура.

Озеро Малый Тараскуль, расположенное в 23 км от города Тюмени по Червишескому тракту, является одной из природных достопримечательностей Тюменской области. На берегу озера размещается популярный санаторий с одноименным названием «Тараскуль», рассчитанный на 900 посетителей.

Одним из самых красивых мест Тюменской области является удивительное Марьино ущелье. Территориально ущелье расположилось рядом с рекой Исеть в Исетском районе, на границе с Курганской областью. Марьино ущелье – одно крупнейших в южной части Тюменской области.

Озеро «Соленое» — мертвое озеро, расположенное всего в одном километре от села Окунево (Бердюжский район, Тюменская область). Уровень соли в озере достаточно высокий, поэтому рыба в этом водоеме не водится.

Памятник «Тыл — фронту» — это крупнейший монумент не только города Магнитогорска, но и всей Челябинской области. Памятник располагается на берегу реки Урал в Парке Победы, напротив городской администрации.

Памятник мамонту – это одна из необычных и интересных достопримечательностей города Салехарда. Оригинальный памятник располагается возле речной переправы, которая соединяет Салехард и Лабытнанги. Монумент, посвящённый доисторическому животному, был установлен в июле 2005 г.

Памятник литературному герою известной новеллы Г. Уэллса «Человек-невидимка» в Екатеринбурге находится в самом центре города, возле библиотеки имени В. Белинского. Монумент был установлен в 1999 году и приурочен к фестивалю «Культурные герои XXI ст.

Читайте также  Архитектура в Казани

Памятник в честь уроженца Челябинской области и известного академика-ядерщика И. Курчатова был сооружен в 1986 г. к празднованию 250-летней годовщины со дня основания города по заказу местных властей.

Одним из архитектурных украшений города Екатеринбурга является красивейший старинный особняк — дом Севастьянова, расположенный на берегу городского пруда. Первые упоминания о доме появились в 1817 г.

Большие и Малые Притесы на реке Ай, расположенные на границе Саткинского района Челябинской области и Республики Башкортостан, – это одна из известнейших и популярнейших достопримечательностей Южного Урала.

Памятник черному лису в Сургуте — гербовый символ города. Памятник располагается в историко-культурном центре «Старый Сургут» на улице Энергетиков. Накануне дня города было объявлено, что Сургуту просто необходимо иметь свой устойчивый бренд, узнаваемый во всем мире.

Режевской экопарк – это место где сохранилась первозданная чистота и можно увидеть самые разнообразные картины уральской природы. Экопарк протянулся вдоль дороги из Артемовска в Алапаевск. Началом парка служит деревня Родники.

Памятник комару – необычная достопримечательность города Ноябрьска. Уникальный памятник представляет собой изображение огромного комара. Поначалу сооружение несколько пугает, поскольку не каждому доводилось видеть насекомое, увеличенное в несколько сотен раз.

Сфера любви в Челябинске является самой необычной и романтичной скульптурой во всем городе. Достопримечательность размещается на улице Воровского, рядом с кинотеатром «КиноМакс — Урал». Скульптурная композиция была установлена в сентябре 2000 г.

Улица Вайнера в Екатеринбурге является одной из самых старых и одной из немногих пешеходных улиц в городе. Местные жители гордо называют ее Арбатом. Улица размещается в Центральном жилом районе между улицами Куйбышева (ранее Сибирский проспект) и Антона Валека (ранее Большая Съезжая), вытянувшись с севера на юг.

Фонтан «Робинзон, Пятница и собака» — это одна из оригинальных и необычных достопримечательностей города Тобольск. Скульптурная композиция размещается в одном из городских скверов на улице Семена Ремезова.

Многие люди мечтают посмотреть на настоящий Биг-Бен в Лондоне, однако не каждый имеет такую возможность. Особенно повезло жителям Сургута, поскольку именно в их городе имеется точная копия знаменитого английского Биг-Бена.

Театр оперы и балета в Екатеринбурге является одним из старейших на территории России. Роскошное театральное здание в стиле венского барокко было возведено в 1912 г. на площади Парижской коммуны (ранее — Дровяная площадь) на месте деревянного здания цирка, который существовал с 1896 г.

Церковь Троицы Живоначальной на Шарташе — белокаменный однопрестольный храм, расположенный в поселке Шарташ города Екатеринбурга, неподалеку от живописного озера Шарташ. В 1848 г. была возведена каменная часовня, которую впоследствии преобразовали в храм.

glam_evil

POLNIY PEACE DEATH

Meanwhile in Omsk

Всё никак не было времени продолжить рассказ о летних прогулках по Тюмени. Вот, наконец, пришло время. В этом посте я расскажу вам о том, что в Тюмени строили раньше, и что строят сейчас. Рассказ будет далеко не всеобъемлющ, отразить полноценно контрастность центральной части города у нас, увы, не получилось. Но кое-что вы всё же увидите.

Тюменцы относятся к исторической застройке с различной степенью пиетета. На двух соседних улицах могут совершенно по-разному чувствовать себя здания постройки времен царя Гороха.

01. Вот, для примера, пользуемая частниками старинная двухэтажка. Здесь располагается. Ресторан мексиканкской кухни. Что интересно, подобных домиков, в которых находятся пункты общественного питания, по городу порядком. Заходишь в такую вот старинную русскую избу, а тут тебе буррито с текилой или пиво чешское разливное. При этом здания сохраняются в отличном состоянии (по крайней мере, внешне — внутри мы не были), а не гниют неспешно.

02. Вот так может выглядеть памятник регионального значения, построенный в конце 19 века.

03. Или так. Памятник деревянного зодчества второй половины 19 века. Охраняется государством.

04. Или он может выглядеть так. Это один из корпусов Тюменского государственного университета.

05. Обратите внимание на характерную для Тюмени резьбу.

06. Памятник деревянного зодчество регионального значения. 1913 год. Ранее — жилой дом. Ныне — офисное здание.

07. И еще один памятник.

08. Купеческий дом 19 века. Ныне — ресторан.

10. По соседству располагается департамент по спорту и молодежной политике Тюмени. В том же здании — областной образовательно-методический центр немецкой культуры.

11. Отличный образец деревянного модерна. Символично, что здесь располагается союз строителей Тюменской области.

12. Памятник деревянного зодчества может выглядеть и вот так. Старенький обшарпанный. А меж тем в нем находится музей-усадьба купцов Колокольниковых.

13. Рядом — их же именем названый торговый дом. Разницу чуете?

В целом ощущение такое: как только в Тюмени подобное строение попадает в руки частного бизнеса — его внешний вид улучшается. Стоит только дому оказаться в ведении госструктур или остаться жилым. — сливайте воду. Исключения, конечно, есть. И здесь они показаны. Но общий вектор развития ясен.

14. Перинатальный центр. Модерн.

15. Вообще мы к нему вышли вот по этому указателю.

16. Но искомая больница оказалась по соседству. Памятник и всё такое.

17. А вот еще один из корпусов ТГУ. Ребята умудрились урвать себе целый ряд интересных исторических зданий.

18. С другой стороны.

19. Немного улицы Республики. Здесь располагаются департамент образования города и СДЮСШОР №2

20. Одно из зданий крупнее.

21. В этом здании конца 19 века, принадлежавшем изначально благотворителю, купцу, почетному гражданину города, владельцу суконной фабрики («плейбой, миллионер, филантроп» (с)) П. А. Андрееву, ныне заседает городской департамент здравоохранения. Окна выходят на Цветной бульвар.

22. Приятный осадок оставляет и старинная водонапорная башня почти в центре города.

23. И у ЖД Вокзала.

24. Ещё есть вот такая башня, но я, если честно, понятия не имею о её изначальном предназначении. Предположу, что это была пожарная каланча.

25. Тюменский противотуберкулезный диспансер. 1911-1914 гг. Часть усадьбы тюменского архитектора Чакина, построенная им же для себя же. Известен под именем «Дом с лирой».

26. Раз уж затронули больничную тему, то вот это КВД. Конец 19 века.

27. Тюменский государственный архитектурно-строительный университет. Построено на средства купцов Колокольниковых для коммерческого училища в начале 20 века.

28. Сибнефтебанк. Дом В. И. Рабиновича. 1911-1912.

29. Литературно-краеведческий центр. Изначально флигель при доме купца Колмакова. 19 век.

30. А это здание когда-то принадлежало семье купца. На втором этаже располагалась квартира, на первом — магазин. 1907 год.

31. Тюменский нефтегазовый университет (один из корпусов)

32. Жилой дом — эхо сталинской эпохи.

33. Цветочный павильон 50-х — ныне магазин краски.

34. А вот это уже новострой. Жилой дом. Типичный для Тюмени, если говорить не о микрорайонной застройке.

35. Другое характерное здание.

37. Современный корпус ТГУ.

38. Вот так тюменские архитекторы предсдавляют себе, как должна выглядеть «Калинка».

39. Офис Ростелекома.

40. . а сдругой стороны Тюменская филармония.

41. А вот этот дом нас добил. Это техникум. Лесотехнический, если я правильно запомнил. Все ваши представления о техникумах, как обшарпанных покосившихся шарагах не стоят ломаного гроша.

42. Под занавес поста встречайте: Тюменский драматический театр. Театр основа в 1858 году, но вот это здание открыто только в 2008 году. То есть, это такой сверхконсервативный новострой. Архитектор нового здания Мариинки. Не знаю, как бы прореагировал. Администрация тюменской драмы всячески намекает на то, что он «Большой». Поместили это слово на главную страницу сайта. И на вики кто-то подправил статью, пояснив, что это «тюменцы так окрестили». Здание, конечно, красивое. Но для 2008 года, я бы предпочел что-нибудь посовременнее.