Архитектура в Самаре

Архитектура в Самаре

В Самаре немало сохранившихся иллюстраций к самым разным архитектурным стилям

Фото: Роман Данилкин

Это не просто стены и крыши. Каждое из этих зданий — образец отдельного архитектурного стиля. Хотите знать, чем отличаются модерн и конструктивизм? Смотрите нашу подборку, которую мы подготовили к Всемирному дню архитектуры (7 октября).

Собор в честь Святого Вознесения Христова (Вознесенский собор)

Вознесенский собор находится на улице Степана Разина

Фото: Роман Данилкин

Построен в 1840-х годах. Стиль: классицизм. Известный стилевой аналог: Троицкий собор в Санкт-Петербурге.

Вознесенский собор — единственный в городе храм в классицистическом стиле — располагается на улице Степана Разина, 78. Здание прошло путь от кафедрального собора епархии через полное забвение духовной функции в советское время (использовался как склад) к реставрации в 1990-е годы.

Важнейшая черта облика храма — однокупольная базилика с колокольней на девять колоколов, увенчанной тонким шпилем. В советское время главный купол и колокольню разрушили, но само здание сохранилось и до сих пор существует в статусе старейшего в городе храма. Проект реконструкции разработали архитекторы Самогоров и Пастушенко. В 1997 году на здание водрузили главный купол, а в 1999 году восстановили 56-метровую колокольню.

Театр драмы имени Горького

Самарский драматический театр расположился на площади Чапаева

Фото: Роман Данилкин

Построен в 1888 году. Стиль: классицизм/русский стиль. Известный стилевой аналог: Исторический музей в Москве.

От первоначального облика Самарского театра драмы сохранились только фотографии. В советский период здание подвергли реконструкции, полностью обновив фасад. Однако изначально творение архитектора Михаила Чичагова сочетало черты классицизма и русского стиля в зодчестве.

— План здания имеет торжественно-симметричную основу, характерную для архитектуры классицизма, а фасад решен средствами живописной декорации из арсенала зодчества московской архитектуры XVII века, — отмечал заслуженный архитектор РСФСР Ваган Каркарьян, реализовавший немало знаковых архитектурных проектов в Куйбышеве и Самаре.

В ближайшем будущем драмтеатр вновь ожидают изменения. Большой резонанс вызвал проект строительства нового театрального здания в Струковском саду — эту идею в итоге отклонили. Однако здание на площади Чапаева все же планируют реконструировать.

Наверняка проезжая мимо здания на Фрунзе, 144, вы обращали внимание на этот симпатичный особнячок

Фото: Роман Данилкин

Построен в 1907–1909 годах. Стиль: ранний модерн. Известный стилевой аналог: Ярославский вокзал в Москве.

На улице Фрунзе, 144 располагается, по мнению многих архитекторов Самары, наиболее целостный и показательный пример самарского модерна. Здание сохранило некоторую камерность и ощущение жилого дома.

— В этом особняке видны признаки раннего модерна — асимметрия, декоративность, символичность, построение «изнутри наружу», своеобразие формотворческих стилизованных форм растительного мира, подчеркнуто яркий, индивидуализированный облик дома как единого произведения искусства, — писал об этом здании Ваган Каркарьян.

Значимо и то, что здание это в Самаре появилось на стыке двух архитектурных эпох — уходящего модерна и устанавливающегося неоклассицизма.

Самарская хоральная синагога

Синагога находится на улице Садовой, 49

Фото: Роман Данилкин

Построена в 1908 году. Стиль: мавританский. Известный стилевой аналог: особняк А. А. Морозова на ул. Воздвиженке в Москве.

Архитектор Зельман Клейнерман спроектировал здание хоральной синагоги по заказу участников иудейской общины. Здание расположилось на улице Садовой, 49 и обрело уникальный облик в мавританском стиле. Кстати, похожий вид имели многие европейские синагоги, построенные в конце XIX века.

— Мавританский стиль — это условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV веках в странах Северной Африки и южной части Испании. Впервые в исламских постройках Испании осуществили подковообразную арку — гибрид полукруглой и стрельчатой арки. Это форма широко используется в самарской синагоге, — писал Ваган Каркарьян.

Еще один привет мавританскому стилю — чередование красных и белых полос кирпичной облицовки. В советское время в этом здании располагался хлебозавод, а длительный процесс реконструкции стартовал еще в 90-е годы прошлого столетия. К концу 2019 года в здании обещают завершить все противоаварийные работы.

Самарская готика на Алексея Толстого, 30

Построен в 1911–1912 годах. Стиль: готический/неоготический. Известный стилевой аналог: московский ЦУМ.

Говорим «самарская готика» — подразумеваем храм Пресвятого Сердца Иисуса. Однако не только костел наглядно иллюстрирует готический стиль. Особняк Субботина-Маркинсона на улице Алексея Толстого, 30 — это творение архитектора Михаила Квятковского. Один взгляд на это здание вызывает ассоциации со средневековьем. Небанальные цветовые решения, окна разной формы, рельефный фасад — таким этот памятник архитектуры предстает перед горожанами.

— Архитектор надстраивает здание двумя этажами и придает ему черты стиля модерн, используя в данном случае готические формы. Мотивы готики особенно четко просматриваются на последнем этаже здания с высокими башенками и фиалами с остроконечными пирамидами на углах, а также у эркера и центра торцевого фасада. Готические детали сплавлены с декоративными приемами модерна входной части здания и с цветным керамическим убранством оштукатуренного фасада, — писал Ваган Каркарьян в своей книге «Самара. Куйбышев. Самара».

Дом культуры имени Дзержинского

В ДК Дзержинского на пересечении Пионерской и Степана Разина базируется культурный центр ГУ МВД России по Самарской области

Фото: Роман Данилкин

Построен в 1930–1932 годах. Стиль: конструктивизм. Известный стилевой аналог: здание бывшей Фабрики-кухни в Самаре.

Признанный образец зрелого конструктивизма в городе, созданный Леонидом Волковым. Архитектурно это здание образует единый комплекс со зданиями ОГПУ (тот же конструктивизм). Сгоревшее в 1999 году здание УВД тоже входило в этот комплекс. В «Дзержинке» играли джаз и слушали концерт Высоцкого, так что общекультурное значение здания для города сложно переоценить.

— Цилиндр основных помещений, разделенный прогулочными террасами, заключен между двумя объемами лестничных блоков. Вход осуществляется сбоку, поэтому главная цилиндрическая форма остается цельной. Фасады клуба дошли до нас в первоначальном состоянии, — писал Ваган Каркарьян.

Дома завода САЖЕРЕЗ

Дом на улице Свободы — памятник советскому постконструктивизму

Фото: Роман Данилкин

Построены в 1934–1937 годах. Стиль: постконструктивизм. Известный стилевой аналог: Дом специалистов в Санкт-Петербурге.

История многоквартирной Безымянки начинается здесь — на улице Свободы. Архитектор Леонид Волков спроектировал дом для сотрудников Самарского железнодорожно-ремонтного завода.

— Угловые балконы и окна, строгие эркеры, подчеркнувшие пластику, свойственную конструктивизму, сочетаются с фронтонами, фризами и другими декорациями классики. Осознанное сочетание таких элементов художественно отличает эту постройку от многих конструктивистских зданий. Словом, это довольно редкий пример местного постконструктивизма, — объяснял Ваган Каркарьян.

Дворец культуры Кировского района

Дом культуры имени Литвинова расположился на площади Кирова

Фото: Роман Данилкин

Построен в 1961 году. Стиль: сталинский ампир. Известный стилевой аналог: главное здание МГУ в Москве.

Здание с монументальными колоннами в центральной части спроектировали в 1950 году, уже на закате сталинского ампира как стиля излишне роскошного. Нынешний облик дворца появился в результате упрощения первоначального проекта, а занял весь процесс почти 10 лет. Кстати, колонн в портике здания целых десять — это даже больше, чем у Большого театра.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Исторические здания в Самаре

Еще один город на Волге, где я часто бывал в командировках в незабвенные года работы в проектных организациях. Город назывался Куйбышев, но в центре и уже тогда были универмаг Самара, и какие-то другие общественные здания под этим историческим именем. И конечно — одними из самых привлекательных мест были старинные улицы в центре, наполненные домами 19 века и начала века 20. Запомнились целые улицы двухэтажных деревянных жилых домов. И в те годы отношение к ним тоже было двойственное, с одной стороны это история и архитектура, а с другой — это дома ветхие и без удобств. И они сами как-бы просились к сносу. Чем позднее в Куйбышеве-Самаре активно занялись, немотря на бурные протесты общественности.
Сегодня я решил посмотреть интернет и найти что-нибудь про этот город на Волге. И,разумеется нашел просто фотопрогулку, где про большинство зданий — автор не может сказать ничего.
И вот получается такая статья с фотографиями неведомого мне Бориса и моими личными комментариями и пояснениями к фотографиям.
Итак — вперед!

Оригинал взят у boris_mavlyutov в Самара. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности.

Первые упоминания о поселении на месте нынешней Самары относятся к 14 веку. Город долго переходил из одной губернии в другую, пока не получил в распоряжение свою. Рост Самары произошёл в 19 веке, когда в регионе стали выращивать и затем продавать много хлеба.

Обнаружилось большое количество старых деревянных домов. Не совсем понятно, что можно с ними сделать. Ремонту многие уже не подлежат, а снести их тоже непросто, т.к. у всех уже есть хозяева. Частная собственность превыше всего.


На снимке чудом сохранившаяся улица старой Самары, с деревянными двухэтажными домами. Про архитектурные качетва застройки говорить не приходится, все это лежит вне архитетуры. Но очень Исторично, чувствуется человеческий масштаб города, его неторопливая жизнь, его спокойный быт для многих поколений людей. А в центре улицы трамвайные рельсы, что тоже относит город в историю, к привычному трамваю.


Еще кусочек старинной деревянной улицы Самары. И водоразборная колонка на первом плане, как показатель обеспеченности жителей благами цивилизации. За водой — пожалуйста с ведром на колонку. )


Справа фрагмент краснокирпмчного здания в стиле Модерн, очень интересное сооружение, но все здание в кадр не попало, а жаль ((

В Самаре сохранилось огромное количество старины. Что-то выделить очень сложно. Можно просто погулять по центру, лишний раз убеждаясь, что в ушедшей от нас России умели строить вполне прилично.

Отбросив целую кучу фотографий я акцентирую внимание на тех, где показаны сохранившихся зданиях 19 и начала 20 веков. Вот очень симпатичная Эклектика конца 19 века, основательных трехэтажный дом. Назначение здания не указано, но вероятно доходный дом или гостиница с торговыми помещениями на первых этажах.

А на этом снимке уже начало 20 века, время торжества Неоклассицизма. Так по крайней мере кажется, глядя на фотогарфию двух — трех этажного дома.


Жилой двухэтажный дом в стиле Модерн, с характерной угловой башенкой ))
Это могло быть построено в самые первые годы 20 века.

Поддерживать в надлежащем состоянии городские здания непросто. Нужны строительные материалы (хотя бы для фасадов).

И снова Модерн начала 20 века, такой, я-бы сказал основательный модерн. Полное торжество эпохи капитализма в России. Что это за дом такой? А не важно — гостиница, или доходный дом. Важно другое — на этом доме в стиле Модерн еще видны колонны и капители . Во дела какие, что захотели, то и построили ))

Читайте также  Архитектура в Испании

Видно, что при расселении людей соблюдалась сословность. В профкоме жребий не кидали, кому что достанется.
Богатенькие к богатеньким.


Наконец-то я увидел и комментарий фотографа и автора этой заметки. Да, Борис, совершенно верно Вы написали — богатое только для богатых!


Но вот здесь видна уже другая крайность — башня для элитной публики сегодняшних дней строится на втором плане и буквально задавливает историческую застройку. Знакомая картина и для Москвы и для всей сегодняшней страны.
А фотография хорошая, четко показано безобразие в строительстве уже в наши дни.


Одна из центральных улиц, хорошо сохранившая застройку второй половины 19 века и начало века 20. Здесь слева красоты Эклектики, а подальше виден Модерн, с эркерами и башенками. Эх, хорошо бы прогуляться летом вот по такой симпатичной улочке!

А те, что попроще, тоже располагались кучно.

Жители Самары опровергли знаменитый грузинский тост. «Желаю вам здоровья, остальное купите за деньги!»

В городе формируется пешеходная зона. (Пока ещё не готова, много зданий в ремонте).

Её район очень интересен с архитектурной точки зрения.

Католический костёл был построен в 1906 году. Его проект был в своё время признан лучшим в России.

Да, неплохой пример НЕОГОТИКИ начала 20 века.

Великолепен Драматический театр с расположенным рядом памятником Чапаеву. Театр построен в 1888 году, а памятник добавлен уже в 1932. Хотя, наверное, примерно так разъезжались после представления взволнованные соприкосновением с высоким Искусством зрители того времени.


Драматичекий театр, в котором я тоже в свое время смотрел какой-то спектакль — здание весьма типичное для театров второй половины 19 века. В Москве очень похожее здание находится в Петровском переулке, бывший театр Корша, затем филиал МХАТа — построено по проекту Чичагова.
Вот так выглядит Московский театр — http://www.sakhanews.ru/files/14088.jpg
По его же проекту построена Городская дума (музей Ленина) в Москве. Не исключено, что и данный проект в Самаре принадлежит Чичагову.

Рядом находится Военно-Исторический музей.


Это начало 20 века, стиль Модерн.

В бывшем особняке Клодта, настоящем тереме, теперь Детская картинная галерея.

Эта земля дала России Жигулёвское пиво. Производят его здесь.

Внутри сохранилась старинные строения.

Вот здесь, посмотрев знаменитый пивзавод, я заканчмваю кромсать фотоотчет Бориса.
Заканчиваю словами — в Самаре (ну, конечно — Куйбышеве) я был, и пиво пил . ))
И Вам всем того же пожелаю.
. . .
А моя работа заключается в том, что я выбрал из очень большого фото-отчета только те фотографии, где запечатлена историческая застройка города. Разобрался в них, и добавил комментарии (красным шрифтом).
И если автор первоисточника не побьет меня при случайной встрече, то я буду считать свою работу успешной )))

Достопримечательности Самары

В Самаре сохранилось немало архитектурных памятников XIX века — купеческие особняки, дворянские усадьбы, православные храмы и другие. Большой интерес представляет уникальный памятник промышленной архитектуры — Жигулевский пивоваренный завод, основанный в 1881 году. Правда, экскурсии по зданию не проводятся, но туристы могут полюбоваться им с улицы. Всего в городе находится 50 памятников федерального значения, и более 850 — регионального. Самаре принадлежит три любопытных рекорда: в городе находится крупнейшая площадь Европы — площадь имени Куйбышева, самая длинная в России городская набережная, а также самый высокий в Европе железнодорожный вокзал — его высота со шпилем составляет 101 метр.

Памятники архитектуры в Самаре

Дом губернатора (особняк Субботиных-Шихобаловых) был возведен по конкурсному проекту в стиле неоренессанс, строительство завершилось в 1881 году. Заказчиками были богатые купцы Субботины. Однако через некоторое время купцы разорились, здание пришлось продать Шихобаловым, поэтому особняк носит двойную фамилию. Губернаторским домом его называют потому, что новые владельцы некоторое время сдавали дом под резиденцию местного губернатора. Дом находится на реставрации. Адрес: г. Самара, ул. Алексея Толстого, 3

Дом со слонами (особняк Головкина) был возведен в 1908 году в стиле модерн. Является объектом культурного наследия России. Одним их главных авторов уникального архитектурного проекта был сам владелец дачи — самарский купец и меценат Константин Головкин. Фасад дома, выходящий на берег Волги, украшают фантастические скульптуры слонов, благодаря которым здание и получило свое имя. Адрес: г. Самара, ул. Советской Армии, 292

Жигулёвский пивоваренный завод основан в 1881 году австрийцем Альфредом Филипповичем фон Вакано. Пиво, которое здесь варили, называли в честь австрийской столицы — Венским, название сорта «Жигулевское» появится только в 1934 году. Экскурсии на завод, который продолжает действовать, не проводятся, однако туристы могут полюбоваться бело-красным зданием, расположенным на берегу Волги. Адрес: г. Самара, Волжский проспект, 4

Особняк Клодта построен в 1898 году — это памятник архитектуры федерального значения. Красно-белый дом-теремок с башенками и балконами выглядит очень необычно. Сейчас здание занимает Детская картинная галерея, открывшаяся здесь в 1990 году. Здесь выставляют работы юных живописцев, а также студентов и выпускников художественных училищ. Время работы: с 9:00 до 18:00 Адрес: г. Самара, ул. Куйбышева, 139 Тел.: +7 (846) 332-43-98

Здание самарского окружного суда было возведено в стиле классицизм в середине XIX века и признано памятником архитектуры федерального значения. Здесь почти год в должности помощника присяжного поверенного трудился Владимир Ульянов, еще не ставший Лениным. Адрес: г. Самара, ул. Куйбышева, 60

Особняк Наумова — настоящий классический дворец, построенный для председателя городского дворянства Александра Наумова. Автор проекта явно был вдохновлен зданием Парижской оперы. Интересно, что особняк возведен из известняка, который добывали здесь же, в Жигулевский горах. Роскошные интерьеры были утрачены в советское время, однако внешний облик здания сохранился. Теперь в нем располагается дворец детского и юношеского творчества. Адрес: г. Самара, улица Куйбышева, 151

Памятники и монументы в Самаре

Памятник Чапаеву установлен на одноименной площади в центре Самары. Он был представлен публике в 1932 году. Это монументальная многофигурная композиция высотой 10 метров. Можно быть уверенным в портретном сходстве бронзового Чапаева и настоящего: скульпторам позировал сын легендарного красного командира. Адрес: г. Самара, площадь Чапаева

Стела «Ладья» была установлена на набережной Волги по случаю 400-летнего юбилея Самары. Теперь это один из самых часто фотографируемых памятников города. Адрес: напротив дома 33 по Лесной улице

Одиннадцатиметровый памятник Валериану Куйбышеву, установленный в 1938 году, ничем особенным не выделяется на фоне других памятников советской эпохи. Однако туристам может быть любопытно узнать, как выглядит революционер, чью фамилию Самара носила столько лет. Адрес: площадь Куйбышева (перед зданием театра оперы и балета)

Памятник Владимиру Высоцкому работы знаменитого скульптора Михаила Шемякина открылся в 2008 году. Это символическая многофигурная композиция: в центре, словно на сцене, Высоцкий в роли Гамлета. За ним — барельеф, главная фигура которого — аллегорическая Возлюбленная и Музы с лицом Марины Влади. Адрес: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 222 (перед Дворцом спорта)

Монумент Славы — 53-метровая стела, расположенная на берегу Волги, один из самых известных символов Самары. Памятник был открыт в 1971 году. Колонну венчает фигура рабочего, держащего в руках крылья: памятник напоминает о вкладе самарцев в победу в Великой Отечественной войне. Именно здесь выпускался знаменитый штурмовик Ил-2. Адрес: площадь Славы

Памятник отопительной батарее, установленный в Самаре, пожалуй, единственный в мире памятник системе центрального отопления. Это милый и уютный барельеф, изображающий греющегося на подоконнике над батареей кота. Он располагается на стене ГРЭС Самары. Эта станция была открыта еще в 1900 году и располагается в центре города на волжском берегу. Адрес: г. Самара, Волжский просп., 8

Памятник бравому солдату Швейку, прославленному герою Ярослава Гашека, был установлен рядом с тем домом, где жил писатель. В 1918 году Гашек прибыл в Самару как агитатор Красной армии, несколько месяцев ему приходилось скитаться по Самарской губернии, спасаясь от врагов с помощью умения мастерски прикидываться «идиотом» — как и его герой. Адрес: пересечение улиц Некрасовской и Куйбышева

Памятник Юрию Деточкину — герою фильма «Берегись автомобиля» — еще один современный, но знаковый и популярный памятник Самары. Он был установлен в 2012 году честь 85-летия автора фильма, режиссера Эльдара Рязанова, уроженца Самары. Сам Рязанов присутствовал на открытии скульптуры. Адрес: Комсомольская площадь (перед железнодорожным вокзалом)

Архитектура в Самаре

  • 1848 — Собор в честь Святого Вознесения Христова (ул. Степана Разина, 78)
    На улице Степана Разина (бывш. Вознесенской) расположен самый старый из сохранившихся храмов Самары. Вознесенский собор — единственный в Самаре образец церковной архитектуры классицизма — однокупольная базилика с 56-метровой колокольней, увенчанной тонким шпилем. Заложенный в 1841 году в центре Самары на месте разобранной деревянной церкви, собор был освящен в 1847 году. Вознесенский собор имел к концу XIX века три придела: главный — во имя Вознесения Господня (освящен в 1848 году), правый — в честь святого Архистратига Михаила (освящен 10 сентября 1847 года) и левый — во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона и Святого преподобного Павла Комельского (освящен 9 января 1895 года). Здесь, 31 марта 1851 года, перед началом литургии был зачитан указ Святейшего Синода об открытии Самарской епархии, назначении епископа и совершено благодарственное моление с коленопреклонением. А церковь, по её обширности и центральному положению в городе, была признана Владыкой — кафедральным собором и оставался им до 1894 года (когда был построен собор Христа Спасителя). 5 января 1930 года Вознесенский собор закрывается и предается поруганию. В нем в разное время размещался клуб безработных и военный склад. 10 мая 1993 года Вознесенский храм возвращен Церкви, а с 15 августа здесь совершаются регулярные богослужения. Правый придел собора заново освящен в честь чудотворца, небесного покровителя Самары — святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси.
  • 1860 — Иверский женский монастырь (Волжский проспект, 1). Он хранит чудотворную икону Иверской Божьей матери.
  • 1861 — Кафедральный собор во имя иконы Покрова Божией Матери (ул. Ленинская, 75А)
  • 1865 — Лютеранский храм Святого Георга (ул. Куйбышева, 115)
  • 1865 — Храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (ул. Буянова, 135А)
  • 1881 — Кухмистерская фон Вакано (ул. Красноармейская, 4А)
    По городской легенде, Альфред фон Вакано провёл пивопровод прямо от завода до ресторана [уточнить] . На момент постройки это было одноэтажное каменное здание, огороженное «десятисаженной решеткой художественного литья», имевшее центральное отопление, водопровод, сад. Стены были «оштукатурены, окрашены масляной краской с художественной на них живописью, отделаны деревом в рамку… Рамы и двери больших размеров украшены богемским стеклом». Наружняя каменная лестница в пять ступеней расписана художественной росписью, полы в залах и гостиной паркетные, а в прихожей и уборной — из метлахской плитки. Автор живописного оформления — один из самых известных самарских художников начала века — Владимир Михайлов. При советской власти здесь размещались проектные конторы и архивы, долгое время здание принадлежало Союзу художников.
  • 1888 — Самарский академический театр драмы имени Горького (площадь Чапаева, 1)
    Здание построено по проекту московского зодчего Михаила Чичагова в стиле московского зодчества XVII века. Смирнов А. А. так описывает самарский театр: «В условно-русском, темно-красная, с небольшими как бы мозаичными, разноцветными панно во впадинах и крышей в красно-зеленую клетку, здание эффектно высилось над пышными купами городского сада и — за ним — над неоглядным раздольем Волги — акварельною неясной панорамой Жигулевских ворот». В 1967 году была произведена реконструкция здания и в наши дни архитектуру 1888 г. представляет только фасадная часть.
  • 1891 — Историческая мечеть (ул. Алексея Толстого, 61)
  • 1898 — Храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ул. Чапаевская, 136)
  • Жигулёвский пивоваренный завод (Волжский проспект)
Читайте также  Архитектура в Египте

Архитектура начала XX века

  • 1906 — Приход Римско-Католической церкви в честь Пресвятого Сердца Иисуса (ул. Фрунзе, 157)
    Собор построен в неоготическом стиле в форме креста. Высота со шпилями — 47 метров.
  • 1908 — Самарская хоральная синагога (ул. Садовая, 49)
    Памятник федерального значения, построенный в мавританском стиле.
  • 1909 — Приход в честь Архистратига Божия Михаила (посёлок Шмидта, ул. Новогородская, 1)
  • 1909 — Дача Головкина
    Знаменитая «Дача со слонами». Здание в стиле модерн. (ул.Советской Армии)
  • 1909—1913 — Особняк В. М. Сурошникова (архитектор Ф. О. Шехтель, строительство А. А. Щербачёв), ул. Пионерская, 22. До 2009 года в особняке располагался Самарский военно-медицинский институт.

Архитектура советского времени

  • 1925—1927 — Здание управления Самаро-Златоустовской железной дороги (Комсомольская площадь)
    Сегодня — Здание управления Куйбышевской железной дороги. Архитектор — Пётр Щербачёв.
  • 1930 — Дом Красной армии (ул. Шостаковича, 7)
    Сегодня — Гарнизонный Дом Офицеров Приволжско-Уральского военного округа. Архитектор — Пётр Щербачёв. Здание в стиле советского конструктивизма было построено в комплексе со зданием Реввоенсовета (штаба) Приволжского военного округа. Оно было торжественно открыто к 50-летию Климента Ворошилова5 февраля1930 года.
  • 1933 — Дом промышленности (улица Куйбышева, 145). Проект В. К. Сухова и инженеров П. Ашитко и В. Клочкова был реализован не полностью: вместо целого квартала построено только одно семиэтажное здание. При строительстве использовались теплобетонные блоки и камни взорванного Самарского кафедрального собора. В 1960-х годах здание Дома промышленности было значительно реконструировано под руководством архитектора Алексея Григорьевича Моргуна. [1]
  • 1935 — Площадь Куйбышева Самая большая площадь Европы. Она занимает территорию в 17,4 гектара. Красная площадь в Москве занимает территорию на один гектар меньше.
  • 1942 — Бункер Сталина (площадь Чапаева)
    Секретный объект был сдан 1 ноября1942 года. Глубина бункера — 37 метров (для сравнения, глубина бункера Гитлера — 16 метров). В случае экстренной необходимости здесь могло бы разместиться до 600 человек.
  • 1986—1989 [уточнить] — здание Областной научной библиотеки на проспекте Ленина по проекту А. П. Гозака.

Архитектура конца XX, начала XXI века

  • 2001 — Железнодорожный вокзал станции Самара (Комсомольская пл., 1)
    Один из самых высоких железнодорожных вокзалов Европы (высота со шпилем — 101 метр). Глав­ный архитектор — Юрий Храмов. Строительство первой очереди было закончено 24 декабря2001 года. Полезная пло­щадь главного здания вокзального комплекса — 14521,2 м². В настоящее время пропускная способность составляет 27 тысяч пассажиров. Его единовременная вместимость — 3150 человек. [2][3]
  • 2001 — Собор в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Барбошина поляна, ул. Ново-Садовая, 260)
    Проект храма в стиле неоклассицизма разработали архитекторы В. Л. Пастушенко и В. А. Самагоров. Высота собора вместе с крестом составляет 57 метров, а колокольни — 73 метра. Храм освящён 24 мая2001 года.
  • 2001 — Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца (ул. Маяковского, 11)
    Храм в формах традиционного русского пятиглавия. Архитектор — Юрий Харитонов. Храм звучит двенадцатью колоколами, отлитыми в Каменске-Уральском под Екатеринбургом. Снаружи здание покрыто мрамором и природным белым камнем, а внутри его стены украшают фрески.
  • Самарская соборная мечеть (ул. Стара-Загора, 54)
  • 2006–2008 — жилой комплекс «Ладья» на улице Лесной. Самое высокое жилое здание Самары. [3] Три здания 18, 25 и 26 этажей, выполненные в оригинальном современном минималистическом стиле. Все три здания объединены общим стилобатом. [4]
  • 2010 — торгово-офисный центр «Вертикаль» (Московское шоссе, 17). Здание имеет 4 этажа торговых помещений и офисную 27-этажную башню, высота которой достигает 106 метров. [3]

Самарские архитекторы

  • Зеленко Александр Устинович
  • Михаил Андреевич Труфанов, архитектор самарской набережной
  • Каркарьян, Ваган Гайкович
  • Щербачёв, Александр Александрович
  • Телицын, Николай Гаврилович
  • Виталий Стадников — в настоящее время главный архитектор города Самары. [5]

Источники

  1. Подробнее о нём можно прочитать в книге Каркарьян В. Г. 1586 Самара – 1934 Куйбышев – 1991 Самара : Три портрета одного города. – Самара, 2004.
  2. Официальный сайт РЖД
  3. 123Анжелика КварцСамые высокие здания Самары. 12.03.2012
  4. Здание по адресу улица Лесная, 35 (ЖК «Ладья»)
  5. Виталий Стадников стал Главным архитектором города Самары | Администрация городского округа Самара

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Архитектура Самары» в других словарях:

Краеведение Самары — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проект … Википедия

Генеральный план развития Самары — Генеральный план Самары основной градостроительный документ города Самары. Был разработан в 2004 2006 годах авторским коллективом при департаменте строительства и архитектуры городской администрации[1]. Содержание 1 История принятия 2 … Википедия

Храмы Самары — Содержание 1 Христианство 1.1 Русское православие 1.1.1 Приходы … Википедия

Самара — У этого термина существуют и другие значения, см. Самара (значения). Городской округ Самара … Википедия

Wingcity — Городской округ Самара Флаг Герб … Википедия

Крылатый город — Городской округ Самара Флаг Герб … Википедия

Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) — Достопримечательность Храм Пресвятого Сердца Иисуса Ecclesia Catholica Romana Cordis Iesu Sacratissimi … Википедия

Самарская набережная — … Википедия

Особняк Курлиной — Достопримечательность Особняк А.П.Курлиной … Википедия

Здравница (Самара) — У этого термина существуют и другие значения, см. Здравница (значения). Достопримечательность Здравница … Википедия

Архитектура в Самаре

Страница не найдена

Strelka

Архитектурный обозреватель Армен Арутюнов — о десяти знаковых модернистских зданиях Куйбышева 1950–1980-х, их ценности и проблемах сохранения.

Градозащитное движение в Самаре имеет свои особенности. Борьба за сохранение культурного наследия в основном разворачивается вокруг дореволюционных памятников, а также советского авангарда и неоклассики. А вот изучением и защитой наследия 1950–1980-х занимаются единицы, в чём можно убедиться даже по малому количеству литературы, посвящённой истории архитектуры этого периода (в тексте приводятся ссылки практически на все существующие издания по теме).

Многим модернистским работам в Самаре уже больше 40 лет, то есть формально они могут быть признаны объектами культурного наследия, но ни общественность, ни госорганы в сфере охраны памятников не обращают внимания на произведения эпохи хрущёвской оттепели и брежневского застоя. В некоторых регионах процесс пошёл. Например, пермский цирк , построенный по аналогичному с самарским проекту, внесён в списки памятников.

В 1950-х в Куйбышев съехались молодые архитекторы из разных городов, в основном выпускники Московского архитектурного института. В условиях смены классической архитектурной парадигмы на модернистскую им пришлось знакомиться с интернациональным стилем по немногочисленным иностранным журналам. А проектируя — каждый раз рисковать: иначе в провинции просто невозможно было реализовать творческие амбиции. Авторские проекты были запрещены или допускались по спецсогласованию в Москве. «Ходила такая шутка: представил ёлку — утвердили палку», — вспоминал самарский архитектор Ваган Каркарьян.

В условиях тотального контроля, жёсткой экономии и обесценивания профессии самарские архитекторы создали не один десяток произведений, которые достойно смотрятся в контексте мировой архитектуры. Сегодня же без надлежащего внимания и охраны произведения советского модернизма перестраиваются и уничтожаются. Среди местных утрат — кинотеатр «Самара» на улице Стара-Загора, на очереди уникальный элеватор на берегу Самарки. В результате реконструкции свой облик потеряли ДК «Звезда», Дом актёра, Областная библиотека, ОДУ, Дом быта «Горизонт» и другие.

Маршрут по городу можно посмотреть по ссылке Google Maps.

ДВОРЕЦ БРАКОСОЧЕТАНИЙ

Архитекторы: Алексей Герасимов, Ваган Каркарьян

Годы постройки: 1973–1983

О том, что нужно разработать советский обряд бракосочетания и строить храмы нового типа, ещё в октябре 1944-го писал в своём письме правительству начальник Главного управления учебных зданий Комитета по делам архитектуры при СМ СССР Андрей Чалдымов: «Храм — это не театр, не кино, не зал заседаний, а новый тип сооружения государственного значения, торжественно-монументальной архитектуры, с привлечением средств живописи, скульптуры, отражающих великие традиции народа и, в частности, героику Отечественной войны. Храм с его службами должен качественно отличаться от всех культурно-массовых мероприятий, проводимых до настоящего времени. В храме должна быть создана обстановка большой торжественности, серьёзности, сосредоточенности, углублённости».

Идею создать альтернативу церкви с её обрядами со временем взяло на вооружение партийное руководство страны. Первую попытку построить в Куйбышеве дворец бракосочетаний предпринял Ваган Каркарьян. В 1960 году молодой архитектор спроектировал здание на Волжском проспекте между Ярмарочным спуском и гостиницей «Волга», но очередная хрущёвская волна борьбы с излишествами не позволила проект реализовать.

На вторую попытку решились более десяти лет спустя. В 1973 году в статусе главного архитектора «Куйбышевгорпроекта» Карькарьян объявил внутриинститутский конкурс на проект ЗАГСа — заказ поступил от городских властей. Лучшим единогласно выбрали эскиз Алексея Герасимова — беспрецедентно смелое решение для Куйбышева тех лет. Каркарьян, выступавший соавтором проекта, некоторое время сомневался, удастся ли объяснить партийному руководству, что это.

Самарцы прозвали здание теремком, хотя уместнее было бы сравнить его с западноевропейскими модернистскими храмами. Самарский дворец бракосочетаний можно поставить в один ряд с такими произведениями, как Арктический собор в норвежском Тромсё архитектора Яна Инве Ховига (1964–1965). Чтобы избежать согласования проекта в Госстрое, здание оформили как объект бытового обслуживания, пристроенный к двум 14-этажным жилым домам. «Мы проектировали зал торжественной регистрации, а в чертежах писали: „зал для демонстрации мод“, — писал в своей книге „Самара — Куйбышев — Самара, или Три портрета одного города“ Ваган Каркарьян. — Комната жениха и невесты (необходимые для дворца бракосочетаний) назывались примерочными».

Читайте также  Архитектура в Кимрах

Главный объём с залом для торжественных обрядов спроектирован в виде устремлённых друг к другу пилонов. В нём можно увидеть как образ стремящихся друг к другу влюблённых, так и сложенные в молитве ладони. Пилоны облицованы анодированными алюминиевыми листами под золото, что отсылает к отечественным традициям церковного зодчества; в планировке использована форма креста, а витраж из прибалтийского цветного стекла, освещающий зал торжеств (художники Вячеслав Герасимов и Александр Нагнибеда), отличается от церковных аналогов лишь сюжетом. Одним словом, получился самый настоящий храм. Строительство дворца бракосочетаний затянулось на десять лет. Смелый проект никак не повредил авторам, напротив — на Всероссийском конкурсе лучших архитектурных произведений в 1984 году их наградили дипломом II степени.

ЗОНАЛЬНЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЪЕДИНЁННОГО ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМАМИ СРЕДНЕЙ ВОЛГИ

Архитекторы: Алексей Герасимов, Алексей Моргун

Дореволюционная архитектура Самары

pavroyal

Registered

Фотографии интерьеров самого неизвестного самарского памятника архитектуры федерального значения, в котором жила дочь Сталина

Автор: Евгений Нектаркин
ИСТОРИИ
13 МАЯ 2015, 14:561 005

Особняк Неронова, что находится на пересечении улиц Алексея Толстого и Пионерской, пожалуй, самый загадочный дом в старой Самаре. Несмотря на то, что это объект культурного наследия федерального наследия, никакой фактуры про этот памятник архитектуры в Интернете не найти. Ну разве что построен он в 1840 году и долгое время в доме располагалась редакция военных газет «За Родину» и «Солдат Отечества».

В распоряжении редакции ДГ оказались фотографии интерьеров этого интересного дома, исторические и архивные исследования, проведенные Институтом урбанистики при создании проекта зоны охраны этого объекта, выдержкой из которых мы поделимся.

Особняк на углу улиц Воскресенской (Пионерской) и Казанской (Алексея Толстого) был возведен в 40–х годах XIX века по проекту архитекторов Н.Г. Теплицына и Л.А. Волкова. Архитектура дома отражает господствующее в то время в эклектике стилизаторство. Фасад трактуется в стиле «ренессанс» с характерными очертаниями окон и штукатуркой стен под кладку из каменных блоков.

В то время это двухэтажное здание с подвалом принадлежало титулярному советнику Неронову. Дом имел 11 комнат и 6 печей, 21 его окно выходило на улицу, а 9 – во двор.

После череды перепродаж собственником дома в 1895 году становится С.П. Яковлев, который размещает по этому адресу Высочайше утвержденное Товарищество «Печатню А.С. Яковлева».

В 1895–1898 годы новый хозяин перестраивает каретник (удлиняет его и надстраивает второй этаж) под типографию и переплетную, а также возводит (по Воскресенской) каменную кладовую. В 1898–1899 годы архитектор Александр Щербачев производит перестройку типографии Товарищества.

13 октября 1903 года дворовое место в 17 квартале г. Самары, на углу Вознесенской и Казанской, вместе со всеми постройками переходит в собственность Шихобалова Петра Ивановича – купца, потомственного почетного гражданина г. Самары.

П.И. Шихобалов в 1905–1907 годы сносит часть построек вдоль восточной границы усадьбы, соединяет жилой дом с бывшим типографским корпусом – по Казанской, производит перепланировку внутренних помещений жилого здания и бывшей конторы Печатни.

После перестроек дом используется последним хозяином как основное место жительства. Перед Первой мировой войной Петр Иванович подводит к своему особняку водопровод, центральное отопление, канализацию, электрическое освещение.

В апреле 1918 года все дома братьев Шихобаловых были конфискованы, а к 1 января 1919 года трехквартирное каменное здание числится в муниципализированных. Постановлением Самарского Губисполкома № 45 от 20 августа 1922 года особняк передан в ведение Территориального Округа 34-й стрелковой дивизии. С середины 1920-х годов в угловом здании размещалось Окружное Военно-Ветеринарное управление ПриВО. После войны здесь расположилась редакция газеты ПриВО «За Родину» (ныне «Солдат Отечества»).

Во время Великой Отечественной войны в этом доме размещалась семья И. Сталина, эвакуированная из Москвы. Вот что пишет дочь Сталина Светлана Аллилуева в своей книге «Двадцать писем к другу»:

«Затем, опять же неожиданно, нас собрали и отправили в Куйбышев: долго грузили вещи в специальный вагон… Поедет ли отец из Москвы — было неизвестно; на всякий случай грузили и его библиотеку.

В Куйбышеве нам всем отвели особнячок на Пионерской улице, с двориком. Здесь был какой-то музей. Дом был наспех отремонтирован, пахло краской, а в коридорах — мышами. С нами приехала вся домашняя «свита» — Александра Николаевна Накашидзе со всеми поварами, подавальщицами, охраной, «дядькой» моим, Михаилом Никитичем Климовым, и няней. Ехала с нами и первая жена Василия — молоденькая, беременная Галя, и в октябре 1941 года она родила в Куйбышеве сына Сашу. Кое-как все разместились в особнячке. Лишь дедушка захотел остаться в Тбилиси — он уехал туда из Сочи и прекрасно провел там два года.

Дом наш был полон. Я ходила в школу в девятый класс, все мы слушали каждый день сводки радио. Осень 1941 года была очень тревожной…”

Стоит добавить, что в архивных документах не встречается упоминаний о каком-либо изменении фасада особняка на протяжении всей его истории, и можно с большой долей уверенности предположить, что внешний вид дома дошёл до нас неизменным с момента его постройки.

pavroyal

Registered

Дворянское гнездо. Особняк Аристарха Путилова

В 1775 г. в России был утвержден закон об организации дворянских обществ по губерниям. Дворянские Собрания были губернскими и уездными, обыкновенными и чрезвычайными. Обыкновенные созывались раз в 3 года. Продолжительность Собраний определялась по закону 15 дней, но с разрешения губернатора этот срок мог быть продлен. На Собрании имели право присутствовать все потомственные дворяне, но с правом голоса только те, кому исполнилось 25 лет, имели чин и орден, владели недвижимой собственностью. Первое губернское Дворянское Собрание состоялось в Самаре 18 мая 1851 года под председательством Аристаха Азаровича Путилова. На нем присутствовало 24 дворянина, которые приняли решение о проведении выборов в следующем году и назначили временно исполняющим должность предводителя дворянства Путилова.
Вопрос о приобретении собственного дома Дворянского Собрания был поставлен уже на втором заседании, состоявшемся 20 января 1852 г. Было принято решение поручить уездным предводителям дворянства подыскать дом и освидетельствовать его у гражданского губернатора на прочность.

Первым губернским предводителем дворянства был избран надворный советник С. П. Шелашников. Дворянское Собрание арендовало помещения для своих собраний у различных домовладельцев до 1853 г. включительно. Сначала арендовали дом купца Шабаева, потом переехали в дом купчихи А. А. Синягиной, потом к титулярному советнику Р. А. Данинбергу. В результате бесконечных переездов и склок купцов за право сдачи в аренду своих помещений для проведения Собраний, местные дворяне настолько устали и сникли, что пошли на далеко недешевую для них покупку собственного здания у их члена Аристарха Азаровича Путилова. Последний очень долго сопротивлялся, торговался, писал открытые письма в «Самарских губернских ведомостях» с жалобами, что «ласково отбирают мечту его семейства – собственное гнездышко». Но в итоге, корпоративные интересы возобладали над личными и дворянин Путилов все-таки продал свой особняк Собранию за 25 тысяч рублей еще на стадии строительства. Руководил постройкой здания сам главный архитектор города Андрей Иванович Мейснер. Помимо организации восстановления города после пожаров, руководства Самарской губернской строительной и дорожной комиссией, Мейснер был практикующим архитектором, создавшим наиболее значительные классические здания города в 50 – 60-е г. г. XIX века, в числе которых особо выделяется особняк Путилова или здание Дворянского собрания. Зодчий составил проект на постройку этого дома в 1851 году. Проект утверждался в Петербурге, так как по «Положению о губернских строительных и дорожных комиссиях» от 28 апреля 1849 года на строительство домов, имеющих больше семи окон по фасаду, требовалось специальное разрешение технического комитета при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий.

Дом занимал площадь в 102 кв. сажени и имел пристрой в 36 кв. саженей. В дворовой части он имел 3 этажа, а с улицы – 2. На первом этаже располагались интернат и пансион для детей малоимущих дворян, на втором этаже – зал для собраний и вечеров, канцелярия и кабинет предводителя, третий этаж занимала семья предводителя дворянства. Во дворе имелись каменные службы (погребицы), каретник.

Долгие годы к 11 утра сюда съезжались кареты, запряженные лучшими лошадьми. Высший свет собирался решать губернские дела. За последующие 50 лет здесь прошло 16 очередных и 22 экстренных заседания. В родословной книге Самарской губернии в 1851 году числилось 328 дворянских фамилий. Интересно, что даже враг дворянства Владимир Ульянов (об этом можно найти на любой страничке и-нета на данную тему) тоже побывал в этом списке в ранге самарского помещика, что говорит о стремлении Собрания записать в свои ряды любого дворянина из-за бедности и малочисленности собственных рядов.

Самарское Дворянское Собрание занималось не только внутрисословными проблемами, но и живо откликалось на события общероссийские. Например, во время Крымской войны (1853 – 1855 г. г.) самарское дворянство сформировало 12 дружин государственного ополчения. Проводились «выставки художников с диспутами». На обыкновенных Депутатских Собраниях проходили выборы на должности Предводителя дворянства, заседателей дворянства верховного земского и совестного судов. Решались вопросы, предложенные правительством, составлялись капиталы для сословных нужд.

А теперь собственные изыскания:

Но на самом деле все собрания кончались ходатайствами и написанием писем в правительство «о нелегкой службе дворянства». Все 16 и 22 экстренных заседаний кончались предложением местного дворянства открыть им от государства счет в банке. И, что удивительно, такой счет открывался. А кошельки бездействующих дворян наполнялись. Как писал Шелашников в «Городском вестнике»: «И сами кровососы, но сосать кровь для них заставляют других».

Примерно до 20% дворян после 1861 года открыли собственное дело и хорошо зарабатывали. Тот же Шелашников в селе Исаклы имел громадное производство растительного масла. И его масло знали и в Берлине, и в Женеве, и в Париже, и даже в Лондоне. Другие 80% дворян стали настоящими «нахлебниками» у государства, закатывали «не по средствам» пиры в Путиловском собрании, плясали на крыше особняка (об этом писало «Волжское слово»).

В 1911 году здание отремонтировали по проекту архитектора А. А. Щербачева и пристроили зачем-то ледник, который упоминается в реестре памятников архитектуры федерального значения за 1983 год отдельной строкой под номером 6310045003. Представьте себе, ледник для мяса и вина!

Я его не нашел. Думал вчера пойму, где хотя бы он должен быть — но нет.