Архитектура в Пензе

Архитектура в Пензе

По задумке, серия «Пенза историческая и современная» позволит ближе познакомиться с прошлым и настоящим наиболее интересных уголков города. Вы узнаете о самых старых зданиях Пензы, сохранившихся до наших дней, интересных фактах из их истории и современном состоянии. Материал будет сопровождаться большим количеством современных фотографий, а там где это возможно — и фотографиями прошлых лет.

С вечно оживленной улицы Кирова, недалеко от памятника первопоселенцу города, вниз под горку убегает малозаметная крутая и извилистая лестница, прикрытая сенью деревьев. Спустившись по ней, вы попадаете в какой-то другой мир, в котором замедлилось течение времени. Там, наверху — плотный поток автотранспорта, сотни людей на автобусной остановке, стандартный городской шум. Здесь же — почти деревенская тишина, узкая и кривая улочка со старыми деревянными домами и редкими прохожими. У истока этой улицы дома расступаются, образуя полукруг, в центре которого стоит недавно отреставрированная Преображенская церковь. Этот храм — самое старое из сохранившихся до наших дней здание Пензы.

История этой церкви берет свое начало в конце XVII века. В те времена непременной принадлежностью практически любого, сравнительно крупного поселения, составляли монастыри. В 1689 году у подножия крутого восточного склона горы, на которой располагалась деревянная Пензенская крепость, «по грамоте царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей» был основан Спасо-Преображенский мужской монастырь. Первоначально были построены деревянные кельи и церкви: в 1691 году — Преображенская, а в 1707 — Казанской иконы Божией Матери. В 1735 году вместо двух деревянных церквей началось строительство одного каменного храма во имя Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери, которое было завершено до 1750 года. Именно это здание, пусть и претерпевшее за прошедшие годы несколько перестроек, предстает вашему взору и сегодня.

В середине XVIII века в монастыре проживало 7 монашествующих, 7 человек белого духовенства и 12 отставных военных с семьями. Во владении монастыря находилась деревня Пензятка, насчитывающая 34 души. Помимо соборного Храма Преображения Господня, в 1738 рядом была построена новая деревянная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, а в 1756-60 гг. наверху, напротив крепости (то есть в районе улицы Кирова) была возведена каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1794 году, из-за неудобного местоположения, монастырь переводят на новое место – к Вознесенскому кладбищу, располагавшемуся за юго-восточной окраиной города. В связи с этим верхнюю, Тихвинскую церковь в 1796 году разобрали, использовав материал для постройки монастыря на новом месте. В советские годы не только новый монастырский комплекс, но и Вознесенское кладбище (на котором хоронили наиболее уважаемых жителей города) были полностью уничтожены. Сейчас на этой территории, находящейся между заводом «Пензмаш», железной дорогой и современным берегом реки Пенза у ее впадения в Суру, расположены многочисленные промзоны.

Но вернемся в самый центр Пензы, к Преображенской церкви. После переноса монастыря эту церковь оставили на прежнем месте — из монастырской она стала приходской. Основная часть здания храма была построена двухэтажной, причем этажи назывались, соответственно, нижней (зимней) и верхней (летней) церквями. Над центральной частью здания возвышается третий этаж, увенчанный пятью оригинальными луковичными главками. Окна церкви имеют килевидные наличники из фигурного кирпича. Верх летней церкви украшен так называемым поребриком, а также четырьмя парами наугольных полуколонн, опускающихся от поребрика. Завершается храм пятью оригинальными луковичными главками, увенчавшими возвышается над зданием третьим этажом.

Преображенская церковь в конце XIX века

Церковь имела три престола. В верхней церкви – главный, во имя Преображения Господня, в нижней церкви – во имя Казанской Божьей Матери и предельный – в память Усекновения главы Иоанна Крестителя. В 1861 году колокольню и храм перестроили, а в 1900 году были снова переделаны завершение колокольни и пятиглавие самой церкви.

В 1920-х годах началось наступление на церкви новой советской власти. Ряд церквей были переданы там называемым «обновленческим» общинам, не пользовавшихся доверием у народа. В отношение остальных церквей изыскивались самые разнообразные поводы, требовавшие их закрытия (кстати, одним из наболее популярных было нарушение противопожарных норм). Наконец, в сентябре 1931 года президиум Пензенского горсовета вынес постановление, по которому одним махом были закрыты Преображенская, Петропавловская, Рождественская, Покровская, Боголюбская и Мироносицкая церкви, а также еврейская синагога. Здание Преображенской церкви поначалу решили передать дирекции швейной фабрики для организации рабочего общежития (открыть его было намечено к 7 ноября того же года). Однако к этому времени было принято решение о подготовке к взрыву Спасского Кафедрального собора (располагался на Соборной, ныне Советской площади), в котором еще с 1924 года располагалось архивохранилище. В итоге в здание Преображенской церкви из Кафедрального собора был перемещен Государственный архив Пензенской области. В 1984 году, в связи с переездом областного архива на улицу Дзержинского, здание было отдано под книгохранилище Областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.

Реставрация Преображенской церкви. Начало 2000-х гг. Фотография с сайта Пенза православная

После закрытия Преображенской церкви верхняя часть колокольни была разрушена. Позднее с севера к основанию колокольни был сооружен двухэтажный пристрой, лишивший здание гармоничного вида.

В 1993 года церковь была возвращена Пензенской епархии РПЦ. 18 августа 1995 года здесь прошло первое богослужение. Одновременно развернулись работы по реставрации здания, которое в советские годы практически не ремонтировалось и было доведено до крайне печального состояния. К настоящему времени здание восстановлено в упрощенном виде, без колокольни.

Преображенская церковь. Вид от памятника первопоселенцу города

Преображенская церковь. Грузовик здесь стоит уже не первый год

Преображенская церковь. Восточный фасад

Говоря о Преображенской церкви, невозможно обойти вниманием место, где она расположена. От улицы Кирова оно отделено очень крутым склоном горы, подняться по которому тяжело даже по лестнице. Ввиду особенностей рельефа стоящие здесь дома не образуют строгую линию улицы, и на рубеже XIX-XX веков о них часто говорили (и даже писали в почтовых адресах!) просто как о домах «у Преображения». Тем не менее, на дореволюционных планах города извилистая дорога, выходящая от Преображенской церкви к перекрестку современных улиц Гоголя (Нижне-Покровской) и Замойского (Пушкарской), именовалась улицей Верхне-Преображенской. Затем она была переименована в улицу Гегеля. Однако, из-за соседства с похожей по написанию улицей Гоголя возникла путаница, и в 1953 году она была названа Гоголевским переулком. В начале XXI века этот переулок был официально переименован в улицу Спасо-Преображенскую (пожалуй, это единственная известная мне улица Пензы, которой возвращено почти первоначальное историческое название).

По Покровской церкви когда-то получила название и другая улица — Нижне-Преображенская, упоминаемая еще в документах 1782 года. С июля 1937 года она носит имя Салтыкова-Щедрина — русского писателя-сатирика, полтора года служившего в Пензе председателем казенной палаты.

Почтовая открытка начала XX века. Обратите внимание на адрес

К началу XX века застройка улицы представляла собой множество крепких деревянных частных домов, многие из которых отличались искусными резными украшениями фасада. Учитывая этот факт, а также изолированность территории вокруг церкви, окруженной с двух сторон крутым склоном, от остальной части города, в 1970-х годах пензенский архитектор Сергей Николаевич Еремеев предложил организовать здесь архитектурно-этнографический музей под открытым небом, посвященный деревянной архитектуре Пензы. А.Е. Щербаков, бывший тогда председателем горисполкома, идею одобрил, и был даже разработан проект музея-заповедника. В 1979 г. было принято решение облисполкома «О мерах по сохранению и использованию лучших образцов деревянного зодчества в г. Пензе и Пензенской области», которым предусматривалось организовать музей народной архитектуры, этнографии и прикладного искусства в районе улиц Салтыкова-Щедрина, Замойского и Гоголевского переулка. А композиционным центром музея должно было стать здание Спасо-Преображенской церкви (для располагавшегося там архива в это время уже начали строить новое здание). В том же году был утвержден перечень домов, подлежащих полному переносу в район проектируемого музея, перечень деревянных домов, которые оставлялись на месте с учетом их дальнейшего органичного включения в современную застройку, перечень очередных мероприятий для создания музея-заповедника под открытым небом. Увы, этим планам не суждено было сбыться.

В последние годы и в этой части города, старая застройка которой постепенно приходит в ветхость, стали происходить изменения. Высотных зданий здесь пока не возводят — зато среди старых домишек стали появляться дорогие коттеджи, подчас просто поражающие архитектурной безвкусицей.

Один из домов у Преображения, сохранившийся в первозданном виде

Конь-который-живет-на-крыше. Спасо-Преображенская улица

Объект Преображенская церковь
Год постройки 1735-1750
Координаты 53° 10′ 57» с.ш. 45° 01′ 02» в.д.
Адрес г. Пенза, ул. Спасо-Преображенская (Гоголевский пер.), 6-а
Транспорт Автобусы 1, 3, 7, 14, 21, 33, троллейбусы 2, 4, 5, 6, 7 до остановки «Библиотека им. Лермонтова»

UPD 16/03/2008: Добавлены сведения об улицах, поименованных в честь Преображенской церкви.

Читайте также  Архитектура в Волгограде

Архитекторы и архитектурные бюро Пенза, Пензенская область

Профессиональные архитекторы в городе Пенза, Пензенская область на Houzz

  • В пределах 100 км
  • В пределах 50 км
  • В пределах 25 км
  • В пределах 10 км
  • Любой рейтинг
  • По умолчанию
  • По кол-ву отзывов
  • По последним отзывам

Архитектурное проектирование, Архитектурные концепции, Градостроительное проектирование, Планирование общественных.

Архитектура, дизайн, градостроительная деятельность

МЫ КОМАНДА ПРОФЕССИОНАЛОВ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ОБУСТРОЙСТВА ДОМА

Архитектурный декор, скульптура на заказ, эксклюзивные декоративные элементы.

Проработка пространства с учетом всех ваших пожеланий. Вы получите фотореалистичные изображения, где будут внесены.

Придумаю и создам для вас самый лучший интерьер. Учту все ваши пожелания и требования. Подберу материалы и при не.

Пространство уюта и стиля 3d4u — это высокопрофессиональная студия дизайна. Наша основная деятельность — создание.

Дизайн интерьеров | декорирование | архитектурный дизайн | ландшафтное проектирование | консультации

Архитекторы и архитектурные бюро Пенза, Пензенская область: избранные отзывы

На этой странице мы собрали для вас лучших проверенных архитекторов и архитектурные бюро в городе Пенза, Пензенская область, которые помогут вам создать проект дома вашей мечты. Вы можете посмотреть портфолио архитектурных проектов, список предоставляемых услуг по архитектурному проектированию, почитать отзывы реальных клиентов и выбрать специалиста по душе.

Если вы уже знаете, чего хотите, важно найти специалиста, который поймет и разделит ваше видение и поможет воплотить его в жизнь. Если вы еще не определились, какой дом вы хотите построить или как изменить ваш дом, архитектурные студии помогут вам найти идеальный вариант. Чтобы путь от чертежа на бумаге до уютного дома не был долгим и тернистым, в деталях представьте себе желаемое. Обращайте внимание на понравившиеся примеры загородных домов, цветовые и композиционные решения, дизайн дверей, окон. В этом вам может помочь наш раздел с Фото частных домов.
Определитесь с размером дома с учетом места на участке под строительство и возможного роста семьи.

Где искать архитектурное бюро для проекта?

Часто мы пытаемся найти кого-то через знакомых, но этот вариант не всегда является гарантией успеха. Если вашему другу нравятся дома в современном стиле, а вам, например, в стиле шале, процесс работы с архитектором может существенно отличаться. Поэтому лучше искать специалиста на Houzz, где есть большой выбор архитекторов в городе Пенза, Пензенская область с портфолио и отзывами.

Если перед вами стоит выбор — обратиться в архитектурное бюро или к частному архитектору, имейте в виду, что бюро может дать больше гарантий качественной работы, но свободный специалист предоставит более персональный подход и плотное взаимодействие. Обсуждая проект, старайтесь максимально четко объяснить, какого результата вы хотите добиться, будьте дружелюбны и внимательны. Чтобы сотрудничество стало наиболее плодотворным, а результат, как минимум, не разочаровал, попробуйте научиться понимать чертежи и основную терминологию.

На что следует обращать внимание при выборе архитектора?

Если вы располагаете соответствующим бюджетом на архитектурное проектирование, обратите внимание на следующие детали:

  • Образование. Частный специалист должен быть архитектором по диплому (не дизайнером и не «любителем», овладевшим чертежной программой).
  • Портфолио и практический опыт. Хорошо, если в портфолио архитектора не только чертежи, планы и визуализации, а фото реальных построенных домов. Узнайте, сколько времени занял тот или иной заказ. Если в портфолио есть нереализованные работы, узнайте, что помешало их завершению. Общая стилистика работ будет прослеживаться в работах и поможет понять, близка ли она Вам и задумке будущего дома.
  • Перечень предоставляемых услуг и состав проекта. Необходимо заранее определиться, нужен ли вам дизайн интерьера дома, или вы хотите только архитектурный проект, включены ли услуги авторского надзора, подбора материалов. У многих архитектурных бюро в городе Пенза, Пензенская область есть свои дизайнеры и строительные бригады. Попросите пример выполненного проекта, рассмотрите его наполненность. Если вы уже знаете, кто будет строить Ваш дом, покажите такой пример прорабу, пусть он скажет, достаточно ли в нем информации.

Сколько времени займет поиск хорошего архитектора или архитектурного бюро?

Подойдите к выбору специалиста ответственно, ведь если вы не удовлетворены результатом, исправить положение будет не так-то легко. Поиск хорошего специалиста требует времени и терпения. Изучайте портфолио экспертов и не останавливайтесь на первом попавшемся вам бюро. Помните – все познается в сравнении, чем больше архитектурных проектов и готовых работ вы изучите, тем лучше у вас будет представление о том, что вам нравится, а чего лучше избежать.

Просматривайте профили лучших архитекторов в городе Пенза, Пензенская область — читайте отзывы, оценивайте портфолио и фото реализованных проектов домов и квартир на Houzz и легко связывайтесь с понравившимися вам специалистами, нажав кнопку “Написать”

Архитектура города Пензы

Архитектура любого города, в том числе и Пензы, непременно создает материально-организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества в тот или иной период.

К архитектуре относится облик зданий, сооружений, сами здания и сооружения собирательно.

Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства, но в тоже время, архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей, отражая при этом жизненные процессы.

Архитектура Пензенской области и самой Пензы выражена в народном зодчестве, различных архитектурных стилях, гражданской архитектуре, садово-парковой архитектуре.

В статье рассмотрим более подробно архитектурные стили, используемые при строительстве в г. Пензе.

Архитектурные стили

Барокко — стиль в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 18 в., отличавшийся декоративной пышностью, динамичными сложными формами и живописностью. На территории Пензенской области этот стиль представлен в основном зданиями, относящимися к православному вероисповеданию (церкви, часовни, монастыри), а также небольшим числом культовых сооружений мусульманской архитектуры (мечети). Располагавшиеся в Пензе богослужебные постройки других конфессий, относящихся к стилю барокко, либо утрачены (лютеранская кирха), либо изменили свой облик до неузнаваемости (польский костел, синагога). Частично барокко можно найти в интерьере и в первую очередь в оформлении иконостасов, поскольку этот стиль лучше всего отвечал стремлению к пышности и величавости внутреннего убранства храма.

Классицизм нашел свое яркое отражение в Пензенском регионе, в усадьбах дворцового типа, принадлежавших представителям самых высших слоев общества. Ярким образцом зрелого классицизма в Пензе является Архиерейский дом. Также классицизм в нашей области лег в основу новых генеральных планов, разработанных в соответствии с принципами регулярности. Эти планы предусматривали строительство на центральной площади административных зданий, выполненных в стиле классицизма, в Пензе это были наместнический дом и два корпуса присутственных мест.

Модерн, стилевое направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. В пензенских сооружениях наиболее ярким образцом этого стиля в его романтичной разновидности, является здание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков, Дворянский земельный банк был построен в Пензе в 1912 по проекту архитектора А. И. фон Гогена. Романтичные мотивы (увенчанный шпилем купол) заметны в сооруженном в 1911 доходном доме Кузьминых (ул. Горького, 37). Симметрию его главного фасада нарушает пристроенная на всю высоту здания часть, которую завершает криволинейный модерновый аттик, выглядевшего здесь совершенно случайным. Фасад доходного дома Слонимской Р.И.(ул. Московская, 54), построенного в 1914, отличает удивительная цельность при всей разнородности использованных в нем элементов, тяготеющих к стилизованным формам мавританской и готической архитектуры. (Снесено при реконструкции ул. Московской). К рационалистическому направлению модерна можно отнести два доходных дома того же времени –Вярьвильского Д.В. (ул. Московская, 17) и Кармазовой А.В.(ул. Кирова, 43), являющихся двумя разными отражениями одного и того же архитектурного образа. В них использована облицовка всей плоскости стен главного фасада белыми глазурованными и цветными плитками – прием, распространенный в позднем модерне, хотя применение изразцов для усиления выразительности зданий началось несколько раньше – в доме Сахаровой Н.П., построенном в 1906 на ул. Пешей (ныне ул. Богданова, 19). Здесь новый стиль заявил о себе разной формой окон, криволинейными очертаниями наличников, контрастным сочетанием штукатурных поверхностей и облицовочного материала. Противопоставление штукатурных элементов декора голубой изразцовой облицовке стены было использовано в доме Зверева Л.В.(ул. Богданова, 44), уникальность которому придавали выпуклые (дутые) стекла в окнах, а также в здании общества взаимного кредита (ул. Московская, 62), где в результате слияния модерна. с неоклассицизмом фасад получил строгость и уравновешенность.

Дом Вярьвильского Д.В. на ул. Московской в Пензе.1913

В деревянной архитектуре города также можно встретить отдельные включения модерновых элементов в традиционный облик. Это можно было наблюдать в павильонах ПКиО им. В. Г. Белинского, Лермонтовского сквера (оба утрачены) и в двери жилого дома по ул. Чкалова, 14. Особняком среди деревянных домов, испытавших на себе влияние модерна, стоял дом № 3 по ул. Ключевского, асимметричная компоновка упрощенных прямоугольных объемов которого предвосхитила дальнейшее развитие архитектуры в сторону конструктивизма.

Читайте также  Архитектура в Новом Свете

Неоклассицизм, ретроспективное направление в архитектуре, возникшее на рубеже 19–20 вв. в гражданском строительстве. В Пензе неоклассицизм можно видеть в таких строениях как Дом партпросвещения (1951), роддом (1954), ДК им. 40-летия Октября (1957), кинотеатр «Родина» (1958) и Дом Советов (1958).

Псевдорусский стиль, принятое наименование нескольких направлений в русской архитектуре 19 в., возникших в процессе поиска стиля, наиболее отвечающего национальному духу. В 1830–50-х гг. распространение получил официальный «русско-византийский» стиль, ознаменовавшийся строительством по всей России церквей по проектам Тона К.А. Примером русско-византийского стиля в Пензе является несохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский мужской монастырь (1848– 1862).

Бывший мясной пассаж,

В начале 1870-х гг. в гражданском строительстве возникает фольклорное направление «русского» стиля (упор на использование народных мотивов в декоративном оформлении зданий). Примером его служит Успенский кафедральный собор в Пензе (1895–1905, архитектор Старжинский А.Г.). Особо живописно в русском стиле выполнены кокошники Троицкого собора Пензенского Троицкого женского монастыря (1900–1910, архитектор Старжинский А.Г.); собор получил усложненную композицию за счет двух дополнительных шатров, помещенных между храмом и колокольней. К «чистым» представителям «русского» стиля можно отнести здание бывшего мясного пассажа в Пензе (1895– 1897, архитектор Семечкин В.П.). Русский стиль прослеживается в здании ж.-д. вокзала ст. Пенза-3 (1896). В конце 20 в. в культовом строительстве наблюдается новый поворот к «русскому» стилю, который рассматривается как выражение идеи национального возрождения России через обращение к православию. Ярким примером преемственности «русского» стиля является Крестовая церковь епархиального управления в Пензе (архитектор Борунов Д.А.).

Псевдоготика (неоготика), направление в архитектуре, получившее в конце 18 – начале 19 вв. широкое распространение в русском зодчестве, и в первую очередь в усадебном и садово-парковом строительстве. Нашла свое отражение и в пензенских сооружениях. Наиболее заметным проявлением псевдоготики является стрельчатое завершение проемов. Данное олицетворение можно наблюдать в жилых домах Пензы (Бакунина, 4), во 2-м корпусе Киселевской богадельни (Красная, 23), построенном на рубеже 1870–80-х гг. по проекту Рудкевича, где использовался еще один распространенный в псевдоготике прием – оформление углов здания расширяющимися кверху пинаклями, имитирующими башни средневековых замков. Были попытки использовать неоготические мотивы и в культовом строительстве, наиболее хорошо они вписались в архитектуру католического храма — польский костел в Пензе, мотивы исключительно гармонично, привнеся в застройку экзотические формы средневековья.

Польский костел, ул. Володарского, 32

Архитектура города в наши дни

В конце 1980–90-х годов происходили коренные изменения в архитектурной и градостроительной политике, закрепленные на уровне законов, предоставивших больше прав архитекторам в творческой деятельности при создании архитектурных объектов. В результате стали появляться здания с применением новых приемов формообразования. Строительство общественных зданий в данный период не носит массового характера, но оказывает существенное влияние на формирование пространственной среды городов и сел. Ярким тому примером служит здание Пензенского банка Сбербанка РФ (ул. Суворова).

На современном этапе Улучшение архитектурного облика города — одна из основных стратегических задач администрации Пензы. В городе регулярно появляются новые жилые кварталы, в перспективе их строительство будет продолжаться, Постоянно ведутся работы по улучшению внешнего вида зданий города, восстановлению их исторических элементов. Ярким образчиком этого служат работы по восстановлению Спасского кафедрального собора на Советской площади.

Статья написана с использованием материалов Пензенской энциклопедии: / Гл. ред. К. Д. Вишневский, сайта Пенза. Мост над рекой

boris_mavlyutov

Борис Мавлютов

Пенза. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности.

Город Пенза сравнительно молод (основан в XVII веке), поэтому не очень сильно известен в стране. По крайней мере, я, до поездки в него, знал только, что из его окрестностей привозят вкусные солёные грибы. Расположен он на юго-востоке от Москвы.
Хотя город и строился первоначально, как оборонительный пункт для защиты Отечества, боевые действия самой разрушительной нашей войны до него не дошли. Все разрушения исторической части Пензы осуществляли только время и руководство города. И хотя усердный городской чиновник может тоже немало порушить, его поражающая сила, всё-таки, пока ещё сильно уступает возможностям армии неприятеля. Потому в Пензе сохранилось немало старинных зданий и сооружений.

Состояние домов различное. От идеального,

включая помещение Законодательного собрания

и Архиерейский дом,

до требующего ремонта. Но таких зданий много в любом городе.

Образец местной резьбы по дереву

И неплохой орнамент на стенах каменных строений.

Зданий такого уровня покраски много. Оценку же может дать каждый сам.

На улицах встречаются различные транспортные средства.
От весёлых

до очень серьёзных

Видно (надпись на заднем стекле джипа), что в последние годы жители города предпочитают добираться до Берлина на более комфортабельном транспорте.

В городе достойный памятник бойцам, погибшим в локальных конфликтах.

А памятник Карлу Марксу считается самым первым в мире. Установлен в 1918 году. (Если загробная жизнь , всё-таки, существует, то теоретик непременно упомянет за это город в новой редакции одного из своих трудов).

В прошлом с городом были связаны имена многих известных людей. Они жили или учились здесь. Многим из них установлены памятники.
Денис Давыдов здесь больше поэт, чем герой войны. Изображён поэтому в гражданской одежде.

Был проездом в Пензе и Пушкин.

Здесь жил и работал М. Е. Салтыков-Щедрин.

А юный Миша Лермонтов, вообще, значительную часть детства провёл в этих краях. Приезжал он и потом. Местная библиотека названа его именем.

Во дворе ему поставлен интересный памятник.

Не удивительно, что в Пензе есть Литературный музей.

В городе стремятся к чистоте не только в языке, но и на улицах.

Поэтому человеку, привыкшему бросать мусор, где попало, надо хорошо подумать, прежде, чем ехать сюда.

В Пензе он может почувствовать себя некомфортно.

А то и вовсе сломаться нравственно, поймав на себе суровый, но справедливый взгляд после очередной попытки загрязнения.

Для решения бытовых проблем в городе есть специальная служба.

В красивом здании находится местная картинная галерея.

Музей одной картины. Экспозиция, как я понял, меняется.

Остатки старинных оборонительных укреплений.

Но эти укрепления не помешали, в своё время, войскам Степана Разина и Емельяна Пугачёва посетить город. В том месте, где стоял дом, в котором ночевал Емельян Пугачёв, установлен памятный камень.

Недавно сооружён Дворец водных видов спорта. Размер таков, что можно тренироваться на гребной лодке или яхте.

В новом строительстве много интересного.

Часть Пензы расположена на высоком холме, скорее даже, горе. Наверх ведут крутые склоны.

Пенза очень зелена. Но холм, вообще, сплошной парк. Поэтому в числе востребованных специальностей рубщики леса.

Деревья-то кругом вековые, поэтому дело движется медленно.

Всё это творится за спиной дедушки Ленина, обращённого по привычке лицом к народу.

Издалека видны купола храмов, расположенных на зелёном склоне холма. Чтобы добраться до них нужно немало идти вверх по территории кладбища. Но, судя по всему, не зря. Т.к. встретилось много посетителей, явно обращавшихся с просьбой о здоровье. Вот и моё восхождение было вознаграждено. Вскоре погода наладилась и засияло солнце.
Успенский кафедральный собор.

И недавно построенный рядом с ним Благовещенский храм-крестильня.

Пенза расположена на реке Суре. На берегу можно вкусно перекусить в одном из многочисленных кафе.

При этом не терять времени даром и почерпнуть необходимую информацию из рекламы, размещённой на противоположном берегу.

Т.к. принципы местной торговли могут быть очень интересны для покупателя.

Среди железобетонных конструкций, призванных сохранять береговую линию, чудом сохранился фрагмент прошлого.

Недалеко от берега находится местная мечеть.

Окрестности хорошо обозревать со смотровой площадки. Справа виден Преображенский храм мужского монастыря.

На ней установлен памятник Первопоселенцу.

В Троицком женском монастыре идёт ремонт.

А пешеходная зона в центре Пензы уже полностью готова.

Великолепен Драматический театр.

Интересны городские часы с кукушкой.

Как и многие здания вокруг.

Кто-то полез нарвать сирени.

Милиционер остановил симпатичную девушку за неправильный переход улицы (давно такого не видел). А может быть, он просто собирается сказать ей комплимент? А то и телефончик попросить?
Пожелать ему успеха?

ru

Регионы России

Страна глазами блогеров

Деревянная архитектура Пензы

Деревянная архитектура области представлена главным образом либо культовыми зданиями (церкви, часовни, мечети), либо жилыми домами городских, крестьянских и помещичьих усадеб. Архитектура Пензы коренным образом не отличается от губернских построек, возможно только в некоторых фрагментах строений будут прослеживаться различия в стилистической направленности, а также меньше сохранилось объектов оригинальной постройки.

Церкви города и области имеют, как правило, традиционную продольно- осевую композицию с храмом типа «восьмерик на четверике», ярким примером такого храма в Пензе является Собор Покрова Святой Богородицы, с 1989 года Покровский архиерейский собор Русской православной церкви, построенный в традиционном «русском» стиле.

Покровский архиерейский собор Русской православной церкви,

В период времени с 1991 года по 1994 года, в пригороде Пензы, в Ахунах, по проекту архитектора Борунова Дмитрия Александровича, стараниями начальника областного лесхоза Владимира Ивановича Березина, был построен Храм Николая Чудотворца Никольской церкви. Рубленная из дерева церковь представляет собой четверик, переходящий в восьмерик, который завершается шатром и украшен пятью главками на длинных шейках. Архитектура здания выполнена в традициях русского деревянного храмостроения. Именно постройкой этого Храма была ознаменована прерванная за годы советской власти преемственность в строительстве православных храмов на территории Пензенской области.

Храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского. (Никольская Церковь).

Жилые дома Пензы можно условно разделить на здания, типичные для данного региона, и сооружения, резко выделяющиеся на фоне рядовой застройки. Индивидуализация крестьянского жилища началась в конце 19 в., городского чуть раньше, с 1870-х гг., в результате проникновения в деревянное строительство пропильной резьбы, в которой особенно большое распространение получили растительные мотивы. На улицах Пензы можно встретить еще немало домов, украшенных деревянной резьбой. Среди них вершиной фантазии и мастерства является дом лесопромышленника С. Л. Тюрина (ул. Куйбышева, 45-а), в котором сейчас размещается Музей народного творчества – девятиоконный особняк с мезонином, весь покрытый деревянным резным кружевом.

Пензенский Музей народного творчества,

ул. Куйбышева, 45-а

К интересным памятникам деревянной жилой архитектуры Пензы относится дом надворного советника Г. М. Лысова (ул. Куйбышева, 15), построенный в середине 19 в., на главном фасаде которого можно видеть украшения, выполненные в редкой для Пензы технике объемной резьбы.

Успенский кафедральный собор в Пензе. 1905
ул. Куйбышева, 15

Примером воплощения в дереве приемов, характерных для каменного зодчества, является дом О. И. Копыловой (ул. Володарского, 9). Появившийся в начале 20 в., он обогатил деревянную архитектуру Пензы необычным сплавом народных традиций и принципов классицизма.

Дом по ул. Володарского, 9 после реконструкции Дом по ул. Володарского, 9 до реконструкции

Широкое использование в декоре деревянной резьбы порой придает дому такое своеобразие, что он становится произведением искусства, к примеру дом по ул. Гоголя, 33.

ул. Гоголя, 33

Интересно, что на улицах города можно встретить дома с одинаковым уличным декором:

два дома-близнеца на ул. Ключевского, № 24 и № 26. К сожалению дом 24 не сохранился.

То, что осталось от дома 26 по ул. Ключевского

дома по ул. Гладкова, 24 и ул. М. Кочетовка, 1 (ныне — в районе пересечение Плеханова и Пушкина). Дома представляют собой прекрасный образчик богатой деревянной резьбы.

Дом по ул. Гладкова, 24 Дом по ул. М. Кочетовка, 1 (стар. фото)

Однако большинство домов в Пензе запоминаются не столько своим обликом в целом, сколько отдельными фрагментами, среди которых представляют интерес чисто пензенские элементы. К ним, прежде всего следует отнести навершие оконного наличника с накладной конструкцией, напоминающей скворечник, которое можно видеть на домах, расположенных по адресам: ул. Гоголя, 14 и 20; ул. Урицкого, 58 (не сохранилось); ул. Революционная, 73 (не сохранилось); ул. Суворова, 82 и др.

Дом по ул. Гоголя, 14 Дом по ул. Суворова, 82

Специалисты-исследователи неоднократно отмечали наличие в Пензе собственной, своеобразной школы деревянного зодчества. По их мнению, лучшие пензенские образцы не уступают, а иногда и превосходят многие деревянные постройки в городах Среднего Поволжья.

Очень многие дома пытаются сохранить, Некоторые из них продают, в этом случае, купившему эти объекты, вменяют охранную грамоту с последующей реконструкцией и сохранением исторического облика и декоративного убранства. Ниже представлены фотографии некоторых домов города до реконструкции и после.

Дом по ул. Володарского, 11

Дом по ул. Володарского, 11

Дом по ул. Красная, 65 после реставрации.
Ресторан Кадриль Дом по ул. Красная, 65 до реставрации
Читайте также  Архитектура в Тюмени

Статья написана с использованием материалов Пензенской энциклопедии: / Гл. ред. К. Д. Вишневский.

Фотографии взяты из блога Старая Пенза.

Интересная подборка фото и материалов на странице друга old_penza, очень помогло при написании статьи.

Достопримечательности Приволжья

Топ достопримечательностей (729)

Казанская ратуша находится в центральной части города, на площади Свободы. Рядом находится здание Концертного зала им. С.Сайдашева и Театр Оперы и Балета им. М.Джалиля. Здание ратуши было построено в 1854 году.

Самая высокая точка Татарстана — 334,5 метра над уровнем море — это вершина горы Чатыр-тау, расположенной в семи километрах от города Азнакаево, единственного в Татарстане горного хребта. На географических картах гора часто обозначается хребтом, но по своему происхождению является останцем.

Светло-зелёное здание в стиле модерн на исторической улице Сызрани было построено в 1908 году для гласного Сызранского уездного Земского собрания Петра Васильевича Ревякина. П.В.Ревякин также был основателем первого в городе ломбарда и одним из трёх директоров «Товарищества Рельевских мельниц».

У подножья Чкаловской лестницы, на Нижневолжской набережной Нижнего Новгорода на огромном постаменте установлен катер «Герой», участвовавший в своё время в крупнейших войнах двадцатого века на территории СССР.

На юго-востоке Удмуртии, в месте слияния рек Белая и Кама расположена заповедная зона — природный парк «Усть-Бельск», созданный в августе 2001 года. Название парка дала центральная деревня Усть-Бельск, расположенная в самом живописном районе Каракулинского района.

Символ города Энгельса – бык-солевоз. И хотя монумент поставили относительно недавно (12 июня 2003 г.), история символа уходит далеко в прошлое. Когда-то соль ценилась на вес золота. Добывалась она обычно из соляных озер.

На живописном берегу реки Камы, в Нижнекамске находится место паломничества христиан и мусульман — Святой ключ во имя Николая Чудотворца. Посёлок Красный Ключ, в котором находится источник, давно стал частью города и одной из красивейших его достопримечательностей.

В Балтасинском районе Татарстана находится древнее озеро Кара-Куль, название которого в переводе с татарского означает «Чёрное озеро». Это название, по одной из легенд, произошло от плотно прилегающего к озеру густого леса, из-за которого вода в водоёме казалась чёрной.

Памятник зодчим Казанского кремля находится в сквере, разбитом у Благовещенского собора и Архиерейского дома кремля. Скульптурную композицию задумали как собирательный образ зодчих различных национальностей, строивших объекты кремля в разные эпохи.

Государственный природный заповедник «Присурский», находящийся на территории Батыревского, Яльчикского и Алатырского районов Республики Чувашии был образован в 1995 году с целью сохранения южнотаёжных долинных лесов, водно-болотных угодий, а также охраны редких видов флоры и фауны.

На приграничной зоне с Татарстаном, в Марийском крае, возле деревни Шарибоксад есть живописная достопримечательность — озеро Морской Глаз. Изумрудный цвет и круглые формы озера полностью подтверждают название красивейшего места северного склона Шаринских гор.

На подходе к Елабужскому городищу в 2007 году был установлен памятник основателю города — булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммаду. Авторами бронзового монумента, массой в пятнадцать тонн, стали: казанский скульптор Махмуд Гасимов, художник Фиринат Халиков и архитектор Марат Маскудов.

Памятник Мусе Джалилю, татарскому поэту и патриоту, находится у главного входа в Казанский кремль, недалеко от Спасской башни. Скульптура установлена в 1966 году. Авторами памятника были скульптор В.Е.

В окрестностях села Билярск Алексеевского района Республики Татарстан находится родник с целебной водой, являющийся местом поклонения адептов трёх религий с древних времён. Расположен Святой ключ в живописном лесу у подножья древней горы Хужалар-тавы (Гора-Хозяин).

12 апреля 1961года вблизи города Энгельса, Саратовской области, жители села Смеловка услышали взрыв в небе и увидели спускающиеся на землю два парашюта. Селяне тогда и не подозревали что стали свидетелями исторического события мирового масштаба.

Одно из первых мест посещения туристами Мариинского Посада является Государева гора, связанная с историей города. Сама достопримечательность расположена в восточной части города и представляет собой живописную гору с открывающимися панорамными видами на Волгу и город, у подножья которой находятся множество целебных родников.

Самым живописным местом Сызрани считается ландшафтный памятник природы регионального значения — урочище «Монастырская гора». Общей площадью более 190 гектар, Монастырская гора расположилась в Юго-Западном районе городского округа Сызрани, вплотную примкнувши зелёной зоной к жилому массиву.

На высоком берегу над слиянием двух великих рек — Оки и Волги — находится живописный Нижегородский кремль. Он стоит на высоком обрыве. Большой перепад высот между разными участкам его стен и башен делают его необычным.

Одно из живописных мест в окрестностях Тольятти расположено на левом берегу реки Волги, в 72 километрах от Самары: сеть озёр, негустой лиственный лес и ровные зелёные поляны — всё это территория Фёдоровских лугов.

Единственный уцелевший кремль на территории Самарской области находится у слияния рек Сызранки, Волги и Крымзы в городе Сызрани. Рядом с кремлём находится одна из древнейших церквей губернии — храм Рождества Христова.