Архитектура в Париже

Архитектура Парижа

Архитектура Парижа – это история, застывшая в камне. Под христианскими соборами здесь скрываются руины языческих храмов, а за домами в неоклассическом стиле угадываются призраки раннего средневековья. Изучать этот город можно бесконечно – любая улочка уведет вас в глубину веков.

Лютеция

Считается, что своим основанием Париж обязан кельтскому племени паразии, обосновавшемуся более 2000 лет назад на острове Сите. В 52 г. до нашей эры поселение захватила Римская империя, а к началу новой эры здесь уже возник город Лютеция, позже переименованный в Париж (по названию племени).

Римское владычество закончилось в конце V века. В 464 году территорией овладел король франков Хильдерик I. Его сын — Хлодвиг, решил перенести сюда свою столицу, и вскоре разросшийся город уже простирался по обоим берегам Сены.

Сегодня от времен Лютеции мало что осталось, разве что знаменитые арены – древнеримский амфитеатр на улице Монж, где когда-то лицедействовали актеры и сражались гладиаторы, да общественные бани – термы, ныне входящие в экспозицию музея Клюни.

«Это стиль Наполеона III!»

Облик современного города был задан в середине XIX века, когда по распоряжению выдающегося государственного деятеля и градостроителя барона Жоржа Османа, разрушались целые кварталы, а на их месте возникали новые широкие проспекты и выстраивались стройными линиями дома неоклассического стиля.

Пожалуй, самой выдающейся градостроительной заслугой Османа можно назвать прославленный оперный театр – Гранд Опера, или, как сейчас его называют французы – Опера Гарнье – по имени архитектора, Шарля Гарнье, выигравшего в 1861 конкурс на проект «Императорской Академии музыки и танца».
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что все дороги в Париже ведут к авеню Опера, где гордо возвышается резная шкатулка здания в стиле необарокко. С утра на его большой лестнице, отделанной великолепным белым мрамором, ожидают экскурсионные автобусы сонные туристы.

Компанию им составляют потрясающей красоты аллегорические статуи, а с высоты медного серо-зеленого купола за ними бесстрастно наблюдает мраморный бог, сотворенный Эме Милле. Творение Гарнье изобилует медальонами, бюстами, барельефами, колоннами и скульптурными группами. «Что это за стиль?» — капризно спросила архитектора императрица Евгения, больше благоговеющая к его сопернику Вьоле-ле-Дюку. «Это стиль Наполеона Третьего!», — не растерялся тот.
Внутри здание поражает роскошью. Зрительный зал самого большого оперного театра в мире на 1900 мест выполнен в форме подковы. Над его красно-золотым великолепием царит купол, расписанный Марком Шагалом. Воображение поражает также хрустальная люстра весом восемь тонн, подаренная французскому императору русской государыней Марией Федоровной.

Но, не смотря на свои огромные размеры, зал занимает только треть здания. В остальных 17-уровневых помещениях расположены современное сценическое оборудование для установки декораций, репетиционные залы и т. д. Туристам особенно нравится зеркальный салон — ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке.

Кажется, что в зеркале вот-вот промелькнет один из призраков, которые, согласно местным легендам, населяют театр, тем более что в нижней части здания располагаются пещеры, куда не попадешь без разрешения директора театра, и где обитал несчастный герой романа Леру – тот самый призрак оперы.

  1. Чтобы создать Эйфелеву башню, нужно было объединить в общей сложности 18 038 частей сварочного железа.
  2. За время строительства, несмотря на огромную высоту, разбился только один рабочий.
  3. Начиная со времени своего возведения с башни регулярно совершаются пряжки, а в 2010 году был поставлен мировой рекорд – Тай Крис совершил умопомрачительный прыжок на роликовых коньках прямо со второго этажа Эйфелевой башни.
  4. В 1912 году, один изобретатель придумал удивительное изобретение пальто-парашют, и решил опробовать его в деле. Для этого он поднялся на третью смотровую площадку башни, прыгнул вниз и погиб.
  5. Не смотря на достижения технического прогресса, Эйфелеву башню до сих пор красят при помощи обычных кистей. Удивительно, но факт – башня выкрашена сразу в 3 оттенка бронзы (от темного снизу, до светлого – наверху), но за счет перспективы, возникает иллюзия ее однотонности. Краску обновляют каждые 7 лет.
  6. Во время войны, прежде чем сдать Париж немецким оккупантам, французы сломали на Эйфелевой башне лифт. Это было сделано для того, чтобы захватчики не могли любоваться видом павшего города. Однако, врагов этот досадный факт не остановил, а Гитлер лично посчитал необходимым подняться на вершину башни пешком.
  7. Александр Густав Эйфель – тот самый человек, который в 1885 году создал внутреннюю структуру Статуи Свободы.

Ароматы Парижа

Неподалеку от Опера Гарнье на улочке Скриб располагается храм ароматов – знаменитый магазин и музей духов Фрагонар, построенный все в том же стиле Наполеона III. Здесь вы узнаете, какие духи любит Клаудия Шиффер, то, что во времена «Парфюмера» Зюскинда, оказывается, еще не умели делать настоящих стойких духов, увидите первые перегонные аппараты для производства парфюма и, конечно, получите возможность приобрести знаменитые ароматы в «фирменных» флакончиках, где они могут храниться 10 лет.

Но, конечно, Париж пахнет не только духами. Некоторые районы встретят вас «историческим» духом канализации — многие дома, как и 500 лет назад, не имеют канализационной системы и, кстати, центрального отопления. До сих пор парижане пользуются ночными горшками и топят камины.

Химеры и горгульи

Нотр-Дам – означает «богоматерь». Эта жемчужина готической архитектуры длиной 130 метров появилась 900 лет назад, а до того на ее месте стоял языческий галло-римский храм бога Юпитера, разрушенный и перестроенный в базилику Святого Стефана — первую христианскую церковь Парижа. Идея возведения Собора принадлежит епископу Морису де Сулину, а деньги на его строительство вносились всем миром — духовенством, королем, парижской знатью и мелкими буржуа.

Строить его начали прославленные средневековые архитекторы — Жан де Шель и Пьер де Монтрей. На протяжении 200 лет несколько поколений зодчих возводили это уникальное сооружение, сочетающее в себе воздушную раннюю готику с древним романским стилем Нормандии, и только в 1345 году оно приобрело законченный вид. Готическая легкость обманчива – крыша здания из 5 мм свинцовых плиток весит 210 тонн.

От большинства других соборов раннего средневековья Нотр-Дам отличают две совершенно уникальные одинаковые квадратные башни, каждая из которых возвышается над землей на 69 метров и имеет три этажа. На одной из них расположен самый большой колокол собора Эммануэль – его вес составляет 15 тонн. Драконовидные змеи — горгульи — служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен.

Их часто путают со знаменитыми химерами, установленными у основания башен. В отличие от горгулий, эти гротескные существа с обезьяним телом и крыльями летучих мышей, не несут практического применения, их единственная задача – напоминать смертным о земных грехах и грядущей расплате.

Легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве Нотр-Дам-де-Пари. Кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола.

Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть!

Замки поддались только после окропления святой водой. Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

Лувр и пирамида

Лувр воплотил в себе всю антологию французской архитектуры. Он возведен на месте замка. Архитектор Пьер Леско построил дворец в духе ренессанса, позже расширенный его приемниками — Лемерсье, Лево, Перро – последнему принадлежит красивейший восточный фасад с колоннадой в духе классицизма.

Здание достраивалось вплоть по 50-е годы 19 века, когда Луи Висконти и Эктор-Мартин Лефюэль пристроили к нему так называемый Новый Лувр (впоследствии картинная галерея). В 1791 декретом революционного Конвента Лувр был превращен в национальный художественный музей. Сегодня здесь можно увидеть знаменитую Джоконду, спрятанную от вандалов под стеклом и огороженную ленточками, а также противоречивое олицетворение античной красоты – Венеру Милосскую.

Туристы попадают в музей через стеклянную пирамиду в стиле модерн – выдающееся творение американского архитектора китайского происхождения Йо Минг Пея, поставившего своей задачей соединить небо и землю. Прототипом этого сооружения из стеклянных пластин толщиной 21 миллиметр, высотой 21,65 метра и общим весом 180 тонн послужило не что иное, как пирамида Хеопса.

Только на Монпарнасе

Администрация Парижа всегда была против точечной застройки и высотных зданий. Выбиться из общего ландшафта удалось, пожалуй, только башне Монпарнас, считающейся одной из лучших обзорных площадок города благодаря своей исключительной высоте – 210 метров. Только она предоставит вам возможность увидеть с высоты птичьего полета «железную даму» — Эйфелеву башню.

Архитекторы этого грандиозного проекта — Бодуэн, Дюбюиссон, де Ойм и Арреч. Овальная сигара здания с огромными окнами дымчато-серого цвета имеет 59 этажей, площадью порядка двух тысяч квадратных метров каждый. Представители делового мира разместили здесь свои офисы.

Читайте также  Архитектура в острове Крит

Библиотека Доминика Перро

Настоящий шедевр современной архитектуры, в свое время вызвавший шквал критики из-за модернистских тенденций – Национальная библиотека Франции, которая носит имя бывшего президента страны Франсуа Миттерана, открытая в 1996 году. Ее здание состоит из четырех башен-корпусов, удивительно напоминающих открытые книги и обрамляющих парк площадью в 12 тысяч квадратных метров.

Каждая из четырех башен имеет свое название – башня Времени, башня Законов, башня Чисел и башня Букв и Писем. Здесь хранится 30 миллионов книг и исторических документов. Автор этого удивительного комплекса – один из самых выдающихся современных архитекторов — Доминик Перро.

«Не что иное, как профанация»

«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной постройки есть не что иное, как профанация. »

Против чего же так протестовали Мопассан, Верлен, Леконт де Лиль и еще около 300 деятелей культуры? Конечно, их возмутила Эйфелева башня, построенная к парижской Всемирной выставке 1889 года.

Это грандиозное сооружение было смонтировано 250 рабочими в очень короткий по тем временам срок – 2 года, 2 месяца и 5 дней. Строительство башни обошлось в 7,8 миллионов франков, причем значительную часть этой суммы внес сам архитектор — Густав Эйфель. 31 марта 1889 состоялось торжественное открытие «бесполезной и чудовищной постройки».

В наши дни башню посетило более 250 миллионов человек. Сегодня на ней размещаются два всемирно известных ресторана – «Altitude 95» и «Jules Verne», а также несколько кафе. Кроме того, с Эйфелевой башни ведется трансляция целого ряда телеканалов.

Архитектура Парижа

Архитектура Парижа поражает своим богатством, разнообразием и красотой. В Париже вы найдете здания, построенные в различные эпохи и в различных архитектурных стилях.

От построек, оставшихся с древних римских времен до современных небоскребов квартала Дефанс – это все Париж.

Большинство сооружений, сохранивших средневековую архитектуру Парижа, носят религиозный характер. Это, отчасти, вопрос долговечности: ранние светские здания были построены с использованием горючих материалов — дерева и соломы, а культовые сооружения были построены из камня и простояли века.

Во Франции, как и в большинстве стран Европы, церкви эволюционировали через ряд стилей, начиная с романского. Одним из его признаков является традиционно широкий центральный проход или неф, как правило, окруженный узкими проходами с каждой стороны.

Если вы посетите церковь Сен-Жермен-де-Пре на одноименном бульваре, то увидите одну из немногих сохранившихся в Париже церквей романской формы. Ее строительство восходит к 10-го веку, но эта церковь до сих пор является действующей.

У входа в собор Нотр-Дам

Безусловно, первым из великих готических соборов был и остается великолепный Нотр-Дам де Пари, начало строительства которого относится к 12 веку.

Восшествие на французский престол короля Франциска I принесло огромную пользу искусству и архитектуре Парижа. Будучи большим любителем искусства, он окружил себя лучшими творческими умами того времени.

Он пригласил Леонардо да Винчи в Париж и нанял итальянских архитекторов для ремонта Лувра. Именно с этим королем связывается появление стиля Ренессанс в Париже.

Вы все слышали слово барокко, а в Париже легко увидеть, что этот стиль представляет собой на самом деле. Хотя барокко впервые появился в Италии в 1590 году, но достигло своего апогея во Франции 50 лет спустя в годы правления всемогущего Людовика XIV.

Король-Солнце использовал архитектуру для отражения своего политического влияния. Чтобы почувствовать это, достаточно посмотреть на роскошный Версальский дворец.

Стиль неоклассицизма, вошедший в моду в конце 18 века, оставил нам в наследие удивительные коллекции дорических, ионических и коринфских столпов на различных парижских зданиях.

Барон Осман в 19 веке оказался одним из самых успешных градостроителей Парижа. Его жилые дома определяют парижские стандарт, его канализация до сих пор работает, а его реорганизация городских бульваров позволила Парижу с его автомобильным трафиком вползти в 21 век.

Подъезд дома на авеню Рапп

Стили модерн и арт-нуво также широко представлены в парижской архитектуре.

А вот 70-е годы часто рассматривается как катастрофа для французской архитектуры. Это не совсем справедливо, хотя некоторые действительно ужасные ошибки были сделаны, в частности, уничтожение Les Halles в центре Парижа.

Центр Жоржа Помпиду вырос на площади, изменив своим ярким цветом и необычной концепцией ход развития европейской архитектуры. Это помогло сделать карьеру многим молодым архитекторам, которые пошли на создание фантастических зданий по всему миру.

Хотя здание центра Помпиду внешне радикально отличается от соседних своим футуристическим стилем, его высота не намного выше окружающего городского ландшафта.

Париж остается в значительной степени 7-8 этажным. Для того чтобы высокие здания не разрушали привычный парижский горизонт, был введен своего рода архитектурный мораторий в этот период.

Малоэтажный Париж остался нетронутым, а небоскребы были отправлены в La Defense, современный многоэтажный пригород сразу за Триумфальной аркой.

Можно еще долго-долго говорить об архитектуре Парижа, но для меня лично этот город в первую очередь ассоциируется с серыми семиэтажными домами, французскими балконами, причудливыми чугунными оградами, мансардами и крошечными французскими внутренними двориками, когда соседские окна порой находятся на расстоянии вытянутой руки.

Архитектура Парижа: 10 красивых зданий в стиле ар нуво

Здания парижских улиц настойчиво просятся на фотографии, что неудивительно, ведь французская столица очень фотогенична и кинематографична. Красота парижской архитектуры изумляет, завораживает, заставляет рассматривать не только известные во всем мире достопримечательности, но и обычные жилые дома, выстроенные вдоль центральных улиц и проспектов.

Облик современного Парижа определен османовскими зданиями, которые выросли здесь во второй половине XIX века в рамках масштабных градостроительных работ барона Османа. Именно тогда из средневекового Париж превратился в тот город, который мы знаем и любим сегодня.

Представляем 10 зданий Парижа в стиле ар нуво (модерн), архитектурная прелесть которых стоит того, чтобы прогуляться до них и полюбоваться.

Здание Лавиротта на проспекте Рапп

Одно из самых красивых и известных парижских зданий в стиле ар нуво. Совместная работа архитектора Жюля Лавиротта и художника-керамиста Александра Биго была завершена к 1902 году.

Здание Лавиротта на проспекте Рапп(фото: patrimoine-de-france.com) Здание Лавиротта на проспекте Рапп (фото: vismavieaparis.blogspot.com)

Замок (кастель) Беранже

Адрес: 14 rue La Fontaine, Paris 16ème

Это архитектурное сооружение стало работой Эктора Гимара, еще одного служителя классического парижского ар нуво. Он начал работать над ним в 1895 году в возрасте 28 лет. Проект был закончен спустя 3 года, и тогда это здание казалось весьма новаторским.

Замок (кастель) Беранже (фото: wikimedia.org) Замок (кастель) Беранже (фото: parisexpat2012.wordpress.com)

Отель Elysées Ceramic

Адрес: 34 avenue de Wagram, Paris 8ème

Еще одна работа дуэта Лавиротт-Биго. В 1904 году было построено здание в 8 этажей из монолитного железобетона, где 3 этажа облицовано обожженным песчаником.

Отель Elysées Ceramic (фото: pinterest.com) Отель Elysées Ceramic (фото: booking.com)

Отель Guimard

Адрес: 122 avenue Mozart, Paris 16ème

Отель был построен в 1909 году архитектором Эктором Гимаром, верным последователем выразительного стиля ар нуво.

Отель Guimard (фото: fabrice.terrasson.free.fr)

Здание Les Arums

Адрес: 33 rue du Champs de Mars, Paris 7ème

Здание ослепительной красоты, стоящее на Марсовом поле в Париже. Работа архитектора Октава Ракена.

Здание Les Arums

Здание профсоюза пищевой промышленности

Адрес: 12 rue du Renard, Paris 4ème

Архитектурная жемчужина французского стиля ар нуво, которая находится напротив Центра современного искусства Жоржа Помпиду. Сегодня здание занимает театр Ренар (Théâtre du Renard).

Здание профсоюза пищевой промышленности (фото: wikimedia.org)

Здание на улице Абвиль

Адрес: 14 rue d’Abbeville, Paris 10ème

Здание на улице Абвиль возведено в 1901 году по проекту архитекторов Александра и Эдуара Отан. Здание хорошо видно издалека благодаря облицовке центральной колонны керамикой Биго.

Здание на улице Абвиль (фото: parisontheme.blogspot.com)

Здание на площади Этьена Перне

Это потрясающее здание по проекту Альфреда Вагона было построено в 1905 году. Его архитектура воплощает все то, за что любят Париж с его аккуратными домами светло-бежевого цвета с коваными балкончиками.

Здание на площади Этьена Перне (фото: pinterest.com)

Здание теософического общества

Нетипичное для парижской архитектуры здание выглядит одновременно и мрачновато, и сказочно. Оно построено в 1915 году архитектором Луи Лефраном для теософического общества.

Здание теософического общества (фото: wikimedia.org) Здание теософического общества (фото: cezarykaminski.wordpress.com)

Здание Les Chardons

Адрес: 2 rue Eugène Manuel, Paris 16ème

Возведено в 1903 году архитектором Шарлем Кляйном совместно с керамистом Эмилем Мюллером. Здание построено из железобетона. Фасад в стиле модерн полностью покрыт желтой и зеленой керамикой.

Здание Les Chardons (фото: goldengrove/Flickr) Здание Les Chardons (фото: wikimedia.org)

Архитектура Парижа

Архитектурный облик Парижа можно охарактеризовать как элегантный и неповторимый: в его кварталах памятники разных эпох гармонично сочетаются друг с другом, создавая особую атмосферу города.

Античность и Средневековье

Современный Париж вырос на месте древнего поселения Лютеция, основанного кельтскими племенами в III веке до нашей эры, а затем завоеванного Древним Римом. С тех лет сохранилось очень мало памятников — руины терм Клюни (ныне входят в комплекс музея Средневековья) и амфитеатр «Арены Лютеции».

Читайте также  Архитектура в острове Менорка

В Средневековье Париж стал одним из крупнейших городов Европы: в XIV столетии здесь проживало 300 тысяч человек. В то время столица Франции представляла собой сложную разветвленную сеть узких извилистых улиц, застроенных многоэтажными домами из деревянных брусьев или камня (последние предпочитали богатые горожане).

На фоне бедных жилищ и узких грязных улиц особенно величественно смотрелись устремленные вверх готические храмы с богатой скульптурной отделкой и великолепными витражами. В этом стиле выполнен собор Сен-Дени, где находится усыпальница королей Франции, и Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), заложенный в 1163 году, но достроенный лишь в XIV веке.

Ренессанс и последующие эпохи

Франко-итальянские войны, проходившие в XVI столетии, не принесли Франции военных побед, однако познакомили парижских аристократов с культурой Италии эпохи Возрождения. Короли Людовик XII и Франциск I приглашали к своему двору известных итальянских скульпторов, архитекторов и живописцев, включая великого Леонардо.

Стараниями мастеров, Лувр, бывший ранее лаконично отделанной крепостью, превратился в роскошный, богато убранный дворец. Примеру монархов следовали и их подданные, которые также строили изящные особняки, образцом которых служит Карнавале, принадлежавший писательнице мадам де Севинье.

Работы по благоустройству города продолжались и в последующие века. Хотя короли Франции предпочитали радоваться жизни в Версале, в Париже строились новые жилые кварталы и величественные храмы, разбивались нарядные площади (Вогезов, Дофина), создавались парки, прокладывались новые улицы (Елисейские поля).

Революция в градостроительстве

Но этого было явно недостаточно. Наполеон III, занявший престол после многолетнего пребывания в Великобритании, был в ужасе от грязных узких улиц Парижа и нездоровой атмосферы, царившей в городе вследствие скученности домов, где проживало огромное число жителей.

Переустройство города король поручил своему верному соратнику Жоржу Эжену Осману, который в 1853 году занял пост перфекта департамента Сены. Барон энергично взяла за дело: вскоре Париж стал похож на разоренный муравейник – было снесено почти 80% жилого фонда столицы.

На острове Сите были практически полностью снесены кварталы жилых домов, вместо которых были воздвигнуты новые административные здания. Значительные изменения были внесены в планировку правобережья: при Османе была полностью закончено оформление улицы Риволи и площади Звезды, от которой лучами отходили 12 широких улиц.

Была созданная новая прямая ось север-юг, проходившая по Севастопольскому бульвару и бульвару Сен-Мишель, расширены и модернизированы Большие бульвары, проложенные еще при Людовике XIV, к которым были добавлены новые бульвары Ришар-Ленуар, Осман и другие. Улицы застраивались пяти- и четырехэтажными жилыми домами с фасадами из светлого камня, определенные требования к параметрам зданий предъявлялись также при строительстве частных особняков.

Деятельность барона не ограничивалась переустройством улиц: при нем были выстроены девять мостов через Сену, разбиты живописные парки Бют-Шомон, Монсури, Винсенский и Булонский леса. Стараниями градостроителями в городе были проведены водопровод и канализация, высажены деревья, устроены фонтанчики с питьевой водой.

Именно при Османе Париж приобрел современный облик с широкими комфортными бульварами и авеню, обильно украшенными зеленью и цветами.

Новое время и современные проекты

Уже после смерти Османа облик Парижа был дополнен двумя архитектурными доминантами: в 1889 году к Всемирной выставке была сооружена «железная дама» — 300-метровая Эйфелева башня, а к 1914 году на холме Монмартр был воздвигнут белоснежный собор Сакре-Кер, выполненный в византийском стиле.

Масштабные проекты по переустройству Парижа были предприняты и во второй половине прошлого века. В 1969-1972 годах была выстроена башня Монпарнас высотой 210 метров, которая является самым высоким небоскребом в пределах французской столицы.

В 1977 году состоялось открытие Центра Помпиду, где помещается Музей современного искусства, огромная библиотека, концертные и выставочные залы, исследовательский центр. Первоначально публика настороженно отнеслась к необычному дизайну здания, больше похожего на нефтеперегонный завод. Однако очень быстро горожане и туристы привыкли к оригинальному строению, которое сейчас является одним из самых популярных достопримечательностей города.

Символом нового Парижа считается деловой квартал Дефанс, в небоскребах которого размещаются многочисленные офисы и штаб-квартиры известных компаний. Самым знаменитым строением этого архитектурного ансамбля является Большая арка, которая находится на одной оси с двумя другими знаменитыми арками Парижа – Карузель и Триумфальной. Монументальное сооружение в форме куба высотой 112 метров отделано пластинами из специального стекла с отделкой белым каррарским мрамором и серым гранитом.

Архитекторы не только создают новые здания, но и дают новую жизнь старым сооружением. Блестящим примером служит музей д’Орсэ, открытый в 1986 году в пространстве заброшенного железнодорожного вокзала.

Современная архитектура Парижа в исторической среде

Деловой квартал > Современная архитектура Парижа в исторической среде

Трудно было найти в ХХ веке более традиционного француза и парижанина, хранившего абсолютно консервативные привычки, преклонявшегося перед историей своей страны и ее архитектурными памятниками, чем генерал Шарль де Голль. Когда он вторично пришел к власти в 1958 году, то одним из его первых дел по обустройству своей резиденции была перестройка павильона в саду для часовни, где глава государства и его близкие могли присутствовать на ежедневной мессе. И в то же время не менее трудно назвать человека, в такой степени, как Шарль де Голль, готового на самые смелые и неожиданные поступки ради величия Франции, причем не только в политике, но и в архитектуре. Шарль де Голль боготворил историю Парижа, однако именно он в качестве президента Франции положил начало так называемым «большим проектам», благодаря которым современная архитектура Парижа претерпела значительные перемены. В его честь был построен крупнейший аэропорт Франции Шарль-де-Голль.

Его примеру последовали преемники – президенты Жорж Помпиду, Валери Жискар д’Эстен и особенно активно – Франсуа Миттеран. Каждый из президентов второй половины ХХ века стремился, вслед за де Голлем, оставить монументальный след в архитектуре Парижа – вступить в диалог с историей и обеспечить о себе память, которую не способны искоренить перемены политической моды. Первым из «больших проектов» был создан по инициативе де Голля район Дефанс. Это было сделано и с наибольшим размахом, и с особенным тактом, и с использованием значимых исторических символов. Для огромного комплекса, которому предназначалось стать новым деловым центром Парижа, задыхавшегося от недостатка конторских и коммерческих зданий, выбрали место, находившееся официально вне границ города, за Сеной, на ее левом берегу.

Здесь планировалось построить «парижский Манхэттен» с небоскребами, которые должны были превзойти американские. Во всяком случае, де Голлю хотелось создать зримый символ процветающей великой державы. И в то же время Дефанс стал плотью от плоти Парижа. Его построили точно на продолжении главной градостроительной оси города, проходящей через Лувр, площадь Карусель, проспект Елисейских полей, площадь Звезды, теперь переименованную в площадь Шарля де Голля. Эта срединная линия «читается» не только в плане города: на закате солнце в определенный момент оказывается в просвете триумфальных арок на площади Карусель и площади Звезды, прославляющих победы Франции. И через арку на площади Звезды можно увидеть подсвеченный закатным солнцем силуэт почти симметрично разделенных на две группы небоскребов Дефанса. По замыслу де Голля, Дефанс должен был стать не просто современным районом, но, скорее, образом города будущего. В его мечте было немало утопических черт, которые большая группа архитекторов (во главе с Бернаром Зерфюссом и Робертом Камело) стремилась воплотить в жизнь. Здесь предполагалось полностью разделить «мир машин» и «мир пешеходов», сделать большую часть Дефанса предназначенной только для людей. В этом проекте получила осуществление одна из «великих утопий» современной архитектуры – создание полностью искусственной среды обитания людей, «второй природы», зоны «тотального дизайна». Для этого район был поднят на гигантскую многослойную бетонную платформу, внутри которой стал быстро развиваться подземный город с тоннелями для автострад, метро, поездов регионального экспресса, связывавшего Париж с дальними пригородами и аэродромами, с залами для торговых комплексов, ресторанов, выставочных помещений. Пять этажей этой структуры соединили переплетения лестниц, пандусов и эскалаторов. Под землей разлилось целое море «электронного супа» – всевозможных фонарей, указателей, светящейся рекламы – движущееся, говорящее, сверкающее, гаснущее и загорающееся вновь. Наверху же, на бетонной поверхности, поднялись небоскребы.

Геометрически четкие объемы башен закованы в темное, непрозрачное снаружи стекло. Они меняют цвет, отражая в зеркальных гладях лучи солнца и проплывающие по небу облака. Искусственная среда, как бы целиком составленная из гигантского набора конструктивных элементов, переплетения стальных ребер, панелей, пилонов, оказывается все же подверженной воздействию природы.

За счет многочисленных отражений в солнечный или дождливый день Дефанс воспринимается по-разному. Важно то, что этот район не мешает Парижу. Его структура, «надетая» на главную ось города, продолжает градостроительный смысл, но не вторгается в историческое тело французской столицы. Великолепная панорама города открывается с верхней площадки завершающего Дефанс здания-арки, созданной по проекту победившего в международном конкурсе датчанина Йогана-Отто фон Спрекельсена, реализованному к 1989 году, 200-летнему юбилею Великой французской революции, под руководством Поля Андре. С именем президента Франции Жоржа Помпиду связывается рождение принципиально иного диалога старого и нового в Париже, хотя в большей степени на этот процесс повлиял знаменитый писатель и политик, министр культуры Франции той эпохи Андре Мальро.

Читайте также  Архитектура в Нормандии

Вместе с президентом они решили создать Центр современного искусства и разместить его в самом сердце города. Это здание вошло в историю архитектуры под именем Центра имени Жоржа Помпиду. Победителями международного конкурса на проект этого сооружения стали итальянец Ренцо Пиано и британец Ричард Роджерс, которые благодаря ему приобрели всемирную славу. Они создали предельно радикальный образ, отказавшись от привычных черт любого современного архитектурного стиля, в том числе и в духе Гропиуса или Ле Корбюзье. Парижане сразу же после возведения здания прозвали его «нефтеперегонным заводом». Пройдя от площади Вогезов, помнящей веселого и великого короля Генриха IV, через сохранивший планировку и множество особняков XVII и XVIII столетий квартал Маре, выйдя из переулка, упираешься в ярко раскрашенную, состоящую из переплетенных труб «спину» здания Центра имени Жоржа Помпиду. Контраст ужасающий. По всем правилам реконструкции исторических городов, возведение подобного авангардного сооружения в старинной части города – преступление. Однако в Париже на это предпочли закрыть глаза, потому что здание получилось талантливое. Это была победа над безликостью архитектуры 1970-х годов, а победителей не судят. И действительно, фасад огромного сооружения оказался обращенным к старинным домам и переулкам квартала Маре невиданно плотным переплетением ярко раскрашенных труб, служащих для водопровода, канализации, вентиляции и т.д.

С другой стороны сооружения сеть металлических опор вынесена вперед, и лишь за нею видны стеклянные стены, которые перерезает зигзаг туннеля самодвижущейся лестницы. Казалось бы, совершенно немыслимо строить нечто подобное рядом с прославленными памятниками старины, но когда смотришь на Центр имени Жоржа Помпиду, об этом забываешь. Контраст его авангардных форм и исторических зданий столь велик, что сопоставление становится бессмысленным. Правда, в градостроительном отношении такт все же был соблюден, и это очень важно: новое сооружение практически не затрагивает традиционного силуэта города и по масштабу близко к размерам обычного квартала. Но главное, архитекторам удалось создать объект очевидно талантливый, увлекательный, интересный, который обогащает Париж, насыщает неординарной современностью исторический «текст» великого города. Преступление против сохранения старины стало удачей, превратившись в один из самых ярких символов Парижа.

В конечном итоге этот успех всегда зависит от качества архитектуры. Возведенный вслед за Центром имени Жоржа Помпиду и неподалеку от него торговый центр «Форум-де-Аль» оказался ошибкой, повредившей облику столицы Франции. Его построили на месте знаменитого старого рынка съестных припасов – «чрева Парижа», существовавшего со времен Средневековья, а в XIX столетии перекочевавшего в многочисленные павильоны, созданные из металла, вошедшего в моду после возведения Эйфелевой башни. Сломав все эти замечательные постройки, в «Форум-де-Аль» попытались использовать формы постмодернизма, якобы для того, чтобы с помощью «цитат» из прошлого вроде готических арок или элементов классического регулярного сада связать историю и современность. Получилось как-то пусто, вяло, «беззубо». И прошлое проиграло, и современность, не выразив себя в яркой форме, оказалась несостоятельной перед лицом архитектуры ушедших эпох. С приходом к власти Франсуа Миттерана положение изменилось. Пресса стала называть Париж «столицей республики фараонов», настолько президент был увлечен запечатлением в формах зодчества эпохи своего правления. А этим ироничным названием город обязан, в первую очередь, знаменитой «Пирамиде» Лувра. Реконструкция Лувра была неизбежной в связи с развитием самого музея, изменением и усложнением его функций, желанием хранителей коллекций показать публике возможно больше (ведь в музеях такого уровня, как Лувр или Эрмитаж, открыты для обозрения всего 3–5% экспонатов).

Из дворца изгнали Министерство финансов Франции, занимавшее почти половину комплекса, были перекрыты два световых двора, благодаря чему на огромных площадях разместились собрание французской скульптуры и находки археологов. Главные «архитектурные события» развернулись под Лувром. Были проведены раскопки на большую глубину, и оказалось, что фундаментом дворца XVI–XVII веков служит нижняя часть средневекового замка, сохранившаяся на несколько метров в высоту. Теперь посетители могут обойти вокруг подножия Лувра XV столетия, раньше скрытого от всех. Подземная часть музея расположилась также под огромным внешним двором комплекса и площадью Карусель.

Здесь находятся магазины сувениров и антиквариата, разнообразные кафе и рестораны, обширные технические помещения и, главное, центральный распределительный вестибюль, благодаря которому посетители получили возможность легко попасть в любую часть музея. Лувр приобрел иной уровень технического обеспечения и комфорта для приходящих в него людей. Над вестибюлем, на поверхности земли, по проекту архитектора Йео Минь Пея была построена стеклянная «Пирамида» со стальным каркасом, в которой находится главный вход в музей. Прозрачность и легкость «Пирамиды» должны были бы смягчить контраст ее геометрических поверхностей и исторических форм старого Лувра. Но этого не происходит. Вне зависимости от того, с какой стороны на нее смотреть, «Пирамида» концентрирует на себе основное внимание. Она стала центром и едва ли не главной архитектурной достопримечательностью Лувра, затмив собой наследие прошлых веков. Как и в случае с Центром имени Жоржа Помпиду, это неправильно по всем международным законам реконструкции исторических городов и зданий. И в то же время – несомненная удача. Талант архитекторов и их сдержанность, решение поднять над землей лишь крошечную часть нового Лувра обеспечили возможность добавить свое произведение к красотам, художественным богатствам и эксцентричным выходкам Парижа.

Сочетание «Пирамиды» и подлинных памятников показывает один из возможных вариантов будущего развития нового зодчества в исторической среде. К концу ХХ столетия относится и целый ряд других «больших проектов» – создание Оперы на площади Бастилии, Института Арабского мира на берегу Сены, неподалеку от острова Сите, идея строительства новой Национальной библиотеки Франции, законченной уже при президенте Жаке Шираке. Однако эти сооружения не повлияли так существенно на облик Парижа, как Дефанс, Центр Жоржа Помпиду и «Пирамида» Лувра. Как и многие другие, они остались просто новыми зданиями в старинном городе, которые не обогащают его облика и не вступают в активный и принципиальный диалог с прошлым. Пример Парижа второй половины ХХ века показывает, что самое худшее для исторического города – это безразличие к нему. Главная опасность заключена не в современной архитектуре Парижа, пусть даже резко выделяющейся из традиционной застройки. Нельзя допустить, чтобы высокие эстетические качества урбанистической среды прошлых веков вытеснила современная дешевая бездарность. Париж на протяжении многих столетий остается одной из великих художественных столиц мира именно потому, что постоянно накапливает выдающиеся произведения зодчества. Сегодня, так же как в XII или XVIII столетиях, столица Франции сохраняет в неприкосновенности традицию, обеспечивающую ей вечные привлекательность и престиж, – следование самой высокой архитектурной моде каждого века и концентрацию шедевров всех эпох, включая и наше время.

Памятники архитектуры Парижа

  • 1 .
  • 1
  • из 1

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Восстановление пароля
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Mail.ru
  • Новый пользователь?
  • Уже зарегистрированы у нас?

Старейшее интернет-издание для деловых путешественников, представляющее информацию, необходимую для планирования командировок, отпусков, всевозможных путешествий и поездок. На сайте представлена информация по разделам: города и страны, регионы, села и поселки, посольства, авиа и жд расписания, такси, гостиницы, отели, пансионаты, хостелы, мини-гостиницы, рестораны, кафе, клубы, сауны, театры, музеи и многое многое другое. Подробнее

  • Новости
  • Отзывы о нас
  • Фотогалерея
  • Сувениры
  • Люди
  • Бланки

12.06.2020 Теперь возможно искать отели, квартиры и частные дома по расстоянию до моря или любого водоема! Читать далее

  • О сайте
  • Напишите нам
  • Нашли ошибку?
  • Добавить объект

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Составьте заявку и мы найдем гостиницы, которые смогут её выполнить. В ответ гостиницы отправят вам предложения и вы сможете выбрать наиболее привлекательное.

  • Для продолжения необходимо
    зарегистрироваться или войти →

Вы можете попробовать изменить параметры запроса.

По вашему запросу нашлось [Загрузка карты. ] , рекомендуем ограничить область поиска .

Заполните оставшиеся данные, чтобы отправить заявку сразу во все найденные гостиницы. В ответ они пришлют предложения вам на почту или свяжутся по телефону.

ВНИМАНИЕ! Если в течении 5 минут Вы не получите письмо о подтверждении заявки, проверьте пожалуйста свой ящик СПАМ. Если письма от нас нет, значит Вы указали неправильный электронный адрес.