Архитектура в острове Крит

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура Крита и Микен

История и культурные традиции Древней Греции много веков подряд были известны лишь благодаря мифам и легендам. И только в конце XIX века в Трое, Микене и Тиринфе были проведены раскопки под руководством Шлимана.

За двадцатилетний период работы археологами было сделано множество уникальных находок. Были найдены образцы древнегреческого искусства, датируемые первой половиной II тысячелетия до нашей эры. Найденные произведения принадлежат микенской культуре.

В начале XX века А. Эвансом была открыта культура еще более раннего периода — критская. В некоторых научных источниках можно встретить второе ее название — минойская, которое она получила от имени легендарного царя Миноса.

Дворец Миноса в Кноссе

В составе древнегреческого государства входило множество мелких островов, а также Крит с городами Кносс, Фест, Триада и отдельные города — державы Микены, Тиринф и Троя.

Микены

Во II тысячелетии до нашей эры искусство и культура греков достигают высочайшего уровня. Формируются своеобразные и самобытные традиции искусства эгейского мира, которые в будущем станут классическими образцами для подражания многих поколения потомков. Древнюю Грецию большинство ученых считают первой зрелой европейской цивилизацией в истории человечества.

Строительное искусство Крита

В первой половине II тысячелетия до нашей эры остров Крит был одной из богатейших морских держав. На его территории были построены города с прекрасными дворцами и жилыми домами для горожан высотой в три этажа. К древнейшим из сохранившихся шедевров архитектуры можно отнести дворец царя Миноса в Кноссе.

Дворец царя Миноса в Кноссе

На острове практически невозможно найти крепостей или фортификационных сооружений. Это объясняется тем, что Крит имел полное господство на море благодаря наличию многочисленного и сильного флота.

В 1650 году до нашей эры произошло разрушительное землетрясение. Однако с течением времени города были восстановлены из руин и отстроены заново. В этот период огромную популярность приобретают виллы — просторные и удобные дома для проживания всей семьи в сельской местности.

Внутренняя планировка древнегреческого дома поражает своей изысканностью и комфортом. В самом центре постройки был расположен обширный зал прямоугольной формы — так называемый » мегарон», потолок которого поддерживали четыре столба или колонны. Ученые считают, что именно мегарон лежит в основе конструкции греческого храма.

Дворцы были обширными в плане и сложными сооружениями высотой в несколько этажей. В центре плана располагался просторный двор, окруженный жилыми помещениями и святилищами. Подобная особенность дворцов эгейского периода объясняется тем, что самостоятельные культовые постройки в те времена не строились.

Дворцовые комплексы в плане не были симметричными, но при этом имели очень сложную внутреннюю планировку помещений, огромное количество лестниц и переходов. При этом в каждом дворце были созданы все условия для комфортного проживания правителя и его семьи. Были оборудованы роскошные ванные комнаты, имелся водовод и канализация.

Интерьер дворцов был оформлен весьма роскошно. Особенно богатым убранством отличались входные части зданий и лестницы в окружении стройных колонн. Эту особенность мы имеем возможность наблюдать на примере дворца в Кноссе.

Колонны Кносского дворца

Огромный царский дворец в Кноссе много раз перестраивали, однако изначальные особенности планировки не изменялись. Так, главным композиционным центром всегда оставался большой двор, к которому с западной стороны примыкали многочисленные помещения для приема гостей.

В восточной части помещались жилые покои самого правителя, а также большой колонный зал и лестницы. В более поздний период греки называли руины этого сооружения » лабиринтом», и на основе грандиозной постройки возникла легенда о лабиринте Минотавра, нити Ариадны и смелом Тесее.

С культурой Крита связано дальнейшее развитие микенской культуры, которая датируется периодом с 1500 до 1200 гг. до нашей эры. В связи с нарастающим давлением со стороны греков жители острова переселяются на материк, где в дальнейшем были сооружены отлично укрепленные защитные сооружения — это крепости Тиринф и Микены.

Тиринф

В этот период строительство фортификационных сооружений становится жизненно важной необходимостью. В процессе постройки крепостей зачастую применялась кладка из крупных необработанных камней. Подобный способ кладки называли » циклопическим», потому что сами греки впоследствии поверили в том, что стены крепостей толщиной в несколько метров были построены гигантскими мифическими циклопами, но никак не их соотечественниками.

Микенская архитектура

Микенская культура достигает своего наивысшего расцвета после 1450 года до нашей эры, то есть в период разрушения дворца в Кноссе. К этому времени Микены достигли господства над всей эгейской областью, налаживают торговые связи с другими удаленными державами Средиземноморья и создают там свои колонии.

В отличие от роскошных, свободно стоящих построек Крита, поселения Микена являются грамотно продуманными и прекрасно укрепленными крепостями. Так, Тиринф и Микены во второй половине II тысячелетия до нашей эры представляют собой грозные фортификационные сооружения, за прочными стенами которых был надежно укрыт дворец правителя. Крепостные стены сооружались из каменных блоков, пригнанных друг к другу так плотно, что создавалось полное впечатление монолитной поверхности.

Однако общие черты в архитектуре Крита и Микен все же присутствуют. Это уже известный мегарон, в центре которого был расположен очаг. Подобное внутреннее помещение выполняло функции зала для пиршеств. К нему вели многочисленные коридоры, колонные портики и пропилеи. Во внутреннем оформлении интерьера ключевую роль играли фрески — ими были расписаны стены комнат дворца.

Особого внимания заслуживают гробницы с круглыми подземными камерами, перекрытые ложным куполом, образованным за счет того, что каждый следующий ряд каменной кладки выступает над нижним.

Такая же конструкция характерна и для ложных сводов, которые перекрывают крепостные сооружения и коридоры в Тиринфе. Наиболее известной из гробниц является Сокровищница Атрея, расположенная недалеко от Микен. Диаметр сооружения составляет 14 метров, при этом высота купола достигает 13 метров. Вход в гробницу осуществлялся по длинному коридору, образованному колоннами с богатым орнаментом и перемычкой сложной конструкции.

Стены и пилоны, а также колонны трехчастного деления ( состоявшие из базы, ствола и капители) выступали в качестве несущих элементов для создания плоских перекрытий. Базовая часть колонн была плоской строгой формы, конусообразный ствол сужался книзу, а капитель имела несколько приплюснутую форму и состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним.

Оригинальное решение нашли микенские архитекторы для создания перемычки над входом. Они оставляли треугольное отверстие в стене, и таким образом нагрузка на перемычку значительно уменьшалась.

Львиные ворота в Микенах

Впоследствии это отверстие закрывалось плитой с рельефным декором. Подобную технику мы можем наблюдать на входных Львиных воротах акрополя в Микенах. Именно там был обнаружен наиболее ранний образец монументального рельефа.

Львиные ворота акрополя в Микенах

Архитектура Крита и Микен : 2 комментария

Архитектура Крита и Микен имеет значительные различия, но в то же время у них есть общие черты. Среди них можно назвать строительство храмов по единому образцу. Кроме того, крито — микенский период стал основой для зарождения античной архитектуры в Древней Греции.

Крито — микенская архитектура была той базой, на которой впоследствии сформировалась архитектура Античности. Некоторые элементы были забыты, но в Древней Греции также употребляли колонны, которые могли строиться по всему периметру здания, с двух противоположных сторон или с фасадной части постройки. И чаще всего колоннадой украшали именно храмы и общественно — важные здания.

Достопримечательности Греции

Топ достопримечательностей (759)

Знаменитый афинский Акрополь – главная достопримечательность и визитная карточка греческой столицы, а также важный исторический, археологический и архитектурный памятник (входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).

Всего в нескольких километрах от греческого города Каламбака находятся знаменитые Метеоры – один из крупнейших и почитаемых монастырских комплексов Греции. Монастыри уютно расположились на вершинах гордо возвышающихся на северо-западной окраине Фессалийской равнины и невероятных по своей красоте огромных крутых скал.

На знаменитом афинском Акрополе находится известный древнегреческий храм Парфенон. Этот главный храм в Древних Афинах является великолепнейшим памятником античной архитектуры. Сооружен он был в честь покровительницы Афин и всей Аттики — богини Афины.

Никити – симпатичный курортный городок на полуострове Ситония (Халкидики, Греция). Он расположен примерно в 35 км к юго-востоку от города Полигирос и в 100 км от Салоников среди оливковых рощ и сосновых лесов.

В Сароническом заливе у юго-западного побережья греческого острова Эгина расположился небольшой необитаемый остров Мони. Единственными постоянными жителями этого заповедного уголка являются дикие животные и птицы (козы, олени, павлины и т.

Среди огромного количества превосходных пляжных центров солнечной Греции отдельного внимания, несомненно, заслуживает Сани – знаменитый курорт на западном побережье полуострова Кассандра, Халкидики. Сани расположен примерно в 70 км от города Салоники и всего в 10 км от курортного городка Неа Фокеа.

Афитос – небольшой городок на северо-восточном побережье полуострова Кассандра (Халкидики). Поселение существовало здесь еще в доисторические времена. В архаический и классический периоды Афитос был процветающим полисом и имел собственную чеканку.

Читайте также  Архитектура в Барселоне

Полуостров Ситония – средний из так называемых «трех пальцев» полуострова Халкидики. С востока Ситония омывается водами залива Сингитикос, а с запада – водами залива Торонеос. Высочайшая вершина полуострова – гора Итамос (811 м над уровнем моря).

Древнегреческий Храм Ники Аптерос расположен на афинском Акрополе. Его ещё называют храмом Афины-Ники. В переводе с греческого «Ника» означает «победа», и Афина — богиня победы в войне и мудрости.

На северной стороне Акрополя недалеко от Парфенона находится древнегреческий храм Эрехтейон. Этот выдающийся памятник по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин.

В 4-5 км к югу от центра города Корфу (Керкиры) находится район Канони, расположенный на одноименном полуострове. В давние времена здесь находился древний город. Канони является одной из самых известных достопримечательностей острова Корфу.

В самом центре современных Афин находится площадь Синтагма или, как её ещё называют, площадь Конституции. Своё название площадь получила в честь Конституции, которую король Оттон был вынужден представить людям после военного восстания 3 сентября 1843 года.

Небольшая курортная деревушка Асос – одно из самых живописных и очаровательных мест на острове Кефалония. Поселок расположен на западном побережье, примерно в 36 км от столицы Аргостолион, на узком перешейке, который является частью небольшого одноименного полуострова.

Средневековый город-крепость Монемвасия – одна из самых колоритных и впечатляющих достопримечательностей Греции. Город расположен на огромной и, казалось бы, неприступной скале, образовавшейся в результате сильного землетрясения в 375 году, рядом с юго-восточным побережьем Пелопоннеса.

Геннади – небольшой курортный городок на юго-восточном побережье греческого острова Родос, примерно в 64 км от столицы и в 18 км от Линдоса. Поселение расположено в живописной долине в некотором удалении от моря (400-500 м).

Самарья, или Самария, – знаменитое ущелье в Белых горах в юго-западной части острова Крит. С 1962 года ущелье Самарья имеет статус Национального парка Греции, а также является биосферным заповедником мирового значения.

На западном побережье греческого острова Родос, примерно в 50 км от его одноименного административного центра и всего в нескольких километрах от знаменитого курорта Линдос, есть небольшая уютная бухта Святого Павла, которая по праву считается одним из самых красивых мест острова и пользуется особой популярностью у поклонников традиционного пляжного отдыха.

Калитея – космополитический курорт на восточном побережье полуострова Кассандра (Халкидики) примерно в 50 км к югу от Полигироса и в 90 км от Салоников. Современная Калитея была основана в 1925 году переселенцами из Малой Азии.

Одной из главных и интереснейших архитектурных достопримечательностей города Родос являются старые крепостные стены, надежно защищавшие город и его жителей на протяжении веков. Еще в античные времена, во многом благодаря своему удачному географическому расположению, Родос был крупным торговым центром Восточного Средиземноморья.

Коскину – живописная курортная деревушка на восточном побережье острова Родос. Она расположена примерно в 7 км от одноименной столицы острова и в 8 км от популярного курорта Фалираки. Считается, что название поселение произошло от греческого слова «koskino», что в переводе означает «сито», изготовление которых когда-то и являлось основным занятием местных жителей.

Travellife — путешествовать в кайф!

Путешествия, отдых, туризм: куда поехать, что посмотреть. Статьи и фото на тему путешествий, отдыха, туризма. Виртуальные туры, карты, путеводители, советы туристам

Исторические достопримечательности и архитектурные памятники Крита, Греция

Крит — самый крупный и самый южный остров Греции (площадью более 8000 кв. км). Крит окружен тремя морями (относящимися к Средиземному морю): Эгейским, Ионическим и Ливийским и расположен на морском перекрестке трех частей света: Европы, Африки и Азии. Ландшафт острова – преимущественно горный, наивысшая вершина — гора Ида (2457 метровнад уровнем моря). Благодаря горной местности, Крит известен своими пещерами.

В древности Крит был центром минойской цивилизации (2600—1450 гг. до н. э). Минойская цивилизация считается одной из самых древних в Европе. Все, кто увлекается историей, стремятся побывать на Крите: ведь здесь есть как уникальные археологические раскопки, сохранившиеся памятники архитектуры, так и хорошо развитая туристическая инфраструктура.

[do action=»h2-2″]Как добраться до Крита[/do]

Чартерные рейсы летают на Крит из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и других крупных городов. Самолеты приземляются в столице Крита – Ираклионе. А с континентальной Греции на Крит можно добраться на пароме или комфортабельном корабле (они ходят от порта Пирей возле Афин).

Климат острова Крит – один из самых благоприятных в Европе. На Крите — умеренный субтропический климат с зимними дождями и засушливым летом. Но самое главное — на Крите практически не изменяется атмосферное давление, и метеозависимые люди не испытывают на Крите неудобств, связанных с переменой погоды и давления.

На Крите наиболее подходящим для отдыха считается период с апреля по октябрь – в это время там почти не идут дожди, а температура воды и воздуха наиболее комфортна для отдыха на пляже. Например, в апреле температура воды на Крите обычно уже прогревается до 18 градусов, а воздух – до 20 – это самое благоприятное время для экскурсий по историческим местам и обзора достопримечательностей Крита. Октябрь – тоже неплохой месяц для экскурсий по острову. Хотя, в принципе, даже в разгар лета температура воздуха на Крите редко превышает 28-30 градусов.

Самые известные города Крита – это Ираклион (столица), Ханья, Иерапетра, Ретимнон, Айос-Николаос и Сития.

[do action=»h2-2″]Исторические достопримечательности Крита (что посмотреть на Крите, Греция)[/do]

Одной из самых известных достопримечательностей Крита является Кносский Дворец http://travels.co.ua/rus/greece/crete/knoss-dvorec.html

Это крупнейший культурный памятник минойской цивилизации. Он расположен в нескольких километрах от г. Ираклион, там, где в древности находился город Кносс – центр минойской культуры, один из самых влиятельных городов Средиземноморья того времени.

Первый минойский дворец в Кноссе был построен около 2000 г. до н. э., а около 1700 г. до н. э. он был разрушен в результате сильного землетрясения. Вскоре на его месте был построен другой Кносский дворец, который и дошёл до нашего времени, правда, тоже не в своем первозданном виде. Второй Кносский дворец также претерпел землетрясение, а также цунами и несколько пожаров.

Кносский дворец фигурирует в древнегреческих мифах о Тесее, Ариадне и чудовище Минотавре. Считается, что именно здесь, в Кносском дворце, был построен знаменитый лабиринт Минотавра.

Другим крупным археологическим центром Крита является Фестский дворец. Раскопки на территории Феста дали значимые находки минойского, геометрического и эллинистического периодов в истории Древней Греции.

Фестский дворец расположился в 63 километрахот Ираклиона на холме, откуда открывается замечательный вид на гору Ида. В 1908 году при раскопках древнего города Фест был обнаружен знаменитый Фестский диск — уникальный памятник древнего письма. Однако многие ученые сходятся во мнении, что этот диск – не критского происхождения. Научные споры вокруг Фестского диска ведутся до сих пор. Сейчас Фестский диск выставлен в Археологическом музее Ираклиона (Крит, Греция).

Древний затонувший город Олус. Он расположен рядом с современным посёлком Элунда на берегу залива Мирабелло в 78 км от Ираклиона. Во II веке н. э. город Олус ушёл под воду в результате землетрясения.

Из архитектурных памятников Крита стоит посмотреть: Старый город Ретимнона, Древнюю Аптеру в Ханье, Гурнию (Ираклион), крепость Фортецца (Ретимнон), римский город Элефтерна, венецианскую крепость Франгокастелло в Сфакии.

Крито-микенская архитектура.

У истоков искусства Древней Греции стояла крито-микенская культура.Это условное название культур племен Крита , Эгейского архипелага и материковой Греции III-II — го тыс . до н . э . Названа по наиболее известным находкам на Крите и в Микенах . Главные центры К .- м . культуры были обнаружены во время раскопок Г . Шлимана в Микенах ( в 70 — е гг . 19 в .) и А . Эванса в Кноссе ( 1900 — 20 ).

Кносский дворец один из самых интересных и впечатляющих памятников критской архитектуры. Возраст дворца можно сравнивать с возрастом Египетских пирамид или Стоунхенджа. Он создавался во втором тысячелетии до нашей эры, и постройка его затянулась ни на одно столетие! Площадь дворца — около 20 тысяч квадратных метров, он состоит из сложной системы сотен помещений, казавшейся древним грекам очень запутанной.Согласно легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык — Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя Эгея.

Миф о Минотавре, возможно, вымысел, но как объяснить найденные в результате раскопок кости 372 человек? Останки были обнаружены в огромных сосудах. Они находились в подвале одного из зданий дворца. Ученые предполагают, что жертвам было примерно от 10 до 15 лет. Самое поразительное, что кости имеют вид, как будто их готовили для употребления в пищу. Есть мнение, что это те самые девушки и юноши, которые прыгали через быка. Но кто ел этих невинных созданий — бык или сами жители дворца, остается загадкой.

Кносский дворец-лабиринт — уникальный сад блужданий — состоял из множества хаотично разбросанных помещений, расположенных на разных уровнях, местами достигая 4 этажей и включая в себя более 1300 комнат.

Читайте также  Архитектура в Ирландии

Кносский дворец (реконструкция).

Дворцовые стены украшали прекрасно сохранившиеся фрески.На них были изображены торжественные процессии с нарядными женщинами, гибкие,стройные юноши,несущие сосуды, бой с разъяренным быком.

Крепости Микен и Тиринфа

До наших дней сохранились величественные крепости Микен и расположенного неподалеку Тиринфа — наследие ахейской культуры. Их сооружение относится к XIV—XIII векам до нашей эры. Они расположены на крутых скалистых холмах. Неприступный акрополь Микен господствует над окружающей долиной. Его стены длиной в 900 м имеют толщину от 6 до 9 м. Такое же грандиозное впечатление производят стены Тиринфа. Их толщина достигает 17,5 м, внутри них устроены галереи и кладовые для хранения продовольствия или оружия. Существуют легенды, в которых происхождение Тиринфского и Микенского дворцов относят к великанам-циклопам, вследствие чего в архитектуре для обозначения подобного типа укладки появился термин «циклопическая кладка».

Руины дворца микенской эпохи

Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Центральные ворота крепости Микен «Львиные ворота» — величественное сооружение, символ могущества микенских царей. Они сложены из двух огромных, вертикально поставленных плит, покрытых третьей, на которой находится плита с геральдическим рельефом: две львицы, изображенные в одинаковых поворотах в профиль, стоят по бокам расширяющейся кверху колонны. По предположению современных ученых, колонна символизирует Артемиду, покровительницу города.

Критское строительное искусство

Особую роль в развитии эгейской цивилизации сыграла культура острова Крит — самого большого острова Восточного Средиземноморья, расположенного на торговых путях между Египтом, Финикией и Сирией и северо-западными регионам Эгейского моря. Остров не превышает в длину 250 км, в ширину от 12 до 57 км. До сих пор точно не установлено происхождение критских жителей. Есть версия, что это потомки эгейцев, древнейших обитателей Средиземноморья, согласно другой — что это потомки пришельцев из Малой Азии. Жители Крита обрабатывали плодородные равнины острова, собирали богатые урожаи с полей, садов и виноградников, ловили рыбу, пасли скот. Искусные мореплаватели, критяне поддерживали торговые отношения с материковой Грецией и островами, побережьем Малой Азии и Кипром, сирийскими царствами и Сицилией, Вавилоном и Египтом, государством хеттов и Северной Африкой. Море защищало остров от войн и набегов. Крупнейшие города Крита — Кносс, Фест, Маллия — расположены на морском берегу.

Английский ученый Артур Эванс, начавший раскопки на Крите в 1900 г., исследовал открытую им культуру, и предложил периодизацию, которая используется в науке по сей день:

Раннеминойский период, или додворцовый — 2800-2100 гг. до н.э., делится на три этапа — I, II, III (одновременно с Древним царством в Египте и развитием Шумера и Аккада в Месопотамии),

Среднеминойский — 2100-1600 гг. до н.э., делится на три этапа — I и II (2100-1700 гг. до н.э., также называют периодом старых дворцов), III (1700-1600 гг. до н.э.) (одновременно с египетским Средним царством и развитием Вавилона в Междуречье),

Позднеминойский с 1600 гг. до н.э. делится на три этапа — I (1600-1450 гг. до н.э.), II (1450-1400 гг. до н.э.), III (1400-1200 гг. до н.э.) (постепенный упадок критской культуры, одновременно на материке расцвет микенской культуры).

Третий среднеминойский и два первых позднеминойских этапа также называют периодом новых дворцов, в это время критская культура достигла наивысшего расцвета. На критскую культуру оказали большое влияние государства Малой Азии, а особенно значительное — Египет. В свою очередь, культура Крита воздействие на Египет времени Нового царства, а еще более существенную — на сложение культуры Древней Греции.

Крит уже в средний минойский период был богатой морской державой, имел большой флот и господствовал на море, чем объяснялось отсутствие оборонительных сооружений в его городах. Вероятно, в этот период крупные города Крита были столицами самостоятельных царств, поддерживавших между собой дружественные отношения. Затем борьба за влияние между разными центрами завершилась победой Кносса, что привело к созданию централизованного государства на острове.

Жители Крита основали города, проложили дороги, мостили улицы, возвели мосты и водопроводы, воздвигли роскошные дворцы правителей. В начале 2 тысячелетия в Кноссе, Малиии и Фесте создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания — дворцы и дворцовые ансамбли — резиденции правящего рода, а позже — царя. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. На возвышении располагался Акрополь — центральная религиозная и политическая площадь. В эгейских городах у подножия Акрополя лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и бедный люд. После землетрясения 1650 г. до н. э. и страшных разрушений наступает новый расцвет городов и вилл в сельской местности.

Центральный зал большого дома представлял собой так называемый мегарон — прямоугольное помещение, потолок которого поддерживался столбами (их обычно четыре). Позднее именно от мегарона начинается развитие греческого храма.

Около 1600 г. до н.э. критские мастера овсоили технику росписи по сырой штукатурке. До начала работы они процарапывали набросок рисунка на мягкой штукатурке. В эгейской архитектуре широко использовалась полихромия: штукатурку окрашивали в белый или красный цвет, на фасаде части ордера — в черный, охристый, голубой. Стены комнат расписывались красной, черной, белой, желтой, синей, зеленой красками. Высокого расцвета достигли на Крите торевтика, искусство вазописи и фресковая живопись. Отсутствие канонов, сочетание условности с правдивым и поэтическим изображением природы, праздничная нарядность и виртуозное техническое совершенство — все это отличает произведения критских мастеров от современного им искусства цивилизаций Древнего Востока.

Примечательно, но на Крите не обнаружено ни одного отдельно стоящего храма, они поклонялись богам в священных рощах, пещерах, на горных вершинах.

К сожалению, установить точную хронологию критских памятников архитектуры очень сложно, т.к. они неоднократно разрушались при землетрясениях или в результате социальных катастроф, затем перестраивались. Как установлено вулканологами, развитие критской культуры оборвала внезапная катастрофа — гигантское извержение вулкана на острове Фера (Санторин), неподалеку от Крита. Чудовищные волны опустошили побережье острова, землетрясения разрушили его города. Воспользовавшись этим, в XIV в. до н. э. Крит захватили греки-ахейцы. Под их господством еще сто лет Крит оставался сильным государством. В дальнейшем слава Крита померкла и ведущее положение в эгейском мире перешло к раннерабовладельческим государствам Южной Греции, наиболее влиятельным среди которых были Микены. (5, стр. 271-291; 10, стр. 7-11)

Согласно греческой мифорлогии, на острове Крит родился Зевс-Громовержец, верховное божество Олимпа. Правителем острова стал Минос — сын Зевса и финикийской царевны Европы. Легендарный герой Геракл совершил на Крите один из двенадцати подвигов — укротил бешеного быка. В поэмах Геракла Крит упоминается как густо заселенный остров, с богатыми городами.

I. особенности архитектуры КРИТА

РЕФЕРАТ

на тему: «Особенности крито-микенской архитектуры»

студенты II курса

глава I. Особенности архитектуры Крита. 4

глава II. Особенности Микенской архитектуры.. 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 16

ВВЕДЕНИЕ

Крито-микенская архитектура имеет много особенностей. Вообще сама крито-микенская культура, в частности, культура Греции вообще, уникальна и интересна по своей сути. Вазопись, фресковые росписи, скульптура – все эти виды крито-микенской культуры богаты и разнообразны.

Крито-микенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники архитектуры: грандиозные, украшенные настенной живописью, рельефами и разного рода символами дворцы со священными садами.

Остров Крит – самый большой из всех островов, принадлежавших Греции, расположен на юге этой страны и омывается Средиземным морем.

Микены – древнейший город в Агролиде (южная Греция), крупнейший центр эгейской культуры, в III тысячелетии до нашей эры – поселение. Расцвет Микен в 1400-1200 годах. Около 100 года до нашей эры Микены погибли от пожара1.

В реферате использовались две книги основной литературы – Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции, откуда взята большая часть письменной работы и Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима, которой работа была дополнена.

I. особенности архитектуры КРИТА

Монументальная архитектура дворцов и фресковые росписи – главные черты отличающая Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, носивших куда более примитивный характер.

Предки позднейших греков были народом одаренным и умеющим использовать достижения чужих культур. После уничтожения раннеэлладских поселений, на том же месте вскоре возникли новые: так, на смену Орхомену I в Беотии пришел Орхомен II. Новые завоеватели заселили также Пелопоннес, а особенно арголиду с центром в Микенах.

Помимо неизвестного ранее погребального обряда и новых форм керамики протоэллины принесли с собой особый тип жилища с обширным прямоугольным залом – мегароном.

В XVI веке дворец в Кносе подвергся перестройке. В архитектуре его, как впрочем, в архитектуре других дворцов на Крите появились некоторые характерные черты критского строительства. Хотя кноский дворец несет на себе признаки восточной пышности, его отличают скорее живость линий, открытость просторных помещений; одни и те же архитектонические элементы непрестанно повторяются; огромное количество залов соединены между собой столь же многочисленными коридорами вокруг центрального двора. Не монументальность является решающей, но выгода и комфорт, поскольку, хотя построен дворец с виду хаотично, архитектура его цельна и в совершенстве приспособлена к требованиям местного климата. В залы дворца проникал свет с обширного центрального двора; если же до какой-либо точки он не доходил, архитектор помещал световые отверстия в перекрытиях, как это имеет место, например, в тронном зале, или же делал специальные окна для верхнего света. Световые дворики – одна из наиболее характерных идей критского строительства1.

Читайте также  Архитектура в Греции

Необычны и интересны монументальные лестницы, раскопанные Эвансом с северо-западной стороны кноского дворца, а также лестницы, обнаруженные во дворце в Фесте. Служили они, как предполагается не только для коммуникаций, но и возможно, и как своеобразные трибуны для зрителей, откуда можно было наблюдать за играми или иными зрелищами.

С моря дворец выглядел особенно живописно; ряды колоннад как бы карабкались вверх, создавая впечатление обширного архитектурного пространства.

Сакральная архитектура в области эгейской культуры почти совершенно отсутствует, и поэтому материалом для изучения эгейской архитектуры является главным образом городское и крепостное строительство, эволюция форм жилого дома о отчасти – различные типы могил.

Что касается общего характера поселений, то в областях эгейской культуры они сводятся к двум главным типам – открытому и закрытому, защищенному крепостной стеной, встречающимся, по-видимому, одновременно и параллельно. Здесь играл роль характер местности и те политический и социальные отношения, в которых обитатели поселения находились с окружающей средой.

В свою очередь на Крите встречаем исключительно открытый тип поселений с развитым планом и хорошо мощенными улицами, расположенными по большей части в некотором отдалении от моря.

Обращает на себя внимание большое количество многоэтажных зданий, особенно в ниже расположенной части города. Мы увидим в дальнейшем, что многоэтажность составляет вообще один из отличительных признаков критской архитектуры1.

Если присмотреться к древнейшим формам жилого дома на материке и островах Эгейского моря, то, помимо пещер и гротов, которые служили естественным, примитивным жилищем для обитателей горных областей, можно установить два основных типа: круглое и прямоугольное здание. Что касается жилого дома круглого плана, то таковые памятники не найдены не на Крите, ни на Кикладах. На Крите круглой формы постройки применялись только для могил. Жилые дома круглой формы до сих пор найдены тольков Греции.

Но что тип круглой постройки не был древнейшей, единственной и основной формой эгейского строительства, показывает не только отсутствие круглых жилых домов на Крите и Кикладах, но и то обстоятельство, что зачастую под фундаментами круглых построек найдены следы еще более древних прямоугольных строений. Преимуществом круглой постройки было равномерное, всестороннее распределение тепла от центрального очага; крупнейшим же дефектом круглого плана – его полная непригодность для расширений пространства и комбинации некоторых пространств. Поэтому естественной стадией дальнейшего развития круглого плана являлось его вытягивание в овал, или эллипс.

Этот овальный тип здания пользовался, очевидно, особенной популярностью в области эгейской культуры, так как соответствующие памятники находим и на континенте, и на Кикладах, и на Крите. Главным преимуществом овального плана по сравнению с круглым, была возможность комбинировать несколько пространств. Но эта комбинация получалась только односторонним, примитивным способом – путем деления плана внутренними перегородками1.

Последующая эволюция овального жилого дома происходит под несомненным воздействием прямоугольного типа здания. Воздействие это проявляется прежде всего в тенденции открыть одно из узких закруглений овала для входной двери. Тогда в плане получается нечто вроде подковы. Вместе с тем происходит выпрямление передней и боковой стен, тогда как с задней стороны образуется нечто вроде полукруглой абсиды. В таких случаях овальное здание приобретает очень характерное для северного прямоугольного типа трехчастное деление плана: абсида служит спальней; в центральной части, самой большой, помещается очаг – прототип будущего микенского мегарона; тогда как спереди выступающие части стены образуют портик (prodomos) – прототип будущего греческого портика «с антами». Остается только выпрямить закругленные абсиды – и мы получим типичный прямоугольный жилой дом микенской эпохи1.

Из отдельных конструктивных элементов критской архитектуры особенного внимания заслуживает колонна. То, что колонны, наряду со столбами, находили самое широкое распространение в критской архитектуре, не подлежит никакому сомнению. В этом убеждает обилие найденных на местах круглых каменных баз, а также обугленных остатков деревянных колонн. Однако то обстоятельство, что раскопки в критских дворцах не обнаружили ни одной каменной колонны, заставляет сделать вывод, что критские архитекторы вообще избегали делать колонны из камней. Только на континенте, в слоях, относящихся к микенской культуре, найдены образцы каменных колонн критского типа. Напомню хотя бы колонну «Львиных ворот» в Микенах или колонну, найденную в гробнице Атрея. С другой стороны, в критских фресках и в изделиях художественного ремесла – в украшениях металлических сосудов, в геммах и т. п. – находим в большом количестве изображения колонн, несомненно воспроизводящие типы монументальной архитектуры. На основании этих материалов можно составить довольно ясное представление о том, как выглядели деревянные колонны Критского дворца1.

Прежде всего следует отметить важное принципиальное отличие критской колонны от египетской. В египетских храмах колонны выступают почти всегда во множественном числе, массой, толпой, и ноша, которую они поддерживают, несоразмерно легка по сравнению с их собственной толщиной и количеством. По своему первоначальному значению египетская колонна вообще не была опорой, несущей тяжесть, а столбом, мачтой, свободно возносящейся кверху. Египетская колоннада – это лесная чаща, заросль гигантских камышей или цветов. Этим и объясняется, что формы египетских колонн и капителей воспроизводят мотивы растительного мира – стволы и ветви пальм, пучки камышей, бутоны и цветы папируса и лотоса. Напротив, критские колонны выполняют функции действительной опоры: они поддерживают потолок рядом со световыми шахтами или несут марши многоэтажных лестниц. Соответственно своей конструктивной роли, предвещающей назначение греческой колонны, критская колонна и капитель не имеют ничего общего с формами растительного мира. Другое своеобразное свойство критской колонны, отличающее ее как от египетской, так и от греческой, – это сужение ее ствола не кверху, а книзу. Подобно тому как, например, ножки стола или стула обыкновенно сужаются книзу (в данном случае важна не прочность упора в пол, а возможно более широкий объем для принятия тяжести), точно так же и деревянная опора нуждается в более прочном и широком скреплении с несомыми балками, чем с базой. Кроме того, сужение деревянной колонны книзу оправдывается климатическими соображениями, оно лучше предохраняет колонну от дождя и гниения. Правда, суженная книзу колонна совершенно не пригодна для углового положения в здании, так как нарушает тектоническую закономерность его силуэта. Но в критской архитектуре, судя по данным раскопок, колонна никогда не применялась в угловом положении, выполняя исключительно функции внутренней опоры между столбами. Таким образом, можно считать установленным, что критские колонны были деревянные и их ствол суживался книзу. Однако по вопросу о самом происхождении критской колонны мнения ученых сильно расходятся.

Наиболее убедительна теория, которая выводит происхождение критской колонны из палатки с деревянными опорами. База критской колонны в виде плоского каменного кольца явно служила для защиты деревянной колонны от сырости, своеобразная капитель в какой-то мере предвосхищала капитель дорийской колонны. Но в то время как дорийская капитель расширяется кверху, чтобы принять абаку, крито-микенская капитель заканчивается круглой подушкой, под которой вырезан глубокий желоб и еще ниже выпуклый валик. Эта форма капители указывает на то, что первоначально колонна не поддерживала никакой тяжести, а свободным шестом завершалась кверху, причем в углублении ее капители закреплялось покрытие палатки. В пользу такого первоначального назначения критской колонны говорит и то обстоятельство, что на некоторых критских фресках капители колонн изображены со своеобразными светлыми украшениями по бокам. Их принимали за символ двойной секиры; возможно, что здесь идет речь о широких гвоздях, к которым прикреплялись занавесы, протянутые между колоннами1.

Следует отметить также своеобразное украшение ствола крито-микенской колонны. Лучше всего сохранившийся экземпляр украшает вход в так называемую гробницу Атрея в Микенах, но и на Крите подобная орнаментировка колонн подтверждается многими изображениями. Зигзагообразный орнамент каменной микенской колонны указывает на то, что ее первоначальным прообразом была деревянная колонна, обшитая металлическим орнаментом. Пестрый, динамический орнамент, не имеющий никакого конструктивного оправдания, очень характерен для критской архитектурной концепции. Есть основание думать, что на Крите была известна и еще более динамическая форма – витая колонна, об этом свидетельствует найденная в Кноссе подставка для лампы, перевитая орнаментом спиральных каннелюр. Наконец, раскопками подтверждается и еще один тип критской колонны, профилированный пятнадцатью вертикальными каннелюрами, но не вогнутыми, как в греческой колонне, а выпуклыми, как будто деревянный ствол колонны был обвязан стеблями растений, например, камыша1.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском: