Архитектура в Новом Свете

Достопримечательности Крыма

Топ достопримечательностей (273)

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара.

В поселке Форос, в его западной части, находится дача Тессели (в переводе с греческого — «тишина»). Этот особняк в стиле классицизма, состоящий из двух этажей, был построен в 1889 году. При его строительстве использовался инкерманский камень, а облицовка стен состоит из серого известняка, который уложен по мозаичной системе.

Когда-то в этих местах была расположена богатая и известная греческая колония, основанная в V веке до н. э. Город здесь существовал до XIV века, а потом оказался заброшенным: жизнь переместилась в татарские деревеньки, на территории одной из которых уже в XVIII веке был основан современный Севастополь.

Мыс Хамелеон расположен недалеко от крымского поселка Коктебель. Это мыс, который отделяет бухту Коктебель от Тихой бухты. По очертаниям мыс Хамелеон очень похож на разноцветного динозавра, который пьет воду из моря.

Генуэзская крепость в Судаке — памятник средневековой архитектуры мирового значения, это единственная генуэзская цитадель, сохранившаяся в Крыму. Эта живописная крепость, расположенная на конусообразной горе, сейчас является музеем.

«Ласточкино гнездо» построено на отвесной скале Ай-Тодорского мыса. Строение напоминает средневековый рыцарский замок вроде португальской Белемской башни или виллы Мирамаре близ итальянского Триеста. «Ласточкино гнездо» стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма.

Евпаторийский «Диснейленд» — это детский парк развлечений, созданный по мотивам славянских и украинских сказок, мультфильмов. Герои этого парка — скульптуры Лисы Патрикеевны, Ивана-царевича, Змея Горыныча, Бабы-Яги, Царевны-Лягушки, Колобка, герои сказок «По щучьему велению», «Конёк-Горбунок», «Курочка-Ряба», «Маша и медведи» и многих других.

В небольшой уютной Алуште расположилось множество дач, которые нельзя рассмотреть все за один отпуск. Одной из лучших является дача с романтическим названием «Голубка». С ней связана красивая история любви между Николаем Вторым и принцессой Алисой.

Ханский дворец в Бахчисарае – это целый комплекс построек: дворец, две мечети, гарем, конюшни, бани, беседки, фонтаны. Он складывался с XVI века. Тогда Бахчисарай стал новой столицей Крымского ханства.

1987 год – год открытия Мраморной пещеры. Находится она в известняковых породах мраморного типа, отсюда и произошло ее название. На высоте девятьсот восемнадцать метров над уровнем моря располагается вход в пещеру.

Зоопарк «Сказка» открылся в 1995 году сейчас здесь содержатся более 120 видов животных, привезенных со всех континентов земного шара. Многие из животных попали сюда с увечьями и выхаживались его работниками.

Алуштинский аквариум расположился в круглом красивом здании. Это здание расположено в центре Алушты, и по форме напоминает летающую тарелку инопланетян. Алуштинский аквариум представляет собой удивительную, потрясающую своей красотой прохожих и туристов, достопримечательность города.

Памятник Героям Эльтигена «Парус» находится в тихом и уютном курортном поселке Героевка (ранее — Эльтиген), расположенном на крайней южной точке Керченской бухты. Монумент был открыт 8 мая 1985 г. Автором концепции памятника выступил скульптор и архитектор Л.

Парк миниатюр в Бахчисарае — самый большой парк миниатюр на Крымском полуострове, созданный с целью развития и улучшения туристической инфраструктуры города. Парк общей площадью 2,5 га находится на улице Ленина, поблизости от Ханского дворца.

Парк Победы в Севастополе — это одно из любимейших мест отдыха местных жителей и гостей города. Парк расположен между Стрелецкой и Круглой бухтами. Севастопольский парк Победы был основан в 1975 г., к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.

«Крым в миниатюре» в Алуште — уникальная выставка всех архитектурных достопримечательностей Крымского полуострова, собранных в одном месте. Парк миниатюр расположен на улице Горького, рядом с центральной набережной Алушты, напротив алуштинского аквариума.

Винный завод «Магарач» находится на Южном берегу Крыма. Этот завод является колыбелью отечественной науки о винограде и напитков из него. Около двух веков на этом заводе изучают тайну вина. В начале 19–го века по распоряжению князя М.

На берегу тёплого Чёрного моря, в чудесном ландшафтном парке на набережной города Алушты расположилась дача Стахеева. Эта дача была сооружена в восьмидесятых годах далёкого девятнадцатого века. Дача Стахеева — особенная.

Ротонда в Алуште – самая узнаваемая достопримечательность города, которая имеет полное право называться его символом. Это ориентир для встреч и место, с которого начинается знакомство гостей Алушты с морем.

Одной из самых известных и популярных достопримечательностей города Феодосии в настоящее время является башня Святого Константина. Она имеет историческую ценность как памятник средневековой архитектуры.

Архитектурное освещение: Нужно ли интерьеру

Освещение влияет на восприятие пространства. Вы можете каждое утро просыпаться с хорошим настроением

Основы основ светодизайна

Три важнейших принципа светодизайна обозначил еще 60 лет назад Ричард Келли, основоположник этого направления. За свою карьеру он принял участие в трехстах проектах, имеющих отношение к световому дизайну, работал со знаменитыми архитекторами Филипом Джонсоном и Людвигом Мисом ван де Роэ и кардинально повлиял на отношение архитекторов к использованию возможностей света и архитектурного освещения.

Основываясь на огромном опыте, Ричард Келли сформировал три принципа светодизайна, широко цитирующихся до сих пор.

2. Свет, чтобы увидеть
Второе направление Ричард Келли обозначил как « свет, чтобы увидеть » .Сюда относятся споты, акцентирующие внимание на том или ином объекте, и светильники, направленные на стены, — они взаимодействуют с архитектурой пространства, практически выстраивая её.

Правильный симбиоз архитектурных форм, направленного и отраженного света, залитых светом стен и направленного света может полностью изменить восприятие комнаты, придать ей дополнительный объем, разделить на зоны и дополнительно подчеркнуть выигрышные ходы.

3. Свет, чтобы смотреть
Последнее направление — « свет, чтобы смотреть ». Это декоративное освещение и эффекты. В связке с остальными направлениями, этот вид освещения создает атмосферу, подчиняясь тому или иному сценарию. Во многом этот принцип пересекается со вторым, с той разницей, что этот сценарий работает непосредственно на человека и его сознательное или подсознательное восприятие пространства. Так, скажем, залитая в меру ярким белым светом ванная комната поможет проснуться утром и настроиться на продуктивный день, но не подойдет для комфортной и успокаивающий вечерней ванны перед сном.

Выстраивание сложных световых сценариев, оптимальных для разных занятий, времени суток и даже для настроения разных членов семьи выгодно отличает архитектурное освещение от привычной, но ограниченной в возможностях, комбинации « верхний свет / нижний свет » .

О психологии света

Свет несет огромную эмоциональную нагрузку и действует как на уровне подсознания, так и ассоциаций — например, холодный флюоресцентный в белом помещении сразу же напомнит больницу (более широко — стерильное пространство), направленный светильник-спот создаст атмосферу камерности и привлечет внимание к детали. Цветные световые решения изменят пространство до неузнаваемости, не зря «красные фонари» стали именем нарицательным. А успокаивающие ночники — в основном, синие.

Читайте также  Архитектура в Ираклионе

Есть и менее очевидные эффекты, которые оказывает свет на наше восприятие реальности. Ученые-физики даже проводили исследования по изучению реакции человека на сценарии с вертикальным и горизонтальным освещением в общественных и личных пространствах.

Горизонтальный свет
Это освещение потолка и пола. Чаще используется в проектах общественных пространств. В частности, за счет отражения с поверхностей, света кажется больше, четче считывается общая архитектура помещения. Все эти факторы подсознательно влияют на уровень комфорта человека в открытом непривычном пространстве. Такой вид освещения также воспринимается как более формальный и отлично подходит для лобби отелей или крупных магазинов.

Вертикальный свет
Напротив, в домашней комфортной обстановке горизонтальное освещение может быть излишним. Здесь предпочтение отдается вертикальному свету, направленному на стены, и спотам, отделяющим зоны и создающим визуальные островки. Кроме того, вертикальный свет визуально увеличивает пространство, что играет на руку, например, при работе с узким коридором или прихожей.

В идеале и в частных, и в общественных пространствах — комбинировать оба варианта освещения и варьировать ими в разных сценариях.

Архитектурный свет зачастую отпугивает заказчиков своим внешнем видом. Действительно, большинство таких светильников выглядят слишком « технологично » . Но то, что они проигрывают по внешнему виду красивым классическим люстрам, с лихвой наверстывают в функциональности. Вдобавок грамотный архитектурный свет полностью растворяется в пространстве. Подумайте, когда вы в последний раз обращали внимание на светильники в музее, если только они не бросали слишком сильные световые пятна на произведения искусства?

Вид архитектурных светильников не должен привлекать внимание. Они должны оставаться незаметными, если только их не выделяли специально.

Совет: Не нужно полностью отказываться от декоративного света. Во-первых, как следует из самого его названия, такой вид светильников несет на себе эстетическую нагрузку и дополняет интерьер. Во-вторых, настольная лампа на рабочем месте или люстра над обеденным столом выполняют вполне определенные роли — точечного освещения и создания атмосферы.

Какой бывает архитектурный свет
Архитектурное световое оборудование можно разделить на три большие группы: интерьерное, уличное и системы управления освещением.

В интерьерное оборудование входят системы шин, трековые споты, прожекторы и « заливающие » светильники, а так же их встраиваемые в потолок аналоги, модульные и линейные светильники (как потолочные, так и утопленные в пол). Подбирать конкретные варианты в каждом отдельном случае нужно, исходя из данных помещения, пожеланий заказчика и возможных сценариев.

Вариантов уличного освещения и того больше. К прожекторам, « заливающим » и линейным светильникам добавляются парковые, фасадные и встраиваемые прямо в грунт (к примеру, для декоративной подсветки садовых растений). Сюда же относится простая архитектурная подсветка зданий. Такое разнообразие дает возможность качественного освещения и целых зданий, и подсветки отдельных элементов архитектуры (лестниц, уличных знаков) и деталей ландшафта.

Система управления является специализированной компьютерной программой, которая отвечает за исполнение прописанных световых сценариев. Она позволяет включать автоматически разные варианты архитектурной подсветки в разное время дня или подходящее для различных мероприятий. Само управление в данном случае максимально упрощено, но это не означает, что заказчик полностью теряет контроль над освещением, можно переключиться и на ручной способ управления.

Совет: Проработка световой концепции неотделима от остальных стадий проекта. Только так можно исключить ошибки при проводке электричества и до конца проработать единый стиль помещения (например, продумать взаимодействие света и мебели).

Архитектура Нового времени

Зодчие испокон веков занимались поиском новых архитектурных форм. Каждому историческому периоду были свойственны разные архитектурные стили, но только в эпоху Просвещения появилась необходимость их классифицировать. Была выделена древняя, античная (греческая и римская), средневековая (византийская, романская и готическая) архитектура, а также архитектура Нового времени, которая подарила миру стили ренессанс, барокко и рококо, классицизм и ампир, эклектику и модерн.

Именно этот период стал самым ярким, а стили, которые относятся к Новому времени, никогда не выйдут из моды. Позднее в хронологическую классификацию была добавлена архитектура Новейшего времени , охватывающая конструктивизм, арт-деко, модернизм, хай-тек, постмодернизм, а также различные современные стили.

Конечно, такая система классификации была абстрактной, так как чистые стили в архитектуре практически не встречаются. Каждый новый стиль несет в себе что-то от предыдущего и последующего стиля, а направление, вышедшее из моды, не исчезает бесследно.

Период Нового времени начался в 15 веке с эпохи Возрождения или Ренессанса. К этому времени культурным центром стала Европа, которая привнесла в мировое искусство светский тон. Тогда же зародилась архитектура Нового времени, в которой не было готической устремленности к небу. Вместо сложных, несимметричных форм средневековых построек зодчие стали использовать равновесие и симметрию.

Черпая вдохновение в образцах античной архитектуры, они использовали упорядоченное расположение колонн и других элементов.

Этот период, как и архитектура Новейшего времени, характеризовался появлением новых материалов и технологий. Продолжительность эпохи Возрождения в разных странах была различной. Но исторически кризис Ренессанса начался еще в начале 16 века. Тогда же в Италии зародился стиль барокко, для которого был характерен пространственный размах, использование сложных криволинейных форм и скульптур.

Его продолжением стал стиль рококо, который не принес в архитектуру ничего нового, а использовал приемы барокко для достижения максимального декоративного эффекта.

В 17 веке Европа «пресытилась» вычурными архитектурными формами барокко и рококо. Зодчие снова обратились к античной простоте, строгости и сдержанности. Наступила эпоха классицизма. Позднее, когда во Франции правил император Наполеон, в архитектуре использовался стиль высокого или позднего классицизма, названный ампир. А в начале 19 века архитектура Нового времени приобрела эклектические черты.

Эклектике свойственно использование разных архитектурных стилей, но формы строений стали привязываться к их функциям.

Наконец, в конце 19 века в новой архитектуре стал использоваться стиль модерн. Зодчие в очередной раз отказались от прямых углов и линий, используя плавные, естественные контуры. В то же время произошел всплеск интереса к новым технологиям, благодаря которым в начале 20 века зародилась архитектура Новейшего времени, которая развивается до сих пор.

Именно Новое время дало мощный толчок для развития современных архитектурных стилей и оставило яркий след в истории мирового зодчества.

Шедевр древнерусской белокаменной архитектуры в новом свете

У храма Покрова на Нерли завершается подготовка к открытию системы подсветки. Сегодня федеральным гостям её презентует руководство Владимирской области. Обсудят и готовность реализации другого проекта, который казался когда-то несбыточным — переноса линий электропередачи.

Устремлённая ввысь. Поэма из белого камня на бывшей стрелке Клязьмы и Нерли. Та, в которой мудрость веков и гений создателя. Церковь Покрова на Нерли — чудо и гордость владимирской земли — уже скоро обретёт свой первозданный вид. Глобальный проект по переносу линий электропередачи, которые так искажали исторический ландшафт и всё восприятие храма — в шаге от реализации. Подрядчик Виктор Косиков рассказывает: все подготовительные работы завершены. Уже 28 января начнётся демонтаж опор. Ближайшая — всего в 60 метрах от храма. А в общей сложности предстоит демонтировать 43 опоры. Грандиозный комплекс работ завершится 10 февраля. Проект, который стал по-настоящему прорывным для Владимирской области.

Читайте также  Архитектура в Риме

Виктор Косиков, подрядчик работ по переносу ЛЭП, генеральный директор ООО «Домэнергостройсервис»: «Линия, на первый взгляд, простая, но не совсем простая. Сложность связана с погодными условиями, здесь также заболоченные места, есть части линий, которые проходят на острове, переход через реку в двух местах, и, естественно, всё это создавало определенные сложности».

Виктор Косиков показывает и высокую церковную награду. Орден святого благоверного князя Александра Невского. Вклад специалистов- энергетиков — таких медалей вручили несколько — высоко отмечен владыкой Евлогием, митрополитом Владимирским и Суздальским. Такая награда есть и у Владимира Андреева. Последние несколько лет именно он — на страже «боголюбовских рубежей». Директор историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг — Храм Покрова на Нерли» подчёркивает: «по переносу ЛЭП попали в федеральную программу». Реализация этого смелого и важного проекта- результат эффективной командной работы всей администрации региона во главе с губернатором.

Владимир Андреев, директор историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг — храм Покрова на Нерли»: «Мы вышли к тому решению, которое свершилось, естественно, эта та деталь, которую я хотел бы отметить, командная работа во главе со Светланой Юрьевной. Она подписала на министра, мы получили ответ от Мединского: «Да, одобряем». И, естественно, без командной работы мы бы здесь ничего не сделали».

Сгущаются сумерки — и храм озаряется светом. Еще один проект, который станет вкладом в развитие всей туристической сферы. Подсветка великолепного храма, которая значилась в планах ещё с 2005-ого, стала реальностью. Церковь Покрова на Нерли 1165 года постройки — отныне как стройная горящая свеча — видна издалека. Сама указывает путь.

Мария Платанюк, специальный корреспондент: «Церковь Покрова на Нерли и заповедный Боголюбовский луг. Творение рук человека в обрамлении уникального природного ладшафта. Подсветка позволит иначе взглянуть на храм. Пока система работает в тестовом режиме».

Сегодня губернатор Светлана Орлова вместе с высокими федеральными гостями — и прежде всего с руководством «Россетей» оценит не только готовность к переносу линий электропередачи, но и расскажет о проекте подсветки объекта всемирного наследия. Который состоялся именно благодаря финансовой поддержке ПАО «Россети». Общие вложения в преображение — колоссальные. А что касается подсветки, у храма Покрова установлены «умные светильники». Диодные сенсоры. Полная автоматика.

Владимир Андреев, директор историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг — храм Покрова на Нерли»: «Проект был согласован во всех инстанциях. Много было вопросов по подсветке купола и креста, но остановились на таком варианте — 16 светильников подсвечивают стены, 4 светильника подсвечивают купол и 2 светильника подсвечивают крест».

Отец Гавриил — настоятель храма Покрова на Нерли — церковь-подворье Богородице-Рождественского монастыря — в числе первых оценил возможности новой подсветки. Священник подчёркивает: «это событие — большая духовная радость». Вечером верующие и туристы легко найдут дорогу и больше не будут плутать — ведь тропа к храму через заповедный луг — пешеходная. Отцу Гавриилу, кстати, и самому приходилось «выводить» такие группы.

Отец Гавриил, настоятель храма Покрова на Нерли: «Светильники — они издревле использовались в христианской церкви и здесь, благодаря вечернему освещению древнего прекрасного храма, мы можем оценить его красоту. Храма, который поэтически сравнивали с белой лебедью».

Директор историко-ландшафтного комлекса Владимир Андреев говорит: уже можно формировать специальные вечерние туры. Архитектурные элементы храма Покрова на Нерли, его удивительные рельефы — женские лица, причудливые животные, орнаменты — как белокаменная книга. Читать которую долго. Отныне этот исторический код — в новом свете. И это действительно — победа.

Мария Платанюк, Андрей Синягин «Вести-Владимир»

Пансионат Расим в Судаке — официальный сайт

+7 (978) 762 62 57 Лера +7 (978) 821 36 95 Расим

Новый Свет

  • Климат позволяет приезжать на отдых в Новый Свет круглый год. Именно он делает возможным произрастание здесь реликтового можжевельника, который насыщает воздух неповторимым ароматом. Средняя температура самого холодного месяца (февраля) – +8 °C, а в разгар лета – +24–26 °C. Жара в Новом Свете переносится легко, благодаря постоянным свежим бризам с моря.

    Новый Свет история.

    Первое официальное упоминание о прибрежном поселении появляется в документах 1449 года. Тогда поселение называлось «Парадиз» – рай в переводе с греческого.
    С момента вхождения Крыма в состав Российской Империи земли Парадиза не раз меняли владельцев. Изначально эта территория была пожалована Б. Галлере Екатериной II. Затем Парадиз долгое время переходил из рук в руки.

    Рождением поселка считается 1878 год, когда новый владелец – князь Л. С. Голицын закладывает здесь первые виноградники. Вскоре, его стараниями возникает промышленно-винодельческое хозяйство. Продукция голицынских заводов быстро обрела популярность в России и за границей.

    В 1912 году Парадиз удостоился визита императора Николая II. По его указу он был переименован в Новый Свет.
    Удаленность от административных центров и горное кольцо уберегли поселок от разрушения во время войны, а уникальный целебный климат всегда привлекал на отдых в Новый Свет множество туристов. Сегодня здесь чтят и продолжают традиции русского виноделия.

    Достопримечательности Нового Света.

    • Усадьба Голицына. Уникальный памятник архитектуры, выстроенный в мавританском стиле. Состоит из двух зданий: центрального и гостевого домов. В настоящее время в центральном доме работает музей Голицына и истории винного дела, гостевой сдан под офисы и мини-отели.
    • Завод шампанских вин «Новый Свет». Располагается в старинном здании, построенном в 1878 году. Для оптимального температурного хранения вин в склонах гор Коба-Кая и Караул-Оба были пробиты огромные многоярусные подвалы, используемые и сегодня. во время экскурсии гостей познакомят с технологией виноделия, расскажут о жизни «винного магната» и дадут возможность продегустировать элитные напитки.
    • Пещерный монастырь. Располагается у подножья горы Сокол, на въезде в Новый Свет. Основан был в VIII веке, практически разрушен. Сохранилась одна из келий и остатки центрального храма.
    • Тропа Голицына. Живописная горная тропа, прорубленная и оборудованная к визиту Николая II. Протяженность составляет почти 6 км, трапа проходит по самым красивым уголкам Нового Света.
    • Ботанический заказник. Уникальное место с реликтовым лесом. На территории заказника проходит две экологические тропы.
    • Грот Шаляпина (Эстрадный). Из-за отличной акустики использовался дворянством, как концертный зал. Сегодня здесь также можно услышать концертные и эстрадные выступления.
    • Мыс Капчик. Разделяет горы Караул-Оба и Коба-Кая. В этом «перешейке» проходят знаменитые голицынские тоннели для хранения вина.

    Пляжи Нового Света.

    Новый Свет сравнительно небольшой поселок, поэтому крупный пляжей с развитой инфраструктурой здесь не найти. Отсутствие «пляжного» разнообразия с лихвой искупается чистейшей водой и потрясающими видами. «Цивилизованных» пляжа три, по числу прибрежных бухт:

    Читайте также  Архитектура в Пльзене

    Пляж Зеленой бухты. Именно он формирует центральную набережную. Преимущественно песчаный, хотя встречаются галечные участки. Для удобства отдыхающих оборудованы деревянные дорожки к морю, лежаки для загара. Есть водные аттракционы, кафе. Пологое, ровное дно и защищенность от сильных ветров делают пляж самым популярным для отдыха с детьми.

    Пляж Синей бухты. Узкий галечный пляж. Инфраструктуры нет, через бухту проходит часть туристического маршрута.
    Царский пляж в Голубой бухте. Из-за статуса природного заповедника пляж закрыт для посещения, попасть сюда можно только во время прогулки на катере.

    Где остановиться в Новом Свете?

    Новый Свет не может похвастаться таким разнообразием жилья, как, например, Судак или Алушта, однако и здесь можно подобрать себе жилье по душе. Просто, лучше делать это заранее, Новый Свет очень популярен у туристов – в разгар сезона мест может просто не оказаться.

    Частный сектор Нового Света. В большинстве своем квартиры или небольшие дома, но можно найти и комнату. Набор услуг стандартный, в качестве бонуса – наличие парковки и Wi-Fi.


    Гостевые дома Нового Света. Комфортабельные просторные номера. В большинстве в цену номера входит масса дополнительных услуг: кондиционеры, ЖК-телевизоры, Wi-Fi, мини-бар. Везде есть парковка для автомобилей, во многих оборудованы летние террасы.


    Гостиницы Нового Света. Все гостиницы имеют номера с видом на море. Большинство расположено на побережье, где-то есть собственные пляжи.

    Как добраться до Нового Света?

    Новый Свет не имеет собственного железнодорожного вокзала и аэропорта. Ближайший крупный населенный пункт – Судак, откуда регулярно ходят рейсовые автобусы. Можно добраться прямым автобусом из Симферополя, расписание рейсов лучше уточнять заранее, в летнее время оно может меняться. Из Севастополя придется ехать с пересадкой в Судаке.

    Почему Стивен Холл считает свет лучшим материалом. 5 проектов архитектора в пример

    «Я люблю работать со светом, свет — главный материал», — говорит Стивен Холл. С помощью него автор превращает здания в скульптуры и показывает, насколько архитектура — хрупкое и одновременно мощное искусство. Но дело не только в красоте: Стивен Холл показал, насколько функциональным может быть свет.

    Свет у Стивена Холла играет не просто визуальную роль. Он учит жителей общаться друг с другом и понимать архитектуру, расширяет пространство и экономит искусственную энергию. Мы выбрали пять проектов, которые вдохновляют относиться к свету как к материалу.

    Архитектор работает с двумя идеями: пористой архитектуры и света как материала, который способен кардинально изменить пространство. За концепцией стоит простая мысль — архитектура должна предоставлять человеку свободу перемещения, пространственного переживания и собственного опыта. При этом свет всегда образует дуэт с пористостью.

    Музей современного искусства «Киасма»

    Первым проектом, который демонстрирует две идеи, сам Стивен Холл называет музей «Киасма». В нем очевиднее всего возможности света: архитектор проектировал здание, учитывая, под каким углом солнечные лучи попадут в интерьер в разное время суток. В результате получилось архитектурное золотое сечение.

    Все пространство Холл называет «почти прямоугольным» — плавные линии позволяют свету проявить себя, преломляя лучи. А окна в здании расположены таким образом, что свет эффектно рассеивается и дополняет искусственное освещение. Также Холл использовал световые люки, которые «превращают свет в скульптурный элемент». Впоследствии они станут визитной карточкой архитектора. В совокупности приемы дают ощущение «разнообразия пространственных переживаний», к которому всегда стремится Холл: в какой бы точке музея посетитель ни оказался, свет всегда даст ему увидеть здание по-новому.

    Экспериментальный дом Ex of In

    Камерный дом площадью всего в 85 кв. м в небольшой деревне под Нью-Йорком — альтернатива «растекающимся в ландшафте» виллам, которые обычно себе строят американцы. На примере этого проекта Стивен Холл показывает: какой бы площади ни был объект, на какой бы затененной местности ни находился, он может быть светлым и казаться визуально больше, чем есть на самом деле.

    Достигается это за счет простых решений: конструкции в виде сферы, панорамного остекления, светлых фасадов, «отзеркаленных» окон и контрастного цветового освещения. Так, внутри здание отделано пастельным деревом, которое дополняют мягкие лампы, а белые фасады и окна впускают дневной естественный свет. Впечатление яркого пространства особенно усиливают сферы, считает Стивен Холл — они создают абстракцию света и игру светотени.

    Павильон Space T2

    Миниатюрное здание в США полностью посвящено «переживанию света»: в доме нет водопровода и отопления, а интерьеры без мебели. Подразумевается, что посетитель будет разгадывать дом как головоломку — одновременно и главным секретом, и подсказкой окажется свет. T-образная форма и световые колодцы помогают гостю увидеть дом в новом свете в прямом смысле слова. Из здания открываются виды на лесные пейзажи из «традиционных окон», а небо видно из скошенных, как будто это подзорная труба, труб-колодцев. Черный фасад усиливает впечатление от белоснежных интерьеров, которые еще и ярко освещены. Как и всегда, Стивен Холл показывает взаимодействие света и тени: тень образуют угловые колодцы.

    Школа искусств в Глазго

    В школе искусств свет помогает студентам общаться: вместо темных лестниц и коридоров они проводят целый день в светлых интерьерах с панорамными окнами. Дополнительные объемы в интерьерах создают игру светотени, а световые пустоты служат еще и вентиляционными отверстиями.

    Максимальной яркости Холл здесь добивается дополнительными акцентами: например, лестницы с голубыми перилами контрастируют с белыми стенами и создают блики. Здесь тоже можно говорить о пространственном переживании света — здание абсолютно проницаемо благодаря колодцам и пересекающим пространство лестницам. Такая свободная территория, считает Холл, усиливается грамотным освещением. В результате студенты учатся и индивидуально воспринимать архитектуру, и чаще общаться друг с другом.

    Корпус изобразительных искусств Университета Айовы

    Главным достижением проекта Стивен Холл называет то, что 99% здания освещено естественными лучами солнца. Их ожидаемо обеспечивают световые люки — семь вырезов, которые архитектор называет «центрами света». Максимально яркое помещение — атриум, в котором часто встречаются студенты. Это пространство, которого учащиеся не избегают — как, например, коридоров в школах, — а наоборот стремятся проводить там время. Студентам проект по душе: они говорят, что здорово во время учебы замечать, как вечер сменяет день. «Концепция со множественными центрами света и центральными пространствами, которые объединяют лучи света, является социальным конденсатором», — говорит Стивен Холл.

    Рассказывая о корпусе искусств в Айове, Стивен Холл заметил, что здание дарит ученикам «радостные моменты удивительного света». Эти моменты, говорит он, отвлекают студентов от повседневности, разрешают задуматься о действительно важных вещах. Но архитектор мог бы сказать так о любом своем проекте. Неважно, студенты ли, жители или случайные гости — абсолютно все благодаря Стивену Холлу учатся смотреть на жизнь по-другому. Архитектор научил людей замечать свет.