Архитектура в Минске

Скрытые детали: 10 архитектурных секретов Минска

Полной картинку делает деталь, и архитектура – не исключение. А чтобы прочесть послание или рассмотреть в привычном особенное, иногда нужно просто сменить ракурс или приблизить детали. Вооружившись Huawei P30 Pro c 50X цифровым зумом, мы прогулялись по Минску, чтобы увидеть архитектурные секреты, скрытые от глаз даже самых пытливых горожан. А архитектор Юрий Таубкин подсказал нам, на что обратить внимание, и сделал небольшой экскурс в историю минской архитектуры.

архитектор, дизайнер, художник и соорганизатор Минской недели дизайна

Современный архитектурный облик Минска

– То, что сейчас в Минске видят все (в том числе туристы), – в основном советское наследие. Сначала город скосила война, а в 44-ом прибывшие советские архитекторы нарисовали прямо на ящиках схему нового города Солнца. Старое – даже то, что можно было восстановить, – снесли. Потому, например, прокуратура стоит на фундаменте костела.

Довоенный город был очень симпатичный, более комфортный по масштабу, чем современный Минск. Улицы Советская, Захарьевская, где сейчас проспект, – это Екатерининская застройка, которая появилась после присоединения части Речи Посполитой. По ширине улиц, высоте домов, эстетике, декору она была такая же, как проспект Гедимина в Вильнюсе, например. Осталось несколько домов, где это заметно: улица в два раза уже, высота зданий – 3 или 4 этажа. Застраивали так, что старый город оставался, а новый появлялся рядом. На примере: в Минске тогда убрали городской вал и пустили нынешние улицы Маркса, Интернациональную, Кирова, а исторический центр не тронули.

С постмодернизмом эпоха стилей в принципе закончилась. Но, если придерживаться традиционной классификации, из значимого в Минске стоит назвать, во-первых, виленское барокко – потому что это явление очень местное. Самые простые примеры – костел Пресвятой Девы Марии или здание нынешней детской музыкальной школы №10. В Минске эти здания относительно свежей постройки, но в них, тем не менее, еще ощутимо влияние Ренессанса. Беларусь прожила Возрождение, была частью контекста и прошла этот период генетически, что очень важно для культуры страны. Это связь с итальянской традицией (прежде всего, через Бону Сфорцу) и следы культурного обмена.

Минский модерн – «местечковый», более сдержанный и угловатый, в отличие от извилистого растительного (арт-деко) в городах Западной Европы. Наряду с модерном в начале ХХ века была мода на неоготику. Сюда можно отнести костел Св. Роха и здание первой городской электростанции на месте нынешней «не-Кемпински» – со стрельчатыми арками и прочим декором.

Достаточно много в Минске конструктивизма – это вся лангбардовская архитектура. Удачные примеры: бывшая библиотека Ленина и геофак БГУ. Их, например, снимали для литовского проекта «STOP juosta», который посвящен межвоенной архитектуре в Польше, Литве, Латвии и Беларуси.

Сталинский ампир – это настоящая каша. Там всего много: Дом правительства, например, – вроде конструктивизм, а его интерьеры ампирные.

Советский модернизм в чистом виде – и внутри, и снаружи – это кинотеатр «Пионер»: практически Мис ван Дер Роэ. Очень красивый химфак БГУ на Ленинградской: узкий фасад, где расположен вход, – просто бомба по пропорциям. Похож на римский Дворец итальянской цивилизации, только без арок.

Сейчас в Минске есть все, в том числе и абсолютно некрасивые здания. Из построенных за последние 20 лет, к примеру, приличные можно пересчитать по пальцам.

10 зданий, на которые стоит обратить внимание

Дом No.24 на Революционной

Достопримечательности Беларуси

Топ достопримечательностей (379)

Обелиск Штык – главный монумент Мемориального комплекса Брестская Крепость. Обелиск был спроектирован Белорусским отделением ЦНИИ «Проектстальконструкция» и установлен 5 июля 1971 года. Обелиск — сложное инженерное сооружение высотой 104,5 метра и весом 620 тонн.

Дворец Пусловских в Коссово называют Рыцарской Грезой. Он построен в начале XIX века в ностальгическом стиле старинных готических замков. Над его проектом работал архитектор Франтишек Яшчольд из Варшавы, а для оформления интерьеров был приглашен итальянский художник Маркони.

Вилейское водохранилище – самый большой искусственный водоем в Беларуси. Его площадь 64,6 квадратных метров. Решение о строительстве Вилейского водохранилища было принято для улучшения водоснабжения столицы Беларуси Минска.

Усадебно-парковый комплекс в деревне Борисовщина был построен в конце XIX века для владельца усадьбы Феликса Ястржембского – представителя старинного польского рода. Парк вместе с садом, расположенный на двух террасах, занимают 18 гектар.

Памятник «Девушка с зонтиком» на Михайловском сквере в Минске был установлен в 2000 году. Это памятник молодым девушкам и ребятам – жертвам ужасной трагедии на станции метро «Немига».

Ружанский дворец – руины некогда величественной резиденции могущественного рода Сапег. Первоначальный дворец, построенный Львом Сапегой, до наших дней не сохранился. Он был разрушен во время войны со шведами в начале XVIII века.

Музей-усадьба «Пружанский Дворец» – памятник архитектуры XIX века. Здание построено в весьма необычном для белорусских усадеб итальянском стиле – это загородная вилла в стиле раннего ренессанса.

Часовня-усыпальница Ожешко в Закозеле – шедевр неоготической архитектуры, построенный в 1849 году прославленным архитектором Франтишеком Ящольдом, построившим также дворец в Коссово. В начале XIX века в Закозеле начинается грандиозное строительство.

Мемориальный комплекс «Курган Славы» был построен в Мозыре в 1967 году. Открытие мемориала было приурочено к 23-й годовщине освобождения Мозыря от немецко-фашистских захватчиков. Тяжелая судьба выпала на долю белорусского города Мозыря 875 дней продолжалась оккупация города вражескими войсками.

Могилевский «Звездочет» – не только самые большие и самые оригинальные солнечные часы, но и единственный в мире памятник Звездочету. Есть в Могилеве замечательное место – площадь Звезд. Здесь зажигаются самые родные и самые яркие звездочки города.

Город Высокое Каменецкого района Брестской области – красивый древний город, некогда знавший времена величия и славы. Впервые упоминается город как Высокий Град в XIV веке, однако позже его переименовали в Высоко-Брестск.

Мозырский замок был реконструирован к 850-летию города на историческом месте — Замковой Горе. Впервые замок в Мозыре был построен на месте деревянного детинца в XV веке. В это время великий князь Жигимонт I продал Мозырь Альбрехту Гаштольду «за 1500 копъ грошей.

Дворец архиерея Георгия Конисского был построен в 1762-1785 годах вильнюсским архитектором Яном Глаубицом. Георгий Конисский – видный православный церковный деятель, еще до раздела Речи Посполитой выступавший в защиту притесняемого православного населения.

Мемориальный комплекс «Буйничское поле» был открыт 9 мая 1995 года в честь 40-летия победы над фашистской Германией. Мемориальный комплекс расположен в месте ожесточенных боев за оборону Могилева в 1941 году.

Могилёвский областной художественный музей имени Масленникова открыт 19 ноября 1990 года. 22 января 1996 года музею было присвоено имя белорусского художника, живописца, искусствоведа Павла Васильевича Масленникова.

Мемориальный памятник «Жертвам Чернобыля» Был открыт в Мозыре напротив горисполкома в 10-ю годовщину со дня взрыва на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1996 года. В Мозыре сейчас проживает около 2 тысяч ликвидаторов Чернобыльской АЭС.

Костел Пресвятой Троицы в деревне Гервяты – один из самых красивых и высоких костелов на территории Беларуси. Гервятский Троицкий костел был построен на средства князя Ольшевского в 1899-1903 годах.

Могилевский областной драматический театр – одно из красивейших зданий города. Построено в 1886-1888 годах по проекту архитектора П. Камбурова и инженера В. Мильяновского. Здание из красного кирпича, прямоугольное в плане с двумя «башенками» по углам.

Могилевский музей этнографии – филиал Могилевского краеведческого музея, открытый в 1981 году. Филиал создан с целью изучения народного крестьянского белорусского быта, обычаев, традиций, костюмов и обрядов.

Православный Свято-Никольский женский монастырь в Могилеве – памятник архитектуры XVIII века, был построен в стиле барокко. Начало строительства монастыря относится к XVII веку, когда архиепископ киевский Петр Могила получил разрешение короля Владислава IV на возведение церкви Святого Николае в Могилеве.

Архитектура в Минске

Страница не найдена

Strelka

Конструктивизм в современном Минске почти незаметен, он теряется на фоне пышных послевоенных архитектурных ансамблей, модернизма периода застоя и современных наслоений. Но именно этот стиль стоял у истоков образа города как столицы молодой советской республики. Краевед Владимир Садовский, участвовавший в создании книги «Минск. Наследие столицы Беларуси 1918–2018», рассказывает о самых знаковых конструктивистских зданиях Минска времен первых пятилеток.

Читайте также  Архитектура в острове Менорка

В начале 1920-х годов Минск находился в плачевном состоянии. Потрепанный в бурные годы революций, Первой мировой и советско-польской войн, город до 1925 года зализывал раны, восстанавливая разрушенные здания. Только во второй половине 20-х правительство советской Белоруссии начало задумываться над превращением бывшего губернского города в современную пролетарскую столицу. В стране в то время не было своей развитой архитектурной школы, и для первых крупных проектов организовывались всесоюзные архитектурные конкурсы. Так вместе с московскими и ленинградскими архитекторами в Минск пришел конструктивизм. Архитектурный авангард ассоциировался пропагандой с прогрессивным преобразованием столицы и страны в целом.

Век славы минского конструктивизма был недолог: приказ об освоении классического наследия всё-таки дошел к концу 1930-х и до Белоруссии. Затем война и оккупация огнем пожаров и бомбежками уничтожили целый ряд конструктивистских зданий Минска. Но самый сильный удар по авангарду произошел уже после освобождения города. Принятый в 1946 году новый генеральный план кардинально перекроил центр столицы БССР. Планировалось, что Минск станет своеобразными воротами Страны Советов — городом солнца с широкими улицами и домами-дворцами. Возрожденный город строился по канонам пышной сталинской архитектуры. Со средствами и методами не мелочились: во время реализации генплана пошла под нож как дореволюционная застройка города, так и межвоенные здания. Некоторые конструктивистские постройки хоть и сохранились, но в ходе реконструкции были до неузнаваемости перестроены в неоклассическом виде.

Маршрут по городу можно посмотреть по ссылке в Google Maps .

Государственная библиотека БССР им. В. И. Ленина

Архитекторы: Г. Лавров в соавторстве с Б. Жолткевичем

Годы постройки: 1930–1933

Бывшая Государственная библиотека БССР в Минске — одно из самых ярких конструктивистских зданий страны. Проект был выполнен архитектором Георгием Лавровым в соавторстве с Борисом Жолткевичем в 1929 году. Выпускник ВХУТЕИНа Лавров приехал работать в Минск в 1928-м и почти сразу получил должность главного архитектора города. К сожалению, о Жолткевиче сохранилось очень мало информации: в 30-е он был репрессирован, и его имя вычеркнули из всех проектов. Только в конце 1980-х упоминания о Жолткевиче вернулись в архитектурные справочники.

Сам Георгий Лавров в столице Белоруссии проработал до 1934 года. За это время было реализовано много его проектов, но здание библиотеки по праву считается жемчужиной его творчества. Постройка воплощала в себе самые яркие черты конструктивизма: от решения фасадов и планировок до материала, из которого выполнена отделка здания. Речь о темно-серой антрацитовой штукатурке, которая блестела на солнце в ясную погоду. Искусствоведы оценили смелое решение входной группы здания: массивный полукруглый объем, опирающийся на четыре тонкие колонны, выглядел новаторским для Белоруссии и начала 1930-х годов. К сожалению, не всему задуманному суждено было реализоваться: так, не был построен массивный девятиэтажный корпус книгохранилища.

В войну библиотека уцелела, но пострадали фасады и остекление, а послевоенный ремонт несколько изменил облик здания. До середины 2000-х в довоенной постройке размещалась главная библиотека Республики Беларусь. В 2006 году национальная библиотека переехала в новый большой комплекс на северо-восточной окраине Минска, и здание Лаврова ненадолго опустело. В 2011-м на объекте была завершена масштабная реконструкция, фасадам бывшей библиотеки вернули оригинальный вид 1930-х годов. Но интерьеры были переделаны под нужды Совета Республики, который разместился в здании после ремонта.

Фабрика-кухня

Архитектор: И. Грубер

Годы строительства: 1930–1936

Разговоры о необходимости строительства крупного комбината общественного питания шли в Минске с конца 1920-х. В начале 1930 года в печати появились первые проекты будущей фабрики-кухни, а уже 8 марта была произведена закладка нового здания. Планировалось, что на кухне будет готовиться до 24 тысяч обедов в день. Но строительство затянулось. Официально датой открытия считается 1936 год. Несмотря на то, что в то время в советской архитектуре уже вовсю господствовал принцип «освоения классического наследия», минская фабрика-кухня была выдержана в строгом конструктивистском ключе. Не был избавлен проект и от архитектурного романтизма 1920-х: по форме здание напоминало паровоз — символ прогресса и стремления к светлому будущему.

В войну фабрика-кухня пострадала не сильно и уже в 1944 году, сразу после освобождения Минска, возобновила работу. В 1970-е годы был произведен ремонт здания, перестроен барабан входной группы и достроен дополнительный вход. После реконструкции там открылся один из самых известных минских ресторанов советского времени — «Папараць-кветка», но здание частично потеряло оригинальный вид.

Сейчас на фабрике ведутся реконструкционные работы, в ходе которых, как обещается, постройке будет возвращен вид 1930-х годов со сплошным остеклением полукруглого объема лестничной клетки и сносом поздних пристроек. Планируется, что в бывшей фабрике-кухне разместится культурно-развлекательный центр и, возможно, вновь будет работать ресторан.

Дом Правительства БССР

Архитектор: И. Лангбард

Годы постройки: 1930–1933

Одной из самых масштабных строек межвоенного Минска было возведение Дома Правительства. В 1929 году был объявлен всесоюзный конкурс, в котором участвовали в том числе архитекторы из Москвы и Ленинграда. Лучшей была признана работа ленинградского архитектора и уроженца Гродненской губернии Иосифа Лангбарда. Для реализации своего проекта архитектор перебрался в Минск, где жил и работал до самого начала войны.

Первоначальная задумка Лангбарда в ходе строительства была немного изменена: так, была убрана галерея с колоннадой, соединяющая два крыла здания. Кроме того, фасады Дома Правительства получили более богатое оформление оконных проемов, чем задумывалось изначально. В итоге внешне минский Дом Правительства, несмотря на определенное сходство с харьковским Госпромом, все-таки отличается от каноничных конструктивистских зданий 1920-х годов.

Некоторые искусствоведы настроены причислять творение Лангбарда скорее к стилю ар-деко, чем к классическому конструктивизму. Впрочем, элементы ар-деко будут ярче прослеживаться в более поздних работах архитектора, таких как Театр оперы и балета в Минске, построенный в 1939-м.

Главная стройка страны продолжалась всего три года, и это несмотря на отсутствие строительной техники (краны в Минске стали применять только в конце 1930-х) и на внушительные размеры объекта. Дом Правительства до сих пор является самым большим по объему (240 тысячи м3) зданием в Беларуси. Официальное открытие состоялось 7 ноября 1933 года. Интерьеры были оформлены барельефами и фресками с сюжетами на тему социалистического строительства. Напротив парадного входа была установлена трибуна с памятником Ленину.

Здание практически не пострадало в войну: в нем размещались немецкие оккупационные организации, такие как Почтовая служба Остланда или Дирекция транспорта Рейха. После освобождения Минска в Доме Правительства вновь расположились государственные учреждения БССР. Сегодня там размещается белорусский парламент и Совет министров, а также президентская библиотека.

Университетский городок БГУ

Архитекторы: Г. Лавров и И. Запорожец

Годы постройки: 1928–1931

Первая крупная стройка в межвоенном Минске — возведение комплекса студенческого городка Белорусского государственного университета. Образованный в 1921 году, БГУ первоначально размещался в разных дореволюционных зданиях по всему городу. Решение о строительстве компактного городка было принято в 1926 году, тогда же был объявлен всесоюзный архитектурный конкурс. Одними из первых представили свое видение современного пролетарского университета московские архитекторы из объединения ОСА (их работы были напечатаны в журнале «Современная архитектура» в том же 1926 году). Москвичи подошли к делу серьезно и представили проекты, выполненные по последнему слову архитектурной науки и техники того времени. Здания на бумаге выглядели современными, оригинальными и масштабными, но конкурсная комиссия отдала главный приз гораздо более скромному проекту за авторством архитекторов И. Запорожца и Г. Лаврова. Уроженцы Смоленщины и Киевщины в то время тоже работали в Москве, но ни в какие авангардные архитектурные объединения не входили. Видимо, правительство советской Белоруссии посчитало проекты авангардистов из ОСА слишком дорогими для еще неокрепшей экономики и побоялось экспериментировать.

Строительство городка было начато в 1928 году, к 1931-му было построено пять учебных корпусов. Студгородок занимал целый квартал, во внутреннем дворике предусматривалась зона отдыха для студентов и преподавателей: клумбы, сквер и фонтан. Главный корпус БГУ (самая крупная постройка университетского городка) — целиком работа Георгия Лаврова. Архитектор рационально подходил и к проектированию внутреннего пространства учебного корпуса: широкие коридоры вели в просторные аудитории с прозрачным потолком. В проекте нашлось место и для новых веяний: на крыше главного корпуса предусматривались обустроенные площадки для отдыха и досуга учащихся.

Читайте также  Архитектура в Краснодаре

Сейчас целым остался только один корпус, построенный в 1920-е годы. Два здания сохранились частично. Университетский городок в войну пострадал от пожаров. Старые корпуса сносили и в 1980-е при строительстве метро: под участком, занимаемым БГУ, проходила одна из веток подземного транспорта.

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

В предыдущем посте про Минск я представил облик Старого Минска — в отдельных сохранившихся фрагментах. Образ Минска сталинского — пожалуй, более цельный. Величественные сталинские здания (среди которых есть и довоенные) являются своего рода визитной карточкой белорусской столицы.

Заглавный кадр — так называемые Минские ворота (Брама Мінска). Ансамбль двух симметричных домов напротив железнодорожного вокзала, построенных в 1947-1956 годах по проекту ленинградского архитектора Б. Рубаненко. Пожалуй, это один из лучших шедевров сталинской архитектуры в Минске. В перспективе ворот вдаль уходит улица Кирова.

Вид немного издалека (справа — здание вокзала)

На левой башне установлены часы — немецкий трофей. На правой — герб БССР.

А также скульптуры

Перспектива улицы Кирова с видом в сторону вокзала

Вообще-то Ворота Минска заслуживают отдельного поста. Я бы написал его, если бы было больше фотографий. 🙂

Минский Главпочтамт расположен на площади Независимости (в начале проспекта). Построен в 1950-1953 годах по проекту архитектора В. А. Короля.

Довоенный ансамбль домов на площади Победы.

Дом на углу Коммунистической и Красной улиц, увенчанный башенкой со шпилем. На первом этаже, кстати, находится фирменный магазин знаменитого минского шоколада «Коммунарка». 🙂

Октябрьская площадь. Здание справа — ДК Профсоюзов. Построен в 1949-1956 годах по проекту ленинградского архитектора В. Ершова. Честно говоря, внешне напоминает Биржу на Стрелке Васильевского острова в Питере.

Ещё одно творение В. А. Короля — здание КГБ Республики Беларусь. Построено в 1945-1947 годах. Башенка на углу здания установлена асимметрично. Существует легенда, что башенку в проект здания внёс нарком внутренних дел БССР Лаврентий Цанава, автор проекта пытался было возразить, сказав, что это противоречит законам архитектуры, на что «Белорусский Берия» ему ответил: «Товарищ Король, в Белоруссии всё подчиняется одному закону — закону Цанавы. В архитектуре вы, может быть, и король, а здесь король я».

Сейчас, кстати, существует своего рода туристическая традиция при посещении Минска — сфотографироваться на фоне этого здания. После фотографирования, конечно, желательно побыстрее ретироваться. 🙂

Здание завода ЭВМ имени Орджоникидзе на площади Якуба Коласа. Построено по проекту С. Ботковского, И. Бовта и Н. Шпигельмана в 1955-1961 годах.

Рядом расположено более строгое довоенное здание Наицонального Олимпийского комитета РБ, построенное в 1936-1939 годах по проекту А. Воинова и А. Брегмана (на фото — слева).

На другой стороне площади Якуба Коласа находится здание Белорусской Государственной филармонии, построенное в 1963 году по проекту Г. Бенедиктова.

Комплекс зданий Белорусского национального технического университета, расположенный в квартале между проспектом Независимости, улицей Якуба Коласа и улицей Богдана Хмельницкого, построен в 1932-1934 по проекту Г. Л. Лаврова и отчасти перестроен в послевоенный период.

Белорусский Государственный цирк, расположенный на углу проспекта Независимости и улицы Янки Купалы, построен в 1954-1959 годах.

Здание 1950-х годов на углу улиц Кирова и Ленина. Сейчас в нём располагается управление Белорусской железной дороги.

Министерство селького хозяйства и продовольствия. Здание построено в 1952 году по проекту архитектора П. Иванова.

Почти напротив — арка стадиона Динамо, построенная в 1954 году.

Здание минской консерватории, расположенное рядом с площадью Свободы. Построено в 1958 году по проекту архитектора Р. Гегарта.

И ещё несколько видов жилых домов.

В этом кадре снова видно здание КГБ

Жилой дом на углу улиц Куйбышева и Коммунистической.

В целом, центр Минска действительно в основном сталинский. И, хотя Минск не совсем советский город, как принято считать, архитектурный облик Минска всё же по преимуществу советский. При этом большинство сталинских да и вообще советских построек выглядят весьма внушительно, очень многие из них действительно можно назвать шедеврами.

Архитектура в Минске

Не ставлю своей целью делать всеобъемлющее исследование, но просто покажу несколько фотографий, которые удалось сделать в белорусской столице 11 и 14 августа. Очень многие объекты уникальны в своем роде, надо сказать.

О советской архитектуре Минска написано уже немало, поэтому покажу лишь несколько фотографий этого периода и затем перейду к объектам, возведенным в 21 веке.

Обелиск «Город-Герой» высотой 45 метров. Этот архитектурно-скульптурный комплекс был открыт в 1985 г. к 40-летию победы над фашистской Германией. Памятник установлен на возвышенности в начале парка Победы. В создании памятника участвовали скульптор Валентин Занкович, архитекторы Вячеслав Евсеев, Виктор Крамаренко и Вячеслав Романенко. У обелиска на невысоком постаменте находится бронзовая скульптура женщины – Родина-мать, символ Победы и Славы.
Здесь проходят праздничные гуляния, парады, устраивают салюты и фейерверки.

Часовня памяти воинов-интернационалистов (1995—96 гг.) на Острове Мужества и Печали, Троицкое предместье:

План комплекса высечен на табличке. Вообще об этом сооружении надо делать отдельный пост — там много интересных деталей.

Сюда приходят свадьбы. Удивительно, но и к чести местных жителей, что бумажные деньги, которые посетители оставляют в часовне и у подножия скульптуры ангела никто не берет, хотя там есть и многотысячные купюры.

Республиканский Дворец спорта проектировался в институте «Белгоспроект» (г.Минск) авторским коллективом в составе главного архитектора Филимонова С.Д., архитектора Малышева В.Н. и главного инженера проекта Коржевского В.В. Молодые выпускники тогдашнего БПИ в основу проекта сооружения положили свою дипломную работу. Проект был создан в течение года, а строительство велось с сентября 1963 по май 1966 г. С 2001 г. произведена поэтапная реконструкция.
Дворец спорта в цифрах:
Количество зрительских мест:
главная трибуна – 3074 мест, малые трибуны – 237 мест, партер – 1500 мест
Объем:
Дворец спорта – 92 333 куб.м, ледовая площадка – 36 283 куб.м
Общая площадь:
Дворец спорта – 14 465 кв.м, ледовая площадка – 4 940 кв.м
Подробнее тут: http://www.sportpalace.info/about.php?type >

Перейдем к новым сооружениям, мирно уживающимися ныне со старыми доминантами:

Площадь Независимости. В 1991 г. площадь стала называться площадью Независимости. В 2002—2006 гг. площадь была реконструирована. Движение автотранспорта было спрямлено, под землей были построены 3-этажный торговый центр «Столица» и 4-этажный паркинг на 500 мест. Надземная часть площади стала зоной отдыха со светомузыкальным фонтаном.

Площадь считается самой большой в Европе:

На площади расположены здания Дома Правительства, Мингорисполкома, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета, гостиницы «Минск», Главпочтамта, управления метрополитена, а также Красный костёл:

Световые фонари подземных сооружений смотрятся особенно эффектно в ансамбле площади:

Вид на площадь сверху, найденный в Интернете:

Деталям оформления площади уделено немало внимания:

Какой-то строящийся торговый центр, сфотографированный на ходу из машины:

Запамятовала, что это было такое на фото ниже, хотя таксист, который меня вез, говорил об этом.
(Ниже в комментах подсказали: это выставочный центр БелЭкспо)
Вообще с провожатым мне повезло — имея дочь-архитектора, он более-менее имел представление о том, какую архитектуру надо показывать заезжим гостям столицы. 🙂

Даже автомойки здесь имеют дизайнерские очертания:

В 2003 году в Минске было построено 592 тысячи квадратных метров жилья, а по планам года нынешнего их должно появиться почти в три раза больше. Минск — город компактный. Свободных площадей, особенно ближе к центру, все меньше. И столица прирастает окраинами. Один из жилых домов по дороге:

Это, по-моему, тоже новые жилые здания:

Теперь о спортивных сооружениях Минска.
Этот уникальный и единственный в Беларуси крытый футбольный манеж был построен в рекордно короткие сроки: всего за девять месяцев. Размеры манежа впечатляют: его площадь – 1200 метров квадратных, высота составляет 26 метров.

Здание манежа рассчитано на пять тысяч зрителей. Главный объект манежа – футбольное поле классического размера – 105×68 метров. Манеж – это не только место тренировок будущих чемпионов, а еще и развлекательный центр Минска. Он привлекает много людей своей многофункциональностью в области досуга. Вид сверху:

Читайте также  Архитектура в Мадриде

Футбольный манеж принимал матчи Кубка Девиса.
Благодаря ФИФА белорусские футболисты получили для круглогодичных занятий искусственный газон стоимостью около 400 тыс. долларов. Церемония его открытия стала стартом в напряженном графике пребывания в Минске президента ФИФА Йозефа Блаттера. В силу погодных условий белорусские футболисты могли тренироваться на естественных газонах не более 7-8 месяцев в году. Этого, конечно, мало. Теперь подготовкой можно заниматься круглогодично и не зависеть от капризов погоды.

Спортивный комплекс «Минск-арена» является уникальным и не имеет аналогов по сложности и функциональности не только в Беларуси, но и во всей Европе. Он включает в себя многофункциональную главную арену вместимостью до 15000 человек, конькобежный трек с трибунами на 3000 человек, велодром на 2000 зрителей, многоуровневую парковку и административные здания.

Этот комплекс у меня не влезал целиком в кадр даже при широкоугольном объективе, поэтому показываю по частям:

Одна часть комплекса уже готова — велодром уже принимает соревнования. А вот на конькобежном стадионе и непосредственно на главной арене работы идут вовсю. На строительстве «Минск-Арены» ежедневно работают около двух тысяч человек. В итоге спорткомплекс сможет принимать соревнования по 28-ми видам спорта. Открытие запланировано на 7 ноября 2009 года.

Ледовая арена выбрана главной площадкой чемпионата мира по хоккею 2014 года. Также здесь состоится финал детского Евровидения 2010 года. После окончания строительства «Минск-арена» станет домашней ареной для хоккейного клуба «Динамо»(Минск), выступающего в Континентальной хоккейной лиге. На момент открытия это будет самая большая домашняя арена среди всех команд КХЛ.

А это какие-то новостройки напротив Ледовой Арены:

Обзор современной белорусской архитектуры был бы неполон без нового здания Национальной библиотеки.
Здание представляет собой ромбокубооктаэдр высотой 73,6 м (22 этажа) и весом 115 000 тонн (не считая книг). Площадь застройки составляет 19,5 тыс. м², общая площадь здания — 112,6 тыс. м², в том числе книгохранилища — 54,9 тыс. м². Библиотека является одной из самых больших в мире.

Необычным является решение подсветки здания, которая включается ежедневно с заходом солнца и работает до 0:00. Цвет и узоры меняются ежесекундно.

Еще фото из Интернета:

Проект нового здания был разработан в конце 80-х годов и в 1989 году стал победителем на всесоюзном конкурсе. Однако воплотить его в жизнь удалось лишь спустя более чем 15 лет.
Строительство было начато 1 ноября 2002 г. Приемка первого пускового комплекса, включающего котельную с инженерными сетями, очистные сооружения, систему энергоснабжения, внешние инженерные сети была проведена в октябре 2005. Были также проведены работы по благоустройству прилегающей территории. Новое здание Национальной библиотеки было открыто 16 июня 2006 года. Фото здания с другой стороны (из Интернета):

Строятся не только жилые дома, спортсооружения и библиотеки, но также и культовые сооружения.
Церковь Всех Святых (2007 г.) ул. Калиновского. Чем-то архитектура сооружения напомнила мне Храм Вознесения в Коломенском в России, хотя полного сходства тут, разумеется, нет:

Рядом расположилась Церковь Троицкая (после 2000 г.), напоминающая деревянные срубные церкви русского Севера:

Просто деталь оформления дорожек возле храма:

Жаль, что не было времени пофотографировать малые архитектурные формы и памятники. Но здесь мы все же остановились:

Памятники архитектуры Минска

Одна из главных достопримечательностей Минска, ставшая символом города, Троицкое предместье, представляет собой уникальный квартал с исторической застройкой на берегу реки Свислочь. Район берет начало своей истории в XII веке, когда здесь, по данным исторических документов, существовало селение Троицкая гора. Это был экономический центр, в котором сходились важные европейские торговые пути. Тогда вся застройка здесь была деревянной. В начале XIX века исторический облик района был уничтожен сильнейшим пожаром, после чего квартал был заново отстроен – но уже в камне.

Одно из немногих уцелевших в Минске после Великой Отечественной войны исторических зданий – Пищаловский замок – в народе называют Белорусской Бастилией. Построенный в первой четверти XIX века в стиле раннего классицизма и стилизованный под средневековый замок, практически не успел побыть светской резиденцией. По инициативе властей он был приобретен у помещика Рудольфа Пищалло (по чьему заказу замок был построен) и переоборудован в острог.

Минская ратуша расположена в историческом районе Верхнего рынка. Здание было построено в 1600 году, и на протяжении своей истории его форма и содержание пережили множество изменений и коллизий. До конца XVIII века в нем проходили заседания минского магистрата. Здесь решались все внутрегородские вопросы, а также хранились эталоны единиц веса и объема. Также тут размещались городской суд и архив.

Одним из немногих кварталов с застройкой предыдущих столетий Минска, которые сохранились, можно считать и Раковское предместье. Конечно, его состояние не настолько прекрасно, как Троицкого, но история все равно четко прослеживается буквально в каждом строении. Состоит предместье из компактных жилых домов, которые были возведены еще в 19 веке. Также здесь присутствуют фабричные корпуса, которые даже на сегодняшний день находятся в полностью рабочем состоянии.

Дом Ваньковичей в столице Беларуси является довольно популярной архитектурной памяткой. Множество гостей города интересуются данной памяткой архитектуры, по которому проводится множество экскурсий. Ранее этот дом был собственностью представителей белорусского дворянского рода Ваньковычей. На сегодняшний день это архитектурное сооружения является музеем.

Дворец Республики – наиболее крупный центр культурной и деловой жизни Беларуси. Постройка дворца завершилась лишь в 2000 году, после пятнадцатилетнего простоя. В наши дни во Дворце Республики имеются два зрительных зала на две с половиной тысячи и пятьсот кресел, помещения для проведения конференций и деловых переговоров, рассчитанные на сто и двести кресел, а также правительственный комплекс и пресс-центр, оснащенный залом для конференций, рассчитанным на три десятка участников.

Минск является культурной столицей Беларуси, в нем числится множество мест, в которых будет приятно побывать гостям страны. Одной из главных достопримечательностей этого города являются минские ворота. Ворота города Минска являются символом этого замечательного города. Они являют собой две симметричные башни, которые расположены напротив друг друга. Каждая из них имеет по 11 этажей. Все, кто приезжает в данный город, первым делом встречаются с этой достопримечательностью, так как вокзальные выходы ведут напрямую к воротам. Городские ворота иллюстрируют на множестве открытках и магнитах.

В далеком 18 веке был сооружен Гостиный двор, который можно и сейчас наблюдать в городе Минске. Здание ранее было представлено в форме прямоугольника, выполнено в стиле классицизма. В его середине отличным дополнением служил открытый двор. Использовался в те времена гостиный двор в качестве сегодняшних торговых центров. Здесь можно было найти и отличные продуктовые ряды, и рестораны, и гостиницы.

Дом на проспекте Независимости является одной из достопримечательностей Минска, не имеющих широкой известности. А ведь именно в этом доме в течение двух лет проживал Ли Харви Освальд – человек, являющийся убийцей президента Америки Дж. Кеннеди. Расследование убийства было очень скоротечным, и до сегодняшнего дня многие сомневаются в официальной версии.

По окончанию Второй мировой войны в разных городах СССР начали появляться так называемые курганы, которые насыпались в память о погибших в боях. И Минск не исключение. Недалеко от аэропорта на 21-м километре дороги расположился так называемый «Курган славы», который имеет внушительную высоту — тридцать пять метров. Место выбрано было при его возведении не случайно. Ведь, в далеком 44-м году на этом место был образован «Минский котел», благодаря которому были разбиты немецкие войска.

Несвижский дворцово-замковый комплекс – один из самых посещаемых достопримечательностей Минской области. Он расположен в городке Несвиж и имеет богатую историю, которая берет свое начало в 16 веке. Именно в этот период на месте, где сейчас стоит замок, было построено первое деревянное сооружение. Со временем оно перестраивалось, и в 1583 году появилось уже здание из камня. Этот год считается датой основания Несвижского замка. За 5 веков он менялся много раз — подвергался разрушениям и реконструкциям.