Архитектура в Кимрах

Кимры & Расписания

Факты

Даты из истории

Памятники архитектуры города Кимры

Стоящие на республиканской категории охраны:

Церковь Вознесения, 1813 г. г. Кимры, Каляевский (Вознесенский) пер., 1

Местного значения:

Городская управа, кон. XIX — нач. XX в., ул. Володарского, 7/5

Дом доходный, нач. XX в., ул. Володарского, 9

Типография, кон. 1900-х гг., ул. Володарского, 11

Торговые лавки, кон. XIX в., ул. Володарского, 12

Контора типографии, 1900-е гг., ул. Володарского, 13

Дом жилой, сер. XIX — кон. XIX в., ул. Володарского, 14

Дом жилой, 2-я пол. XIX в., ул. Володарского, 16

Дом жилой, 3-я четв. XIX в., ул. Володарского, 17

Здание общественное, 1910 г., ул. Володарского, 18—20

Дом Башилова, 1850-е гг. — 2-я пол. XIX в., ул. Володарского, 22

Общественный банк, 1912 г., ул. Володарского, 24/1

Дом жилой, 2-я пол. XIX в., ул. Володарского, 25

Усадьба городская, 2-я пол. XIX в., ул. Володарского, 26/9

Дом жилой, 1910 г., ул. Володарского, 27

Дом купца Рыбкина, кон. XIX — нач. XX вв., ул. Володарского, 28—30

  • дом купца Рыбкина, 1894 г.
  • лавка, нач. XX в.
  • ворота, нач. XX в.

Торговые ряды, сер. XIX в., угол ул. Володарского и ул. Урицкого

Дом Камчаткина, 2-я пол. XIX — нач. XX вв., ул. Володарского, 40 а

Дом Камчаткина, 2-я пол. XIX в., ул. Володарского, 406

Дом жилой, кон. XIX — нач. XX в., ул. Володарского, 54

Дом жилой, нач. XX в., ул. Володарского, 56

Дом Майорова, 1920 г., ул. Калинина, 18

Дом жилой, 1920 г., ул. Калинина, 32

Дом жилой, 1920-е гг., ул. Кирова, 3

Дом жилой, 1900-е гг., ул. Кирова, 5

Дом жилой, сер. XIX — кон. XIX в., ул. Кирова, 10

Дом жилой, 1830 г. — 2-я пол. XIX в., ул. Кирова, 17

Фабрика, 1878 г. — кон. XIX — нач. XX вв., ул. Кирова, 17а

Дом жилой, 1914 г., ул. Кирова, 21а

Дом жилой, 1907 г., ул. Кирова, 216

Дом жилой, 2-я пол. XIX — нач. XX в., ул. Кирова, 22/2

Дом жилой, 1-я четв. XX в., ул. Кирова, 23

Дом Столярова, 2-пол. XIX в., ул. Кирова, 24/1

Дом жилой, 2-я пол. XIX в., ул. Кирова, 25

Дом Лужиных («Теремок»), 1900-е гг., ул. Кирова, 286

Дом жилой, 2-я пол. XIX в., ул. Кирова, 37

Дом жилой, нач. XX в., ул. Кирова, 586

Дом жилой, 1909-1910 гг., ул. Ленина, 18/30

Дом жилой, 1-я четв. XX в., ул. Ленина, 27/29

Дом жилой, кон. XIX в., ул. Ленина, 49/33

Усадьба городская, 1890 г., ул. К. Либкнехта, 32-32а

  • главный дом
  • надворный флигель

Дом жилой, кон. XIX в., ул. Луначарского, 7/9

Дом жилой, нач. XX в., ул. Луначарского, 23/17

Дом жилой, кон. XIX — нач. XX вв., ул. Луначарского, 25

Дом жилой, кон. XIX — нач. XX вв., ул. Луначарского, 34/36

Дом жилой, 2-я пол. XIX в., ул. Луначарского, 37

Дом жилой, кон. XIX в., ул. Луначарского, 41/19

Дом М. Шокина, 2-я-пол. XIX в., ул. Луначарского, 52

Дом жилой, нач. XX в., ул. Луначарского, 53

Дом жилой, 2-я пол. XIX в., ул. Луначарского, 54

Дом жилой, 1913 г., Майская пл., 7

Дом купца Кожевникова, 1911 г., ул. К. Маркса, 3

Дом купца С. Большого, 1904 г., ул. К. Маркса, 11а

Дом жилой, 1926 г., ул. Московская, 32

Гостинный двор, 1914 г., Октябрьская пл., 4/5

Дом жилой, 3-я четв. XIX в., Октябрьская пл., 5а

Здание торгового назначения, кон. XIX — нач. XX вв., Октябрьская пл., 56

Дом жилой, кон. 1900-х гг. уд. Орджоникидзе, 8

Дом жилой, 1926 г., ул. Орджоникидзе, 22

Дом Ускова, 1926 г., ул. Орджоникидзе, 24

Дом Козлова, 1924 г., ул. Орджоникидзе, 26

Дом Рыбакова, 1924 г, ул. Орджоникидзе, 28

Дом Сухарьковых, 1911 г., ул. Пушкина, 19

Дом жилой, кон. XIX — нач. XX вв., ул. Радищева, 27/48

Дом жилой, 1924 г., ул. Л . Толстого, 10а

Дом жилой, 2-я пол. XIX — нач. XX вв., ул. Троицкая, 46

Усадьба городская, кон. XIX — нач. XX вв., ул. Урицкого, 1/10

Дом жилой, 1895 г., ул. Урицкого, 5

Здание административное, кон. XIX в., ул. Урицкого, 8

Трактир, 1890 г., ул. Урицкого, 9/15

Дом жилой, 1899 г., ул. Урицкого, 14

Дом жилой, кон. XIX — нач. XX вв., ул. Урицкого, 17

Здание общественного назначения, сер. XIX в., ул. Урицкого, 22

Дом жилой, кон. XIX в., ул. Урицкого, 27

Дом жилой, с магазином, 2-я пол. XIX в., ул. Урицкого, 27 а

Доходный дом с магазином, 1912 г., ул. Урицкого, 29

Доходный дом с магазином, кон. XIX — нач. XX в., ул. Урицкого, 31/19

Дом жилой, сер. XIX в., ул. Урицкого, 34

Дом жилой с магазином купца Тихомирова, 1915—1916 гг., ул. Урицкого, 40 Преображенская церковь, 1907 г., ул. Урицкого, 65/30

Дом жилой, кон. XIX в., наб. Фадеева, 4

Дом жилой, 2-я пол. XIX в., наб. Фадеева, 9

Дом Рыбкина, нач. XX в., наб. Фадеева, 10

Дом Рыбкина, кон. XIX в., наб. Фадеева

Дом жилой, 1-я четв. XX в., ул. Шевченко, 6

Дом Бобунова (Почта), 2-я пол. XIX в., ул. Шевченко, 40/24

Архитектор воссоздал облик старинных Кимр в миниатюре

«Не бойтесь делать то, что не умеете. Помните, ковчег построил любитель, — профессионалы построили Титаник». Этот статус с цитатой Дейва Берри в соцсети стал жизненным правилом кимрского волонтера-реставратора Алексея Молчанова. Алексей – по образованию реставратор мебели – спасает удивительные дома кимрского модерна от исчезновения и увековечивает память об архитектурных утратах города в бумаге. Такое чистой воды волонтёрство, считает он, появляется в России от безнадёжности – если не сделаешь ты, этого не сделает никто.

Алексей – руководитель фестиваля «Том Сойер Фест Кимры». Его коллеги по всей России восстанавливают архитектурные жемчужины, которым грозит исчезновение. В Кимрах удалось спасти два дома, по стране – больше 80 зданий.

Алексею 23 года, он заканчивает магистратуру Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова по специальности «Художественная реставрация мебели» и уже работает в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Выбор профессии и дела жизни определил… разваливающийся Гостиный двор в Кимрах.

Многие дети мечтают стать космонавтами или построить приют для бездомных животных. Алексей же мечтал вырасти и восстановить разрушающийся памятник культуры. Гостиный двор все-таки обрушился в прошлом году и теперь, наверное, вряд ли будет восстановлен, но в городе осталось много других старых зданий, которые требуют реставрации.

Фото «Тверские своды»

Спасение от безнадёжности

Фестиваль «Том Сойер Фест» стартовал в Кимрах два года назад. В рамках фестиваля волонтёры проводят субботники, лекции, экскурсии по городу и главное – восстанавливают вековые дома неофициальной «столицы» деревянного модерна России! В город съезжаются волонтеры и любители архитектуры со всей центральной части сраны, чтобы ещё увидеть крупицы уникального кимрского наследия и заодно немного помочь ребятам-волонтёрам в его восстановлении.

Деревянная архитектура стиля модерн в Кимрах — визитная карточка города, притягивающая туристов. В начале 20-х годов ХХ века, в период НЭПа, город переживал второй экономический подъем после револьюции, что не могло не отразиться на гражданской архитектуре. До революции 1917 года в тогдашнем еще селе Кимра параллельно развивались три стиля: эклектика, модерн и неорусский стиль. Это были стили, которые пользовались большой популярностью среди провинциального люда дореволюционной России. Вычурные деревянные домики в разной степени сохранности разбросаны по всей исторической части города.

В рамках «Том Сойер Феста» команда из 19 волонтеров приводят в порядок фасады домов – красят, восстанавливают водостоки и элементы наружного декора. В команде есть и профессиональный архитектор – Алена Крутова – перед началом работ она готовит паспорт объекта, который утверждается в администрации города.

— Мы не беремся за дома, признанные памятниками архитектуры, мы занимаемся так называемой «средовой» застройкой. Таких домов в Кимрах тоже много, и они очень красивые. Это жилые дома, и там живут люди, с которыми мы для начала должны договориться о разрешении на работы. Некоторые с недоверием относятся, другие наоборот – с удовольствием соглашаются и помогают нам. Наша цель – один дом за лето – примерно три месяца занимают основные работы по фасаду.

За два года существования проекта восстановлены фасады двух жилых домов – дома Фёдора Онуфриевича Потапенко и дома Павла Ивановича Блинова. Как вы поняли, дома именуются в честь их первых хозяев.

Средства на ремонт собирают на официальной странице фестиваль ВКонтакте через Яндекс Кошелёк. Помогают и местные меценаты – предприниматели и депутат Александр Пастухов.

Нескорые фасадные элементы дома Блинова восстанавливали по сохранившимся чертежам аналогичных домов. Именно так на башенке появился красивый шпиль.

Бывшие хозяева рассказали, что раньше у дома была шашечная кровля, образ которой волонтеры также смогли восстановить.

Нынешние хозяева нашли завалявшийся в сарае старый водосток. Волонтеры изготовили аналогичные и установили на главный фасад дома Блинова

Читайте также  Архитектура в Саратове

Помимо прочего ребята восстанавливают аутентичную балюстраду на крыльцо:

— Мы случайно нашли старую фотографию, где изображена девочка, сидящая на фоне крыльца этого дома с балюстрадой. Это настоящая находка.

Алексей сделал проект балюстрады, хозяин дома закупил материал. Осталось проект воплотить в жизнь.

— Мы ведь занимаемся не только восстановлением домов, мы обязательно восстанавливаем их историю. Когда занимались домом Блинова, случайно выяснилось, что наша коллега по проекту из Сергиева Посада, родственница первых хозяев дома. Мир на самом деле очень тесный, — говорит Алексей.

Планы волонтеров нарушил коронавирус. В этом году команда «Том Сойер Феста» собиралась взяться за каменный дом №1 на улице Орджоникидзе. Работы должны были начаться 17 мая, однако теперь перенесены на неопределенный срок.

«Дороги не сделаны, нам не до наследия сейчас»

Алексей говорит, что отношение к исторической архитектуре в государстве оставляет желать лучшего. Программы по восстановлению не работают, в том числе и региональный закон так называемый «метр за рубль». Предприниматели вкладываются в реставрацию объектов, которые у них могут в любой момент момент забрать. Чего только стоит скандальная история с домом Лужина в Кимрах. Местной власти не до памятников культуры – «дороги не сделаны, нам не до наследия сейчас».

— В общем, волонтерство, по крайней мере у нас в России, рождается от безнадёжности и от боли за исчезающее. Или это сделаешь ты, или никто. Некоторые собственники в Кимрах, например, даже не знают, что владеют домом, признанным памятником архитектуры. Ремонт просто так в нем проводить нельзя. А деревянный дом без крыши погибает через два года.

Кстати, домом Туполева, с которым тоже недавно случился скандал, волонтерам заниматься не разрешили «по причине его аварийного состояния». Дом стоит и разрушается дальше, никакие работы по его сохранению сейчас не ведутся. Хотелось бы верить, чтобы кимрская администрация всё-таки пошла на встречу ребятам и передала (хотя бы за разумную аренду дом Туполева), чтобы волонтёры могли за ним следить и поддерживать в должном виде как могут. Но пока к сожалению каких-либо попыток диалога, и тесного сотрудничества со стороны городской власти не наблюдается, а зря…

Город на бумаге

Память об уникальной старой застройке Кимр, которая не дожила или частично дожила, но в очень изменённом виде, до наших дней, Алексей сохраняет… в бумаге. Уже больше пяти лет он делает макет исторической части города в масштабе 1:270 из подручных материалов. В ход идут акварельная бумага, картон различных плотностей и толщин, дерево и металл.

Алексей еще в школе занимался моделированием и будучи увлеченным историей «Титаника», создал макет крушения легендарного корабля.

На макете комплексного ансамбля городской застройки слева на фото – известный дом Горбылёва, уникальные башенки которого были утеряны.

— По одной версии, их разрушили во время Великой Отечественной войны, чтобы они не привлекали внимания немецкой авиции. По другой версии, они сгорели вовремя пожара, — говорит Алексей.

Рядом с домом Горбылёва на макете восстановлены сдвоенные торговые лавки купцов Шкваркиных (предположительно).

Слева направо: здание Волостного правления села Кимры (без пожарной каланчи), здание пожарного гаража «Кимрского вольного пожарного общества», гостиница Черниговской, которая сегодня сильно изуродованы перестройками и евроремонтами.

Гостиница «Чайка» в комплексе исторической застройки главной площади города.

Макет гостиницы создавался кропотливо, из мельчайших деталей. В частности, Алексей воссоздал на бумаге уменьшенную в 270 раз мемориальную доску Александру Фадееву, установленную на юго-восточном фасаде здания.

«Я постарался мелкой иглой немного выдавить рельеф на доске, дабы она не смотрелась безликим тёмным квадратиком на фасаде».

Сейчас Алексей полностью воссоздал одну сторону улицы Урицкого, а на Театральной площади осталось сделать макет самого театра:

— Мне бы очень хотелось, чтобы мне помогли распечатать на 3D принтере рельеф городской местности или изготовили его каким-либо другим способом. К сожалению, пока у меня нет такой возможности да и времени, — говорит конструктор.

После того, как эпидемия коронавируса стихнет, Алексей готов показать часть макетов горожанам. Так аутентичную и, к огромному сожалению, не сохранившуюся до наших временем застройку города можно будет увидеть хотя бы на бумаге. А то, что еще можно сохранить, как могут будут оберегать местные Томы Сойеры.

Памятники архитектуры Кимр

Дом купца Теплова построен в 1906 году. Это яркий пример каменного модерна. Привлекает внимание своей необычной архитектурой и большими овальными окнами на первом этаже.

Красивый небольшой теремок, причудливых форм, является примером мастерства Кимрских зодчих. Еще один представитель симпатичного деревянного модерна на ряду с домом Лужиных. В первую очередь внимание привлекает необычная асимметричная крыша, круглое окно, похожее на иллюминатор, и конечно же резьба, украшающая дом. Дом построен в 1912 году.

Дом купцов братьев Лужиных — интереснейший памятник модерна и один из неофициальных символов Кимр. Обычно городские дома в провинции имеют лишь отдельные элементы этого стиля, в остальном оставаясь вполне традиционными. Здесь не так. Модерн проявляется и в пропорциях, и во внешней отделке, и в интерьерах. Дом был настолько нетипичен уже во время постройки, что попал даже в издание открыток 1912-1914 гг.

Дом купца В.Д. Собцова построен в 1895 году и отличался своей современной постройкой от окружающих его домов в стиле позднего классицизма. В этом доме на втором этаже проживала семья купца, а первый этаж был отведен под лавки и складские помещения. Сейчас это здание занято магазинами, в нем так же находится спорт бар и развлекательный центр.

Дом врача Жардецкого, построенный в годы НЭПа. Доктор Николай Александрович Жардецкий, поляк, корнями из Краковского воеводства, один из 6 сыновей польского шляхтича, высланного в Архангельскую губернию после восстания Костюшко. Закончил медицинскую академию в Петербурге, позже женился на полячке Эмилии Пуницкой, которая была также его медицинской хирургической сестрой.

Памятник Хачкар открыт 13 августа 2011 года и посвящён знаковым событиям истории армянского народа. В верху монумента – цифра 1915, обозначающая год Геноцида армян в Турции, когда Армения потеряла около двух миллионов человек. Центральную часть Хачкара занимает похожий на цветок армянский крест. Нижняя его треть отдана армянскому алфавиту и его автору.

Путевой дворец, построенный в 1779-1781 гг. по указу Екатерины II — один из многих, построенных на Московско-Петербургской дороге по единому проекту. Путевой дворец, служивший для кратковременного пребывания царской семьи в Вышнем Волочке, представлял собой городскую усадьбу, состоявшую из главного двухэтажного корпуса, одноэтажных флигелей, объединенных воротами, и обширного двора, окруженного каменной стеной.

Здания, в которых в прошлые века размещались смотровая башня (пожарная каланча), Присутственные места и Магистрат, являются памятниками архитектуры 18 века, построены в 1777-1782 годах по проекту архитектора Никитина Петра Романовича. Все три дома выдержаны в стиле классицизма XVIII века. Центральные части фасадов трех первоначальных зданий выделены фронтоном.

Железнодорожный вокзал в Вышнем Волочке — настоящий памятник архитектуры. Построен в 1851 году одновременно с дорогой Москва-Санкт-Петербург. Здание имеет несколько сказочный облик: розовый фасад, белоснежные шпили — все это делает вокзал похожим на замок. Станция имеет два здания вокзала: основное и дополнительное. Они соединяются переходным мостом.

Академическая дача имени И.Е. Репина — старейшая и широко известная творческая база Союза художников России. Организована для летней практики студентов 1884 году, которая используется и в настоящее время. На территории сохранились строения, как были в те времена. Помимо студенческого дома со столовой и библиотекой, представляет интерес деревянный павильон с восьмигранной башней.

Бывший Электрический театр в бывшем селе Кузнецово. Главная архитектурная достопримечательность Конаково. Крупнейший промышленник М.С. Кузнецов, владелец фаянсового завода, решил построить для рабочих одного из самых доходных своих предприятий электротеатр Синематограф. Основным мотивом было желание отвлечь рабочих от революционной борьбы.

Двухэтажное здание в формах эклектики, приближенно стилизованных под западно-европейское средневековье (в народе — «ласточкино гнездо») , обращено к перекрестку улиц Крылова и Салтыкова-Щедрина высокой квадратной надстройкой над срезанным углом Г-образного плана. Надстройку завершала крутая чешуйчатая кровля с ажурным гребнем по коньку.

Трехсвятская улица — пешеходная улица, расположенная в историческом центре Твери. Популярное место для отдыха жителей Твери и народных гуляний. Многие здания, расположенные на улице, являются памятниками истории и архитектуры.

В 1848 году новое здание театра построено купцом Сутугиным, а новая труппа сформировалась из выпускников Московской школы. К 1879 году театр перебрался в здание Общественного собрания, а в 1888 году вместе с Общественным собранием переведено в здание Гостиного двора, где располагается и по сей день. В 1962-67 при театре создан филиал школы-студии МХАТ, в 1982 году открыта Малая сцена, в 1980 году — музей.

Староволжский мост старый мост — автомобильный мост через реку Волгу в городе Твери. Сооружен в 1897—1900 годах. Один из символов Твери. Прообраз его находится в Праге.

Тверецкая набережная — визитная карточка Торжка, поэтому стоящие здесь здания периодически реставрируют, стараясь сохранять их в достойном состоянии. Вдоль набережной стоят небольшие трехэтажные особняки XVIII века и магазинчики с вывесками, стилизованными под 19-й век, например: «Аптекарскiй и парфюмерный магазинъ».

Читайте также  Архитектура в Лондоне

» Почтовой лестницей» называется спуск от площади Революции к Тверецкому мосту. Появился он во второй половине XIX века в связи со строительством металлического моста через Тверцу (1882 год), из-за чего было необходимо поднять и укрепить левый берег реки. Землю брали с соседнего холма, в результате этого на холме образовался склон в виде спуска, который в конце XIX века замостили булыжником.

Путевой дворец в Торжке — один из Императорских путевых дворцов по Московско-Петербургскому тракту, построенный в 1776 году по указу Екатерины II для отдыха путешествующей императорской семьи архитектором П.Р. Никитиным. Проект в стиле раннего классицизма являлся «образцовым»- по такому же образцу затем строились путевые дворцы в Вышнем Волочке, Выдропужске, Медном и Городне.

Здание Присутственных мест — памятник архитектуры 18 века. Находится на площади, которое в 18-19 вв. называлась Дворцовая, позже Советская. В эпоху Российской империи здесь размещалось государственное учреждение местного самоуправления г. Торжка.

Здание гостиницы Пожарских — памятник культуры общероссийского масштаба. В гостинице останавливались Вяземский, Аксаков, Гоголь, Тургенев, Островский, Шуман, император Николай I и многие другие знаменитые постояльцы. Не раз бывавший здесь Пушкин, написал стихотворение о фирменном блюде гостиничного ресторана — об известных и поныне «пожарских котлетах».

Единоверческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы возведена в 1823-1826 годах на Никитской горе на месте упраздненного в Екатерининскую эпоху Никитского монастыря. Каменная, объемно-пространственная композиция, основой которой является двухсветный четверик, несущий высокую световую ротонду с двенадцатью окнами, завершенную шлемовидным куполом и главой. Церковь закрыта в 1930 году. В настоящее время заброшена и разрушена.

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня — не действующая, закрыта для богослужений в 1929 году, находится в запустении и в настоящее время. Каменное здание Воздвиженской церкви с колокольней было построено в 1750 году на месте деревянной церкви (упоминаемой в Писцовой книге Торжка 1625 года) на средства купца Морозова и других прихожан, в 1788 г. и 1842 г.. оно перестраивалось.

Здание бывшей Знаменской церкви — одно из оригинальных памятников церковной архитектуры Торжка, измененный кардинально советской властью. Двухэтажный храм во имя Знамения Креста Господня в Иерусалиме с приделом святой великомученицы Екатерины был построен в 1784 году. В интерьере сохранились сводчатые помещения первого этажа, с высокими коробовыми сводами с распалубками.

Церковь Власия, епископа Севастийского — не действует, руинирована и заброшена. Возвдена была в 1727 году. Перестраивалась в начале XIX века и в 1880-е годы. Свое название церковь получила от устроенного в ней придела в честь священномученика Власия. . Храм закрыли в 1937−39 годах. В 2003 году передан приходу Никольской церкви. Ведется восстановление.

Музей в бывшем странноприимном доме некогда принадлежавшем монастырю, располагается на территории Борисоглебского мужского монастырю. Теперь здесь размещен музей, рассказывающий об истории монастыря. Среди экспонатов представлены предметы XII -XVII веков, обнаруженные во время раскопок на территории монастыря, иконы святых Ефрема и Аркадия, макет древнего Борисоглебского собора.

Музей был основан в 1889 году П.А. Шубяков. Сейчас в музее выставлены по-настоящему уникальные коллекции: самоваров, старинных рукописей, прялок, картин и монет. Здесь вы узнаете все о местных промыслах, а гиды расскажут о богатых культурных традициях. С 1924 года имеет статус краеведческого музея.

Кимры. Деревянный модерн

Как говорится – спешите видеть! Деревянная архитектура стиля модерн в городке Кимры – визитная карточка города, его основная достопримечательность, разбросанная по старинным улицам на обоих берегах речки Кимрки. Как раз в эпоху господства модерна в Кимрах начался экономический подъем, и местные купцы, огородники, крестьяне начали украшать свои новые дома по-новому.

Сейчас, несмотря на часть утрат, в Кимрах (тогда еще богатом селе, а не городе), пожалуй, как нигде больше, сохранилось множество деревянных домов в стиле модерн или по крайней мере с модерновым декором. Мы собрали и сфотографировали практически все.

Проезд: Кимры – центр Кимрского района Тверской области. Расположен на левом берегу Волги. Из Москвы по Дмитровскому шоссе через Дмитров – Талдом – Квашонки – Кимры, переезжая Волгу по мосту в самих Кимрах, либо через- Дмитров – Дубну – Кимры, переезжая Волгу по плотине и туннелю Иваньковской ГЭС в Дубне. Расстояние от МКАД – 130 км.

Важный момент – как ни удивительно, но ехать в Кимры за модерном лучше в пасмурную погоду и пока листвы нет. Тогда вы увидите и сможете сфотографировать всё!

В начале – дома центральной части Кимр. Они рассеяны по разным улицам, их не так просто найти, за исключением некоторых, в самом центре.

1. Дом купцов Лужиных. Ул. Кирова, 28Б.

2. Дом крестьян Рыбкиных. Наб. Фадеева, 10.

3. Ул. Луначарского, 23 / ул. Ленина, 17.

4. Ул. Карла Маркса, 48.

5. Ул. Вагжанова, 74 / ул. Троицкая, 28.

6. Ул. Пушкина, 41. К сожалению, великолепный дом по адресу ул. Пушкина, 19, несколько лет назад сгорел, на его месте заросший пустырь.

Далее – заречная часть. Это в основном всего две улицы – С.Орджоникидзе и Московская, но они почти полностью застроены деревянным модерном.

7. Ул. Калинина, 26. К сожалению, такие “ремонты”здесь встречаются. “Жить-то надо”…

8. Ул. С. Орджоникидзе, 5.

9. Ул. С. Орджоникидзе, 22. Дом сильно испорчен пристройкой из силикатного кирпича на месте красивой веранды.

10. Ул. С. Орджоникидзе, 24.

11. Ул. С. Орджоникидзе, 28.

12. Ул. С. Орджоникидзе, 30.

13. Ул. С. Орджоникидзе, 39.

14. Ул. Московская, 7.

15. Ул. Московская, 12.

16. Ул. Московская, 14.

17. Ул. Московская, 17.

18. Ул. Московская, 19.

19. Ул. Московская, 25.

20. Ул. Московская, 27.

21. Ул. Московская 30/6.

22. Ул. Московская, 32.

23. Ул. Московская, 33.

24. Ул. Московская, 38.

25. Ул. Московская, 40.

26. Ул. Московская, 41/7.

27. Ул. Московская, 42/5.

28. Ул. Московская, 43/8. Вот пример, достойный подражания! Сразу видно, что хозяева ценят наследие предков!

Кимры

Теперь можно и про сам город написать. Кимры просто прекрасно вписываются в атмосфеу депрессивной тверской области, являя собой жемчужину тлена и уныния. Я редко бываю категоричен, но здесь плохо абсолютно всё — и даже последний фонарный столб на самой дальней окраине Савеловской стороны вносит свой посильный вклад в атмосферу разрухи и умирания.

Тем не менее, давайте посмотрим пристальнее на город — и даже попытаемся найти что-то, радующее глаз — наверняка нам удастся это сделать! По традиции, пост делится на три части и не несет ничего, кроме субъективного мнения некомпетентного автора.

1. Расположение города

Кимры расположены на северной окраине гигантской Тверской области. Собственно, с Тверью у города связь гораздо более слабая, чем с соседними городами московского и ярославского региона — Дубной, Талдомом, Дмитровым, Кашиным, Калязиным, и так далее, вплоть до Рыбинска.

Сами Кимры расположены, как и все волжские города, на слиянии двух рек — Волги и, как легко догадаться, Кимрки. Это, а также концентрические наслоения застройки разных времен определяют деление Кимр. Городская часть состоит из, собственно, центра и микрорайона. Есть и Заречье. Заволжье в Кимрах называется Савелово — собственно, оно долгое время было отдельным селом.

Как и во всяком заволжье, в Савелове царит своя атмосфера: именно там самые большие заводы, самые новые дома и самые отмороженные гопники, хотя казалось бы, куда уж хуже. Савеловцы делят свой район на Старое и Новое Савелово, а также особое ультракриминальное место — ДОК, куда лучше вообще не соваться. Местное завокзалье совмещено с заволжьем, поэтому испытывает все прелести (и недостатки) полуавтономной жизни.

Соединяет Савелово и Кимры прекрасный мост. Недавно в ходе реконструкции он стал вантовым, при чем не просто, а с применением астраленов — это такой наноинновационный материал (и это не шутка сейчас). В общем, Медведев расплакался от счастья. Асфальт на нем, к сожалению, уложен безо всяких таких новых технологий, так что дорожное покрытие представляет из себя одну сплошную яму. Помногу проезжать этот мост каждый день, как это делал я — сущее мучение (особенно на ПАЗе). Ближайший альтернативный путь лежит через Дубну — далековато, хотя асфальт там ровный.

2. Транспорт

Перед натурным изучением я хотел ограничиться двумя словами «мор шрутки», но все оказалось куда интереснее. В Кимрах проблему городского транспорта решили как-то по-своему. И вроде бы даже лучше, чем в Твери — однако, это не точно.

Начнем с того, что в городе нет маршруток. Но при этом местное ПАТП скорее мертво, чем живо — по крайней мере, я ни разу не видел, а может, не отличил его автобусов от автобусов многочисленных, как грибы, ИП, обслуживающих город. Они, без сомнения, все до одного, являются автобусами: в них есть кондуктор, есть билеты, а при предъявлении пенсионного удостоверения можно проехать бесплатно (льготы тоже есть).

Читайте также  Архитектура в Италии

Цены за проезд при этом в Кимрах совершенно конские: 25 рублей за билет. Это, скажем прямо, довольно много. Автопарк представлен, в основном, исчадием отечественного автопрома — обожаемыми всеми ПАЗиками. Короткие и длиннобазные машины встречаются примерно в равной пропорции. Тем не менее, на 7 маршрут имеется один выход ЛиАЗа — все из той же областной желтой партии, представителей которой можно встретить повсюду, от Осташкова до Савелова.

Может быть, это мне так везло, но все без исключения проходившие мимо автобусы были приятно полупусты, а вот все автобусы, на которые я садился, были забиты в фарш. Ехать в набитом ПАЗе ужасно противно! Московские кубики после них не покажутся такими уж тесными.

Немного надо рассказать про улицы. В Кимрах по сравнению с Москвой есть хорошие, а есть и плохие моменты. Начнем с первых. На всех трех светофорах города (может, их больше, но я не заметил) человеческие фазы. Даже на светофоре у моста — главной городской артерии — цикл очень короткий, зеленый с моста дается секунд на 15-20 всего.

В Кимрах не боятся ограничивать скорость! Пока в других городах думают, а не ограничить ли нам скорость в жилой зоне, в Кимрах уже давно все есть. 30 км/ч на набережной? Да пожалуйста! 40 км/ч на центральных улицах? Всегда! В случае с набережной ограничение еще и подкрепляется шириной проезжей части и отсутствием разметки: прямо настоящая «зона 30», как во Франции получилась.

К сожалению, ОДД оставляет желать лучшего, находясь на среднем провинциальном уровне. Широченные асфальтовые поля безо всякой разметки, успокоение трафика на них достигается или ямами, или нереальной тучей лежачих полицейских разного размера и ширины — поездка с Кимр в Савелово на «заряженном» ПАЗике стоя оставляет незабываемые ощущения.

В городе есть места, где не забыли про пешеходов — широкие тротуары выложены плиткой! Учитывая, что тротуар ровнее, чем дорога, это выглядит прямо достижением в распределении приоритетов. Правда, сделаны они традиционно бестолково — с перерывами на съездах, без понижения бордюров и тому подобное. Остановочные карманы сделаны с отгоном в 45 градусов (позор какой), хотя если честно, на улицах шириной 10 метров их целесообразность сомнительна.

Велосипедов в городе очень много. Сделано для велосипедистов очень мало (ничего). Хотя частая сетка кварталов подразумевает обилие тихих улиц, по которым можно ездить спокойно — и на том спасибо.

3. Архитектура и образ города

Тут начинается самое интересное — и самое грустное. Для развития города не делается абсолютно ничего. При этом Кимры обладают огромным потенциалом для туризма. Мало какой город в верхнем течении Волги может сравниться с Кимрами по количеству и уровню достопримечательностей. Вместо того, чтобы раскрывать этот потенциал, привлекая инвесторов и вообще развивая город, администрация ведет себя как временщики, в политике которых господствует два тезиса «после нас хоть потоп» и «само как-нибудь устроится».

Дело в том, что в Кимрах существует особенная, уникальная школа деревянного зодчества. Без преувеличения, половина города застроена добротными купеческими домами второй половины XIX века в оригинальном провинциальном стиле, аналогов которому нет вообще нигде в России! Это не какие-нибудь вонючие «хоромы», которых в каждом городе навалом, а действительно неповторимый местный продукт, полный своеобразности и мастерства народных архитекторов.

Каменные дома в России — все же сооружения официальные. На них всегда было обращено пристальное внимание регламентных комиссий, для них составляли образцовые чертежи, да и строили их обычно квалифицированные артели (а проектировали выученые архитекторы-профессионалы). Совсем другое дело с деревом. Это истинно народная архитектура, вышедшая «с низов». Петровская реформа быта и мышления России обошла деревянное зодчество стороной. По сути, эпоха древнерусской архитектуры в дереве протянулась до прошлого столетия, что в полной мере отразилось как раз в Кимрах.

Поэтому разглядывать деревянные кимрские дома — одно удовольствие. Построены они для богатых купцов с требованием «чтобы не хуже, чем в Москве» — соответственно, местные артели очень забавно интерпретируют господствовавшие тогда модные стили — сначала ампир, потом эклектику, а затем и модерн. Резные наличники, трехстворчатые двери, башенки, пилястры, крыльца на тросах и с перилами-лавочками: что только не встретишь в Кимрах! Целые улицы застроены подобными домами.

А теперь угадайте, как в городе относятся к этому вот всему. Наверное, реставрируют здания, на которые есть средства, консервируют — те, на которые средств нет, в опустевших домах открывают музеи — или отдают их в концессию с обязательным условием восстановления? Как бы не так!

В отношении исторического наследия позиция весьма четкая. Дома стоят и постепенно состариваются. Их объявляют «ветхим жилым фондом», жителей переселяют в специально построенную для этой цели многоквартирную халупу из говна и палок на окраине города, а дома разрушают.

Если это позволяет законодательство, то «ветхий жилой фонд» просто сносят — какой бы там ценный с архитектурной точки зрения он ни был. Если же он является объектом культурного наследия, то его тоже разрушают, но более изощренным методом. Часть домов, как это водится в России, неожиданно «сгорает». С некоторых же памятников архитектуры просто снимают крышу, оставляя только стропила. За несколько лет вода делает то, что не может сделать бригада строителей — от дома остаются лишь стены.

Центр города почти наполовину состоит из таких выбитых зубов — участков, на которых раньше что-то стояло, а теперь уже ничего нет. Администрация пытается таким образом выручить деньги от продажи участков под очередную «Пятерочку» — но так как экономика города стремительно схлопывается, то покупателей особо не находится — так и стоят эти заросшие крапивой пустыри там, где еще совсем недавно был красивейший исторический дом.

Разруха чувствуется не только в транспорте и в недвижимости. Помните фельетон «Дзержинцев за общественный транспорт» про ликвидацию водоканала? Так вот, в Кимрах это уже давно не юмореска. Из-за ветхого состояния инфраструктуры частный сектор от водоканала отключен. Все колонки на улицах заварены, а жители носят воду из ближайшего колодца (которых вообще-то не так много). В многоквартирных же домах частенько случаются т.н. «профилактические перерывы», когда горячей воды нет неделями.

Если ничего не изменится, Кимры может ждать судьба некоторых украинских трамвайных и троллейбусных систем. Их никто не ликвидировал специально, как в России — с шумом и радостными вскриками «прогрессивных» дорожников. Просто хозяйство постепенно дряхлело, предоставленное само себе — и в один прекрасный день ломался окончательно последний трамвай, остававшийся на ходу, или лопался пятидесятилетний рельс, который нечем было заменить.

Когда-нибудь в электричку с чемоданом сядет последний кимряк — и уедет навсегда. На берегу же останутся зарастать лесом руины некогда сорокатысячного большого города.

Архитектура в Кимрах

Миронова Ирина Николаевна

СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ! Интерактивная акция «Стихи расскажут о войне», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в Кимрском районе

Акция «Окно Победы» в Кимрском районе

Творческий конкурс на тему «День Победы глазами ребенка»

Народный семейный ансамбль «ВДОХНОВЕНИЕ» — «Журавли!»

Народный семейный ансамбль «ВДОХНОВЕНИЕ» — «От героев былых времен»

Народный коллектив шоу-балет «Русский стиль» — «Пляска Победы»

Выступление артистов Кимрского района на фестивале «За память, что живёт с нами»

Олег Мужецкий «Майский вальс», Кимрский район Тверская область

Юлия Макиенко «Обелиск», Кимрский район Тверская область

Народный театр танца «РИТМ» участник фестиваля «Виктория» — танец «Хатынь»

День славянской письменности и культуры в Кимрском районе

В поселке Заводской Кимрского района открыли внутрипоселковый газопровод

Возвращение солдата домой

Жительница Кимрского района Валентина Щепелёва задала вопрос Губернатору Тверской области И.М.Рудене в прямом эфире телеканала Россия-24 Тверь

Выставка «Земля Тверская»

Встреча Губернатора Тверской области Рудени И.М. с Переломовой М.Н.

Наш регион: репортаж о праздновании 130-летнего юбилея А.Н. Туполева

В Кимрском районе ремонтируют дороги

Открытие спортивной площадки в с.Ильинское от 11 августа 2018 года

Новая индюшиная ферма в Кимрском районе

В Твер­ской об­ла­сти уста­но­вят 45 пло­ща­док для ми­ни-фут­бо­ла с ис­кус­ствен­ным по­кры­ти­ем и столь­ко же ком­плек­тов улич­ных тре­на­же­ров

Вопросы прохождения осенне-зимнего периода, реализация программы дорожных работ, планы по газификации района обсудили в Кимрском районе

Пресс-тур в Кимрский район

Проект партии «Единая Россия» — «Местный дом культуры» (Кимрский район)

Очередной субботник в Кимрском районе

В Тверской области отметят юбилей легендарного авиаконструктора Андрея Туполева

Открытие спортивной площадки в Белом городке

12 семей села Горицы Кимрского района получили новое комфортное жилье

Федоровское сельское поселение Кимрского района отметило свой день рождения

Берег Волги в Кимрском районе превратился в Былинный берег

Малые города России׃ Гадово родина Змея Горыныча (Кимрский район, поселок Приволжский)