Архитектура в Казани

Архитектура в Казани

Петропавловский собор — ценнейший памятник архитектуры — явление в провинциальном зодчестве почти исключительное. Он стоит на возвышенном месте, перекликаясь своими формами, устремленными ввысь, с вертикалями башен Казанского Кремля, и как бы парит над городом, обогащая его силуэт.

Строительство собора было осуществлено на средства богатого казанского купца-промышленника, владельца казенной суконной мануфактуры Михляева в честь пребывания в 1722 году в Казани Петра I перед его походом к берегам Каспийского моря. Строительство этого собора начали в 1723 году. С его постройкой очень торопились и пригласили местных мастеров, которые из-за недосмотра и неопытности допустили ошибки в кладке стен и сводов, и почти законченный храм. рухнул. Узнав об этом, Петр I прислал в Казань опытных каменщиков и зодчих, которые заново возвели Петропавловский храм, закончив его постройку в 1726 году. К сожалению, до сих пор мы не знаем имен создателей этого великолепного архитектурного творения. Ясно лишь одно — оно выполнено руками талантливых мастеров в стиле русского барокко.

Медресе «Мухаммадия» — то самое здание

«В истории татарской культуры часто упоминается медресе «Мухаммадия».

Более 200 лет прошло с тех пор, как возводился дом, где располагалась крупнейшая из мусульманских школ-медресе России — «Мухаммадия», известная в конце XIX — начале XX вв. демократической направленностью в обучении и выступлениями шакирдов (учащихся). Именно здесь сформировался талант многих общественных деятелей татарского народа, в том числе Г. Камала, Ф. Амирхана, X. Ямашева, К. Тинчурина, К. Якубова.

Высокое трехэтажное здание обращает на себя внимание, прежде всего своим необычным расположением: оно стоит под углом к улице, имеет своеобразную форму и оформление фасада.

От института благородных девиц до Суворовского училища

Улица Толстого, 14. Таков адрес Казанского суворовского училища. Среди зданий, в которых оно расположилось, есть добротный старый дом, памятник истории и архитектуры первой половины XIX века.

Место для здания выбрано как нельзя более удачно: на высоком берегу Казанки в старой липовой роще (казанцы называли ее Неёловой). Это один из самых живописных уголков, к тому же расположенный в центральной части города.

Здание построено в 1838 -1844 гг. по проектам М.П. Коринфского и Ф.И. Петонди. Заканчивал строительство зодчий А.И. Песке. Им были внесены небольшие изменения в планировку здания и оформление фасада. В 1933 -1936 гг. здесь надстроен третий этаж (архитектор Ашмарин).

Кого готовил институт благородных девиц

Дом, предназначенный для института благородных девиц, возводился на средства казанской помещицы Анны Николаевны Родионовой. Поэтому официально институт назывался Родионовским (с разрешения императора Николая I).

Институт открылся в 1841 году. Обучались в нем девушки из дворянских семей, получая профессию домашних учительниц. Учащиеся проводили в институте все время. Даже летом не разъезжались по домам на каникулы, отдыхали, гуляя в своем прекрасном парке.

Казанский цирк. От шапито к «летающей тарелке»

В 1995 году исполнилось 105 лет со дня основания Казанского государственного цирка. Цирк был основан в 1890 году и первоначально располагался на Черном озере рядом с парком на перекрестке нынешних улиц Чернышевского и Дзержинского. Сейчас на этом месте находится автостоянка. Основали цирк братья Никитины — цирковые артисты и предприниматели Дмитрий Александрович, Аким Александрович и Петр Александрович. Они построили в 1879 году первый Русский цирк в Пензе, а в 1890 году — в Казани. Цирк был не очень большой, деревянный и уютный.

Богатые люди сидели в первых рядах и в ложах зрительного зала, а те, у кого не было денег, смотрели представление с галерки на самом верху. 1 сентября 1912 года в газетах сообщалось, что в Казань приехал Шаляпин и 31 августа присутствовал на представлении в цирке Никитиных.

По случаю торжественного мусульманского праздника Уразы было подготовлено блестящее представление в трех отделениях. Цирк был переполнен. Выступали приглашенные на гастроли знаменитые гимнасты — 12 арабов из Марокко. Выход А. Никитина с четверкой дрессированных лошадей сопровождался овациями. Братья Костанди, китайская труппа с медвежонком, упражнения на вращающейся лестнице, группа Амом. В третьем отделении встречались пять пар борцов.

Башня Сююмбике. Домыслы, слухи

«В истории башни Сююмбике всегда было много болезненных вопросов. Сейчас пришло время посмотреть правде в глаза. » — так объяснил необходимость Проведения «круглого стола» для историков, археологов, архитекторов, геологов и геофизиков заместитель Директора заповедника «Казанский кремль» Нияз Халитов.

Лет десять назад, с его точки зрения, обсуждать состояние и статус башни Сююмбике было бы рискованно. Не секрет, что Казанский кремль не сохранив себе ничего татарского. Хотя доказано, что именно здесь начиналась Казань, здесь похоронены первые ханы и здесь когда-то находились главные татарские святыни. Поэтому татарстанцам сегодня хочется верить, что один памятник тех времен все же сохранился и что это – башня Сююмбике. Неспроста же, мол, она увенчана полумесяцем, а у ее подножия издавна молятся мусульмане.

Мосты в Казани

Мостов казанских перетруженные спины.

Казалось бы, нехитрая штука — мост. Ну, стоит себе и стоит, и не обращаешь не него внимания, даже если проезжаешь по нему ежедневно. А представьте, себе, что все казанские мосты и мостики вдруг в одночасье исчезли — все движение было бы моментально парализовано!

А теперь попробуйте мысленно перенестись на сто лет назад, когда еще не ездили через Казанку и Булак трамваи и автобусы, не было на дорогах рельсов и асфальта. Мосты тогда появлялись и исчезали: хрупкие деревянные конструкции то сметались ледоходом, то разрушались от интенсивной эксплуатации.

Национальный музей РТ

Неизвестные страницы истории

Известно, что официальное открытие городского музея в Казани состоялось сто лет тому назад — 5 апреля 1895 года в час дня. Но материалы архивов и периодической печати тех лет свидетельствуют: казанский городской музей функционировал в бывшем здании Гостиного двора уже с 1894 года! Да и нарядный фасад свой здание обрело не в 95-м году, как считают многие историки и архитекторы, а значительно раньше.

Газета «Казанский телеграф» за 9 января 1895 года подтверждает этот факт. На первой полосе она помещает броское объявление: «В помещении городского музея на Воскресенской улице, против здания Городской думы только четыре дня с 12 по 16 января сего года с благотворительной целью имеет быть Выставка художественных произведений и изящных искусств с продажею выставленных вещей. Сбор с выставки в пользу Казанского Попечительного о бедных Комитета Императорского Человеколюбивого Общества с стоящим при нем Дамским Отделением. Выставка открыта с 12 до 4 часов дня. Цена за вход с благотворительным сбором 22 копейки».

Императорский Казанский университет

До революции в России после окончания бесплатной начальной школы, где преподавали закон Божий, русский язык, арифметику да чистописание, если на то позволяли средства (с пансионом — как минимум 350 руб. в год!) поступали в платную гимназию. Классическая гимназия была 7-классной с. 8-летним сроком обучения (7-й класс – двухгодичный). Почти половина учебного времени приносилась в жертву латыни и греческому.

Вершиной пирамиды была «альма матер» — Российский Университет!

Дом Хусаинова

На самой живописной, а возможно, и первой улице древней Старо-Татарской слободы, история которой уходит корнями в век тринадцатый, а может, и ранее, стоит симпатичный трехэтажный дом, выходящий окнами на озеро Кабан. Дом этот ныне жилой и находится в самом конце улицы Ш.Марджани, известной многим поколениям казанцев как улица Комсомольская. Люди, живущие в нем, знают, что дом их очень древний и принадлежал некогда известному в Казани купцу Хусаинову.

Архитектура городов России. Архитектура Казани.

Казань – город с вековыми традициями и историей, которые неизменно коснулись и архитектуры этого славного российского города. Архитектура Казани тесно связана с историческими периодами, которые условно можно поделить на несколько этапов:

    Времена правления Казанского ханства (построен Казанский Кремль);

Царские времена, падение Казанского ханства (были построены многие соборы в городе);

Советские времена (массивные постройки в стиле конструктивизма, постройки зданий науки, университетов);

Современная Казань (возведение многоквартирных комплексов, бизнес и торговых центров).

Каждый из этих периодов сыграл огромную роль в становлении облика Казани и ее архитектуры.

Казанский Кремль

Казанский Кремль является впечатляющим сооружением, и истинным лицом города. Это старейшее сооружение, внутри которого расположены важнейшие городские памятники архитектуры, несущие всемирное наследие. Высота Казанского Кремля доходит до 58 метров, что выглядит впечатляюще для постройки 10-16 века. Обличие Кремля менялось со временем и с внедрением новых строительных материалов, которые позволяли делать стены крепости прочнее, а башни выше! Весь комплекс Казанского Кремля, это неправильный многоугольник, расположенный в самом неприступном для врага месте – мысами двух рек – Казанки и Волги. Будучи центром Казанского ханства, кремль обрастал восточным колоритом, в его стенах была построена мечеть. После того, как Иван Грозный разгромил Казанское ханство и разрушил Казанский Кремль, внутри его стен начали возводиться славянские сооружения – соборы, церкви, храмы, оборонительные башни, которые сохранились и до наших времен. В советское время Кремль подвергся разрушению со стороны борцов с религией, в который раз изменивших облик архитектуры Казани.

Главные здания Казанского Кремля

    Спасская башня Казанского Кремля – белоснежная оборонительная башня, построенная в 16 веке. Башня имеет четыре яруса общей высотой 46,6 метров и является самой главной башней во всем Казанском Кремле. Внизу башни расположены врата, ведущие внутрь Кремля. Некогда расположенная на фасаде башни икона Нерукотворного Образа была снята с башни в советское время и перенесена в церковь Ярославских Чудотворцев. С внутренней стороны башни к ней примыкает церковь Нерукотворного Образа.

    Башня Сююмбике – величественная падающая башня Казанского Кремля, относится к ярким примерам архитектуры защитного назначения. Многоярусная смотровая башня, могла выдерживать достаточно серьезную осаду врага, даже, когда Кремль был уже взят. Все это было возможно благодаря хорошему круговому обзору и удачному расположению смотровых окон. Сейчас, башня отклонена от вертикали на 1,98 м, и является одной из самых известных падающий построек в мире. Мощные стены башни Сююмбике построены из кирпича, с кладкой из известнякового раствора. Четыре нижних яруса башни имеют четырехугольную форму, два последующих – восьмиугольную, выше, расположен граненый шатер и смотровая вышка.

    Дворцовая Церковь (Введенская церковь) – ориентировочно построенная в конце 17-го века, Введенская церковь занимает важное место среди всех памятников архитектуры Казанского Кремля. Церковь имеет оригинальную архитектурную форму, с множеством арочных галерей. Как и большинство зданий Казанского Кремля, в церкви удачно чередуются различные архитектурные формы – 4-х и 8-мигранные. Это делалось для большей запутанности внутри зданий – враг терялся в бесконечных кремлевских коридорах. Сейчас, в церкви действует Музей истории государственности татарского народа.

    Губернаторский дворец – великолепное здание, построенное в псевдовизантийском стиле, располагается в северной части комплекса. Изначально, это было местом, где был расположен ханский дворец. После того, как ханство пало, на месте ханского дворца возвели Губернаторский дворец, служивший резиденцией Президиума Верховного Совета министров Татарской АССР. В наши дни, в стенах дворца расположилась резиденция президента Республики Татарстан. Фасад дворца украшен тремя килевидными арками, а его боковые части можно отнести к архитектуре классицизма.

Читайте также  Архитектура в Египте

    Мечеть Кул-Шариф – главный центр мусульманства в Республике Татарстан. Мечеть новая и построена была в период с 1996 по 2005 год. Мечеть Кул-Шариф является воссозданной мечетью, которая располагалась в Казанском Кремле в 16 веке и была разрушена войсками Ивана Грозного. Многоминаретная мечеть Кул-Шариф выросла до высоты 55 метров, именно такова высота каждого из четырех минаретов. Внутри этой впечатляющей мечети могут поместиться до 1500 человек, а на площади возле мечети – 4000 человек. Интересен синий купол мечети Кул-Шариф, по архитекторской задумке имитирующий корону казанских ханов.

    Благовещенский собор Казанского Кремля – огромный собор является одним из лучших памятников российской храмовой архитектуры. Построенный в середине 16-го века, собор пережил немало разрушений в своей истории. Тем не менее, Благовещенский собор продолжает сохранять свой первичный внешний вид и в наши дни, благодаря трудоемким реконструкциям. Именно собор является самым древним архитектурным памятником в Кремле, сохранившимся до наших дней без каких-либо изменений. Внутренние интерьеры Благовещенского сбора в Казани изобилуют роскошными иконостасами, росписями и мозаиками. Рядом с собором находилась белокаменная колокольня, которую разрушили борцы с церковью в 1928 году.

    Спасо-Преображенский монастырь – монастырь был возведен в 16-19 веках, постоянно меняя свой облик. Достраивались новые помещения, образуя комплекс, который Спасо-Преображенский монастырь представляет собой в наши дни. Долгое время, монастырь служил важнейшим центром паломничества в Поволжье, принимая в своих стенах тысячи людей. В советские времена монастырь служил воинской частью. Далеко не все здания монастыря сохранились до наших дней, но с первого взора видна вся глобальность строения.

    Казанское военное училище — еще одно примечательно здание в Казанском Кремле, имеющее архитектурную и историческую ценность для города. Ранее, это было здание Троицкого монастыря, затем артиллерийский двор. В 1866 году здание было передано в распоряжение Казанского военного училища, которым оно является и по сей день. Здание построено в стиле советского классицизма.

Историческая архитектура Казани.

    Дом Ушковой – построен в начале 20-го века, по чертежам архитектора К.Л. Мюфке, в комбинативном стиле с элементами рококо, ампира и барокко. Изначально дом служил подарком для избранницы А. Ушкова – З.Н. Высоцкой, которая, впоследствии, стала его женой. По историческим данным, дом Ушковой является реконструкцией трех старых домов, соединенных воедино. Позже, здание служило помещением для различных библиотек, являясь в наши дни местом, где располагается Национальная библиотека Татарстана. Дом находится на углу пересечения двух у лиц и его фасад украшен элементами барокко и рококо, а также великолепными колонами.

    Дом Шамиля – еще один угловой дом в Казани, который выделяется изящностью своего стиля. Дом Шамиля представляет собой красивое воплощение архитектуры Казани конца 19-го века. Большие эркеры украшают данный дом по всему периметру фасада. Фасад выполнен в стиле романтического модерна. В наши дни дом является памятником архитектуры, а в его стенах находится Литературный музей Габдуллы Тукая.

    Дом печати – пример архитектуры советского конструктивизма в Казани. Здание выглядит монолитно, и в наши дни находится на масштабно реконструкции. Здание ассиметрично и усложнено архитектурными формами в лучших советских довоенных традициях строительства. Здание относится к списку культурного наследия республиканского значения.

Современная архитектура Казани

    КРК Пирамида – культурно развлекательный комплекс в центре города является изюминкой современной архитектуры Казани. Комплекс построен в форме пирамиды, неподалеку Казанского Кремля, контрастируя с исторической городской архитектурой, и внося в нее свой колорит. КРК был возведен в современном стиле хай-тек, который предполагает использование большого количества стеклянных панелей и других современных строительных материалов. Открыт комплекс в 2002 году, в нем проводятся различные ежегодные фестивали и кинофестивали, а также крупнейшие конгрессы Татарстанской Республики.

    Жилой комплекс Лазурные небеса – огромный многоэтажный комплекс на проспекте Альберта Камалева вырос на 121 метр над землей. Это 40 этажей, из которых 37 надземных. Комплекс Лазурные небеса в Казани построен в стиле хай-тек, весь фасад здания выполнен из стекла, красиво отражающего небосвод. Здание было торжественно открыто в 2013 году и является одним из самых современных жилых комплексов во всей России.

    В 2010 году был открыт впечатляющий Дворец земледельцев, построенный в неоклассическом стиле. Дворец напоминает по своему облику архитектуру Парижа. Многие ошибочно считают его исторической достопримечательностью Казани, так как его внешний вид схож с дворцами 16-18-го веков, но Дворец земледельцев существует лишь 5 лет, радуя Казань своей божественной красотой.

Архитектура Казани активно меняется, город строится, ведутся активные работы по сносу или реконструкции ветхих зданий. Можно смело говорить, что столица Республики Татарстан уже имеет современный облик, который удачно граничит с историческими архитектурными реликвиями.

Архитектурный ликбез. Девять казанских зданий в стиле эклектика

Вторая половина XIX столетия — время эклектики, которую за долгую историю существования наконец признали самостоятельным направлением в архитектуре. Для нового выпуска рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» попросил основателя проекта «Глазами инженера» Айрата Багаутдинова объяснить, почему «эклектика» не самый точный термин для построек конца XIX века, а архитектора Ольгу Блатову — рассказать о девяти казанских зданиях того периода.

основатель проекта «Глазами инженера», автор книги «Что придумал Шухов», экскурсовод

Слово «эклектика» означает смешение стилей. Но искусствоведами, а вслед за ними и журналистами этот термин используется для обозначения архитектуры 1830−1900-х годов. Это немного путает, потому что в тот период строили здания, выдержанные в строгом, чистом стиле — то есть не эклектичные. И наоборот — эклектика как метод была всегда, есть она и сегодня. Поэтому для обозначения этой эпохи я предпочитаю использовать понятие «архитектура выбора». Оно хорошо объясняет, что происходило в те времена.

Важнейшая черта — в методе проектирования, а не стилевых особенностях. Архитектор получил возможность выбирать, какого стиля он будет придерживаться: хочет — выбирает классику, которая была магистральной до этого времени, хочет — готику, хочет — русский стиль, хочет — смешивает стили или, наоборот, не смешивает. Эта возможность выбора — основная черта эпохи.

Зачастую выбор стиля определялся исходя из своеобразного понимания функциональности будущего здания. Для банка, например, логично использовать ренессанс: банки появились в эту эпоху, и ренессанс создает правильные ассоциации — чего-то надежного и старинного. Если ты строишь загородную усадьбу, то она вызывает ассоциации, допустим, с французским шато, поэтому она будет выглядеть как шато. Поэтому конкретные стилевые черты эпохи, которую принято называть эклектикой, определить невозможно: в русском стиле были свои черты, в готическом — другие.

Возникновение архитектуры выбора в XIX веке связано с несколькими причинами. Во-первых, это рост национальной идентичности — в предшествующий период мышление шло империями и династиями. Отсюда очень много национальных архитектур: Англия делает готику, Россия делает русский стиль и так далее. Во-вторых, это последствия промышленной революции: появились новые материалы — чугун, сталь, стекло, железобетон, которые нужно было оформлять отдельным способом, что заставило архитекторов искать другие «языки» кроме классики. Третья причина — развитие истории и археологических раскопок. После наполеоновских войн возникает очередной скачок интереса к Египту. В России впервые задумываются о русской архитектуре и начинают ее осмыслять.

Еще один важный процесс — смена заказчика. Появляется частный предприниматель, ему необходимы фабричное строительство и доходные дома как вид бизнеса. Последние нуждаются в богатом декорировании, чтобы привлечь клиента и увеличить стоимость квадратного метра. Особняки же должны конструировать ощущение элитарности для новых богачей — аристократии капитала, а не рода, крови.

Сложно выделить период расцвета эклектики. Я бы обозначил период в целом — 1840−1900-е годы. В России строительный и экономический бум пришелся на рубеж веков — 1870−1910-е годы — в связи с отменой крепостного права, когда ее последствия докатились до экономики. Но это не значит, что стиль созрел, — просто зданий и архитекторов в этот период было больше.

Рассуждать о важности архитектуры выбора в масштабе страны нельзя: феномен был присущ всему миру. Мы можем говорить о роли архитектуры выбора во всеобщем архитектурном процессе, и она была достаточно интересной. Она как бы готовила почву для дальнейшего освобождения архитектора от гнета канона и перехода к самостоятельному творчеству. До середины XIX века архитекторов учили строить как в эпоху Ренессанса — по Альберти, Виньоле, Палладио. Им обязательно нужно было проектировать колонны, ставить на них фронтон и соблюдать все пропорции. Архитектура выбора, на первый взгляд, тоже копирует предшествующие образцы, но архитектор получил возможность творить самостоятельно в рамках заданных правил. Например, он мог взять ренессансное здание и повесить на него готические детали, что невозможно с точки зрения канона. Таким образом архитектор почувствовал себя изобретателем, а не человеком, выполняющим определенную программу. Это предопределило эпоху модерна и вообще весь ХХ век.

Архитектура в Казани

Здание Казанского цирка действительно уникальное, и его показывают гостям города как архитектурную достопримечательность. У подножия Кремля легко и изящно вписалось в городскую застройку здание, напоминающее мифическую «летающую тарелку». В лучах солнца серебристая чаша сверкает ослепительно, а вечером откуда-то изнутри ее возникает нежно-красный, переходящий в зеленовато-лиловые тона свет.

Войдем в стеклянный холл, напоминающий снаружи гигантский аквариум, полюбуемся зеленью цветов, причудливо растущих среди камней. Но вот звонок, пора занимать места в зрительном зале.

Внутри огромной чаши нет ни одной привычной балочной опоры. Все 2014 мест одинаково удобные: здесь прекрасная акустика, ряды мягких кресел амфитеатром поднимаются к кольцу, опоясывающему здание. Но самого кольца, скрепляющего сферический купол с верхней гранью основания цирка, вы не увидите, оно скрыто та облицовкой. Спокойный, яркий свет заливает огромное помещение. 400 прожекторов и 4 свето-пушки способны создавать и самые фантастические световые феерии, без которых немыслимо цирковое зрелище.

Императорская Казанская первая гимназия

Императорская Казанская первая гимназия была основана в 1758 году. Первым ее директором, или, как раньше называли, «командиром», был назначен известный писатель-просветитель XVIII века М. И. Веревкин, облеченный весьма обширными полномочиями и прилагавший большие усилия для внушения казанскому обществу сознания пользы от учреждения в городе гимназии. Сначала в гимназию были приняты 14 человек, и среди них Г. Р. Державин. Но уже во втором учебном году в ней числилось 120 учащихся.

За семнадцать лет (с 1764 года) директорства знаменитого фон Капица при гимназии устраивались публичные театральные представления, который охотно посещались казанцами и положили начало первому публичному театру в городе. Затем гимназия стала быстро приходить в упадок, в особенности после того, как в 1785 году она была передана в ведение приказа общественного призрения. Кончилось тем, что после тридцатилетнего существования в 1788 году она была закрыта. В 1797 году император Павел I повелел возобновить гимназию, для которой было выстроено здание в конце Воскресенской (ныне ул. Кремлевская, бывш. Ленина) улицы (ныне восточная половина главного здания университета).

Читайте также  Аквапарки на Юге России

В числе первых учеников вновь открытой гимназии были С. Т. Аксаков, П. И. Лобачевский, Перевощиковы, Панаевы, Княжевичи и другие позже известные люди Казани.

Аптека на Проломной

Точная дата появления этого дома на углу Большой Проломной и Университетской мне неизвестна. В каталоге-справочнике «Республика Татарстан: памятники истории и культуры», выпущенном в 1993 году, написано так: «Дом Н.О.Антроповой — И.И.Бренинга, первая половина XIX в.». Скорее всего, дом был построен уже после пожара 1815 года, но не позднее 40-х годов XIX столетия, ибо элементы только зарождающегося в тот период архитектурного стиля «модерн» поданы очень осторожно.

Дом принадлежал вдове Наталье Антроповой и был последним по левой стороне улицы Большая Проломная. Сразу за ним начинались лабазы и лавки, выходящие на Рыбнорядскую площадь. Непосредственно у дома Антроповой находилась рыбная лавка известного в Казани купца Ф.Докучаева с сигами, корюшкой и ряпушкой, на месте которой в 1851 году он выстраивает собственный двухэтажный дом с таким же ажурным балкончиком, что и на доме соседки.

От Николаевской площади до Ленинского сада

Тогдашняя Казань, хоть и являлась одним из крупнейших губернских городов, вряд ли могла считаться благоустроенной. В 1873-м (год рождения Федора Ивановича) ее население — составляло 91827 человек, но из 4360 жилых домов только 690 были каменными. Поэтому часто полыхали пожары. Замощена была лишь треть улиц, а сами они выглядели довольно грязными.

В 1875 году в городе открылась конно-железная дорога, которую проектировал и строил инженер, штабс-капитан П. Панаев, двоюродный брат владельца одноименного сада.

Церкви Воскресения Христова

Сегодня наш рассказ — о церкви Воскресения Христова, давшей название одной из красивейших в прошлом улиц Казани. Найти эту улицу легко, ведь она в нашем городе центральная и носит имя Кремлевская (бывшая Ленина).

Наш путь лежит по улице Воскресенской мимо здания университета и дома Ушковой, в котором размещается Национальная библиотека. После сквера с памятником Н.И.Лобачевскому перед нами вырастает громоздкое здание химического факультета университета На этом месте стояла одна из древнейших церквей Казанской губернии, хотя догадаться об этом сегодня непросто.

Петропавловский собор — на стыке двух культур

Петропавловский собор в Казани и его колокольня, воздвигнутые без малого три столетия назад, являются одной из архитектурных доминант городского силуэта. К сожалению, не известен зодчий, творчеству которого принадлежит собор. Известно лишь, что он был построен на средства купца Михляева в честь приезда в Казань Петра Первого в ту самую эпоху, когда русская узорчатая архитектура с её многообразием кирпичных украшений и причудливостью форм постепенно уходила в прошлое, уступая место новым европейским веяниям. Действительно, фасады собора вобрали в себя множество элементов узорчатой архитектуры. В то же время расположение проёмов и членений свидетельствует о европейском влиянии, а восточная красочность придаёт зданию неповторимый колорит. Парадоксальный возглас: «Какая татарская церковь!» услышал однажды автор этих строк от американца, смотревшего на собор сквозь объектив фотоаппарата. Так в чем же архитектурное своеобразие Петропавловского собора?

Галеевская мечеть

«В 1834 году в Казани было 9 мечетей. »

М.Рыбушкин. Краткая история города Казани, 1850.

В стародавние времена стоял на левом берегу Кабан-озера древний татарский аул скотоводов, ремесленников и торговцев. Жили мирно и в достатке: пасли скот, строили дома и мечети, выделывали кожи, шили ичиги да сапоги. Торговали на обоих казанских базарах — нижнем, под самыми стенами крепости, что звался Таш як, и верхнем, что стоял на месте нынешнего Гостиного двора рядом с караван-сараем торговцев и ремесленников из далекой Бухары. Когда же подходили к стенам аула рати врагов — бились с ними Дружно. А коли не хватало силы -уходили в город, за крепостные стены, сложенные из тесаного камня-известняка.

Тайницкая башня Кремля

В 1556 — 1560 годах при строительстве Кремля на месте Муралеевой башни ханской крепости была поставлена проездная башня (ворота). Название Тайницкой она получила потому, что в 1552 году от Муралеевой башни был прорыт осажденными подземный ход к тайному ключу.

Первоначально в псковский период строительства башня была одноярусной, завершалась прямоугольными зубцами и была покрыта деревянным шатром.

В современном виде Тайницкая башня оформилась в XVIII веке. Эта двухъярусная постройка с шатровым покрытием и коленчатым проездом в нижней части. Под первым ярусом располагалась подземная часть с бойницами, выходившими в сторону Казанки. По верху первого яруса проходит круговая терраса, окруженная каменным парапетом. Архитектурная обработка башни относится к XVII веку.

Памятники национальной архитектуры

Большой интерес у гостей нашего города вызывают памятники национального зодчества. Мечети со стройными минаретами, деревянные и кирпичные дома, украшенные резьбой и национальным орнаментом, представляют единый и цельный в своей архитектурно-художественной выразительности комплекс, расположенный за Булаком (нынешние улицы Московская, Тукаевская, Парижской Коммуны и другие).

Сохранившиеся от XVIII века памятники татарской архитектуры культового назначения (мечети) находятся в основном на улице Каюма Насыри.

В силу сложившихся исторических условий строительству этих сооружений уделялось большое внимание — над ними работали лучшие мастера своего времени, для их возведения не жалели ни сил, ни средств.

Казань. Кремль. Башня Сююмбеки

Монументальным памятником древней мусульманской Казани является башня Сююмбеки. Возвышающееся в северней части Кремля, это грандиозное сооружение, имеющее площадь основания 140 квадратных метров и высоту 75 метров, состоит из семи ярусов: три нижних — четырехугольные, заканчивающиеся идущими вокруг всей башни уступами-террасами, четыре верхних — восьмиугольные. Над ними поднимается шпиль, когда-то увенчанный двуглавым орлом с золоченым яблоком. Долго существовало убеждение, что шар этот золотой и что в нем хранятся какие-то весьма важные для местного мусульманства документы. В 1830 году по распоряжению министра внутренних дел Закревского шар этот был снят и вскрыт в присутствии представителей татарской общественности. Пробитый в нескольких местах молнией, он оказался латунным и пустым.

Развитие архитектуры в Казани

Казань—один из древнейших городов России, созданный трудом и талантом русского и татарского народов. В процессе многовекового становления и обновления обогащались индивидуальность и духовное содержание Казани, выразившиеся в облике зданий и их комплексов, площадей и улиц, в том, что составляет архитектурное наследие города. Но к сожалению, архитектура древней Казани не дошла до наших дней. Город застраивался тогда в основном деревянными домами. Каменные же здания в городе начали строить главным образом в конце XVI веке. К этому времени относится и строительство каменного Кремля. Об облике города того периода мы можем судить лишь по немногим дошедшим до нас гравюрам и литографиям. То, что мы можем сегодня видеть из нашего архитектурного наследия, относится в основном к XVIII — началу XX столетия, за исключением разве что архитектуры Кремля, где можно встретить и более ранние постройки.

Достопримечательности Приволжья

Топ достопримечательностей (729)

Казанская ратуша находится в центральной части города, на площади Свободы. Рядом находится здание Концертного зала им. С.Сайдашева и Театр Оперы и Балета им. М.Джалиля. Здание ратуши было построено в 1854 году.

Самая высокая точка Татарстана — 334,5 метра над уровнем море — это вершина горы Чатыр-тау, расположенной в семи километрах от города Азнакаево, единственного в Татарстане горного хребта. На географических картах гора часто обозначается хребтом, но по своему происхождению является останцем.

Светло-зелёное здание в стиле модерн на исторической улице Сызрани было построено в 1908 году для гласного Сызранского уездного Земского собрания Петра Васильевича Ревякина. П.В.Ревякин также был основателем первого в городе ломбарда и одним из трёх директоров «Товарищества Рельевских мельниц».

У подножья Чкаловской лестницы, на Нижневолжской набережной Нижнего Новгорода на огромном постаменте установлен катер «Герой», участвовавший в своё время в крупнейших войнах двадцатого века на территории СССР.

На юго-востоке Удмуртии, в месте слияния рек Белая и Кама расположена заповедная зона — природный парк «Усть-Бельск», созданный в августе 2001 года. Название парка дала центральная деревня Усть-Бельск, расположенная в самом живописном районе Каракулинского района.

Символ города Энгельса – бык-солевоз. И хотя монумент поставили относительно недавно (12 июня 2003 г.), история символа уходит далеко в прошлое. Когда-то соль ценилась на вес золота. Добывалась она обычно из соляных озер.

На живописном берегу реки Камы, в Нижнекамске находится место паломничества христиан и мусульман — Святой ключ во имя Николая Чудотворца. Посёлок Красный Ключ, в котором находится источник, давно стал частью города и одной из красивейших его достопримечательностей.

В Балтасинском районе Татарстана находится древнее озеро Кара-Куль, название которого в переводе с татарского означает «Чёрное озеро». Это название, по одной из легенд, произошло от плотно прилегающего к озеру густого леса, из-за которого вода в водоёме казалась чёрной.

Памятник зодчим Казанского кремля находится в сквере, разбитом у Благовещенского собора и Архиерейского дома кремля. Скульптурную композицию задумали как собирательный образ зодчих различных национальностей, строивших объекты кремля в разные эпохи.

Государственный природный заповедник «Присурский», находящийся на территории Батыревского, Яльчикского и Алатырского районов Республики Чувашии был образован в 1995 году с целью сохранения южнотаёжных долинных лесов, водно-болотных угодий, а также охраны редких видов флоры и фауны.

На приграничной зоне с Татарстаном, в Марийском крае, возле деревни Шарибоксад есть живописная достопримечательность — озеро Морской Глаз. Изумрудный цвет и круглые формы озера полностью подтверждают название красивейшего места северного склона Шаринских гор.

На подходе к Елабужскому городищу в 2007 году был установлен памятник основателю города — булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммаду. Авторами бронзового монумента, массой в пятнадцать тонн, стали: казанский скульптор Махмуд Гасимов, художник Фиринат Халиков и архитектор Марат Маскудов.

Памятник Мусе Джалилю, татарскому поэту и патриоту, находится у главного входа в Казанский кремль, недалеко от Спасской башни. Скульптура установлена в 1966 году. Авторами памятника были скульптор В.Е.

В окрестностях села Билярск Алексеевского района Республики Татарстан находится родник с целебной водой, являющийся местом поклонения адептов трёх религий с древних времён. Расположен Святой ключ в живописном лесу у подножья древней горы Хужалар-тавы (Гора-Хозяин).

12 апреля 1961года вблизи города Энгельса, Саратовской области, жители села Смеловка услышали взрыв в небе и увидели спускающиеся на землю два парашюта. Селяне тогда и не подозревали что стали свидетелями исторического события мирового масштаба.

Одно из первых мест посещения туристами Мариинского Посада является Государева гора, связанная с историей города. Сама достопримечательность расположена в восточной части города и представляет собой живописную гору с открывающимися панорамными видами на Волгу и город, у подножья которой находятся множество целебных родников.

Самым живописным местом Сызрани считается ландшафтный памятник природы регионального значения — урочище «Монастырская гора». Общей площадью более 190 гектар, Монастырская гора расположилась в Юго-Западном районе городского округа Сызрани, вплотную примкнувши зелёной зоной к жилому массиву.

Читайте также  Архитектура в Волгограде

На высоком берегу над слиянием двух великих рек — Оки и Волги — находится живописный Нижегородский кремль. Он стоит на высоком обрыве. Большой перепад высот между разными участкам его стен и башен делают его необычным.

Одно из живописных мест в окрестностях Тольятти расположено на левом берегу реки Волги, в 72 километрах от Самары: сеть озёр, негустой лиственный лес и ровные зелёные поляны — всё это территория Фёдоровских лугов.

Единственный уцелевший кремль на территории Самарской области находится у слияния рек Сызранки, Волги и Крымзы в городе Сызрани. Рядом с кремлём находится одна из древнейших церквей губернии — храм Рождества Христова.

Советский классицизм в Казани: архитектура гордости

Облик Казани во многом определяют сталинки — дома в стиле советского классицизма. Ими в некоторых районах Казани застроены целые кварталы. Щедро декорированная архитектура, использующая все лучшее, наработанное за историю, ориентация на максимальный комфорт — огромный прорыв для молодой советской республики.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ СТРОИЛИ ДЛЯ РАБОЧИХ

— Марсель Мансурович, почему в 30-е годы в стране, которая только-только вышла из разрухи, начали возводить такое затратное жилье? Одна только высота потолков чего стоит — до четырех метров. И отчего именно классика — ведь строили-то «новый» мир?

— 1920-е годы действительно характеризовались поиском новых решений (технологических, функциональных, образных) в области архитектуры. К слову, в результате было построено лишь небольшое количество жилых домов. А в 30-е архитекторы с подачи руководства страны отказались от идеи построения революционной «новой эстетики» и вернулись к традиционным, понятным простому человеку формам и содержанию. Сталинки — это щедро декорированная классическая архитектура, которая использует весь арсенал средств, наработанный историей.

Собственно, так и была сформулирована цель: на основе творческой переработки всего наследия архитектуры создать свою уникальную, соответствующую новым реалиям жизни архитектуру, которая вобрала бы в себя все лучшее.

Государством была поставлена и идеологическая задача — не просто возвести квадратные метры, а создать новую среду социалистической жизни города. Сталинки — это архитектура достижений, архитектура гордости, которая бы показала человеку, живущему в те годы скромно, а иногда и более чем скромно, некие контуры обещанной комфортной жизни.

— А что же мода?

— В Казани были примеры очень модной и драйвовой архитектуры ар деко — например, здание заводоуправления 22-го авиазавода (к сожалению, этого дома уже нет). Архитекторы 30-х годов не были оторваны от мировой практики. Это было профессиональное сообщество, открытое и мировой эстетике, и техническим инновациям.

Проект интерьера ювелирного магазина на ул. Пушкина, 5. Фото: из архива М. Искандарова

— Кто строил, для кого?

— Основными застройщиками таким домов являлись предприятия. До войны эти дома повышенной комфортности (их сейчас назвали были элитными) строились для ИТР, инженерно-технического руководства предприятий, партийного руководства.

Речь шла лишь о фрагментарной застройке, но она укладывалась в план реконструкции города, по которому композиционным центром Казани должен был стать грандиозный Дворец культуры, расположенный на территории современного парка Тысячелетия.

Послевоенная же архитектура характеризуется более массовой, зачастую квартальной застройкой. Примеры завершенных архитектурных ансамблей периода сталинского классицизма — рабочие поселки рядом с предприятиями, которые впоследствии стали частью Казани: Левченко , Орджоникидзе (Соцгород).

То есть кроме архитектуры, посвященной победе социализма, появилась также архитектура, возвращающая человеку уютное повседневное пространство.

В ОСНОВЕ — ПЛАНИРОВКА ДОХОДНОГО ДОМА

— Внешне сталинки — «новая классика». А что касается внутреннего содержания.

— Это возвращение к традиционному квартирному типу в отличие от экспериментов в сфере построения жилого пространства 20-х годов. За основу взяли доходный дом XIX века. Кстати, во многом архитекторы опирались на собственный опыт творчества, который они имели еще в дореволюционный период. Многие великие архитекторы того времени были уже состоявшимися мастерами — Иван Фомин , Иван Жолтовский .

До войны были созданы несколько своего рода типовых квартир многоподъездных домов. Кроме того, проектировались и индивидуальные, особенные дома, которые до сих пор интересно изучать с точки зрения планировки.

Перед архитекторами стояла задача не просто построить квадратные метры, а построить их с максимальным качеством — эстетическим и конструктивным, — которые бы соответствовали той мечте, к которой общество тех лет стремилось. В выборе и эстетических, и конструктивных средств советская архитектура не была ограничена. Лучшие образцы строились на перспективу с максимально возможным уровнем комфорта.

Например, на ул. Белинского, 1/5 (дом с крупными арками в Соцгороде, напротив ДК Ленина ) в каждой комнате предусмотрена вытяжка, были достаточно большие габариты квартир.

Проект сталинки в районе Кольца

— К тому времени уже было из чего строить.

— Да, если послереволюционная разруха не позволяла построить качественное с материальной точки зрения жилье, то в 30-е годы была более или менее восстановлена строительная индустрия. В Казани уже работали предприятия, отвечавшие за изготовление тех или иных элементов здания. Кроме того, издавались справочники, которые на основе международного опыта давали конкретные рекомендации проектировщику и строителю.

Есть несколько примеров домов исключительного по тем временам качества. Например, Табеевский дом. Двух-, трехэтажные, расположенные в окружении зелени, они своим обликом даже не ассоциируются с многоэтажками.

— Тем не менее приходится иногда слышать о плохой звукоизоляции в сталинках или о том, что на слабые стены невозможно повесить картину на гвоздь. Чем определялось качество зданий?

— В первую очередь возможностями предприятия, которое выделяло средства на строительство. Сталинки — неоднородное явление. Одни строились на перспективу, другие — чтобы решить насущные проблемы. Поэтому они по-разному решали и планировочные, и инженерные задачи.

Мне приходилось делать ремонт в сталинках, да и самому жить в таком доме, поэтому могу сказать, что дома высшей категории построены по значительным даже на сегодняшний день меркам запаса прочности. С точки зрения проживания и комфорта (звукоизоляции, возможности приспособить под свои нужды и др .) такие квартиры до сих пор почти не имеют себе равных.

МОЛОДОЙ И ДЕРЗКИЙ

— Какие дома в Казани стоит выделить особо?

— Многие из них интересны. Я остановлюсь на двух. Это серый дом с башней на пересечении Павлюхина и Эсперанто- Назарбаева , он назывался жилкомбинат завода синтетического каучука СК-4. Мощный, широко раскинутый в пространстве, он был по-настоящему инновационный на тот период — и по масштабу, и по качеству строительства.

Дом на Павлюхина уникален и по замыслу, и по исполнению.

Дом уникален по своему смелому замыслу: в одном объеме — столовая, кафе, школа, торговые помещения, общежитие. В нем располагались несколько типов квартир, разных по метражу и по отделке.

Для этого здания характерна сбалансированная и тонкая работа с архитектурной деталью — например, текстура штукатурки на фасадах выполнена по-разному. Фасадными работами занимались частные артели каменщиков и штукатуров, которые сложились еще в дореволюционный период. Этим объясняется мастерство, с которым выполнены пилястры, элементы карнизного оформления и др.

Второе здание — это упомянутый дом на Белинского, 1/5, один из самых больших в Казани в то время. Его построили в 1938 году для руководства и рабочих Казанского авиазавода № 22. Он получился уникальным: не совсем профессиональный, но молодой и дерзкий поиск образа, сочетающего в себе черты утрированной классики и игривого ар деко — кстати, во многом взаимоисключающих тенденций. Надо себе представить, какое впечатление это здание производило на казанцев в то время своим масштабным градостроительным размахом, уверенным оптимистичным характером расположения окон. Дом, устремленный в будущее.

Дом на ул. Белинского напротив ДК Ленина. Фото: из архива М. Искандарова

Уникально и то, что он в своем дворе имеет сквер, а два фасада равнозначны. Интересны также организация внутреннего пространства (колонны, анфиладное построение комнат) и оформление дверей, плинтусов и другое.

Этот дом уникален по архитектурному образу и организации внутреннего пространства. Фото: Азата Яхъяева

ДЕДЫ НАДЕЯЛИСЬ, ЧТО МЫ БУДЕМ СЧАСТЛИВЫ ЗДЕСЬ

— Практичный вопрос: стоит ли покупать сталинку для проживания, скажем, в ближайшие 10 лет?

— Этот вопрос имел бы однозначный ответ — да, но, к сожалению, банки неохотно выдают кредиты на их покупку, считая, что их ресурс исчерпан. Однако, например, в Петербурге огромный объем исторического фонда имеет деревянные перекрытия, как и сталинки, это же не мешает домам стоять по 200 лет. Если бы не этот фактор, то они могли бы посоперничать по привлекательности и со многими новыми жилыми домами.

Прежде чем принимать решение, нужно смотреть, насколько качественно строилось здание, оценить состояние балок — их качество может быть разным. Если же с этим все в порядке и вы смотрите на это жилье не с точки зрения дальнейшей перепродажи, это один из лучших вариантов с точки зрения обустройства реалий жизни. Хотя бы потому, что эти дома строились не исходя из экономии земли, как сейчас. Так что они хорошо обеспечены детскими площадками, там можно легко припарковать машину. Кроме того, они возводились в лучших местах города, из них открывается прекрасный вид.

Хочется добавить, что архитектурное наследие 30 — 50-х годов, несмотря на всю его объективную и эстетическую ценность, в культурном и профессиональном сообществе не до конца осмыслено и оценено. Мы эту архитектуру привыкли воспринимать утилитарно и часто отказываемся увидеть в ней архитектурно-культурную ценность, потому что это архитектура времени репрессий.

Но посмотрите — наши деды и прадеды создавали эти здания, несмотря на репрессии, войну, тяготы послевоенной жизни. И строили не только для себя, но и для нас.

Уважая их, мы не имеем права быть небрежными к этой архитектуре — и на уровне городском, и на индивидуальном, варварски обходясь с элементами деталями архитектурного наполнения или элементами из дерева внутри здания.

Для коренных казанцев эти дома — часть их жизни. У них и свои названия есть: «Миру — мир» на Большой Красной, «Горняк». То есть они крепко вросли в культурно-исторический ландшафт Казани. Но еще это дома очень уютные и надежные, которые дают ощущение стабильности и защищенности во все времена, и в светлые, и в тяжелые. Их для этого и строили — наши предки надеялись, что мы будем в них счастливы.

КСТАТИ

Обретение советской архитектурой четкого стилистического направления многие связывают с проектированием в Москве Центрального Дворца Советов. В целом же стиль советского классицизма даже в 30-е годы довольно сильно разнился по композиции и образу. Существовало несколько параллельных стилистических направлений, в основе которых лежало творчество нескольких главных советских архитекторов.