Архитектура в Италии

Архитектура в Италии

Отношение к архитектурным свидетельствам прошедших эпох в Италии аполитично и толерантно, не зависит от политических настроений и предпочтений, поддерживает уважение к каждой минувшей эпохе. Например, никто не собирается сносить памятник Ленину на острове Капри, дважды приезжавшему погостить к Максиму Горькому в 1908-1910 годах. Этот памятник – такая же достопримечательность острова, как и Синий грот.
В Риме сохранен не только Форум Муссолини и обелиск с четкой надписью MussoliniDux, но и постройки фашистского периода. Квартал EUR, где при фашизме началось строительство комплекса так и несостоявшейся Всемирной римской выставки, достраивался по старым планам в 1950-1960 годы. И такое отношение к памятникам архитектуры характерно для всей Италии.
Итальянские города можно читать как учебник истории, переходя от одной эпохи к другой как с одной площади на другую. Нет в мире страны, обладающей столькими архитектурными сокровищами. Вот некоторые цифры:

  • в стране около 30 тысяч исторически значимых церквей
  • 200 соборов
  • 60 тысяч капелл и часовен
  • 29 тысяч архивов
  • 300 архитектурных комплексов
  • 300 епископских резиденций
  • 40 тысяч дворцов, замков и крепостей
  • 20 тысяч городов и поселков с историческими центрами, находящимися под охраной государства.

Архитектура Древнего Рима
Поэтому не удивительно, что архитектура Италии на протяжении многих веков сохраняет в себе следы Древнего Рима и эпохи Возрождения. Из древнеримского периода самая известная постройка – Пантеон или Храм всех богов.
Сейчас Пантеон – это национальный мавзолей. Здесь находятся останки Рафаэля Санти, знаменитого художника и архитектора эпохи Возрождения. Здесь же находится усыпальница королей Савойской династии.
Римский Форум сохранился значительно хуже, но осталось постройки, составляющие ансамбль Форума: колонны, триумфальные арки, храмы, термы. Римский Колизей так же относится к памятникам архитектуры Древнего Рима.
Во время принятия Италией христианства, здесь стали строить базилики в византийском стиле – первые христианские храмы.
Памятники архитектуры в готическом стиле в Италии стали появляться в начале XII века. Самые известные архитектурные шедевры этого стиля находятся во Флоренции:

  • церковь Санта Кроче
  • собор Санта Мария-дель-Фьоре
  • церковь Санта Мария Новелла

Санта Мария-дель-Фьоре во Флоренции:


В конце XII и светские здания, дворцы и замки стали строить в стиле готика. Возводились они в центрах общественной жизни итальянцев – на крупных площадях, пьяццах (piazza). В готическом стиле построены дворцы в Перудже, Бреши, Комо, Флоренции. Например, Старый дворец во Флоренции – Палаццио Веккьо на площади Синьории, построенный архитектором Арнольфо ди Камбио в конце XIII – начале XIV века.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии.
Готический стиль постепенно перестал применяться архитекторами Италии к концу XIV века. Наступает эпоха Возрождения или Ренессанса итальянской культуры и искусства. Родоначальник архитектуры эпохи Возрождения в Италии — Филиппо Брунеллески из Флоренции. Именно по его проектам отстроены церковь Сан Лоренцо, дворец Питти, часовня Пацци. Знаменитый купол к Санта Мария-дель-Фьоре – творение именно этого архитектора.
Другой известный архитектор эпохи Возрождения – Донато Браманте. По его замыслу построены дворец Канцелярии и церковь Сан Пьетро-ин-Монторио в Риме, монастырский дворик святого Амвросия в Милане, собор святого Петра в Ватикане. Все они являются памятниками архитектуры в Италии.
Наивысший расцвет культуры эпохи Возрождения наступает в XIV веке. Именно в это время архитектура Италии больше всего выражала идеи гуманизма и веру в творческое и духовное могущество человека. Эстетические идеалы итальянцев смогли выразить в своих архитектурных фантазиях Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти.
Рафаэль Санти закончил строительство начатого Браманте собора святого Петра.


Микеланджело известен как автор таких скульптур как: Пьета (Оплакивание Христа), Давид, Моисей, гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи. Как архитектор он прославился, сделав купол собора святого Петра в Ватикане.
Леонардо да Винчи создал архитекторский план идеального города, продумал и воплотил на бумаге план двухуровневых, раздельных друг от друга дорог для экипажей и пешеходов в таком городе.

Архитектура Италии 17 века.
Стиль барокко зародился именно в Италии, он пришел на смену архитектуре эпохи Возрождения в конце XVI – начале XVII века.
Барокко – вычурный, фантазийный, пышный стиль в архитектуре. Был призван создавать иллюзию роскоши, могущества в постройках при помощи определенных приемов живописи и скульптуры. Для создания размаха и масштабности используются колоннады, скульптуры, пилястры. Атланты и кариатиды – признаки архитектуры в стиле барокко. Все детали архитектурных ансамблей визуально связаны между собой, ни одна колонна или статуя не рассматривается как отдельный элемент. Все смотрится и воспринимается как единое целое: отделка внутренних помещений, фасадов, садово-парковых сооружений.


Представитель этого стиля, Лоренцо Бернини, создал колоннаду из 284 колонн на площади святого Петра в Риме. Колоннада служит как искусственная перспектива собора святого Петра, зрительно увеличивает его. Одноименные площадь и собор служат прекрасным примером градостроительного решения в стиле барокко.
На площади Навона до сих пор действует его фонтан Четырех рек со скульптурными фигурами, символически изображавшими реки Ганг, Дунай, Ла-Плата и Нил.
Другой яркий представитель этого направления, Франческо Борромини построил церковь Сант Аньезе и церковь Сан Карло напротив фонтана Четырех рек.
Церковь Сан Карло служит прекрасным образцом барочной архитектуры Италии XVII века. В облике этой церкви представлена вся совокупность элементов стиля барокко: четкая система колонн с неровной, волнами поверхностью стен, разорванные фронтоны, уместная скульптура и яркий декор.

Архитектура в Италии

Церковь Сант-Амброджо в Милане. XI—XII вв.

Милан, Италия
В XII в. строительная деятельность стала особенно интенсивной в Северной Италии после землетрясения 1117 г., повредившего целый ряд зданий. Важной вехой в истории итальянского зодчества была предпринятая после этого события перестройка базилики Сант-Амброджо в Милане. Ее главный неф был перекрыт крестовыми сводами, при этом большой ячейке среднего нефа соответствовали две малых ячейки в боковых нефах, тем самым был сделан важный шаг на пути создания так называемой «связанной романской системы».

Ансамбль соборной площади в Пизе. XI—XIV вв.

Пиза, Италия
Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе, в Тоскане. Строительство его было начато закладкой собора в 1063 г. на окраине города на зеленом лугу. Возглавил предприятие мастер с греческимименем Бускето. Рукава трансепта пятинефного собора представляют собой, в сущности, две маленькие трехнефные базилики с апсидами — композиция, восходящая еще к идеям восточнохристианской архитектуры V в. После 1118 г. строительство Пизанского собора продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф и возвел фасады. Ему обязано главное святилище Пизы своими легкими аркадами и цветной облицовкой из белого и черного (с серо-голубым оттенком) камня с мраморными инкрустациями. На ярком южном солнце собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. В 1153 г. был заложен Пизанский баптистерий. Архитектор Диотисальви начал его аналогичным соседнему собору. Строительство кампанилы (звонницы) в Пизе было начато в 1174 г., как предполагают Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и мастером Бонанно. Подобно собору и баптистерию, кампанила имеет монолитное основание, окруженное слепыми аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей. Так возник единый лейтмотив ансамбля, объединивший все три здания. Вследствие неравномерной осадки грунта Пизанская кампанила наклонилась еще в период строительства. Чтобы воспрепятствовать падению звонницы, последний ярус, построенный в 1301 г., с целью восстановить равновесие был смещен в сторону, противоположную наклону башни. «Падающая башня», собор и баптистерий в Пизе в сочетании с готическим кампосанто (кладбищем) составляют исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль.

Палатинская капелла в Палермо.1131—1143. Интерьер

В Сицилии в эпоху норманнского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры. Палатинская капелла является частью Палаццо Реале — норманнского дворца, перестроенного из арабской крепости. Имеет мусульманские сталактитовые своды. Сицилийские мозаики, особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, созданное византийскими и местными мастерами, оказали большое воздействие на развитие романской живописи Европы. Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему, расширять ее за счет повествовательных сюжетов — этого требовала протяженность нефов. Усилилось поэтому действенное начало, появилось желание связать сюжеты между собой, пронизать их непрерывностью повествования. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер коврового заполнения стен.

Собор в Монреале. 1174—1189

Романский собор Санта-Мария Нуова в Монреале отличается чрезвычайным богатством наружного декора в своей восточной части, где доминирует мотив стрельчатой арки, но перекрытия здания стропильные.

Антелами Бенедетто. Снятие со креста. Рельеф в трансепте собора в Парме. 1178
Мрамор.
Собор в Парме, Италия

Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII — начала XIII вв. — Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг.). Рельеф «Снятие со креста» — первое подписанное произведение скульптора. Стиль Антелами ощутим уже в этой работе: его образы полны внутренней силы и благородного достоинства. Фигуры высечены с глубоким пониманием пластической выразительности объема.

Антелами Бенедетто. Давид. Скульптура портала собора в Фиденце. Начало XIII в.
Камень.
Собор в Фиденце, Италия

Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце. Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида и пророка Иезекиля представляют собой скорее статуи, помещенные в нишах, чем высокие рельефы.

Читайте также  Архитектура в Бразилии

Достопримечательности Италии

Топ достопримечательностей (1630)

Колизей — символ славы Вечного Города — превосходит своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. Работы по его строительству начались с первых лет правления Веспасиана, а в 80 году Тит дал указание для торжественного открытия амфитеатра.

Небоскреб Пирелли, известный также как Пиреллоне, — 32-этажное здание в Милане высотой более 124 метров. Площадь основания небоскреба – 1900 кв. м. Для его возведения было использовано около 30 тысяч кубометров бетона.

Парк «Мильярино, Сан Россоре и Массачукколи» был создан в итальянском регионе Тоскана в 1979 году. Это был один из первых региональных парков Италии и второй, созданный в Тоскане (после парка Маремма, основанного в 1975 году).

Уффици — одна из самых знаменитых картинных галерей мира. Здесь представлена обширная панорама различных школ живописи. Это и флорентийская школа, и венецианская, и другие итальянские школы, а также богатая подборка фламандских полотен с известной серией автопортретов.

Самый известный римский фонтан — фонтан Треви — был построен по рисункам Джованни Бернини и проекту Николо Сальви в 1762 году. На маленькой площади фонтан Треви выглядит просто огромным: 26 метров в высоту и 20 метров в ширину.

Вилла Мадама – известная вилла эпохи Возрождения, расположенная на склоне горы Монте Марио к западу от Рима и в нескольких милях к северу от Ватикана. Роскошная вилла с ее лоджией, обнесенным колоннами главным садом и висячими садами всегда имела особое влияние на архитекторов Высокого Возрождения.

Испанская лестница – одна из самых известных достопримечательностей Рима. Лестница ведет от площади Пьяцца ди Спанья к площади Пьяцца Тринита дей Монти, а возвышается над всей этой старинной красотой церковь Тринита дей Монти.

Свое название дворец берет от резиденции дожа, верховного главы Венецианского государства. Ничего почти не осталось от первоначальной конструкции, построенной до 1000 года на основе уже существовавших римских стен.

Гарда – крохотный туристический городок в провинции Верона, лежащий на восточном берегу озера Гарда в 32 км от города Верона. Это самый маленький населенный пункт провинции и самый, если так можно выразиться, средневековый.

Палаццо Боргезе – дворец в Риме, резиденция семейства Боргезе. Известен под прозвищем Иль Чембало («клавесин») из-за своей трапециевидной формы. Узкий фасад обращен в сторону Тибра. Главный вход в здание расположен на противоположной стороне – «клавишах клавесина».

Форте ди Бельведере, также известный как Фортецца ди Санта Мария ин Сан Джорджо дель Бельведере, — крепость во Флоренции, вторая и самая большая в городе. Была спроектирована архитектором Бернардо Буонталенти и построена в 1590-м – 1595-м годах по приказу Великого Герцога Фердинандо Медичи I.

Природный парк «Сан Россоре Массачукколи» протянулся вдоль побережья провинций Пиза и Лукка в Тоскане, в том месте, где когда-то были только мелкие пруды и болота. Со временем эта территория была заполнена отложениями, принесенными реками Серкио и Арно и Тирренским морем.

«Ла Скала» — всемирно известный оперный театр в Милане. Был торжественно открыт в августе 1778-го года и первоначально назывался Нуово Реджо Дукале Театро алла Скала. Первой постановкой на сцене театра стала «Признанная Европа» Антонио Сальери.

Палаццо Ручеллаи – жилой дом аристократического типа на улице Виа делла Винья Нуова во Флоренции, построенный в 15-м веке. Большинство историков считают, что над проектом дома работал Леон Баттиста Альберти, а руководил строительством, во всяком случае, частично, Бернардо Росселлино.

Расположенный на берегу озера Гарда у подножия моренных холмов маленький городок Лацизе считается одним из самых популярных местных курортов. Его исторический центр с характерными узкими улочками и средневековыми площадями привлекает к себе тысячи туристов.

Самое древнее здание Пантеона — храма всех богов — было возведено в 27 году до нашей эры Марком Агриппой. Между 118-128 годами храм был основательно перестроен при императоре Адриане и приобрел те формы, которые он хранит и по сей день.

Остров Изола дей Пескатори, название которого переводится как Остров рыбаков, входит в состав Борромейского архипелага, расположенного на озере Лаго Маджоре. Известный также как Изола Супериоре, он является самым северным из трех главных островов архипелага и единственным обитаемым на протяжении всего года.

Замок Скалигеров – мощная крепость в городке Сирмионе, окруженная водами озера Гарда и построенная во второй половине 12-го – начале 13-го века как часть оборонительных сооружений вокруг Вероны для защиты от нападений со стороны Милана.

Латеранский дворец — бывший Апостольский дворец, старинное строение эпохи Римской империи, а позднее — главная резиденция Папы Римского. Расположенный неподалеку от базилики Сан Джованни ин Латерано, кафедрального собора Рима, Латеранский дворец ныне занят Историческим музеем Ватикана, в котором представлена история Папской области.

С западной стороны Площади Венеции находится Дворец Венеции, построенный Бернардо Росселино по проекту Леона Баттиста Альберти. В этом здании располагалось посольство Венеции в Риме. Будучи венецианской собственностью, он во время оккупации Венеции австрийцами принадлежал австрийскому императорскому правительству вплоть до 1916 года.

Архитектура фашистской Италии. Империя

На рубеже 20-х и 30-х годов в официальной фашистской риторике произошли некоторые изменения. Республиканские лозунги исчезли раньше — сразу после прихода к власти, антирелигиозная пропаганда полностью прекратилась c подписанием Латеранского пакта (1929), но этим дело не ограничилось. Продолжая декларировать революционные принципы, Муссолини отодвинул в сторону сквадриста — совершенно реального героя революции, городскую шпану из плоти и крови, — и вывел на первый план абстрактную фигуру ликтора (Littorio), носителя фасций. Ликтор символизировал единение гражданина и государства. Его появление не могло не отразиться на искусстве, которое к началу второго десятилетия фашистской эры стало крайне политизированным.

Режим, объявивший себя наследником и продолжателем Римской Империи, по определению не мог довольствоваться рационализмом в качестве единственного стиля. И в то же время он не мог прямо копировать римские сооружения — во-первых, потому, что что одним из лозунгов фашистского движения было: «Нет возврата к прошлому!». Во-вторых, по той простой причине, что таким копированием в Италии занимались несколько веков подряд.
Кстати, можно легко объяснить ожесточенную борьбу архитекторов-модернистов за признание «нового искусства» единственно верным — ведь как раз в архитектуре постмодернизм состоялся раньше, чем появился модернизм! Неоготика и неоклассика, возрождение барокко и мавританский стиль, эклектика и опыты прерафаэлитов — все это постмодернизм в чистом виде. Повторение пройденного в изменившихся условиях.
А теперь покончим с теоретическими рассуждениями, оставив их на долю профессиональных искусствоведов, и посмотрим, что же строилось в новой империи.

Начнем с того, что дуче очень элегантно решил проблему преемственности — вместо того, чтобы строить древнеримские новоделы, он снес сотни построек в центре Рима и открыл для публики императорские форумы. Две широкие улицы с античными колоннами и арками резко изменили облик Вечного Города. Этот плакат (1930) называется «Муссолини-градостроитель»:

Славы древних веков оказалось недостаточно, и Муссолини объявляет конкурс на лучший проект дворца Литторио — вместилища будущих конгрессов фашистской партии, торжественных церемоний, приемов и выставок. Конкурс был проведен дважды. В первый раз (1933) победителем стал архитектор-неоклассик Ди Ренци:

Во-втором конкурсе (1935) победу одержал не менее мрачный и тяжеловеcный проект. А затем от строительства дворца Литторио отказались, решив возвести Дворец Конгрессов в новом выставочном комплексе Е42, ныне EUR.Он и был возведен — правда, строительные работы завершились только в 1954 году.
Собственно, EUR — это и есть апофеоз фашистской архитектуры. Но о нем я уже писал, поэтому предлагаю познакомиться с менее масштабными проектами. Например, с общественными зданиями:
Финансовая служба в Больцано:

Муниципалитет в Палермо:

Дом инвалидов войны в Равенне:

Сарагосские ворота в Болонье:

Неисследованной остается тема новых городов, о которых итальянские историки и критики много лет не вспоминали.
Первый из этих городов — Муссолиния (ныне Арборея) в западной части острова Сардиния, на месте осушенных болот. Город был основан как «деревня Муссолини» в 1928 году, а Муссолинией стал в 1931-м. Его первыми жителями стали переселенцы из провинций Венето и Фриули. Фотографии общественных зданий и церкви выглядят как иллюстрации к статье о модернизме, но я совсем не уверен в том, что их строили рационалисты в 1920-1930-е годы. Не исключено, что все это появилось позже, в 1950-е. Колокольня же, завершенная в 1934-м, имеет подчеркнуто «исторический» вид:

Яркий образчик «стиля Литторио», о котором — чуть ниже.
Ровно через 10 лет после «деревни Муссолини» на Сардинии был основан город Карбония — столица шахтерского юго-запада острова. На церемонии закладки первого камня присутствовал сам дуче.

Строили быстро и основательно. Город пережил закрытие угольных шахт, стал столицей провинции Карбония-Иглесиас и вполне доступен для осмотра:

На Аппенинском полуострове одним из первых новых городов стала Сабаудия в провинции Лацио, основанная в 1932 году и построенная за 253 дня. Это настоящий заповедник рационализма:

Одновременно с Сабаудией был основан — опять же, на осушенных болотах — город Литтория (ныне Латина), ставший столицей провинции Лацио. Его отдали во власть неоклассицистов во главе с лидером «реакционного» лагеря Марчелло Пьячентини, которые возвели здания в отнюдь не древнеримских традициях. Здания в Латине заставляют вспомнить об архитектуре эпохи Возрождения. Кстати, любимым материалом «литторианцев» был не мрамор, а кирпич:

Читайте также  Архитектура в Милане

Без монументальной пропаганды дело не обошлось — полюбуйтесь на этот фонтан в Литтории-Латине с фасциями и колосьями:

Первыми жителями Литтории были, как и в Муссолинии, выходцы из Фриули и Венето.
Понятно, что фасции были наиболее распространенным мотивом в оформлении самых разных построек. Как, скажем, в Кьети (также провинция Лацио):

Еще одна новостройка в Лацио — Помеция:

И на юге Италии, в области Басиликата, были построены здания непривычного вида:

Строили и за морями. Об эритрейской Асмаре я писал в предыдущей части, итальянские проекты в Триполи — отдельная тема, но Италии принадлежали и Додеканесские острова. И там, в особенности на острове Родос (вошел в состав Греции только в 1948 году) шло активное строительство. Например:

А еще были детские городки — летние лагеря на несколько сотен ребят и девочек в черных галстуках. Самый известный из подобных лагерей, Colonia Marina Fara, находится в Генуе. Он построен в 1935 году:

Другая, более ранняя «морская колония» — имени 27 октября в Каттолике (Адриатическое побережье). Любители истории транспорта, к вам вопрос: на что похожи эти корпуса? Имейте в виду, что в 1932 году стримлайновых паровозов еще не было.

И еще один лагерь — тоже на Адриатике (обратите внимание на футуристическую башню справа):

Но где же гигантские башни, исполинские пирамиды и титанические арки? А не было их. Кое-что осталось на бумаге, но в целом фашистская архитектура гигантизмом не страдала и была вполне соразмерна человеку. Оттого и воспринимается нормально до сих пор. Причем и неоклассицисты, и рационалисты к концу 1930-х годов нашли общий язык и построили здания, которые не противоречат друг другу, оставаясь очень разными. Или вобрали в себя элементы обоих стилей, как этот дом в центре Милана (1941):

А на память о так и не построенной империи остались вот этот стадион в Риме:

и сюрреалистический «новый город», совсем не похожий на эскиз Сант’ Элиа — EUR:

Ссылки по теме:
отличная работа уважаемой zina_korzina на тему «Мода фашистской Италии»
плакаты и книги Италии 1920-х — 1940-х годов (1, 2, 3, 4)

Архитектура барокко в Италии

В конце XVI — начале XVII вв. Италия переживала политический и экономический кризис, связанный с раздроблением страны на небольшие княжества и утратой прежнего влияния на экономическую жизнь Европы.

Но в это же время в стране начинается культурный подъем, возникает новое направление в искусстве — итальянское барокко.

Возникновение барокко в Италии

Стиль зародился в эпоху позднего Ренессанса. Он объединил в себе стремление к архитектурной выразительности и сдержанность. Пышность и роскошь в архитектуре достигались использованием минимального количества средств.

Такой подход полностью удовлетворял потребности дворянства и буржуазии в период экономического кризиса.

Архитектура барокко использовалась как при строительстве культовых сооружений, так и для возведения жилых домов аристократии. Здания, возведенные в стиле барокко, отличались не только красотой, но и удобством использования и безопасностью. В своем развитии стиль прошел 2 этапа:

  1. Ранний (рубеж XVI-XVII в.). Поскольку этот период приходился на пик экономического кризиса, барокко развивалось только в Риме и его окрестностях. В это время был возведен собор Святого Петра в Ватикане, который принято считать образцом раннего барокко.
  2. Зрелый (вторая половина XVII-XVIII в.). В стиле зрелого барокко была возведена колоннада на площади перед собором в честь апостола Петра. Во второй половине XVIII в. стиль начинает распространяться на другие крупные города Италии. Примером позднего барокко может служить церковь Сан-Лука в Болонье. Святая обитель была задумана в другом стиле. Однако в 1770-х гг. она приобрела барочные черты благодаря архитектору Карло Франческо Дотти.

Характерные черты стиля

Барокко часто путают с такими стилями как классицизм и рококо. Главное отличие от классицизма состоит в том, что при оформлении экстерьера здания барокко используется избыток украшений. Рококо отличается большей утонченностью, мягким изяществом.

Форма и ордера

Стиль барокко предполагает создание искривленного пространства. В планах построек преобладают эллипсы и прямоугольники.

Архитекторы используют раскреповку — чередование выпуклых и вогнутых частей стены.

Для создания еще большей рельефности применяются эркеры, башенки и балконы. В античной ордерной системе создаются нарушения. Различные части ордера накладываются, вытягиваются или сворачиваются.

Внутренний и внешний декор

Интерьеры в стиле барокко предполагают использование росписи, лепнины, большого количества мягкой мебели, которая по стилю должна совпадать с оформлением стен. Ведущим цветом чаще становится красный. Для украшения мебели и стен применяется позолота. Обязательным считается яркое освещение.

Внешний декор отличается чрезмерным использованием элементов, из-за которых может быть не видно стен. Оформления требуют не только интерьер и экстерьер здания, но и пространства вокруг него. При наличии возможности вокруг постройки разбивают сад с газонами, барочными фонтанами и скульптурами.

Архитектурные элементы барокко

Среди традиционных элементов стиля широко использовалась лепнина, принимавшая вид:

  1. Музыкальных инструментов. Архитекторы позднего барокко часто заменяли их оружием.
  2. Цветочных ваз с цветами.
  3. Арабесок.
  4. Маскарон. Эти элементы представляют собой маски в виде морды животного или человеческого лица. Выражение лица или морды может быть комическим, страдальческим, устрашающим и т. д. Маскароны выбирают в соответствии с профилем постройки. Например, на церкви изображают лица ангелов, на здании суда — львиные морды.
  5. Рога изобилия.
  6. Барельефов.
  7. Гирлянд. Данный элемент используется для обрамления окон. Гирлянда может быть изготовлена из фруктов или напоминать присобранную в некоторых местах ткань.

Распространение получили скульптурные композиции. В зависимости от здания скульптуры могут представлять библейских (на культовых постройках) или мифологических (на жилых домах) персонажей.

Статуи нередко выполняют не только декоративную, но и практическую функцию: скульптуры языческих богов могут поддерживать свод крыши.

Практически каждое здание в стиле барокко украшено колоннами. Элементы небольших размеров могут располагаться даже рядом с окнами.

Самые известные итальянские архитекторы эпохи барокко

К наиболее известным архитекторам, творившим в эпоху барокко, относят:

  1. Франческо Борромини (1599-1667). Был потомственным каменотесом. Пройдя обучение в Милане, он участвовал в строительстве собора Святого Петра, а затем палаццо Барберини и капеллы Фальконьере. В своих проектах Борромини не использовал круглых форм, отдавая предпочтение эллипсу, избегал четких линий, применял большое количество причудливых архитектурных деталей. Для Борромини характерна сложная планировка.
  2. Карло Мадерно (1556-1629). Обучался строительному ремеслу у своих дядей — Доменико и Джованни. Трудовую деятельность он начал в качестве каменщика, сооружая фонтаны и водопроводы в Риме. Первой архитекторской работой Мадерно стал фасад церкви Святой Сусанны. Мастер также работал над интерьером церкви Санта-Мария делла Виттория. Вместе с архитектором Джакомо делла Порта Карло Мадерно строил виллу Альдобрандини.
  3. Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Известен и как скульптор, и как талантливый архитектор. Мастер прославился не только в сфере архитектуры такими работами, как палаццо Людовизи и палаццо Киджи. В Риме появились его фонтаны Четырех рек, Тритона, Пчел.
  4. Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573). Получил образование в родной Болонье, затем продолжил обучение в Риме. Архитектор работал во Франции по приглашению короля. Вернувшись на родину, он поступил на службу к папе Юлию III. Среди знаменитых проектов мастера — виллы Фарнезе и Джулия, церкви Сант-Андреа-ин-виа-Фламиниа и Санта-Мария-дельи-Анджели и др.
  5. Джакомо делла Порта (1532-1602). Итальянский скульптор и архитектор основную часть жизни работал в Риме. По его проекту возведено большое количество культовых и светских сооружений — здание университета Сапиенца, палаццо Палуцци. В своих проектах мастер отступал от традиционного барокко, добавляя авторские элементы. Отличительной чертой стиля архитектора считается умеренное использование скульптур при оформлении фасадов зданий.

Яркие архитектурные представители итальянского барокко

Несмотря на то что барокко пользовалось спросом среди дворянства и зажиточных горожан, главным заказчиком мастеров всегда оставалась церковь.

Церковь Иль-Джезу

Церковь построена во второй половине XVI в. по проекту Дж. делла Порта и Дж. Виньола. Первая, отклоненная кардиналом, версия проекта принадлежала Микеланджело. Церковь относилась к иезуитскому ордену. В ней был похоронен Игнатий Лойола — основатель ордена. Иль-Джезу была принята в качестве образца для других иезуитских церквей по всей Европе, а затем и в Новом Свете.

Средневековым художникам удалось написать фигуры таким образом, что возникает впечатление их парения над зрителями. Создается иллюзия, что фигуры отбрасывают тень.

Площадь Святого Петра в Риме

Священная для всех католиков площадь образована двумя полукруглыми колоннадами Тосканского ордена. По замыслу участвовавшего в проектировании площади Бернини колоннады должны были образовать форму ключа от рая, который был передан апостолу Петру.

Середина площади украшена обелиском, который был привезен императором Калигулой из Египта. Легенда гласит, что этот обелиск украшал цирк, где был казнен апостол Петр.

Лестница Скала Реджа (Рим)

Скала Реджа считается главной лестницей Ватикана. Ее второе название — Королевская. Созданная архитектором Бернини Скала Реджа соединяет Ватикан с собором Святого Петра. Ранее на ее месте находилась лестница Антонио да Сангало Младшего. Бернини смог создать более удобный вариант.

Согласно замыслу мастера, над лестничными площадками были установлены фонари. Свет должен был падать таким образом, чтобы фигура спускающегося папы выглядела более величественной.

Ионические колоннады служат дополнением к лестнице.

Читайте также  Архитектура в Флоренции

Палаццо Кариньяно (Турин)

Палаццо построен по проекту священника Гварино Гварини в конце 70-х гг. XVII в. по заказу представителей Савойской династии. Особенностями постройки считаются двойной купол над главным залом и парадная лестница с присущим стилю барочным изгибом.

Дворец знаменит тем, что в 1820 г. здесь родился первый итальянский король Виктор Эммануил II. Сегодня палаццо является памятником Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Собор Санта-Мария делла Салюте (Венеция)

В 1631 г. в Венеции закончилась эпидемия чумы, унесшая более трети населения города на воде. В благодарность Богородице за избавление от болезни было принято решение построить собор по проекту начинающего архитектора Бальтазара Лонгены. Возведение Санта-Мария делла Салюте длилось 50 лет. Собор стал действующим уже после смерти автора проекта.

Интерьер постройки образован центральным октагоном. За его пределами располагаются 6 капелл. Постройка имеет 2 купола — наружный и внутренний, расположенный над алтарем, в котором размещается икона Богоматери-целительницы. Алтарь украшен статуями на тему избавления Венеции от смертельной болезни.

Главный купол украшают парные окна. На фасаде здания размещены скульптуры Богородицы, архангела Михаила и Иоанна Предтечи. Вход в собор выполнен в виде триумфальной арки.

Архитектура в Италии

Архитектура итальянского Возрождения .


Рис.1 Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари .

Историю архитектуры эпохи итальянского Возрождения принято подразделять на три периода: Раннее, Высокое и Позднее Возрождение .
Раннее Возрождение в зодчестве характеризуется прежде всего формами зданий, созданных известным зодчим инженером Филиппо Брунеллеско (первая половина XV в.). Он, в частности, применил в Воспитательном доме во Флоренции вместо стрельчатой арки легкую полуциркульную. Нервюрный свод, характерный для готической архитектуры, начал уступать место новой конструкции — видоизмененному коробовому своду . Однако стрельчатые формы арки еще продолжали применять до середины XVI в.
Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции ( рис. 2 ), остававшийся недостроенным с XIV в.


Рис. 2 Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции .

В созданной зодчим форме купола большого подъема заметен отзвук готической стрельчатой арки . Пролет купола этого собора имеет большие размеры — 42 м. Своды купола, выполненные из кирпича, покоятся на восьмигранном основании из бревен, обшитых железными листами. Благодаря удачному расположению собора на возвышенности и его большой высоте (115 м) его верхняя часть, особенно купол, придает торжественность и неповторимость архитектурной панораме Флоренции .
Значительное место в архитектуре итальянского Возрождения занимала гражданская архитектура. К ней относятся в первую очередь крупные городские дворцы (паллаццо) , предназначавшиеся кроме жилья для торжественных приемов. Средневековые дворцы, постепенно сбрасывая с себя суровую романскую и готическую одежду с помощью мраморной облицовки и скульптуры, приобретали жизнерадостный облик.
Особенностями ренессансных фасадов являются огромные оконные арочные проемы разделенные колонками, рустовка первых этажей камнями, верхних — плитами, карнизы большого выноса и тонко прорисованные детали. В отличие от строгих фасадов архитектура хорошо освещенных интерьеров имеет жизнерадостный характер.
Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись русты . Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. Рельеф рустов понижался с увеличением числа этажей. Позже убранство рустами сохранялось лишь в обработке цоколей и на углах зданий.
В XV в. итальянские зодчие часто применяли коринфский ордер . Нередко были случаи сочетания нескольких ордеров в одном здании: для нижних этажей — дорический ордер, а для верхних этажей — композицию капители, близкую по пропорциям и рисунку к ионическому типу.
Одним из примеров дворцовой архитектуры середины XV в. во Флоренции может служить трехэтажный дворец Медичи-Рикарди ( рис. 3 ), построенный по проекту зодчего Микелоццо ди Бартоломео в период 1444—1452 г. по заказу Козимо Медичи , правителя Флоренции. По схеме фасада палаццо Медичи позже и в других городах были построены сотни дворцов.


Рис. 3 Палаццо Медичи-Риккади во Флоренции. Фрагмент фасада .

По проекту выдающегося зодчего и теоретика архитектуры Леона Альберти во Флоренции в 1446—1452 гг. был построен дворец Ручеллаи , отличающийся относительно сдержанной обработкой фасадов ( рис. 4 ). Альберти впервые в архитектуре Возрождения расчленил фасад с помощью пилястр и тяг на три яруса, а также применил для его облицовки дощатый руст.


Рис. 4 Дворец Ручеллаи во Флоренции. Фрагмент фасада .

Вынос карниза был значительно уменьшен. Архитектура этого дворца послужила прототипом для строительства особняков в XVII—XVIII вв. во многих европейских городах.
Высокое Возрождение , получившее развитие в архитектуре Италии в конце XV — первой половине XVI в., отличается более сдержанной обработкой фасадов, красотой пропорций и применением скульптуры по внешней композиции дворцов.
Одним из виднейших представителей Высокого Возрождения был Донато Браманте , много занимавшийся изучением памятников античного зодчества. Лучшие постройки Браманте — церковь Санта Мария делле Грацие в Милане ( рис. 5 ) и часовня Темпьетто в Риме ( рис. 6 ).


Рис. 5 Церковь Санта-Мария делле Грацие в Милане .


Рис. 6 часовня Темпьетто в Риме .

Сооружения Браманте отличаются гармоничной уравновешенностью, чистотой диний, легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором ( особенно часовня Темпьетто ) в виде колонн, развитых карнизов и пышных капителей. В построенных в 1503 г. Браманте дворцах в Ватикане ощущается повышенная декоративность.
Вследствие экономического упадка городов Северной Италии в связи с перемещением мировых торговых путей в Атлантику и усилением влияния католической церкви, обладавшей значительными богатствами, центром строительной деятельности в XVI в. стал Рим.
К выдающимся сооружениям Рима относится собор св. Петра ( рис. 7 ), основную конструктивную схему которого заложил Браманте . Собор был начат строительством в XV в. по проекту Расселино на месте древней базилики.


Рис. 7 Собор св.Петра в Риме .

После кончины зодчего эти работы были поручены в 1506 г. Браманте . Кубический объем собора заканчивался полусферой главного купола с окружением его по углам четырьмя малыми куполами. Форма главного купола складывалась под влиянием формы купола Пантеона . Браманте говорил: «Моя идея — поставить купол Пантеона на сводах храма мира». Сооружение собора продолжалось до смерти Браманте в 1514 г., после чего оно прекратилось более чем на 100 лет. Рим в этот период переживал период войн.
В проектировании собора в XVI в. принимали участие известные художники и зодчие того времени: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Виньола, Доменико Фонтана . Микеланджело , принявший работы по постройке собора в 1547 г., вернулся к плану Браманте , но внес в него существенные изменения: расширил пространство залов, поставив реже мощные столбы. Грандиозный купол храма возводился после смерти Микеланджело (1564) по его чертежам. После окончания строительства собора это огромное здание высотой подкупольного пространства 123,4 м приобрело цельность и особенно торжественный вид благодаря как бы пружинящей форме крупного купола.
В XVII в. архитектором Бернини на площади, прилегающей к собору Петра, была сооружена торжественная колоннада, подчеркнувшая ведущую градостроительную роль этого собора.
Итальянское Возрождение оказало большое влияние на архитектуру европейских стран в XVI—XVII вв. Особую роль в этом сыграла деятельность выдающегося архитектора, инженера, скульптора и живописца Микеланджело Буонаротти . Здания по его проекту выделяются необычайной эмоциональной насыщенностью вследствие включения в архитектурные композиции скульптуры и живописи. Примером может служить пластичная архитектура библиотеки Лауренциана , особенно лестницы с ее скульптурными формами.
Примененные Микеланджело подчеркнутые и несколько деформированные пластические формы, отличающиеся гармонией пропорций, позже были утрированы его менее одаренными последователями. Усиленное внимание к декоративности и затушевывание рациональной основы зданий, заметные и в более ранних постройках зодчества итальянского Возрождения , привели во второй половине XVI в. к декоративному стилю барокко (дословно — вычурный) .
С середины XVI в. в архитектуре Италии наступает период позднего Возрождения . Под влиянием трудов Виньолы и особенно Палладио в это время начали применять крупные ордера . Так, Палладио одним ордером объединял два верхних этажа, а позже стал украшать многоэтажное палаццо колоссальными ордерами , поднимающимися от основания до карниза.
Для придания дворцам большей выразительности Палладио иногда располагал аттики над развитыми карнизами. Такова декоративная композиция палаццо Префеттицио (в Виченце), построенного в 1571 г. С этой же целью были сделаны тройные арочные проемы большой высоты.
Прототипами форм для дворцов Палладио служили памятники древнеримского зодчества , изучению которых он посвятил свою жизнь. Трактаты по архитектуре , так же как и образцы творчества Палладио , оказали заметное влияние на развитие архитектуры как классицизма, так и барокко .
Характерной для дворцовой архитектуры позднего Возрождения является вилла Ротонда близ Виченцы , построенная Палладио во второй половине XVI в. ( рис. 8 .).


Рис. 8 Вилла Ротонда около Виченцы. Общий вид .

Почти кубический объем здания, окруженного со всех сторон шестиколонными портиками ионического ордера , хорошо гармонирует с природой. Однако завершение перегружено скульптурой, в вилле недостаточно подсобных помещений.
В целом архитектура итальянского Возрождения во многом обязана своим развитием не только античной тектонической основе, но и переосмыслению готических конструктивных приемов. Без учета этого опыта достижения зодчих Италии в XV—XVI вв. были бы невозможны.