Архитектура в Индии

Удивительная архитектура Индии

В каждой стране есть дворцы, ратуши, соборы, поражающие воображение красотой и изяществом форм. Они построены в разных архитектурных стилях. По стилю можно определить век строительства, уровень цивилизации, обычаи народа, населяющего эту страну, его культуру, национальные традиции. Богатая архитектура Индии отражает все многообразие исторических и культурных традиций многотысячной истории древнего государства.

Развитие архитектуры в Индии

Индийская цивилизация зародилась в древние времена. На протяжении нескольких тысячелетий культура Индии переживала различные периоды. С древних времен народы этой уникальной страны выражали в искусстве свои представления о Вселенной. В индийском искусстве архитектура всегда соседствует со скульптурой. Стены храмов покрыты искусно выполненными каменными скульптурами и барельефами. В каждом архитектурном произведении первое место занимает религиозная символика.
В зависимости от религии, господствующей в стране, архитектура древней Индии, переживала три периода:
• древнебрахманский, продолжавшийся примерно до 250 года до н. э., и почти не оставивший архитектурных памятников;
• буддийский, длившийся следующие 1 тыс. лет и закончившийся примерно в 750 году н. э.;
• новобрахманский, продолжавшийся до завоевания Индии мусульманами (начало XIII века).
В древности большинство зданий строилось из дерева, поэтому до наших времен они не сохранились. В начале нашей эры в строительстве стал применяться камень, что оказало влияние на индийскую религиозную архитектуру. Начали появляться пещерные комплексы, храмы, а также ступы – сооружения из камня, в которых хранились священные реликвии.

Древние буддийские храмы

Наиболее впечатляющие пещерные комплексы, сохранившиеся до наших времен, – храмы Аджанты и Карли. Вокруг буддийских храмов часто размещались кельи монахов. В Индии насчитывается не менее тысячи храмовых пещер.


Чайтья в Карли – индийские культовые сооружение, высеченные в скалах. Первые чайтьи появились в III веке до н. э. во время царствования Ашоки Маурьи. Они представляли собой храм для молитв, вырубленный в скальном массиве в виде продолговатого зала. Внутри этого зала располагалось два ряда каменных колонн, в самом конце помещалась ступа или статуя Будды. Позднее, начиная с V века н. э., чайтьи начали строить в виде отдельных зданий, но до нашего времени сохранились только некоторые пещерные сооружения.

Комплекс древних индийских скальных пещер Чайтья в Карли возводился в период от II в. до н. э. до V в. н. э. Karla построена на скалистом склоне холма. В скале вырублено большое подковообразное окно для освещения интерьера пещеры. Внутреннее убранство Чайтьи в Карли немного напоминает базилику. Основная пещера представляет собой огромный зал 45 м в длину и 14 м в высоту, с колоннами, украшенными резными скульптурами женщин, мужчин, львов, слонов, и ступой в дальнем конце зала. В молельном зале сводчатый потолок, вход выполнен в виде арки.
К V в. н. э. относится храм со ступой в Санчи. Индуистская ступа – сооружение, очень интересное в архитектурном плане. С тех времен, когда индусы стали поклоняться Будде, возникла потребность в хранилищах для реликвий. Сначала строились простые холмообразные надгробья, вокруг которых сооружались ограждения. В ограждении с четырех сторон устраивались ворота, ориентированные на стороны света. Мемориальные ступы возводились в честь почитаемых буддистских святых.


Постепенно ступа приобрела вид монументального кирпичного или каменного памятника. Она выполнялась в форме полусферы, как символа перевернутой вверх дном миски Будды, служащей святому для сбора милостыни. Сверху ступу венчал маленький павильон. Драгоценные реликвии помещались в специальную полость, доступ к которой был только сверху. Постепенно простая конструкция усложняется, появляются скульптурные и архитектурные украшения.

Ступа в Санчи – одно из самых древних подобных сооружений. Она относится к III веку до н. э. Ее высота 23,6 м, диаметр у основания 36,6 м. Культовый памятник архитектуры выполнен из кирпича, сверху облицован красным песчаником. Он размещается на площадке, к которой ведут ступени. Вызывает интерес также каменная ограда и резные ворота. Надземная часть ступы в Санчи построена в VII веке, а основание, на котором она стоит, древнее ее на тысячу лет.

Новобрахманский период

Примерно в конце VI века брахманские идеи вновь начинают приобретать влияние, смешиваясь с буддийскими верованиями. В этот период небольшие пещерные храмы постепенно превращаются в огромные надземные башнеобразные сооружения. Получил распространение новый тип храмов – пагода, которая может иметь вид двухэтажного или многоэтажного дома. Индийским храмам архитекторы придавали религиозно-символический смысл.


Зодчие в своей работе опирались на мистические теории, придуманными жрецами. Так, прообразом культового здания было мифическое сооружение на горе Кайлас в потустороннем мире. Считалось, что архитектурную форму высшее божество открывает лишь избранным смертным – архитекторам, жрецам. Индусы верили, что архитектор во сне посещает небо, вдохновляется прекрасными храмами, которые служат ему прообразами, а божественные силы используют его как орудие для осуществления своих замыслов.
К переходным формам – от пещерной к башенной архитектуре, относят Кайлас в Эллуре. Вытесанное в массиве скалы культовое сооружение имеет не только внутреннее пространство, но и наружный объем. Композиционно храм в Эллуре представляет собой уменьшающиеся по направлению вверх расположенные горизонтально платформы со множеством отдельных элементов и скульптурных изображений.
Архитекторы новобрахманского периода для возведения башнеобразных храмов редко использовали кирпич, предпочитая камень. Основным сооружением храма этого периода является высокая башня и несколько вплотную примыкающих к ней более низких. Внутренне пространство храма небольшое, пещерного вида, унаследованного от буддийской чайтьи, зато наружное поражает колоссальными размерами.
Снаружи храм похож на большой, искусственно вылепленный холм, в котором почти отсутствуют окна. В то же время на фоне расплывающейся массы тяжелого храма вверх тянутся башни, в архитектурных формах выражающие силу роста.
В башнях, состоящих из закругленных лепных массивов, почти нет четких прямых линий. Создается впечатление, что сама башня и каждая ее составляющая круглятся изнутри, развиваясь наружу, и здание в целом ассоциируется с растением, имеющим внутреннюю точку роста. Башни вырастают, как диковинные цветы.

Наружная масса сооружения образует архитектурную композицию, в которой представлены две группы. К первой группе относятся элементы, только дополняющие композицию, и непонятные при отделении от нее. Другого рода элементы не только дополняют, но и сами по себе представляют композиционное единство.
Архитектура новобрахманского периода характеризуется многочисленным повторением форм и частей, но в разных масштабах, к примеру, башен и башенок или горизонтальных складок. Благодаря такому повторению архитектурных форм, больших и малых, создается визуальный эффект единства материи.
Храмы Индии новобрахманского периода находятся в таких населенных пунктах:
• Кайлас (Эллур);
• Сирпур;
• Ганеша Рата (Мамаллапурам);
• Айхол;
• Потгацакал;
• Канчипурам;
• Сиддешвара (Баникур);
• Бхубанешвар;
• Кхаджурахо;
• Райарани (Бхубанешвар);
• Бодхгая;
• Конарак;
• Танджор;
• Халебид;
• Мадур;
• Гуджарат.
Один из великолепных образцов новобрахманской архитектуры – храм в Кхаджурахо, представляющий собой единую композицию из нескольких башен, возвышающуюся на каменном постаменте геометрической формы. Второстепенные башни постепенно увеличиваются по высоте в направлении к основной башне. Эта центральная башня, похожая на растение, состоит из трех главных элементов, объединенных общей формой. Создается впечатление, что из лепестков складывается цветок.

Мусульманская архитектура

В период распространения исламской религии в Индии в разных концах страны, особенно в северной части, стали строиться архитектурные сооружения мусульманского направления, с присутствием порталов, куполов, высоких минаретов. Расцвет в Индии мусульманской архитектуры приходится на XVI–XVII вв.– время создания на территории страны государства Великих Моголов. В этот период стали массово возводятся крепости, мавзолеи, мечети и дворцы.


Особенный след в истории оставило правление Акбара. Тогда было построено множество архитектурных ансамблей, среди которых такие как дворец Акбара, крепость в Агре, Лал-Кила в Дели. В тот период в Индии здания строились из камня-песчаника красного оттенка, реже темно-желтого. Вместо скульптуры, запрещенной в исламе, в декоре использовался орнамент, резьба по камню.
В XVII веке, когда Индией правил Шах-Джахан, в архитектурных сооружениях стали применять мрамор и инкрустирование дорогими породами камня. Знаменитый сказочной красоты дворец, Тадж-Махал, был построен этим правителем как мавзолей для жены.


Архитектура древней Индии, особенно новобрахманского периода, получила широкое распространение в соседних странах – Камбодже, Сиаме, на островах Ява и Цейлон. Однако культовые сооружения в этих странах очень отличаются от индийских. В них прослеживается влияние индийской архитектуры, но в гораздо менее выраженной форме. Они не показывают этапы развития, как в индийском зодчестве, а являются только вариациями на определенного тему.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура Индии

Развитие искусства Индии происходит в полном соответствии с законами, описанными в древних ведических рукописях. В середине II тысячелетия до нашей эры в индийские земли проникают племена ариев, которые приносят собственные культурные традиции. Таким образом, арийская культура оказывает влияние на развитие индийского искусства, письменности и архитектуры .

Особенную популярность в Индии приобретает искусство скульптуры. Гигантские скульптурные композиции украшают стены храмов . В каждом архитектурном творении тех времен проявляется религиозная символика, которая преподносится в виде рельефных изображений и скульптур. В индийском искусстве рельеф играет главную роль.

Читайте также  Архитектура в Арзамасе

С течением времени появляются постройки, характеризующиеся сложной планировкой. Огромные скульптуры, мастерски вытесанные из природного камня, отражают жизнь во всех ее проявлениях.

Появление первых памятников индийской архитектуры датируется II тысячелетием, но ученые предполагают, что самые давние сооружения были построены еще раньше. Еще в доисторические времена здесь появляются правильно спланированные города, состоящие из домов, построенных из обожженного кирпича . Улицы городов были широкими, вымощенными камнем. Уникальной находкой исследователей можно считать открытие древнейшей канализации, устроенной в индийских городах.

Об этом свидетельствуют раскопки, в результате которых в городах Харрапа и Мохенджо — Дар была обнаружена регулярная планировка построек и тщательно продуманная система удаления отходов. Эти города очень похожи между собой, хотя расстояние между ними составляет около 600 км. Оба они были основаны в первой половине III тысячелетия до нашей эры.

В этот же период начинается сооружение первых буддийских храмов, построенных из прочных и долговечных материалов. До этого подавляющее большинство древних построек было выполнено из древесины .

Также в этот период популярными строительными материалами были глина и природный камень, а также бамбук, из которого строили типичные для архитектуры Индии постройки круглого плана. В дальнейшем эта форма экстерьера зданий стала традиционной.

В последние несколько веков перед началом новой эры на индийскую культуру огромное влияние оказывает уже достаточно развитое искусство Ирана.

Структура индийского храма

Традиционный индийский храм состоит из обширных, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, которые были окружены массивными воротами — торана, выходящие на все четыре стороны света. По центру было расположено главное святилище храма, увенчанное крышей пирамидальной формы, а рядом со стенами, окружающими весь комплекс аккуратно размещались постройки, имеющие второстепенное значение.

Подобная композиция построек в комплексе храма вполне соответствовало представлениям индусов о мировом устройстве. По их верованиям земля была окружена океаном — и всю территорию храма окружала целая система бассейнов.

Стены, ограждающие и защищающие территорию храма, символизировали горы, а само святилище являлось вершиной всего мира, имеющей прямую связь с космосом.

По своим размерам, значению для людей и разнообразию хозяйственной жизни, храмовый комплекс походил на город. Здесь постоянно жили священники и монахи, а также служащие при храме, музыканты, танцовщицы.

В храм часто приходили торговцы, и не стеснялись предлагать свой товар. Огромное количество странствующих паломников и верующих каждый день посещало храмовый комплекс. Ученые выяснили что при наиболее крупных храмах работало около 20 тысяч людей различных профессий.

Руины буддийского монастыря в Пахарпуре

Чайтья и вихара

Кроме храмовых сооружений в эти же времена индийские мастера создают вырубленные в скалах монастыри — вихара и святилища — чайтья. Кстати, последние датируются более ранним периодом.

Чайтья имеют арку на фасаде, а также колонны с округлыми луковичными базами и капителями в форме колокола. Появление первых монументальных памятников буддийской архитектуры — чайтья — датируется III столетием до нашей эры. Это был период правления Ашоки Маурьи.

Чайтьи в Боробудуре

В структуру вихары обычно входит обширный зал квадратной планировки, из которого можно пройти в монашеские кельи. Вход в такой скальный монастырь имел вид портика, украшенного большим количеством колонн.

Вихара

Однако с течением времени оба типа сооружений претерпели значительные видоизменения. Оформление колонн стало более разнообразным, а капители стали украшать скульптурами и целыми рельефными композициями. На фасаде появились высокие фризы, а все стены были декорированы росписями. Таким образом, простые и аскетичные поначалу святилища преобразуются в роскошные сооружения с пышным убранством.

С точки зрения особенностей архитектуры наибольший научный интерес представляют скальные храмы, имеющие несколько нефов. Они были созданы в период со II века до нашей эры по VII столетие нашей эры. То есть, у данной архитектурной традиции был достаточно длительный период существования и развития.

Индийские ступы

Еще одним необычным и уникальным образцом древней архитектуры Индии являются так называемые ступы — отдельно стоящие массивные каменные или кирпичные сооружения. Изначально это были самые простые постройки в форме перевернутой » миски Будды» для сбора подаяний. Они лишены всяческого декора. Каждая ступа имела ограду с воротами по четырем сторонам света.

Ступа в Санчи

Со временем ступы начинают украшать архитектурными элементами и скульптурами. Самым ярким образцом можно считать ступу в Санчи — наиболее древнее сооружение, датируемое III веком до нашей эры. Заслуживает внимание также ступа в Бхархуте.

Большая ступа в Санчи

В дальнейшем на развитие архитектурной традиции Индии огромное влияние оказала архитектура ислама , которая значительно обогатила ее новыми формами мавзолея и дворцовых комплексов.

Мавзолей Тадж — Махал в Агре ( Индия).

Традиционная архитектура Индии

Индия – одна из древнейших очагов цивилизации на планете. Архитектура Древней и средневековой Индии – яркое и глубоко самобытное явление. В архитектурных формах индийских зданий нашли отражение и пышная природа этой страны, и местные представления о космосе, мироощущение индийцев.

Главной сферой в архитектуре Индии было культовое зодчество. Древнейшие сооружения Индии были из дерева и до наших дней не сохранились. Но впоследствии, как это часто бывало, их формы были повторены в камне. Основной акцент, как правило, ставился на наружном облике храма. Но в целом ряде архитектурных памятников можно видеть и прямо противоположную ситуацию, когда сооружение имеет развитый, богато оформленный интерьер, но снаружи его архитектурные формы никак не выявлены. Это касается скальных монастырей и храмов (пещерные храмы Карли и Аджанты).

Индийская архитектура тесно слита с природой, наделена ее органикой. Другая важная особенность – скульптурность архитектурных форм, их повышенная пластичность. Скульптура и архитектура сливаются в индийских зданиях в нерасторжимое целое. Причем доминирует в ансамбле именно скульптура. Щедро покрывая здание сплошным ковром, она скрывает, обволакивает его формы, нивелирует детали конструкции. В оформлении таких храмов нашли отражение представления индуизма – древнейшей и наиболее распространенной религии Индии. На некоторое время индуизм потеснил буддизм, возникший в Индии в ок. VI в. Буддистские храмы, в противовес индуистским, отличали значительная строгость и ясность архитектурных форм, как бы очищенных от всего лишнего и суетного.

Такая архитектура словно воплощала представления о совершенном и светлом мире нирваны. Однако к X в. происходит возврат к старым языческим верованиям и традициям, оказавшимся невероятно живучими. Буддизм, тем не менее, сохранялся, и, соответственно, строились и буддистские сооружения. Впоследствии ряд индийских регионов оказался приобщен к мусульманской культуре. Шедевром архитектуры нового типа стал мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Его архитектура – совсем иного типа, нежели традиционная индийская, а потому и не рассматривается в данной главе.

Одним из ведущих типов буддийских сооружений Индии стали ступы. Ступа представляла собой монолит; небольшой реликварий находился наверху этого сооружения. Ступы строили на платформе и окружали двором. Но также их возводили внутри пещерных храмов чайтий. Прототипом формы ступы стал, как и у древнеегипетских пирамид, погребальный курган. Но если у египтян он символизировал первый холм земли в мировом океане, над которым взошло солнце, то здесь это образ Вселенной и небесного свода. Неслучайно в своей основе ступа имеет форму, близкую к сферической. Террасы, лестницы, ведущие во двор ворота организованы по сторонам света.

Однако башнеобразные формы имели и индуистские храмы. Это и образ священной мифической горы Меру, и образ гармоничного, разумного устройства Веселенной. Архитектурные формы индуистских храмов необычайно пластичны, почти скульптурны. Они плотно покрыты скульптурным и архитектурным декором, с которым составляют нерасторжимое целое (храмы действительно могли представлять собой монолиты, но могли и строиться из отдельных камней). Индийские храмы воздействуют на зрителя как своим расточительно щедрым декором, так и пластически цельным силуэтом. Как и герои индийской скульптуры, храм имеет сильное, пластичное тело. Но, как этого требуют общие законы архитектуры, храмовые формы подчинены логическому, упорядочивающему началу, согласно которому организуется и сам скульптурный декор. С появлением исламского влияния с запада, индийская архитектура адаптировалась под новые религиозные традиции. Фатехпур-Сикри, Тадж-Махал, Гол-Гумбаз, Красный Форт – типичные архитектурные сооружения этой эпохи. В период британского колониального господства в Индии появились такие архитектурные стили, как индо-сарацинский и и неоготический. Мемориал Виктории и Вокзал Чхатрапати Шиваджи — наиболее яркие примеры. Современная индийская архитектура более космополитична.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, — это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 г., закончилось в 1653 г.), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 г. основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет. Тадж-Махал – это великолепный пример стиля Моголов, который сочетает в себе персидские, исламские и индийские архитектурные элементы.

Архитектура Индии. Храмы Индии: (499)136-89-85

Ремонт

Дизайн интерьера

Услуги

О нас

Контакты

Читайте также  Архитектура в острове Крит

Вопросы

Отзывы о ремонте квартир

Архитектура Индии

Архитектура Индии — древшейная архитектура в истории цивилизации человечества. Климатические, рассовые и культурные различия между северными равнинами и южными гималайскими предгорьями обусловили формирование в Индии трех храмовых стилей зодчества: Нагара (Nagara) — северный, что дословно переводится как «городской» или «город», дравидский или южный стиль Дравида, и Весара (Vesara) — гибридный.

Деревянные конструкции Индии

Система деревянных конструкций в Индии была настолько распостранена, что в даже когда строили из камня использовали приемы деревянных конструкций. Одним из самых любопытных образцов архитектурных памятников из камня, выполненных в приемах деревянной конструкции является ограда ступы в Санчи, которая датируется II в до н.э. и считается одним из древнейших памятников Индии. К традиционным формам деревянных конструкций Индии можно отнести дугообразные фермы: либо подражание дощатым кружальным ребрам, либо фермы, составленные из нескольких одинаковых закрепленных дуг.

В пещерах Карли и Аджанты скульптуры высечены в самой толще скалы; что касается деревенных скульптур, они крепились к своду, который поддерживают. Искусстное построение ферм показывает, что они действительно фермы по своему функциональному назначению.

Камень и глина в индийских постройках

III в до н.э. во времена посещения Индии Мегасфеном, кирпичные дома строились только там, где исключалась возможность наводнений, «так как кирпич не мог сопротивляться сырости». Такой кирпич, размокал в воде, это был кирпич-сырец. Из кирпича была построена ступа в Санчи.

Архитектурные памятники, целиком высеченые в массиве скалы: Бадамианские пещеры (III — V вв. н. э), пещеры Элоры. Памятники Гандхари в северо-западной Индии и часть территории современного Афганистана подверглись влиянию культуры Ирана, прошедшего эллинистическую струю.

Формы и пропорции в архитектуре Древней Индии

Во многих элементах архитектуры Индии чувствуются отголоски персидской и греческой архитектуры. Они проникли в Индию уже ко II в. до н. э. Позже, они меняются под влиянием местных традиций. Стремление к детализации, фантазийности придают им совершенно свой особый оттенок, со множеством деталей и грандиозностью.

Колонна — это первое, что Индия заимствует в Персии. Тип колонны проник в Индию в эпоху распространения буддизма благодаря завоеваниям Ашоки. Столбы, отмечающие победы и религиозные подвиги Ашоки,— не что иное, как персеполитанские колонны. В их профиле легко узнать персидскую кампанулу, в деталях их украшений — пальметту. Портик в Санчи, без сомнения, является памятником чисто индийского типа. Декорация рельефов ступы на фантастические сюжеты отвлекает внимание от геометрии постройки, а в храмах Шрирангама или Мадуры базами колоннад являются изображения животных, застывших в динамике.

Краски в архитектуре Индии

Как и во всех южных странах, в Индии, одним из важным эелментов в декоре архитектуры является раскраска, которой придается большое значение. Скрывая зерно камня под слоем штукатурки, кстати, сохранившейся в гротах Аджанты, индусы покрывали стены богатейшими росписями, которые удивительным образом сочетались с геометрией архитектурных форм, создавая иллюзию объема и обман зрения.

Симметрия в архитектуре Индии

В Индии законы симметрии проводятся так же строго, как и в Египте. В книге Рам-раз, (которая не уступрает труду Витрувия для римских архитекторов), где описаны законы мадрасской школы индийской архитектуры, рассказывается и о методах применения законов пропорций асской школы. Рам-Раз изложил приемы, применявшиеся в его время (он писал в XVIII в.). Размеры всех зданий расчитываются согласно диаметру колонн и кратны последнему. Закон модульных соотношений применялся в Индии самым строгим образом.

Храмы Индии в буддийский период

Ступа (Санчи) — это строение тумулярного типа, выстроенное для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся ко III в. до н. э.Как праивло, ступа имеет форму полушария, которое покоится на круглом основании, а вокруг идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, что дает возможность процессиям обходить священный холм.
Планы пещер древней Индии имеют форму базилики. Фасады пещер, высеченные, как и весь храм, в массиве скалы, украшался колоннами.

Храм Кхаджурахо

Знаменитый комплекс храмов серевной части Индии. Сохранилось около 20 храмов датируемых IX веком. Наиболее известен храм Кандарья-Махадева, своими изящными скульптурами композициями — иллюстрациями кама-сутры.

Храмы Эллоры

Храмы Эллоры — удивительное архитекурное сооружение, как и пещеры Аджанты, но скульптуры здесь более утонченной красивой формы, они, к тому же, лучше сохранились. Храмы сооружались в базальтовых холмах в течение 500 лет с VI по X века нашей эры.

Буддийские монастыри Индии

Вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи. Часто монастырь располагается независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи — пещеры, а фасад — портик, колонны которого вырублены также из камня.

Дворец Татж-Махал

Воспетый поэтами дворец Татж-Махал стал символом любви Шаха Джахана к жене Мумтаз (что в переводе означает «украшение дворца»). Молодая жена приходилась дочкой первому визирю. Шах Джанан влюбился в девушку без памяти, и несмотря на большой гарем, как утверждает проживший при дворце французский врач и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии 12 лет не обращал ни на кого из женщин внимание, пока была жива Мумтаз. За 17 лет брака у них родилось 13 детей, но последних родов 36-летняя Мумтаз не перенесла и погибла. Это стало огромным горем для Джахана. Шах был на грани самоубийства.
Через полгода Шах перевез тело Мумтаз в Агру, где и началось строительство удивительного по красоте, мавзолея.

Здание строилось 22 года. В строительстве Тадж-Махала участвовало более двадцати тысяч человек под руководством главного архитектора Иса Кхана. Мрамор возили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. В проектировании участвовали также и зарубежные мастера из Италии и Франции.

Шах Джахан хотел построить такой же, но черный мавзлей для себя, напротив мавзолея жены, но этим планам уже не суждено было сбыться.

Сейчас, знаменитый мавзолей Тадж Махал — одно из самых посещаемых туристами и самих индусов. Огромные двери, которые символизировали вход в рай, были целиком из серебра, тончайшие узоры из тысяч серебряных гвоздиков украшал их. Но сейчас двери медные, серебрянные двери не сохранились, вероятно они были украдены. Драгоценные камни на фасаде и изнутри мавзолея не сохранились. Нет и золотого парапета, и жемчужного покрывала на месте сожжения тел. Но на надгробиях всегда живые цветы! Памяти и символу любви и верности!

Достопримечательности Индии

Топ достопримечательностей (145)

Одно из чудеснейших творений человеческих рук, место, которое привлекает ежегодно миллионы людей со всего мира — величественный и прекрасный Тадж Махал — по праву является настоящим символом Индии. История строительства Тадж Махал – это изумительное белоснежное сооружение, которое было построено в качестве усыпальницы для третьей и любимой жены великого могольского Императора Шах Джахана Мумтаз Махал, на берегу реки Джамна в Агре.

Всемирно известный Храм Лотоса, расположенный в индийской столице Дели, является одним из самых грандиозных и величественных зданий, созданных в прошлом веке. Храм Лотоса, или как официально он называется Дом Поклонения Бахаи, является одним из многих храмов религиозного течения Бахаи, которое зародилось совсем недавно – всего лишь в середине XIX века.

Водопад Дудхсагар находится на территории заповедника Бхагван Махавир, который расположен в штате Гоа, примерно в 60-ти километрах от административного центра Северного Гоа – города Панаджи. Дудхсагар входит в сотню самых высоких водопадов мира, и является одной из самых значительных достопримечательностей Гоа.

Небольшое селение под названием Хампи расположено на границе южных индийских штатов Карнатака и Гоа, среди руин некогда пышного города Виджаянага, бывшей столицы древней могущественной империи Виджаянагара.

Прекрасный индуистский храмовый комплекс в городе Кхаджурахо, который располагается в индийском штате Мадхья Прадеш, знаменит на весь мир. Храм Кандарья-Махадева относится к Западной Группе храмов и является одним из наиболее больших и богато украшенных зданий в ней.

Одной из самых известных религиозных построек Старого Гоа по праву считается Собор святой Екатерины, или как его еще называют Се Кафедрал. Он является одной из самых больших церквей не только Индии, но и всей Азии, и носит имя Катерины Александрийской.

Один из самых известных слоновьих и тигровых заказников Южной Индии – Национальный парк Перияр, расположенный в штате Керала, получил свой высокий статус в 1982 году. Он находится среди Кардамомских гор, в самом центре охранной зоны и занимает площадь около 350кв км.

Базилика Иисуса находится недалеко от города Панаджи, столицы штата Гоа. Церковь представляет собой один из лучших образцов архитектуры в стиле барокко времен иезуитов в Индии. В ней хранятся мощи святого Франциска Ксавьера, который считался своего рода покровителем Гоа.

Самый большой заповедник индийского штата Гоа, который занимает территорию в 240 кв км, находится на границе со штатом Карнатака, на склонах Западных Гат. Статус заповедной зоны Бхагван Махавир получил еще в 1969 году, а центральная часть его территории, которая занимает примерно 107 км, в 1978 году стала называться Национальным Парком Моллем.

Читайте также  Архитектура в Татарстане

Индия является страной, куда люди едут, чтобы обрести душевное спокойствие и равновесие, и ничто так не способствует этому как тесное общение с природой. Завораживающие пейзажи, богатая флора и фауна Национального Парка Анши, расположенного в Северных Гатах на границе штатов Гоа и Карнатака, помогут получить истинное наслаждение от общения с этой страной.

Самым маленьким заповедником штата Гоа является заповедник Бондла, который размещается на холмистой местности примерно в 55 км от столицы штата, города Панаджи. Заповедник, хоть и расположен в джунглях, более напоминает большой сад, в котором проживает множество разных животных.

Прямо в сердце Нью-Дели, столице Индии, располагается национальный архитектурный памятник под названием Ворота Индии. При одном взгляде на него вспоминается парижская Триумфальная Арка, и это не удивительно, так как именно она была взята за образец при строительстве Ворот Индии.

Уникальное место под названием Остров Элефанта, известный также как остров Гхарапури, расположен на востоке от Мумбая, на одном из многочисленных островов городской гавани. Этот таинственный остров является настоящим магнитом для туристов со всего мира.

В основном Гоа привлекает туристов морем и своими прекрасными пляжами, но этот штат знаменит еще и огромным количеством культурных, исторических и религиозных памятников. Так, например, на его территории, в северной части, неподалеку от города Биколем расположено уникальное место – Пещеры Арвалем.

Одно из многочисленных военных укреплений Индии под названием Форт Тираколь, или как еще его называют Терекхоль, располагается в южном штате Гоа, в северной его части у истока реки Терекхоль. Форт был построен в XVII веке Махараджей Кхем Савант Бхонслой — Раджой Савантвади.

Бывшая португальская колония, а ныне штат Гоа, располагающийся на юго-западе Индии, поистине является жемчужиной страны. Его природные богатства и вечное лето привлекают внимание миллионов туристов.

Построенный в честь одного из главных индуистских Богов Вишну, храм Падманабхасвами расположен в столице южного штата Керала, городе Тривандрум, или как его чаще называют Тируванантапурам. Гопурам, главная башня храма, была построена в 1566 году.

Прекрасный, как будто игрушечный, храм Лакшми-Нарайан расположен в столице Индии, городе Дели. Храм посвящен индуистской Богине здоровья Лакшми, а также ее супругу Нарайану. Идея создания храма принадлежала известным индийским предпринимателям и филантропам, отцу и сыну, Бальдео Бирла и Джугару Кишор Бирла, поэтому эта постройка еще известна как Бирла Мандир, или Храм Бирла.

Дворец Падманабхапурам располагается на территории одноименного укрепленного форта, и представляет собой целый комплекс разнообразных построек. Гранитная крепость, протяженность которой в общей сложности составляет около 4-х километров, находится в южном индийском штате Тамилнад, на границе со штатом Керала, и лежит у подножия Вели Хиллс, которые являются частью Западных Гат.

Церковь Св. Франциска Ассизского, расположенная в Старой части самого знаменитого курортного штата Индии Гоа, в десяти километрах от его столицы – города Панаджи, представляет собой красивое здание, которое в своей архитектуре гармонично сочетает традиционные как индуистские, так и христианские элементы.

Архитектура Индии

Развитие архитектуры в Индии

Зарождение индийской цивилизации приходится на древние времена. За несколько тысячелетий культура самобытной Индии пережила разные периоды. Народ этой страны выражал в искусстве собственные представления о Вселенной. Архитектура в индийской культуре всегда находилась в тесном соседстве со скульптурой . Стены индийских храмов покрывались искусными каменными скульптурами, барельефами. В любом архитектурном произведении на первое место выдвигалась религиозная символика.

Архитектура древней Индии, пережила три основных периода, зависящих от религии, которая господствовала в стране:

  • древнебрахманский, который продолжался до 250 года до нашей эры и практически не оставил архитектурных памятников и сооружений;
  • буддийский, который продлился следующие тысячу лет, и закончился в 750 году нашей эры;
  • новобрахманский, который продолжался до завоевания Индии мусульманами – это начало восемнадцатого века.

В древней Индии большая часть зданий строилась из дерева, именно по этой причине они не сохранились до наших времен. Только в начале нашей эры индийцы в строительстве начали применять камень. Это оказало значительное влияние на религиозную индийскую архитектуру. Начали появляться храмы, пещерные комплексы, ступы – сооружения из камня для хранения священных реликвий.

Готовые работы на аналогичную тему

Древние буддийские храмы

Храмы Карли и Аджанты — это самые впечатляющие пещерные комплексы, которые сохранились до наших времен. Часто вокруг буддийских храмов размещались кельи монахов. Насчитывается около тысячи храмовых пещер в Индии.

Знамениты индийские культовые сооружения, которые высеченные в скалах, например, Чайтья в Карли. Первые чайтьи появились еще в третьем веке до нашей эры во времена царствования Ашоки Маурьи. Это были храмы для молитв, вырубленные в виде длинного зала в скальном массиве. В зале располагались каменные колонны в два ряда, а в самом конце размещалась статуя Будды или ступа. Начиная с пятого века нашей эры, начали строить чайтьи отдельными зданиями. До нашего времени сохранилось только несколько пещерных сооружений. Чайтья в Карли возведена на скалистом склоне холма. В скале вырублено огромное подковообразное окно с целью освещения интерьера внутри пещеры. Внутри убранство Чайтьи в Карли слегка напоминает базилику. Главная пещера — это огромный зал сорока пяти метров в длину и четырнадцать метров в высоту, с колоннами, которые украшены скульптурами мужчин, женщин, львов, слонов, а также классической ступой в конце зала. В молельном же зале можно увидеть сводчатый потолок, а вход арочный.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В пятом веке нашей эры построен также храм в Санчи со ступой. Индуистская ступа – это сооружение интересное с точки зрения архитектуры. С тех пор как индусы начали поклоняться Будде, возникла и потребность в хранилищах реликвий. Изначально строили очень простые холмообразные надгробья с ограждениями. В ограждении делали ворота с четырех сторон, ориентированные на четыре стороны света. Мемориальные ступы возводили в честь буддистских глубоко почитаемых святых. Со временем ступа стала монументальным кирпичным или каменным памятником. Она строилась в форме полусферы — символа миски Будды перевернутой вверх дном, которая святому служила для сбора милостыни. Ступу венчал небольшой павильон. Драгоценности помещали в специальную полость, а доступ к ней открывался только сверху. Постепенно усложняется изначально простая конструкция, появляются архитектурные и скульптурные украшения.

Рисунок 1. Ступа в Санчи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ступа в Санчи является одним из древнейших подобных сооружений. Ее высота около 24 метров, а диаметр у основания около 37 метров.

Новобрахманский период

В конце шестого века происходит активное смешение брахманских идей с буддийскими верованиями. В данный период пещерные храмы превращаются в надземные огромные башнеобразные сооружения. Распространяется новый тип храмов – пагода, имеющая вид двухэтажного дома или выше.

Архитекторы опирались на мистические теории, которые придумывали жрецы. Индусы искренне верили, что архитектор посещает небо во сне и вдохновляется прекрасными храмами, орудие для осуществления божественных замыслов.

Переход от пещерной архитектуры к башенной ярко представлен Кайласом в Эллуре. Это вытесанное в скале культовое сооружение имеет как внутреннее пространство, так и наружный объем.

Архитекторы в новобрахманский период предпочитали камень для возведения башнеобразных храмов и очень редко использовали кирпич. Главным сооружением храма данного периода служит одна высокая башня и несколько примыкающих к ней башен низких. При этом внутренне пространство храма достаточно небольшое, практически пещерного вида, а наружное поражает огромными размерами.

Мусульманская архитектура

Во времена распространения в Индии исламской религии в стране строятся архитектурные сооружения мусульманского типа, с порталами, куполами, высокими минаретами. Расцвет мусульманской архитектуры в Индии приходится на 16–17 века. Это время создания на территории Индии государства Великих Моголов. Крепости, мечети, мавзолеи, дворцы возводятся в стране в массовом порядке.

Архитектурный след в истории страны оставило правление Акбара. В период его правления было возведено много архитектурных ансамблей, в частности:

  • дворец Акбара;
  • крепость в Агре;
  • Лал-Кила в Дели.

В Индии в тот период здания строились из красного или темно-желтого камня-песчаника. А вместо скульптуры, которая запрещена в исламе, в декоре активно использовался орнамент и резьба по камню.

В 17 веке, во времена правления Шах-Джахана, в архитектурных сооружениях начали активно использовать мрамор, инкрустирование дорогими камнями. Знаменитый сказочный дворец, Тадж-Махал, был построен как мавзолей для жены этим правителем.

Рисунок 2. Тадж-Махал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектура древней Индии, преимущественно новобрахманского периода, получила широчайшее распространение в Камбодже, на островах Ява и Цейлон, Сиаме. Но при этом культовые сооружения этих стран значительно отличаются от индийских построек. В них можно проследить влияние индийской архитектуры, но не в такой уж выраженной форме. Это преимущественно вариации на индийскую тему.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь