Архитектура в Гродно

Интернет-приемная облисполкома

Комитет по архитектуре и строительству

Председатель комитета — Петух Михаил Анатольевич
Приемная — 8 (0152) 73 — 55 — 62
Местонахождение комитета: 230023, город Гродно, улица Ожешко, 3.
Вышестоящая организация – Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь

Телефон «горячей линии»: 8(0152) 735562

Комитет по архитектуре и строительству Гродненского областного исполнительного комитета (далее — комитет) является структурным подразделением Гродненского областного исполнительного комитета (далее — облисполком), обеспечивающим реализацию политики в сфере градостроительства, архитектуры и строительства, и выполняет функции органа государственного управления градостроительной, архитектурной и строительной деятельностью на территории Гродненской области (далее – область).
В своей деятельности комитет подчиняется облисполкому, Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением о комитете по архитектуре и строительству Гродненского областного исполнительного комитета.
Основными задачами комитета являются:
-проведение единой государственной политики в сфере градостроительной, архитектурной и строительной деятельности, в жилищном строительстве, промышленности строительных материалов и инвестиционной деятельности в строительстве, направленной на решение текущих и перспективных задач комплексного социально-экономического развития территории области;
-проведение и реализация государственной экономической и социальной политики, направленной на создание условий для эффективной работы строительных, проектных, изыскательских и иных организаций, осуществляющих градостроительную, архитектурную и строительную деятельность на территории области (далее – организации);
-анализ состояния строительного комплекса, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности, их сбалансированности с возможностями ресурсного обеспечения, мощностями подрядных организаций;
-разработка и осуществление совместно с отделами, управлениями, комитетами облисполкома, Гродненским городским и районными исполнительными комитетами (далее – горрайисполкомы), организациями организационно-практических мер по развитию организаций области и фактический контроль за ходом реализации этих мер;
-обеспечение устойчивого развития населенных пунктов, принятие обоснованных градостроительных и архитектурных решений при размещении, проектировании и строительстве объектов на территории области с целью организации полноценной среды обитания, отвечающей современным функциональным, экологическим, санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям;
-формирование регионального Государственного градостроительного кадастра области;
-рациональное размещение строительных объектов на основе утвержденной градостроительной планировочной документации;
-формирование комплексной, выразительной ансамблевой застройки административно-территориальных и территориальных единиц области на основе реализации прогрессивных архитектурно-градостроительных проектных решений, творческого использования историко-культурного наследия и традиций;
-планировочная координация развития магистральных инженерных сетей, транспортной, сервисной и приграничной инфраструктуры области;
— контроль в установленном порядке над соблюдением нормативных правовых актов, утвержденной градостроительной планировочной документации и строительных проектов при территориальном развитии населенных пунктов области, размещении, проектировании и строительстве объектов;
— внедрение прогрессивных планировочных и архитектурно-строительных решений при проектировании объектов, застройке и благоустройстве административно-территориальных и территориальных единиц области;
— формирование и ведение фондов градостроительных проектов, фондов материалов инженерных изысканий для строительства;
-содействие охране, реставрации и рациональному использованию исторической застройки, памятников архитектуры;
-сохранение ценных ландшафтов при урбанизации территорий, содействие охране и рациональному использованию природоохранных объектов;
-координация и контроль за деятельностью юридических лиц по выполнению заданий государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
-участие в разработке предложений по проектированию и строительству на территории области объектов, предусмотренных государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также контроль за ходом их строительства.

Достопримечательности Беларуси

Топ достопримечательностей (379)

Обелиск Штык – главный монумент Мемориального комплекса Брестская Крепость. Обелиск был спроектирован Белорусским отделением ЦНИИ «Проектстальконструкция» и установлен 5 июля 1971 года. Обелиск — сложное инженерное сооружение высотой 104,5 метра и весом 620 тонн.

Дворец Пусловских в Коссово называют Рыцарской Грезой. Он построен в начале XIX века в ностальгическом стиле старинных готических замков. Над его проектом работал архитектор Франтишек Яшчольд из Варшавы, а для оформления интерьеров был приглашен итальянский художник Маркони.

Вилейское водохранилище – самый большой искусственный водоем в Беларуси. Его площадь 64,6 квадратных метров. Решение о строительстве Вилейского водохранилища было принято для улучшения водоснабжения столицы Беларуси Минска.

Усадебно-парковый комплекс в деревне Борисовщина был построен в конце XIX века для владельца усадьбы Феликса Ястржембского – представителя старинного польского рода. Парк вместе с садом, расположенный на двух террасах, занимают 18 гектар.

Памятник «Девушка с зонтиком» на Михайловском сквере в Минске был установлен в 2000 году. Это памятник молодым девушкам и ребятам – жертвам ужасной трагедии на станции метро «Немига».

Ружанский дворец – руины некогда величественной резиденции могущественного рода Сапег. Первоначальный дворец, построенный Львом Сапегой, до наших дней не сохранился. Он был разрушен во время войны со шведами в начале XVIII века.

Музей-усадьба «Пружанский Дворец» – памятник архитектуры XIX века. Здание построено в весьма необычном для белорусских усадеб итальянском стиле – это загородная вилла в стиле раннего ренессанса.

Часовня-усыпальница Ожешко в Закозеле – шедевр неоготической архитектуры, построенный в 1849 году прославленным архитектором Франтишеком Ящольдом, построившим также дворец в Коссово. В начале XIX века в Закозеле начинается грандиозное строительство.

Мемориальный комплекс «Курган Славы» был построен в Мозыре в 1967 году. Открытие мемориала было приурочено к 23-й годовщине освобождения Мозыря от немецко-фашистских захватчиков. Тяжелая судьба выпала на долю белорусского города Мозыря 875 дней продолжалась оккупация города вражескими войсками.

Могилевский «Звездочет» – не только самые большие и самые оригинальные солнечные часы, но и единственный в мире памятник Звездочету. Есть в Могилеве замечательное место – площадь Звезд. Здесь зажигаются самые родные и самые яркие звездочки города.

Город Высокое Каменецкого района Брестской области – красивый древний город, некогда знавший времена величия и славы. Впервые упоминается город как Высокий Град в XIV веке, однако позже его переименовали в Высоко-Брестск.

Мозырский замок был реконструирован к 850-летию города на историческом месте — Замковой Горе. Впервые замок в Мозыре был построен на месте деревянного детинца в XV веке. В это время великий князь Жигимонт I продал Мозырь Альбрехту Гаштольду «за 1500 копъ грошей.

Дворец архиерея Георгия Конисского был построен в 1762-1785 годах вильнюсским архитектором Яном Глаубицом. Георгий Конисский – видный православный церковный деятель, еще до раздела Речи Посполитой выступавший в защиту притесняемого православного населения.

Мемориальный комплекс «Буйничское поле» был открыт 9 мая 1995 года в честь 40-летия победы над фашистской Германией. Мемориальный комплекс расположен в месте ожесточенных боев за оборону Могилева в 1941 году.

Могилёвский областной художественный музей имени Масленникова открыт 19 ноября 1990 года. 22 января 1996 года музею было присвоено имя белорусского художника, живописца, искусствоведа Павла Васильевича Масленникова.

Мемориальный памятник «Жертвам Чернобыля» Был открыт в Мозыре напротив горисполкома в 10-ю годовщину со дня взрыва на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1996 года. В Мозыре сейчас проживает около 2 тысяч ликвидаторов Чернобыльской АЭС.

Костел Пресвятой Троицы в деревне Гервяты – один из самых красивых и высоких костелов на территории Беларуси. Гервятский Троицкий костел был построен на средства князя Ольшевского в 1899-1903 годах.

Могилевский областной драматический театр – одно из красивейших зданий города. Построено в 1886-1888 годах по проекту архитектора П. Камбурова и инженера В. Мильяновского. Здание из красного кирпича, прямоугольное в плане с двумя «башенками» по углам.

Могилевский музей этнографии – филиал Могилевского краеведческого музея, открытый в 1981 году. Филиал создан с целью изучения народного крестьянского белорусского быта, обычаев, традиций, костюмов и обрядов.

Православный Свято-Никольский женский монастырь в Могилеве – памятник архитектуры XVIII века, был построен в стиле барокко. Начало строительства монастыря относится к XVII веку, когда архиепископ киевский Петр Могила получил разрешение короля Владислава IV на возведение церкви Святого Николае в Могилеве.

Красиво или безобразно? Гид по архитектуре советского модернизма в Гродно

Гродно известен как город, который сохранил ансамбль старинных зданий исторического центра. Костелы и церкви, замки, дворцы и рядовая застройка еков — вот главные архитектурные изюминки города. Однако рядом существует и совершенно другая застройка — здания эпохи Хрущева и Брежнева.

Это постройки периода советского архитектурного модернизма. В Гродно, как и во многих городах бывшего СССР, их немало. Какие гродненские объекты этого стиля заслуживают внимания?

От подражания классике до вдохновения брутализмом

Началом советского архитектурного модернизма обычно считается постановление ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «О ликвидации излишеств в проектировании и строительстве». Она закончила эпоху сталинской неоклассической архитектуры. На смену пришли более строгие здания с более сдержанным декором.

Подражание классическим архитектурным стилям сменилось поиском новых форм. Эти формы были найдены советскими зодчими на Западе. Одним из основных образцов послужило творчество французского пионера новой архитектуры Ле Корбюзье — отца так называемого брутализма. Именно этому стилю советская архитектура того периода обязана своими тяжелыми формами и аскетичными бетонными плоскостями.

Благодаря тому, что именно западный стиль брутализма лежал в основе советского модернизма, зачастую советские здания второй половины XX века называют советским брутализмом. Однако в рамках модернизма использовались и элементы других стилей, к примеру, функционализма и футуризма.

Читайте также  Архитектура в Египте

Кроме того, советские зодчие не отказывались полностью от декора, нередко украшая свои здания произведениями советских скульпторов той эпохи. Подобный подход не был характерен для архитекторов брутализма на Западе.

Таким образом, советским модернизмом называется архитектура разных, хотя и родственных, стилей, которая характеризуются отказом от копирования классического наследия, и созданная в период от затухания стиля сталинского ампира в 50-х, до самого развала СССР в 90-х.

Что из себя представляют некоторые наиболее значимые здания этого направления в Гродно?

Горисполком

Год постройки: 1971

Архитектор: Давыденок

Здание горкома КПБ. Несимметричные тяжелые фасады, отделанные так называемой каменной штукатуркой, выглядят мрачными и мало выразительными. Однако здание выгодно отличается от соседнего облисполкома меньшим масштабом и, соответственно, меньше давит на историческую застройку вокруг площади Ленина. Фото: st-roll.ru

Центральный рынок

Год постройки: 1976

Архитекторы: Шатило, Беднарский

Довольно интересное здание, облик которого несет в себе черты архитектуры неофутуризма. Кроме того, рынок еще и удачно расположен, недалеко от края возвышенности. Он напоминает одновременно китайский храм и фантастический космический корабль. И все же проекту не хватает четкости и оригинальности.

Дворец пионеров

Год постройки: 1975

Архитектор: Евдокимов

Здание было адаптировано к сложному рельефу местности. Широкие лестницы и террасы вокруг объекта смотрятся чуть ли не более интересно, чем сам дворец. Здание украшает чеканка — дело рук советских мастеров. Такой декор был характерен для советского модернизма и при этом редко встречался в западной архитектуре этого периода. В целом это вполне стандартный проект советской архитектуры.

Советский «офисник» на Горького

Год постройки: 1982

Архитектор: Евдокимов

Здание «Облсельстроя». Тяжелые прямоугольные объемы на квадратных колоннах, ячеистые фасады в стиле созданного Ле Корбюзье еще в 1952 году «Марсельского дома» — все это делает здание ярким образцом архитектуры модернизма. Фото: yandex.by/maps

Дом науки и техники

Год постройки: 1984

Архитекторы: Божко, Преображенский

Тяжелый, монолитный объем является примером мощного архитектурного брутализма в рамках модернистской архитектуры СССР. Верхний ярус украшен фигурным бетоном, что еще больше утяжеляет здание. Здесь советский брутализм проявился достаточно ярко, хотя Дом науки и техники был построен в поздний период развития архитектуры советского модернизма. К тому времени брутализм во всем мире потерял прежние высокие позиции.

Гостиница «Гродно» и кинотеатр «Октябрь»

Год постройки гостиницы: 1985

Архитекторы: Потапов, Попов, Евдокимов, Романов

Год постройки кинотеатра: 1987

Архитекторы: Евдокимов, Вильчко, Шаповалов

Оба здания относятся к позднему периоду советского модернизма. Они связаны в единый архитектурный комплекс. Высокое здание гостиницы примыкает к кинотеатру, который является очень неплохим примером модернизма, похожим на архитектуру западных образцов, к примеру, Королевский национальный театр в Лондоне.

Драмтеатр

Год постройки: 1984

Архитектор: Мочульский

Вершиной советского модернизма в Гродно безусловно является здание драмтеатра. Остальные модернистские объекты этого списка имеют средний художественный уровень, но театр безусловно выдающийся пример архитектуры СССР второй половины XX века. Здание и сегодня продолжает оставаться лучшим образцом архитектуры Гродно XX и XXI веков. Фото: grodnonews.by Театр имеет черты неофутуризма и структурного экспрессионизма, а не только очень характерного для советской архитектуры брутализма. Округлые очертания в стиле великого бразильского архитектора Оскара Нимейера придают зданию изысканность.

Театр исключительно живописный. Достаточно буквально нескольких штрихов карандашом на бумаге, чтобы создать узнаваемый образ этого объекта. Поэтому не удивительно, что драмтеатр так любят дизайнеры, которые помещают его стилизованные изображения на сувенирную продукцию гродненской тематики. Фото: drama.grodno.by Перед входом в здание установлена ​​гигантская скульптура Пегаса, автором которой является выдающийся скульптор Зильбер. Особенно выигрышно театр смотрится со стороны бернардинского костела и лестницы ведущей к зданию бывшего кармелитского костела («Приорбанк»). С левой стороны Немана объект выглядит несколько более тяжело и чужеродно в архитектурной среде города, но все равно не теряет художественной выразительности. Фото: photoclub.by Гродненский драмтеатр является одним из самых значительных памятников всего советского модернизма и одним из лучших образцов архитектуры модернизма в Восточной Европе. Здание театра давно оценено по достоинству специалистами и включено в различные рейтинги модернистской архитектуры.

Кстати, не все гродненцы знают, что драмтеатр имеет и своего «младшего брата». В 1987 году объединение «Гипротеатр», которое строило главную театральную площадку Гродно, создало подобный здание в Новгороде. Но новгородский объект вышел менее цельным и более гротескным. В его архитектуре отчетливо ощущалось влияние стилистики постмодернизма. Тем не менее среди русских специалистов он считается шедевром советской архитектуры.

Итоги

Несмотря на несомненную ценность некоторых образцов архитектуры советского модернизма, обывателю обычно сложно оценить эти здания по заслугам. Даже такой замечательный пример архитектуры XX века, как гродненский драмтеатр, нередко получает негативные оценки.

Нет сомнений, что архитектурное наследие периода модернизма должно позиционироваться в общественном сознании как ценная часть общего архитектурного пейзажа Беларуси, в котором эти здания безусловно занимают видное место. Что касается конкретно Гродно, то его коллекция модернистских зданий выглядит очень неплохо и включает в себя самую настоящую жемчужину —
здание драмтеатра. А это значит, у гродненцев есть возможность с гордостью демонстрировать гостям города и эту прослойку интересной городской архитектуры.

Памятники архитектуры Гродно

Самым романтичным местом в Гродно считается Лестница Любви. Здесь уже многие годы влюбленные назначают свидания, признаются друг другу в любви. Это место стало излюбленным местом горожан и гостей города. Легендарный королевский город Гродно уже многие века считается городом любви. Возникновение в самом романтичном месте города подобного сооружения не удивило граждан. Сама «лестница любви» здесь существует с 1930-х годов.

Лютеранская церковь в Гродно построена в XIX веке в неоготическом стиле и носит имя Святого Иоанна. В конце XVIII века в Гродно появилась лютеранская община, она состояла по большей части из приглашенных из германии ремесленников, которые работали на гродненских мануфактурах. Общине было принесено в дар одно из городских кабацких зданий, которое и было переоборудовано в кирху.

Анатолий Тизенгауз является известным и уважаемый многими гродинский меценат, который много сделал для города. И вот, когда в 1995 году, была закончена реконструкция здания старой театральной школы, начала действовать уникальная выставка, которая носит имя выдающегося мецената. При этом был сохранен старинный барочный интерьер.

Дворец вице-губернатора Гродно Максимовича был возведен в 1803 году. Здание выстроено в стиле классицизма, который приобрел особенную популярность в начале XIX века. Дворец привлекал к себе важных деятелей своим богатым убранством и прекрасной отделкой. С ним связано несколько интересных исторических событий.

Этот мост был введен в эксплуатацию еще в 1949 году 30 октября. Этот автомобильный и пешеходный мост находится над рекой Неман. На данный момент он считается самым старым в городе из тех, что сохранились до нашего времени. Первый большой мост через речку был построен еще: в начале XVI века из дерева. Однако позже во время военных действий этот мост спален и полностью разрушен.

Гродненской крепостью принято считать систему фортификационных строений, который были построены еще в 12 веке. Эти строения еще функционировали и были в хорошем состоянии. Строительство этих сооружений началось еще в 12 веке и они входили в комплекс княжеского замка.

Старый замок расположен недалеко от Каложской церкви. Построен был в XI веке князьями с целью обороны. Так как узкий промежуток суши, на котором расположен замок, располагался между двумя реками – Неман и Городничанка, стенам решили придать необычную треугольную форму. Это обеспечило устойчивость и крепость сооружения. От города Гродно замок отделен довольно глубоким оврагом, через который расположен мост. Теперь уже ему не придают оборонительного значения, и он служит соединением между Старым и Новым замками.
У самого въезда в ворота Старого замка посетители могут увидеть образ князя Витовта, выполненного из дерева.

Королевская резиденция, построенная в Гродно в середине XVIII века, неподалеку от старого замка короля Витовта. Спроектирована архитекторами из Дрездена: Карлом Пеппельманом и Фридрихом Кнобелем. Новый замок, в отличие от Старого замка, уже не является столь грозным фортификационным укреплением, в основном он нес функцию летней резиденции для литовских и польских правителей, а также здесь проводились сеймы Речи Посполитой.

Историческое промышленное здание тонкосуконного комбината входит в список объектов историко-культурного наследия страны и датируется 1896 годом. Однако, история его уходит в гораздо более далекое прошлое. В XVI веке здесь была построена православная церковь, а месте которой, спустя столетие, возведен деревянный католический собор. Он, в свою очередь, был перестроен в Большой дворец Мурованского, а наиболее близкий к современному своему облику вид здание обрело к концу XIX века.

Эти интересные и необычные башни с интересными названиями Бася и Кася были построены на рубеже веков. Западная водонапорная башня была возведена в 1890 году, а вторая башня была построена спустя 15 лет после первой, поскольку одной башни не хватало. Расположена эта интересная достопримечательность на краю исторической части города неподалеку от железной дороги.

Читайте также  Архитектура в Чебоксарах

Этот дворец был построен в Гродно еще в далеком XVII столетии. Изначальная форма и архитектура зданий не сохранилась, поскольку в результате нескольких пожаров здание было полностью разрушено и его реконструировали. Два серьезных пожара произошли в 1753 и 1782 годах, после чего здания реконструировали и изначальная архитектура зданий была изменена и чувствуется влияние более поздних архитектурных стилей.

Этот дворец является уникальным памятником архитектуры, который относится к концу XVIII века. Семья Хрептовичей — это был богатый род литовских магнатов, которые имели не одно подобное имение и имели большое влияние при дворе. Этот же Дворец в Гродно был построен специально для Иохима Хрептовича, который был политиком и литовским чиновником.

История Гродно имеет несколько печальных историй, связанных с пожарами. Крупнейший из них случился в 1885 году. В одночасье в городе сгорело около пятисот домов. В те годы большинство строений были деревянными, поэтому огонь приносил большой урон. После этого печального события жители собрали пожертвования, на которые были построены пожарное депо и каланча. Первое упоминание о пожарной охране Гродно относится к 1897 году. первая пожарная каланча со смотровой площадкой достигала 32 метра в высоту. Построена она была в 1902 году. Известно, что проектом руководил архитектор из Санкт-Петербурга. Однако имя его неизвестно.

Дворец Баториевка относится к памятникам архитектуры эпохи итальянского ренессанса. Он был построен по приказу короля Речи Посполитой Стэфана Батория. Строительство проходило во второй половине XVI века. Первый визит короля прошел в 1579 году, когда он приезжал по случаю заседания сената. На нем обсуждалась Ливонская война и вклад Речи Посполитой в нее. Король был восхищен городом Гродно. Стэфан Батория вызвал в город монахов ордена иезуитов, для которых построил костел и коллегиум в самом центре Гродно.

Дворцово-парковый комплекс Станиславово являлся загородной резиденцией короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Дворец был возведен в период с 1760 по 1770 гг. итальянским архитектором Джузеппе Сакко. На эркере главного фасада усадьбы выгравирована личная монограмма Станислава Августа – «S.A.R.». До сегодняшнего дня, помимо центрального здания, дошли два флигеля: по правую и по левую сторону от него. В окрестностях замка был разбит регулярный парк. В XIX веке парк перепланировали в пейзажный. Сейчас там проложены извилистые дорожки по всему парку.

Интересная постройка, идеальная работа строителей, в стиле конструктивизма может привлечь внимание каждого человека, который посетит данный город. В 1933 году данный объект был возведен поляками и сохранился до сегодня в отличном состоянии. Здесь большим преимуществом является особенность постройки, где использовались материалы, которым удалось противостоять многим повреждениям и износу временем. В современном мире трудно найти такое красивое и одновременно прочное здание, которое говорит о своем назначении уже с первых минут пребывания в нем.

В 1877 году была начата стройка пивоваренного завода, где одной из стен стала конструкция Огинского дворца XVIII века. Он имеет привлекательный внешний облик, сооружен в оригинальном стиле с использованием прочных и долговечных материалов, которые позволили и сегодня наслаждаться существованием объекта. Ведь за такой большой период времени постройка стоит и радует людей интересными особенностями форм и элементов. Выглядит объект культуры, которым его считают на сегодняшний день довольно-таки загадочно, имеет уникальные детали, что являются работой профессиональных архитекторов.

Такое замечательное место сегодня привлекает своими особенностями конструкции множество туристов. Каждый гость города может воспользоваться такой возможностью и посетить объект культуры. Форма постройки является прямоугольной, что уже отмечает ее оригинальность строительства и стиля. При этом не стоит забывать, что вальмовая крыша благодаря прочности материалу сохранила свою привлекательность и до сегодняшних дней. Расположен дом напротив школы музыкального искусства, где есть много интересных конструкций. Всего два этажа смогли вместить всех членов администрации города в одном здании.

Эта усадьба была построена как одна из загородных резиденций польского монарха Станислава-Августа Понятовского. Датой основания резиденции считается 1782 год, когда было закончено строительство и все остальные работы. Проектировщиком резиденции выступил небезызвестный Джузеппа Сакко — талантливый архитектор итальянского происхождения. Сакко уже строил несколько шикарных резиденций для короля и в других городах.

Эта достопримечательность, этот уникальный памятник архитектуры 18 века находится в предместье Гродно в небольшом городке Городница. Строительство велось в течение нескольких лет под надзором Иоганна Мёзера — немецкого архитектора, который сам разработал этот проект. Заканчивал же работы по строительству Джузеппе Сакко.

Дворец князей Святополк-Четвертинских начинает свою историю в 1908 году. Проектом строительства руководил архитектор Владислав Маркони. Находится он в имении Желудок. Название поместья произошло от речки Желудянки. Вокруг берега реки росли могучие дубы. С них осыпались желуди, отсюда и произошло название. Первое упоминание о городке относятся к 1385 году. Дворец Святополк-Четвертинских стойко выдержал Первую и Вторую мировые войны. В 1960 годы в дворце разместились войска ПВО СССР. Здесь разместились военные технических дивизионов. Территория была видоизменена, здесь построили высокий бетонный забор, военные постройки, магазин и склады. Вокруг замка образовался небольшой поселок, получивший название Заря Коммунизма.

Старая архитектура Гродно.

В Гродно, как ни в одном другом городе Беларуси, сохранилась старая архитектура. Ее изюминкой являются неповторимые здания костелов. В центральной части города по обе стороны Немана расположены сразу четыре храма с древней историей. Давайте накануне Рождества совершим необычное ретропутешествие по этим католическим святыням, а начнем экскурсию в знаменитом Фарном костеле.

Этот храм высотой более 50 метров возвышается над центром Гродно и виден отовсюду. За три с лишним века его внешний вид почти не изменился — все такой же могущественный и колоритный. Костел стоит на главной площади города, двери открыты с раннего утра до позднего вечера. А потому здесь не только много прихожан, но и туристов, особенно в эти предпраздничные дни.

Чем же выделяется костел святого Франциска Ксаверия (в народе — Фарный)? Первый камень в его основание был заложен еще 1678 году, а освящение, на котором присутствовали русский царь Петр Первый и польский король Август Второй, прошло только в 1705 году. Одна из главных достопримечательностей костела — деревянный алтарь высотой с семиэтажный дом, его украшают более 20 редких фигур апостолов, меценатов, святых. Летом 2006 года во время пожара часть уникальной композиции — рельефные колонны, балюстрада, а также четыре скульптуры — сгорела или была сильно повреждена. Теперь местные краснодеревщики восстанавливают утраченное. Обновленный алтарь цвета светлого мрамора будет открыт уже в начале нового года.

Фарный костел невозможно представить и без старинных маятниковых часов — старейших из действующих в Европе. Необычный механизм сделан в 1665 году в Германии для гродненской Ратуши, а на левую костельную башню его перенесли лишь спустя 60 лет. Чтобы добраться до часов и колоколов, надо преодолеть 132 крутые каменные ступеньки. Именно такой путь каждый день проделывает единственный в стране механик башенных часов Иосиф Ясюкевич. Как только минутная стрелка показывает четверть часа, на всю округу слышится один удар в колокол, 30 минут — два удара, 45 — три, а ровно в час — четыре.

Что ж, пойдем дальше. Всего в трехстах метрах от Фарного костела расположен комплекс Бригитского монастыря. Основное здание — костел, он построен в первой половине ХVII века в стиле барокко и стоит на перекрестке двух улиц. Угловые башни и изящные брамы монастырских стен делают это не слишком большое строение более величественным. Сегодня бригитский комплекс с нескольких сторон обставлен строительными лесами. Заменена красная черепичная крыша, идет ремонт фасада. Кстати, в некогда жилом корпусе монастыря долгое время располагались областные психоневрологический и наркологический диспансеры. Теперь они переехали в специально построенное здание вдали от центра города. А у храма наконец–то появилась возможность использовать помещения по назначению.

Мало кто из приезжих знает, что во дворе монастыря расположена еще одна достопримечательность города — двухэтажное здание лямуса, построенное в конце ХVII века. Этот дом из мощных деревянных бревен украшают арочные галереи. Раньше в лямусе находилось общежитие для монахинь–бригиток.

Свернув направо по узкой улочке, мы через несколько сотен метров окажемся у стен Бернардинского костела. Как и Фарный, он возвышается в центре города. Величественность зданию придает и то, что оно расположено на крутом холме, откуда можно спуститься к Старому мосту и реке Неман. Храм начинал возводиться почти полтысячи лет назад, но только в ХVIII столетии обрел свою окончательную форму. Вот поэтому на архитектуре здания отразились сразу три сменивших друг друга стиля — готика, ренессанс и барокко. Бернардинский комплекс — это не только костел, но и несколько административных, жилых и хозяйственных зданий, в которых располагается католическая духовная семинария.

Читайте также  Архитектура в Нюрнберге

т стен этого храма город виден как на ладони, открывается отличная панорама левонабережной части Гродно. Стоит спуститься вниз, пройти по мосту и повернуть направо — и перед нами древний Францисканский монастырь. Сложный рельеф местности определяет его асимметричность. Главный фасад разделен на три яруса, в первом даже сохранилось оформление ХVII века. Своды костела украшает композиция «Пастырь со стадом овец» на фоне зеленого пейзажа. К слову, холодные тона — зеленый и синий — в росписях здесь преобладают. Необычен и весь интерьер, который состоит из 7 деревянных алтарей.

Экскурсия по старым костелам Гродно была бы неполной, если бы мы не вспомнили о фаре Витовта. Эта святыня, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Удивительно трагична ее история. Костел впервые упоминается в 1389 году, тогда он был деревянным и принадлежал князю Витовту. После того как Гродно стал резиденцией польского короля Стефана Батория, он велел построить на этом месте храм из камня. Пожар спустя много лет обезобразил здание, оно долго стояло без ремонта. Затем состоялся раздел Речи Посполитой, и в составе Российской империи появилась Гродненская губерния. Так оказалось, что в Гродно тогда не было ни одного православного храма. Вот и решено было приспособить под него костел Витовта. Но и новоявленный собор в 1892 году не избежал пожара, сгорела крыша, упали колокола. Храм восстановили быстро, но изменив его облик: появились 5 куполов, колокольня. Очередной виток в непростой истории Гродно обернулся тем, что в 1919 году здание собора снова перешло католическим верующим. И опять началась его перестройка — теперь уже в неоготическом стиле.

Фара Витовта располагалась всего в сотне метров от костела святого Франциска Ксаверия и создавала неповторимый архитектурный ансамбль в самом центре города. Но не всем это нравилось. В разгул оголтелого атеизма в чью–то больную голову пришла идея снести храм. Якобы по причине аварийности здания, но это была надуманная отговорка. В Гродно пригласили бригаду взрывников из Ленинграда. Ночью 29 ноября 1961 года произошел роковой взрыв: здание вначале приподнялось, а потом стало медленно опускаться.

Фундамент фары Витовта сохранился. Поверх него теперь расположен небольшой сквер с пешеходными дорожками, скамейками. Летом здесь в тиши каштанов особенно красиво. Но так не хватает самого храма. Робкие попытки восстановить его пока дальше разговоров не пошли. А может, еще найдется меценат, который возьмется за восстановление святыни? Ведь воссоздали же в Москве храм Христа Спасителя.

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Памятники архитектуры Гродно

Водонапорные башни Кася и Бася – необычное городское украшение и памятник промышленной архитектуры конца XIX, начала XX века. Сейчас в башнях находятся художественные мастерские, в которых можно увидеть фотографии работ художников.

Лютеранская церковь Святого Иоанна – единственная действующая кирха в Гродно.

Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы был построен в Гродно в память о битвах при Цусиме и Порт-Артуре. В 2010 году около Покровского собора была установлена скульптура «Покров Пресвятой Богородицы» работы Владимира Пантелеева.

Большая хоральная синагога Гродно отстраивалась несколько раз и несколько раз горела. Нынешнее здание синагоги отстроено в 1902-105 годах Ильей Фрункиным.

Костел Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев – крупнейшие ныне действующие католические храмы Гродно. В церкви сохранился орган XVII века. Интерьер оформлен в XVII-XVIII веке. В нишах храма стоят скульптуры 12 апостолов и 12 выдающихся деятелей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

Пожарная каланча в Гродно – памятник архитектуры начала XX века, действующая пожарная часть и музей пожарной и аварийно-спасательной службы. В музее собраны любопытные экспонаты, рассказывающие о самых крупных пожарах Гродно и о методах борьбы с огнем.

Старый замок в Гродно – средневековое оборонительное сооружение, построенное в XI веке при впадении речки Городничанка в Неман. Проходят в залах Старого замка и тематические выставки, связанные с историей и археологией.

Одним из памятников архитектуры XIX ст., сохранившегося до наших времен, является Свято-Никольская церковь. Этот каменный храм возвели в далеком 1875 году. Освящен 19 января того же года в честь Святителя Николая.

Сегодня в этом здании расположены экспонаты, свидетельствующие о значительных этапах жизни и достижениях Петра Ивановича Багратиона и его соратников, о борьбе с наполеоновскими войсками.

Одним из интереснейших мест является собор Петра и Павла в Волковыске. Он был возведен не так давно, в 2004 году.

Костел Святого Вацлава в Беларуси был возведен в 1846-48 годах. Внутри находятся известные иконы «Святой Казимир» и «Рождение Христа». Алтарь божьего дома украшен лепкой, деревянной скульптурой, росписью.

Курган Бессмертия — крупный мемориал, который создан в память о погибших в период Великой Отечественной войны. Важно отметить, что в основании кургана вмонтировали капсулу, вокруг которой в 1966 году начали засыпать священную землю, привезенную делегациями со всех городов-героев Советского Союза.

Церковь Пантелеймона Целителя – одно из самых красивых сооружений на территории города Лида в Белоруссии. Эта достопримечательность была возведена в период с 1990 по 2006 годы.

С 1866 по 1919 годы в соборе служил протоиерей Иосиф Иосифович Коялович, принявший мученический венец за веру православную от фанатично настроенных римо-католиков в 1919 году. С 1962 в здании храма действовал планетарий. В 1996 году собор был возвращен Православной Церкви.

В 1967 годы открыта первая постоянная экспозиция отдела советского периода. В 1970 открыта экспозиция отдела природы и истории досоветского периода. В 2000 году Лидский краеведческий музей и художественная галерея “Лидея” были объединены в одно учреждение культуры – Лидский историко-художественный музей.

Этот костел был построен в стиле виленского барокко в конце 18 века. Внутри костела преобладают белые и золотые цвета. Местное население большего всего уделяет внимание и придает большое значение образу Богоматери Розарии.

Его воздвигли в 1323 году по приказу князя Гедимина на насыпном острове из гравия и песка. На протяжении долгого времени эта крепость являлась надежной защитой местного населения. Летом в стенах этого исторического памятника архитектуры проходят разнообразные рыцарские турниры.

По преданию, замок возвел в XIII веке князь Миндовг, ставший первым Великим князем Литовским. Удачное расположение замка на возвышенности позволяло обозревать с его башен в ясную погоду территорию до 15-20 километров.

Костел Преображения Господня, называемый также Фарный Костел или Белая Фара, – один из наиболее древних католических храмов Белоруссии. Был основан в 1395 году вскоре после крещения Литвы князем Витовтом и получил название костел Всех Святых.

В 1986 году был проведен ремонт, а в 1993 году костел вернули прихожанам. Епископ Валентин Волчецкий освятил его в честь Архангела Михаила – покровителя и защитника Новогрудка.

Борисоглебская церковь, или Собор святых мучеников-страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба, – самый древний храм города Новогрудка. Сейчас в нем находятся православные святыни: икона Божьей Матери Новогрудской, икона мучеников Бориса и Глеба.

Гора Миндовга – загадочный памятник глубокой древности. В 1993 году в Новогрудке праздновали 740-летие со дня коронации Миндовга, в связи с чем была установлена памятная плита.

После Великой Отечественной войны от собора остались одни руины, которые были взорваны и разобраны в 1963 году. В 1994 году храм решили возродить. Посещая эту достопримечательность, туристы могут запечатлеть достаточно необычный ракурс: вождь революции, стоящий напротив храма, указывает рукой в его сторону, как бы направляя горожан на светлый путь.

Главным архитектурным акцентом Троицкого собора, выстроенного в стиле барокко, является трёхъярусная восьмигранная башня-колокольня. Мощные контрфорсы придают храму сходство с крепостью. По обе стороны от здания пристроены две часовни, служившие усыпальницами членов именитых фамилий.

Усадьба Пусловских «Альбертин» в Слониме является памятником усадебно-парковой архитектуры. Построен комплекс в первой половине 19 века в стиле позднего классицизма.

Костел Непорочного Зачатия Девы Марии в Слониме является частью архитектурного комплекса монастыря бернардинок. С конца войны по наши дни в стенах монастыря располагается больница. Совсем недавно монастырь и костел снова передали Католической Церкви и монашки вернулись в свой монастырь в Слониме.

Он задумывался как кальвинский сбор, но был реорганизован в костел в 1617 году. Храм Святого Михаил Архангела — необычный памятник архитектуры периода ренессанс.

Собор стал доминантой населенного пункта и просматривается со всех сторон, поскольку располагается в самой высокой точке Сморгони у городского парка. В храме действует криптовая церковь в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».