Архитектура в Германии

Стили архитектуры

На стиль архитектуры Германии заметно влияние других стран, особенно часто встречаются элементы французской готики и итальянского Ренессанса. Но страна внесла и свой вклад в мировую архитектуру, в частности начала XX в.

В Германии — богатая традиция местной архитектуры с уникальными стилями старинных крестьянских домов и городских особняков. Раньше повсюду строили деревянные фахверковые дома, так как исторически дерево было более доступным, чем хороший камень. Все дома в немецких деревнях украшает резьба по дереву.

От Каролингов к романскому стилю.

Римляне воздвигали городские стены, термы, виллы, храмы, но история собственно немецкой архитектуры началась около 790 г. с возведения дворцовой капеллы в Ахене императором Карлом Великим. Это 16-гранное здание с восьмигранником посредине построено по образцу византийской церкви Сан-Витале в Равенне (Италия). Она была частью давно разрушенного большого императорского дворца, одной из многих резиденций Карла.

До наших дней дошел другой императорский дворец XI в., много раз перестраивавшийся, в Госларе в горах Горца. Ахенская капелла послужила образцом для других культовых построек Каролингского возрождения, некоторые из которых сохранились — кафедральный собор в Эссене и монастырская церковь Св. Петра в Бад-Вимпфене.

Отличительная черта этих церквей — вестверк, западная поперечная постройка с капеллой на хорах.

Более масштабный и сложный архитектурный стиль Германии появился в возрожденной империи после X в. Ее образец — церковь Св. Михаила в Хильдесхайме.

Масштабная конструкция с использованием простых геометрических форм была построена в 1001 — 1033 гг. Впечатляют полукруглые апсиды по обе стороны здания, две круглые центральные башни и четыре цилиндрические башни с лестницами. Позднее расцвет романского стиля в Германии вылился в строительство великолепных соборов на Рейне — в Майнце, Трире, Вормсе и Шпайере. Их строгие пропорции смягчает декор с полукруглыми арками в основе. Наиболее богат памятниками романской архитектуры Кельн.

Готика.

Первые образцы готики можно увидеть в Лимбурге-на-Лане где внешний вид собора, начатого в 1211 г., еще преимущественно романский, а интерьер уже определяют готические стрельчатые своды.

Первые готические постройки в Германии — Либфрауэнкирхе в Трире и церковь Св. Елизаветы в Марбурге. Церковь Св. Елизаветы — зальная; ее центральный и боковые нефы одной высоты, что станет типичным для Германии. В 1248 г. начались работы по строительству собора в Кельне. После сооружения хоров, работа замедлилась, и Кельнский собор оказался в ряду великолепных церквей, ожидавших своего завершения до XIX в. Другой собор — Ульмский; его шпиль 161 м высотой, завершенный в 1890 г., является самым высоким в мире.

XII и XIII вв. были периодом крупного монастырского строительства. Уникальный комплекс Маульбронн, похожий на город, почти полностью сохранился. Сегодня он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большинство готических построек выполнено из камня, но на побережье Балтийского моря и в некоторых северо-немецких городах возникла так называемая кирпичная готика.

Ренессанс.

Архитектурные формы итальянского Ренессанса не сразу прижились в Германии, вначале их использовали только для украшения или в нелепом сочетании с готическими элементами. Например, в капелле банкиров Фуггеров 1512 г. церкви Св. Анны в Аугсбурге — первой ренессансной постройке в Германии — сохраняется готический сетчатый свод. В католическом Мюнхене, более тесно связанном с Италией, чем другие города, есть полностью ренессансные памятники. Наиболее значительны церковь Св. Михаила которую построили иезуиты в 1597 г., и королевский дворец.

В Северной Германии, преимущественно протестантской, голландское и фламандское влияния нашли наиболее яркое выражение в стиле везерского ренессанса, для которого характерна избыточность украшений.

Стиль архитектуры Германии барокко и рококо.

Стиль барокко зародился в Италии, но немецкие архитекторы и мастера придали ему своеобразие, особенно на католическом юге.

Контрреформация здесь привела к тому, что служба проходила почти в театральной обстановке, где все взывало к чувствам. Верхом роскоши, пышности и фантазии стала паломническая церковь Четырнадцати Святых, которую начали строить в 1744 г. по проекту Иоганна Бальтазара Ноймана (1687-1753).

Нойман также возводил или участвовал в строительстве дворцов архиепископа Шенборна в Брюле, Брухзале и Вюрцбурге.

Барочная роскошь и фантазия рококо не ограничивались пределами Южной Германии. Внутренний двор и павильоны Цвингера в Дрездене считаются одним из самых роскошных мест для проведения придворных празднеств, а элегантные интерьеры в стиле рококо Потсдамского дворца Сан-Суси Фридриха Великого разрушают стереотип прусского аскетизма.

От классицизма к смешению стилей.

В XVIII в. античная классика считалась обязательной для столиц. В Сан-Суси (Потсдам) придворный архитектор Фридриха Великого Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699-1753) построил классицистическую колоннаду. В 1791 г. въезд в Берлин был облагорожен колоссальными Бранденбургскими воротами, образцом для которых послужили пропилеи афинского Акрополя.

Крупнейшим прусским архитектором этого времени, а также руководителем Департамента общественных работ был Карл Фридрих Шинкель (1781 — 1841). Он преобразил облик Берлина и его окрестностей, возведя музеи, дворцы и усадьбы в стиле неоклассицизма. В Баварии с ним соперничал Франц Карл Лео фон Кленце (1784-1864). Он придал Мюнхену поистине королевский вид, построив, к примеру, Глиптотеку — первый в мире публичный музей скульптуры. Фон Кленце также проектировал памятники, призванные облагородить зарождающийся немецкий национализм, — Валгаллу высоко над Дунаем и павильон Освобождение возле Кельхайма.

После объединения в 1871 г. Германии строились национальные памятники. Шли напряженные поиски архитектурного стиля, который отвечал бы духу Второго рейха, но многие здания конца XIX в. по сути представляют собой лишь эклектичные сочетания элементов разных архитектурных стилей.

В роскошной церкви в стиле рококо Вюрцбургской резиденции молились царственные особы.

Модернизм в архитектуре Германии.

Самое начало XX в. — время недолгого расцвета югендштиля (немецкого модерна), ярчайшим образцом которого стала застройка Матильденхеэ в Дармштадте. В 1899 г. здесь обосновалась гильдия художников и архитекторов.

Впервые десятилетия нового столетия наблюдался небывалый расцвет архитектурных стилей и новых течений. Необычные цельные конструкции — башня Эйнштейна Эриха Мендельсона в Потсдаме,

похожее на корабль офисное здание Чилихаус в Гамбурге и круглый Рейнхалле в Дюссельдорфе — свидетельствуют об успехах экспрессионизма. В противоположность им новаторское здание обувной фабрики Фагус в Альфельде Вальтера Грапиуса (1883-1969) с плоской крышей, стеклянными стенами и кубической структурой предопределяет дальнейшее развитие архитектуры.

Гигантские разрушения военных лет частично компенсировала программа реконструкции 1950-1960-х годах. Большинство зданий было выполнено в мягкой, спокойной манере, господствовавшей в те годы. Но появились и оригинальные постройки, такие как башня Тиссена в Дюссельдорфе.

Наверное, в Германии больше современных церквей, чем где бы то ни было. Церковь памяти кайзера Вильгельма на западе Берлина интересно сочетает современный мемориал и послевоенные руины. Перед проведением Олимпийских игр 1972 г. Гюнтер Бениш спроектировал весьма оригинальный стадион. Видные архитектурные памятники последнего времени являются произведениями иностранных архитекторов, таких как Скот Джеймс Стерлинг (Штутгартская государственная галерея) и Брит Норман Фостер (Франкфуртский коммерческий банк и реставрация Рейхстага в Берлине).

Архитектура Германии – от эпохи Каролингов до югендстиля и модерна

Для населенных пунктов Германии характерно огромное архитектурное разнообразие, которое обусловлено богатой историей страны и существованием на протяжении многих веков на территории современного государства многочисленных княжеств, королевств и других владений. Это дало Германии богатое историческое наследие.

К сожалению, многие архитектурные сооружения были разрушены во время Тридцатилетней и Второй мировой войн. Некоторые из них были восстановлены, а некоторые так и остались лежать в руинах или уступили место послевоенной застройке в стиле модерн.

Древние сооружения

Римская империя во время своего существования занимала большую часть современной Германии. За этот период было возведено большое количество военных укреплений, мостов и амфитеатров. Самым известным сооружением времен господствования Римской империи являются городские ворота Порта Нигра (Porta Nigra), расположенные в древнем городе Трир.

Ворота Порта Нигра (Фото © Stefan Kühn / commons.wikimedia.org / Лицензия CC BY-SA 3.0)

Романский стиль

Важнейшим в Германии зданием в романском стиле является собор Шпайер (Dom zu Speyer), возведенный в XI ст. На то время это был крупнейший во всем христианском мире собор и символ власти Салической (Франконской) династии.

Собор Шпайер (Фото © Lokilech / commons.wikimedia.org / Лицензия CC BY-SA 3.0)

На сегодняшний день романский стиль представлен в архитектуре большинства населенных пунктов страны. Многие церкви и монастыри были возведены в этот период. Самими известными из них, помимо Шпайера, являются великолепный собор Майнца, монастырь Маульбронн, Воссерский и Трирский соборы.

Готика

Готика является самым ярким и впечатляющим архитектурным стилем. Готические здания способны поражать взор своей красотой, мрачностью, мощью и грандиозностью. Для большинства готических сооружений Германии характерны следующие черты:

  • Мощные опорные столбы.
  • Заостренные арки.
  • Высокие крыши.
  • Ребристые своды.
  • Огромные винтажные окна.

Первым готическим зданием в стране был Магдебургский собор (Magdeburger Dom), построенный в начале XIII ст. В его архитектуре также присутствуют элементы романского стиля. Среди других ярких примеров готического стиля:

Кёльнский собор (Фото © Raimond Spekking / commons.wikimedia.org / Лицензия CC BY-SA 4.0)

  • Кёльнский собор (Kölner Dom) – один из крупнейших готических соборов мира.
  • Церковь Св. Елизаветы в Марбурге (Elisabethkirche).
  • Церковь Девы Марии в Трире (Liebfrauenkirche).
  • Церковь Св. Марии в Любеке (Kirche St. Marien in Lübeck).
  • РатушавМюнстере (Rathaus von Münster).

Ренессанс

Строительство сооружений в стиле Ренессанса в Германии началось с XVI ст. Первые ренессансные здания с растительным орнаментом на фасаде были возведены на территории Гейдельберга и других южных городов страны. В то же время в северной части Германии возводились великолепные герцогские резиденции в стиле Везерского Ренессанса.

Замок Йоханнисбург (Фото © Justin Frisch / www.flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0))

Самыми яркими представителями стиля Ренессанс в Германии являются:

  • Собор Св. Михаила в Мюнхене (Kirche St. Michael in München).
  • ДворецЖюлум в Хельмштедте (Juleum in Helmstedt).
  • Церковь Св. Анны в Аугсбурге (Augsburger Kirche St. Anna).
  • Замок Йоханнисбург в Ашаффенбурге (Schloss Johannisburg).

Барокко

Это один из самых изысканных и красивых архитектурных стилей, для которого характерна настенная и потолочная роспись, роскошные лестницы и балконы, скульптура и лепнина на фасаде. Большинство старинных зданий судов, королевских и княжеских домов Германии построено в данном стиле.

Одной из лучших барочных церквей в Германии является дрезденский собор Девы Марии, известный также под названием Фрауенкирхе (Frauenkirche). Он был возведен в 1743 году. Однако во Второй мировой войне собор был полностью разрушен. Здание было полностью восстановлено лишь в начале XX ст.

Классицизм

Классицизм пришел в архитектуру Германии во второй половине XVIII ст. В качестве основного ориентира была взята классическая архитектура античности. Яркими образцами данного стиля являются:

Читайте также  Архитектура в острове Родос

Замок Вильгельмсхёхе в Касселе (Фото © A.Unnewehr / commons.wikimedia.org / Лицензия CC BY-SA 3.0)

  • Замок Вёрлиц (Schloss Wörlitz).
  • Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor).
  • Дворец Шарлоттенхоф (Schloss Charlottenhof) в Берлине.
  • Замок Вильгельмсхёхе (Schloss Wilhelmshöhe) в Касселе.
  • Глиптотека (Glyptothek) в Мюнхене.

Югендстиль (арт-нуво) и Баухаус

Немецкое движение «югедстиля» началось с 1890 г и продолжалось до 1910 г. Важнейшим и самым ярким примером данного стиля является Колония художников в Дармштадте. Там отлично сохранились здания и сооружения, мастерские и произведения искусства в стиле арт-нуво.

Башня «Корона города» в Дармштадте (Фото © Jean-Pierre Dalbéra / www.flickr.com / Лицензия CC BY 2.0)

Самое большое влияние на современный дизайн и архитектуру оказало движение Баухауса, возглавляемого сыном известного немецкого архитектора Вальтера Гропиуса. Движение берет свое начало с момента открытия Ваймарской школы современного искусства, архитектуры и дизайна.

Основоположники движения Баухаус старались сделать архитектуру более функциональной, а также стремились воедино объединить на первый взгляд такие несовместимые вещи, как архитектура, мебельный дизайн, рисунок и скульптура. Несмотря на негативные отзывы критиков, данное движение является достаточно влиятельным и в настоящее время.

Современность

Архитектура Германии с каждым годом пополняется современными сооружениями и новыми стилями. Особенно много смелых архитектурных проектов реализуется в Берлине. Среди них:

  • ЦентрSony, построенный в 2000 г.
  • Новый Кранцлер-Эк в минималистическом стиле.
  • Даймлер-сити, возведенный в 1998 г.

Центральный вокзал в Берлине (Фото © Jorge Láscar / www.flickr.com / Лицензия CC BY 2.0)

Истинным украшением столицы Германии стал Центральный вокзал с многоэтажной вокзальной башней и стеклянной крышей. На разных этажах здания пересекаются различные линии метро. Сооружение подобного вокзала планируется в скором времени в Мюнхене.

Посмотрите видео об архитектуре городов Германии

Индивидуальный проект «Архитектура Германии»

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное АВТОНОМНОЕ профессиональное образовательное учреждение

« Липецкий металлургический колледж»

по дисциплине: Иностранный язык

Тема: АРХИТЕКТУРА ГЕРМАНИИ

Студент гр. МТОР 18-1

Проектная часть 3

1 Особенности развития архитектуры в Германии и ее стили 3

1.1 Романский период в архитектуре Германии 4

1.2 Готический стиль в архитектуре Германии 5

1.3 Барокко в архитектуре Германии 7

1.4 Классицизм в архитектуре Германии 8

1.5 Историзм в архитектуре Германии 9

1.6 Замки Германии и их история 10

1.7 Современная архитектура Германии 11

1.8 Церковные башни и архитектура Верхнего Рейна 12

1.9 Деревянная архитектура 13

1.10 Новаторские архитектурные проекты 14 века 14

Список использованных источников

Цель индивидуального проекта (ИП) – рассмотреть и изучить различные стили архитектуры, характерные для Германии.

Объектом исследования — выступает архитектура Германии,

В ходе работы над проектом поставлены и решены следующие задачи:

– дать представления об основных стилях архитектуры Германии;

– охарактеризовать архитектуру Германии

В ходе выполнения ИП использовались методы:

– изучение и анализ имеющегося теоретического материала по теме исследования.

Документы индивидуального проекта сформированы и оформлены согласно требования Положения ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж».

1 Особенности развития архитектуры в Германии и ее стили.

Сложен и противоречив был и путь становления национального стиля архитектуре. Единственными значительными памятниками немецкого зодчества первой половины XVII века явились здания цейхгауза (1602-1607) и ратуши (1615-1620) в Аугсбурге, построенные Э. Холлем (1573-1646).В уравновешенности и четкости членений, в спокойной ясности величавых монументальных сооружений Холля еще живет дух Ренессанса, но барочные архитектурные элементы — волюты, сдвоенные пилястры и т.д. — свидетельствуют о переходе к новому стилю.Во внешнем решении зданий они использованы очень сдержанно, в особенности в ратуше: пышное барочное великолепие торжествует только в оформлении «Золотого зала». Холль мастерски прививает новые стилистические приемы к местной северной традиции, сохраняет преемственную связь с готической архитектурой (здания вытянуты по вертикали, имеют островерхие завершения кровель).Холль наметил путь самобытного развития немецкого барочного зодчества, но естественную его эволюцию нарушила Тридцатилетняя война, с началом которой в Германии почти полностью прекратилось строительство. После Вестфальского мира постепенно возрождается и архитектура, но поскольку собственных кадров строителей не было, во второй половине столетия здесь работали главным образом иностранные мастера.Культовое строительство особенно большой размах приняло в южных областях Германии, где господствовала католическая церковь и где очень тесными были материальные и духовные связи с Италией.Итальянские зодчие насаждали здесь так называемый иезуитский стиль, образцом для церковных построек служили римские храмы, в частности церковь Иль Джезу (Театинская церковь в Мюнхене, 1663-1667, арх. А. Барелли, Э. Цуккали; собор в Пассау, 1668, арх. С. Лугано; монастырь в Вюрцбурге, 1670, арх. А. Петрини).В северных и северо-западных областях страны, где преобладала протестантская религия, доминировало влияние голландской архитектуры, а в последней трети XVII столетия возросло значение французского зодчества.В архитектуре Северной Германии есть особые черты — рационалистическая ясность, даже строгость, а порой и оттенок трезвого практицизма. Протестантские церкви резко отличались от католических храмов Южной Германии.

В светском же строительстве в целом различия не были столь существенны: его дух и характер определяла феодальная аристократия; голос гордого, самоутверждающегося бюргерства, так явственно ощутимый в ратуше Холля, больше не был слыше.

Развивалась преимущественно репрезентативная архитектура — массовые виды строительной деятельности находились в упадке. Городская застройка нередко унифицировалась, бюргерские дома возводились по одному, санкционированному владетельным князем типу, а планировка города подчинялась его резиденции, ориентировалась на нее.

1.1 Романский период в архитектуре Германии.

Романский стиль архитектуры — это исторический европейский стиль эпохи зрелого Средневековья, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века французский антиквар и археолог Арсисс де Комон в начале XIX века, когда стала очевидной связь европейской архитектуры XI—XII веков с Древнеримской. Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода, в частности Каролингского Возрождения, и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм. Суровая торжественность и мощь романских сооружений создавались внушительными размерами и особенностями конструктивно художественной системы. Заботясь о прочности, строители ограничивались простыми и массивными формами из камня и кирпича. В период раннего средневековья основными архитектурными сооружениями были замки феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникавших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными.

Аббатство Маульброн является примером Цистерцианской архитектуры. Оно было построено между 12-м и 15-м веками, и включает в себя готические элементы. В 11 веке в Германии начали строительство многочисленных крепостей, в это время был построен знаменитый замок Вартбург, перестроенный позже в готическом стиле. Аббатство Маульбронн является примером Цистерцианской архитектуры. Оно было построено между 12-м и 15-м веками, и включает в себя готические элементы. В 11 веке в Германии начали строительство многочисленных крепостей, в это время был построен знаменитый замок Вартбург, перестроенный позже в готическом стиле.

1.2 Готический стиль в архитектуре Германии.

Готическая архитектура процветала в период высокого и позднего средневековья. Она эволюционировала от романской архитектуры. Первые готические здания в Германии были построены в 1230 годы, например, церковь Девы Марии (по-немецки Церковь нашей Леди) ок. 1233—1283 годов — Трир, который является одним из наиболее важных ранних готических соборов в Германии и построен в архитектурных традициях французской Готики. Фрайбургский собор был построен в три этапа, первый в 1120 годах — строили герцоги Церинген, второй, начался в 1210 году, а третий — в 1230 году. Его 116-метровая башня, как неоднократно утверждал Якоб Буркхардт, является самой красивой в христианской архитектуре. Башня почти квадратная в основании, в центре — в форме звезды. Наверху — конический шпиль. Это единственная готическая башня в Германии, которая была построена в Средние века (1330), и пережила бомбардировки 1944 года, которые разрушили все дома в западном и северном районах Франкфурта.

Кёльнский Собор Святых Петра и Марии — самая завершенная форма готического стиля в Германии, его вершина и непревзойденный шедевр. Около 3-х миллионов туристов ежегодно посещают Собор, в разгар сезона это около 40 тыс. в день. Гигантский кафедральный Кёльнский собор, в наши дни ставший одним из 100 чудес света, внесен Юнеско в список Всемирного культурного наследия человечества. Его грандиозность и размер поражают. Высоко-высоко, к небесам, ко Всевышнему устремлены его готически башни.В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Хор с обходом, расположенный целиком по типу принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году. Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего корабля, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, заполняющие всю стену. Строительство продолжалось в течение XIV и XV в.в., но шло медленно, а позднее совсем прекратилось. Несколько веков собор простоял недостроенным.

Строительство собора было возобновлено лишь в XIX веке, после того как в 1814 г. были найдены подлинные чертежи. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено.

Кельнскому собору в высокой мере присуще типичное для поздней готики обилие изысканного архитектурного декора, покрывающего все детали беспокойно сплетающимся в великолепные каменные кружева узором. Стены, своды и пол Кёльнского собора выложены серым рейнским камнем, добытым в каменоломнях под Бонном.В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Хор с обходом, расположенный целиком по типу принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году. Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего корабля, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, заполняющие всю стену. Строительство продолжалось в течение XIV и XV в.в., но шло медленно, а позднее совсем прекратилось. Несколько веков собор простоял недостроенным.

Строительство собора было возобновлено лишь в XIX веке, после того как в 1814 г. были найдены подлинные чертежи. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено.Кельнскому собору в высокой мере присуще типичное для поздней готики обилие изысканного архитектурного декора, покрывающего все детали беспокойно сплетающимся в великолепные каменные кружева узором. Стены, своды и пол Кёльнского собора выложены серым рейнским камнем, добытым в каменоломнях под Бонном.

Немецкая архитектура до XX века

Разнообразие направлений

Архитектура Германии имеет долгую, богатую и разнообразную историю. Здесь имеются образцы архитектуры Каролингов, романского, готического стилей, архитектуры Ренессанса, барокко, классической и современной (модернизм) архитектуры. Многовековая раздробленность Германии на маленькие княжества и царства привела к великому разнообразию направлений в архитектуре и благоприятствовала развитию национальной архитектуры. Строительство немецких городов производилось в разнородных и разнообразных архитектурных стилях. Многие из архитектурных памятников были утрачены в годы Второй Мировой Войны. Послевоенная застройка проводилась в стиле модерн.

Читайте также  Архитектура в Барселоне

Резюмируя вышесказанное, можно выделить ряд направлений в архитектуре Германии до XX века:

  • дороманский период;
  • романский период;
  • готический стиль;
  • ренессанс;
  • барокко;
  • классицизм;
  • историзм.

Основные направления

В Дороманский период можно включить и древнюю архитектуру, берущую свои истоки еще от Римской империи. Ярким примером зданий древней архитектуры являются сторожевые башни Лимес Романус, на тот момент являющиеся границей Римской имерии, а также древние городские ворота города Трир (старейшего города Германии).

Готовые работы на аналогичную тему

В целом, к дороманской архитектуре принято относить здания, возведенные в королевстве Меровингов (конец VIII – начало XI века). Из известных зданий этого периода можно выделить Лорш Абби – сторожку, построенную для военных целей и церковь Св. Михаила в г. Хильдесхайм.

Романский период (X – начало XIII века) выделяется наличием в зданиях полукруглых арок, парных окон, а также крутых сводов. В композициях германских церквей романского периода важную роль играли башни. В этот период началось формирование общеевропейского художественного стиля, называемого романским. Основными очагами такой культуры стали монастыри. Данный период примечателен тем, что создатели храмов были вынуждены приводить планировку здания в соответствие с требованиями культа, усовершенствовав конструкцию перекрытий, сделав их каменными. Одно из самых выдающихся сооружений этого периода – Шпайерский собор, построенный в несколько этапов. В XI веке это сооружение считалось самым большим зданием в христианской культуре.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Рисунок 1. Шпайерский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готический стиль является кульминацией развития романской архитектуры. Эволюционировало это направление в период позднего средневековья. В 1230 годы была построена церковь Девы Марии в г. Трир, являющимся важнейшим городом в готической культуре соборов Германии. Примечательно, что построен он в архитектурных традициях французской готики. В этом разделе стоит упомянуть и Кельнский Собор, который является крупнейшим собором в готическом стиле. Специфическим ответвлением в готической архитектуре является кирпичная готика, которая распространена в Северной Европе. Такая географическая особенность обусловлена отсутствием каменных ресурсов в этих районах.

Рисунок 2. Церковь Девы Марии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ренессанс или архитектура эпохи Возрождения относится к периоду начала XV и начала XVII веков. В Германии ренессанс начал развиваться позже, чем в остальной Европе, однако при этом был популярен не только в светской архитектуре, но и в религиозной. Виднейшим памятником немецкого Ренессанса является Гейдельбергский замок. Одним из первых зданий, причисленных к этому периоду, является часовня Фуггеров, построенная банкиром в качестве усыпальницы для всей своей семьи.

Барокко. Родиной этого стиля считается Италия XVII века, в то время активно выражающая торжество позиции абсолютистского государства и церкви. Поэтому Барокко являлось своеобразным ответом на движение протестантской реформации. В Германию барокко пришел после Тридцатилетней войны, архитекторы руководствовались французскими образцами, в частности – зданиям Людовика XIV в Версале. В Архитектуре барокко совершенно четко прослеживается корреляция со скульптурой и живописью, это и является отличительно особенностью направления. Известными дворцами в стиле барокко являются замок Шарлоттенбург в Берлине и дворец Аугустусбург в Брюле.

Рисунок 3. Церковь Фрауэнкирхе, Дрезден. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классицизм в Германии распространялся во второй половине XVIII века. Здесь архитекторы черпали вдохновение от архитектуры древних сооружений. Одним из самых известных памятников классицизма являются Бранденбургские ворота, которые были созданы по заказу короля Фридриха Вильгельма II в знак мира. На сегодняшний день Бранденбургские ворота по праву входят в список знаменитейших европейских достопримечательностей архитектуры.

Историзм или эклектика берёт свои начала из исторических стилей. Возникло это направление в архитектуре в середине XIX века, ознаменовав возвращение к более раннему классицизму живописи и архитектуры. Особо примечателен вклад в историзм такого архитектора, как Готфрид Земпер, построившего галерею в Цвингере и здание Оперы в Дрездене. В этом разделе стоит упомянуть и о региональных ответвлениях исторического стиля в Германии. Например, курортная архитектура страны (Балтийское побережье) известно Ганноверской школой архитектуры и Нюрнбергским стилем.

Рисунок 4. Здание оперы в Дрездене. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные особенности

Основные особенности «исторический» архитектуры Германии:

  • до первой половины XIX века неостили развивались преимущественно в ключе романтической эстетики, при том, что определяющее значение в направлении стиля имела так называемая «высокая идея»;
  • со второй половины XIX века плавно формировался «археологический» или «научный» этап использования исторического опыта, начало ему положила дискуссия о «новом стиле»;
  • начал формироваться эклектический творческий метод архитекторов, в основе которого лежала не только ориентация на определенные формы и линии, но и выбор композиционных приемов и принципов связи утилитарных и художественных аспектов архитектуры;
  • архитектура второй половины XIX века характеризовалась отсутствием устойчивой системы форм, т.е. отсутствием стилистического единства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Застывшие в камне: советская архитектура в Германии

Думается, начать разговор о советской архитектуре Германии, а точнее бывшей ГДР, логичнее всего было бы со здания советского посольства в Берлине.

Возвели его на месте прежнего здания посольства, разрушенного во время войны практически до основания. Поэтому, хотя в некоторых источниках новая постройка преподносится как реконструкция старой, фактически это совершенно другое здание, отличающееся как стилистически, так и по размеру: площадь его втрое превышает площадь исходного строения, с которым общего сохранилось немного — только местоположение и предназначение. Как бы там ни было, возведенное в 1949–1951 годах и открытое аккурат к очередной годовщине Великого Октября здание отличается богатым декором, свойственным сталинской архитектуре, монументальностью форм и интересными инженерными решениями. Автором проекта был советский архитектор Анатолий Стрижевский, работавший в соавторстве с германским коллегой Фритцем Борнеманном. А непосредственно строительные работы курировал целый коллектив инженеров из СССР. Сейчас в этом образчике советского монументализма располагается Посольство Российской Федерации.

Еще одно выдающееся во всех смыслах сооружение в столице Германии обязано своим появлением советской культурной традиции.

Речь идет об одном из бесспорных символов Берлина — здании телебашни, высочайшей постройке города и четвертой по высоте во всей Европе после Останкинской, Киевской и Рижской своих товарок.

Последняя, кстати, превосходит Берлинскую всего на полметра, что при высоте в триста шестьдесят восемь метров, согласитесь, несущественно. Проект телебашни был разработан видным немецким архитектором Германом Хензельманном еще в начале 60‑х годов, но строительство завершилось только к 1969 году. Конструкция снабжена вращающейся смотровой площадкой на высоте двухсот с лишним метров, откуда город виден от края до края.

В том же году в Берлине выросло и еще одно высотное здание — по тогдашним меркам и вовсе без преувеличения небоскреб. Таков был возведенный архитекторами Роландом Корном, Хайнцем Шарлиппом и Хансом Эрихом Богацки 150‑метровый отель «Штадт Берлин», упоминания о котором найдутся в любом справочном издании. Он тоже являлся своего рода рекордсменом — на этот раз не абсолютным, как телебашня, а непосредственно среди домов. Между этажами отеля сновал необычайно скоростной для того времени лифт, на тридцать седьмом этаже располагался ресторан и самое «оторванное от земли» в Европе казино.

Впечатляющий силуэт отеля и сейчас возвышается на Александер-плац, но после реконструкции изменились, став более современными, как внешний облик здания, облицованного зеркальными панелями, так и его название.

Сейчас отель носит имя «Парк-инн» и располагает более чем тысячей номеров.

Другой небоскреб, младший брат вышепоименованного, высится на Александер-плац с 1971 года. Это построенный Роналдом Корном, Йоханнесом Бриске и Роландом Стейжером семнадцатиэтажный Дом туриста, или по-немецки Haus des Reisens. Его высота составляет шестьдесят пять метров, а необычная конфигурация задерживает взгляд. Кажется, будто на невысокую подставку водрузили башню из детского конструктора, — такое впечатление производит двухэтажная платформа, лежащая в основании здания, и непосредственно высотка, как будто слепленная из двух неодинаковых частей.

Почти в это же время на той же площади было построено еще одно здание, которое вместе с отелем, бесспорно являющимся архитектурной доминантой, создало очень узнаваемый облик Александер-плац.

Здание это — Centrum Warenhaus, или Центральный дом торговли.

Проще — универмаг, спроектированный германским архитектором И. Кайзером.

Его необычный внешний вид запечатлен на множестве фотографий 70‑х годов, но для тех, кто не успел увидеть Дом торговли до 2004 года, фотографии теперь единственный шанс оценить это колоритное строение. Современный вид, который универмаг приобрел после реконструкции, имеет мало общего с «первоисточником».

Как Берлинская телебашня считается символом города, так и Дворец Республики долгие годы воспринимался в качестве оного и в значительной степени определял облик центральной части германской столицы.

Но в отличие от телебашни, которая и поныне здравствует, построенное в 1976 году необычное здание, облицованное сверкающими на солнце стеклянными плитками цвета темного янтаря, где проходили заседания Народной палаты ГДР, а также различные культурные мероприятия, мы с вами уже не увидим.

Еще в 90‑е Дворец был закрыт, а в начале 2000‑х годов было принято решение о сносе здания, официальной причиной чему послужило использование при строительстве большого количества асбеста, обладающего канцерогенными свойствами. К 2008 году демонтаж Дворца республики был завершен, и всё вернулось на круги своя: освободившееся место стало площадкой для воссоздания Городского дворца, чьи руины когда-то уступили место Дворцу Республики.

Но не только Берлин мог похвастаться «советскими небоскребами». В городе Йене, центре производства оптики, в 1972 году закончилось строительство круглого в сечении высотного 127‑метрового здания, на тот момент бывшего самым высоким не только в городе, но и во всей стране. Строилось оно как Исследовательский центр оптической индустрии для всемирно известной компании «Карл Цейсс», но впоследствии в нём расположился корпус университета имени Фридриха Шиллера, благодаря чему местные жители до сих пор зовут высотку Университетской башней.

«До сих пор», потому что последние два десятилетия привнесли немало нового. Реконструкция, проведенная на рубеже тысячелетий, подарила зданию более современный облик и тридцать два метра высоты, а смена владельца обусловила новое название: теперь небоскреб зовется JenTower, или Йенской башней.

Но если отвлечься от небоскребов и башен и обратиться к более прозаическим постройкам — жилым домам, то и тут найдется на что посмотреть. Чего стоит одна только столичная Карл-Маркс-аллее, застроенная во второй половине 50‑х монументальными жилыми кварталами, еще хранящими дух сталинского ампира! Интересно, что после объединения Германии улице удалось сохранить свое название, а также бюст того, чье имя она носит.

Читайте также  Архитектура в Самаре

Несомненно, высокие потолки и реверансы в сторону античной культуры ставят подобные дома на несколько иную ступень, нежели привычные всем «хрущевки». Но и они в бывшей ГДР зачастую смотрятся достаточно интересно снаружи и вполне аккуратно внутри. Вот, например, район Лихтенберг в Берлине.

Конечно, блочные и панельные «хрущобы» задумывались как временное жилье, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. В Германии к этому относятся с истинно немецким педантизмом: там с конца 2000‑х годов развернулась масштабная программа по реновации жилых кварталов, построенных в 60‑е и 70‑е годы.

Опрятные, отреставрированные многоквартирные здания не портят облик германской столицы, а всего лишь являются молчаливыми свидетелями ушедшей эпохи.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

История архитектуры

June 2020

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

20 самых красивых средневековых замков Германии

О красоте замков, как о вкусах, спорить сложно, поэтому любые попытки составить объективный рейтинг самых красивых или известных из них заранее обречены на протесты знатоков или тех, кто бывал в каких-то других местах. Однако из фаворитов, регулярно появляющихся в различных немецких перечнях, вполне можно составить Золотую двадцатку средневековых каменных достопримечательностей Германии.

Главное при этом — не распыляться, ограничившись — при всех соблазнах — лишь замками, хотя бы заложенными в Средние века, то есть оставить на потом творения мастеров более поздних времен и стилей — ренессансных, барочных, историзма и классицизма. Например, знаменитейший Нойшванштайн, построенный баварским королем Людвигом II в XIX веке, так сказать, по мотивам древних рыцарских замков.

Итак, 20 самых красивых средневековых замков Германии

1. Замок Эльц — Burg Eltz

Замок Эльц спрятался от всего мира в тихом лесу в нескольких километрах от берегов реки Мозель. Его изображение украшало купюру в 500 немецких марок образца 1960-го года. Много столетий им владеют представители одного и того же знатного рода — уже в 33-м поколении. Возведенный, как предполагают специалисты, в XII веке, впервые он упоминается в дарственной грамоте императора Фридриха Барбароссы.

2. Замок Пфальцграфенштайн — Burg Pfalzgrafenstein

Этот замок XIV века находится на 546 рейнском километре около города Кауб. Считается одним из самых необычных и живописных замков Германии. Был построен среди реки специально для размещения в нем таможенного поста, взимавшего сборы с купцов и капитанов за провоз товаров вплоть до 1876 года. Гарнизон замка насчитывал от 20 до 54 человек.

3. Замок Марксбург — Burg Marksburg

Один из самых живописных замков долины Среднего Рейна, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположенный на 160-метровом скалистом выступе, из всех замков в этой части реки он сохранился наилучшим образом. Начало постройки датируется первой половиной XIII века. В 1990-х годах японцы хотели перевезти замок на остров Мияко, но сделка не удалась и они ограничились возведением его копии.

4. Имперский замок в Кохеме — Reichsburg Cochem

В Средние века этот замок, расположенный в стратегически важном месте над рекой Мозель, использовался для сбора таможенных пошлин — главным образом, за перевозку вина. Прямо из замка движение по реке можно было перекрывать с помощью специальной цепи. Был сильно разрушен в XVII веке и восстановлен на частные средства в эпоху немецкого романтизма. С 1978 года находится в городской собственности.

5. Императорский замок Кайзербург — Nürnberger Burg

Нюрнбергская крепость с расположенным на ее территории замком на протяжении столетий была местом, в котором вершилась немецкая история. Особую роль в Священной Римской империи этот город начал играть уже в середине XI века. С 1050 по 1571 годы здесь останавливались все ее императоры, иногда — проездом, иногда — на более длительные сроки, а Кайзербург считался одной из важнейших их резиденций.

6. Замок Зацвай — Burg Satzvey

Его нынешние владельцы первыми в Германии устроили в своем замке исторический рыцарский турнир. Было это более 30 лет назад. История этого замка, расположенного на равнине и когда-то со всех сторон окруженного водой, начинается в XII веке. Находится он под Кельном в регионе Айфель. Особой популярностью здесь также пользуются традиционные рождественский и пасхальный базары.

7. Замок Крибштайн — Burg Kriebstein

Расположенный всего в 60 километрах от Дрездена, он считается самым красивым рыцарским замком Саксонии. Он уже неоднократно (еще во времена ГДР) становился местом съемки сказочных фильмов. Его история насчитывает уже более шести веков. Сохранил свой готический характер, хотя некоторые его части перестраивались и расширялись. Первое письменное упоминание датировано 4-м октября 1384 года.

8. Замок Вернигероде — Burg Wernigerode

Замок Вернигероде впервые упоминается в хрониках XII столетия. Его возвели на пути, который германские императоры проделывали к местам охоты в лесах Гарца. В 1979 году замок и город превратили в съемочную площадку под открытым небом. Режиссер Марк Захаров приехал сюда в ГДР экранизировать пьесу Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» с Олегом Янковским в главной роли.

9. Замок Бургхаузен — Burg Burghausen

Бывшая резиденция немецкого знатного рода Виттельсбахов. Замок расположен в одноименном баварском городе недалеко от границы с Австрией. Растянувшийся более чем на километр на узком вытянутом хребте, он внесен в Книгу рекордов Гиннеса как «Самый длинный замок мира». Первое упоминание об укреплении в Бургхаузене датируется 1025 годом. Разрушен в наполеоновские времена и восстановлен в 1896 году.

10. Замок Лауэнштайн — Burg Lauenstein

Этот самый северный замок Баварии расположен под городом Людвигсштадт. Старейшие его части относятся к XII веку, а первое упоминание датировано 1242 годом. Нынешнее главное крыло замка было возведено в ренессансном стиле в середине XVI века. В 1944 году здесь некоторое время под арестом содержался немецкий адмирал Вильгельм Канарис, повешенный позже по решению специального суда «третьего рейха».

11. Замок Траусниц — Burg Trausnitz

Герцогская резиденция в баварском городе Ландсхут. Замок был заложен в 1204 году на холме около реки Изар после расширения владений рода Виттельсбахов в Нижней Баварии. Во времена правления Фридрих II Штауфена замок стал одним из главных центров власти Священной Римской империи. Гостями замка были легендарные миннезингеры Тангейзер и Вальтер фон дер Фогельвейде.

12. Замок Гогенцоллерн — Burg Hohenzollern

Этот замок, расположенный в полусотне километров от Штутгарта, считается родовым гнездом одноименной швабской династии, представители которой возвысились еще во времена Средневековья. В XV-XVI веках они стали правителями Бранденбурга и Пруссии, а в 1871 году заняли трон германских кайзеров. Замковая крепость была возведена, предположительно, в XI веке. Первое упоминание датировано 1267 годом.

13. Замок Альтена — Burg Altena

Находится в долине реки Лене — притока Рура. Согласно легендам, был возведен в XII веке представителями династии графов Берга. В последние столетия в замке размещались гарнизон, дом инвалидов, криминальный суд, приют для бедняков, тюрьма, больница, а в 1912 году именно здесь была основана первая в Германии молодежная турбаза (Jugendherberge) — специальная гостиница для школьных групп.

14. Хамбахский замок — Hambacher Schloss

Этот замок в земле Рейнланд-Пфальц считается колыбелью немецкой демократии. В 1832 году он стал местом проведения крупного народного праздника, 30 тысяч участников которого впервые в Германии выступили за политические свободы, национальное единство и гражданские права. Первое укрепление на этом месте было возведено в XI веке. Нынешний облик замок приобрел в середине XIX века в эпоху романтизма.

15. Замок Браунфельс — Schloss Braunfels

Расположен в нескольких километрах от реки Лан между городами Вайльбург и Вецлар. До сих пор остается во владении потомков древнего графского и княжеского рода. Первое письменное упоминание датировано 1246 годом. Замок был существенно расширен в XV-XVII веках. В середине XIX века произведена реконструкция в неоготическом стиле. В помещениях расположены предметы из коллекции XIII-XIX веков.

16. Замок Райнштайн — Burg Rheinstein

Возведенный на скалистом утесе над Рейном, этот замок XIII века считается одним из главных символов рейнской романтики и входит в список Всемирного наследия. Был сильно разрушен в XVIII веке. Позже перешел во владение прусского принца Фридриха Вильгельма и был восстановлен в стиле историзма. В 1975 году замок купил оперный певец Герман Хехер, вложивший затем существенные средства на его ремонт.

17. Замок Фюрстенберг — Burg Fürstenberg

Еще один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО на Среднем Рейне — руины замка Фюрстенберг в районе Майнц-Бинген. Был возведен в 1219 году для охраны земель Кельнского архиепископства в этом регионе. Разрушен в 1689 году французами во время войны за Пфальцское наследство и после этого не подвергался восстановлению. Подобные планы в XIX веке разрабатывались, но они остались на бумаге.

18. Гейдельбергский замок — Heidelberger Schloss

В XIX веке эти самые знаменитые средневековые руины Германии вполне осознанно не стали восстанавливать, чтобы не повредить ореол романтичности. До разрушения во время войны за Пфальцское наследство здесь над Гейдельбергом находилась резиденция курфюрстов Пфальца. Первое письменное упоминание замка датировано 1225 годом. В начале XV века его расширили и укрепили, превратив в крепость.

19. Кведлинбургский замок — Schloss Quedlinburg

Замок над Кведлинбургом принадлежал Генриху Птицелову — первому германскому королю из Саксонской династии. Согласно легенде, в 919 году именно у этой скалы тогдашнему герцогу Саксонии предложили корону Восточно-Франкского королевства — государства, предшествовавшего Священной Римской империи и современной Германии. Основателем империи стал сын короля Генриха — Оттон I Великий.

20. Замок Вартбург — Wartburg

Последний в нашей Золотой двадцатке средневековых немецких замков, но далеко не последний по своему значению. Заложенный 1073 году, замок Вартбург входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1521 — 1522 годах здесь под именем «Юнкер Йорг» скрывался реформатор и основатель немецкого протестантизма Мартин Лютер. Именно в Вартбурге он перевел на немецкий язык Новый Завет.