Архитектура в Бразилии

Архитектура в Бразилии

Что мы знаем о Бразилии – стране контрастов, едва остывшей от летних олимпийских игр, когда взгляды миллионов людей были прикованы только к ней? Чем живет, как выглядит страна рекордов, побед и разочарований? Ведь здесь жили и творили выдающиеся архитекторы, оставившие замечательное наследие, украшающее собой этот жаркий уголок.

Оскар Нимейер: мастер бразильского модернизма

Настоящий поэт от архитектуры, Оскар Нимейер прожил плодотворную творческую жизнь, создав свой неповторимый стиль. Его удивительные, пышные и пластичные здания украшают Рио и другие города. Он был активным защитником интересов своей страны и считал искусство и красоту инструментом для достижения политической независимости. И кому, как не Нимейеру, было доверить проект градостроительства новой столицы, Бразилиа?

Он создал множество архитектурных шедевров, среди которых:

Музей современного искусства в Нитерое (1996 год)

Удивительное сооружение, ставшее визитной карточкой г. Нитерой, находится на скалистом берегу залива Гуанабара. Чаша на ножке или летающая тарелка – так выглядит здание. Сам автор шутил о таком решении, что инопланетяне, восхитившись красотой здешних мест, решили не улетать. А тарелка стала музеем современного искусства. Несущая колонна, погруженная в бассейн, создает еще большее сходство с летающей тарелкой и приподнимает здание, чтобы не заслонять вид на воду и Рио.

Кафедральный собор (1970 год)

Сооружение, за которое автор получил Притцкеровскую премию, представляет собой изогнутые колонны, образующие гиперболоид. Художественной идеей Оскара Нимейера было изобразить руки, тянущиеся к небу. Между колоннами помещены витражи, через которые храм заполняется солнечным светом. Под потолком парят ангелы, а над алтарем висит стеклянное яйцо, символизирующее начало начал. Сейчас собор популярен и ежегодно собирает миллионы туристов.

Национальный музей Бразилии (2006 год)

Еще одно архитектурное чудо, привлекающее внимание – здания национального музея и библиотеки. Их Оскар создал, приближаясь к своему столетнему юбилею. Музей представляет собой гигантскую гладкую полусферу белого цвета.

Следующий бразильский архитектор, Серхио Бернардес, стал известен проектом собственного дома Casa Lota, основу которого составили металлические конструкции и стекло.

Отель Tropical Tambaú (1962 год)

Значительна его работа – отель в Жуан-Песоа, на берегу океана рядом с тропическим лесом. Он представляет собой двойное кольцо, в котором разместились более 170 номеров, велнес-центр с 12-ю конференц-залами и большой лекториум на 1700 человек.

Легендарная женщина-архитектор Лина Бо Барди, творившая в Сан-Паулу с 1946 года, вошла в историю бразильской архитектуры как автор знаменитого на весь мир «Стеклянного дома» и создатель популярной модели кресла-сферы.

Культурный центр SESC Pompeia (1986 год)

Ее детище – культурный центр SESC Pompeia, украшает сейчас центр Сан-Паулу. Этот комплекс объединяет несколько спортивных площадок и бассейн, театры и рестораны. Интерьер каждого зала уникален и нигде не перекликается ни с одним другим. На открытых площадках проходят презентации и научные выставки.

Архитекторы создают не только великолепные строения, музеи и дома, но и обычную домашнюю посуду. Об этом в обзоре коллекции от Заха Хадид

10 архитектурных чудес Бразилии

При упоминании Бразилии в уме возникают образы бесконечных пляжей, танцовщиц и накала страстей на футбольном поле. В списке символов этой страны едва ли найдется место архитектуре. Тогда как она поражает своей смелостью, чувственностью и тропическим характером

Статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро

Первое, что замечаешь в Бразилии, — набожность людей. «Если Бог захочет», «иди с Богом», «с Божьей помощью» — постоянно слышится в речи бразильцев. Даже столетие независимости страны они решили отметить не чем иным, как воздвижением статуи Христа Искупителя в тогдашней столице Рио-де-Жанейро. Собранных с населения денег хватило на создание 38-метрового монумента, который водрузили на самой высокой точке в округе — горе Корковаду, чтобы каждый видел, на что пошли его средства. Постепенно статуя стала символом города и местом притяжения туристов со всего мира. Люди стремятся к Христу Искупителю не только из-за красивого вида на Рио, но и из-за приписываемой этому месту энергетики. Такой обладают старый Иерусалим, Петра и Мачу-Пикчу. Со смотровой площадки у статуи не хочется уходить — и в этом главный секрет ее грандиозности.

Храм пророка Боско в Бразилиа

Красивые истории — страсть бразильцев. Сон в летнюю ночь 1883 года отца-настоятеля Боско стал предлогом для переноса столицы из Рио-де-Жанейро в пустыню в сердце страны. Монаху приснилось, что между 15 и 20 параллелями Южного полушария появится город, который станет местом рождения новой цивилизации. Полвека спустя президент Кубичек вспомнил об этом сне и решил войти в историю как первый в мире человек, построивший идеальный город — Бразилиа.

В основе города лежит сон. Чтобы показать это, архитектор Клаудио Навес решил построить храм, где в любое время дня — ночь. Потому стены собора, названного в честь провидца, сделаны из муранского стекла 12 оттенков синего цвета. В середине храма под потолком висит люстра из 7400 кристаллов. Она символизирует свет, который дает миру вера в Бога. В течение дня в храме только естественное освещение, а когда краски сгущается, помещение наполняется сиянием трехтонной люстры.

В соборе нет алтаря в привычном понимании, а о пророке Боско напоминают лишь рельеф на медных дверях и небольшая статуя. Эффект волшебства достигается с помощью света и тишины, о которой даже не приходится просить гостей этого храма.

Музей Оскара Нимейера в Куритибе

Когда у знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера наступал творческий кризис, он гулял по пляжу Копакабана, разглядывал девушек и крутые изгибы холмов. Все самые красивые линии уже созданы природой, и ему нужно было лишь повторить их в своих творениях. Именно он создал музей в форме глаза, церковь-шатер и здание конгресса с двумя тарелками на крыше, но самое главное — вдохновил других архитекторов строить здания, которые никого не оставляют равнодушным. MON — музей Оскара Нимейера — находится в городе Куритиба, на юге страны. Это самая большая и самая узнаваемая выставочная площадка Латинской Америки. Все потому, что один из павильонов выполнен в форме огромного глаза, который возвышается над искусственным озером.

В «глаз» можно попасть через соседний павильон, где также находится двор скульптур, выставочные залы, кафетерий и магазин с сувенирами. Как это часто бывает в творениях Нимейера, вход и выход в этом музее не совпадают. Посетители покидают последний павильон-глаз по лентообразному спуску и почти все возвращаются в зал, посвященный архитектору и вдохновлявшим его изгибам.

Кафедральный собор в Бразилиа

Изогнутые бумерангами колонны кафедрального собора символизируют воздетые к небу руки. Пространство между колоннами заполняют витражи, благодаря которым помещение церкви залито солнечным светом. Оскар Нимейер считал, что солнечный свет в храме лучше свечей и лампад. Чтобы показать всю прелесть такого освещения, архитектор делает вход в храм через подземный туннель. После него наполненный сиянием зал заставляет зажмуриться.

Парящие под потолком алюминиевые ангелы, стеклянное яйцо над алтарем как символ начала всего сущего, пол, плавно переходящий в стены, — кажется, что находишься на небе, хотя на самом деле под землей. Почему-то атеисту Оскару Нимейеру церкви удавались особенно хорошо. За этот проект он получил Притцкеровскую премию — архитектурного «Оскара», а также долгое неприятие священников и отказ служить в непонятной им церкви.

Читайте также  Архитектура в Париже

Подъемник Ласерда в Салвадоре

Африканское сердце Бразилии, бывшая столица и рынок рабов, когда-то было разделено крутой скалой на два города: нижний и верхний. Говорят, до появления подъемника Ласерда парни из нижнего города старались не влюбляться в девушек из верхнего, потому что подъем на ручном иезуитском лифте стоил слишком дорого.

В 1873 году механический подъемник соединил два Салвадора, и город зажил новой жизнью. Это сооружение инженера Ласерда настолько любимо горожанами, что считается центром штата Баия, символом Салвадора и появляется на каждом третьем граффити.

Подъемник высотой 72 метра за символическую плату ежедневно перевозит порядка тридцати тысяч пассажиров. Путь из нижнего города в верхний длится полминуты, за которые можно успеть перекинуться парой слов с лифтером в белой рубашке. Уже наверху, проходя через стеклянный коридор, особенно приятно полюбоваться бухтой и портовой суетой в нижней части города.

Президентский дворец в Бразилиа

Этот дворец построили за невероятный срок — всего полтора года, потому что президент Кубичек спешил перенести президентский офис из Рио-де-Жанейро в новую столицу. Сжатые сроки строительства не помешали дворцу стать лучшим в мире образцом модернистской архитектуры.

Впрочем, дворец больше напоминает офис компьютерной компании: четырехэтажный стеклянный кубоид поддерживают белые колонны, по словам архитектора, словно «перья, опускающиеся на землю». Открытое прозрачное здание — символ доступной и близкой к людям власти. Вокруг кабинета президента нет ни высоких заборов, ни сотни охранников по периметру. Лишь искусственное озеро с красным рыбами, а позади — лес.

Фонд Ибер Камарго в Порту-Алегри

Основанный вдовой художника фонд расположен в причудливом здании на берегу озера Гуаиба, в отдалении от центра Порту-Алегри. Проект музея, созданный португальским архитектором Альваро Сиза, получил «Золотого льва» на архитектурной биеннале в Венеции и специальный приз на Миланской выставке.

В этом здании спираль коридоров задает направление движению гостей, поднимая их из зала в зал — и так до самой крыши. Посетители следуют изгибам стен и коридоров. Без вывесок, указателей и экскурсоводов. Эффект полного единения человека с пространством — таков след, оставленный на земле ковбоев гаучо одним из самых важных в мире архитекторов.

Национальный конгресс в Бразилиа

Пожалуй, самое необычное здание правительства в мире. «Я хотел найти решение, которое вызывает удивление, эффект сюрприза, чтобы, наблюдая снаружи, у человека возникло желание узнать, как здание выглядит изнутри», — так описывал свою задумку Оскар Нимейер. Архитектор не изменяет своему стилю: здесь также имеется искусственное озеро и необычный вход — каменный язык. «Голубой зал» для заседаний сенаторов находится под перевернутой тарелкой, которая, по словам Нимейера, символизирует работу мысли. «Зеленый зал» для депутатов расположен под другой тарелкой, означающей открытость всем идеологиям. В башнях — телевизионные студии прямого вещания и кабинеты чиновников с лучшим видом на город.

Собор Святого Себастьяна в Рио-де-Жанейро

Неподалеку от исторического центра Рио стоит гигантская серая пирамида, напоминающая вавилонскую башню с картины Брейгеля. Колокольня рядом похожа на нефтяную вышку. Это кафедральный собор Рио-де-Жанейро. Но тот, кто об этом не знает, скорее всего, пройдет мимо.

Модернистские церкви не манят сиянием луковичных куполов и стремящимися к небу шпилями. Собор Святого Себастьяна, покровителя города, снаружи привлекает внимание лишь формой и размером. Зато внутри благодаря четырем огромным витражам создан эффект неземного пространства, из-за которого хочется украсть время у других достопримечательностей и провести его здесь.

В отличие от Нимейера, архитектор Эдгар Фонсека оставляет церкви привычный полумрак. Редкие солнечные лучи проникают через разноцветные витражи и застывают в причудливых узорах на лицах прихожан, которые сидят на удобных деревянных лавках и наслаждаются прохладой, столь ценной в городе вечного лета.

Дворец правосудия в Бразилиа

Успокаивающий звук водопадов, озеро с японскими карпами и сад во внутреннем дворе — для работников министерства юстиции Оскар Нимейер создал атмосферу абсолютного дзена. Падающая со стен вода символизирует силу правосудия, озеро с зелеными островками — спокойствие, а намек на готический стиль — консерватизм. Попасть внутрь Дворца правосудия случайному путешественнику не так-то просто. Но каменный остров бразильской юстиции, дрейфующий на спокойных водах экономической стабильности, — один из редких проектов Нимейра, который особенно красив именно издалека.

Архитектура Бразилии

Бразильские архитекторы творят чудеса, создавая неповторимые строения

Бразилия долгое время была колонией Португалии, поэтому и бразильская архитектура формировалась под влиянием архитектурных традиций Португалии. Наиболее яркие образцы колониального стиля можно встретить в старинных городах Бразилии. Оуру-Прету, Салвадор, Сан-Луис, старая часть Рио-де-Жанейро известны всему миру церквями, монастырями и жилыми кварталами колониальной эпохи.

В начале 20 века в истории бразильской архитектуры происходит перелом: на внешнем облике бразильских городов начинает сказываться влияние европейских архитекторов. Но бразильским архитекторам удалось создать свой неповторимый, известный во всем мире стиль, наиболее ярким воплощением которого стала молодая столица Бразилиа. Этот неповторимый город создали два знаменитых бразильских архитектора: Лусио Коста, создавший проект генерального плана города, и Оскар Нимейер — создатель всех основных зданий города.

Город построен в форме гигантского креста или самолета. Условно в городе можно выделить тело, голову и крылья. В теле птицы находятся административные и общественные здания, крылья — жилые кварталы, а в голове сосредоточены объекты федерального значения — прокуратура, парламент, площадь Трех властей. В основе планировки — две перекрещивающиеся широкие улицы: дугообразная главная магистраль и прямая улица, на которой расположены все важнейшие здания столицы. Национальный конгресс, Дворец правительства, Верховный суд находятся на площади Трех властей. Это административный центр города. Не менее интересны в архитектурном отношении Дворец Итамарати, здание Министерства иностранных дел, с высокими арками, широкими проемами и аквапарком.

Шедевр архитектуры Бразилиа — Кафедральный собор. Это главный собор страны. В постройке собора использовались 16 железобетонных колонн, весом 90 тонн каждая. Верхняя часть собора напоминает корону, ее также сравнивают с руками, молитвенно воздетыми к небу, или с цветком. Бразильский собор кажется прозрачным, легким, воздушным благодаря ребристой структуре. Крыша у собора — полупрозрачная, поэтому люди, находясь в храме, могут видеть свет неба. К тому же вся структура вращается. Когда смотришь на собор, возникает ощущение, словно собор ввинчивается в небо, возносится к нему.

Еще один памятник бразильской архитектуры — Церковь Святого Франциска Ассизского — уникальный памятник бразильского рококо. Построил Церковь Антонио Франциско Лишбоа, он также известен, как Алежадинью.

Церковь Святого Франциска Ассизского — шедевр католической архитектуры, уникальный тем, что появился в XVIII веке, в далекой Бразилии

Возведение католической церкви в городе Оуру-Прето, расположенному в далекой Бразилии, началось в 1766 году. Алежадинью спроектировал, выстроил церковь Святого Франциска Ассизского, украсил ее роскошным фасадом, выполнил резные работы внутри и снаружи, из которых наиболее выдающимся трудом является круглый барельеф с изображением святого Франциска. Интерьер церкви украшен позолоченным деревом, статуями и картинами, а деревянный потолок — красивой росписью Мануэла да Кошты Атейды.

Один из лучших памятников спортивной архитектуры — стадион «Маракана», находящийся в Рио-де-Жанейро. Этот стадион называют храмом футбола.

Над стадионом работали семь лучших архитекторов города: Мигель Фельдман, Вальдир Рамос, Рафаэль Гальван, Оскар Вальдетаро, Орландо Азеведо, Антонио Диас Карнейру и Педро Паулу Бернардес Бастос. И неудивительно, что «Маракана» стал национальным стадионом Бразилии. Это еще и крупнейший стадион Южной Америки. В архитектурном плане он построен пологим амфитеатром, уходит как будто вдаль, что создает ощущение легкости.

Читайте также  Архитектура в Италии

Бразильская архитектура — это сплав гармонии, красоты и удобства. Особое значение архитекторы придают пейзажу, окружающему здания. Цель бразильских архитекторов — уравновесить жесткость фасадов из бетона нежностью и легкостью зелени скверов и парков. Контуры архитектурных шедевров спроектированы таким образом, чтобы они наиболее рельефно, красиво вырисовывались на фоне яркого тропического неба.

Бразилию и ее столицу заслуженно называют колыбелью современной архитектуры.

Бразильский модернизм. 7 фактов о главном городе-утопии

Шестьдесят лет назад у Бразилии появилась новая столица — Бразилиа — уникальный город-утопия. Он был спроектирован и построен всего лишь за четыре года на пустом месте, после политического решения президента.

Семь фактов о главном городе латиноамериканского модернизма.

1. В форме крыла. Бразилиа — воплощение рационального планирования. Столица спроектирована «с нуля» учеником Ле Корбюзье Лусио Коста и Оскаром Нимейером в 1956 году; идея заключалась в том, чтобы переместить столицу из Рио-де-Жанейро в центр страны. Выбранное место было пустым плато, свободным от балласта трущоб, колониального наследия, барочной и классической архитектуры. Чистый, футуристический облик города приписывается, среди прочего, его ландшафтному архитектору Роберто Бурле Марксу, который представлял город в форме летящего самолета.

2. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря своей модернистской архитектуре Бразилиа в 1987 году получила престижный статус «объект Всемирного наследия для региона Латинской Америки и Карибского бассейна под номером 445». Некоторые из причин, почему город был удостоен титула: «исключительное художественное достижение, создание гения человека, представляющее в масштабах города живое выражение принципов и идеалов, выдвинутых Модернистским движением, и эффективно воплощенное в тропиках посредством городского и архитектурного планирования Лусио Коста и Оскара Нимейера».

3. Это была не новая идея. Идея федеральной столицы датируется 1827 годом, когда Хосе Бонифацио, советник императора Педру I, представил план нового города под названием Бразилиа. Однако план не был выполнен. Несколько лет спустя у итальянского святого Дона Боско был сон, в котором по преданию тот увидел город, расположенный примерно на месте сегодняшней Бразилии.

4. Город, который не нравится пешеходам. Город проектировался, кода в моду вошли воздушные перелеты и путешествия. «Крыльями» на плане были обозначены пространства для бюрократов, «на фюзеляже» организованы новые министерства. Однако эти огромные пространства не созданы для прогулок — скорее для быстрого пересечения в автомобиле. Некоторые говорят, что Бразилиа не может считаться городом, потому что в нем нет необходимых «антропоморфных ингредиентов», таких как грязные улицы и люди, идущие в близлежащие офисы. Вместо этого он воспринимается как офисный кластер для правительства. Чувство, которое испытывают большинство людей в Бразилии, можно описать так: «город в масштабе, не предназначенном для человека».

5. По осям. Если мы посмотрим на традиционные города, то увидим разные типы объектов, разбросанных по всей территории — пространства с различными функциями разнообразно чередуются. Бразилиа, напротив, построена на основе всего двух компонентов: монументальной оси (с востока на запад) и жилой оси (с севера на юг), образующих вместе крест, который символизирует завоевание нового места. Монументальная ось включает в себя здания министерств, национального конгресса, телевидения и радиовышки. Жилая — посвящена жилью, торговле, образованию, религии, отдыху и т. д. Обычную городскую жизнь можно найти только за пределами городского центра.

6. Проблемный проект. Утопический идеал был создан без учета эволюции. Что происходит, когда население растет, а жизненные пространства переполняются? Город, предназначенный для 500 000 человек, вырос до более 2,5 миллионов — жилые комплексы, спроектированные внутри Бразилиа, теперь доступны только для богатых. Бедных вытолкнули в города-спутники и трущобы. Совсем не это предполагали создатели проекта.

7. Красивый и призрачный. Культурный центр страны остался в шумном и пестром Рио, деловой и промышленный — в Сан-Паулу. На широченных проспектах Бразилиа — нет людей, а по выходным город и вовсе пустует: чиновники улетают отдыхать в никогда не спящий Рио, оставляя здания Нимейера в одиночестве.

«Любите вы эти постройки или нет, вы никогда не могли бы сказать, что видели что-то подобное раньше. Эти прекрасные колонны, здания, подобные перьям, касающимся земли, все это создает эффект удивления, — писал Оскар Нимейер. — Проект выполнен. Как и все остальное, у него есть хорошие и плохие результаты. Люди, которые критикуют, либо делают это из зависти, либо потому, что ничего другого не умеют делать лучше».

• Выставка «Бразилиа: от утопии к столице», Музей Москвы, с 4 по 31 июля.

Десять важнейших проектов Оскара Нимейера в Бразилии

За свою долгую жизнь Оскар Нимейер не только наблюдал как архитектурные стили сменяют друг друга, но и напрямую влиял на процесс. Его знает весь мир, по его проектам построены сотни зданий от Белу-Оризонти до Парижа. Ему удалось то, что не удавалось больше почти никому – стать автором архитектуры целого города. Самое большое количество творческих сил он вложил, конечно, в работу для своей страны.

Самые удивительные, значимые и знаменитые из его работ.

Комплекс в Пампулье. Церковь Франциска Ассизского, Белу-Оризонти, 1945

Церковь Франциска Ассизского в Пампулье © blog.turismodeminas.com.br

Комплекс в Пампулье – церковь, яхт-клуб, казино, зал для танцев – был заказан Нимейеру будущим президентом Бразилии Жуселину Кубичеком. Для церкви архитектор применил необычное для ритуального строения решение. Четыре незаконченные арки разной высоты формируют сложный объем с особой пластикой, чувственной и изящной, созвучной бразильской природе.

Здесь начал ярко проявляться синтез искусств, присущий творениям Нимейера. Панно из азулежу с росписью на религиозную тему выполнено в модернистской стилистике художником Портинари. Ландшафтный дизайн сливается с архитектурой: мощение из белого и черного мрамора перед фасадом, обращенным к озеру, проходит через панорамное остекление и продолжается внутри церкви.

Дворец Национального конгресса, Бразилиа, 1960

Национальный конгресс © archdaily.com.br

Когда началось проектирование новой столицы, президент Бразилии Кубичек назначил Нимейера главным архитектором. Главное здание города, Национальный конгресс, спроектировано как лаконичное сочетание простых форм, простое, но выразительное. Огромные чаша и купол из железобетона построены на грани строительных возможностей того времени.

Здание «Копан», Сан-Паулу, 1951

Здание «Копан» в Сан-Паулу © veja.abril.com.br

Плавная S-образная форма здания оживляет геометричную ткань города.

Северный фасад отделан бетонными плитами, играющими роль гигантских бриз-солей и защищающими внутренние помещения от солнца. Южный фасад – остекление, украшенное отстоящими объемами лифтовой шахты и лестницы.

Архитектурный объем поднят высоко над улицей на гигантских опорах. Такое решение не дает зданию стать преградой для циркуляции людских потоков, а расположенные там торговые площади обеспечивает зданию окупаемость.

Дворец «Алворада». Резиденция президента Бразилии, Бразилиа, 1958

Дворец «Алворада» © design-milk.com

Одним из первых зданий, спроектированных Нимейером для новой столицы, стала резиденция президента. В плане здание представляет собой вариацию на основе греческого периптера. Изящная форма колонн стала одним из символов Бразилиа.

Дворец «Итамарати». Здание Министерства иностранных дел, Бразилиа, 1966

Здание Министерства иностранных дел © elversodeluniverso.wordpress.com

Здание Министерства иностранных дел – еще один шедевр, созданный для Бразилиа.

Арки несут дополнительную кровлю, которая приподнята над внутренним объемом здания. За счет такого нетривиального для того времени решения появляется комфортная зона на крыше основного объема, на которой, в тени основной кровли, организован тропический сад.

Читайте также  Архитектура в Австрии

Кафедральный собор, Бразилиа, 1960–1970

Интерьер Кафедрального собора Бразилиа © trover.com

Восемь изогнутых ребер формируют купол, сделанный полностью из витражей. Витражи создают внутри волшебные световые эффекты, но они же являются главной проблемой собора – воздух внутри помещения слишком сильно нагревается.

Оригинально и символично организован вход в собор. Чтобы попасть внутрь нужно пройти по подземному переходу, отделанному черным камнем. Тем сильнее впечатление от залитого светом пространства, которое усиливает белоснежная лестница, ведущая наверх в собор из подземного коридора.

Самбодром, Рио-де-Жанейро, 1984

Комплекс для карнавального шествия © blogdaarquitetura.com

Подиум для главного народного ежегодного события, карнавала, подарил городу еще один символ – арку на площади Апофеоза. Самбодром вмешает 130 тысяч зрителей и имеет помещения для занятий самбой, расположенные под трибунами и рассчитанные на 15 тысяч учеников.

Комплекс со сложной инженерной конструкцией был возведен всего за три с половиной месяца.

Музей современного искусства, Нитерой, 1991

Музей современного искусства © cacholamagica.blogspot.com

Форма здания, прозванная в народе «летающей тарелкой», отчасти повторяет проект архитектора для музея в Каракасе.

Эффектность проекту добавляет месторасположение: стоящий на высоком берегу футуристический объем сразу привлекает внимание.

Музей был построен, чтобы разместить вторую по величине в Бразилии частную коллекцию современного искусства бизнесмена Жоау Сатамини.

Музей Оскара Нимейера, Куритиба, 2002

Музей Оскара Нимейера © Carlos Renato Fernandes

Известный на весь мир «глаз», на самом деле, отдельный павильон, пристроенный намного позже к основному ансамблю музея. «К моему удивлению, трансформация здания, построенного мной много лет назад, не доставила трудностей», – вспоминал архитектор.

На первый взгляд, павильон решает задачи визуального обновления. На самом деле, за реформой скрывается глобальная перепланировка и логистическая оптимизация, после которой музей функционирует более эффективно и экономично.

Концертный павильон Аудиториу Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2004

Павильон в парке Ибирапуэра © blogdaarquitetura.com

Парк Ибирапуэра в Сан-Паулу считается важнейшим местом отдыха горожан и одним из лучших парков мира. Нимейер работал над ансамблем парка в разные годы, начиная с середины прошлого века. Здесь расположены многочисленные музеи и проходи знаменитая Биеннале. Простая треугольная форма была выбрана архитектором в пару к уже существующему на той же площади зданию в виде белого купола. Архитектурную свежесть павильону придает причудливая маркиза ярко красного цвета. Частью интерьера стала грандиозная инсталляция художницы Томи Отаке, такая же динамичная по форме и цвету, как и навес над входом.

Достопримечательности Бразилии

Топ достопримечательностей (55)

Статуя Христа-Искупителя стоит в бывшей столицы Бразилии — Рио-де-Жанейро. В 2007 году она была включена в список «Новые семь чудес света». Высота ее составляет 38 метров, вес 1145 тонн, размах рук 30 метров.

Национальный парк был создан указом президента Республики 6 июля 1961 года с целью сохранить древние тропические леса Тижука. Национальный парк Тижука был объявлен биосферным заповедником ЮНЕСКО в 1991 г.

Музей современного искусства Рио-де-Жанейро — одно из наиболее важных культурных учреждений в Бразилии. Музей расположен на территории самого большого публичного парка – Фламенго, рядом с аэропортом Сантос-Дюмон.

Высота горы Корковаду — 700 метров, на ее пике установлена статуя Христа Спасителя. Гора содержит, главным образом, гранит, стоит на общей скальной плите с Рио-де-Жанейро и является составляющей общей горной системы с Сахарной Головой, а также входит в состав Национального парка Тижука .

Мост президента Коста-э-Сильва, известный как Рио-Нитерой, пересекает залив Гуанабара. Миссия путепровода – соединение городов Рио-де-Жанейро и Нитерой. Его протяженность 13290 м, надводная часть 8836 м.

Пляж Копакабана находится на юге Рио-де-Жанейро. Он считается одним из самых известных пляжей в мире. Песчаный участок граничит с Атлантик-авеню, его площади являются отличным местом проведения крупных спортивных событий, таких как чемпионата по пляжному футболу, по волейболу.

Королевский португальский читальный зал – традиционная библиотека и португалоязычное культурное учреждение, расположенное на улице Камоэнса в центре города Рио-де-Жанейро. Он внесен в списки Государственного института культурного наследия.

Сахарная Голова – ряд холмов, расположенных на полуострове Урка, состоит из скалы Сахарная Голова (которая и дала название комплексу) и горы Вавилон. Гора Сахарная Голова, наряду со статуей Христа Спасителя, является «лицом» города Рио-де-Жанейро и одним из самых известных мест Бразилии.

Пляж Ипанема расположился в районе Леблон, в южной части Рио-де-Жанейро. Его длина составляет 2,6 км. Это один из наиболее знаменитых пляжей города, уступающий в известности только пляжу Копакабана. Помимо того, что это традиционное место времяпровождения местных жителей и туристов, пляж применяется для занятий различными видами спорта.

Собор Святого Себастьяна, или Католический кафедральный собор Рио-де-Жанейро, возвышается в центре города. Он был освящен в 1979 году, заменив собой старинную церковь Пресвятой Девы Марии Кармельской.

Авенида Атлантика является одним из основных приморских проспектов в Рио-де-Жанейро. Ее общая длина — 4 км, она полностью охватывает все окрестности Копакабаны и Леме. На участке между Леме и до пересечения с Авеню принцессы Елизаветы (протяженность около 800 метров), Авенида имеет по две автомобильные полосы в каждую сторону, а далее до конца Копакабаны — три полосы движения.

Основу коллекции Национальной библиотеки Бразилии заложили фонды старого книжного магазина Иосифа в Лиссабоне. Коллекцию книг начали составлять заново после того, как Королевская библиотека была поглощена огнем, который последовал за Лиссабонским землетрясением 1 ноября 1755.

Расположенный в самом центре города, на Паулиста Авеню, MASP — Музей искусств Сан-Паулу Ассиса Шатобриана — один из важнейших музеев в Южном полушарии. Он находится в десятке наиболее посещаемых туристами достопримечательностей Сан-Паулу.

Первые попытки завести в город воду из реки Кариока были предприняты в 1602 году по приказу тогдашнего губернатора провинции Рио-де-Жанейро Мартима Коррейя де Са. В 1624 году был подписан контракт на строительство канала с Домингушем да Роча, который так и не начал работу.

Муниципальный театр Рио-де-Жанейро находится в центре города, на площади Марешаль Флориано. Он был открыт в 1909 году как часть архитектурного ансамбля, возведенного в ходе перепланировки центрального проспекта.

На территории городского парка Кинта расположен Императорский дворец Кинта-де-Сан-Кристовао, именовавшийся поочередно Сент-Китс (1803-1809), Королевский дворец (1810-1821), Дворец Империал (1822-1889).

Дворец Алворада – официальная резиденция президента Бразилии. Он расположен в столице страны Бразилиа, на берегу искусственного озера Параноа. Здание было спроектировано Оскаром Нимейером и построено в 1957 -1958 г.

Национальный исторический музей Бразилии был открыт в Рио-де-Жанейро в 1922 году по указу президента. В 1940 году он стал всемирно известным. Музей расположен в архитектурном комплексе Сантьяго-Форте.

Национальный музей изящных искусств расположился в историческом центре Рио-де-Жанейро, в здании, построенном в 1908 году архитектором Адольфо Моралесом-де-лос-Риос в стиле эклектики. Официальной датой основания музея считается 13 января 1937 года, а открытия – 19 августа 1938 года.

Губернаторский остров – крупнейший в заливе Гуанабара, соединен мостами с близлежащим о.Фундан. На их относительно небольшой площади в 42 кв. км проживает около 300 тысяч жителей. Здесь расположены интернациональный аэропорт Галеао и база ВВС.