Архитектура в Бразилиа

Архитектура в Бразилиа

Что мы знаем о Бразилии – стране контрастов, едва остывшей от летних олимпийских игр, когда взгляды миллионов людей были прикованы только к ней? Чем живет, как выглядит страна рекордов, побед и разочарований? Ведь здесь жили и творили выдающиеся архитекторы, оставившие замечательное наследие, украшающее собой этот жаркий уголок.

Оскар Нимейер: мастер бразильского модернизма

Настоящий поэт от архитектуры, Оскар Нимейер прожил плодотворную творческую жизнь, создав свой неповторимый стиль. Его удивительные, пышные и пластичные здания украшают Рио и другие города. Он был активным защитником интересов своей страны и считал искусство и красоту инструментом для достижения политической независимости. И кому, как не Нимейеру, было доверить проект градостроительства новой столицы, Бразилиа?

Он создал множество архитектурных шедевров, среди которых:

Музей современного искусства в Нитерое (1996 год)

Удивительное сооружение, ставшее визитной карточкой г. Нитерой, находится на скалистом берегу залива Гуанабара. Чаша на ножке или летающая тарелка – так выглядит здание. Сам автор шутил о таком решении, что инопланетяне, восхитившись красотой здешних мест, решили не улетать. А тарелка стала музеем современного искусства. Несущая колонна, погруженная в бассейн, создает еще большее сходство с летающей тарелкой и приподнимает здание, чтобы не заслонять вид на воду и Рио.

Кафедральный собор (1970 год)

Сооружение, за которое автор получил Притцкеровскую премию, представляет собой изогнутые колонны, образующие гиперболоид. Художественной идеей Оскара Нимейера было изобразить руки, тянущиеся к небу. Между колоннами помещены витражи, через которые храм заполняется солнечным светом. Под потолком парят ангелы, а над алтарем висит стеклянное яйцо, символизирующее начало начал. Сейчас собор популярен и ежегодно собирает миллионы туристов.

Национальный музей Бразилии (2006 год)

Еще одно архитектурное чудо, привлекающее внимание – здания национального музея и библиотеки. Их Оскар создал, приближаясь к своему столетнему юбилею. Музей представляет собой гигантскую гладкую полусферу белого цвета.

Следующий бразильский архитектор, Серхио Бернардес, стал известен проектом собственного дома Casa Lota, основу которого составили металлические конструкции и стекло.

Отель Tropical Tambaú (1962 год)

Значительна его работа – отель в Жуан-Песоа, на берегу океана рядом с тропическим лесом. Он представляет собой двойное кольцо, в котором разместились более 170 номеров, велнес-центр с 12-ю конференц-залами и большой лекториум на 1700 человек.

Легендарная женщина-архитектор Лина Бо Барди, творившая в Сан-Паулу с 1946 года, вошла в историю бразильской архитектуры как автор знаменитого на весь мир «Стеклянного дома» и создатель популярной модели кресла-сферы.

Культурный центр SESC Pompeia (1986 год)

Ее детище – культурный центр SESC Pompeia, украшает сейчас центр Сан-Паулу. Этот комплекс объединяет несколько спортивных площадок и бассейн, театры и рестораны. Интерьер каждого зала уникален и нигде не перекликается ни с одним другим. На открытых площадках проходят презентации и научные выставки.

Архитекторы создают не только великолепные строения, музеи и дома, но и обычную домашнюю посуду. Об этом в обзоре коллекции от Заха Хадид

Архитектура Бразилии

Бразильские архитекторы творят чудеса, создавая неповторимые строения

Бразилия долгое время была колонией Португалии, поэтому и бразильская архитектура формировалась под влиянием архитектурных традиций Португалии. Наиболее яркие образцы колониального стиля можно встретить в старинных городах Бразилии. Оуру-Прету, Салвадор, Сан-Луис, старая часть Рио-де-Жанейро известны всему миру церквями, монастырями и жилыми кварталами колониальной эпохи.

В начале 20 века в истории бразильской архитектуры происходит перелом: на внешнем облике бразильских городов начинает сказываться влияние европейских архитекторов. Но бразильским архитекторам удалось создать свой неповторимый, известный во всем мире стиль, наиболее ярким воплощением которого стала молодая столица Бразилиа. Этот неповторимый город создали два знаменитых бразильских архитектора: Лусио Коста, создавший проект генерального плана города, и Оскар Нимейер — создатель всех основных зданий города.

Город построен в форме гигантского креста или самолета. Условно в городе можно выделить тело, голову и крылья. В теле птицы находятся административные и общественные здания, крылья — жилые кварталы, а в голове сосредоточены объекты федерального значения — прокуратура, парламент, площадь Трех властей. В основе планировки — две перекрещивающиеся широкие улицы: дугообразная главная магистраль и прямая улица, на которой расположены все важнейшие здания столицы. Национальный конгресс, Дворец правительства, Верховный суд находятся на площади Трех властей. Это административный центр города. Не менее интересны в архитектурном отношении Дворец Итамарати, здание Министерства иностранных дел, с высокими арками, широкими проемами и аквапарком.

Шедевр архитектуры Бразилиа — Кафедральный собор. Это главный собор страны. В постройке собора использовались 16 железобетонных колонн, весом 90 тонн каждая. Верхняя часть собора напоминает корону, ее также сравнивают с руками, молитвенно воздетыми к небу, или с цветком. Бразильский собор кажется прозрачным, легким, воздушным благодаря ребристой структуре. Крыша у собора — полупрозрачная, поэтому люди, находясь в храме, могут видеть свет неба. К тому же вся структура вращается. Когда смотришь на собор, возникает ощущение, словно собор ввинчивается в небо, возносится к нему.

Еще один памятник бразильской архитектуры — Церковь Святого Франциска Ассизского — уникальный памятник бразильского рококо. Построил Церковь Антонио Франциско Лишбоа, он также известен, как Алежадинью.

Церковь Святого Франциска Ассизского — шедевр католической архитектуры, уникальный тем, что появился в XVIII веке, в далекой Бразилии

Возведение католической церкви в городе Оуру-Прето, расположенному в далекой Бразилии, началось в 1766 году. Алежадинью спроектировал, выстроил церковь Святого Франциска Ассизского, украсил ее роскошным фасадом, выполнил резные работы внутри и снаружи, из которых наиболее выдающимся трудом является круглый барельеф с изображением святого Франциска. Интерьер церкви украшен позолоченным деревом, статуями и картинами, а деревянный потолок — красивой росписью Мануэла да Кошты Атейды.

Один из лучших памятников спортивной архитектуры — стадион «Маракана», находящийся в Рио-де-Жанейро. Этот стадион называют храмом футбола.

Над стадионом работали семь лучших архитекторов города: Мигель Фельдман, Вальдир Рамос, Рафаэль Гальван, Оскар Вальдетаро, Орландо Азеведо, Антонио Диас Карнейру и Педро Паулу Бернардес Бастос. И неудивительно, что «Маракана» стал национальным стадионом Бразилии. Это еще и крупнейший стадион Южной Америки. В архитектурном плане он построен пологим амфитеатром, уходит как будто вдаль, что создает ощущение легкости.

Бразильская архитектура — это сплав гармонии, красоты и удобства. Особое значение архитекторы придают пейзажу, окружающему здания. Цель бразильских архитекторов — уравновесить жесткость фасадов из бетона нежностью и легкостью зелени скверов и парков. Контуры архитектурных шедевров спроектированы таким образом, чтобы они наиболее рельефно, красиво вырисовывались на фоне яркого тропического неба.

Бразилию и ее столицу заслуженно называют колыбелью современной архитектуры.

10 архитектурных чудес Бразилии

При упоминании Бразилии в уме возникают образы бесконечных пляжей, танцовщиц и накала страстей на футбольном поле. В списке символов этой страны едва ли найдется место архитектуре. Тогда как она поражает своей смелостью, чувственностью и тропическим характером

Статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро

Первое, что замечаешь в Бразилии, — набожность людей. «Если Бог захочет», «иди с Богом», «с Божьей помощью» — постоянно слышится в речи бразильцев. Даже столетие независимости страны они решили отметить не чем иным, как воздвижением статуи Христа Искупителя в тогдашней столице Рио-де-Жанейро. Собранных с населения денег хватило на создание 38-метрового монумента, который водрузили на самой высокой точке в округе — горе Корковаду, чтобы каждый видел, на что пошли его средства. Постепенно статуя стала символом города и местом притяжения туристов со всего мира. Люди стремятся к Христу Искупителю не только из-за красивого вида на Рио, но и из-за приписываемой этому месту энергетики. Такой обладают старый Иерусалим, Петра и Мачу-Пикчу. Со смотровой площадки у статуи не хочется уходить — и в этом главный секрет ее грандиозности.

Храм пророка Боско в Бразилиа

Красивые истории — страсть бразильцев. Сон в летнюю ночь 1883 года отца-настоятеля Боско стал предлогом для переноса столицы из Рио-де-Жанейро в пустыню в сердце страны. Монаху приснилось, что между 15 и 20 параллелями Южного полушария появится город, который станет местом рождения новой цивилизации. Полвека спустя президент Кубичек вспомнил об этом сне и решил войти в историю как первый в мире человек, построивший идеальный город — Бразилиа.

В основе города лежит сон. Чтобы показать это, архитектор Клаудио Навес решил построить храм, где в любое время дня — ночь. Потому стены собора, названного в честь провидца, сделаны из муранского стекла 12 оттенков синего цвета. В середине храма под потолком висит люстра из 7400 кристаллов. Она символизирует свет, который дает миру вера в Бога. В течение дня в храме только естественное освещение, а когда краски сгущается, помещение наполняется сиянием трехтонной люстры.

Читайте также  Архитектура в Новом Свете

В соборе нет алтаря в привычном понимании, а о пророке Боско напоминают лишь рельеф на медных дверях и небольшая статуя. Эффект волшебства достигается с помощью света и тишины, о которой даже не приходится просить гостей этого храма.

Музей Оскара Нимейера в Куритибе

Когда у знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера наступал творческий кризис, он гулял по пляжу Копакабана, разглядывал девушек и крутые изгибы холмов. Все самые красивые линии уже созданы природой, и ему нужно было лишь повторить их в своих творениях. Именно он создал музей в форме глаза, церковь-шатер и здание конгресса с двумя тарелками на крыше, но самое главное — вдохновил других архитекторов строить здания, которые никого не оставляют равнодушным. MON — музей Оскара Нимейера — находится в городе Куритиба, на юге страны. Это самая большая и самая узнаваемая выставочная площадка Латинской Америки. Все потому, что один из павильонов выполнен в форме огромного глаза, который возвышается над искусственным озером.

В «глаз» можно попасть через соседний павильон, где также находится двор скульптур, выставочные залы, кафетерий и магазин с сувенирами. Как это часто бывает в творениях Нимейера, вход и выход в этом музее не совпадают. Посетители покидают последний павильон-глаз по лентообразному спуску и почти все возвращаются в зал, посвященный архитектору и вдохновлявшим его изгибам.

Кафедральный собор в Бразилиа

Изогнутые бумерангами колонны кафедрального собора символизируют воздетые к небу руки. Пространство между колоннами заполняют витражи, благодаря которым помещение церкви залито солнечным светом. Оскар Нимейер считал, что солнечный свет в храме лучше свечей и лампад. Чтобы показать всю прелесть такого освещения, архитектор делает вход в храм через подземный туннель. После него наполненный сиянием зал заставляет зажмуриться.

Парящие под потолком алюминиевые ангелы, стеклянное яйцо над алтарем как символ начала всего сущего, пол, плавно переходящий в стены, — кажется, что находишься на небе, хотя на самом деле под землей. Почему-то атеисту Оскару Нимейеру церкви удавались особенно хорошо. За этот проект он получил Притцкеровскую премию — архитектурного «Оскара», а также долгое неприятие священников и отказ служить в непонятной им церкви.

Подъемник Ласерда в Салвадоре

Африканское сердце Бразилии, бывшая столица и рынок рабов, когда-то было разделено крутой скалой на два города: нижний и верхний. Говорят, до появления подъемника Ласерда парни из нижнего города старались не влюбляться в девушек из верхнего, потому что подъем на ручном иезуитском лифте стоил слишком дорого.

В 1873 году механический подъемник соединил два Салвадора, и город зажил новой жизнью. Это сооружение инженера Ласерда настолько любимо горожанами, что считается центром штата Баия, символом Салвадора и появляется на каждом третьем граффити.

Подъемник высотой 72 метра за символическую плату ежедневно перевозит порядка тридцати тысяч пассажиров. Путь из нижнего города в верхний длится полминуты, за которые можно успеть перекинуться парой слов с лифтером в белой рубашке. Уже наверху, проходя через стеклянный коридор, особенно приятно полюбоваться бухтой и портовой суетой в нижней части города.

Президентский дворец в Бразилиа

Этот дворец построили за невероятный срок — всего полтора года, потому что президент Кубичек спешил перенести президентский офис из Рио-де-Жанейро в новую столицу. Сжатые сроки строительства не помешали дворцу стать лучшим в мире образцом модернистской архитектуры.

Впрочем, дворец больше напоминает офис компьютерной компании: четырехэтажный стеклянный кубоид поддерживают белые колонны, по словам архитектора, словно «перья, опускающиеся на землю». Открытое прозрачное здание — символ доступной и близкой к людям власти. Вокруг кабинета президента нет ни высоких заборов, ни сотни охранников по периметру. Лишь искусственное озеро с красным рыбами, а позади — лес.

Фонд Ибер Камарго в Порту-Алегри

Основанный вдовой художника фонд расположен в причудливом здании на берегу озера Гуаиба, в отдалении от центра Порту-Алегри. Проект музея, созданный португальским архитектором Альваро Сиза, получил «Золотого льва» на архитектурной биеннале в Венеции и специальный приз на Миланской выставке.

В этом здании спираль коридоров задает направление движению гостей, поднимая их из зала в зал — и так до самой крыши. Посетители следуют изгибам стен и коридоров. Без вывесок, указателей и экскурсоводов. Эффект полного единения человека с пространством — таков след, оставленный на земле ковбоев гаучо одним из самых важных в мире архитекторов.

Национальный конгресс в Бразилиа

Пожалуй, самое необычное здание правительства в мире. «Я хотел найти решение, которое вызывает удивление, эффект сюрприза, чтобы, наблюдая снаружи, у человека возникло желание узнать, как здание выглядит изнутри», — так описывал свою задумку Оскар Нимейер. Архитектор не изменяет своему стилю: здесь также имеется искусственное озеро и необычный вход — каменный язык. «Голубой зал» для заседаний сенаторов находится под перевернутой тарелкой, которая, по словам Нимейера, символизирует работу мысли. «Зеленый зал» для депутатов расположен под другой тарелкой, означающей открытость всем идеологиям. В башнях — телевизионные студии прямого вещания и кабинеты чиновников с лучшим видом на город.

Собор Святого Себастьяна в Рио-де-Жанейро

Неподалеку от исторического центра Рио стоит гигантская серая пирамида, напоминающая вавилонскую башню с картины Брейгеля. Колокольня рядом похожа на нефтяную вышку. Это кафедральный собор Рио-де-Жанейро. Но тот, кто об этом не знает, скорее всего, пройдет мимо.

Модернистские церкви не манят сиянием луковичных куполов и стремящимися к небу шпилями. Собор Святого Себастьяна, покровителя города, снаружи привлекает внимание лишь формой и размером. Зато внутри благодаря четырем огромным витражам создан эффект неземного пространства, из-за которого хочется украсть время у других достопримечательностей и провести его здесь.

В отличие от Нимейера, архитектор Эдгар Фонсека оставляет церкви привычный полумрак. Редкие солнечные лучи проникают через разноцветные витражи и застывают в причудливых узорах на лицах прихожан, которые сидят на удобных деревянных лавках и наслаждаются прохладой, столь ценной в городе вечного лета.

Дворец правосудия в Бразилиа

Успокаивающий звук водопадов, озеро с японскими карпами и сад во внутреннем дворе — для работников министерства юстиции Оскар Нимейер создал атмосферу абсолютного дзена. Падающая со стен вода символизирует силу правосудия, озеро с зелеными островками — спокойствие, а намек на готический стиль — консерватизм. Попасть внутрь Дворца правосудия случайному путешественнику не так-то просто. Но каменный остров бразильской юстиции, дрейфующий на спокойных водах экономической стабильности, — один из редких проектов Нимейра, который особенно красив именно издалека.

Бразильский модернизм. 7 фактов о главном городе-утопии

Шестьдесят лет назад у Бразилии появилась новая столица — Бразилиа — уникальный город-утопия. Он был спроектирован и построен всего лишь за четыре года на пустом месте, после политического решения президента.

Семь фактов о главном городе латиноамериканского модернизма.

1. В форме крыла. Бразилиа — воплощение рационального планирования. Столица спроектирована «с нуля» учеником Ле Корбюзье Лусио Коста и Оскаром Нимейером в 1956 году; идея заключалась в том, чтобы переместить столицу из Рио-де-Жанейро в центр страны. Выбранное место было пустым плато, свободным от балласта трущоб, колониального наследия, барочной и классической архитектуры. Чистый, футуристический облик города приписывается, среди прочего, его ландшафтному архитектору Роберто Бурле Марксу, который представлял город в форме летящего самолета.

2. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря своей модернистской архитектуре Бразилиа в 1987 году получила престижный статус «объект Всемирного наследия для региона Латинской Америки и Карибского бассейна под номером 445». Некоторые из причин, почему город был удостоен титула: «исключительное художественное достижение, создание гения человека, представляющее в масштабах города живое выражение принципов и идеалов, выдвинутых Модернистским движением, и эффективно воплощенное в тропиках посредством городского и архитектурного планирования Лусио Коста и Оскара Нимейера».

3. Это была не новая идея. Идея федеральной столицы датируется 1827 годом, когда Хосе Бонифацио, советник императора Педру I, представил план нового города под названием Бразилиа. Однако план не был выполнен. Несколько лет спустя у итальянского святого Дона Боско был сон, в котором по преданию тот увидел город, расположенный примерно на месте сегодняшней Бразилии.

Читайте также  Архитектура в острове Крит

4. Город, который не нравится пешеходам. Город проектировался, кода в моду вошли воздушные перелеты и путешествия. «Крыльями» на плане были обозначены пространства для бюрократов, «на фюзеляже» организованы новые министерства. Однако эти огромные пространства не созданы для прогулок — скорее для быстрого пересечения в автомобиле. Некоторые говорят, что Бразилиа не может считаться городом, потому что в нем нет необходимых «антропоморфных ингредиентов», таких как грязные улицы и люди, идущие в близлежащие офисы. Вместо этого он воспринимается как офисный кластер для правительства. Чувство, которое испытывают большинство людей в Бразилии, можно описать так: «город в масштабе, не предназначенном для человека».

5. По осям. Если мы посмотрим на традиционные города, то увидим разные типы объектов, разбросанных по всей территории — пространства с различными функциями разнообразно чередуются. Бразилиа, напротив, построена на основе всего двух компонентов: монументальной оси (с востока на запад) и жилой оси (с севера на юг), образующих вместе крест, который символизирует завоевание нового места. Монументальная ось включает в себя здания министерств, национального конгресса, телевидения и радиовышки. Жилая — посвящена жилью, торговле, образованию, религии, отдыху и т. д. Обычную городскую жизнь можно найти только за пределами городского центра.

6. Проблемный проект. Утопический идеал был создан без учета эволюции. Что происходит, когда население растет, а жизненные пространства переполняются? Город, предназначенный для 500 000 человек, вырос до более 2,5 миллионов — жилые комплексы, спроектированные внутри Бразилиа, теперь доступны только для богатых. Бедных вытолкнули в города-спутники и трущобы. Совсем не это предполагали создатели проекта.

7. Красивый и призрачный. Культурный центр страны остался в шумном и пестром Рио, деловой и промышленный — в Сан-Паулу. На широченных проспектах Бразилиа — нет людей, а по выходным город и вовсе пустует: чиновники улетают отдыхать в никогда не спящий Рио, оставляя здания Нимейера в одиночестве.

«Любите вы эти постройки или нет, вы никогда не могли бы сказать, что видели что-то подобное раньше. Эти прекрасные колонны, здания, подобные перьям, касающимся земли, все это создает эффект удивления, — писал Оскар Нимейер. — Проект выполнен. Как и все остальное, у него есть хорошие и плохие результаты. Люди, которые критикуют, либо делают это из зависти, либо потому, что ничего другого не умеют делать лучше».

• Выставка «Бразилиа: от утопии к столице», Музей Москвы, с 4 по 31 июля.

Бразилиа

Город Бразилиа (Brasília)

Бразилиа — город, столица Бразилии с 1960 года, на берегу искусственного водохранилища. Включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории Бразилии расположены международный аэропорт им. Президента Ж. Кубичека, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, Национальный университет, Национальный театр.

Сэкономь на путешествии в Бразилиа!

Общая информация

Современная столица Бразилии расположена в центральной части страны на Центральном Плоскогорье, на высоте 1050—1200 м над уровнем моря вблизи рек Прету и Дешкоберту. Местоположение было выбрано специально вдали от главных политических центров страны Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу — в практически пустовавшей в те времена центральной части Бразилии. Такое положение было признано более выгодным со стратегической и военной точки зрения.

Тропический континентальный климат с влажным дождливым летом (в северном полушарии в это время зима) и сухой солнечной зимой (с середины мая до середины октября). Среднегодовая температура 21 °C, с сезонными колебаниями от 15° до 30° в течение года. Самым жарким месяцем считается сентябрь. Относительная влажность воздуха обычно не превышает 30 %, зимой опускается до 10 % и ниже.

Флора и фауна — саваннового типа, точнее — характерные для бразильского «серраду».

Вокруг города из штата Гояс выделена новая единица административного деления: Федеральный округ.

Собственно в Бразилии постоянно проживают около 200 000 человек, некоторые жилые кварталы до сих пор не были достроены. Население города с пригородами превышает 2,5 млн жителей. При этом столица была изначально спроектирована для размещения около 500 000 жителей. В результате, сейчас город сильно перегружен автомобильным транспортом.

Общественный транспорт представлен двумя линиями метрополитена, проходящими из центра через южное крыло в города-спутники, а также многочисленными автобусными маршрутами, в основном сходящимися на центральной станции Родовиариа.

Бразилиа славится наилучшими показателями по уровню образования (93 % грамотных жителей по Индексу человеческого развития). В городе расположены многочисленные школы и несколько университетов, важнейшим из которых является Национальный университет Бразилии (UNB). Крупнейшим частным университетом является Католический университет Бразилии (UCB).

Видео: Бразилиа

Архитектура

Бразилия — город, задуманный и построенный по единому плану, как воплощение мечты человечества об идеальном технополисе. План Бразилии разработан в 1957 архитектором Л. Коста. Город спланирован в форме самолета. Центр «фюзеляжа» занимает площадь Трех Властей, созданная по проекту знаменитого национального архитектора Оскара Нимейера.

По всеобщему признанию, это чудо вкуса, уравновешенности, пропорций, силы и элегантности. «Крылья» — жилые кварталы. Каждый из них автономен, имеет свою торговую улицу, свои школы, стоянки для автомобилей, церковь. В самом «носу», в отдалении от центра находится дворец Авроры — резиденция президента республики. Перед дворцом две бронзовые скульптуры: женщины плещутся в голубой воде бассейна. Местные шутники острят: «это дочери президента рвут на себе волосы из-за того, что им пришлось переехать из веселого Рио в скучную пустыню». Решение построить новую столицу близ географического центра страны было вызвано стремлением втянуть в экономическое и социальное обновление обширные малозаселенные территории Бразильского нагорья. Строительство началось в 1958 году, а уже в 1960 году президент Кубичек официально открыл «город надежды», выросший посреди красной пустыни.

По смелости архитектурных решений Бразилия — город века. Его особенность состоит в том, что главная магистраль разделена на два самостоятельных потока движение автомобилей и движение пешеходов. Автомобильные развязки, четырехполосные магистрали, многоэтажные проезды спланированы так, что обеспечивают полное отсутствие перекрестков. Поистине, Бразилия была построена для автомобилистов. Пешеходу в этом вытянутом на 13 км городе приходится нелегко. В «жилой» части города автомобильного движения совершенно нет, и вокруг непривычная тишина и чистый воздух.

Среди выдающихся творений Нимейру — кафедральный собор Бразилии, основные помещения которого расположены под землёй, тогда как с улицы виден лишь его купол из бетона и витражного стекла.

С высоты птичьего полёта видно, что главные магистрали города с прилегающими кварталами образуют подобие реактивного пассажирского самолёта, летящего на юго-восток. Лусио Коста, правда, утверждал, что проектировал город как гигантскую бабочку.

При этом в фюзеляже этого «аэроплана» находится большинство учреждений городского и федерального значения. Центральная часть отведена под сектора гостиниц, магазинов, банков и др. В «хвосте самолёта» находятся городские муниципальные учреждения, а в районе «кабины пилота» — федеральные: прокуратура, парламент (Национальный конгресс) и другие учреждения. В крыльях расположены жилые кварталы. Осевые магистральные шоссе (порт. Eixos), окружены двухрядными улочками, причём у каждой, как правило, своя «специализация»: улица банков, улица аптек и т. п.

Адресация жилых зданий в городе буквенно-цифровая: факультативно указывается Южное или Северное крыло, номер суперблока (квартала) — причём чётные «сотни» расположены в Южном крыле, а нечётные — в Северном, меньшие — ближе к осевой магистрали, бо́льшие — дальше; а также буква, обозначающая конкретное строение в блоке — их всегда не более 11. Кварталы сгруппированы по четыре, и на такую группу приходятся школа, церковь и ряд других социальных учреждений. В кварталах, как правило, много зелени, наиболее богатые кварталы нанимают штатных садовников. В каждом жилом здании в обязательном порядке работает охранник, контролирующий поток посетителей.

Интересно также, что под каждое здание города генеральным планом отведён определённый объём пространства над землёй. В связи с этим, наиболее интересные с архитектурной точки здания коммерческого сектора (банки, магазины, гостиницы и т. п.) как правило, компактнее своих типовых собратьев. Значительно больше свободы предоставлено строителям в пригородах Бразилии, где живут, по большей части, небогатые граждане.

В то же время, наиболее обеспеченные горожане чаще всего покупают виллы на противоположном центральной части города — восточном берегу водохранилища.

Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch

Вы здесь

Современная архитектура Бразилии. Хайт В.Л. 1973

Современная архитектура Бразилии
Хайт В.Л.
Стройиздат. Москва. 1973
158 страниц
Читайте также  Архитектура в Ярославской области

В книге последовательно освещается история архитектуры Бразилии и главным образом архитектуры последнего пятидесятилетия, выявляются основные тенденции ее развития. Среди рассматриваемых творческих проблем особое значение занимают вопросы формы и взаимоотношения национального и интернационального. Автор рассказывает об особенностях проектирования и строительства в условиях жаркого климата, а также о синтезе архитектуры и монументальной живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Книга рассчитана на архитекторов, искусствоведов, а также на широкий круг лиц, интересующихся вопросами современной архитектуры.

Нимейер О. Предисловие
Бразилия и бразильская архитектура

Часть I. Пути и особенности развития современной архитектуры Бразилии

Возникновение региональных и национальных черт в архитектуре Бразилии XVI—XIX вв.
Борьба за обновление архитектуры Бразилии
Становление бразильской школы современной архитектуры
Композиционное обогащение архитектуры в конце второй мировой войны и в послевоенном десятилетии
Жилищный вопрос и характерные черты жилищного строительства в Бразилии
Урбанизация и градостроительство Бразилии
Зарождение новых творческих течений в архитектуре Бразилии 50—60-х годов
Заключение
Примечания

Часть II. Некоторые творческие проблемы современной архитектуры Бразилии

Национальное и интернациональное в современной архитектуре Бразилии
Решение проблемы формы и пространства и их связь с климатическими условиями Бразилии
Особенности синтеза архитектуры с живописью, скульптурой и садово-парковым искусством

Нимейер О. Предисловие

Современная архитектура «началась» в Бразилии в 1936 г. со строительства здания Министерства просвещения и здравоохранения. Позже, когда работы в Памп ульи были закончены, она освободилась от господствовавшего тогда функционалистского ригоризма, найдя в традициях колониальной эпохи и в новых формах, которые допускает железобетон, качества, характеризующие ее сегодня.

Это была ее решающая фаза прежде всего потому, что в то время царил ортодоксальный функционализм, который под предлогами экономии и конструктивной логики преграждал свободный путь более живописной архитектуре. Изогнутое покрытие ресторана с танцевальным залом, вертикальные «бриз-солей» здания Бразильской ассоциации печати, арочные конструкции, предложенные в проекте ансамбля Национального стадиона, силуэты прямых и кривых линий в доме Освалда ди Андради, наклонные фасады в доме Пруденти ди Мораис и в школе имени Жулии Кубичек, прогнутая крыша яхт-клуба Флуминенси, ажурные солнцезащитные детали фасадов домов в парке Эдуарду Гинли, разнообразные колонны сооружений выставки в парке Ибирапуэра, ансамбля имени Жуселину Кубичека и затем Бразилиа — все это элементы, которые, будучи распространены даже в измененном виде, мало-помалу вошли в словарь пластического языка архитектуры.

Ныне, после стольких лет, мы чувствуем, что наши усилия были полезными и конструктивными, и с удовлетворением видим.

как многие следуют за нами в постоянном поиске новой формы, убежденные, как и мы, что когда тема допускает, то путь творчества и красоты ведет к подлинной архитектуре.

Для нас ясно, что бразильской архитектуре недостает необходимого гуманистического содержания, и поэтому, заканчивая свои объяснения на выставке в Париже, я сказал: «Представляя Вашему вниманию более 100 проектов, я признаюсь, что не чувствую себя человеком, которому удалось достичь своей цели. Моя работа никогда не приносила пользы необеспеченным классам, миру бедных, которые составляют большую часть моих бразильских братьев. Поэтому я обратился к жизни и интересуюсь социальными проблемами и антиимпериалистической борьбой, сознавая, что жизнь гораздо важнее архитектуры».

Вот то, что я мог бы вкратце сказать о бразильской архитектуре, которую уважаемый В. Хайт так хорошо понимает и предлагает вниманию советского народа, миру социализма, неся ему сообщение о нашей работе, наше восхищение и солидарность [Выставка была организована в Музее декоративно-прикладного искусства Лувра в 1965 г.].

Бразилия и бразильская архитектура

На рубеже 50—60-х гг. стало широко известно невиданное в капиталистическом мире по размаху градостроительное начинание — бразильцы начали строить в пустыне, в глубине материка, громадный новый город — будущую столицу страны и построили ее в невероятно короткий срок. Строительство новой столицы — города Бразилиа — мобилизовало и активизировало созидательные силы нации. В нем проявились потенциальные возможности страны, способности и трудолюбие ее народа, талант архитекторов и инженеров.

Бразилия, крупнейшая страна Латинской Америки, занимает всю северо-восточную половину южноамериканского континента. Особое место Бразилии помимо ее величины определяется также тем, что ее граждане говорят не на испанском языке, как почти во всех других латиноамериканских странах, а на португальском.

Богаты и разнообразны природные ресурсы Бразилии. Просторные степи, непроходимые джунгли, полноводные реки, высокие горы, могучие водопады, плодородные почвы, несметные запасы ценнейших руд и минералов, изобилие сухопутной, пресноводной и океанской фауны. Пока еще эти возможности используются в недостаточной степени.

Эту страну населяет многочисленный народ, который сложился из коренных жителей и выходцев из многих стран Европы, Африки и Азии.

Бразилия сегодня — аграрно-индустриальная страна с быстро развивающейся промышленностью и огромными городами. В Бразилии производятся автомобили и самолеты, часы и турбины, действуют атомные реакторы, делаются операции по пересадке сердца. В то же время в экономике Бразилии, особенно в сельском хозяйстве, сохраняются даже пережитки рабовладения, тормозящие развитие производительных сил страны, а многие богатства страны и целые отрасли промышленности принадлежат иностранному капиталу.

Бразильцы создали яркий фольклор, богатую литературу, своеобразную живопись и скульптуру, самобытную музыку, эмоциональные танцы.

Важное место в национальной культуре Бразилии занимает архитектура. Новое направление в ней зародилось в середине 20-х гг. XX в. и сложилось во второй половине 30-х гг. Современная архитектура Бразилии привлекла к себе пристальное внимание в Европе и Северной Америке вскоре после второй мировой войны. Строительство новой столицы показало, что архитектура Бразилии достигла подлинной творческой и технической зрелости.

Бразильская архитектура стала первой национальной школой современного зодчества в странах с жарким климатом. Бразильские архитекторы создали целый арсенал оригинальных объемно-планировочных и конструктивных приемов, отвечающих природным условиям.

Работая в промышленно развитых странах, основатели современного направления в архитектуре создавали свои творческие принципы для условий индустриального производства, массового строительства при относительно высоком материальном и культурном уровне населения. В Бразилии же, как и в некоторых других странах Латинской Америки, самобытная школа современной архитектуры, продолжающая культурные традиции народа, складывалась в развивающейся стране с характерными контрастами современности и отсталости, автоматизации и первобытной техники.

В Бразилии выдвинулась группа талантливых зодчих, сумевших понять и прочувствовать проблемы и потребности ее развития. Бразильская архитектура стала символом консолидации жизненных сил народа и борьбы за независимость и прогресс страны.

Становлению национального характера бразильской архитектуры способствовало участие укреплявшейся местной буржуазии — заказчика проектов — в национально-освободительном движении. Однако позже эти тенденции перестали поддерживаться набравшими силу и объединившимися с империалистами господствующими классами Бразилии и заметно ослабли.

Современная бразильская архитектура является важным звеном, изучение и познание которого нужно для полноценного понимания истории архитектуры XX в.

Творческое исследование некоторых черт современной архитектуры Бразилии может способствовать совершенствованию образного языка, а в известной мере и технического арсенала советской архитектуры. В. И. Ленин указывал: «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества» [В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 41, с. 304-305].

Пример бразильской архитектуры может способствовать отработке методов, позволяющих творчески учитывать в функционально-техническом и художественном отношении природно-климатические факторы различных районов, повышению эмоциональной выразительности, разнообразию архитектурных решений, а также совершенствованию взаимосвязи ее интернациональных и национальных черт.

Бразильская архитектура развивается в обстановке острых социально-экономических противоречий. Рассматриваемые в книге прогрессивные тенденции и особенности характерны для передовой бразильской архитектуры и проявились в основном в уникальных произведениях. Ординарное же строительство (отнюдь не массовое, несмотря на относительно большой объем) достаточно стереотипно. Архитектуре Бразилии и даже творчеству ее передовых мастеров свойственны ограниченность и недостатки, типичные для всех капиталистических стран. В ее сферу почти не включается жилище трудящихся, хотя в стране жестокий жилищный кризис. Стихийно растут города, условия жизни в них ухудшаются, а реконструкция проводится медленно и недостаточно последовательно.

Критическое изучение современной архитектуры Бразилии во всей сложности и противоречивости этого яркого явления современной зарубежной культуры может способствовать обогащению средств художественной выразительности советской архитектуры.