Архитектура в Болгарии

Болгария

Болгария

Заказ трансфера

Страхование туристов

Авиабилеты

Архитектура в Болгарии

Архитектура в Болгарии имеет древние корни. Сделавшая свои первые шаги под культурным влиянием фракийцев, проболгар и славян (IX в.), национальная архитектура Болгарии вскоре начала приобретать самобытный характер.

В конце X века архитектура Болгарии уже значительно освободилась от чужого влияния. В сохранившемся по сей день здании Боянской церкви, которая находится в софийском квартале Бояна, чувствуется то стилевое своеобразие, которое залегло в основу архитектурной традиции болгар — слияние с окружающей средой, контакт и гармония с природой, отказ от строгой, статичной формы.

Во времена Второго болгарского царства (XII-ХIV вв.) обогащенные стилевые приемы внешнего украшения проявляются в строительстве церквей св. Сорокомучеников и св. Петра и Павла в Велико Тырново, чтобы достичь своего блеска в несебрских церквях Пантократора и Ивана Алитургитоса. Но эта живописность и подвижность композиции вносит совершенное выражение в эпоху Национального Возрождения в Болгарии (XVIII-XIX вв.), когда строительно-архитектурный гений болгарина возводит здания Рильского монастыря и церкви св. Троицы в Свищове, а также дома эпохи Возрождения.

В зависимости от общей внешней атмосферы и от интерьера, украшенного резьбой и стенными росписями, от окраски и кованого металла, дома и архитектурные ансамбли эпохи Национального Возрождения различны в отдельных районах Болгарии. Однако общим для них является чувство художественной меры, ощущение непосредственности, интимности и полной гармонии между человеком и природой. Всё в этих домах на своем месте — и эркер, и ворота, и крыша. Всё в интерьере покоряет скромной изящностью — очаг, пёстрые ковры и губеры, медные сосуды на полках, тепло резного потолка.

Архитектура эпохи Национального Возрождения в Болгарии имеет свои вершины и в строительстве общественных сооружений — постоялых дворов, школ, мостов, питьевых фонтанчиков. Эти образцы используются и в современном строительстве в Болгарии.

Зодчий Колю Фичето

Никола Фичев (Колю Фичето, 1800-1881 гг.) — великий болгарский зодчий-строитель эпохи Национального Возрождения. Его настоящее имя — Никола Фичев, но в народе его знали как мастера Колю Фичето. Ни обликом, ни одеждой он не отличался от простых крестьян — пышные усы, красный широкий пояс, колпак. Но он был одновременно и выдающимся строителем, и инженером, и архитектором, хотя никогда не переступал порога школы.

Никола Фичев начал постигать азы этого ремесла, будучи ещё 10 лет отроду. Прошёл вдоль и поперёк все Балканы — от Румынии до Стамбула, от Чёрного до Адриатического моря. Постоянным местом жительства его был город Тырново, где он основал свою собственную архитектурно-строительную школу.

Благодаря большому опыту и врожденной интуиции Колю Фичето был отличным техником-конструктором, а его художественная фантазия была поистине неисчерпаемой. Он не подражал европейским архитектурным формам, а перерабатывал их и создавал свой собственный, глубоко национальный образ, идущий из глубин народного болгарского зодчества.

Великий мастер построил за свою жизнь 12 церквей, 3 моста, несколько часовых башен и колоколен, много постоялых дворов и жилых домов — и ни разу не повторился.

Колю Фичето был городским архитектором Тырновской общины и в ту пору возглавлял все крупные стройки в городе. В Тырнове им были построены пять церквей, постоялый двор («хан») Хаджи Николы, конак (административное здание), оригинальный жилой дом, известный как «дом с обезьянкой» (1849 г.) — у входа в него установлена скульптура обезьяны, колокольни Преображенского и Плаковского монастырей в окрестностях города и ряд других зданий.

Одно из творений Колю Фичето — старый турецкий конак, здание, где размещалась турецкая администрация (1872 г.). В этом здании в 1878 году была принята первая конституция свободной Болгарии. В наши дни здесь находится музей Национального Возрождения.

Колю Фичето построены ещё несколько церквей Тырнова, первая из которых — Св. Николы — была начата другим мастером, Иваном Давдата, и завершена Колю Фичето в 1836 году. Затем появились церкви Свв. Кирилла и Мефодия (1860-1861 гг.), Св. Спаса (1862-1863 гг.).

Одним из лучших произведений Фичето в Тырнове является церковь Святых Константина и Елены. Церковь возведена в последние годы турецкого владычества (1872-1874 гг.) на скалистом уступе над Янтрой. Церковь исключительно живописна как снаружи, так и изнутри. Она представляет собой одну из наиболее внушительных тырновских церквей, в которой нашли своё отражение формы тырновской светской (жилищной) архитектуры того времени.

«Хан Хаджи Николы» с двухъярусной колоннадой (1858 год, ул. Раковски) — ещё одно творение Фичето. Это здание остроумно размещено на очень тесном участке, к тому же ещё имеющим сильный уклон. Комнаты на двух верхних этажах постоялого двора, где ночевали путники, связаны между собой открытыми галереями, дугообразные арки которых над капителями видны даже с противоположного берега реки Янтры. Сегодня в здании размещена экспозиция «Возрождение и этнография».

Пакетные туры в Болгарию

Мы стремимся сделать путешествия в Болгарию максимально доступными! С нашим сервисом вы можете не копить деньги на летний отпуск, а путешествовать 3-4 раза в год. У вас в руках — все инструменты для поиска самых горящих туров, которые раньше были доступны только самым крутым турагентам. Благодаря нашему умному поиску вы можете экономить на туристических поездках и турах до 70%!

Авиабилеты в Болгарию

Задумались об авиаперелёте? Нужны недорогие билеты на самолёт?
Мы поможем вам найти и купить авиабилеты в Болгарию.

Достопримечательности Болгарии

Топ достопримечательностей (657)

Аквапарк «Акваленд» в городе Пловдив открылся в августе 2006 года и с тех пор превратился в одно из самых интересных мест развлечений, которое с удовольствием посещают как дети, так и взрослые. Аквапарк находится на территории одноименного гостиничного комплекса, расположенного в квартале «Фракия» в Пловдиве.

Монастырь Святых Петра и Павла находится на высоте 1650 метров над уровнем моря в Западных Родопах, недалеко от туристического центра Бяла-Черква, в 30 км юго-западнее города Пловдив. Это самый высоко расположенный монастырь в Болгарии.

В 18 км. от болгарского города Варна находится долина, носящая поэтическое название «Каменный лес». На площади 70 квадратных километров находится множество колонн из камня диаметров до трех и высотой до семи метров.

Собор Святой Софии располагается в центре столицы Болгарии, недалеко от церкви Святого Александра Невского. Это один из древнейших софийских храмов и его история непосредственно связана с историей города.

Акваполис – парк водных аттракционов, красивейший в Восточной Европе, располагается на главной дороге из курортного комплекса Ривьера в комплекс Албена, в северо-западной части Золотых Песков. Дизайном парка и его сооружением занималась испанская фирма Action Park Multiforma Group.

Балтата — это пойменный лес, который является самым северным среди европейских лесов лианного типа. Его называют природной жемчужиной. Балтата представляет собой богатую базу для научных биологических изысканий.

Пещера Дьявольское горло расположена в Западных Родопах в Болгарии. Неподалеку от пещеры находится Триград, а в 17 км г.Девин. Туристов в Дьявольское горло привлекают пещерные образования величественной красоты, их в этой пещере нет, а таинственность и экстремальность здешних мест.

Пешеходный Львов мост (по-русски будет звучать как «мост Львов») – одна из софийских достопримечательностей. Находится он на севере центральной части города, если идти по направлению к Центральной железнодорожной станции, и пересекает реку Владайская.

Созополь – это древнейший город на берегу Черного моря на юге Болгарии. Благодаря своему богатому историческому прошлому Созополь является не просто морским курортом, но и местом, где собрано множество культурно-исторических памятников.

Дворец Врана – резиденция монархов Болгарии, расположенная в окрестностях Софии. Резиденция включает в себя парк, двухэтажный охотничий домик и сам дворец, в котором вольно сочетаются элементы нескольких исторических стилей (от модерна до французского классицизма), однако преобладают венецианско-далматийские мотивы.

Успенский собор является кафедральным православным собором города Варны. Располагается в самом центре города, на площади св. Кирилла и Мефодия. Возведение храма было начато в 1880 году по инициативе царя Болгарии Александра I Баттенберга.

Природный парк «Синие камни» расположен на скальном массиве, который возвышается над городом Сливен в Болгарии. Природный парк на этом месте открыт с 1980 года и занимает площадь в 11 га. Название парка произошло от цвета скал.

Строительство дворца Евксиноград по проекту германского архитектора Лерса началось в 1861 году. Первым названием дворца было Сандрово – по имени его основателя, Александра, но позднее дворец стали называть Евксиноград, по древнему греческому названию Черного моря («Понт Эвксинийский» – «гостеприимное море»).

Музей соли — уникальный в своем роде на территории Болгарии и всей Восточной Европы. Он появился в городе Поморие, который находится северо-восточнее Бургаса. Открылся музей в сентябре 2002 г., в нем представлен процесс производства соли благодаря испарению морской воды на солнце.

Римские термы города Варна являются одним из ценнейших памятников культуры города. Найти их можно на пересечении улиц Хан Крум и Сан-Стефано. В 1968 году они были объявлены архитектурно-строительным памятником национальной культуры.

Приморский парк, созданный в конце XIX века чешским архитектором парков Антоном Новаком, располагается на морском побережье неподалеку от центра города Варна и представляет собой прекрасный райский уголок, где можно отдохнуть от суеты современного города.

Читайте также  Архитектура в Байройте

Архитектурно-исторический заповедник «Старый Пловдив» – превосходно сохранившийся комплекс. Античные здания и здания образца Национального возрождения Болгарии были адаптированы мастерами к современной жизни, чтобы каждый гость смог прочувствовать настоящий дух истории.

Баня-Баши-мечеть – это исламский храм, находящийся городе София. Инициатором и спонсором строительства выступил мулла Эфенди Кады Сейфуллах, из-за этого иногда мечеть также называют «Кады Сейфуллах» или «Молла Эфенди» (кстати, раньше неподалёку от храма находилась и могила муллы).

В полутора километрах от города Балчик, на берегу моря, между трех холмов располагается дворец, носящий поэтическое название «Тихое гнездо» – излюбленное место отдыха королевы Румынии Марии. Построенное по проекту итальянских архитекторов Америко и Августино, здание имеет три этажа и представляет собой удачный пример сочетания восточных и европейских архитектурных элементов (возможно, причина этого кроется в том, что Мария провела свое детство в Египте и всегда ратовала за сближение христианства и ислама).

Исторический музей Этрополе находится в Болгарии на расстоянии 80 километров на северо-восток от Софии и в 13 километрах от города Правец. Первая экспозиция музея была представлена публике в 1958 году.

Основные достопримечательности Болгарии

Расположенная на Балканском полуострове, в Юго-Восточной части Европы, Болгария имеет древнюю и славную историю. Этим можно объяснить многие достопримечательности Болгарии, которые представлены в немалом количестве.

А начиналась история болгарского народа в VI веке далеко от Балкан, на берегах Волги. После распада государства, созданного ханом Кубратом. Часть болгарского населения, возглавляемая Аспарухом, под натиском хазар, откочевала за Дунай. Здесь, примерно в 679 году и было основано первое Болгарское царство.

Тюркские воины ассимилировались с местным населением, и со временем Болгария стала славянской страной, игравшей большую роль в регионе. По одной из версий, выходцами из Болгарии были основатели славянской письменности, Кирилл и Мефодий.

Сегодня Болгария одна из красивейших стран мира и популярное место, посещаемое не только туристами, но и путешественниками, историками, археологами, любителями природы и подводного плавания.

Начнём знакомство с этой прекрасной страной и первым делом заглянем в потаённые уголки, а именно самые красивые места Болгарии.

Красивые достопримечательности Болгарии:

Гора Витоша

Недалеко от столицы страны Софии раскинула свой красивейший купол гора Витоша. Вершина горы и впрямь своими очертаниями напоминает огромный купол.

В письменных источниках под этим мужским именем горный массив впервые упоминается ещё в XI веке. А начиная с конца XIX века местность стали активно оборудовать под туристический центр.

Наивысшая точка болгарского горного массива великолепная Черни-Врых возвышается над уровнем моря на высоту 2 290 метров.

Летом окрестности, ущелья и тропы горы удобны для пеших прогулок, зимой тысячи горнолыжников приезжают покататься на заснеженных склонах Витоши.

Пловдив

Один из старейших городов Европы, сохранил в своём облике дыхание времени различных исторических эпох и национальных культур.

В период римского правления в городе «Трёх холмов» были построены термы (бани) ипподром и амфитеатр. Дожили до наших дней и руины римского одеона.

Период турецкого владычества над городом отпечатался на облике Пловдива множественными зданиями, в том числе и мечетями XV века «Джума» и «Имарет».

В новое время были построены великолепные церкви Святой Недели и Святого Димитра. Сохранились в Пловдиве и улочки с жилой застройкой, в которой сохранились элементы резьбы по дереву и яркие росписи.

Сегодня в Пловдиве находится около двухсот зданий, относящиеся к памятникам истории и древней архитектуры, есть на что посмотреть.

Перперикон

Этот исторический комплекс недалеко от Пловдива также использовали жители разных эпох.

Перперикон начал свою историю в эпоху неолита и был древнейшим мегалитическим святилищем в период зарождения первых религиозных представлений.

Фракийцы основали на скалистом холме город. И устроили рядом с городскими постройками захоронения своих вождей.

Греки использовали комплекс, как святилище бога виноделия Диониса. По легенде меж камней Перперикона находится могила Орфея. В период Византийского господства город стал важным культурным и религиозным центром.

Посещая это великолепное место, туристы погружаются в атмосферу разных исторических эпох.

Долина роз

Летом туристы со всего мира спешат в небольшой городок Казанлык. Именно здесь, вот уже более 300 лет выращивают уникальнейшие сорта роз. Этот цветок стал красивым символом Болгарии.

Незабываемые впечатления оставляет у туристов Фестиваля роз, на котором выбирают королеву этого роскошного цветка. Выбранную в Королевы девушку, парни проносят по улочкам города на руках.

Кроме роз, в другое время года в окрестностях Казанлыка можно посмотреть достопримечательности античной и фракийской культуры.

Семь Рильских озёр

Достопримечательности Болгарии будут неполными, если не включить в них удивительную балканскую природу. Есть в Болгарии и уникальный природный памятник, расположенный средь вершин Рильских гор.

Семь прекраснейших озёр ледникового периода на высоте от 2 100 до 2 500 метров над уровнем моря составляют роскошный природный комплекс. Это место Болгарии наиболее посещаемое туристами всего мира.

У каждого озера есть своё оригинальное имя, обозначающее характерную особенность каждого водоёма. Так, одно из-за чистейшей воды получило имя «Слеза». По овальной форме ещё одно озеро названо «Глаз». Есть также «Трилистник» и «Близнецы».

А вот в «Нижнее озеро» собираются воды всех озёр, и из него берёт своё начало река Джерман.

Рильский монастырь

В горах Риль расположился и рукотворный памятник, который часто называют «Болгарским Иерусалимом».

Монастырь, основанный по преданию преподобным Иоанном Рильским в Х веке, уютно расположился в горной долине. Монах жил в горной пещере, а вот его ученики уже и возведи величественный монастырь.

Архитектура зданий монастыря сохранила великолепный византийский стиль с резными стенами и сферообразными куполами церквей.

Сегодня это крупнейший ставропигиальный мужской монастырь в Восточной Европе, активно посещаемый туристами и православными паломниками.

Турецкий форт Меджиди-Табия

Уникальная историческая и архитектурная достопримечательность Болгарии находится недалеко от города Силистра.

Форт является частью общей линии фортификационных укреплений Османской империи XVII–XIX веков. Хотя сам форт Меджиди-Табия возведён немецким инженером в 1840–1850 годах.

Активно использовался во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Укрепления хорошо сохранились до наших дней, и является объектом исследований: как археологов, так и военных инженеров.

Церковь Святого Стефана в Несебре

Путешествуя по Болгарии нельзя обойти стороной этот удивительный памятник архитектуры XI века.

В архитектурном плане это трёхнефная базилика, возведённая в городе Несебыр из каменных блоков и кирпича.

Уникальный православный храм сквозь время пронёс не только свою своеобразную архитектуру, но и неповторимый иконостас и роскошные фрески.

Город Несебыр сам по себе исторический и архитектурный комплекс, частью которого стала замечательная церковь. Город является объектом всемирного наследия. Сюда ежегодно приезжают миллионы туристов, чтобы полюбоваться красотой древней архитектуры.

Мыс Калиакра

Выдающийся в море на 2 км мыс является не только природным чудом Болгарии, но и имеет богатейшую историю, наполненную удивительными событиями.

Мыс, омываемый волнами Чёрного моря, является природным и археологическим заповедником. Ещё в IV веке до нашей эры племена тиризов стали возводить здесь укреплённые поселения. Основные укреплённые сооружения крепости были построены в XIV веке.

Наиболее прославленным событие в истории крепости стало морское сражение 1791 года между русским и турецким флотом.

Легенды повествуют о свободолюбии и смелости болгарского народа. Наиболее известная легенда, связанная с мысом, повествует о 40 болгарских девушках, связавших свои косы и бросившихся в воду, не желая идти в турецкую неволю.

В заключение

Раз заговорили о Чёрном море, самое время рассмотреть и самые красивые пляжи Болгарии. Среди множества пляжей Болгарии выберем наиболее привлекательные для отдыха и популярные среди туристов.

О красивейших пляжах Болгарии, а также про самых сексуальных болгарских красотках читайте в следующих статьях.

Архитектурные памятники Болгарии

На территории Болгарии немало архитектурных памятников, созданных племенами и народами, которые населяли болгарские земли до VII века нашей эры — до создания болгарского государства.

Большинство же архитектурных памятников является делом болгарского народа, его мирного, созидательного труда. Некоторые из них пользуются мировой известностью и входят в сокровищницу культурных ценностей всего человечества.

Древнейшие архитектурные памятники — глинобитные жилища, открытые при раскопках курганов близ села Караново Новозагорского округа, близ города Русе и в других местах — относятся к новокаменной и каменно-медной эпохам (III — II тысячелетия до н. э.). Есть у нас и замечательные памятники строительного искусства железной эпохи, преимущественно гробницы фракийских времен.

Характерными памятниками фракийского строительного дела V — IV веков до п. э. являются гробницы, самая значительная из которых — Фракийская гробница возле города Казан-лыка. Ее открытие в 1944 году было событием для ученых не только Болгарии, но и других стран. До сих в Европе не найдено другого подобного памятника — гробницы из обожженного кирпича, датированного более ранним периодом. Однако мировая известность гробницы близ Казанлыка объясняется прежде всего ее великолепной стенописью, выполненной в эллинистическом стиле.

Читайте также  Архитектура в Кельне

Во время строительства водохранилища имени Георгия Димитрова близ Казанлыка был обнаружен еще один замечательный памятник древней фракийской архитектуры — город Севтополис. Исследования этого города дали ценные сведения о градостроительном искусстве, архитектуре, системе укреплений, быте и культуре фракийцев в IV — III веках до н. э.

От римской и византийской эпох (I — IV века н. э.) уцелели остатки многих селищ с частично или полностью сохранившимися постройками.

В нашей столице сохранились ценнейшие памятники культуры римской и византийской эпох — церкви св. Георгия и св. София. Здание церкви св. Георгия — самая значительная и наиболее сохранившаяся постройка времен римского господства на наших землях. Роспись ее куполов датируется XII — XV веками. Церковь св. Софии — замечательный памятник византийской эпохи, известный далеко за пределами нашей страны. Ее постройка относится примерно к IV веку н. э.

От раннефеодальной эпохи, то есть периода расцвета первого болгарского царства (IX — X века) до нас дошли, к сожалению, одни развалины. Остатки дворцов и церквей Плиски, Преслава, Мадары и Патлейны свидетельствуют об их высоких художественных достоинствах и внушительных размерах. Культовые и светские здания того времени замечательны по своей монументальности и роскошному оформлению. Отличительные черты этих архитектурных памятников болгарского строительного искусства — полихромия и широкое использование орнамента — говорят об их родстве с зодчеством других славянских народов Балканского полуострова. Замечательными произведениями болгарской архитектуры той эпохи являются большая базилика в Плиске и Круглая церковь в Преславе.

В период второго болгарского царства (XII -— XIV века) болгарское строительное искусство стало одним из самых оригинальных в Юго-Восточной Европе. Характерные для него роскошная роспись внутренних стен и богатая декоративность внешних плоскостей достигает высочайшего развития. Об этом красноречиво свидетельствуют церкви в Тырново, Асеновграде, Никополе, Боянская церковь, церкви Пантократора, св. Параскевы, св. Иоанна Алитургитоса в Несебре — подлинные шедевры строительного искусства того времени. Особенно интересна изяществом форм и соразмерностью пропорций церковь софийского села Бояны.

В период пятивекового турецкого владычества монументальная болгарская архитектура пришла в упадок. Построенные за это иремя культурные здания — Томбул-мечеть в Шумене (ныне Коларовград), мечети в Разграде, Пловдиве Пазарджике, Баня Баши в Софии, Куршум хан в Пловдиве также являются делом болгарских строителей. Песни, легенды и предания тех временен говорят о высоком зодческом искусстве наших мастеров, которые возводили монументальные постройки в Адрианополе и других городах за пределами болгарских земель. Стремление народа к свободной жизни, его упорное сопротивление политическому гнету турецкого феодализма и ассимиляторским попыткам греческого духовенства нашли выражение в строительстве низких и полутемных сельских и монастырских церквей, в большинстве случаев врытых в землю.

Известные и неизвестные народные мастера украшали эти маленькие, неприглядные церкви высокохудожественными фресками и резными иконостасами замечательно тонкой, ажурной работы. В мерцающем сиянии свечей стенопись и резьба словно оживали, открывая угнетенным новый мир — мир свободы и радости. Ценными памятниками архитектуры в этом отношении являются церкви Кремиковского и Драгалевского монастырей, церковь Петки Самарджийской в Софии, церкви при метохах Орлицы и Пчелино близ Рильского монастыря.

Что касается гражданской архитектуры, то в эпоху турецкого рабства зодческие традиции нашего народа были продолжены в области жилищной архитектуры. Старинные каменные дома в Арбанаси возле Тырново, деревянные дома села Жеравна Сливенского округа, дома в Трявне свидетельствуют о тонком художественном вкусе и самобытном таланте зодчих из народа, которые из простого строительного материала — камня и дерева сумели создать оригинальные и высокохудожественные произведения архитектуры.

К числу лучших памятников архитектуры эпохи болгарского Возрождения — одного из наиболее продуктивных периодов в истории зодчества Болгарии принадлежат многочисленные монастыри, церкви, башни с часами, колокольни, отдельные жилые дома и целые архитектурные ансамбли улиц и площадей, возникшие во всех краях нашей страны. Монументальные светлые и просторные церкви в Свиштове, Тырново, Вазовграде, Левскиграде, Пазарджике, Рильский, Бачковский, Троянский, Преображенский и другие монастыри — это не только здания, посвященные религиозному культу, а прежде всего памятники борьбы за просвещение, за церковную и политическую независимость.

Много мастерства, искусства и любви вкладывает наш народ в строительство жилых домов. В Копривштице, Жеравне, Банско, Тырново, Пловдиве, Арбанаси, Котеле, в Родопах и Добрудже, в Средногорье и Западной Болгарии — везде сохранились оригинальнейшие по своей архитектуре болгарские дома.

В культурном наследии времен болгарского Возрождения особое место занимает город Копривштица. Он представляет единый ансамбль не только по архитектуре жилых домов и хозяйственных построек, многочисленных портиков-фонтанов и мостов, но и ансамбль по своей красочности, цветовой гамме. Вместе с тем каждый отдельный дом — это законченная и неповторимая самобытная композиция. В большинстве из них каждое помещение, каждая комната имеют свои особые пропорции, свои архитектурные и декоративные элементы. Дом, окруженный двором и хозяйственными постройками, производит впечатление законченного ансамбля.

Чудесными, архитектурными памятниками времен болгарского Возрождения являются также многочисленные дома, церкви и целые кварталы старого Пловдива. Живописно раскинутые на крутых склонах холмов древнего Тримонциума, старинные дома Пловдива производят неизгладимое впечатление. От копривштицких домов они отличаются главным образом тем, что из-за ограниченности места не имеют обширных дворов, но нависшие друг над другом эркеры и дугообразные фронтоны придают им специфическую красоту. В этом отношении характерен дом Ламартина, в котором останавливался известный французский поэт во время своего путешествия по странам Востока, дома Георгиади и Коюмджиоглу, расположенные у восточных ворот античной городской стены Хисар-капия.

Для старинной болгарской архитектуры характерна ее жизнерадостность, умение народных зодчих создавать в труднейших условиях градостроительства и рельефа из местных строительных материалов неповторимые ансамбли.

Учась на опыте и достижениях народных зодчих прошлого, опираясь на вековые традиции национальной архитектуры, современные болгарские архитекторы создают самобытную болгарскую архитектуру.

Быстрый рост населения в городах и промышленных центрах Болгарии и неуклонно растущие потребности трудящихся поставили перед болгарскими архитекторами проблему социалистического планирования, реконструкции и строительства населенных пунктов.

За последние годы наше градостроительство достигло значительных успехов. В крупных городах градостроительные планы разрабатываются на основе их перспективного развития на период 15 — 20 лет.

О новых, социалистических принципах градостроительства свидетельствуют не только новые города, комплексы и кварталы, но и реконструированные кварталы, улицы и площади старых городов. В этом отношении характерны жилые комплексы на бульварах Заимова и Стамболийского в Софии, дома на улице графа Игнатьева и набережной реки Марицы в Пловдиве, городок судостроителей в Варне, южная часть города Старой Загоры, где сооружаются жилые дома, искусственное озеро и т. д.

Если подняться на самолете и посмотреть на наши старые города, то станет видно, как они изменились: стерлась существовавшая еще десять лет назад разница между центром и окраинами, каждая их улица, каждая площадь — это единый ансамбль. За сравнительно короткое время облик наших городов в корне изменился.

Широко развернутое строительство жилых домов, культурных и административных зданий поставило перед болгарскими архитекторами и строителями новые задачи, небывалые по своему размаху. Объем архитектурного творчества расширился. Если в недалеком прошлом главным объектом архитектурного искусства были административные здания, церкви, особняки, дворцы, то теперь архитекторы строят все без исключения здания, в том числе сельскохозяйственные, промышленные и жилые, а также такие инженерные сооружения, как мосты, водохранилища, электростанции.

Облик строящихся в стране зданий свидетельствует о подъеме новой болгарской архитектуры.

Новые жилые корпуса в Софии по своему градостроительному, композиционному и объемно-силуэтному решению и по свежей, жизнерадостной архитектуре, внутреннему оформлению и удобствам являются бесспорным достижением болгарских архитекторов и строителей.

Прекрасные здания домов отдыха и гостиниц на курорте Варна, на Золотых песках (близ города Варны), на Солнечном берегу близ города Несебра, дома отдыха профсоюзов в Велинграде, дома культуры в городе Димитрово, гостиниц Балкантуриста в Пловдиве, Тырново и на вершине Столетова и сотни тысяч иных зданий свидетельствуют о подъеме новой архитектуры, о творческих возможностях болгарских архитекторов и стремлении народного государства все шире развертывать строительство населенных пунктов на основе жизнеутверждающей архитектуры.

Архитектура социализма: монумент Бузлуджа. Болгария.

Одним из наиболее выделяющихся современных памятников Болгарии является Бузлуджа — монумент, расположенные на одноименном историческом пике в Стара-Планина в Болгарии. Великолепный образец архитектуры болгарского коммунистического режима был построен в память о событиях 1891 года, когда социалисты во главе с Димитром Благоевым тайно собрались, чтобы сформировать организованное движение, которое в итоге стало основой Болгарской социал-демократической партии, предтечей Болгарской коммунистической партии.

Идея построить памятник на горе Бузлуджа родилась задолго до ее воплощения в виде летающей тарелки. Проект архитектора Георгия Стоилова выиграл конкурс в 1964 году и представлял собой эллипс, установленный на шести столбах. В центре эллипса расположился пилон, на вершине которого — пятиконечная звезда, которая светила бы с вершины. Несмотря на победу в конкурсе, само строительство отложили и вернулись к нему только в 1970-х, когда местная ячейка коммунистической партии Стара-Загоры обратилась с призывом построить-таки что-нибудь на святой для коммунистов горе.

Читайте также  Архитектура в Турции

Правда, архитектурные тенденции изменились — в моду вошли, как выразился сам Стоилов, «летающие тарелки». Он доработал проект и отправился с ним к Тодору Живкову, генеральному секретарю ЦК Болгарской компартии. Живков сначала даже не понял, что это за здание, и, узнав, что это Бузлуджа, сразу ответил: «Давайте да го строим!» («Давайте это построим!»).

Строили долго и упорно: погодные условия на холме не позволяли работать больше шести месяцев в году, да и летом ветер и жара были подчас нестерпимы для рабочих.

Открывали памятник с помпой в 1981 году.

Найдены возможные дубликаты

А еще термобарические бомбы испытывали внутри прям. Только стекла немного побило.

всё нормально. где цыгане, там разруха и кони.

Доброе утро!

Крокусы на Бузлудже

Бузлуджа монумент, Болгария

Бузлуджа. Never forget your past.

Футуристичный дизайн потолка и его подсветки, амфитеатр отделанный белым мрамором и лабрадором, 20 красочных мозаичных композиций на стене. 1981 год, дом-памятник Болгарской коммунистической партии (БКП). Красиво?

А вот так внутренний зал дома-памятника выглядел в 2016.

Место строительства комплекса было выбрано неслучайно. Гора официально носит название Хаджи Димитр в честь национального болгарского героя, погибшего здесь от рук османов. В 1891 году именно на этой горе произошло учреждение Болгарской рабочей социал-демократической партии, которая активно участвует в политической жизни Болгарии и по сей день. Место это стало важной точкой для болгарского коммунизма, некоторые даже называют Бузлуджу «коммунистической святыней».

Идея построить памятник на горе Бузлуджа родилась задолго до ее воплощения. Проект архитектора Георгия Стоилова выиграл конкурс в 1964 году и представлял собой эллипс, установленный на шести столбах. В центре эллипса расположился пилон, на вершине которого — пятиконечная звезда, которая светила бы с вершины. Несмотря на победу в конкурсе, само строительство отложили и вернулись к нему только в 1970-х, когда местная ячейка коммунистической партии Стара-Загоры обратилась с призывом построить-таки что-нибудь на «святой» для коммунистов горе.

Правда, архитектурные тенденции изменились — в моду вошли, как выразился сам Стоилов, «летающие тарелки». Он доработал проект и отправился с ним к Тодору Живкову, генеральному секретарю ЦК Болгарской компартии. Живков сначала даже не понял, что это за здание, и, узнав, что это Бузлуджа, сразу ответил: «Давайте да го строим!» («Давайте это построим!»).

Строительство памятника началось в 1974 году. Было потрачено более 25 млн левов, 16,2 млн из которых — добровольные пожертвования болгар. В строительстве дома-памятника принимали участие коммунисты, комсомольцы и трудящиеся НРБ. Также были построены общественные дачи, турбазы, памятники, асфальтированные дороги и множество других инфраструктурных и коммуникационных объектов.

Всю инфраструктуру Бузлуджи строили с нуля: в основании памятника была построена подстанция на 630 киловатт. Было проведено отопление и обустроена дорога. Оборудование было установлено под землей. Компания из Дании поставила самое современное на тот момент освещение потолка, а в установке рубиновой звезды помогали советские специалисты.

Внутреннее убранство также потрясало воображение: мозаики с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Димитара Благоева и Тодора Живкова. Во внешний круг входило около 20 композиций с эпизодами из истории Болгарии.

На Бузлудже круглогодично проводились пышные культмассовые мероприятия:

-приём в пионеры, в комсомол, в кандидаты и члены БКП;

-празднование годовщины 9 сентября (приход БКП к власти в 1944-м), 23 сентября (в 1923-м году по указанию Коминтерна коммунисты подняли в Болгарии так называемое Сентябрьское -социалистическое восстание) и другие памятные для коммунистов даты;

-празднования достижений социализма в Болгарии: успехов бригадирского движения, успехов в трудовых-кооперативных земледельческих хозяйствах и тому подобные;

-празднования достижений социализма и коммунистического движения во всем мире — успехи Коминтерна, успехи в социалистической борьбе за мир и так далее.

При праздновании каждого праздника БКП организовывала для жителей и гостей бесплатный автобусный транспорт из городов Габрово, Стара-Загора и Казанлык. Во время праздников на самой вершине располагались многочисленные киоски, где продавались скара(барбекю), бира(пиво), безалкогольные напитки, шоколад и тому подобное, причём цены были намного ниже, чем в обычных магазинах.

После смещения Тодора Живкова в 1989 памятник оказался заброшен и разворован.

Дом-памятник БКП полностью разграблен: украдены все кабели электросети и все элементы внешней и внутренней декоративной облицовки, которая состояла из мрамора, гранита, лабрадора, золота, серебра, бронзы и других ценных камней и металлов. Большинство памятников и коммуникаций на вершине также уничтожены с целью грабежа, а дачи и турбазы проданы частным лицам и фирмам.

Большинство болгар, которые родились после 1989 года, мало что знают о Бузлудже.

Несколько лет назад на нем красовалась надпись «Forget your past». Фраза которая вызывает в душе у каждого историка и любителя истории бурю негодования.

Однако в 2016 же году над входом уже написано «Never forget your past».

5 июня 2016 года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов пообещал поставить точку по вопросу Бузлуджи и начать его реконструкцию.

Молодой архитектор Дора Иванова, которая разработала проект «Бузлуджа — памятник времени». Планируется, что «летающая тарелка» станет музеем истории болгарского народа с древнейших времен и до наших лет.

Сами с усами…

Архитектура Болгарии

Самое интересное в болгарской архитектуре

Болгарская архитектура несет в себе следы различных культур и множества народов, когда-то проживавших на территории этой страны. Фракийцы, греки, римляне, византийцы, а позже и славяне, которым досталось тысячелетнее культурное наследие предыдущих эпох. Поэтому неудивительно, что в Болгарии христианские храмы соседствуют с мечетями, старинными замками и крепостями. Самый древний культурный пласт археологи связывают с фракийскими племенами. Однако от фракийских поселений осталось очень мало. В основном до нас дошли лишь могильники и мавзолеи.

Они имели вид как простых могил, так и огромных погребальных комплексов, в которых помимо погребальных камер имелся отдельный вход и множество залов, украшенных великолепными фресками и скульптурами. Этими уникальными примерами зодчества можно насладиться неподалеку от Казналыка, где когда-то находилась столица фракийцев Севтополь, и недалеко от села Свештари, которое входит в комплекс археологического заповедника Сборяново. Именно эти гробницы включены в «Список мирового культурного наследия» ЮНЕСКО.

За фракийским этапом последовал греческий период. В результате греческой колонизации появились такие города как Несебр, Варна и Созополь. В древности они представляли собой небольшие торговые города, обнесенные крепостными стенами с башнями. Однако от греческих сооружений почти ничего не сохранилось. Об этом этапе нам напоминают лишь развалины древних мостов, да остатки общественных сооружений: театров, стадионов.

Греческий этап закономерно сменился римским. Римское завоевание этих земель сопровождалось бурным строительством: перестраивались старые города, появлялись новые, сооружались акведуки – специальные сооружения, служащие для подачи воды к населенным пунктам, прокладывались канализационные системы. О высоком уровне зодческого искусства в Риме свидетельствуют нам руины крепостных стен, амфитеатров, форумов и стадионов, сохранившиеся в древних городах Пловдив, София, Кюстендил, Хисаря, Разград и др.

Некоторые из них, частично восстановленные, например, древнеримские термы в Варне или античный театр в Пловдиве до сих пор производят действительно внушительное впечатление и на современного зрителя.

Но настоящий бум болгарское зодчество испытало после вхождения в состав Византийской империи. Особенно это касается храмового строительства. Именно в этот период строятся монументальные базилики. Не обходят своим вниманием строители и скромные однонефные храмы. Примером таких сооружений могут служить базилика св. Софии в Софии, церковь в Перуштице и старая митрополия в Несебре.

Конец христианской эпохе положило завоевание болгарских территорий Османской империей. Христианское зодчество сменилось активным строительством мечетей, например «Томбул» в Шумене – самая большая мечеть на Балканах – или «Имарет» в Пловдиве. Что касается христианских храмов, то в период османского завоевания они строились без куполов и очень низкими, как будто утопленными в землю. Все дело в том, что в то время вышел указ, согласно которому все немусульманские храмы не должны были превышать всадника, сидящего на коне.

Турецкая культура повлияла и на облик жилой архитектуры. Так в этот период у болгарских домов появился чердак, открытая веранда и «миндер» — деревянное возвышение-лежанка на веранде. Освобождение от турецкого завоевания способствовало росту болгарских городов и благосостояния народа. Поэтому быстрые темпы набирает дворцовое строительство, возводятся роскошные городские дома, разбиваются великолепные сады и парки, появляются новые стили и новые архитектурные школы городов Трявна, Банско и Самоков.

Атмосферу болгарского Возрождения по сей день сохранили некоторые города: Старый Пловдив, Банско, Трявна, Арбанаси, Жеравна. Эти и многие другие города Болгарии удивительным образом сочетают в себе многовековую историю и зодческие традиции разных народов с живой и широкой архитектурой современной эпохи, что с каждым годом все больше привлекает туристов со всех уголков земли, открывая нам все новые возможности культурного туризма в Болгарии.