Архитектура в Бильбао

Музей Гуггенхайма в Бильбао — культовое здание деконструктивизма

Название постройки: Музей Гуггенхайма в Бильбао (The Guggenheim Museum Bilbao)

Автор:
Фрэнк Гери (Frank Owen Gehry)

Дата постройки: 1993-1997 гг.

Место нахождения:
Бильбао, Испания

«Архитектурная реинкарнация Мерилин Монро», межгалактический корабль, распустившаяся роза, артишок и даже супермен — это лишь часть ассоциаций, которые вызывает у архитектурных критиков Музей Гуггенхайма в Бильбао. Такой полет фантазии во многом вдохновлен особенностями стиля деконструктивизм: нарочито сложным формальным языком, архитектурными формами, которые постоянно пересекаются, и причудливо изогнутыми поверхностями. Какой же образ автор проекта Фрэнк Гери в действительности взял за основу? Зачем архитектору понадобилось программное обеспечение, разработанное для аэрокосмической промышленности? Что такое «эффект Бильбао»? И как Фрэнк Гери изменил отношение заказчиков к wow-эффектам в архитектуре? Об этом читайте в нашей статье.

Фрэнк Гери — один из самых ярких приверженцев стиля деконструктивизм — всегда создавал здания, которые никого не оставляют равнодушным. Причем мнения о его постройках одновременно могут быть самыми восторженными и резко осуждающими. Музей Гуггенхайма в Бильбао — яркий тому пример. Даже сам Гери признался, что на открытии музея его посетила мысль: «Боже! Что же я наделал?!» А в результате спроектированный им Музей Гуггенхайма превратил промышленный город Бильбао в один из культурных центров мира.

Здание находится на набережной реки Нервьон. Раньше здесь располагался порт для торговых судов. Но в начале 1990-х мэрия города приняла решение вдохнуть новую жизнь в этот пришедший в упадок и заметно обветшавший район Бильбао. Собственно история участка, где построен Музей Гуггенхайма, и вдохновила архитектора на создание концепции проекта. Фрэнк Гери рассказал, что в основе проекта лежит образ разбитого корабля, который собран заново. Собственно такой подход к формообразованию и является основой деконструктивизма.

Музей Гуггенхайма в Бильбао представляет собой сочетание множества разных по величине и форме архитектурных объемов. Общая композиция здания построена вокруг центрального атриума высотой 55 метров. Внутренние пространства разнородны и наряду с десятью прямоугольными залами здесь присутствуют помещения самых неожиданных форм.

Из-за математической сложности конструкции, чтобы максимально точно воплотить свою концепцию Фрэнк Гери решил работать с передовым программным обеспечением — CATIA, изначально созданным для аэрокосмической промышленности. Для внешней оболочки здания архитектор выбрал 33 тысячи чрезвычайно тонких титановых листов. Каждый из них задуман как отражатель света, поэтому поверхность здания изобилует различными цветовыми оттенками, реагируя на волнение реки Нервьон, солнечный свет и движение облаков. Сложные математические расчеты нужны были и для того, чтобы Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери не повторил судьбу другого его проекта — лос-анджелесского концертного зала «Уолт Дисней», фасад которого отражая солнечные лучи нагревал улицу и близлежащие здания до очень высоких температур. Два других материала, используемых в строительстве — известняк и стекло.

Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает площадь 24 тысячи квадратных метров, из которых 11 тысяч отведены для выставочных залов. В дополнение к пространствам галерей здесь располагаются офисы, аудитория на 300 мест, магазины, кафетерий и два ресторана.

С самого момента открытия Музей Гуггенхайма в Бильбао ежегодно принимает около миллиона посетителей. Благодаря оригинальной архитектуре здание стало настоящей визитной карточкой города, привлекая в Бильбао множество туристов со всего мира. Осмысляя подобный эффект, исследователи даже ввели термин «эффект Бильбао», которым теперь характеризуется феномен стремительного роста популярности не самого известного ранее места, за счет внедрения в архитектурный контекст wow-эффекта.

Существует предположение, что именно «эффектом Бильбао» объясняется бум на оригинальную архитектуру в Объединенных Арабских Эмиратах, где wow-эффект стал чуть ли не обязательной составляющей проекта. Косвенно это подтверждает тот факт, что Музей Гуггенхайма в Абу-Даби тоже проектировал сам Фрэнк Гери.

Бильбао — дизайнерский город

Главная / Блог / Бильбао — дизайнерский город

История преобразования города Бильбао — прекрасный пример, передающий черты характера баскского народа.

Его прекрасное перевоплощение из промышленного центра с предприятиями тяжелой промышленности в один из лучших городов для туризма и для комфортной, современной и интересной жизни, при этом сохраняя своё богатое историческое наследие.

Острый ум и предприимчивый характер басков позволил вовремя принять правильные решения в экономической политике города, когда во всем мире в 80-х годах 20 века начался спад в промышленности, который очень сильно затронул экономику города, в Бильбао было принято решение переориентировать экономику на сферу услуг и прежде всего туризм.

Всё началось с того, что в Бильбао был построен Музей современного искусства Гуггенхайма, который и послужил отправной точкой и ориентиром для дальнейшего общего преобразования образа города. Впечатляющая архитектура Фрэнка Гери, трудившегося над проектом здания музея, никого не оставляет равнодушным!

Вскоре рядом с зданием выросла 15-метровая фигура цветочного пса, верного охранника Музея, созданная Джеффи Кунсом. Именно благодаря так называемому «эффекту Гуггенхайма» Бильбао и стал меккой любителей всего прекрасного и авангардного, подарив городу мировую славу. А вокруг Музея стал расти новый дизайнерский город и Бильбао практически создал себя заново.

Бильбао стал творческой площадкой для многих мировых знаменитостей. Норман Фостер создал проект метрополитена, объединив архитектуру и инженерию. Метро Бильбао — это лучшее воплощение хайтека, с использованием всех новейших технологий в метростроении.

Мы обязательно рекомендуем вам прокатиться в нем, чтобы получить новые впечатления! Не знаете куда? Конечно же на пляж! Ведь именно благодаря метро, великолепные океанические пляжи с золотым песком стали для жителей мегаполиса намного ближе!

В начале нулевых годов в Бильбао творил гениальный Филипп Старк. Помимо жилых домов в центре Бильбао, Филипп Старк преобразил старый винный склад 1906 года постройки в супер современный мультикультурный центр, который имеет особый шарм, шарм дизайнерского города Бильбао.

В начале 21 века в Бильбао появились и свои «Башни Близнецы», возведенные архитектором Исодзаки. Они находятся напротив самого интересного моста города — Суби-Сури, построенного только из стекла и металла. Мост был спроектирован Сантьяго Калатравой. Его же проекту принадлежит и здание аэропорта Бильбао — Ла Палома (Голубка). Оба этих творения отличает их воздушность, изысканность и стиль.

Среди авторских творений выделяется, в самом прямом смысле этого слова, башня Ибердролы, спроектированная Сесаром Пелли. Это самое высокое здание в Стране Басков имеет высоту 165 метров и 40 этажей.

Другим не менее знаковым сооружением города является Дворец Эускальдуна, расположенный в начале Гран-Виа на берегу реки Нервион. В 2003 году он был признан Лучшим Дворцом конгрессов в мире и может похвастаться рестораном, удостоенным звезды Мишлен. От Эускальдуны до Башни Ибердролы простирается великолепный парк Сады Доньи Касильды, разбитый в начале 20 века и передающим дух той Прекрасной Эпохи.

Так же любителям стиля Прекрасной Эпохи стоит прогуляться по Гран Виа. Здесь каждое здание имеет свой стиль, своё лицо и имеет особую художественную ценность. Среди прочих стоит отметить Дворец Депутатов Бискаи, построенный в конце 19 века и гармонично смешавший в своей архитектуре различные стили. Безусловно, это одно из самых помпезных зданий города.

На площади Мойуа своей необычной архитектурой выделяется Дворец Чаварри, построенный бельгийским архитектором Паулем Ханкара для местного промышленного и финансового магната в 1894 году. Сейчас в этом дворце заседает Правительство Страны Басков. На этой же площади, подобно зефирному торту красуется здание 5-ти звездочного отеля Карлтон, построенного в 1926 году. С момента своего открытия, отель является памятником архитектуры и самым престижным отелем города, в котором проходят важные социальные и культурные мероприятия.

Если Бильбао Гуггенхайма удивит вас, то в Старом городе вы непременно почувствуете его особое очарование. Местные жители питают к этому району особые чувства. Бильбао был создан вокруг эстуария в 1300 году. И сегодня старый центр этого города продолжает оставаться по-прежнему оживленным.

Старый город начинался когда-то со своих знаменитых 7 улиц: Сомера, Артекале, Тендерия, Белостикале, Карнисерия-Вьеха, Барренкале и Баррен-кале-Барена. Прогуливаться по этим старинным узким улочкам и заглянуть в бары, чтобы перекусить пинчос в сопровождении бокала местного вина Чаколи (здесь это называют чикитеар) — непременный атрибут поездки в Бильбао. Во время такой прогулки вы обнаружите целый мир восхитительных закусок пинчос, кулинарных шедевров в миниатюре.

На площади Пласа Нуэва всегда оживленно! В любое время дня и ночи. Это своеобразная «гостиная» города. А гостей в Стране Басков любят и умеют встречать. Местные жители и гости города назначают здесь свои встречи, чтобы за чашечкой кофе или чего нибудь повеселей поговорить о жизни, о политике, о погоде, обсудить последнюю игру любимой команды. Если же вы заглянете в один из ресторанов Старого города, чтобы пообедать, то наверняка встретите группу друзей, поющих за столом во время десерта. Этот старинный баскский обычай сохранился и до наших дней.

Старый Город в Бильбао знаменит и своими торговыми традициями. После ужасного наводнения 1983 года все магазины здесь были реконструированы и стали просто восхитительными. Разнообразиные и качественные товары порадуют вас в более чем 400 заведениях различных типов: это полные особого шарма магазинчики, дошедшие до нас из другой эпохи, блошинные рынки, а также магазины модных брендов, где можно познакомиться с новыми коллекциями. А также множество сувенирных лавочек с милыми подарками на память о пребывании в этом стильном городе.

Гуляя по Старому городу, обязательно стоит заглянуть на знаменитый рынок Ла Рибера. Здание этого рынка было построено в расцвет Прекрасной Эпохи, украшено великолепными витражами. Ла Рибера — самый большой рынок свежих продуктов, что зафиксировано в Книге Рекордов Гиннеса. На этом рынке вы можете купить гастрономический «специалитет» Страны Басков — сыры Идиасабль, которые вам запакуют в термические упаковки, чтобы вы могли довести их до родины. А также увидеть то все разнообразие жителей прибрежных и глубинных вод, на которых базируется местная кухня, местные овощи и фрукты, за которыми сюда по утрам съезжаются все повара великолепных ресторанов Бильбао.

Из памятников архитектуры в Старом городе Бильбао стоит отметить Церковь Сан Антонио, которая за свою долгую историю успела побывать и биржей, и королевским дворцом и частью крепостной стены. Это самое красивое здание религиозной архитектуры в Бильбао, которое смешало множество стилей, начиная от строго романского и заканчивая помпезным барокко. Церковь Сан Антонио изображена на гербе города Бильбао, хотя и не является Кафедральным Собором.

Читайте также  Архитектура в Чехии

Сам же Кафедральный Собор Бильбао расположен в самом центре исторической части и посвящен Сантьяго — святому покровителю Бильбао. Не смотря на то, что Собор очень старинный, начало строительства нынешнего здания, на месте старого сгоревшего, началось в 1397 году, после реставраций конца 20 века он выглядит совершенно как новый.

На площади Унамуно вы увидите начало широкой лестницы, которую так же называют Кальсадас-де-Мальона. Её 311 ступеней ведут к Базилике Девы Бегонии, наиболее почитаемой у местных жителей. С этой церковью связано и название моста, который является частью архитектурного комплекса Музея Гуггенхайма. Дело в том, что когда в далекие предалекие времена моряки уходили в море, достигнув места этого моста, они начинали петь молитву «Сальве» («Спаси»), обращенную к Деве Марии Бегонии, которая здесь начинала скрываться из виду.

Если же вы хотите увидеть Бильбао с другой точки зрения — прокатитесь по эстуарию Нервион на кораблике, который довезет вас до самого океана. Во время этой прогулки вы увидите всё великолепие дизайнерского города Бильбао с новой, привилегированной точки зрения, полюбуетесь всем великолепием современной архитектуры Нового города, познакомитесь с его символичными зданиями, почувствуете ритм этого динамичного и очень атмосферного города.

Гид по архитектурным шедеврам Бильбао

Трудно поверить, что еще тридцать лет назад путешественники, добиравшиеся до Бильбао, описывали город как пыльный лабиринт безликих улиц

Пережив индустриальный расцвет, всплеск сепаратизма и мощное наводнение, самый большой город Страны Басков кардинально поменял имидж и вступил в эпоху культурного ренессанса. Сегодня Бильбао — гигантский архитектурный заповедник, буквально нашпигованный шедеврами великих зодчих современности.

Здесь находится одно из самых узнаваемых зданий в мире — Музей Гуггенхайма, построенный по проекту американо-канадского архитектора Фрэнка Гери. В его постоянной экспозиции работы Кандинского, Дали, Пикассо, Уорхола и скульптуры Ричарда Серра. Раз в месяц администрация «культурной сокровищницы» устраивает вечеринку Art After Dark, на которой можно побродить по залам музея под треки лучших диджеев Испании и мира.

Колонна в здании бывшего винного склада, переработанного по проекту Филиппа Старка

Картина обновленной туристической столицы Басконии будет неполной без Исторического архива, строительство которого было завершено два года назад. Его фасад зажат между соседними постройками прошлого века, а само здание на 70 метров уходит вглубь квартала и на 20 — под землю. Уникальна технология, по которой архитектор Гонсало Сарро возводил свое детище: подземные блоки архива были построены еще до того, как вырыт котлован. Так удалось уберечь от разрушения соседние исторические памятники.

Хотя Страна Басков — не самая солнечная часть Испании, местные архитекторы активно используют естественное освещение. Яркий пример такой экоархитектуры — стеклянное здание Консерватории Бильбао. Свет поступает из огромных окон, достигая не только музыкальных классов и залов наверху, но и цокольного этажа.

Топиари Джеффа Кунса перед входом в Музей Гуггенхайма

Перед входом в футуристическое здание красуется арт-объект поменьше — 13-метровая скульптура-топиари Джеффа Кунса в виде щенка вест-хайленд-уайт-терьера, которая регулярно обновляется с помощью десятка флористов. В 1997 году, накануне открытия музея, на щенка было совершено нападение: его пытались взорвать боевики баскской радикальной группировки ETA. Неподалеку от шедевра Гери расположен один из самых изящных подвесных арочных мостов Европы — Кампо-Волантин, или «Белый мост». Его спроектировал создатель аэропорта Бильбао архитектор Сантьяго Калатрава. Долгое время жители города жаловались на скользкие металлические плиты моста, поэтому недавно их заменили на прорезиненное покрытие.

Отдельным аттракционом для туристов в Бильбао может стать поездка на метро, которое проектировал сам Норман Фостер. Архитектору особенно удались выходы из подземки в виде стеклянных полусфер, которые аборигены обозвали «ушами Фостера».

Пара станций на метро от Музея Гуггенхайма, и вы в центре Alhóndiga Bilbao работы Филиппа Старка. Он переделал заброшенные винные склады в современный культурно-спортивный центр. Теперь здесь есть огромная библиотека, выставочные пространства, фитнес-центр и бассейн на крыше с прозрачным дном.

В паре кварталов от вотчины Старка — шедевр футуризма, здание Департамента здравоохранения Страны Басков, которое проектировали архитекторы Хуан Колл-Барро и Даниель Гутьеррес Сарса из бюро Coll-Barreu Arquitectos. Небоскреб, напоминающий гигантский кристалл, был открыт в 2008 году и тут же стал самой обсуждаемой архитектурной новинкой Бильбао.

Департамент здравоохранения Страны Басков

Баски гордятся своими университетами, поэтому не жалеют бюджетных средств на студенческие нужды. Для возведения одного из корпусов Basque Country University был приглашен легендарный португальский архитектор Алваро Сиза. Еще одна звезда мирового масштаба только готовится приступить к строительству своего «экспоната» в архитектурной Мекке. Заха Хадид курирует модернизацию старого промышленного пригорода Бильбао Zorrozaurre, где появится главное ее творение в Стране Басков — 105-метровый небоскреб банка Bilbao Bizkaia Kutxa (BBK).

Abandoibarra Etorb., 2

Plaza Arriquibar, 4

Sede Osakidetza (Департамент здравоохранения Страны Басков)

Alameda de Rekalde, 39

Plaza Ibarrekolanda, BilbaoBasque Country University (Paraninfo UPV)

Avda. Abandoibarra, 3

Фото: Антон Копылов / Flikr

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Всемирно известные здания: музей Гуггенхайма в Бильбао

Могут ли несколько новых зданий сделать депрессивный, богом забытый промышленный город туристическим центром европейского масштаба? Способна ли современная архитектура вернуть актуальность, казалось бы, безнадежно отсталой и никому не интересной провинции? Можно ли успешно осуществить регенерацию и ревитализацию крупного урбанистического образования и что для этого нужно? Нет, речь, как ни странно, будет вовсе не об «Алмазе Знаний» в столице самого хрустального из всех сосудов. Речь о зданиях, вдохнувших новую жизнь в Бильбао, и это не хоббит из «Властелина колец», а такой баскский город.

Во второй половине XIX — первой половине XX веков Бильбао, крупнейший город испанского исторического региона Страна Басков, расположившийся в эстуарии рек Нервьон, Ибаизабал и Кадагуа, недалеко от побережья Бискайского залива, превратился в крупный индустриальный центр. Черная металлургия, судостроение, химическая промышленность бурно развивались, неизменно радуя местных жителей возможностью достаточно просто, пусть и с риском для жизни, заработать себе на чарку сангрии и шкварку хамона. Позитивное влияние на промышленный рост испанской окраины оказала и экономическая политика режима Франко, главной идеей которой была автаркия, строительство самодостаточной экономики с «опорой на собственные силы» и тотальным импортозамещением. После смерти Франко Испания стала быстро возвращаться в общеевропейское русло, вынудившее ее открыть экономику внешней среде и минимизировать в ней государственный протекционизм. Как обычно это и случается, тут же внезапно выяснилось, что все эти чадящие заводы, дымящие фабрики и клепающие корабли судоверфи оказались неконкурентоспособны — в других странах Европы все делалось быстрее, качественнее и, самое главное, дешевле. В 1970—80-е Бильбао быстро деградировал: к 1990 году безработными оказались 26% трудоспособного населения, преимущественно молодежи. Город обуяла экономическая депрессия, на которую наложился еще и террористический фон — местная организация ЭТА начала жесточайше бороться за независимость Страны Басков от кровавого мадридского режима.

1. Примерно так безрадостно выглядел Бильбао в 1950-е. Обратите внимание на левый верхний угол фотографии.

В 1989 году правительство провинции решило, что дальше так жить нельзя и с этим надо что-то делать. В его недрах был разработан так называемый «План Хенераль», стратегический план ревитализации агломерации Бильбао. Главной целью документа стало коренное изменение образа города в глазах прогрессивной общественности, кардинальная перестройка его экономики с новой ориентацией на сферу услуг и туризм. Основным способом достижения этой цели было выбрано строительство целого ряда новых зданий и сооружений социально-культурного назначения. Чтобы это гарантированно стало событием общеевропейского масштаба, для их проектирования, помимо местных кадров, были приглашены звезды мировой архитектуры. Перед ними была поставлена задача создания новых символов города, уже одним своим художественным образом достаточно привлекательных для миллионов туристов со всей Европы.

2. Общий вид на тот же участок реки Нервьон, только с противоположной ее стороны. Левый верхний угол прошлой фотографии оказался сейчас слева же, но внизу. Как видно, за 60 лет его застройка несколько изменилась.

3. Реализация «Плана Хенераль» началась в начале 1990-х. По проекту испанских архитекторов Федерико Сориано и Долорес Паласиос в городе был построен конференц-центр и концертный зал Euskalduna (1994—99 годы).

4. Еще один испанский архитектор, валенсиец и мировая архитектурная звезда Сантьяго Калатрава спроектировал для Бильбао свой фирменный пешеходный мост «Зубизури» («белый мост» в переводе с баскского (1997 год)).

5. Он же стал автором нового пассажирского терминала аэропорта Бильбао, возведенного в 2000 году.

6. Инфраструктурным проектам вообще было уделено особое внимание. В 1995 году в городе открылся метрополитен, четвертый в Испании. Автором архитектурной концепции сооружений стал британец Норман Фостер.

7. Справедливо рассудив, что приток туристов в город, изменение его экономического имиджа неизбежно повлечет за собой и приток инвестиций, власти Бильбао инициировали строительство новых жилых и административных комплексов. Японский архитектор Арата Исодзаки спроектировал для города жилой комплекс Isozaki Atea из двух постмодернистских 22-этажных башен (2004—2008 годы).

8. А выдающийся аргентинский архитектор Сезар Пелли стал автором делового небоскреба Iberdrola Tower, достроенного в текущем году.

9. Не обошлось и без модной Захи Хадид: она разрабатывает в настоящее время проект регенерации района Zorrozaurre. Но главным новым зданием Бильбао, символом перемен, которые накрыли город с головой, стал, конечно, музей Гуггенхайма, открытый в 1997 году.

10. Даже в начале 1990-х всем было ясно, что просто так, ради «неповторимой природы» из обычных елок и заросших камышом озер или «уникальной древней архитектуры», которой в Европе полно на каждом шагу, иностранные туристы куда-то далеко не поедут. Требовалась какая-то привлекательная идея, выделившая бы город из тысяч себе подобных. Одни страны до сих пор стесняются себе признаться, что их «фишка» — это или лишние зубры в заповедных пущах, или дружелюбные и на все готовые ради будто бы безбедной жизни в Турции или Италии девушки в ночных клубах, эти наши незамызганные красавицы леса, с голубыми глазами и в льняных платьицах. Другие страны и отдельные города, которым не досталось ни зубров, ни русоволосых девчат с васильками в волосах, вынуждены искать иные пути повышения собственной туристической привлекательности. В Бильбао таким путем стало современное искусство.

Читайте также  Архитектура в Таиланде

11. Бильбао, конечно, в этом смысле повезло. Как раз в те же годы, в начале 1990-х, американский фонд Соломона Гуггенхайма, владеющий крупной коллекцией искусства XX века, искал город для строительства нового большого музея. Фонду уже принадлежал один музей в Нью-Йорке, выдающееся здание, спроектированное крупнейшим американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. Здание построили в 1959 году, и оно к настоящему времени стало одним из символов Нью-Йорка.

12. Небольшая постоянная выставка работала и в Венеции, но там она размещается в историческом палаццо XVIII века. Руководство музея хотело новое крупное здание, которое стало бы олицетворением архитектуры XXI века, как Гуггенхайм Райта стал символом архитектуры XX века. Фонд перебирал города, где можно было бы разместить музей: Токио, Осаку, Москву, Вену, Грац. Но на финишную прямую вышли Зальцбург и Бильбао. Для Зальцбурга свой проект предложил местный притцкеровский лауреат Ханс Холляйн. Это был, по собственным словам архитектора, «музей без лица», практически полностью спрятанный в скальный массив горы Мёнхсберг.

13. Но Зальцбург проект не «потянул», зато власти Бильбао оказались более сговорчивыми, и для нового Гуггенхайма была выбрана площадка именно там. В 1991 году был проведен небольшой архитектурный конкурс, в котором участвовало всего 3 специально приглашенных творческих коллектива с разных континентов. За Азию отдувался вышеупомянутый Арата Исодзаки, от Европы вариант музея Гуггенхайма в Бильбао представило австрийское бюро Coop Himmelblau. У них новое здание получилось похожим на рассыпанный детский конструктор.

14. Но победил, как обычно, вашингтонский «обком». Право на реализацию музея было отдано проекту Фрэнка Гэри, известного американского архитектора, еще одного лауреата Притцкеровской премии. Так, несколько бессмысленно, выглядел первый его эскиз.

15. На макетах образ здания стал более понятным.

16. Гэри предложил Бильбао и Фонду Гуггенхайма сооружение, состоящее из множества объемов неправильной формы, хаотично соединенных между собой — настоящий апофеоз архитектуры деконструктивизма.

17. Так оно выглядит сверху.

18. В основе здания — многослойный стальной каркас. Расчет его сложной формы представлял собой небанальную инженерную задачу. Для ее решения сотрудники архитектурной фирмы Гэри использовали передовые для начала 1990-х компьютерные программы 3D-моделирования.

19. Кроме неправильной формы объемов, архитекторы запроектировали и традиционные параллелепипеды — в требованиях фонда Гуггенхайма были и прямоугольные помещения для администрации и классических выставочных залов.

20. Здание эффектно размещено прямо на берегу реки и, по сути, интегрировано в один из мостов через нее.

21. Открытка 1990 годов, опора моста еще не покрашена в ярко-красный цвет.

22. Строительство комплекса началось в октябре 1993 года со сноса имевшихся на площадке старых промышленных построек. За сооружение стального каркаса принялись в сентябре 1994-го. Поразительно, но здание было сдано в срок. В январе 1997 года его передали сотрудникам музея Гуггенхайма. Для публики оно открылось спустя 9 месяцев.

23. Строительство сооружения площадью 24 000 кв. м обошлось провинциальному правительству в 100 млн долларов. Фонд Соломона Гуггенхайма со своей стороны предоставил для здания «начинку» в виде постоянной экспозиции и своего доброго имени, которое должно было привлекать посетителей уже само по себе.

24. Но основное внутреннее пространство, конечно, занимают тематические временные выставки.

25. В процессе проектирования каждому отдельному объему было присвоено свое имя: «Рыба», «Нео», «Цветок» и почему-то Potemkin.

26. Для особенно крупных художественных инсталляций был задуман специальный зал шириной 30 м и длиной 130 м (справа), спрятанный под мост «Ла Салва».

27. За мостом конструкцию музея и пилон путепровода уравновешивает специальная декоративная башня.

28. Для облицовки здания было выбрано 3 материала: титан, известняк и стекло.

29. Изначально Гэри предполагал вместо титана использовать отполированную вручную нержавеющую сталь, однако в конце концов он остался недоволен ее внешним видом. Музей выглядел слишком ярко в солнечную погоду и при этом совершенно тускло в пасмурную.

30. В качестве замены для стали был предложен экзотический титан, до этого в облицовке зданий практически не использовавшийся. Оказалось, что при любой погоде материал дает приятный «бархатный» блеск и к тому же обладает способностью окрашиваться в цвет текущего освещения. На фото первые закатные лучи солнца создают розовые и желтые пятна на облицовке.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Пора выполнить свое обещание и закончить прогулку по Бильбао, крупнейшему городу Страны Басков. Город мне понравился, рассматривая фотографии, я сейчас вспоминаю его с удовольствием: он очень комфортный, нет такой толпы, как в Мадриде или Барселоне; он очень разнообразный, здесь каждый найдет что-то для себя интересное; он очень современный, ведь им занимались мастера с мировым именем. Не буду навязывать своё впечатление, просто расскажу о том, что показалось мне в Бильбао интересным.

В прошлый раз мы посмотрели все основные исторические достопримечательности, которые находятся в Casco Viejo (Старом городе). Сейчас посмотрим центральную часть города, для чего перейдем через реку Нервьон по мосту Ареналь. Понять, что Бильбао интересный в архитектурном плане город, можно сразу, как только увидишь слева на набережной великолепное здание в стиле модерн железнодорожной станции Бильбао-Конкордия, построенное в 1902 году. Это головная станция узкоколейных железных дорог, связывающих Бильбао с различными городами Кантабрийского района на севере полуострова.

С вокзала Конкордия можно перейти на главный вокзал Бильбао — Абандо, с него мы потом скоростным поездом уехали в Мадрид. С 2006 года вокзал называется Абандо-Индалесио Прието, в честь министра общественных работ испанского правительства во Второй республике (1931—1939 гг.), при котором железные дороги получили значительное развитие. Это ему установлен довольно необычный памятник внутри вокзала. За памятником — красивый витраж, где изображены различные сцены из общественной жизни Бискайи, в центре — часы и герб Испании.

Если есть время, стоит выйти из вокзала и пройти по улице Hurtado de Amézaga Kalea, где стоит вокзал, влево. Я успела по ней пробежаться, пока ждали поезд на Мадрид. Посмотрите, что там можно увидеть, но это так, по пути.

Главное, — Театр Елисейских полей (Teatro Campos Elíseos Antzokia), который находится неподалеку от вокзала на Calle de Bertendona, 3. Это модернистское здание, построенное по проекту архитектора Альфредо Асебала в 1902 году, нужно видеть! Из-за красивого фасада в стиле ар-нуво его называют «бонбоньеркой». Здание недавно реставрировали, теперь это современный театр с полным набором передовых технологий.

А теперь из вокзала Абандо выйдем вправо на Plaza Biribila, что в переводе с баскского — Круговая площадь. На неё также попадаешь с моста Ареналь из Старого города. В центре площади стоит памятник дону Диего Лопесу де Аро, правителю Бискайи. Считают, что именно он 15 июня 1300 года основал Бильбао.

От этой площади начинается главная улица города — Гран-Виа-де-Дон Диего Лопес де Аро, названная также в честь основателя города. Здесь расположены офисы банков, первые этажи занимают брендовые магазины, и самая дорогая недвижимость.

Свернем влево за здание универмага El Corte Ingles, чтобы посмотреть католическую церковь в неоготическом стиле, построенную в 1889—1890 гг., — церковь Святого Сердца (Jglesia del Sagrado Corazón).

И снова Гран-Виа: здания красивые, как и положено главной улице столицы. Неудобно фотографировать — улица не очень широкая, всего 50 метров, хорошо, пока деревья «прозрачные». Много зданий на реставрации, фасады закрыты сеткой, что поделаешь, начался сезон ремонтных работ.

Вот одно из самых интересных зданий — головной офис Banco Bilbao Vizcaya Argentaria (BBVA) — одной из крупнейших банковских компаний Испании. Сверху здание украшает фигура Меркурия. Построено в 1912 году, архитектор Педро Гуимон.

Главное здание на проспекте, конечно, Дворец Совета провинции Бискайя, где размещается исполнительная власть провинции. Это великолепное здание в стиле эклектики было построено в самом конце XIX века по проекту испанского архитектора Луиса Аладрена. Пишут, что заслуживают внимания интерьеры, роспись стен и потолков, а также многочисленные произведения искусства и мебель. Кто нас туда пустит, но, как говорится, кто бы сомневался.

Стоит заглянуть и за этот дворец, там находится Региональная библиотека провинции Бискайя. Библиотека там с 1929 года, но интересно не старое здание, а пристроенный к нему уже в этом веке стеклянный блок, который особенно красиво смотрится вечером. Обратите внимание, по стенам бегут тексты из книг на двухстах языках мира.

У библиотеки стоит El Caminante (Прохожий). Это неизвестный прохожий, который гуляет по городу, открывая что-то новое для себя и наслаждаясь увиденным. Автор скульптуры, установленной в 1997 году, писатель и художник Хосе Рамон Гомес Назабал.

На Гран-Виа есть несколько площадей, главная из них — Плаза Мойя (plaza Moyúa), расположенная посередине проспекта. Площадь названа в честь Фредерико Мойя, испанского политика, который дважды был мэром Бильбао в первой половине прошлого века. На этой площади останавливаются автобусы из аэропорта.

Это площадь в форме эллипса, от которой разбегаются восемь улиц. В центре фонтан, вокруг красивые цветники, довольно уютно. Застройка самая разнородная: банки, отели, административные здания. К сожалению, пятизвездочный отель Carlton, памятник архитектуры, был затянут сеткой.

Самое красивое здание на площади — Дворец Чаварри (palacio Chavarri) в стиле эклектики, построенный в 1888 году для испанского промышленника и политика Виктора Чаварри и его брата, как их фамильная резиденция. Дворец сложной формы с множеством деталей, стоит посмотреть на него сзади. Дворец используется для нужд правительства Бискайи.

В створе улицы справа от Дворца Чаварри виднеется высокая колокольня церкви Сан-Хосе. Церковь принадлежит ордену августинцев, построена в 1918 году. Внутри не были, поскольку была закрыта.

В Бильбао много зданий, которые понравятся тем, кто интересуется архитектурой.

Читайте также  Архитектура в Тульской области

Мне нравятся здания в конце Гран-Виа, расположенные вдоль городского парка. Они построены в двадцатые годы прошлого столетия, как высококлассное жилье для буржуазии.

Между зданиями есть симпатичные скверики, мы немного отдохнули на солнышке в одном из них, любуясь тюльпанами.

Длина Гран-Виа всего 1,5 километра, мы прошли её всю от площади Biribila (или Plaza Cicular) до площади Sagrado Corazón (Святого Сердца), в центре которой установлен памятник Святому Сердцу Иисуса.

Раз уже я упомянула городской парк, немного покажу его. Несколько лет назад этот парк был единственным зеленым островком города. Парк в английском стиле начали обустраивать в 1907 году по проекту архитектора Рикардо Бастиды, того самого, кто проектировал здания у парка. Сейчас, всё, конечно, смотрится невыразительно. Не не будем забывать, что это только середина марта.

Парк носит имя Касильды Итерризар. Это была известная в Бильбао благотворительница, жена богатого бизнесмена, банкира. Муж оставил ей большое состояние, но в браке не было детей, и Касильда Итерризар занялась благотворительностью. На её деньги строились школы, выплачивались стипендии ученикам; она помогала монастырям, больницам и приютам.

Это единственный человек в Бильбао, именем которого названы два места в городе: парк и улица, где она жила. В парке есть памятник Касильде Итерризар.

С другой стороны парка — квартал современных зданий, самое интересное — пятизвездочный отель «Мелия», построенный в 2004 году по проекту мексиканского архитектора Рикардо Легоретты.

В парке вдоль этих зданий стоят скульптуры музыкантов.

Сейчас Бильбао называют архитектурной жемчужиной Испании, это город сооружений, отмеченных премиями. Трудно представить, что ещё недавно, менее полувека назад, город был серым, грязным и дымным. Возрождению Бильбао послужил, как ни странно, экономический кризис и серьезное наводнение 1981 года. Главное, не опустить руки и принять правильное решение.

Здесь на рубеже веков были реализованы самые смелые проекты, для этого в город приглашали звезд мировой архитектуры и создавали им условия для работы. О метро Бильбао, которое проектировал сам Норман Фостер, я уже рассказала в предыдущей части: Начинаем знакомство с Бильбао. Посмотрим, что еще «натворили» в городе.

Рядом с парком Касильды Итерризар стоит Дворец Эускальдуна — конференц-центр и концертный зал, открытый в 1999 году. Проект испанских архитекторов Федерико Сориано и Долорес Паласиос. Название дворец получил в честь стоявшего на этом месте судостроительного завода Эускальдуна и по форме он напоминает корабль. Главный фасад здания выходит на реку, чтобы его увидеть, нужно перейти на другую сторону реки Нервьон, у кого же будет столько времени?

Архитектура в Бильбао

Изменения в архитектуре и урбанизме Бильбао были важны с конца XIX века в начале XXI века, превращения постиндустриального города в город услуг 1 с заметным культурным компонентом и с архитектурными произведениями международного значения, такими как Музей Гуггенхайма в Бильбао из Фрэнка Гери, расположенный на левом берегу реки Нервион, Метро-де-Бильбао, спроектированный Норманном Фостером, башня Ибердрола Цезарем Пелли и Зубизури, пешеходная река, Сантьяго-Калатрава.

План Ensanche 1876 года был сделан на левом берегу устья Бильбао и разработан как шахматная доска вокруг эллиптического квадрата, из которого выходят восемь радиальных улиц. Рост города означал, что за несколько десятилетий это расширение на 158 гектаров было недостаточным.

Эклектика (1876-1900)
Эклектика в архитектуре Бильбао преобладает между 1850 и 1899 годами. Разделенный на два периода, с фазой экспериментов, елизаветинский, с 1850 по 1868 год, и достигает своей зрелости с альфонсино с 1868 по 1899 год, особенно когда он был одобрен план Ensanche de Bilbao в 1876 году.

Среди известных архитекторов, которые применяют эклектику в своих работах в Бильбао, – Хоакин Рукоба и Северино Ачукарро, которые также работали с модернизмом.

Эклектизм разделен на два периода: елизаветинский, с 1850 по 1868 год и Альфонсино, с 1868 по 1899 год. Среди архитекторов, которые применяют эклектизм в своих работах в Бильбао, является Северино Ачукарро.

Примеры зданий
Театр Арриага (1886-1890) – архитектор: Хоакин Рукоба
Chávarri Palace (1889) – неофламенко стиль – архитектор: Пол Ханкар
Церера (мельница) (1899-1900) – Инженер: Рамон Гротта и архитектор (есть несогласие): Энрике Эпальца или Федерико де Угальде

Модернизм (1900-1915)
Региональность в архитектуре Бильбао, стиль, который преобладает в новом строительстве, выполненном в городе примерно между 1900 и 1930 годами, моделируется на кантабрийской архитектуре эпохи Возрождения и Барокко, и особенно в горном регионализме, разработанном Леонардо Рукабадо, ссылки которого Касерио и дворец в стиле барокко являются самыми прямыми, и он развивается вместе с нео-баскским стилем.

Арт-деко в архитектуре Бильбао был важен примерно между 1925 и 1930 годами. Практические последствия выставки декоративного искусства 1925 года в Париже были почти незамедлительными, хотя сам термин «Арт-деко» не был придуман до празднования ретроспективный, Les Années ’25, в следующем году в Музее декоративных декораций.

Среди архитекторов, которые спроектировали этот стиль в Бильбао, особенно из поколения 17, были Педро Испизуа, Рикардо де Бастида, Томас Бильбао.

Среди архитекторов, применяющих модернизм в своих работах в Бильбао, – Рикардо де Бастида, Марио Каминьа, Северино Ачукарро, Педро Гимон, Леонардо Рукабадо и Исмаэль Горостиза.

Примеры зданий
Casa Montero (1901) – стиль в стиле модерн – архитектор: Jean Batiste Darroquy
Campos Elíseos Theatre (1902) – стиль в стиле ар-нуво – архитектор: Жан Батиш Дарроки
Alhóndiga Municipal de Vinos (1905) – Каталонский стиль – архитектор: Рикардо де Бастида

Регионализм (1900-1930)
Очевидно, что под влиянием горного регионализма, разработанного Леонардо Рукабадо, другие архитекторы, применяющие его в городе, – Рикардо де Бастида, Хосе Мария де Бастерра, Томас Бильбао и Мануэль Мария де Смит.

Примеры зданий
Дворец Ибайгане (1898-1900) – стиль неоваско – архитектор: Грегорио Ибаррече
Шале Альенде (1910) – стиль горного регионализма – архитектор: Леонардо Рукабадо
Ferrocarriles Vascongadas Station (1912) – стиль нео-васко – архитектор: Мануэль Мария де Смит
Гран Виа, 58-60 (жилой дом) (1920-1922) – стиль горного регионализма – архитекторы: Рикардо де Бастида и Хосе Мария де Бастерра

Ар-деко (1925-1930)
Среди архитекторов, проектировавших этот стиль в городе, были Педро Испизуа, Рикардо де Бастида и Томас Бильбао.

Примеры зданий
Форальная библиотека Бискайи (1924) – архитектор: Хуан Карлос Гуэрра
Ercilla, 22 (жилое здание) (1926) – архитектор: Рикардо де Бастида
Ercilla, 16 (жилое здание) (1928) – архитектор: Томас Бильбао

Рационализм (1930-1936 и 1938-1949 гг.)
Рационализм в Бильбао делится на два периода, разделенных Испанской гражданской войной. Первый, с 1931 по 1936 год, второй – с 1938 по 1949 год.

Послевоенная архитектура (1938-1949)
Архитектура послевоенного периода в Бильбао разделена между национальным стилем и непрерывностью рационализма.

Примеры зданий
Эрцилла, 43 (жилой дом) (1938) – Экспрессионистский рационалистический стиль – архитектор: Рафаэль Фонтан
Северный вокзал (1941-1950) – Национальный стиль – архитектор: Альфонсо Фунгариньо
Таллерас Муньос Мендизабал (1942-1946) – рационалистический стиль – архитектор: Педро Испизуа
Делегация Государственного казначейства (1942-1953) – Национальный стиль – архитектор: Антонино Зобран

Современное движение (1950-1975)
Последние тенденции (начиная с 1976 года)
Примеры зданий
Музей Гуггенхайма в Бильбао (1992-1997) – архитектор: Фрэнк Гери
Торре Ибердрола (2007-2011) – архитектор: Сесар Пелли

Другие работы
Бакка де Бискайская башня (1969) – архитекторы: Энрике Казануэва, Хайме Торрес и Хосе Мария Чапа
Метро-де-Бильбао (1988-1995), Норман Фостер
Зубизури (1997), пешеходный мост Сантьяго Калатрава.
Euskalduna Palace (1999) – архитекторы: Федерико Сориано и Долорес Паласиос

градостроительство
Первый расширенный план был возложен на инженера Амадо Лазаро в 1861 году, но этот проект площадью 229 гектаров был исключен как «утопический и чрезмерный» и «амбициозный и неосуществимый», и только в 1873 году был разработан новый план архитектор Северино Ачукарро и инженеры Эрнесто де Хоффмайер и Пабло Алзола, которые впоследствии станут мэром города.

Расширение Бильбао было сделано на левом берегу устья и развивалось как шахматная доска вокруг эллиптического квадрата, из которого разделялись восемь радиальных улиц, на которую повлияла Плаза де Л’Этуаль в Париже. Рост города означал, что в течение нескольких десятилетий расширение на 158 гектаров было недостаточным, поскольку в 1893 году в городе проживало 41 734 человека с оценкой увеличения до 51 041 за 1905 год. Однако через год число жителей Бильбао выросло до 61 070, превысив прогнозы в размере 51 041 за 1905 год.

Важные аспекты включают Gran Vía, шириной 50 метров и длиной 1,5 километра, с многочисленными магазинами, государственными учреждениями и банками.

В 1898 году муниципальный архитектор Энрике Эпальца представил первый план продления продления, также отклоненный 3, который простирался до Аламеда-де-Сан-Мамес и Канталохас до железнодорожной линии Олабеага.

В начале 21-го века был проведен ряд важных городских работ, таких как Мирибилла, Абандобарра, Пуэрта-Арата Исозаки.

Ensanche de Achúcarro, Alzola и Hoffmeyer представляют интересный сюжет с квадратом в эллиптическом виде, площадь Федерико Мойя, как географический центр, пересеченный проспектом 30 метров, Гран-Виа-де-Дон-Диего Лопес-де-Аро, и еще три небольших улицы (Эрчилла, Рекальде и Элькано), которые определяют ось симметрии для городского плана. Яблоки скосили четыре угла, как в квартале Барселоны, спроектированном Ильдефонсо Сердой.

Строительство Ensanche de Abando было процессом, который продолжался десятилетиями. С его строительство, Бильбао определенно прыгнул на левый берег устья и разработал то, что в настоящее время считается центром города.

Новый план расширения
Но расширение 1876 года вскоре стало слишком маленьким, и уже в 1896 году городской совет Бильбао поручил муниципальному архитектору Энрике Эпальце новый план его продления. 1 Изучение Эпальцы, которое, наконец, не увидило света, состояло в определении свободных земель, которые все еще оставались в Абандо, и что проекты Ачукарро, Алзолы и Хоффмайера не рассматривались. Эпальца с его учебой основал основы, чтобы Федерико де Угальде одержал победу в конкурсе идей для расширения расширения, вызванного городским советом города в 1904 году.