Архитектура в Берлине

Архитектура Берлина

Берлин — одна из самых древних столиц Европы. В архитектуре Берлина отражена вся его история.

Основные периоды архитектурных стилей в Берлине:

  • Барокко,
  • Классицизм,
  • «Неостили» эпохи романтизма и эклектики,
  • Модерн.

Барокко в архитектуре Берлина

Приток беженцев привел к росту Берлина – на тот момент Бранденбургской столицы. Вторая половина XVIII века ознаменовалась реконструкцией старых районов и строительству новых. Был построен Фридрихштадт, парадной магистралью и осью города стала Липовая алея. Круглая въездная площадь, от которой исходили улицы, в виде трех лучей, образовывала новую часть Берлина. Иоганн Георг Мемхардт стал автором нового плана Берлина.

Рядовые постройки попадали под строго определенные требования. Единообразная застройка была разработана под «типовой» жилой дом. Дом был компактным в плане и был увенчан вальмовой кровлей на четыре ската. Выходящий на улицу фасад должен был быть каменным, остальные части здания могли быть оштукатуренными фахверковыми. В основном в этот промежуток времени использовались основы французской архитектуры. Германское зодчество было возрождено А. Шлютером, который создал Берлинский дворец (1698-1706 гг.). Главный фасад здания послужил архитектору фоном для портала на всю высоту здания. Портал в последующем стал традиционной доминирующей вертикалью.

Готовые работы на аналогичную тему

Отход от принципиальных составляющих барокко начался в конце XVIII века, связанный с типологическими и идеологическими предпосылками. Новый цопф-стиль проявился в архитектуре Немецкого и Французского соборов (1780-1785) в Берлине.

Рисунок 1. Немецкий собор, Берлин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классицизм в архитектуре Берлина

Первым сооружением в духе палладианского классицизма в Берлине стал Оперный театр (1741-1742 гг.), возведенный архитектором Г.В. фон Кнобельсдорфом, и именно он стал первым в Европе специализированным зданием городского театра. Постройка получила одобрение современников. В стиле рококо были выполнены интерьеры театра.

Наиболее ярко проявляется классицизм на рубежах XVIII-XIX веков.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Чтобы модернизировать Берлин, королем Фридрих Вильгельмом II из Дессау вызван Ф.В фон Эрдсмандорф, из Бреслау К.Г. Лангханс и из Штеттина Д.Жилли. Война Пруссии с Француской республикой и экономические условия ограничила возможность осуществлять застройку Берлина.

Режим строгой экономии привело к новому функциональному назначение здания – утилитарность превратилась в формообразующий фактор. Примером явился, построенный Г. Генцем, Королевский монетный двор (1798-1800 гг.).

Строительство Бранденбургских ворот, с восточной стороны города, сооруженным архитектором К.Г. Лангхансом, явился примером возрождением греческой архитектуры и послужил прототипом Афинского акрополя Пропилея.

Проект Ф. Жилли Национального театра в Берлине (1798 г.) оказал влияние на развитие романтического классицизма далеко за пределами Германии. Богатая и материальная архитектура опиралась на античность, несмотря на свое новаторство.

Противоречивость архитектуры в Германии, и в частности в Берлине в начале XIX века была хорошо заметна в трудах ведущего европейского архитектора К. Ф. Шинкеля (1781-1841 гг.)

Работы архитектора К.Ф. Шинкеля в Берлине:

  • Старый музей
  • Дворцовый мост
  • Новая гауптвахта
  • Фридрихвердерская церковь
  • Концертный дом на Жандарменмаркт
  • Национальный театр
  • Строительная академия

В период освободительной войны против Наполеона архитектуру средневековья рассматривали как выражение «единства немецкого прошлого, настоящего и будущего»

В 1815 году Шинкель начал осуществлять этап творчества под девизом «ощутить европейскую архитектуру равнозначной продолжению греческой». В данный период возведены наиболее значимые работы архитектора, которые по сей день определяют облик Берлина: Новая гауптвахта (1816–1818 гг.), Старый музей (1823-1830 гг.), Национальный театр (1818–1821 гг.).

Из «Курса архитектуры Королевской политехнической школы» Ж.Н.Л. Дюрана Шинкель выбрал один из образцов и воплотил в жизнь в здании Старого музея. План был воплощен с круглой ротондой в центре и длинным портиком на фасаде. Парадная лестница была запроектирована в духе немецких традиций.

Новаторские решения, при котором удалось придать кубическим объемам тектоническую ясность классическим ордерным системам, удалось осуществить в зданиях Национального театра и Новой гауптвахты.

Начало промышленного переворота в Германии, и понятие «целесообразность» и «функциональность» плана, декора и конструкций как основа принципов всех сооружений было с блеском воплощено в здании Строительной академии (1831-1836 гг.)

Неостили эпохи романтизма и эклектики в архитектуре Берлина

Одним из стилей эпохи романтизма и эклектики является необарокко. Расцвет пришелся на вторую фазу эклектики, на 1870-е годы. Праздничное ощущение архитектуры достигалось обилием декоративных элементов. Здание Рейхстага (1884-1894 годы) было построено именно в стиле необарокко.

В Берлине началось строительство многоквартирных арендных домов. Основным типом стали пятиэтажные дома с маленькими квартирами. Происходит постепенный переход от классического объемного решения здания, присущему классицизму, к плоскостному.

Модерн в архитектуре Берлина

На рубеже XIX- XX веков в стремлении преодолеть эклектизм возник стиль модерн, в Германии его называют югендштиль. Архитектура югендштиля подразумевало использование электрических декоративных приемов. Например, независимо от того, что во внешнем облике здания Анхальтского вокзала в Берлине (1880-1885 гг.) было выявлено функциональное назначение, на фасадах применены элементы рундбогенстиля.

Идея вернутся к национальным истокам в архитектуре привела к формированию «неоромантизма» к 1880 годам. В 1897–1904 гг. А. Мессель возвел в Берлине универсальный магазин Вертхейма в форме неоготики. Экспрессивность характера Ганса Пёльцига позволила выполнить интерьер зрительного зала в Большом театре в Берлине (1919) в виде грота с окружающими купол сталактитами, свисающими вниз. Подсветка осуществлялась скрытыми лампами.

Романтическая идеализация технического прогресса проявилась в промышленных постройках Беренса.

Комплекс заводских зданий для фирмы АЭГ отразил стремление архитектора создать тип нового промышленного объекта, основу которого составлял железобетонный каркас, заполненный остеклением. Примером является зал турбинного завода АЭГ (1909) со сложным округлым завершением. Его торцовый фасад был фланкирован пилонами, не оправданными конструктивно, но отражавшими идею постройки – «храма силы».

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Архитектура в Берлине

А на этот раз, дорогие читатели, мы отправимся в самое сердце Европы — Берлин! Что же это за город? Это мультикультурализм и бешеный ритм жизни. Это наводненные людьми и трафиком улицы, контрастирующие с умиротворяющими пейзажами осенних парков. Это современная архитектура, резко выделяющаяся на фоне красивых соборов и домов с шикарными лестницами. Это серые панельные здания и старинные богатейшие музеи. Это скорбь и память о войне, а также горечь от разделения столицы. Это действительно город контрастов с богатой историей. И мне совсем бы не хотелось здесь жить, но что-то определённо цепляющее в Берлине однозначно есть.

This report in English

Наша поездка в Германию началась со Штутгарта, а дальше на машине мы направились в сторону Берлина. Про автомобильную столицу Европы и шикарный музей Mercedes-Benz я обязательно расскажу в следующих репортажах, а пока что вернёмся к повествованию. По пути мы посмотрели несколько заброшенных замков и уютных старинных немецких городков, к слову сказать, понравившихся мне гораздо больше Берлина) В одном из них мы сдали машину, пересели на поезд и поехали на нём в сторону столицы.

1. И вот, на часах 12 ночи, а мы выходим из поезда и попадаем словно в другой мир.

2. Многоярусный центральный железнодорожный вокзал Берлина (Berlin Hauptbahnhof) — это что-то с чем-то. Описать словами всю сложность этого архитектурного творения непросто. Многочисленные потоки людей, лифты, лестницы, эскалаторы. И под землёй, и на поверхности, проходят железнодорожные пути поездов и линий городских электричек.

3. Яркие рекламные плакаты, холодное искусственное освещение, повсеместный блеск металлоконструкций.

4. Здание скорее напоминало большой торговый центр, который с разных сторон пронзали железнодорожные пути. Видимо, я просто пока что не был в Нью-Йорке и городах Азии с небоскрёбами. Шум людей вокруг, проезжающих поездов, непрекращающееся движение пугали и манили одновременно. Я ощущал себя просто маленькой точкой по сравнению с окружением. В одно мгновение в наш поезд метро зашёл брутальный лысый парень с магнитолой и бультерьером. Музыка громко ревела и качала, собака лаяла, поезд ехал сквозь вокзал. Не знаю почему, но этот момент прочно засел в моей памяти.

И вот мы уже движемся в сторону нашего отеля. Целое сборище бомжей и мигрантов под грязным мостом, шум улицы, небоскребы вокруг. После долгой дороги нам срочно была нужна перезагрузка и сон. Что и было сделано. На следующее утро мы проснулись и отправились на изучение города.

5. Перед нами колонна Победы в Берлине и бронзовая скульптура богини Виктории наверху. Это памятник в центре Берлина в Большом Тиргартене на площади Большая Звезда. Колонна построена по проекту архитектора Генриха Штрака в 1864—1873 годах как национальный памятник объединительным войнам Германии.

6. Здесь расположена симпатичная винтовая лестница в 285 ступеней.

7. А наверху находится смотровая площадка с красивыми видами на немецкую столицу.
Виды с колонны Победы на осенние парки Тиргартен и Бельвю.

8. На постаменте колонны размещена круглая колоннада со стеклянной стенной мозаикой, выполненной в 1876 году по картону Антона фон Вернера венецианской компанией Антонио Сальвиати. На картоне Вернера по заказу императора Вильгельма I изображена сцена учреждения империи в результате победы над Францией.

9. Небо над Берлином. Город просыпается, а легкий туман еще стелется на фоне силуэтов телебашни и других контуров восточной части немецкой столицы.

10. Ну какое же знакомство с новым городом без лестниц 😉 Благо в Берлине есть, где разгуляться в этом плане.
Стильная лестница в одном из бизнес-центров. И да, это была первая парадная в Западной Европе, откуда нас довольно настойчиво попросили.

11. Умиротворяющая картина в центре Берлина. Осень в парке Tiergarten

12. Дорожки в парке украшают красивые таблички с готическим шрифтом. Ahorn allee — кленовая аллея в парке Tiergarten.

13. Наверное, вы, как и я, подумали, что это не просто камень в тени деревьев.
А на самом деле — это памятный знак о принятии в дар и посадке 300 вестфалльских дубов парком Tiergarten от Зауэрландского горного клуба.

14. Парк очень красивый и уютный. А вообще, я просто обожаю золотую осень, и погрузиться в неё второй раз после России — здесь было просто классно)

15. Дорога через парк приводит нас к историческому месту — зданию Рейхстага. Больше всего я был поражен тем, что на площади перед Рейхстагом проходил митинг под российским флагом и с плакатами на русском за борьбу в Европе против нацизма. Нет, конечно, здесь, пожалуй, самое подходящее место, но тот факт, что это происходило в самом сердце немецкой столицы, это конечно, да.

«Здание рейхста́га или Рейхстаг — «здание государственного собрания» — историческое здание в Берлине, где в 1894—1933 годах заседал одноимённый государственный орган Германии — рейхстаг Германской империи и рейхстаг Веймарской республики. В 1945 году в Советском Союзе здание германского парламента было объявлено главным символом гитлеровской Германии. Сталин приказал водрузить на нём Знамя Победы. С 1999 года в реконструированном здании рейхстага размещается бундестаг.»

Надпись на фасаде «Dem deutschen volke» — «Немецкому народу».

16. К Рейхстагу мы ещё вернёмся позже, а пока что впереди на горизонте показывается ещё одна неотъемлемая достопримечательность Берлина — Бранденбургские ворота. А в фокусе фотокамеры — квадрига на вершине ворот.

«Бранденбу́ргские воро́та (нем. Brandenburger Tor) — архитектурный памятник в центре Берлина в районе Митте. Возведены в 1788—1791 годах. Они были построены Карлом Готтгардом Ланггансом в 1789—1791 гг. и являются первой значимой работой, выполненной в стиле берлинского классицизма. Образцом для Бранденбургских ворот послужили Пропилеи Акрополя в Афинах. Фасад ворот был первоначально выкрашен в белый цвет. Украшение фасада принадлежит руке Иоганна Готфрида Шадова; он также спроектировал и шестиметровую квадригу, которой управляет богиня победы Виктория (квадрига развёрнута в восточную сторону).»

17. Проходим бывшую границу между Западным и Восточным Берлином и направляемся в сторону Музейного острова. Погода к вечеру улучшается, на фоне голубого неба начинают играть краски золотой осени. Особенно хорошо гулять рядом с набережными реки Шпрее.

18. А в этой части отчета повестование пойдет не совсем в хронологическом порядке. Небольшая прогулка следующего дня в районе улиц Кантштрассе и Курфюрстендамм.
Здесь периодически попадаются красивые архитектурные здания и элементы, например — симпатичные входные порталы зданий конца XIX — начала XX веков.

19. Нужно больше лестниц))) За наводку по отличным архитектурным местам и лестницам немецкой столицы спасибо Алексею @alexpolyakov 😉 Похожую шахматку я уже встречал в городе Хельсинки.

20. Некоторые районы выделяются неожиданно высотной застройкой. А в такую погоду подобные виды смотрятся ещё более хмуро.
Башня отеля Waldorf Astoria Berlin и новостройка напротив.

21. Вообще, в Берлине можно повстречать образцы многих стилей архитектуры. Например, один из удачных примеров современной — конференц-центр и офисное здание Ludwig Erhard Haus.
Жаль, из-за большой спешки и графика работы не успели заскочить внутрь.

22. Позволим себе это небольшое лирическое отступление и вернёмся в прошлый день и нашу прогулку в районе Митте. На горизонте тем временем появляется силуэт Берлинской телебашни.

23. Некоторые пейзажи несказанно радуют глаз. В эти моменты город начинает очень нравиться)

24. Одно из обязательных для посещения мест — это библиотека в центре Братьев Гримм при университете Гумбольдта.
Здание очень необычное. Особенно впечатляет многоуровневый читальный зал высотой в 10 этажей.
Однако это здание не во всем продумано хорошо, нрапример, вопрос гардероба и температурных режимов кое-где явно хромает.

25. А мы тем временем приходим на Музейный остров на реке Шпрее. Здание музея скульптуры Боде. Уже скоро закат, день пролетает совсем незаметно.

26. За счёт красивых красок осени и каналов, город порой рисует перед нами красивые пейзажи.

27. Еще немного улиток Берлина) Эту лестницу из бизнес-центра в районе Tiergarten я уже показывал на фото №19, но на этот раз приведу другой ракурс.

28. Итак, перед нами Музей Боде — художественный музей в составе ансамбля Музейного острова в Берлине. Архитектурный стиль — необарокко.

«Внутри размещаются экспозиции Скульптурного собрания, Музея византийского искусства и Монетного кабинета. 17 октября 2006 года музей открылся после шестилетней реставрации. До 1945 года музей носил имя кайзера Фридриха. В 1956 году распоряжением министра культуры ГДР Иоганнеса Р. Бехера музей получил имя Вильгельма фон Боде».

29. Кстати, внутри музея Боде довольно интересная экспозиция. Да и интерьеры самого здания заслуживают внимания. Большой купольный зал с широко раскинувшимися пролётами лестниц и гальванопластической копией 1904 года конной статуи Великого курфюрста работы Андреаса Шлютера.

30. Скульптурное собрание является одной из самых крупных коллекций старинной пластики в Германии.

«Собрание объединяет произведения искусства от Средневековья до конца XVIII в. из немецкоязычных стран, а также Франции, Голландии, Италии и Испании. «

31. Также впечатляет малый купольный зал с лестницей в стиле рококо и мраморными статуями Фридриха Великого и пяти его генералов. В анфиладе этих представительских залов когда-то проходили торжества, на которые приглашались придворные и меценаты из среды состоятельного бюргерства.

После изучения экспозиции мы направились во второй по значимости музей на этом острове — Восточных древностей. Здесь находится античная и египетская богатейшие коллекции — саркофагов, бюстов фараонов и других экспонатов из прошлого. А основная и главная достопримечательность музея- легендарный бюст Нефертити. Фотографий изнутри не будет. А мы тем временем продолжаем прогулку.

32. Вечерний Берлин и телебашня Berliner Fernsehsturm — самое высокое здание в Германии.

33. Берлинский кафедральный собор в сумерках.

А дальше мы решили съездить на сохранившийся участок Берлинской стены. Правда, выбрали для этого не самое удачное время. Когда мы добрались до места, стало совсем темно, и полил неприятный дождь. Было весьма странно гулять по мрачным задворкам, читая информацию и просматривая видео с информационных экранов в полной темноте под дождём. Уже позже мы поняли, что вместо известнейшего участка стены East Side Gallery с граффити, мы перепутали и посетили мемориал на Bernauer Strasse, расположенный между станциями метро Bernauer Straße и Berlin Nordbahnhof. Одна из частей мемориала имеет название «окно памяти», на территории которой установлена ржавая стена с фотографиями погибших при попытке совершить побег через окна домов. Она также посвящена всем берлинцам, которые различными способами пытались перебраться через стену. Этот мемориал является самым крупным, посетив который можно не только получить представления о том, где была стена и как выглядела, но и прикоснуться к истории Берлина. На территории мемориального комплекса также находятся сторожевая вышка и часовня.

34. Следующей частью нашего путешествия был вечерний подъём на купол Рейхстага. Делается это по предварительному согласованию и строго по паспортам и билету. Правда сейчас купол выглядит совсем иначе, нежели в прошлом.

Конструкция, расположенная внутри, очень необычна. По бокам идут две спиральные дорожки — по этим пандусам можно подняться на верхнюю смотровую площадку и спуститься вниз. В центре — зеркальный конус. Отражаясь от него, дневной свет попадает в зал пленарных заседаний бундестага. Придумал всю эту конструкцию британский архитектор Норманн Фостер.

35. Тем временем наступила ночь, поэтому выбираемся на крышу почти в полной темноте.

36. Современный купол Рейхстага и занимательная геометрия. Очень красивая архитектура, очень советую) И да, выбраться непосредственно на верх купола вам не дадут, только на крышу — или через стекло на верхней смотровой площадке. А я-то думал.

37. Зато по крыше можно прогуляться вдоволь. Да и никаких особо надсмотрщиков тут нет. Жаль только, особых видов на город не увидеть.

38. И в заключение репортажаа, легендарные Бранденбургские ворота и ночной Берлин без людей) Пожалуй, самая популярная достопримечательность в немецкой столице.

В общем, город оставляет весьма двойственные впечатления, но посетить его хотя бы раз — обязательно стоит.

P.S. А тем, кто хочет видеть мои путешествия и приключения в режиме реального времени, предлагаю добавить меня в Instagram 😉

Я буду очень рад новым друзьям и читателям в ЖЖ! Дружить;)

Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть также другие фотоотчёты из моих поездок в Германию:

Архитектура в Берлине

История Берлина покинула город с эклектичным ассортиментом архитектуры. Появление города в 21 веке было обусловлено ключевой ролью, которую город играл в истории 20-го века в Германии. Каждое из правительств, базирующихся в Берлине – Королевство Пруссия, Немецкая империя 1871 года, Веймарская республика, нацистская Германия, Восточная Германия и воссоединившаяся Федеративная Республика Германия – инициировали амбициозные строительные программы, каждый из которых придавал особый колорит архитектуре города ,

Архитектура Берлина объединяет элементы почти всех периодов и всех стилей. Эмблема Берлина, Бранденбургские ворота – это знаменитая достопримечательность города. Там начинается всемирно известный бульвар Унтер-ден-Линден. Прогуливаясь по мосту с небольшим объездом, вы можете увидеть Государственный оперный театр, полюбоваться Хедвигским собором или поближе познакомиться с коллекциями Старого музея, в которых раскрывается микромир культурного совершенства. Достопримечательности Берлина, такие как Жандарменмаркт и французский и немецкий соборы (включая Schauspielhaus), являются наивысшими примерами классицистической архитектуры города.

Список значительных структур идет дальше с Дворцом Сан-Суси в Потсдаме, где можно найти знаменитые террасы, спроектированные Кнобельсдорфом, а также Neues Palais и Orangerie. Из многочисленных памятников Берлина одна из самых известных – это статуя Шиллера, которая напоминает гостям мощную литературную традицию города.

Важные коллекции искусства можно найти в монументальном музее Пергамона, здание которого напоминает древний храм. После воссоединения 1989 года вы можете добраться на лодке по реке Шпрее (которая проходит мимо зданий Рейхстаггебауда) или пешком, прогуливаясь по историческому внутреннему городу. Хотя большая часть великих коллекций искусства бывшего Берлина пострадала от последствий Второй мировой войны, многие картины были сохранены в соляных шахтах.

Некоторые части искусства были сохранены в восточной части страны, в том числе коллекция древних сокровищ, обнаруженная немецкими археологами 19-го и начала 20-го века, а затем была распространена среди многочисленных музеев Берлина. Дворец Шарлоттенбург, расположенный к западу от Тиргартена, предлагает огромные музейные коллекции и королевские апартаменты, а Schlossgarten Charlottenburg – пример поистине красивой ландшафтной архитектуры. Еще одна достопримечательность – Мавзолей с гробницами Фридриха Вильгельма II и королевы Луизы, которая служит важным памятником истории Королевской семьи Пруссии.

Недавняя история Берлина отражена в Новой стене: частичная реконструкция 70-метровой Берлинской стены в Бернауэр-штрассе и Акер-штрассе. Он включает в себя сегменты оригинальной стены, но в основном изготовлен из стали и имеет крошечные отверстия, через которые посетители могут взглянуть на другую сторону. Другие места, посвященные темной эры в городе, включают Мемориал убитым евреям Европы, который занимает обширную территорию в центре Берлина и включает 2711 колонн, символизирующих надгробия. Мемориал, спроектированный архитектором Питером Эйзенманом, расположен к югу от Бранденбургских ворот и был установлен к 60-й годовщине окончания Второй мировой войны.

Религиозное наследие лучше всего представлено готической Мариенкирхой 15-го века, которое может похвастаться убедительным образом Дансе Макабре. Промышленное модерн можно увидеть в здании Hackesche Hofe, где есть модные бутики и художественные галереи.

Николаивиртель – место, где расположены средневековые и барочные памятники. В его центре находится церковь Николаики 13-го века, старейшая церковь Берлина. Здание Kongresshalle, а также Филармония, где проживает всемирно известный Берлинский филармонический оркестр, были спроектированы в соответствии с тенденциями архитектуры середины 20-го века. Кроме того, город процветает с самыми современными архитектурными проектами, некоторые из которых не имеют структурной логики, но, тем не менее, Берлин продолжает развиваться как единый мировой мегаполис.

история
Берлин был сильно бомбит во время Второй мировой войны, и многие здания, пережившие войну, были снесены в 1950-х и 1960-х годах. Большая часть этого разрушения была инициирована муниципальными программами по строительству новых жилых, деловых и дорожных сооружений.

В Восточном Берлине много Plattenbauten: напоминания о Восточном блоке, планируемые жилые районы, с магазинами и школами в соотношении, равном количеству жителей. По словам архитектора Дэвида Чипперфилда, простой внешний вид жилого дома в Платтенбау не способствует дендрификации и может быть фактором, который помогает сохранить социальную преемственность для местных жителей и кварталов.

Продолжающееся строительство делает Берлин очень «незавершенным», даже в 2015 году.

Галерея East Side
Галерея East Side – это выставка искусства под открытым небом, написанная непосредственно на последних существующих участках Берлинской стены. Это самое большое оставшееся свидетельство исторического деления города и было восстановлено в 2008-2009 годах.

Fernsehturm
Фернехтурм (телевизионная башня) на Александерплац в Митте входит в число самых высоких структур в Европейском Союзе на высоте 368 метров (1207 футов). Построенный в 1969 году, его можно увидеть со многих центральных районов Берлина, а город можно осмотреть со своего 204-метрового (669 футов) – высокого этажа. Отсюда на восток сходит Карл-Маркс-Аллей, выстроившийся с монументальными жилыми зданиями со сталинской эпохи. Рядом с этой зоной находится Ратуша Ротес (мэрия) с ее отличительной архитектурой из красного кирпича. Перед мэрией находится Нептунбруннен, фонтан с мифологической группой Тритонов (олицетворение четырех основных прусских рек) под Нептуном.

Жандарменмаркт
Жандарменмаркт, неоклассическая площадь в Берлине, названная в честь квартала Генс-армейского полка 18-го века, расположенного в городе, граничит с двумя аналогично спроектированными соборами: Францзишер-Дом с его смотровой площадкой и Дойчер-Домом. Концертный зал (Концертный зал), где находится Берлинский симфонический оркестр, стоит между двумя соборами.

Музейный остров
Музейный остров, в реке Шпрее, содержит пять музеев, построенных в период с 1830 по 1930 год, и был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году. Реставрация и строительство главного входа во все музеи города и реконструкция Штадчлосса на острове стоимостью более двух миллиардов евро после воссоединения Германии.

Рядом с Люстгартеном и дворцом на острове находится Берлинский собор, амбициозная попытка императора Вильгельма II создать протестантскую коллегу в базилике Святого Петра в Риме. В большом склепе находятся остатки некоторых раннерусских королевских семей. Церковь теперь принадлежит протестантскому зонтичному союзу евангельских церквей (UEK). Как и во многих других зданиях, он пострадал во время Второй мировой войны и потребовал восстановления. Самая сохранившаяся в Берлине церковь, средневековая церковь Святой Марии, является первым местом проповеди – Мемориальная церковь Кайзера Вильгельма является вторым из епископа Евангелической церкви Берлин-Бранденбург-Силезская Верхняя Лужица (ЕКБО, протестантская областная церковь тела). Собор Св. Хедвига – это римско-католический кафедральный собор в Берлине.

Unter den Linden
Унтер-ден-Линден – это усадьба с востока на запад от Бранденбургских ворот до места бывшего берлинского Стадчлосса и была главной набережной Берлина. На улице выходят многие классические здания, а часть университета Гумбольдта находится там. Friedrichstraße была легендарной улицей Берлина во время Ревущих Двадцатых годов и сочетает традицию 20-го века с современной берлинской архитектурой.

Бранденбургские ворота
Бранденбургские ворота – знаковая достопримечательность Берлина и Германии, которая появляется на евро евро (10 центов, 20 центов и 50 центов). Здание Рейхстага является традиционным местом парламента Германии, который был отремонтирован в 1950-х годах после серьезного ущерба Второй мировой войне. Здание было снова реконструировано британским архитектором Норманном Фостером в 1990-х годах и имеет стеклянный купол над сессионной зоной, что обеспечивает свободный доступ общественности к парламентским слушаниям и взглядам на город.

Потсдамская площадь
Потсдамская площадь – четверть, построенная после 1995 года, после разрушения Берлинской стены. На западе находится Kulturforum, в котором находится Gemäldegalerie и в окружении Национальной галареи Новой и берлинской филармонии. Мемориал убитым евреям Европы, мемориал Холокоста, находится на севере.

Hackescher Markt
Область вокруг Hackescher Markt – это модная и культурная база с торговыми точками, клубами, барами и галереями. Он включает в себя Hackesche Höfe, коллекцию зданий вокруг дворов, которая была перестроена около 1996 года. Ораниенбургер-штрассе и близлежащая Новая синагога были центрами еврейской культуры до 1933 года. Хотя Новая синагога все еще является якорем для еврейской истории и культуры, Oranienburger straße и его окрестности более известны для покупок и ночной жизни.

Ст. 17 июня, соединяющая Бранденбургские ворота и Эрнст-Рейтер-Платц, служит центральной осью восток-запад. Его название напоминает восстания в Восточном Берлине 17 июня 1953 года. Примерно на полпути от Бранденбургских ворот находится Гроссер-Стерн, круговой транспортный остров, на котором расположен Сигессауле (колонна Победы). Этот памятник, построенный в честь побед Пруссии, был перенесен в 1938-1939 годах с его прежней позиции перед Рейхстагом.

Курфюрстендамм
Курфюрстендамм является домом для некоторых роскошных магазинов в Берлине, с мемориальной церковью Кайзера Вильгельма на восточном конце на Брейтсхайдплатц. Церковь была разрушена во время Второй мировой войны и осталась в руинах. Рядом с Tauentzienstraße находится KaDeWe, крупнейший универмаг континентальной Европы. Rathaus Schöneberg, где Джон Ф. Кеннеди сделал свой «Ich bin ein Berliner!». Резиденция находится в Tempelhof-Schöneberg.

Schloss Bellevue
К западу от центра города, Schloss Bellevue является резиденцией президента Германии. Замок Шарлоттенбург был в значительной степени разрушен огнем во время Второй мировой войны и был перестроен как самый большой сохранившийся исторический дворец в Берлине.

Funkturm Berlin
Funkturm Berlin представляет собой 150-метровую (490 футов) – полную решетчатую радиобаку, построенную между 1924 и 1926 годами. Находясь на изоляторах, в ней есть ресторан площадью 55 м (180 футов) и смотровая площадка на высоте 126 м над землей, доступный через оконный лифт.

Бранденбургские ворота
Берлинская телебашня (Fernsehturm)
Здание Рейхстага
Рейхстагский купол (внутри)
Bundeskanzleramt
Stadion An der Alten Försterei
Регионгсфиртель (область правительства)
Берлинский собор (Дом)
Собор Св. Хедвига
Мечеть Şehitlik
Музей Боде на Музейном острове
Rotes Rathaus (Красная мэрия)
Новая синагога
Жандарменмаркт
музей на бульваре Унтер-ден-Линден
Потсдамская площадь
Sony Center
Alexanderplatz
Leipziger Platz
Парижский плац с Бранденбургскими воротами
Берлинская колонна Победы в Тиргартене
Straße des 17. Juni
Гроссер Тиргартен
Советский военный мемориал
Мемориальная церковь Кайзера Вильгельма
Дворец Шарлоттенбург
Дворец Бельвю
Берлинский зоопарк
Олимпийский стадион
Курфюрстендамм (торговая улица)
Мост Обербаума
Берлинская стена холодной войны
Универмаг Kaufhaus des Westens
Берлинская филармония
Gemäldegalerie, Берлин
Мемориал убитым евреям Европы
Музей Пергама
Haus der Kulturen der Welt
Alte Nationalgalerie
Zoofenster
Daimler-Complex
Коробка Гумбольдта
Фридрихштадтпаласт
Mediaspree
Neue Wache
Hackesche Höfe
Николаивиртель (Николаевский квартал)
Teufelsberg
Взгляните на квартал Europacity (в стадии строительства) с Berlin Hauptbahnhof в центре
Берлинский городской дворец, снесенный в 1950 году, три фасада, запланированные на реконструкцию
Ворота Шарлоттенбурга
Бывший прусский ландтаг, Niederkirchnerstr. 5, Берлин, Германия
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Архитектурный путеводитель по Берлину

Первое издание на русском языке по современной архитектуре города.

На прошедшей в середине мая АРХ МОСКВЕ издательство DOM Publishers презентовало «Архитектурный путеводитель по Берлину», написанный главным редактором архитектурного журнала speech: Анной Мартовицкой. Эта книга стала первым русскоязычным изданием, посвященным современной архитектуре столицы Германии. Специальный гость презентации архитектор Сергей Чобан, активно работающий в том числе и в Берлине, в своей лекции отметил уникальность этого города, в котором многообразие архитектурного языка органично сочетается с историческими градостроительными традициями.

Как рассказал на презентации глава DOM Publishers Филипп Мойзер, для издательства данный проект во многом стал необычным — в частности, потому что впервые к работе над путеводителем по городу Германии был приглашен не немецкий, а иностранный автор. Подробнее об «Архитектурном путеводителе по Берлину» рассказывает его автор Анна Мартовицкая.

Заказать путеводитель онлайн

Идея этого путеводителя родилась совсем недавно — в ноябре 2016 года, когда в Берлине в первый раз проходил Всемирный архитектурный фестиваль. Тогда DOM Publishers выступали партнером фестиваля и каждому посетителю предоставляли бесплатный экземпляр английского издания Berlin Architectural Guide. Досталась эта книга и мне, я, конечно, тут же бросилась ее листать и была поражена обилием представленных в ней объектов исторической архитектуры. Памятников было настолько много, что для современных построек в книге фактически не осталось места! Помню, это стало предметом нашей горячей дискуссии с Филиппом Мойзером: я пыталась убедить его в том, что «Архитектурный путеводитель» — это по определению книга о современной архитектуре, справочник, в котором собраны наиболее интересные постройки наших современников. Лично я в этом абсолютно убеждена: исторические сооружения, ставшие символами своих эпох, можно найти в любом путеводителе, тогда как объекты, еще недавно знакомые нам по опубликованным в прессе визуализациям, могут быть объединены в продуманные и удобные маршруты только в таком специальном издании, как «Архитектурный путеводитель». «Очень интересный взгляд на тему», — сказал мне на это Филипп Мойзер и предложил воплотить мое видение в жизнь.

Целый год после этого я продумывала маршруты и, приезжая время от времени в Берлин по делам, проходила их пешком и в режиме реального времени «редактировала» состав объектов. Таким образом для путеводителя были сформированы три маршрута — «Западный Берлин», «Восточный Берлин» и «Вдоль бывшей Берлинской стены». В сумме — 50 объектов, которые, как я надеюсь, дают достаточно полное представление о разнообразии и самобытности современной берлинской архитектуры. В дополнение к ним в книге опубликован очерк Филиппа Мойзера и Мартина Пюшеля (фактически четвертый маршрут, правда, уже не пешеходный, а автомобильный) о развитии индустриального домостроения в столице Германии.

Если же говорить о прогулках именно по современной архитектуре, то в основном в путеводитель были включены здания, построенные в период с 2000 по 2016 годы. Исключений лишь несколько: здание Рейхстага (реконструкция по проекту Нормана Фостера была закончена в 1999 году) и застройка Потсдамской площади (также 1999 год), без которых архитектурный облик Берлина сегодня невозможно представить, а также Бранденбургские ворота, которые все послевоенные годы были абсолютно недоступны для жителей (они располагались в восточном секторе, но вдавались на территорию Западного Берлина, поэтому с запада их закрывала монументальная Берлинская стена, а с востока — небольшое, но тщательно охраняемое заграждение), а в дни падения стены были первыми освобождены от ее оков и фактически стали символом объединения города. Особенно важным мне казалось включить в путеводитель объекты, которые первыми видит всякий, кто приезжает в Берлин. Тот, кто прибывает на поезде, конечно, в первую очередь попадает на Главный вокзал (арх. gmp architekten), а выходя из него, видит штаб-квартиру компании 50Hertz Transmission (арх. LOVE architecture and urbanism), а те, кто прилетают на самолете и затем едут через район Восточной гавани, всегда успевают заметить гигантскую статую «Молекулярный человек» (автор — Джонатан Борофски) и отель NHow с его парящей в воздухе зеркальной консолью (арх. Tchoban Voss Architekten). Точно зная по себе, насколько эти неординарные постройки цепляют взгляд и будят любопытство, я искренне надеюсь, что получившийся путеводитель способен хотя бы на часть возникающих вопросов исчерпывающе ответить.

Прямая речь: Экс-главный архитектор Берлина — о старых городах и молодых жителях

Бывший главный архитектор Берлина рассказал The Village о консервативных провокациях, заброшенных постройках и о том, как правильные общественные пространства спасают от одиночества.

На протяжении 15 лет, с 1991-го по 2006-й, Ханс Штиман занимал пост главного архитектора Берлина. Именно при нём в город пережил застройку пустырей на месте павшей стены и строительный бум 90-х. Штиман известен как консервативный, но очень эффективный городской менеджер. Рассказывают, что, вступив в должность главного архитектора Берлина, он взял старый план города и сказал: «Этот план был хорош на протяжении 250 лет, зачем нам новый?» В феврале этого года Ханс Штиман вошёл в состав архитектурного совета Москвы, а в Петербург приехал, чтобы принять участие в дискуссии о моделях реконструкции городов. The Village поговорил с ним о перестройке центра, неэффективно используемых промзонах и городском одиночестве.

Ханс Штиман

Член архитектурного совета Москвы, с 1991-го по 2006-й — главный архитектор Берлина. С середины 1980-х годов занимал ряд правительственных должностей, до того работал в Техническом университете Берлина. Автор ряда книг по архитектуре, член социал-демократической партии Германии.

Заброшенные промзоны и старые постройки

После падения Стены мы решили присоединиться к концепции европейского градостроительства, которая на тот момент считалась устаревшей. Попытку соединить прошлое и будущее тогда воспринимали как консервативную провокацию, потому что со времён Веймарской республики в Германии только футуристическое искусство считалось достойным внимания. Мы же, наоборот, считали, что новая архитектура должна уважать существующую городскую среду.

К примеру, Петербург пока сохраняет своё лицо, и среди других европейских метрополий он играет первую скрипку. И одна из главных его проблем в сфере градостроительства не является исключительно его проблемой. Все европейские города создавались и обживались постепенно, обрастали промышленностью. Сейчас индустрия по большей части исчезла из городов. Наши футболки производятся в Китае, машины — в Южной Корее. Это структурный кризис — проблема всех европейских городов. Главный вопрос — что мы будем делать с теми постройками, что нам достались.

Самое плохое, что может произойти, — это снос того, что мы унаследовали от предыдущих поколений, ведь это наш капитал. Все немецкие архитекторы живут в старых домах. Ни один из них не будет жить в современных зданиях. Даже художники, которые создают очень современные произведения. Спросите их, где они живут и где творят, — это всё лофты или другие пространства, которые несут в себе историю.

Критическая реконструкция

В Берлине много строили, поэтому к 1989 году город напоминал коллаж. В 1980-х годах прошла волна общественных протестов против разрушения застройки XIX века. Люди были против «машин для жилья», больших однообразных жилых комплексов. В итоге мы сформулировали принцип сохранения города в городе: отдельные небольшие районы сохраняют своё своеобразие, а связывают их зелёные пространства и инфраструктура. Всем архитекторам, работающим в городе, в том числе очень известным, были даны жёсткие условия: новые здания должны были быть вписаны в контекст. Хотя «звёздные архитекторы» и создали множество утопических проектов для Берлина, которые годились только для архитектурных альбомов.

Свой подход мы назвали критической реконструкцией, то есть восстановлением, хотя многое строилось заново или перестраивалось. После ряда политических баталий мы установили новые градостроительные нормы. Фасады новых зданий и их объём обязательно должны соответствовать уже существующей застройке. А свою индивидуальность современные архитекторы, как и их коллеги из XIX века, выражают в выборе материала, членении фасада, орнаменте. Пример такой «критической реконструкции» — Паризерплац. Территория была разбита на мелкие участки, был определён спектр возможных материалов и, конечно, следовало соблюдать высотный регламент. Но в облике фасадов, в деталях архитекторы были совершенно свободны.

Город шопинг-центров

У жилой архитектуры та же проблема, что и у больших шопинг-центров — и в Петербурге, и в Москве, и в Берлине, и в Неаполе. Новые здания получаются хуже, чем старые, до уровня ГУМа они недотягивают. Концерны не хотят инвестировать в архитектуру как таковую, им интересны торговые площади и продажи. Торговый центр должен быть рентабельным, через пятнадцать лет здание должно уже окупиться. Вся архитектура, которая создаётся сейчас, она не рассчитана на перспективу пятидесяти лет, ста лет, по сути это дешёвка.

Архитектура — не искусство

Я не против современной архитектуры, я был бы полным идиотом, если бы так говорил. Но проблема современной архитектуры часто в том, что она не может быть лучше, чем то, что создано давно. Новое — не знак качества. Если мы посмотрим на то, что было построено после 1945 года, то в большинстве своём это совершенно не то качество, что существовало до 1910 года. Если бы вы были создателем автомобиля и ваша новая модель была бы хуже, чем автомобиль марки 1910 года, то вас просто уволили бы. В архитектуре точно такая же ситуация, сейчас это проблема профессии.

Мы можем делать интересные художественные объекты, интересную скульптуру, как, например, проекты Колхаса или Либескинда для «Газпрома». Но архитектура, как и машина, — это не предмет искусства. Она должна отвечать конкретным требованиям, должна выполнять функцию. Есть архитектура, которая фокусируется на объектах, так называемый «эффект Бильбао», по названию музея Гуггенхайма в Бильбао. Эта архитектура выглядит как интересный объект. Но в Петербурге есть в десять раз больше прекрасных объектов, и это исторические здания. В Петербург люди не поедут смотреть на современную архитектуру.

К примеру, Берлин популярен совсем не из-за современной архитектуры. Для молодого поколения он привлекателен, потому что это дешёвый город, гораздо дешевле, чем, например, Гамбург. Здесь много свободного пространства, много старых фабрик, и эти пространства – потенциал для творческих центров. Если вы поедете, к примеру, в Мюнхен, самый богатый город в Германии, то не увидите никаких пустот, хотя они тоже являются ресурсом. В Берлине же наоборот: что-то разрушено, что-то пришло в упадок, всё время что-то происходит, есть движение. Есть возможность для людей проявлять свои творческие способности, что-то делать. И Петербург, тоже нельзя назвать законченным, готовым.

Среда

Кроме домов, есть, конечно, и улицы, площади, пространства. И это чуть ли не самая главная составляющая города. Нам нужно общаться, и улицы города для этого предназначены. Конечно, есть общение по интернету, а есть живое, непосредственное общение. Иногда вы идёте по городу и видите, что все смотрят только в свои мобильные телефоны. Это плохо для горожан.

В Берлине открытые пространства очень привлекательны, особенно для молодых людей. Большинство молодых берлинцев одиноки, они живут одни. Этим людям нужно общаться друг с другом, поэтому открытые пространства жизненно необходимы. И они должны быть не такими, как Дворец Республики, не для коллективных демонстраций, а просто места, где можно поговорить друг с другом или погулять вместе.

Ханс Штимманн приезжал для участия в дискуссии «Архитектура для горожан», организованной журналом «Проект Балтия» при поддержке Megapolis Property Management и Немецкого культурного центра им. Гёте в Санкт-Петербурге, которая проходила 2 апреля 2013 года в Петропавловской крепости.

СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Page Summary

Links

«Российская собственность» или Действующий памятник советской архитектуры в Берлине.

« previous entry | next entry »
Jan. 26th, 2009 | 09:31 am
posted by: kaef_er in ru_sovarch

В столице Германии Берлине, в начале широкоизвестной улицы Унтер-ден-Линден и нескольких шагах от не менее известных Бранденбургских ворот стоит комплекс зданий, который по праву занимает важное место не только в списке архитектурных памятников Берлина, но и является прекрасным образцом советской архитектуры.

Вы, конечно, поняли, что речь идет о здании Советского, ныне – Российского Посольства в Германии.

Такое центральное расположение Посольства связано отнюдь не с временами, когда Советский Союз был «большим братом» социалистической ГДР, история этого места гораздо более длинная и давняя.

Не буду глубоко углубляться в историю, отмечу только, что первая русская дипмиссия прибыла в Берлин (в те времена – столицу Пруссии) в 1706 году.

Участок земли, на котором расположено наше посольство, в начале 18 века был приобретен в собственность офицером генштаба и застроен двухэтажным особняком с садом. Место неоднократно переходило из рук в руки разных владельцев, застраивалось и перестраивалось.

В 1837 году усадьба была куплена царем Николаем I для прибывших в Берлин первых русских дипломатов. В соответствии с городским постановлением 1808 года, царь, как владелец участка городской земли, получил право стать гражданином города, правда, таковым он не стал, получив в октябре 1837 года только роскошно оформленное свидетельство о получении звания почетного гражданина города.

В 1840-41 г.г. по проекту Эдуарда Кноблауха / E. Knoblauch на этом месте был построен четырехэтажный дворец с квартирой посла, канцелярией Посольства, квартирой для царя и членов его семьи на время пребывания в городе. В таком виде дворец просуществовал до 1942 года.

(фотография с сайта Посольства)

После Октябрьской революции 1917 года и окончания войны во дворце сначала разместилось представительство Советской России, а потом — Посольство Советского Союза.

22 июня 1941 года сотрудники Посольства и другие советские граждане были интернированы в большой лагерь во внутреннем дворе Посольства и обменяны на сотрудников посольства Германии в Москве.

Формально здание Посольства было опечатано, но нацисты несколько раз цинично использовали его в качестве резиденции Альфреда Розенберга, министра нацистской Германии по делам Восточной Европы.

Во время налетов союзной авиации на Берлин здание было сильно разрушено и сгорело, его руины простояли до конца войны. После окончания войны правительством СССР было принято решение восстановить здание.

Здесь необходимо сделать маленькую оговорку. По не совсем понятной причине, разные источники по-разному приводят сведения об этом здании: разное написание фамилий, разные данные о составе архитекторов, разные трактовки – от «восстановления старого здания» до строительства нового. Поэтому приведенная информация может иметь неточности.

Работы велись с 1949 по 1951 год, а официальное торжественное открытие состоялось 7 ноября 1951 года на приеме, посвященном 34-й годовщине Великой Октябрьской революции.

До начала 1990-х годов здесь размещалось Советское Посольство в ГДР, затем, после объединения Германии и распада СССР, сюда из Бонна переехало Посольство России в Германии.

Так что эта территория не только «экстерриториальна» по своему международному дипстатусу. Эта территория, как и все сооружения на ней является уже почти 200 лет частной собственностью России в центре столицы Германии.

Но вернемся к самому зданию. Подготовить проект было поручено главному архитектору Анатолию Стрижевскому. В работе над проектом принимал участие также Фритц Борнеманн / Fritz Bornemann, по проекту которого позднее была построена также Немецкая опера / Deutsche Oper в Западном Берлине.
Руководили строительством инженеры А.Сирин, В. Бушковский, Н. Воробьев.

Восстановленное здание по свои размерам в три раза больше старого.

Монументальное строение облицовано камнем и гранитом. Его венчает башня, центральная часть которой выполнена из стальных конструкций.

Главный портал ведет к залам для торжественных приемов.

Войдя в здание, сначала оказываешься в большом зале, затем на лестнице, ведущей на второй этаж, где расположены Купольный зал с воспроизведенными из стеклянной мозаики часами Кремлевской Спасской башни, Гербовый и Зеркальный залы. Паркет выполнен из светлых и темных пород дуба, клена и орехового дерева, стены отделаны мрамором, красным деревом и бархатом. Общая площадь залов составляет 1500 кв.м.

В конце 80х – начале 90-х я часто приезжал сюда, в спокойный «советский оазис» на территории социалистического Берлина, из столицы ФРГ Бонна по делам, ходил по зданию, видел и его роскошные залы, и «совковые» кабинеты сотрудников . Вот только фотографировать тогда некогда было, да и вообще этой мысли даже и не припомню.

Вот почему в конце небольшого рассказа об уникальном образце советской архитектуры в центре Берлина приведу несколько фотографий внутренних интерьеров с сайта Российского Посольства в Германии