Архитектура в Бельгии

Достопримечательности Бельгии

Топ достопримечательностей (348)

Деревня Редю, в нескольких километрах от которой находится интересный интерактивный музей Европейский космический центр, интересна сама по себе. Это первая в мире «книжная деревня», в которой находится множество книжных и букинистических магазинов.

В восточном районе Брюсселя, на улице Тервюрен, можно увидеть оригинальный особняк с небольшой башенкой, для облика которого характерно обилие прямых линий и упрощенность архитектурной формы. Это дом владельца банка «Сосьете Женераль» Адольфа Стокле.

На площади Пуларт доминирует монументальное здание Дворца правосудия – штаб-квартира Высшего суда Бельгии. Площадь названа в честь главного архитектора этого строения – Жозефа Пуларта. Дворец правосудия, который местные жители метко именуют «мамонтом», напоминает своим обликом храмы Древнего Египта.

Холм льва, или Львиный курган, — это большой искусственный конический холм, расположенный рядом с местом, где происходила битва при Ватерлоо. Его создали в память о ранении в плечо принца Уильяма II Оранского, наследника престола Нидерландов.

Парк миниатюр “Мини-Европа” является одной из главных достопримечательностей Брюсселя. Расположенный на 24 000 км2 он был торжественно открыт в 1989 году бельгийским принцем Филиппом. Он находится в Брупарке у подножия Атомиума и представляет самые известные миниатюры европейских монументов (масштаб — 1:25).

Музей шоколада, который романтически называется Шоколадная история Брюгге, занимает исторический особняк де Кроон, который был построен в 1480 году. Первоначально в нем располагался винный погребок, а затем пекарня.

Жемчужиной площади Гран-Плас, внесенной в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является позднеготическая Ратуша XV века. Она состоит из нескольких корпусов. Та часть, которая выходит своим фасадом на площадь Гран-Плас, возведена раньше остальных.

Особняк Буслейдена, который также называют «Двор Буслейдена», — это типичный пример ренессансной архитектуры. Он расположен в Мехелене недалеко от Гроте Маркт. В прошлом дворец являлся резиденцией Иеронима Буслейдена (1470-1517), ученого, политика, дипломата, священника, гуманиста и мецената.

Мечта всех сладкоежек – бельгийский шоколад. Истории его приготовления посвящен один из самых интересных интерактивных музеев Брюсселя – Музей какао и шоколада. Он расположен прямо на центральной столичной площади Гран-Пляс, поэтому его посещение легко совместить с прогулкой по историческому центру.

Площадь Гранд-Плас, или Гроте-Маркт, является важным историческим и туристическим центром Брюсселя, где расположены Городская ратуша и Дом короля (или Хлебный дом). Ансамбль рыночной площади, построенный в стиле Людовика XIV и барокко, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Норбертинское аббатство Тонгерло расположено в одноименном селении, сейчас являющемся частью города Вестерло, в провинции Антверпен, на севере Бельгии. В наши дни это действующий мужской католический монастырь, в котором проживает около полусотни монахов.

Атомиум был построен в 1958 году к открытию Всемирной выставки “Экспо” и явился символом атомного века и использования атомной энергии в мирных целях. Он представляет собой модель молекулы железа высотой в 102 м и весом в 2400 тонн, состоящую из сфер и покрытую стальной оболочкой.

Тематический парк «Валиби» расположен в Вавре, недалеко от Брюсселя. Ранее он именовался «Six Flags» — по названию американской компании-владельца «Six Flags, Inc». С 2006 года парк, как и парижский парк «Астерикс», принадлежит фирме «CDA Parks».

Напротив Музея музыкальных инструментов, недалеко от Королевской площади, находится церковь Нотр-Дам-дю-Саблон, или, как ее еще называют, церковь Богоматери Победы. На строительство небольшой часовни в честь Богородицы выделила средства в XIII столетии Гильдия лучников.

Королевский дворец в Брюсселе находится на вытянутой Дворцовой площади, которая скорее напоминает широкий проспект, нежели привычную нам площадь. Дворцовый комплекс состоит из четырех объединенных в одно целое особняков: Валскер, Бендер, Бельджиойозо и Бельвю.

На стометровой скале, возвышающейся над рекой Маас и городом Динан, расположена местная Цитадель – некогда неприступный замок с богатой историей, подвергавшийся многочисленным разрушениям и отстраиваемый заново.

Три королевских замка, в которых живут члены правящей династии Бельгии, расположены в брюссельском пригороде Лакен. Это вилла Бельведер и Королевский дворец, окруженные парком Лакен, и замок Стувенберг на соседней с парком улице.

В историческом центре Брюсселя на площади Сент-Катрин привлекает внимание своей архитектурой храм, освященный в честь святой Екатерины. Здание построено в эклектичной манере. В его оформлении архитекторы использовали детали, характерные для строений времен готики и барокко.

Внушительное здание собора святой Вальтруды, построенное в стиле брабантской готики, находится недалеко от железнодорожного вокзала Монса. Гости города, пройдя от вокзала по улице Осюэр, всего через несколько минут попадают на открытую площадку, главным украшением которой является величественный собор святой Вальтруды.

Над площадью Шапель доминирует самый старый храм Брюсселя — Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Церковь знаменита также тем, что в ней похоронены живописец Питер Брейгель Старший и его жена. На месте нынешнего здания в 1134 году герцог Готфрид I Бородатый позволил монахам-бенедиктинцам основать за пределами городских стен Брюсселя небольшую часовню.

Архитектура Бельгии

Бельгийский модерн

Бельгийский модерн представлен преимущественно произведениями таких архитекторов, как Виктор Орта и Анри Ван де Велде. Наиболее ярким представителем бельгийского модерна можно назвать особняк Тасселя, построенный Виктором Орта в 1893 году. Здание можно интерпретировать как единый организм, полученный в соответствии с органическими законами роста, восхождения. Волнообразные и извилистые линии, характерные для модерна присутствуют здесь в каждой детали внутреннего декора: в лестничном узоре на полу, стеклянных плафонах кровли, изогнутых формах замочных скважин и т.д. Каждый элемент интерьера здесь подчиняется понятиям интенциальности (внутренней потребности к переходу в иное). Для того, чтобы визуализировать данный процесс архитекторы брали за основу такие природные формы, как бутон или стебель. Такие элементы подчеркивали венчающую стадию роста, а также потенциальность возрастания и тяги к самораскрытию, конечной точки которого не будет никогда.

Вестибюль особняка Ван Эйтвельд, проект которого также был выполнен В. Орта в 1895 году своим внешним видом иллюстрирует гармоничное взаимодействие стекла и металла. Эти материалы создают атмосферу прозрачности и просвечиваемости. Винтовые лестницы вестибюля данного особняка формируют линии, каждая и которых обращает взгляд зрителя к светящимся оконным проемам.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Королевский дворец в Брюсселе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

А. Ван де Велде в проекте здания особняка Отле в Брюсселе при помощи оконных проемов, охватывающих несколько ярусов здания, продемонстрировал перетекание одного уровня в другой, а, следовательно, и подвижность сооружения как единого организма. В проекте здания Высшей школы изящных искусств Ван де Велде применил принцип динамического сжатия лестницы для организации ощущения стремительности взлета. В данном случае продолговатые оконные проемы по стороне лестницы предусмотрены под углом друг к другу. Помимо прочего, они располагаются на разной высоте, что делает их также идеальными ярусами лестничного пространства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Исторический контекст архитектуры

До конца XVI века культура и искусство Южных Нидерландов были тесно связаны с этими же отраслями в Северных провинциях. При этом в эпоху позднего Средневековья территории Южных Нидерландов держали первенство в области культурного и экономического развития. В эпоху ренессанса Брюгге и Антверпен были ключевыми экономическими и культурными городами европейского масштаба.

Читайте также  Архитектура в Австрии

Национальному обособлению страны способствовали события Нидерландской буржуазной революции. В конце XVI века несколько мятежных провинций создали свою коалицию, называемую Республикой Семи Объединенных Провинций. Во времена войны с Испанией им удалось отстоять собственную независимость. Местью испанских захватчиков было убийство более чем 10 тысяч граждан города Антверпен, что способствовало массовой эмиграции людей в «Объединенные провинции». В 1648 году Вестфальское мирное соглашение признало независимость «Объединенных провинций», которые впоследствии получили название Голландия. Эти события окончательно разделили художественную культуру Бельгии и Голландии, каждая из них пошла собственным путем. В XVII веке Бельгия удерживалась в лоне католицизма, а на ее культурную сферу оказывали влияние Испания и Италия.

В 1714 году территории Бельгии были переданы Австрийской империи. В этот момент начался период компромиссного сочетания влияния Франции и Австрии с мощными национальными традициями XVII века. В конце XVIII века страна объявила собственную независимость по результатам Брабантской революции. Однако, вскоре страна была покорена войсками Наполеона Бонапарта, стремящегося перекроить карту Европы в попытках создать новую Французскую империю. Только буржуазная революция 1830 года смогла предоставить правительству возможность восстановить государственный суверенитет.

Таким образом, можно утверждать, что бельгийская архитектура прошла значительный исторический путь и может похвастаться выдающимися достижениями архитекторов, в частности, достопримечательностями готики, ренессанса, барокко, эклектики и постмодерна.

Известные сооружения Бельгии

Брюссельская ратуша. Данное сооружение расположено в центральной части Брюсселя на площади Гран-Плас. Специалисты называют Брюссельскую ратушу наиболее ярким образцом брабантской готики. Известно, что наиболее старая часть сооружения была заложена в 1402 году, её строительство завершилось в 1420 году, на тот момент дальнейших пристроек к зданию не планировалось. Однако усиление влияния гильдий ремесленников и их стремлению к участию в управлении государством привело к тому, что Карл Смелый в 1444 году заложил первый камень в новое крыло ратуши;

Церковь Богоматери в Брюгге. Эта готическая церковь была построена в XII – XIII веках. Над скамьями сооружения размещены тридцать гербов рыцарей, которые присутствовали в церкви в 1468 году на II капитуле ордена Золотого руна. В хоре церкви под распятием 1594 года были похоронены герцог Бургундии Карл Смелый и его дочь Мария Бургундская, надгробия могилы выполнены в стиле пламенеющей готики;

  • Атомиум в Брюсселе. Данное сооружение является одной из главных достопримечательностей Бельгии. Проект Атомиума был разработан к открытию Всемирной выставки 1858 года архитектором Андре Ватеркейном. Внешний вид сооружения символизирует мирное использование атомной энергии. Строительством здания занимались Андре и Мишель Полаков
  • Королевский дворец в Брюсселе. Данное сооружение является официальной резиденцией бельгийского монарха и располагается в самом центре столицы Бельгии. Известно, что современный фасад здания появился лишь в начале XX века, а каркас сооружения был заложен еще в конце XVIII века.
  • Рисунок 2. Атомиум. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Бельгийская архитектура: нелепая и беспощадная (29 фото)

    Существует хорошая архитектура, плохая архитектура… и бельгийская архитектура. По какой-то причине бельгийцы оказались не так хороши, когда дело касается проектирования зданий, и один блог старается доказать это.

    «Уродливые бельгийские дома» ( Ugly Belgian Houses ) — блог Ханнса Кудениса ( Hannes Coudenys ), посвящённый тому, чтобы доказать миру, какой уродливой, порой, может быть бельгийская архитектура. «Потому что большинство домов в Бельгии — это отстой. Даже мой», – шутит автор блога.

    От домов, построенных внутри скал, до почтовых ящиков непристойной формы, эти дома настолько плохи, что это даже хорошо. Взгляните!

    все фотографии: Ugly Belgian Houses

    Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо, друг! 🙂

    Бельгийская школа модерна. Часть 1

    Родиной архитектуры модерна по праву считается Бельгия. Именно здесь, в столичном Брюсселе, в 1893 году были построены 2 первых здания в новом стиле — Отель Тассель (арх. Виктор Орта) и Дом Анкара (арх. П.Анкар).

    Своим появлением стиль ар-нуво (от фр.«art nouveau» — «новое искусство», так называют модерн в Бельгии и Франции) обязан переменам в развитии искусства и техники. Архитектурные формы, до этого ограниченные строгой симметрией или разнородные, эклектичные, приняли плавность и естественную неправильность линий. Передовые способы обработки камня и металла позволили воплотить самые смелые фантазии зодчих.

    Переход с газового освещения на электрическое в девяностых годах 19 века позволил в значительной мере осветлить палитру интерьеров, использовать оттенки белого, розового, жёлтого и оранжевого.

    Разделение между основными направлениями искусства (архитектура, скульптура, живопись) и прикладным искусством (мебель, украшения, мода) было стёрто и сливалось в т.н. тотальное искусство.

    Брюссель был благоприятным местом для развития зарождающегося ар-нуво — столица быстро разрасталась. Процветающие семьи предпочитали зелёные окраины, где в то время прокладывались новые улицы. Проводилась активная урбанизация районов Saint-Gilles, Ixelles, Schaerbeek, Uccle, бывших тогда деревнями. Большинство участков были сильно вытянуты в длину и при этом имели довольно узкий торец, выходящий на улицу — от 4 до 7 метров. Считается, что именно ограниченная ширина фасадов во многом дала толчок развитию фантазии архитекторов.

    Более 20 лет, вплоть до Первой мировой войны, в бельгийской столице работали десятки талантливых мастеров, многие творения которых прекрасно сохранились до наших дней. В статье французской Википедии «Art nouveau en Belgique» представлен огромный список зданий в стиле ар-нуво как в Брюсселе, как и в других регионах страны.

    В регионах Бельгии тоже уйма самобытных строений — в городах Льеж, Монс, Турне, Шарлеруа, Анвер, Намюр.

    1. Виктор Орта / Victor Horta (1861-1947)

    Родился в г.Гент, с детства играл на скрипке. Окончив школу, поступил в консерваторию, но через год был отчислен из-за плохой дисциплины. Архитектуру начал изучать в Гентской академии художеств. В 1881 году переехал в Брюссель и поступил в Академию изящных искусств, где учился у архитектора Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни.

    В 1888 году молодой архитектор стал членом масонской ложи, где познакомился с Эмилем Тасcелем, который заказал ему первую крупную работу — «Отель Тассель» (Rue Paul-Emile Janson, 6), признанный шедевром ар-нуво.

    Орта стал первым крупным архитектором, который в строительстве частных домов начал широко использовать металлические конструкции, стекло и витражи. Согласно его видению, каждый материал должен выполнять функцию, свойственную его природе:

    Дерево не может выразить живое, нервное движение, которое я стараюсь воплотить в металле. Дерево расположено к полным формам, которые дают возможность показать его структуру. Соединяясь, эти формы создают неповторимую гармонию.

    Отель Сольве (Avenue Louise, 224)

    С началом Первой Мировой войны Орта был вынужден уехать в Америку, где зарабатывал на жизнь лекциями. В 1919 году он вернулся в Бельгию и был избран членом Королевской Академии.

    Читайте также  Архитектура в Германии

    Отель Ван Этвельде (Avenue Palmerston, 4)

    Спустя десятилетие мода на ар-нуво пошла на спад. Избыточная декоративность и, как следствие, дороговизна, были излишней роскошью в эпоху мировых войн и потрясений. Стиль Орта постепенно становится проще, менее ярким. Он начал вводить в свои проекты мотивы из древнегреческой и римской архитектуры.

    После 1965 года наследие мастера и его вклад в мировое искусство были вновь открыты и оценены по достоинству. Сегодня четыре его здания внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Отель Тассель, Отель Сольве, Отель ван Этвельде, Дом-мастерская Орта. Все они находятся в Брюсселе, в доме-мастерской расположился музей архитектора.

    — Дом-мастерская Орта (Rue Américaine, 25)

    2. Анри ван де Вельде / Henry van de Velde (1863-1957)

    Многогранный мастер, успешно работал художником, графиком, дизайнером и архитектором. Кроме того, обладал незаурядными музыкальными, литературными и педагогическими талантами.

    Родился в Антверпене, учился живописи в Академии художеств. В 1884-1885 годах продолжил учёбу в Париже у Карлоса Дюрана. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную «Группа двадцати», он активно участвовал в её выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени — Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сёра, Тулуз-Лотрек.

    С 1893 года ван де Вельде оставил живопись, увлёкся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.

    В 1895-1896 годах ван де Вельде построил собственный особняк «Блуменверф» в Уккеле близ Брюсселя в стиле ар-нуво. Интерьер дома организован вокруг холла. Если сравнивать с другими архитекторами того времени, можно сказать, что подход ван де Вельде к декорации был функциональным. Он считал, что, есть «опасность в поисках красоты ради самой красоты», поэтому декоративные элементы в доме практически отсутствуют. Вместе с тем, для полноты единства архитектор не только разработал эскизы одежды – для жены и для себя, но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.

    Зрелым мастером ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900-1902 годах выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума (Karl Ernst Ostmuseum) в Хагене, создав одно из типичнейших произведений ар-нуво.

    В 1902 году ван де Вельде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств Великого герцога. Он стал одним из организаторов Веркбунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году построил и собственный дом в Веймаре.

    Покинув Германию в 1917 году, ван де Вельде недолго работал в Швейцарии и Голландии, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.

    Высоко ценя в искусстве современность, ван де Вельде интуитивно чувствовал веяние времени. Это помогло ему создать своё последнее сооружение, временное здание Музея Крёллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1938). Простота сооружения функциональна: буквально ничего нет лишнего. Специальные устройства обеспечивают равномерность верхнего света в экспозиционных залах. Четкий график осмотра завершается у сплошь остекленного торца здания, образующего органичный переход к окружающему парку с озером, где продолжается экспозиция скульптур. Это делает Музей Крёллер-Мюллер образцом современного музейного здания.

    С 1947 года ван де Вельде поселился в Швейцарии, в коммуне Оберегери. Последним трудом многогранного мастера являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.

    3. Поль Анкар / Paul Hankar (1859-1901)

    Родился в г. Фрамери (Бельгия) в семье каменщика. Учился в Брюссельской Академии изящных искусств, где подружился с Виктором Орта. Особенно он увлекался железной ковкой, которую впоследствии использует во многих своих строениях. Он начинал свою карьеру, проектируя погребальные памятники. С 1872 по 1892 Анкар работал у архитектора А.Бейярта.

    В 1893 открыл собственное бюро в Брюсселе. Первой самостоятельной работой был личный особняк Дом Анкара (Rue Defacqz, 71). Это здание, наряду с Отелем Тассель, являются первыми постройками в стиле ар-нуво.

    Помимо архитектуры Анкар занимался дизайном мебели, был редактором журнала L’Emulation.

    Chemiserie Niguet (Rue Royale, 13)

    Hôtel Ciamberlani & Hôtel Janssens (Rue Defacqz, 48-50)

    Maison Aglave (Rue Antoine Bréart, 7)

    4. Эрнест Блеро / Ernest Blerot (1870-1957)
    Родился в Брюсселе, обучался в архитектурной школе Saint-Luc. С 1899 по 1901 по его проекту были построены более 40 домов в стиле ар-нуво. В этих комплексах, уникальных по своему архитектурному разнообразию, центральную роль играет витая кованая решётка. Когда мода на ар-нуво пошла на убыль, Блеро закончил свою карьеру и отправился в окрестности Ипра, где занялся перестройкой замка, принадлежащего семье его жены (здание не сохранилось).

    Адреса известных работ Э.Блеро: Chaussée de Waterloo 13, Rue du Châtelain 29, Avenue du Général de Gaulle 38, Rue Augustin Delporte 16, Boulevard Géneral Jacques 97, Place Louis Morichar 41, Rue Vilain XIII 7, 9, 11.

    — Изящные особняки на Rue de Belle-Vue 42, 44, 46

    5. Эдуард Рамакерс / Édouard Ramaekers (1864-1941)
    Родился в Брюсселе, посещал архитектурные курсы в школе Saint-Luc. Затем некоторое время проработал в бюро своего отца, который тоже был архитектором. Построил несколько зданий в районах Etterbeek, Laeken, Jette и Forest.

    Особняк на Rue Le Corrège, 35

    Во время Первой мировой войны нашел убежище в Великобритании, а по возвращении на родину забросил архитектуру.

    Особняк на Rue Van Campenhout, 55

    Продолжение следует.

    Готическая архитектура въ Бельгіи и Голландіи

    І. Условія вліявшія на ея образованіе.

    1. Условія географическія. — Нидерланды врѣзываются клиномъ между землями, заселенными одна — германскими, а другая — раманскими племенами. Поэтому архитектура ихъ испытывала въ своемъ развитіи двоякое воздѣйствіе: Бельгія находилась подъ вліяніемъ Франціи, а Голландія подъ вліяніемъ Германіи.

    2. Условія выбора матеріаловъ. — Страна изобилуетъ прекрасною кирпичною глиною, что отзываемся на ея архитектурѣ, въ особенности на фасадахъ небольшихъ городскихъ домовъ, которые почти всѣ выстроены изъ кирпича.

    Для большихъ церквей и другихъ монументальныхъ зданій применялся камень. Такъ соборъ въ Турнэ, въ Бельгіи, весь выстроенъ изъ гранита.

    3. Условія климатическія. — Климатъ умѣренный и сырой.

    4. Условія религіозныя. — Какъ подчиненные, въ разное время, Франціи, Германіи и Испаніи, Нидерланды и въ религіозномъ отношеніи испытывали на себѣ вліянніе этихъ странъ.

    5. Условія соціально – политическія. — Развитіе средневѣковаго зодчества въ этихъ странахъ шло рука объ руку съ соціальнымъ прогрессомъ народа. Независимые, самоуправлявшіеся города соперничали между собою въ военныхъ и мирныхъ искусствахъ. Построенныя въ это время ратуши и цеховыя палаты, величественныя по замыслу и роскошныя по убранству, свидѣтельствуютъ о богатствѣ купцовъ и ткачей Антверпена, Левена, Гента и другихъ городовъ.

    Читайте также  Архитектура в Индии

    6. Условія историческія. — Фландрія, ленъ французской была присоединена къ Бургундіи вслѣдствіе брака наслѣдницы Фландріи, Маргариты, съ первымъ герцогомъ бургундскимъ изъ дома Валуа — младшей вѣтви французской королевской фамиліи. Позднѣе, герцоги изъ этой династіи распространили свою власть и на остальные Нидерланды. Когда по смерти Карла Смѣлаго, въ 1477 г., владѣнія его распались, то Нидерланды достались германскому императору Максимиліану, а въ началѣ XѴІ вѣка они перешли къ его внуку Карлу І испанскому, вскорѣ послѣ этого провозглашенному германскимъ императоромъ подъ именемъ Карла Ѵ. Въ средніе вѣка нидерландскіе города были самые богатые и могущественные въ Европѣ и постоянно воевали между собою.

    ІІ Архитектурный характеръ

    Средневѣковая архитектура Бельгіи представляетъ два основныхъ типа: въ гористой части страны она приближается по характеру къ нѣмецкой архитектурѣ, а въ низменной Фландріи — къ французской. Въ архитектурѣ многихъ частныхъ домовъ наблюдается примѣсь испанскихъ элементовъ; зато въ постройкъ городскихъ общественныхъ зданій фламандцы проявили большую самобытность; они выработали національный стиль, не имѣющій равнаго себѣ въ Европѣ для такого рода сооруженій.

    Голландская архитектура, хотя и похожа на нѣмецкую, носитъ тѣмъ не менѣе свой національный характеръ. Къ сожалѣнію, убранство большіхъ и прекрасныхъ церквей XѴ вѣка сильно пострадало отъ религіозного фанатизма реформаторовъ, безпощадно разрушавшихъ все, что хотя бы отдаленно напоминало о католицизмѣ.

    Отсутствіе художественной отдѣлки въ голландскихъ церквахъ — подчасъ представляющихъ лишь голыя стѣны — находится, правда въ соотвѣтствіи съ простотою нравовъ голландского народа, но дѣлаетъ эти церкви значительно менѣе интересными для насъ, чѣмъ бельгійскія.

    ІІІ Архитектурные образцы

    Церковная архитектура

    Соборы, по общему расположенію плана, обнаруживаютъ тяготѣніе къ французскимъ образцамъ.

    Соборъ въ Турнэ (1146 — 1338 гг.) интересенъ тѣмъ, что постройка его относится къ тремъ послѣдовательнымъ періодамъ: нефъ — романскій; трансептъ, съ закругленными концами и пятью башнями (четырьмя угловыми и одною центральною), былъ выведенъ въ переходный періодъ, а легкій и изящный хоръ, съ апсидою, круговымъ обходомъ и аспидными капеллами, является образцомъ вполнѣ развитой готики.

    Соборъ св. Гудулы въ Брюсселѣ (1226 — 1280гг.) одинъ изъ лучшихъ архитектурныхъ памятниковъ въ Бельгіи. Хоръ его считается первою по времени готическою постройкою въ этой странѣ (1226 г.) По бокамъ хора были устроены впослѣдствіи большія капеллы. Окна нефа и своды относятся къ 1330 — 1450 гг.

    Собор въ Антверпенѣ (1352 — 1411 гг.) наиболѣе выдающееся произведеніе церковной архитектуры въ Бельгіи, замѣчателенъ своимъ исключительнымъ планомъ: онъ имѣетъ тройные боковые нефы одинаковой высоты, так что всѣхъ продольныхъ нефовъ въ немъ семь. Трансептъ однонефенъ и узокъ. Западный фасадъ (1422 — 1518 гг.), съ его стройной одиночной башней, высотою 400 футовъ богатъ и изященъ, но обнаруживаетъ характерное для того времени чрезмѣрное пристрастіе к орнаментаціи.

    Извѣстностью пользуются также соборы въ Брюгге, Гаарлемѣ, Утрехтѣ, Дордрехтъ, Ипрѣ и Гентѣ.

    Гражданская архитектура.

    Въ гражданскихъ сооруженіяхъ Нидерландовъ отражаются независимый духъ и матеріальные процвѣтаніе средневѣковыхъ нидерландскихъ городовъ.

    Интересно сличить открытый, доступный видъ городскихъ ратушъ и другихъ общественныхъ зданій въ Бельгіи и Голландіи съ крѣпостнымъ характеромъ аналогичныхъ построекъ въ Италіи, напримѣръ во Флоренціи и Сіеннѣ.

    Зданія городскихъ ратушъ исключительны по своему великолѣпію. Назовемъ ратуши въ Брюсселѣ (1401 — 1455 гг.) Брюгге (1377 г.). Левенѣ (1448 — 1463 гг.) и Гентѣ (1481 г.). Обычный типъ представляетъ зданіе въ нѣсколько этажей, перекрытое высокой крышей, съ нѣсколькими рядами слуховыхъ оконъ. По серединѣ фасада возвышается высокая башня, съ богато отдѣланною восьмигранною верхнею частью. Право на сооруженіе такой башни, или колокольни (beffroi), даровалось особою грамотою и высоко цѣнилось. Въ нижнемъ этажѣ помѣщался иногда городской архивъ. Одна изъ самыхъ живописныхъ и величественныхъ башенъ находится въ Брюгге; высота ея — 352 фута.

    Ратуша въ Гентѣ состоитъ изъ двухъ частей, построенныхъ въ разное время. Любопытенъ контрастъ между фасадами, исполненными одинъ в готическомъ стилѣ (1518 — 1533 гг.), а другой, смежный съ нимъ, въ стилѣ Возрожденія (1595 — 1622 гг.)

    Биржи, гдѣ происходила торговля различными товарами и въ особенности сукномъ, которымъ Бельгія очень славилась, представляютъ другой, не менѣе характерный, видъ гражданскихъ общественныхъ сооруженій. Особенно замѣчательно въ архитектурномъ отношеніи зданіе Суконной Биржи въ Ипрѣ (Ypres) (1200 — 1304 гг.).

    Цеховые Палаты служили мѣстомъ собранія могущестенныхъ въ то время ремесленныхъ цеховъ. Нѣсколько образцовъ такихъ зданій можно видѣть на рыночной площади въ Брюсселѣ.

    ІѴ Сравнительный анализъ.

    А. Планы. — Для соборовъ была принята французская форма плана: широкая и относительно короткая. Такъ, соборъ въ Антверпенѣ имѣетъ семъ продольныхъ нефовъ. Апсиды — также французскаго типа: полукруглыя съ обходной галлереей и капеллами.

    В. Стѣны. — Гражданскія постройки имѣютъ длинные, не расчлененные выступами фасады, которые своею правильностью и симметричностью отличаются отъ большинства готическихъ построекъ въ другихъ странахъ.

    С. Отверстія. — Окна богато отдѣланы орнаментикой и рѣзьбою. Слѣдуетъ отмѣтить правильность разбивки оконъ на фасадахъ.

    D.Перекрытія.— Подъемъ крышъ крутой. Форма ихъ или четырехскатная, или двухскатная, причемъ въ послѣднемъ случаѣ торцевые фасады завершаются орнаментированными щипцами живописнаго очертанія. Многочисленныя башенки, эффектно обработанныя дымовыя трубы и расположенныя въ нѣсколько ярусовъ слуховыя окна дополняютъ собою роскошное убранство нижележащихъ стѣнъ.

    Е. Отдѣльныя подпоры. — Сложнымъ пучковымъ столбамъ предпочитались простыя цилиндрическія колонны, какъ напримѣръ въ соборѣ въ Брюсселѣ. Въ аркадахъ нѣкоторыхъ городскихъ ратушъ напримѣръ въ Льежѣ (Люттихѣ), наблюдается слѣдующій любопытный пріемъ: черезъ опрѣделенные промежутки колонна пропускается, и двѣ смежныя арки, которыя на нее опиралась бы, подвѣшиваются, помощью длиннаго замковаго камня, къ скрытой въ кладкѣ стѣны разгрузной аркѣ.

    F.Профиля. — Постройки готической эпохи въ Бельгіи страдаютъ иногда излишествомъ деталей и обломовъ. Послѣдніе уступаютъ французскимъ въ силѣ, а англійскимъ въ изяществѣ.

    G. Убранство. — Въ церкви Saint – Waudru, въ Монсѣ, прекрасный декоративный эффектъ достигнутъ примѣненіемъ для остова сводовъ камня голубого цвѣта, а для заполненій — краснаго кирпича. Церковь св. Іакова въ Льежѣ замѣчательна тѣмъ, что полностью сохранила свою роспись.

    История Архитектуры, составленная по сравнительному методу Р. Бекеръ