Архитектура в Астрахани

Исследовательская работа на тему «Архитектура и архитектурные достопримечательности Астрахани»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектура и архитектурные достопримечательности Астрахани

Астрахань была основана в 1558 году. Постепенно менялся облик города, красоту и величие кремля дополняют замечательные ансамбли церквей, монастырей, мечетей.

Астраханский кремль – символ Астрахани. Уникальный ансамбль был построен в 1620 году по проекту зодчего Дорофея Мякишева.

Первоначально Кремль — главная оборонная крепость — был деревянным. Каменный Астраханский Кремль был построен в 80-е годы 16 го века. Для того времени это было самое мощное военно-инженерное сооружение. Построен он был по образцу Кремля Московского и олицетворял грозную силу и славу русского царя.

Персидское подворье. С начала XVII века в городе интенсивно формируются многочисленные торговые слободы индийских, персидских и армянских купцов. Восточные купцы, наделенные крупными льготами, прочно оседали в Астрахани, отстраиваясь и заводя «свои торговые площади», на которых, по свидетельству А. Олеария, вели «всякого рода товарами значительную торговлю и промышленность». Подворья восточных купцов издавна располагались одной плотной группой в самом центре Белого города. В этом и сейчас нетрудно убедиться, если от бывшего губернаторского дома пройти еще один квартал по Советской улице. Слева окажется Индийское подворье, а почти напротив него Персидское. Сохранившиеся постройки не первоначальные сооружения.

Купеческую Астрахань тех лет можно хорошо увидеть на Красной набережной. К разноцветью прежних купеческих особняков на Кутуме пройдем через бывшую Никольскую улицу (теперь ул. Р. Люксембург) и стрелку у впадения Кутума в Волгу, где сконцентрировались деловые здания конца XIX начала XX века. Архитектура их сдержанна, и все же в отделке зданий заметны немалые строительные затраты их заказчиков. Такова и биржа, в причудливой архитектуре которой можно усмотреть не только преобладающее влияние модерна, но и очень ранние ростки уже недалекого тогда конструктивизма.

ВЕДОМСТВО АСТРАХАНСКОЕ БИРЖЕВОЕ Выдающийся памятник архитектуры начала 20 века. Здание по своим объемно-декоративным и стилистическим характеристикам относится к модерну, привнося в него немало элементов других архитектурно-художественных стилей, а также черты зарождавшегося в начале 20 века конструктивизма.

Дом Будагова Ф. Дом был построен в 1910–1916 годах на средства астраханского рыбопромышленника Ф. Будагова. Автор проекта дома – неизвестен. Возможно дом строился по образцу известного дома Юшкова в Москве (построенного архитектором В. Баженовым на Мясницкой улице), у обеих построек имеется сходство планировки и оформления фасадов. В 1918 году, по просьбе сестры Будагова, Городская Управа приняла дом в своё ведение под городской родильный дом, потом в здании разместился лазарет. А с 1926 года здание вновь занял городской роддом. В настоящее время здесь находится городской центр планирования семьи.

Следующий дом, стоящий рядом с будаговским и принадлежавший другому крупному купцу-рыбопромышленнику, Шелехову. Особняк Шелехова с его спаренными арочными окнами мезонина, с его не лишенной изящества башенкой вверху выстроен под ренессансную виллу. Дворовый фасад его выглядит куда скромнее уличного. И тем неожиданнее статуя женщины в античной одежде, установленная на дворовом скате крыши. Статуя успела обрасти легендой. По рассказам старожилов, у Шелехова была дочь, болевшая туберкулезом и умершая в юном возрасте. В честь дочери хозяин особняка якобы и поставил эту статую, а дом свой завещал отдать под больницу. Так ли это было на самом деле или нет, но в шелеховском особняке вот уже много десятков лет размещается одно из городских больничных учреждений.

Дом купца Г.В. Тетюшинова Построенный в 1872г. в «русском стиле» двухэтажный бревенчатый дом со светелкой в чердачном помещении. Памятник русского деревянного зодчества, считающийся лучшим образцом деревянного зодчества того времени. Дом строился по заказу енотаевского купца 1-й гильдии Григория Васильевича Тетюшинова, ныне в нем размещается Музейно-культурный центр «Дом купца Г.В. Тетюшинова»

Дом губернатора. Расположенная у Пречистенских ворот бывшая Генерал-губернаторская площадь имеет квадратную форму, которая сейчас занята густым сквером. С восточной стороны ее ограничивает внушительный по размерам ансамбль бывших домов губернатора: главный дом и флигель, соединявшиеся в прошлом изящной полуциркульной галереей. Но особенность губернаторских домов заключалась даже не в галерее, а в длинной заложенной теперь аркаде, проходившей по всем их уличным фасадам.

Фабрика шоколада торгового дома «К. А. Шарлау с сыновьями» Архитектор Домонтович К.К., скульптор Пенкин. Двухэтажное сложное в плане здание, образец богатого городского особняка, выполнявшего жилую и торговую функции. Первый этаж дома занимала известная в городе кондитерская братьев Шарлау, наверху располагалась квартира хозяев заведения. Интересный памятник периода эклектики, обладающей высокой пластической насыщеностью фасадов и выразительным силуэтом. 1899-1914 гг.

Здание КОНСЕРВАТОРИИ Открыта в 1969 году. Трехэтажное здание с куполом положило новый виток в развитии музыкальной культуры в Астрахани. До этого момента это здание выполняло лишь административную функцию, но его архитектура поражала своим великолепием в то время и не перестает удивлять нас сейчас.

Улица Фиолетова. Одна из самых старых улиц города, застраивалась с 18 века. Поэтому ее здания настолько отличаются по стилю, но зато характеризуют различные периоды жизни в Астрахани.

Астрахань город, стоящий на древних путях между Востоком и Западом. Естественно, это отразилось и на архитектуре дореволюционной Астрахани. В конце XIX века здесь создавались пышные сооружения на архитектурные темы мусульманского Востока. Среди них особенно выразительными оказались здание Восточного банка в центре города и железнодорожный вокзал на северной городской окраине.

Использованные материалы: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C

  • Пронякина Ольга ГеннадьевнаНаписать 2420 31.05.2016

Номер материала: ДБ-104945

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    31.05.2016 2052
    31.05.2016 474
    31.05.2016 552
    31.05.2016 227
    31.05.2016 813
    31.05.2016 3135
    31.05.2016 3969

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Достопримечательности Юга России

Топ достопримечательностей (448)

Мамаев курган стал местом ожесточенных боев во время Сталинградской битвы в 1942-1943 гг. Сейчас здесь расположен грандиозный ансамбль-памятник «Героям Сталинградской битвы», который является признанным во всем мире шедевром монументального искусства.

Станция Сарепта была, как и большинство станций Приволжской железной дороги начала XIX века, деревянной. Здесь осуществлялась перевалка грузов, доставляемых на правый берег большого волжского затона караванами купеческих судов.

В живописнейшей части Волгоградской области находится исторический Шукшинский утёс, расположенный на одном из обрывов меловых гор, растянувшихся на десятки километров вдоль Дона. Утёс был назван в память об актёре, режиссёре и писателе Василии Макаровиче Шукшине.

Одно из уникальных геологических мест Волгоградского края, расположенное на правом берегу Волги, между сёлами Горный Балыклей и Горная Пролейка, было названо Александровским гребнем. Участок земной кары со смещёнными горными породами, представляющий научную ценность, имеет относительно небольшую общую площадь (около шестнадцати гектар).

Читайте также  Архитектура в Челябинске

Сафари-Парк в Геленджике на склоне Маркотского хребта открылся в 2004 году и сразу же стал одной из главных достопримечательностей города. Это целый комплекс развлечений: канатная дорога, огромный зоопарк, музей, детские площадки, аттракционы, кафе — здесь можно провести целый день и не устать.

Одно из наиболее загадочных мест России находится в Волгоградской области, вблизи города Жирновска. Синяя гора, Склон бешеных молний, Роща пьяных берёз, Чёртово логово и много других названий было дано центральной возвышенности в Медведицкой гряде, одной из наиболее высоких точек (293 м) равниной части России.

История сооружения фортификационных сооружений вокруг Таганрога уходит на три столетия вглубь. После взятия Азова в 1696 году по приказу царя Петра I сразу начались инженерные изыскания и работы по укреплению береговой зоны Азовского моря в районе мыса Таганьего Рога.

Астраханский кремль — одна из самых мощных русских крепостей XVI столетия. Здесь сохранились старинные стены и башни, внутри находится целый комплекс церковных и светских построек XVI-XIX веков и несколько музейных экспозиций.

Каменная лестница — одна из достопримечательностей города Таганрог, она соединяет Греческую улицу с Пушкинской набережной города. Лестница была построена на средства богатого греческого мецената — купца Герасима Федоровича Депальдо, согласно его духовного завещания от декабря 1822 года, где значилось: «Построить спуск на биржу между домами придворного советника Ковалинского и Грека Христо, на что выделить 15 тысяч рублей».

Ущелье «Волчьи ворота» находится всего в трех километрах от города Туапсе, в долине реки Паук. Стоит отметить, что одноименные ущелья встречаются на территории Кавказа довольно часто, ведь именно так называют узкие участки рек с многочисленными поворотами, куда во время охоты загоняли волков.

Сочинский Зимний театр, расположенный в Центральном районе города, является памятником архитектуры федерального значения. Строительство театра велось с сентября 1934 г. по ноябрь 1937 г. Автором данного проекта выступил архитектор К.

Еще одним памятным местом в Таганроге, связанным с именем писателя Антона Павловича Чехова является Музей «Лавка Чеховых», экспозиция которого рассказывает о жизни семьи Чехова и его детских годах в Таганроге.

Набережная Геленджика — уникальное архитектурное сооружение, которое является одной из главных достопримечательностей города. Это самая длинная набережная во всем мире. Ее протяженность составляет более 8 км.

Церковь Николая Чудотворца в поселке Лазаревское – действующий православный храм и одна из достопримечательностей этого курорта. Небольшой, но при этом очень красивый храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведен на черноморском побережье в 1999 г.

Большое Яшалтинское озеро, расположенное между поселками Соленое и Березовское Яшалтинского района, – это одна из главных природных достопримечательностей республики Калмыкия. В народе его именуют как Соленое озеро.

Озеро Маныч-Гудило является самым большим озером на территории Ростовской области и расположено на территории Калмыкии, Ставропольского края и Ростовской области. Очень часто его называют «озеро-блюдце».

Астраханский театр оперы и балета расположен в центре Астрахани, на улице Максаковой. Здание театра построено в «псевдорусском» стиле, который органично сочетается с декоративными элементами стиля модерн.

Замок «Львиная голова» располагается в живописной горной долине поселка Сукко, в 12 км от города-курорта Анапа. Этот величественный замок, расположенный посреди заповедного леса, был возведен специально для проведения театрализованных рыцарских турниров.

Одной из главных достопримечательностей современного Волгограда является музей-панорама «Сталинградская битва». Это самая большая батальная панорама в России, рассказывающая о переломном моменте Великой Отечественной Войны – Сталинградской битве.

История Таганрога тесно переплелась с жизненным путем выдающегося русского писателя Антона Павловича Чехова. Здесь, в большой семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова родился младший сын – Антон.

архитектура

05 Октябрь 2018 года, пятница

В связи с праздником в Краеведческом музее прошло награждение лучших специалистов отрасли. Почётные грамоты губернатора и Думы Астраханской области получили представители управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации Астрахани.

04 Июль 2018 года, среда

Полным ходом идёт восстановление одного из древнейших архитектурных сооружений Астраханского кремля — Архиерейских палат с домовой церковью Спаса Всемилостивого. О ходе работ на этом и других объектах и ближайших планах доложил сегодня губернатору Астраханской области Александру Жилкину руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Алексей Агеев.

Архиерейские палаты

В Астраханской области насчитывается 874 объекта культурного наследия, в том числе свыше 500 — в областном центре. Из них 270 — это жилые дома. Почему у них часто столь неприглядный вид, обсуждали губернатор Александр Жилкин и руководитель службы госохраны обьектов культурного наследия Алексей Агеев.

27 Январь 2017 года, пятница

Сегодня губернатор Астраханской области Александр Жилкин провёл первое заседание градостроительного совета. После бурного обсуждения был концептуально принят проект охранных зон города Астрахани. На устранение замечаний разработчикам отведён месяц.

14 Октябрь 2015 года, среда

Студенты Астраханского инженерно-строительного института выиграли грант на реставрацию Храма Владимирской иконы Божией матери в Ахтубинске, а также разработали ещё несколько проектов воссоздания местных церквей. Свои работы они представили на выставке в цейхгаузе Астраханского кремля. Высокий уровень творений студентов-архитекторов оценил губернатор области Александр Жилкин и сообщил о решении присвоить АИСИ статус университета.

24 Октябрь 2013 года, четверг

22 октября 2013 года в Астраханском государственном техническом университете состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между Российским национальным отделением Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), правительством Астраханской области, Астраханским отделением кафедры ЮНЕСКО и Астраханским государственным техническим университетом по сохранению градостроительных и архитектурных памятников.

03 Октябрь 2013 года, четверг

В конце сентября в Москве в Колонном зале Дома союзов прошёл I Международный съезд реставраторов. Его организаторами выступили Министерство культуры и правительство Российской Федерации.

В работе съезда приняли участие более тысячи реставраторов из 19 стран мира. Астраханскую область на форуме представляли директор государственного учреждения «Наследие» Алексей Агеев, начальник отдела учёта объектов культурного наследия регионального министерства культуры Павел Попов и директор научно-иссследовательской проектной фирмы «Ярканон» Абдурахман Махмудов.

28 Ноябрь 2012 года, среда

Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области совместно с советом молодых специалистов минстроя Астраханской области, НП СРО «Объединение строителей Астраханской области» и Союзом молодых строителей Астраханской области провели конкурс на лучшие эскизные архитектурные проекты по созданию малых архитектурных форм на территории Астрахани и Астраханской области. Основной задачей данного мероприятия является привлечение туристов и жителей города к выбранному общественному месту.

17 Сентябрь 2012 года, понедельник

Вот уже пятый год подряд проходит конкурс профмастерства архитекторов Астраханской области. В этом году темой конкурса стало проектное предложение «Инновационный этнокультурный центр в п. Кировский Камызякского района Астраханской области». Камызякский район самый популярный в плане туризма в нашей области, поэтому именно здесь Губернатором Астраханской области Александром Жилкиным было предложено построить культурный центр.

11 Сентябрь 2012 года, вторник

14 сентября проводится второй этап V ежегодного конкурса профмастерства архитекторов Астраханской области, который включает в себя защиту работ конкурсантами и определение конкурсным жюри победителей.

В связи с тем, что тема конкурса в этом году — проектное предложение «Инновационный этнокультурный центр в п. Кировский Камызякского района Астраханской области», II этап конкурса будет проходить в п. Кировском Камызякского района Астраханской области.

12 Июль 2012 года, четверг

Привести в порядок здания, формирующие облик исторической Астрахани, — такое решение было принято на совещании по вопросам сохранения культурного наследия региона по председательством Губернатора Александра Жилкина. Глава области поручил сформировать программу, в которую, по предварительным данным войдут свыше 700 объектов. Их реставрацию необходимо завершить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть городу и области неповторимую красоту прошлого.

Читайте также  Архитектура в Байройте

11 Ноябрь 2011 года, пятница

УРОООО «Центр поддержки молодёжных инициатив», МОФ «Мир молодёжи», Сообщество инноваторов России «Futurussia» при поддержке Комитета Государственной Думы по делам молодёжи поводят второй Всероссийский конкурс инновационных архитектурных проектов «Архитектурный образ России».

31 Август 2011 года, среда

Уже четвёртый раз Управлением архитектуры и градостроительства регионального министерства строительства и дорожного хозяйства проводится ежегодный конкурс профессионального мастерства архитекторов Астраханской области.

Цель конкурса — развитие творческой инициативы и новаторства, внедрение новейших технологий, способствующих улучшению архитектурного облика города.

Архитектура 16-18 веков в современной Астрахани, ч.1 — Белая архитектура.

В первой части своей статейки я хочу остановиться на 16-17 веках.
Наследие той поры можно назвать «Белой архитектурой», ибо вся она умещается на территории крепости-кремля и соответственно окрашена в кремлевский цвет (белый).
План кремля для большей наглядности:

Датировки некоторых строений спорны — я буду в первую очередь опираться на те, что приводит архитектор Алексей Васильевич Воробьев, руководивший реставрацией кремля в советские годы (в середине 20 в).

Каменный кром строился вместо первых деревянно-земляных укреплений в 1582-1589 гг.(т.е.началось строительство в последние годы жизни Ивана Грозного, а окончено – в правление сына его Федора I Ивановича). Та самая крепость с многочисленными реставрациями и переделками дожила до наших дней.

1.Из 5 башен крепости не разбирались, а лишь укреплялись и подновлялись 3:

а) Артиллерийская:

б) Крымская:

в) Житная:

г) Архиерейская башня была разобрана полностью в 19 веке, в 1843 году отстроена снова с без соответствия первоначальному проекту (значительно уменьшена в размерах).

д) Башня Красные Ворота (главная командная башня) была утрачена примерно в то же время, что и Архиерейская, но воссоздана только в середине 20 века, зато по сохранившимся старым планам.

2.Стены кремля наиболее активному подновлению подверглись в 19 веке, т.к. пришли к тому времени в такую ветхость, что в некоторых местах были даже полностью разрушены. Аутентичны изначально построенным.

3.Артиллерийский двор с зелейными погребами.

4.Комплекс сооружений Троицкого монастыря.

Включает в себя 3 церкви на одном подклете (Троицкую, Введенскую и Сретенскую), а также большие и малые трапезные палаты.
Первый монастырь Астрахани ( в дереве выстроен в 1568 году). В конце 16 века был перестроен в камне. В самом конце 17 века перестроена Троицкая церковь.

В 19 веке был несколько видоизменен некоторыми достройками и переделками. Но в советскую реставрацию они были убраны для придания храмовому комплексу вида, наиболее приближенному к первоначальному.

5.Архиерейский дом с домовой церковью Спаса нерукотворного.

Архитектор Алексей Васильевич Воробьев, руководивший реставрацией кремля в середине прошлого века, пишет, что при натурных исследованиях и изучении документов, домовую церковь с жилыми помещениями можно отнести к концу 16 – началу 17 вв. Архиерейские палаты пристроены с западной стороны в середине 17 – начале 18 вв.
Позднее были надстроены 2 этажа.
Идёт реставрация здания.

Мы с вами все ещё в кремле.

1.Консистория (первоначально — Духовный приказ)

А.В.Воробьев пишет: «Время построения Консистории пока неизвестно. По сохранившимся древним стенам сооружение её можно отнести к началу 17 века».
Пострадала в пожаре 1778 года, была искажена при перестройках.
Совсем недавно здание отреставрировано. Очевидно, более позднюю пристройку убирать не стали, нашли оригинальное решение: 2 эпохи соседствуют вместе в одном здании.

2.Кирилловская часовня. Входит в комплекс Троицкого монастыря.

Игумен Кирилл, первый святитель Астрахани и основатель вышеупомянутого Троицкого монастыря, скончался в 1576 году. На месте его захоронения была установлена деревянная часовня.
В 1677 году на месте деревянной была отстроена каменная часовня. Правда, до нас она дошла обличенной в стиль классицизма (всё в том же 19-ом веке). Но за портиком из 4-колонн прячется перспективный портал 17 века.

Белый город — как памятник градостроительства рубежа 16-17 веков.

А вот теперь выйдем за пределы крепости. Но недалеко, в Белый город, который начинается сразу у восточной стены кремля.
На нижеследующей гугл-карте район Белого города обведен малиновым цветом:

В.П. Никитин в своей книге «Астрахань и её окрестности» пишет: «. Удивительно другое. В результате исследований выяснилось, что планировка Белого города, формировавшаяся на рубеже 16-17 веков, дошла до нас практически полностью. Насколько живучими оказались целесообразные уличные связи старого города!»

И это, действительно, удивительно в свете тех грандиозных градостроительных перемен, что происходили в России уже в 18 веке, а также и в более близкие к нам времена.

Кстати, обратили внимание? И памятник градостроительства 16-17 веков в Астрахани тоже белый (Белый город)!

Так что, архитектурные века 16-й и 17-й — у нас все в белом!

Культурное наследие Астрахани на примере доходного дома Плотникова

Что происходит с этим удивительным памятником архитектуры сейчас и что мы знаем о его истории.

Доходный дом Плотникова находится в Астрахани на пересечении улиц Фиолетова (ранее Скаржинская) и Свердлова (ранее Большая Демидовская). Наверняка многие помнят это удивительное здание, расположенное около памятника осетру недалеко от набережной Волги. Его бывший владелец, Николай Иванович Плотников – еще более известный потомственный почетный гражданин, имевший семь домовладений, занимавший пост городского головы (1869 г.), заявивший городской думе в 1877 г. о желании построить в городе каменный зимний театр (ныне драмтеатр) и осуществивший это в 1883 г.

Проходя мимо доходного дома Плотникова сейчас, можно увидеть, что на этом памятнике архитектуры с его южной и юго-западной сторон фасада введутся ремонтные работы. Помимо стен, работы коснулись и старинных балконов — с одного из них, расположенного на втором этаже, уже сняли красивые литые ограждения. Будем надеяться, это временное явление, и они вернутся в скором времени на свое законное место, как того и требует паспорт объекта культурного наследия.

Надо сказать, что он неотрывная часть целого квартала, который практически весь и принадлежал на рубеже 19 — 20 веков семье Плотниковых. «Два квартала торговых рядов были ими выкуплены. Здесь ранее находились Агарянские (Щепные), Мучные ряды, а также Провиантские склады. Район, где всё это расположено, называется Коса. В давние времена намыла Волга к астраханскому берегу песчаную косу. Коса эта с каждым годом становилась больше и больше, и в конце концов стала настолько огромной, что ее начали застраивать торговые люди. Здесь были пристани, торговые ряды и торговые дома, дома местных купцов и их доходные дома, банки, гостиницы. В общем, жизнь на Косе бурлила», — пишет в «Живом Журнале» пользователь shella_la.

В 1907 г. архитектор К. К. Домонтович предложил акварельный эскиз фасада каменного двухэтажного дома с трехэтажной частью в стиле модерн. Угол здания, выходящий на улицы Свердлова и Фиолетова, усечен. Окна, проемы и аттики на фасаде имеют различные криволинейные очертания. Ограждения балконов фасада украшены чугунным литьем.

Как отмечает журналист и историк искусства Катерина Кулиничева, по ее ощущениям, архитектор, стремясь показать все возможности стиля, немножко ошибся с пропорциями и масштабом — всем этим роскошным по форме окнам тесновато на фасадах небольшого трехэтажного дома, но в этом есть свое очарование. «Окна действительно огромные и разных конфигураций. На первом этаже попроще. Здесь, видимо, во времена Плотниковых был магазин или ресторан. На втором и третьем этаже — апартаменты, сдаваемые в наём. И на этих этажах окна четырех видов. Угловая часть здания украшена балконами с кованными решётками. Весь дом облицован: на верхних этажах серый облицовочный кирпич, на первом — каменным рустом», — продолжает описывать свои наблюдения блогер shella_la.

Читайте также  Архитектура в Беларуси

Редакция краеведческо-новостного портала «Астраханский листок» решила немного углубиться в сохранившиеся документы по этому объекту культурного наследия и вот что выяснила. На фотоснимке сталинских лет, сохранившемся в астраханском музее-заповеднике, значится: «Номера «1914 год» (ныне общежитие грузчиков НВРП) угол ул. Урицкого и ул. Свердлова, 1919 г. общежитие военморов ВК.В. Флотилии». То есть, в советские времена дом отдали жилому фонду. В 1970-х — 1980-х годах на первом этаже располагался Клуб речников, а с середины 1990-х годов помещение пустовало. Не так давно здесь со стороны ул. Фиолетова открылся ресторан «Белуга», но верхние этажи дома до последнего времени оставались жилыми. Со стороны улиц Свердлова и Ульяновых в примыкающем к основному трехэтажному зданию корпусе расположился институт «Платформа» (бывший институт повышения квалификации учителей) — до революции там были торговые лавки (так называемые «мучные ряды» с середины 19 века).

Еще «Таблица домов и улиц города Астрахани» 1884 г. сообщает нам, что на левой стороне улицы Большая Демидовская под номерами 3 и 5 находились каменные корпуса Плотникова. Но формирование владений Плотниковых в началось этом месте еще раньше. Так, согласно паспорта исследуемого нами объекта культурного наследия, в 1850 г. Н.И. Плотников приобрел в этом квартале по «владенному» указу «каменный одноэтажный корпус из 25 торговых лавок и другие строения» на дворовом месте, расположенном на пересечении улиц Большая Демидовская/Скаржинская/Казачья/Набережная р. Кутум.

В северно-западной части комплекса (со стороны ул. Фиолетова), где сейчас находятся кальянные и ресторан «Белуга», до революции на первом этаже располагались торговые лавки (второй и третий этаж красного кирпича на фотографии слева были надстроены в советское время; фото кликабельны) с гостиницей «Северные номера». Также Плотников имел несколько провиантский складов, примыкавших к Агарянскому (Щепному) торговому ряду, где имел пять лавок по продаже мануфактуры и агарянского товара — они сохранились и по сей день напротив института «Платформа».

Астраханцам предлагают запечатлеть дома, пережившие эпохи

Вьюнцы и Рыба-стерлядь: в Краеведческом музее покажут, как делались пряники

По следам трамвая: Музей истории города напомнит об астраханском транспорте

Алло, мы ищем таланты! Творческие конкурсы для астраханцев

Пушкинский день астраханцы проведут в режиме онлайн

Было-стало: что находилось ранее в известных зданиях?

Часть 1

Над созданием машины времени бьется не одно поколение лучших умов нашей планеты – и все безрезультатно. Но своего рода путешествие в прошлое можно устроить уже сейчас – астраханцам в этом смысле повезло: достаточно лишь прогуляться по историческому центру Астрахани и вспомнить, что находилось здесь прежде.

Библиотека имени Н.К. Крупской

На улице Эспланадной, прямо напротив ЦУМа, стоит огромное здание главной библиотеки региона. Оно будто состоит из двух частей: старинной восточной и более современной, официальной. Публичная библиотека в Астрахани была открыта еще в 1838 году, но только в 1928 году библиотека обрела свой нынешний адрес, переместившись в бывшее здание Русского (Восточного) банка для внешней торговли (мы видим его на фотографии слева).

Эта деловая постройка, стилизованная под мусульманскую архитектуру, была создана в начале 20-го века по проекту петербургского архитектора и инженера Балинского — автора первых проектов метрополитена в Санкт-Петербурге и Москве. Кстати, здание включено в «Свод памятников истории и культуры Астрахани и Астраханской области» как исторически ценный архитектурный объект. Ну а в 1987 библиотека получила новое просторное помещение, пристроенное к прежнему, отреставрированному с учетом архивных данных.

Элементы восточного стиля и сейчас удивляют проходящих мимо горожан: мозаика на фасаде, узоры, изящные дверные и оконные проемы… Яркий привет из Астраханского прошлого.

Дворец бракосочетаний

В этом воздушном здании на Набережной первоначально располагалось Астраханское биржевое ведомство. В 1906-1910 годах его построил архитектор Вальдовский-Варганек. Прежде здесь стояла деревянная постройка, но к началу 20-го века было решено построить более современное здание для биржевого комитета и биржи, служившее для заключения торговых сделок.

Сложная архитектура в стиле модерн, богато украшенный фасад с эллипсовидным витражным окном и выгодное расположение, заметное с разных точек Астрахани, делает это сооружение одним из главных украшений нашего города. И, конечно, оно примечательно тем, что самые счастливые браки заключаются не на небесах, а именно здесь.

Театр кукол

Сейчас этот дом наполнен шумом и детским смехом. А предшественником Театра кукол стали Доходные дома Н.П. Григорьева, в которых размещалось отделение Русско-Азиатского банка.

Купец первой гильдии в 1889 году выкупил дом купца Михаила Башкина, существовавший здесь до 1845 года, перестроил его и сделал пристрой. Авторами проекта были архитектор Коржинский (либо, предположительно, Домонтович). В здании находились — говоря современным языком — офисы и магазины: отделение Северного банка, чайный магазин Высоцкого, страховое общество «Российское», транспортные конторы. В 1908-1910 годах особняк перестраивался по проекту Вальдовского-Варганека и приобрел, наконец, свой современный вид. До революции здесь находился Русско-Азиатский банк, после — множество разных организаций, например, технологический техникум (с 1932 по 1965 годы). В 1991 году особняк реконструировали по проекту Долгополова и Тихонова и здесь, наконец, обосновался Астраханский кукольный театр.

Краеведческий музей

Астраханский краеведческий музей прекрасен как изнутри, так и снаружи. Мы уже много писали о богатстве его коллекций. Но само здание, где сейчас одновременно располагается Администрация Астраханской области и музей, заслуживает отдельного подробного материала. Прежде оно называлось Зданием городских учреждений. Огромная величественная постройка признана одним из крупнейших зданий, построенных до 1917 года, и не претерпевшее почти никаких утрат. Строительство заняло довольно много времени: в 1901-1904 годах были построены два этажа, но из-за начала русско-японской войны работы приостановили. Процесс возобновился в 1909 году – и в 1912 году здание обрело свой нынешний вид.

Здесь находились Общественная и Репинская библиотека; Кабинет Городского Головы; Канцелярия города, Управы и Думы; Комната присутствия Управы; Зал Думских заседаний и комната дел гласных; Сиротский Суд; Народные аудитории; Музей имени императора Петра I; Общество взаимного страхования; Городской Банк. После Октябрьской революции здание занял Астраханский городской совет.

Фасад здания выполнен в русском или «ложнорусском» стиле, копирующем декоративные мотивы русской архитектуры 17 века.

Консерватория

А вот Астраханская консерватория, открытая в нашем городе в начале 1969 года, размещается сегодня в здании Мариинской женской гимназии. Это изящное здание, стоящее на ул. Советской, 23 (бывшей Московской), напротив Драмтеатра, строилось в 1905 по 1910 годы. Авторами проекта стали архитекторы Вальдовский-Варганек и Домонтович. Стиль постройки — псевдобарокко, она включена в список объектов культурного наследия федерального значения. За более чем 100 лет внешний вид здания практически не изменился.