Архитектура в Арзамасе

Архитектура в Арзамасе

официальный портал органов местного
самоуправления города

Тел. 8(83147) 7-76-40, 9-78-71-факс.

607220, г. Арзамас, ул.Станционная, д.28А

  • О комитете
  • Документы
  • Деятельность
  • Клиентам
  • Контакты
  • Написать

Комитет по архитектуре и градостроительству г.Арзамаса создан в процессе преобразования Департамента архитектуры, реставрации и градостроительства администрации города на основании постановления мэра г.Арзамаса от 18.04. 2002г. № 926-р.

Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Арзамаса (далее — Комитет) является структурным подразделением Администрации города Арзамаса, осуществляющим градостроительную деятельность в пределах своих полномочий и находится в непосредственном подчинении главы администрации города Арзамаса.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, Уставом города Арзамаса Нижегородской области и другими правовыми актами органов местного самоуправления.

В структуру Комитета входят два отдела: отдел градостроительного кадастра и подготовки предпроектной документации и отдел главного художника.

Основными задачами Комитета являются:

— реализация единой политики в области градостроительства, строительства и архитектуры на территории города Арзамаса по вопросам местного значения;

— создание благоприятной эстетической среды, формирующей имидж города, обеспечение гармоничного развития территории с учетом норм охраны окружающей среды и иных установленных норм и правил;

— обеспечение использования территории города Арзамаса в соответствии с Генеральным планом развития города и Правилами землепользования и застройки городского округа город Арзамас;

— обеспечение в установленном порядке подготовки документации по планировке территории, определение местных нормативов градостроительного проектирования города Арзамаса;

— совершенствование процессов регулирования и комплексного подхода к решению вопросов землепользования и застройки на территории города Арзамаса.

В соответствии с возложенными задачами Комитет осуществляет следующие основные функции:

1. Участие в реализации Генерального плана развития города, в том числе организация работы по внесению изменений в Генеральный план развития города.

2. Участие в реализации Правил землепользования и застройки городского округа город Арзамас, в том числе по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Арзамаса.

3. Участие в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, в процессе подготовки и утверждения документов территориального планирования, подготовке предложений по внесению в них изменений.

4. Разработка местных проектов нормативных правовых актов в области градостроительства.

5. Определение стратегии развития города, функциональности зонирования и ценности территорий города.

6. Ведение городского банка данных по градостроительной документации.

7. Осуществление в соответствии с законодательством информирования граждан и юридических лиц о градостроительной деятельности на территории города Арзамаса.

8. Представительство и защита интересов администрации города Арзамаса в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и у мировых судей по вопросам градостроительства.

9. Подготовка вариантов (предложений) выбора земельного участка для строительства объектов капитального строительства.

10. Выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным Законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке.

11. Подготовка вариантов (предложений) по размещению объектов мелкорозничной торговли, металлических гаражей, средств по наружной рекламе.

12. Присвоение почтовых адресов объектам капитального строительства и ведение адресной схемы города.

13. Осуществление единой политики в сфере инженерно-строительных изысканий, координации работ по топографо-геодезическому обеспечению территории.

14. Формирование и ведение фондов плано-картографического материала, инженерных изысканий для строительства на территории города и градостроительной документации для города Арзамаса.

15. Участие в разработке и реализации градостроительных разделов целевых программ и программ социально-экономического развития территории города.

16. Согласование в установленном порядке проектной документации в отношении объектов жилищного, производственного, коммунального назначения, инженерной и транспортной инфраструктур в целях подготовки разрешений на строительство.

17. Согласование землеустроительной документации в отношении городских территорий, участие в проведении работ по инвентаризации городских земель.

18. Участие в комиссии по муниципальному земельному контролю за использованием земель в соответствии с разрешенным использованием земельного участка на территории города.

19. Формирование архитектурного облика застройки, в том числе согласование фасадов и генпланов проектируемых объектов.

20. Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с федеральным законом «О рекламе».

21. Организация разработки необходимой документации и осуществление мер в области градостроительства при взаимодействии с уполномоченными органами по сохранению и надлежащему обустройству исторических зон и памятников на территории города.

22. Организация подготовки проектов постановлений и распоряжений администрации города Арзамаса по вопросам: присвоению почтовых адресов, а также проектов разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

23. Рассмотрение предложений, заявлений, жалоб и иных обращений граждан и юридических лиц в пределах своей компетенции.

24. Ведение информационной системы градостроительной деятельности.

Приложения: в электронном виде

Нормативные документы

1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004г. № 190-ФЗ;

2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ;

3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002г. № 73-ФЗ;

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» от 19.11.2014г. №1221;

5. Постановление Правительства РФ «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» от 30.04.2014г. №403;

6. Закон Нижегородской области от 23.12.2014 №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области»;

7. Правила землепользования и застройки городского округа город Арзамас;

8. Генеральный план города Арзамас;

9. Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа города Арзамас Нижегородской области;

10. Правила благоустройства городского округа город Арзамас Нижегородской области;

11. Положение о присвоении адресов объектам недвижимости в городе Арзамасе.

Информирование о предоставлении муниципальных услуг осуществляется:

  1. Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города Арзамаса

Адрес: 607220, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Станционная, д.28-А.

График (режим) работы Комитета:

Понедельник-среда: 8.00 – 17.00;

Четверг, пятница – не приемные дни, работа с документами;

Перерыв: 12.00 – 13.00;

Суббота — воскресенье выходные дни.

Номера телефонов Комитета: 8(83147) 7-76-39, 7-76-40, 9-78-71-факс.

Адрес электронной почты: e-mail: kaig-arz@mail.ru.

МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению города Арзамаса» (МФЦ).

Адрес: г.Арзамас, ул.Кирова, д.27-А.

График (режим) работы:

Понедельник-вторник с 9.00-18.00 без перерыва на обед;

Среда с 11.00-20.00 без перерыва на обед;

Четверг-пятница с 9.00-18.00 без перерыва на обед;

Суббота с 9.00-13.00;

Воскресенье – выходной день.

Справочные телефоны: (83147) 9-53-60, 9-53-61.

boris_mavlyutov

Борис Мавлютов

Арзамас. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности.

Город Арзамас, находящийся в Нижегородской области, знал в своей истории и лучшие времена. В 18-19 веках через него прошли торговые пути, заработала промышленность, и, как следствие, оживилось строительство. Аркадий Гайдар, уже в 20 веке, описывал его тихим городком, заросшим садами. И, наконец, в наше время Александр Розенбаум посвятил Арзамасу целую строку в своей песне «. меня извозчиком отправил в Арзамас.» И, хотя не известно точно, что Александр Яковлевич отличает Арзамас, к примеру, от Армавира, у широкой аудитории появилась надежда, что город жив, а возможно, и развивается, и хорошеет.
У арзамасского жд вокзала стоит на постаменте паровоз. Табличка на котором извещает, что изготовлен он в Венгрии. Сразу вспоминается недавнее прошлое, когда локомотивы из СССР везли в Венгрию, а оттуда к нам. Это называлось «Социалистическая кооперация в действии» (В конце лозунга , от избытка счастья могли поставить и восклицательный знак).

Наверное, со времени описания его Гайдаром, старый Арзамас изменился не сильно.

В этой части города царит неторопливость и тишина.

По улице можно пройтись шеренгой.

Или покататься на велосипеде.

А некоторые строения кажутся игрушечными.

В городе многое связано с именем писателя Аркадия Гайдара.

Музей его располагается в доме, где он жил.

Сам Аркаша Голиков (Гайдар — это псевдоним), стоящий неподалёку, готовится достать из штанов и предъявить врагам революции и прочей контре достаточно веский аргумент. (Это же повторит через много лет его внук Егор. Но уже по отношению к большей части населения страны).

Есть в городе памятник ещё одному земляку — танкисту Новикову. Надпись на памятнике лаконична. Создатели его слишком буквально восприняли выражение, что память о героях живёт вечно. А потому поясняющую доску разместили где-то в стороне, на стене здания. Я ради интереса спрашивал у прохожих, кто это? Не ответил ни один. Если бы пояснение было на памятнике, то дело бы обстояло иначе.

Арзамас расположен в лесном краю. Возможно, при строительстве новых микрорайонов часть деревьев была оставлена. Новостройки вкраплены островками в старый город.

Читайте также  Архитектура в Англии

Самые поздние здания вполне современны.

Кое-что строится и сейчас.

Арзамас до революции славился большим количеством церквей. Они и сейчас встречаются очень часто.

Город расположен на холмах. С самой высокой части открывается замечательный вид на округу. Вдали виден большой и красивый храм.

А это он вблизи (к нему нужно ехать на городском автобусе). Удивительно, но рядом нет больших жилых массивов. А он огромен.

С этого въезда Арзамас предстаёт во всей красе. (И слово краса в данном случае вполне уместно).

Трудно сказать, где ещё в России есть такие панорамы.

Чувствуется, что высокая часть города пользуется спросом у застройщиков. На освещаемом вечерним солнцем склоне построены самые последние дома.

Здесь же православная школа.

Строения предыдущей эпохи, конечно, скромней .

Но следы былой красоты не поглотило даже время. Пока.

А здание местной администрации держится молодцом, несмотря на возраст.

В Арзамасе жил в ссылке ещё один борец за правое дело — буревестник Максим Горький. Материалы, накопленные здесь, он использовал потом для написания своих обличительных рассказов.

Нынешним арзамасцам учиться в жизненных университетах вместо обычных или читать при лучине не нужно. К их услугам вполне приличные учебные заведения.

Удивился, узнав, что Арзамас только стремится попасть в число городов «Золотого кольца». На самом же деле он просто создан для посещения туристами. Достопримечательностей много и расположены они компактно.
Конечно, самое интересное здесь — городские храмы.

Вид на центр города.

Самое известное здание города — Воскресенский собор. Он построен в честь победы в войне 1812 года.

Филиал Нижегородского художественного музея.

Два неплохо сохранившихся старинных здания.

Но глядя вокруг понимаешь справедливость увиденного высказывания.

Видно, что не хватает денег на приведение в порядок Арзамаса. Город, из которого можно конфетку сделать, взывает о ремонтно-строительной помощи. Понятно, что «глубинка», «провинция» всегда шла у руководства страны последним пунктом. Понятно, что не все старые и новые друзья ещё гази- и всяко-разнофицированы, вооружены и подтянуты до приемлемого жизненного уровня. Понятно, что есть и много других уважительных причин, по которым деньги нужно отдать в другое место. Но будут ли до бесконечности ждать наши городки? И люди, которые в них живут?
Грустно смотреть на облупленные дома, которые после приведения в порядок фасадов, могли бы украсить город.

А эта улица, вообще, архитектурный шедевр.

Глядя на такое отношение, Владимир Ильич отвернулся. «За что боролись? Разве таким я рисовал народу светлое будущее?»

Александр Сергеевич Пушкин, входивший в общество «Арзамас», тоже, кстати, собиравшееся строить новую Россию, спокоен. «Россия вспрянет ото сна. «

В городе большая аллея героев-земляков.

Под водонапорной башней городская доска почёта. А на ней герб Арзамаса.

И замечательный памятник ребятам, погибшим в военных конфликтах.

Найдётся ли в России политик, который своей рукой сможет написать отсутствующую дату?

Памятники истории и архитектуры

Немного сохранилось до наших дней памятников истории и архитектуры от седой старины Арзамаса. В 1726 году сгорели деревянная крепость, десятки домов. Еще через 100 лет пожар уничтожил в нижней части города 120 домов и большинство кожевенных заводиков.

И все же, несмотря на это, Арзамас и ныне выглядит как город-музей. Он хорошо сохранил старую планировку и застройку, сложившуюся в XVIII веке, отдельные дворянские и купеческие особняки, целые ансамбли, дома городского мещанства. Каждый из них — дань времени и вкусам заказчика: дома каменные и деревянные, украшенные колоннами, полуналичниками, пилястрами и кружевной резьбой по камню и дереву. Все они построены местными мастерами, в том числе и крепостными. Многие из них являются памятниками общесоюзного, другие — местного значения и охраняются государством.

В книге «Исторические сведения о городе Арзамасе» Николая Щеголькова и справочнике «Музеи и архитектурные памятники Горьковской области» названы наиболее примечательные памятники истории и архитектуры Арзамаса. Чтобы познакомиться с ними, мы и предлагаем пройти пешком по центральным улицам старого города.

Начнем с площади В.И. Ленина. В прошлом она называлась Базарной.

Центральная площадь города. Мысленно перенесемся в прошлое. За деревянной крепостной стеной, которая венчала холм, находились дом воеводы, приказная изба, Никольский женский монастырь, домишки служилых людей разного чина и званий, деревянный собор. От площади веером разбегались городские улочки, застроенные обывательскими домами.

На этой площади дьяки и подьячие выкрикивали царские указы, творили суд и расправу, взыскивали налоги и недоимки. В приказной избе толкались челобитчики, скрипели гусиные перья писцов.

Шли годы. Изменился облик площади. Исчезли деревянные домики, следом за ними приказная изба, деревянный собор. Грязь упрятали под булыжные мостовые. Наступил период «золотого века» Арзамаса, начало развиваться каменное зодчество.

Большинство зданий, расположенных на площади, построено в XVIII и первой половине XIX века. Тогдашние зодчие соорудили здесь довольно крупные каменные и деревянные здания и ансамбли.

Подойдем к так называемым домам-близнецам. Это образец архитектуры уездного классицизма. Построены в 1790—1796 годах. Интересно, что у каждого из них каменными являются только фасадные стены, боковые же — деревянные, обшиты досками, карнизы также деревянные. Арзамасские зодчие умели гармонично сочетать дерево и камень и даже деревянным постройкам придавали монументальность каменных палат.

Основание зданий (цоколь) изрезано рустом. Это создает впечатление прочных камней, положенных в основание здания. Верхняя часть цоколя имеет еще добавочные украшения — лепные арочные замки. Фасады особняков украшены пилястрами-полуколоннами. Окна между пилястрами с лепными выступами. Значительная часть стен гладкая, что придает домам некоторую монументальность. В верхних этажах расположены ныне квартиры, а внизу магазин и кухня ресторана «Колос».

От домов Будылина отправимся к еще одному уникальному зданию — магистрату (площадь Ленина, 3). Построено оно в 1740—1750 годах. С южной стороны была встроена церковь, в которой приводили к присяге чиновников суда и обвиняемых.

Здание магистрата—выборного органа городского управления — каменное, со сводами в обоих этажах. У него скромный фасад и украшения, но абсида (выступ) богато украшена архитектурными деталями. В дореволюционное время здесь размещался городской магистрат, а сейчас — центральная городская сберегательная касса и магазины.

По соседству со зданием магистрата возвышается Воскресенский собор — уникальный памятник архитектуры, охраняемый государством.

Поставленное на верху холма, над рекой Тешей, здание собора возвышается над старой частью города. Оно видно за многие километры подъезжающим со всех сторон к городу. Прежде всего открываются взору большой купол, окруженный четырьмя маленькими, высокие фронтоны и восьмиколонные портики древнеиониче-ского ордена. Единый ансамбль с собором представляет стоящая рядом теплая церковь, построенная в 1794 году.

Александр Васильевич Ступин в рапорте от 12 августа 1814 года сообщал в Академию художеств: «В минувшем же июне, по его же г. Коринфского, Академиею сей одобренному прожекту, заложена в здешнем городе крестообразная и как по пространству, так и по вкусу своему, по здешнему месту, редкая соборная церковь в длину и ширину 30 саженях, вышиной в 20 с украшением 48-ми колонн, сверх сего художник сей к славе Академии занимается и прочими зданиями к удовольствию публики».

Воскресенский собор строился с 1814 по 1842 год. На его постройку пошло около 5,5 миллиона кирпичей (для чего около Тихвинского кладбища были построены кирпичные заводы), до 1000 кубометров камня, до 10 тысяч пудов железа. На возведении этого величественного здания трудились сотни различных мастеров, руками которых вырезались затейливые узоры иконостасов, осуществлялась лепка архитектурных форм и богатая роспись стен. История оставила нам имена многих строителей и художников.

Исполнителями замечательной стенной живописи на сводах собора были ученики А.В. Ступина — Осип Семенович Серебряков и его сын Александр. Росписи внутри храма были начаты в мае 1834 года и закончены в июне 1837 года. В это же время росписью стен занимался и другой живописец — Егор Федоров. Работал здесь и один из первых учеников А.В. Ступина Иван Алексеевич Лебедев (им написано самое большое количество икон). Непосредственное участие в росписи наружных стен собора принимал А.В. Ступин (ему было тогда 62 года).

В одной из внутренних стен собора вмонтирована большая мраморная доска с надписью, свидетельствующей, что храм воздвигнут «усердием всех жителей г. Арзамаса» в благодарность за избавление России «и града сего» от нашествия французов в 1812 году.

Поднимемся на ступени западного портика собора. Отсюда хорошо видно село Выездное, а левее — так называемые Ивановские бугры, место казни участников разинского восстания. Улицы Арзамаса, расположенные в этом районе, носят имена Болотникова, Разина, Пугачева. Примечательны Ивановские бугры и тем, что в бурные 1905 — 1907 годы в роще собирались революционно настроенные горожане на конспиративные собрания и маевки. В июле 1906 года здесь состоялся нелегальный съезд крестьянских революционных комитетов Арзамасского уезда.

Читайте также  Архитектура в острове Сицилии

Теперь можно пройти на Кооперативную улицу, торговый центр Арзамаса. Торговые, или Красные, ряды начали застраиваться в первой половине XVIII века и вытянулись в сплошную линию, без каких-либо интервалов между домами. Тут располагались различные магазины и лавки, а в подвалах — складские помещения. П.И. Мельников (Андрей Печерский), побывав в 1839 году в Арзамасе, писал, что в городе в то время было 161 торговая лавка и 305 купеческих домов.

Фасады всех домов, выходивших на улицу Кооперативную, неоднократно переделывались. Сохранились в прежнем виде только фасады, выходящие во двор.

Теперь в этих зданиях располагаются различные магазины, школа рабочей молодежи, техническое училище, учреждения, квартиры.

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века в г. Арзамасе на примере городских усадеб купца М. Д. Шкарина, Ф. И. Ханыкова, дворянина С. В. Панютина

Рубрика: 8. Охрана памятников истории и культуры

Дата публикации: 05.06.2018

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Телецкая, В. А. Разнообразие архитектуры первой половины XIX века в г. Арзамасе на примере городских усадеб купца М. Д. Шкарина, Ф. И. Ханыкова, дворянина С. В. Панютина / В. А. Телецкая. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14332/ (дата обращения: 24.06.2020).

Город Арзамас в Нижегородской области — настоящий образец провинциального города с уникальной гражданской застройкой первой половины XIX столетия. Разнообразие архитектурных форм обусловлено поиском провинциальных мастеров дабы ответить запросам местного купечества и дворянства. Многие имена архитекторов остаются доподлинно неизвестными.

Городские усадьбы привлекают внимание необычными решениями, в попытках архитекторов вписать особняки в общую разноликую панораму города. Основным материалом для постройки зданий оставалось преимущественно дерево, но впоследствии и эта тенденция к середине XIX века пойдет на спад в г. Арзамасе.

Ключевые слова: усадьба, Арзамас, Нижегородская область, провинциальная архитектура.

Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.

Николай Васильевич Гоголь

Если рассматривать архитектуру города Арзамаса найдется достаточное количество сооружений, привлекающих внимание как любителя архитектуры, так и специалиста. Все дело в том, что к середине XVIII века к городу сходилось десять трактов. Развитие ремесел и торговли привело к появлению богатого купечества всех гильдий, которые имели дома и лавки не только в родном Арзамасе, но и в других городах нашей страны. В результате, облик города менялся достаточно быстрыми темпами. Купечество строили для себя храмы, соревнуясь в их украшении, делало огромные вклады на нужды церкви и на приобретение церковной утвари, но самым важным этапом стало строительство городских усадеб. В XIX веке в Арзамасе насчитывалось более 30 храмов и 4 монастыря. Благодаря такому обилию церквей и тесным связям города с Москвой, родилось сравнение: «Арзамас-городок — Москвы уголок», а усадеб в черте города было бесчисленное количество. Из построек первой трети XIX века выделяется дом купца М. Д. Шкарина, расположен в подгорной части исторического центра. Заказчиком усадьбы и первым владельцем стал арзамасский купец Михаил Дмитриевич Шкарин, родился он предположительно в 1790-е годы и был включен в список купцов 3-й гильдии в 1825–1828 годы. Позднее, дом будет состоять из восьми комнат и двух палаток с «витушечным заведением»[1] и надворными постройками, но к этому моменту домом владел сын первого хозяина Павел Михайлович Шкарин- занимал должность товарища директора арзамасского общественного банка «Подсосова и Заяшникова», открывшегося в 1863 году. Спустя время, Шкарин сам станет директором банка. В 1916 году дом был куплен купцом А. А. Жевакиным,а в 1918 здание было национализировано. С 1920 года здесь располагались квартиры служащих отделения Московско-Казанской железной дороги. До настоящего времени используется как жилое многоквартирное здание. Уникальный образец купеческого особняка эпохи позднего классицизма с непростой историей строительства и неоконченными в отделке фасадами. Достаточно крупная постройка, неоштукатуренная, из красного кирпича, представляющая из себя дом с мезонином. Имеет трудный план здания, основная особенность — это острый угол здания, образованный двумя красными линиями квартала, в котором дом занимает угловое положение. Главный фасад здания в девять световых осей симметричен. Центральная часть фасада в пять световых осей, включая мезонин — имеет три этажа, боковые крылья — два этажа. Первый этаж центральной части выполнен в форме ризалита с пятью высокими арками. Арочные перемычки украшены веерным замком, центральный блок которого выполнен из белого камня. На ризалит первого этажа поставлены шесть круглых трехчетвертных колонн, украшающих простенки второго и третьего этажа.

Рис. 1. Дом купца М.Д Шкарина в г. Арзамасе

Кирпичные фусты колонн без выраженного энтазиса. На колонны опирается кирпичный антаблемент. Обломы архитрава и карниза выложены из точеного кирпича. Боковые левые и правые крылья имеют по две световых оси. Планировка здания несет в себе черты сложной истории перестроек данного здания. Особенно пристройка из белого силикатного кирпича, выполненная в 1969 году.

Рис. 2. Дом купца М. Д. Шкарина

Следующей постройкой, привлекающей внимание можно выделить усадьбу Ф. И. Ханыкова. Находится она в северной части исторического города. Каких-либо архивных материалов по строительству дома на данный момент не обнаружено. Скорее всего, по стилистическим признакам развития архитектуры в городе Арзамасе здание может быть датировано второй четвертью XIX века. К середине XIX века дом принадлежал Федору Ираклиевичу Ханыкову. При нем с уже существующим домом имелся одноэтажный деревянный флигель, до нашего времени не дошел. Особняк еще менял владельцев, среди них был И. Ф. Соловьев, но недолго, так как в здании расположилась женская гимназия, а с 1918 года советская образцовая школа. С 1925 года дом стал использоваться как жилое здание. Усадьба Ханыковых — яркий образец эпохи позднего классицизма с весьма интересной объемно-пространственной композицией. Здание имеет один этаж, деревянное рубленное и обшитое тесом на высоком фундаменте, которое может быть отнесено к типу «Дом с мезонином».

Рис. 3. Дом Ф. И. Ханыкова 1838 г

Композиция здания симметричная. Угол здания скруглен и акцентирован высоким четырехколонным портиком. В его нижней части находится крыльцо главного входа в здание, а выше на уровне второго этажа — балкон с мезонином. Мезонин крыт на два ската. Обрез кровли мезонина формирует треугольный контур полуфронтона портика. Главным элементом здания является центральный двухэтажный объем, выделенный четырехколонным портиком. Высокие деревянные круглые колонны с энтазисом в два этажа придают особую монументальность зданию. Базы колонн отсутствуют, а гладкие фусты начинаются прямо от земли и обшиты тесом.

На крыльцо здания ведет подъем одномаршевой лестницы, а само крыльцо огорожено подобием балюстрады. Выполнено ограждение из досок, вырезанных в форме балясин, тоже самое мы видим на втором этаже. Вероятнее всего, балясины из досок были выполнены в советское время и заменили подлинные точеные балясины.

В центре арочной ниши расположилось чердачное окно с арочной лучковой перемычкой. Фасадная стена разделена на три равные части проемами окон.

Рис. 4. Фрагмент фасада усадьбы Ханыковых.

Недалеко от дома Ханыковых в восточной части исторического города находится главный дом усадьбы дворян Панютиных. Сохранившееся до наших дней сооружение является некогда главным усадебным домом семьи дворянского происхождения. Деревянный дом на каменном фундаменте был окружен фруктовым садом. Во дворе находилась людская, где жила прислуга, а также бревенчатые здания для хозяйственных целей: кухня, баня, конюшня, ледник. Первым владельцем был Сергей Федорович Панютин — был представителем старинного дворянского рода. Наибольшую известность в России приобрел его сын — Федор Сергеевич Панютин, военачальник и политический деятель, участник Отечественной войны 1812 года. С 1830–1842 гг. усадьба принадлежала его вдове Надежде Федоровне Панютиной. Во второй половине XIX века хозяева поменяются, ими станет семья Хотяинцевых. Усадьба в стиле ампир, деревянная — один из блестящих образцов особняков г. Арзамаса. Прямоугольный в плане дом, на каменном фундаменте, одноэтажный с мезонином. Центральная часть имеет три световых оси, с мезонином и двухскатной крышей, боковые крылья имеют по два окна. На главном фасаде расположено четыре колонны тосканского ордера, поставленные на раскреповку кирпичного фундамента. Гладкий фриз антаблемента украшен фигурными килевидными «триглифами». Над антаблементом находится треугольный фронтон. Крупные прямоугольные проемы окон первого этажа украшены наличниками, вероятно, позднего происхождения. Деталировка и форма характерна для периода эклектики конца XIX века.

Читайте также  Архитектура в Ираклионе

Уникальность и неизученность архитектуры г. Арзамаса в Нижегородской области достойна внимания исследователей, но основная проблема заключается в отсутствии архивных материалов, обмеров зданий и имен архитекторов.

Рис. 5. Усадьба дворян Панютиных. 1822–1823гг.

  1. Агафонов С. Архитектурные памятники районов Горьковской области / C. Агафонов, В. Чащин // Музеи и архитектурные памятники Горьковской области / сост. А. Иорданский.- Горький,1968.
  2. Булыгин В. Истории «глухой улицы» / В. Булыгин // Арзамасские новости — 2005, 12 февраля.
  3. Казнина Т. В. Дом на набережной: Арзамасская сторона: Альманах / Т. В. Казнина — Арзамас; АГПИ,2009
  4. Очерки истории Арзамаса /под науч. ред. Б. П. Голованов.- Горький: Волго-Вят. кн. изд-во,1981–141 с.
[1] Витейный, витошный, витушечный, относящ. к предметам, на которые слово указывает. Витейщик м. работающий витейки, или вьющий что-либо. Витушник м. -ница ж. торгующий витушками, калачами. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. Т.3: П : словарь . М.: Русский язык, 1980

Арзамас: история, достопримечательности и фото

Продолжу рассказ о нашем майском путешествии по маршруту Нижний Новгород — Дивеево — Муром. После Нижнего Новгорода у нас было запланировано посещение Дивеево, а вечером мы должны были быть уже в Муроме. По дороге в Дивеево мы заехали ненадолго в Арзамас, который оказался неожиданно интересным городом. Жалко только, что у нас была не так много времени на его осмотр. Фактически, мы посмотрели только одну его часть — Соборную площадь и прилегающие к ней кварталы.

Вид на Арзамас с колокольни церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник»

История Арзамаса

Арзамас находится в 112 км от Нижнего Новгорода и в 410 км от Москвы, на правом берегу реки Теши, притоке Оки. Название города имеет эрзянское происхождение (эрзянский язык — один из мордовских языков финно-угорской семьи) и означает «милый» или «родная земля».

Арзамас был заложен как город-крепость в 1552 году по приказу Ивана Грозного. Однако официально город был основан только в 1578 году. Ему было «велено быть на государевой службе», и он сыграл важную роль в обороне юго-восточных границ России. В XVII веке через Арзамас шли пути из Москвы на юго-восток страны. В 1669-1671 годах он оказался одним из центров крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В XVIII веке Арзамас становится провинциальным городом, по численности населения лишь немногим уступая Нижнему Новгороду. Благодаря своему выгодному географическому положению, на пересечении десятка путей, Арзамас стал быстро развиваться. С середины XVIII века начинается «золотой век» Арзамаса, значительно увеличилось число его жителей, развивается торговля и промышленность. Арзамасские купцы быстро богатели.

Существующая ныне градостроительная структура Арзамаса сложилась в конце XVIII — первой половине XIX веков. В большом количестве возводятся церкви — к началу XIX века их насчитывалось 36, причем многие из них по размерам и богатству отделки не уступали московским.

С Арзамасом связаны имена многих выдающихся людей. Так, здесь родились Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский Иван Николаевич, 1867-1944), архитектор Коринфский М.П. (1788-1851), живописец-педагог Ступин А.В. (1776-1861). В 1901 году в Арзамасе отбывал ссылку Максим Горький, в этом городе в 1912-1918 годах жил Аркадий Гайдар.

Достопримечательности Арзамаса

В Арзамасе сохранилась историческая застройка XVIII-XIX веков: старинные купеческие дома, торговые ряды, храмы. Наиболее интересные объекты:

  • Спасский монастырь (XVII—XIX вв.)
  • Новодевичий Алексеевский монастырь (XVII—XIX вв.), ул. Советская
  • Жилой дом (нач. XVIII в.), Гостиный ряд, 7
  • Магистрат (сер. XVIII в.), Соборная площадь
  • Провинциальная канцелярия (1759 г.), Верхняя набережная, 10
  • Уездный архив (1759 г.), Соборная площадь, 15
  • Благовещенская церковь (1775—1788 гг.), пл. Сергия Страгородского, 1
  • Входоиерусалимская церковь (1777 г.), ул. Нагорная
  • Тихвинская церковь (1777 г.), Тихвинское кладбище
  • Церковь Живоносного источника (1796 г.), Соборная площадь
  • Казанская часовня подворья Саровской пустыни (кон. XIII в.), ул. Урицкого, 4
  • Биржа (кон. XVIII в.), ул. Урицкого, 15
  • Торговый комплекс (кон. XVIII — нач. XIX вв.), ул. Урицкого, 16
  • Смоленская церковь (1797—1852), ул. Ленина, 43
  • Знаменская церковь (1801), пл. Гагарина
  • Владимирская церковь (1802), ул. Ленина, 17а
  • Церковь Святого духа (1810), пл. Гагарина, 11
  • Воскресенский собор (1814—1841, арх. М. П. Коринфский), пл. Соборная
  • Торговые ряды (кон. XVIII в. — 1823 г.), Гостиный ряд, 1-33
  • Жилая застройка (кон. XVIII—XIX вв.): ул. Березина, 10; Верхняя набережная, 12, 14; ул. Володарского, 18, 19, 19а, 21; ул. Кирова, 28; ул. Коммунистов, 2, 13, 21; ул. Космонавтов, 16, 38; ул. Ленина, 31, 41, 49, 51; ул. К. Маркса, 12, 14, 26; ул. Первомайская, 1; Соборная пл., 2, 3, 4, 16; ул. Советская, 21, 34; ул. Ступина, 3; ул. Угодникова, 25
  • Здание в котором размещался трактир «Тройка» (нач. XIX в.), Мучной ряд, 4

Мои впечатления и фотографии Арзамаса

Как я уже писала выше, в Арзамасе мы оказались по дороге в Дивеево. Времени на знакомство с городом у нас было немного, поэтому мы ограничились беглым осмотром улиц из окна машины, да небольшой прогулкой по Соборной площади. Впрочем, и здесь нас поджидали свои открытия.

Было 11 мая, суббота Пасхальной недели. Повсюду звонили колокола, а на площади то и дело останавливались автобусы с паломниками, направлявшимися в Дивеево. В какой-то момент у меня даже стало мельтешить в глазах от всех этих юбок и платков.

Арзамас произвел на меня двойственное впечатление. Церкви, в целом, показались отреставрированными, а вот многие интересные старинные гражданские постройки — к сожалению, в запустении.

На Соборной площади выделяется красное здание Магистрата, или ратуши, построенное в стиле барокко в середине XVIII века. Сейчас в его стенах планируется создать музей Русского Православного Патриаршества.

Арзамас, Ратуша (Магистрат)

Как я уже упомянула выше, была Пасхальная неделя — в эти дни всем желающим позволяется подняться на колокольню и звонить в колокола. Звонили в церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник». Она была построена в 1794 году как теплый зимний храм.

Арзамас, церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

На колокольню вела деревянная лестница, временами казавшаяся весьма хлипкой. Нам повезло — народу было немного. Зато когда мы спускались, навстречу нам поднималась целая толпа паломников. Интересно, как они уместились на колокольне?

На колокольне церкви Живоносного источника

Вид с колокольни церкви Живоносного источника

На колокольне церкви Живоносного источника

Колокола церкви Живоносного источника

Вид с колокольни на Соборную площадь, Благовещенскую церковь и Спасо-Преображенский монастырь

В колокольне церкви Живоносного источника

Соборная площадь имела слегка взъерошенный вид — повсюду машины, люди, все движется в каком-то хаотичном порядке. Здесь же находится и рынок «Центральный», и всякие магазинчики, и городской парк имени Ленина, где на лавочках сидели товарищи с опухшими лицами. Бродили и попрошайки «Христа ради» (очень не люблю эту публику; еще когда старушки — ладно, а когда молодые девки, на которых пахать можно, милостыню просят, — это слишком). Прибавьте к этому стоянку машин и остановку автобусов.

Никольский монастырь в Арзамасе

У входа на рынок

Но самое сильное впечатление производит Воскресенский собор. Он не просто большой — он громадный. И при этом — очень пропорциональный. К сожалению, в нем фотографировать нельзя, поэтому придется вам поверить мне на слово — внутри он производит не менее сильное впечатление. Воскресенский собор был построен в 1814-1842 годах в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Проект собора выполнил архитектор Михаил Петрович Коринфский (1788—1851), уроженец Арзамаса, ученик архитектора А.Н.Воронихина.

Через поле (Выездновские луга) виднеется церковь Смоленской иконы Божией Матери (Смоленская церковь). Она построена в 1815 году, а вот колокольня — значительно раньше, в 1721 году.

Смоленская церковь (Выездное)

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Выездное)

Затем мы отправились в путь по дороге, ведущей в Дивеево. На выезде, в Выездном, мы сделали остановку — отсюда открывается красивый вид на Арзамас.

Церковь Живоносного источника и Воскресенский собор

Благовещенская церковь и Спасо-Преображенский собор

Дальше мы нигде не останавливались до самого Дивеево. Но о нем рассказ — в следующий раз. Продолжение следует…